В обители остаются иеромонах Антоний, казначей Никон, старцы Игнатий и Варлаам.Монахов было мало, основное занятие их – молитва. Земли - много, земельные угодья представляли собой леса, болота, луга - в поймах рек. Много труда нужно было вложить, чтобы распахать пашню и получить отдачу от неплодородной земли.Монахи и вкладчики были заинтересованы в освоении монастырских земель. В 1652 году верхкокшенгские крестьяне Прокопий Иванов и пасынок его Иван Олферов получают порядную - документ, разрешающий им занять двор умершего старца Устина и поставить там новую избу и сарай, владеть его земельными наделами, а также распахать новой пашни на монастырских землях столько, сколько смогут. На первые 3 года крестьяне – починочники освобождались от арендной платы. Порядную написал иеромонах Антоний Нешкин, подписали сам иеромонах и казначей пустыни Герасим. Прокопий и Иван были не первые поселенцы на монастырской земле, уже жили в новых починках (однодворных поселениях) крестьяне Михаил и Петр. Вотчина Спасской пустыни Если судить по документам, приведенным в Актах Холмогорской и Устюжской епархии, вотчина Спасской пустыни состояла из ближайшей деревни – Дурневской, да и та была в 15 верстах. Деревня стояла на правом берегу Кокшеньги и была куплена в 1657 году. В 1658 году строитель пустыни Сергей пишет челобитную царю Алексею Михайловичу, в которой монахи просят освободить от оброка и податей крестьян из деревни Дурневская, состоявшей из 4 дворов. После призыва на военную службу в 1653 году в деревне остались одни старые да больные, работать некому и оброк в монастырскую казну платить было нечем. В книге тарногского краеведа Андрея Андреевича Угрюмова «Кокшеньга» упоминается, что в 1687 году Соловецкий монастырь уступил Печенгской пустыни деревню Комлевскую с соляным заводиком. Но в это время пустынь была приписной к Маркушевскому Николаевскому монастырю, так что истинным владельцем соляного заводика был Маркушевский монастырь. Упразднение пустыни В 1744 году пустынь имела всего 5 душ крестьян.Митрополит Евгений Болховитинов (вологодский епископ с 1808 по 1813 год) в «Описании монастырей Вологодской епархии» пишет, что Печенгская Спасская пустынь упразднена раньше 1764 года.

http://sobory.ru/article/?object=53874

Феоктиста, архиепископа Тверскаго (†1609) Ермогена, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси (†1612) Мисаила, архиепископа Рязанскаго (†1655) Иосифа, митрополита Астраханскаго (†1672) Никифора иеромонаха, Крымскаго (†1730) Констанция Русскаго (†1743) Никиты славянина, иеромонаха Пантелеимонова монастыря, Афонскаго (†1808) и всех прочих святых священномучеников Российских, за веру во Христа и Церковь Христову страдания претерпевших Святых преподобномучеников Российских Моисея Угрина, Киево-Печерскаго (†ок. 1031 † 1043) Григория чудотворца, Киево-Печерскаго (†1093) Евстратия Киево-Печерскаго (†1097) Климента, игумена Киево-Зверинецкаго, и иже с ним (†ок. 1097) Феодора и Василия Киево-Печерских (†1098) Анастасия диакона, Киево-Печерскаго (XII) Иоасафа Снетогорскаго и Василия Мирожскаго и с ними Иосифа и Константина пресвитеров, Псковских (†1299) Григория и Кассиана Авнежских (†1392) Антония, инока Чудовскаго, Московскаго (†1451) Саввы и Вениамина, игуменов Железноборовских (XV) Ефрема, Дионисия, Иеронима и Исаакия Обнорских (XVI) Адриана Ондрусовскаго (†1549) Адриана Пошехонскаго (†1550) Корнилия и ученика его Вассиана Псково-Печерских († 1570) Геласия игумена, Новгородскаго (†1570) Агапита Маркушевскаго (†1584) Ионы, Гурия и Германа Печенгских, Кольских († 1590) Григория священноинока (до XVII) Даниила, игумена Грехозаруцкаго, и с ним тридесяти преподобномучеников и двухсот мучеников мирян, Углечских († 1608) Константина, игумена Новоторжскаго с братиею († 1609) Анастасии игумении и с нею тридесяти пяти сестер монахинь, Углечских (†1609) Антония игумена Покровскаго, Герасима архимандрита, Евфимия и Варсонофия священноиноков и братий иноков Макария, Матфия, Вассиана, Гурия, Иова, Илариона, Иова, Акакия, Онуфрия, Иосифа, Геронтия, Леонтия, Тихона, Филарета, Геласия, Иосифа, Вассиана, Христофора, Серапиона, Германа, Маркелла, Никиты, Арсения, Феодосия, Ионы, Иуды, Симеона, Михаила, Иоанна, Макария, Маманта, Григория, Никифора, Илариона, Афанасия, Полиевкта, Космы и с ними тысячи мучеников мирян, Углечских (†1609)

http://pravoslavie.ru/2368.html

преподобным Нифонтом; б) Тотпемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске – первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых – Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний – детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла – благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г. постриженником Пыскорского монастыря преподобным Трифоном на иждивение местных граждан, которые исходатайствовали для того грамоту у царя Иоанна Васильевича. III Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

См. Кольско-печенский монастырь. Печенская Спасская пустынь Мужская, упразднённая ещё до Штатов 1764 года. Находилась в Архангельской, а потом в Вологодской Епархии в Важском, а после – в Тотемском уезде на верховье реки Печенги в Верхо-Кокшенской волости, от Вологды к северо-востоку в 354 вёрстах, а от Тотьмы к северо-востоку же в 100 вёрстах. При переписи 1678 года принадлежала она к Новгородской Епархии, и была в ней церковь во имя Всемилостивого Спаса. До Штатов была она приписной к Маркушевскому монастырю, отстоявшему от неё к югу на 50 вёрст. Когда и кем была основана, неизвестно, а вероятно выходцами из Грязовецкого Печенского монастыря. Настоятельство было там Строительское, крестьян 5 душ, строения все деревянные. После Штатов монастырская церковь обращена в приходскую и определён один Священник с причтом. См. Любопытный месяцеслов за 1795 год, стр. 179 и Спасскую пустынь в Верхне-Кокшенской волости. Печенский Грязовецкий Спасо-Преображенский монастырь Мужской. Находился в Вологодской Епархии в Грязовецком уезде от Вологды к юго-востоку вёрстах в 20, а от Арсеньева монастыря вёрстах в 8 на речке Печенге. Этот монастырь основан около 7000/1492 года Преподобными Авраамием и Коприем, коих мощи и доныне в монастырской церкви под спудом почивают. Настоятельство там до Штатов 1764 года было Игуменское, строения все деревянные, а крестьян во владении считалось 227 душ. После Штатов монастырская церковь обращена в приходскую села Спасского, и определён один Священник с причтом. Печерский Вознесенский Нижегородский монастырь См. Нижегородский Вознесенский Печерский. Печерский Киевский монастырь См. Киево-Печерская Лавра. История Российской Иерархии, ч. II, стр. 1 PDF стр. и далее. Печерский или Псковопечерский монастырь Мужской Псковской Епархии 1 класса. Находится в бывшем Печерском уезде на устье ручья Каменного расстоянием от Пскова к северо-западу в 56, от озера Псковского к югу в 18 вёрстах от реки Пимжы, впадающей в озеро Псковское к западу в 10 саженях при безуездном городе Печоре; название своё монастырь Печерский имеет от пещер, ископанных в горе над рекой Каменцем, и внутри оного находящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Тарногский Городок. Храмовый комплекс Шевденицкого прихода. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1625 и 1888. Адрес: Вологодская область, Тарногский район, Тарногский Городок Координаты: 60.49825, 43.5689 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Современное местоположение: с. Тарногский Городок, Тарногский р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Тотемский уезд, Вологодская губерния. Шевденицкая Богоявленская церковь, 1888 года, каменная. Престолы в честь: Богоявления - главный, свт. Василия Великого, прп. Симеона Столпника, вмц. Параскевы Пятницы. Шевденицкая Николаевская церковь, 1625 года, деревянная. Престол в честь свт. Николая Чудотворца архиепископа Мирликийского. Приходское попечительство было открыто в 1873 г., председателем избран местный священник Василий Заостровский. Деревянный храм утрачен полностью, от каменного сохранилась трапезная часть. Село Тарногский Городок. Шевденицкий погост на Городище. На Тарногском городище рапологалось две церкви: каменная Богоявленская Шевденицкая, 1888 года, и Николаевская Шевденицкая, деревянная 1625 года постройки. Николаевская церковь привлекла внимание И.Э. Грабаря необычной трактовкой традиционных приемов построения шатрового храма: «…В своей нижней части она ничем не отличается от обычной шатровой церкви, крестообразной по плану с восьмериком в центре, рубленым «по-круглому», и только верх ее представляет значительное отступление. Над повалом главного восьмерика введен округлый переход к меньшему восьмерику, увенчанному обычным шатром…» Подобный округлый переход, крытый лемехом, использовался и в архитектуре ближайшего Маркушевского Никольского храма.Логично предположение, что данная форма появилась при одной из перестроек храма. Однозначный ответ на этот вопрос мы не узнаем: деревянный храм был утрачен, в каменном организована общественная баня, а территория Городища разделена на участки и застроена жильем. Поблизости от городища построен новый деревянный храм. Пьянкова Н.С. Исчезающие храмы Тарноги Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=34995

Севастиан Сохотский , Пошехонский, прп. (26 февраля/11 марта; 23 мая/5 июня [Ростов.]; 18/31 декабря) Селафиил , архангел (8/21 ноября) Серапион Новгородский , архиеп. (16/29 марта) Серапион Псковский , Спасо-Елеазаровский, прп. (15/28 мая; 7/20 сентября) Серафим Вырецкий , прп. (22 марта/4 апреля) Серафим Казахский , исп., иеромонах (29 июля/11 августа) Серафим (Чичагов), митр., сщмч. (28 ноября/11 декабря; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]) Серафим Саровский , прп., чудотворец (2/15 января; 19 июля/1 августа) Серафима дева , мц. (29 июля/11 августа) Сергий Валаамский , прп., чудотворец (11/24 сентября; 28 июня/11 июля) Сергий Обнорский , Нуромский, Вологодский, прп., чудотворец (7/20 октября) Сергий Петроградский , архим., сщмч. (в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.]; 31 июля/13 августа) Сергий Радонежский , игумен, всея России чудотворец, прп. (5/18 июля; 25 сентября/8 октября) Сергий Римлянин , Росафский, мч. (7/20 октября) Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах (19 мая/1 июня) Сибирских святых собор (10/23 июня) Сила (Силос), ап. от 70-ти, еп. Коринфский, сподвижник ап. Павла (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Силуан Афонский , прп. (11/24 сентября) Силуан Печерский , схимонах, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (10/23 июня; 10/23 июля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Силуан , ап. от 70-ти, еп. Солунский (Фессалоникийский), сщмч. (4/17 января ап.]; 30 июля/12 августа) Сильвестр Обнорский , Пошехонский, прп. (25 апреля/7 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Сильвестр I Римский , папа (2/15 января) Симеон Богоприимец , прав. (3/16 февраля) Симеон Верхотурский (Маркушевский), прав. (12/25 сентября; 18/31 декабря) Симеон (Стефан) Мироточивый , царь Сербский (13/26 февраля) Симеон , Новый Богослов, прп. (12/25 марта) Симеон Палестинский , Емесский, прп., Христа ради юродивый (21 июля/3 августа) Симеон Столпник , Антиохийский, архим., прп. (1/14 сентября) Симеон Столпник , Дивногорец, Младший, пресвитер (24 мая/6 июня) Симеон , ап. от 70-ти, сродник Господень по плоти, еп. Иерусалимский, сщмч. (4/17 января ап.]; 27 апреля/10 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нюксеница. Церковь Агапита Маркушевского. церковь Преподобного Агапита Маркушевского Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Нюксеница. Агапита Маркушевского церковь Название Нюксеница получила от реки Нюксеницы, делящей село на две неравные части. Церковь Агапита Маркушевского в посёлке Нюксеница Вологодской области. Деревянная шатровая церковь с шатровой колокольней, построена в 2001-2008 гг. на средства благотворителей. http://orthomap.ru/mesto9483 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=10874

1053. Печенгская или Печенская – Спасская, мужская пустынь, ныне село Монастырь или Баклановское, Вологодской губ., в сев.-вост. части Тотемского у., Шевденицкой волости, близ границы Вельского у., верстах в 150 от Тотьмы, при рч. Печенге, принадлежащей к верховьям рч. Кокшенги и Илеза. По переписи 1678 г. в ней была церковь во имя Всемилостивого Спаса, до издания штатов состояла приписною к Николаевскому – Маркушевскому мон., лежавшему верстах в 50 к югу, и в 1764 г. обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.», V, 542, Строев, “Спис. иерар. и настоят.», 772, 37; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. I, 151 (в 1744 г. имела 5 душ. крест.). 1054. Печенгский или Печенский – Спасо – Преображенский, мужской, ныне погост Владимирско-Печенгский, Вологодской губ. и уезда, Несвойской волости, в 21 вер. к зап. от Вологды и в 8 вер. к вост. от погоста Арсеньевой Пустыни, при рч. Печенге, впадающей в р. Вологду с правой стороны. Основан в 1492 г. преп. Авраамием и Коприем, мощи коих почивают под спудом в нынешней приходской церкви; память их чтится 4 февраля. Монастырь обращен в приход в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», V, 543; Ратшин, 70; “Словарь ист. о свят.», 8; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 129, 263; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 762, 21; “Акты юридич.», 216 (Платежная 1633 г. в кормовых деньгах); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 48; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 147 (в 1744 г. имел 227 душ крест.), Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 42 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 895 (перечень монаст. деревень, поставляв. в 1722 г. подводы под Государя); III, прилож., LXXV, XXV (в 1678 г. имел крестьян 46 двор., а в 1710 г. 42); VI, 1726 г., 193 (состоял приписным к Спасо-Прилуц. м-рю). 1055. Печерский – Вознесенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), Нижегородской губ. и уезда, близ самого города, на правом берегу Волги, между Нижним и слободою Старыми Печерами. До 1597 г. находился на горной крутизне Волги, в 2 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Верхнекокшенгский Погост. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Верхнекокшенгский Погост. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского. Деревянная теплая однопрестольная кладбищенская церковь освящена в 1798 году во имя Афанасия Александрийского, в 1913 году опушена тесом и побелена. Македонская Н.М. Церковные приходы, бывшие на территории Тарногского района Вологодской области Деревянная ярусная церковь. Четверик храма был увенчан тремя убывающими по ширине восьмериками и главкой.  Ярусный храм с прирубленной с запада трапезной и крыльцом «на выносах». Три восьмерика на четверике. Особое внимание ему уделила и императорская археологическая комиссия. За этими официальными фразами стоит рукотворное чудо.Вглядываясь в фото из «Истории русского искусства» И. Э. Грабаря, поражаешься, насколько органична взмывающая ввысь пирамида восьмериков храма над высоким берегом реки. Пожалуй, из всех Тарногских храмов этот - самый яркий пример умения древних зодчих выбрать место - и, хочется сказать, время - для существования своего творения. Но нет того чуда. Как нет и всего этого многообразия: не удивляет своими необычными башенками Верховская церковь, не слышно колокола над Городищем Ивас, не замирает дыхание на берегу Кокшеньги от величия Спаса, распаханы древние валы, защищавшие предков, шумят деревья на месте Маркушевского монастыря, и даже башни ограды приняли общую участь…Нет того величья. Сохранились лишь крупицы былого мастерства. Пьянкова Н. С. Исчезающие храмы Тарноги Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=37960

Все храмы Николая Чудотворца Великорецкого образа (7 всего, 7 на карте) Вологодская область Тарногский район. Заречье (Маркуша, Подмонастырское). Николая Чудотворца Великорецкого образа бывшего Агапитова Маркушевского Никольского монастыря, церковь Кировская область Кирово-Чепецкий район. Кирово-Чепецк. Никольский женский монастырь. Домовая церковь Великорецкого образа Николая Чудотворца Юрьянский район. Монастырское. Великорецкого образа Николая Чудотворца, часовня Кильмезский район. Кильмезь. Николая Чудотворца Великорецкого образа, часовня Пермский край Суксунский район. Брехово. Николая Чудотворца Великорецкого образа, церковь Украина, Сумская область Конотопский район. Путивль. Николая Чудотворца, церковь г. Москва Центральный административный округ (ЦАО). Тверской. Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, собор (с приделом Николая Чудотворца Великорецкого образа) --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=343

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010