– Где те девы, о мученической кончине коих было открыто тебе в видении? Узнав, где находится их жилище, она пришла к ним, с любовью приветствовала их и пробыла у них одну ночь, ведя с ними душеспасительную и исполненную божественной любви беседу, в которой возбуждала их мужественно, до крови, постоять за Жениха своего – Христа. Увидав в дому священника мощи святого мученика Христова Хрисогона, своего любимого учителя, Анастасия долгое время плакала над ними, обливая их слезами и поручая себя молитвам сего святого. После сего она снова вернулась в город Аквилею, и там продолжала совершать обычное свое служение узникам Христовым, заключенным в темницах, помогая им от своего имущества. Действительно все так и произошло, как сказал в видении святой Хрисогон священнику Зинону: спустя десять дней сей святой пресвитер преставился ко Господу, а три святые девы Агапия, Хиония и Ирина были схвачены и отведены к императору Диоклетиану на мучения. Увидав их, император, спросил: – Какое безумие научило вас последовать жалкому и скверному заблуждению, унижая справедливый закон наш и презирая, как нечто нечистое, наших богов? Но так как я вижу, что вы знатного рода, молоды и прекрасны, то, сожалея вас, советую вам пощадить себя. Отрекитесь от вашего Христа и принесите жертву богам, и я дам вам из своей свиты трех юношей знатного рода, вполне достойных вашей красоты, чтобы вы имели славных мужей, ради которых и сами будете в почести. На сии царские прельщения ответила старшая сестра, святая Агапия: – Царь, тебе надлежит заботиться о народных делах, о иноплеменниках, о войсках, а ты говоришь многое несправедливое, унижая Живого Бога, помощь Коего тебе весьма необходима и благость Коего долготерпит о тебе; ты же Его хулишь. Тогда Диоклетиан сказал: – Сия девица безумна; приведите ко мне другую. После того к нему привели ее сестру, святую Хионию, которая сказала царю следующее: – Моя сестра, царь, не безумна. Наоборот, рассуждая здраво, она показала неправоту твоего увещания – поклониться идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

16-е Святых мучениц трёх сестёр: Агапии, Хионии и Ирины Во время гонения, воздвигнутого Диоклитианом, когда все темницы Римские были переполнены христианами, утешителем и наставником их был старец Хрисогон. Он неутомимо бодрствовал над теми, кому предстояло трудное испытание, он приготовлял их к мученическому подвигу. – Не могло утаиться от гонителей такое влиятельное противодействие их стараниям истреблять христиан. Хрисогон был взят и предан смерти (пам. его 22-го декабря). Обезглавленное его тело было брошено на берегу моря. Близ этого места жил христианский священник Зоил, и по соседству с ним проводили уединённую, благочестивую жизнь три сестры – девы: Агапия, Хиония и Ирина. Пресвитер Зоил, узнав – чьё тело лежит непогребённым, взял его и сохранил у себя в доме. В 30-й день по кончине мученик Хрисогон явился во сне пресвитеру и сказал ему: «да будет тебе известно, что в течение следующих девяти дней три живущие близ тебя девы будут взяты на мучение. Скажи рабе Божией Анастасии 217 , чтобы она позаботилась о них и приготовила их к предстоящему им испытанию и мученической кончине... И о себе самом будь спокоен: скоро ты примешь от Господа воздаяние за труды твои и упокоишься со святыми... Подобное же сновидение имела и Анастасия. Она узнала, где живут три сестры христианки, поспешила к ним и провела с ними всю ночь в беседе и приготовлении их к предстоящему им подвигу. Недолго пришлось им оставаться в ожидании его... Молодые девушки были взяты за исповедание веры Христовой и заключены в темницу. Молодой возраст их, казалось, подавал надежду, что не трудно будет склонить их к отречению от веры, и потому не пренебрежено было никакими увещаниями, ни блистательными обещаниями, ни угрозами, наконец, чтобы подействовать на них в желанном смысле... Но умудрённые свыше христианки сумели неопровержимо возразить на все богопротивные увещания; проникнутые верой в будущую вечно-блаженную жизнь, они не могли прельститься обещанием земных радостей; носящие в душе Бога не переставали за призраками угроз, видеть Его же образ, обещающий вечное блаженство не отступающим от Него...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Память святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима Святой Аристарх, о котором упоминается в книге Деяний Апостольских (Деян.19:29) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (Кол.19:29) и к Филимону (Фил.1:24), был епископом в сирийском городе Апамее Святой Пуд, о коем говорит апостол Павел во втором послании к Тимофею «Приветствуют тебя Еввул и Пуд» (2 Тим.4:21), был членом римского сената Будучи благочестивым и добродетельным человеком, он принимал в доме своем святых апостолов, Петра и Павла; у него также собирались и другие верующие для молитвы, так что его дом впоследствии обратился в церковь, получившую наименование «Пастырской». Предание говорит, что в этой церкви священнодействовал сам апостол Петр. Святой Трофим, о коем упоминает книга Деяний Апостольских (Деян.20:4) и апостол Павел в том же втором послании к Тимофею в таких словах: «Трофима же я оставил больного в Милите» (2 Тим.4:20), вместе с апостолом Пудом и Аристархом сострадал с апостолом Павлом при всех бывших на него гонениях. Все упомянутые три апостола скончались в Риме вместе с апостолом Павлом будучи усечены мечем по повелению императора Нерона Память святых мучениц Василиссы и Анастасии Просвещенные верою христианскою святыми апостолами Петром и Павлом, святые Василисса и Анастасия посвятили себя на служение Господу, погребая тела святых мучеников, умерщвляемых за Христа. Когда императору Нерону было донесено о них, то, по повелению его, они были взяты воинами и заключены в темницу. После того они приняли многие мучения за Христа: их били без милосердия, строгали железом, опаляли свечами, но они оставались твердыми и непреклонными в вере христианской. Наконец, им усечены были главы после чего они отошли ко Господу, чтобы предстать пред Ним на небесах в сонме прочих святых мучеников и мучениц. Память 16 апреля Страдание святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины Когда император Диоклитиан находился в итальянском городе Аквилее ему было возвещено из Рима, что все римские темницы переполнены христианами, которые хотя и предаются многоразличным мучениям, однако не отрекаются от своего Христа. Они все имеют учителем Хрисогона и слушают его, твердо держась его учения. В ответ на это известие Диоклитиан повелел предать смерти всех христиан, кроме одного Хрисогона, которого велел привести к себе на мучение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни паши - ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено - молитва Иисусова, которая освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей, искушений…Потом вот еще что. В Великую Субботу перед Светлой заутреней я был около Батюшки. Вот Батюшка мне и говорит:- Вы, быть может, заметили, что я теперь стал к Вам строже. Мне, когда я был пострижен в рясофор, о. Анатолий в свое время сказал так: " Теперь для вас начинается новая жизнь. И какое дает себе направление и настроение монах в первое время по пострижении в рясофор, то останется у него до гроба " .- Вот как,- я говорю,- а я думал, что настоящая монашеская жизнь начинается с пострижения в мантию.- Да, время пострижения в рясофор имеет великую важность в жизни монаха. Поэтому вам надо быть теперь особенно внимательным к себе и избегать смехотворства, это я вам говорю. 1910 г. Май Часть первая. Дневник 1910 год Май1 мая. Фомина суббота Вчера бдение провели у Батюшки. Сегодня ходил к ранней обедне в монастырь, а сейчас только что вернулся с крестного хода на Пафнутиев колодец.Погода чудная. Все ликует. На небе ни облачка. Скит просто радует. Красота.2 мая День прошел тихо. Читал преп. Марка-подвижника.6 мая 3 мая в понедельник вечером Батюшка оставил меня у себя. Батюшка сказал, что когда он был послушником, всеми гонимым и презираемым, настроение его было более радостное и светлое, чем теперь… Теперь ему приходится читать иные книги - книги душ человеческих. Затем Батюшка говорил мне:- Не слушайте врага, внушающего вам, что впереди то время, когда вы по-настоящему займетесь чтением. Для вас теперь-то и идет самое учение.13 мая Однажды Батюшка спросил меня:- Когда вас постригали в рясофор?- 16 апреля.- Каких святых?- Св. муч. Ирины, Агапии и Хионии.- Что значат эти имена?Я посмотрел:- Агапия - любовь, Ирина - мир, Хиония - снежная.- Это значит, что вы должны иметь, по слову апостола, мир и святыню со всеми.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1386...

15. Страдание св. Саввы Готфскаго (372 г.). От Симеона Метафраста и великия минеи-четъи. – В «Деяниях Святых» 12 апреля греческий подлинник, в прибавлении стр. 966., и латинский перевод сего сказания р. 86. Тоже у Руинарта Т. 3. р. 383. Описание мученичества св. Саввы, переведенное в четьих-минеях, есть не что иное, как окружное послание Готфской Церкви к Церкви Каппадокийской и всем Кафолической Церкви Христианам о страдании св. Саввы, подобное посланию Церкви Лионской о ее мучениках и Смирнской о св. Поликарпе. Оно было известно еще св. Василию В., как можно видеть из его писем. 164. 165. 16. Страдание св. мучениц триех дев, сестр Агапии, Хионии и Ирины (304 г.). От Метафраста. – Согласно с сказанием помещенным в «Деяниях Святых» из жития св. Анастасии узорешительницы. Апреля 3. стр. 245. – Но есть и отдельное сказание о мученичестве святых сестр, почерпнутое из судебных записей Ruinart. Т. II р. 400. Судебными записями подтверждается сказание, заимствованное из жития св. Анастасии, в такой мере, в какой обстоятельства дела могли быть записаны пред судом и притом языческим. Перевод сего древнейшего памятника известен и по славянским рукописям (напр. в четьи-минее М. Д. А. на апрель). 18. Страдание св. Иоанна новаго в Константинополе от Махометан страдавшаго (16 в.). Не сказано, откуда. – «В Деяниях Святых» то же самое сказание в лат. переводе из греческой Анфологии, 18 апреля, стр. 610. Сочинитель сказания, почти буквально переданного в четьих-минеях, под конец говоря о спасительном действии примера твердой веры св. Иоанна на современников и потомков, замечает: «многие из нас возбуждены и примером его укреплены к тому, чтобы не изменять своей вере так легко, как прежде.» В минее греческой на апрель месяц (18 ч.) замечено, что св. Иоанн пострадал 1526 г. 22. Житие Преподобнаго Феодора, Архимандрита Сикеотския обители, Епископа Анастасиупольскаго (613 г.), списанное учеником его Елевсием, из негоже зде вкратце, и от Метафраста, и великия минеи-четьи. – В «Деяниях Святых» латинский перевод греческого Елевсиева жизнеописания апреля 22, стр. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Через десять лет со времени гибели Агапии, Ирины и Хионии император Константин Великий провозгласил христианство законной религией в Римской империи. «Мы, заботясь о благе и пользе подданных, решили предоставить как христианам, так и всем прочим гражданам полную свободу жить в той вере, в какой кто хочет и которую считает наилучшей для себя самого, чтобы высшее Божество было благорасположено к нам и ко всем, которые находятся под властью нашей, и чтобы оно могло и далее дарить всем нам Свою милость и благосклонность», — гласил Миланский эдикт, принятый в июне 313 года. Началась новая эпоха. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ Источники Акты сцилийских мучеников. Аврелий Августин, блж. Исповедь. Апулей. Метаморфозы. Флориды. Афинагор. Афинагора Афинянина философа христианское прошение о христианах. Василий Великий, свт. О Святом Духе. К Амфилохию, еп. Иконийскому. Григорий Нисский. Слово о жизни святого Григория Чудотворца. Григорий Чудотворец (Неокесарийский), свт. Благодарственная речь Оригену. Двенадцать глав о вере. К Феопомпу, о возможности и невозможности страданий для Бога. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Дион Кассий. Римская история. Ермий. Ермия философа осмеяние языческих философов. Игнатий Антиохийский, сщмч. Послания. Иероним Стридонский, блж. О знаменитых мужах.  Иоанн Златоуст. Похвала св. мученику Игнатию Богоносцу. Иустин Философ. Апология 1. Апология 2. Разговор с Трифоном Иудеем. Киприан Карфагенский, сщмч. О единстве Церкви. Письмо к Калдонию Гуркулану об отлучении Фелициссима. Письмо к мученикам и исповедникам, просившим даровать мир падшим. Письмо к народу. Письмо к Рагациану о дьяконе, оскорбившем епископа. Письмо к Сукцессу о возвращении послов из Рима с известием о гонении. Послание к Донату о благодати Божией. Лактанций. О смерти гонителей. Марк Минуций Феликс. Октавий. Марциал. Книга зрелищ. Мелитон, епископ Сардийский, свт. Речь Мелитона философа, которую он держал перед императором Антонином, чтобы научить его познанию Бога и показать ему путь истины. Страдание святых мучеников Перпетуи, Фелици-таты, Сатура, Сатурнина, Секунда и Ревоката. Мученичество святаго Игнатия Богоносца. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Утешиться разве в этом фатальном явлении исторического единоборства религий на Востоке, видимо неблагоприятного нам, тем, что не в лучшем виде сохраняются и те из святынь, которых не коснулось магометанство. Таковою показалась нам церковь св. Феодоры, Бог весть, как избывшая чести попасть в триумф победоносного Ислама. Когда-то при церкви был монастырь, в котором и подвизалась святая, давшая ему своё имя. Так, по крайней мере, уверяют заведывающие церковью. Известны две святые сего имени, обе именуемые Солунскими, и обе причисляемые к лику преподобных. Первая, празднуемая 5 апреля, прославилась чудом, повторившимся потом в наших киевских пещерах. Когда, вдолге по её кончине, умерла игуменья монастыря, в котором она жила, и когда хотели положить тело её в могилу Феодоры, она подвинулась и дала место игуменье. Когда жила она, неизвестно, и где именно жила, определённо не указывается. Могла быть из Солуня (π Θεσσαλονκης), а жить и скончаться совсем в другом месте. Вторая Феодора, родом с острова Эгины, подвизалась в X веке, и жила вместе со своей дочерью Феопистою в одном из Солунских монастырей. При жизни известна стала терпеливым исполнением в течение 15 лет наложенной на неё игуменьею епитимии, не говорить с дочерью, живя с нею в одной келье, а по смерти – подобным Великомученику Димитрию, мироточением. Этой самой Феодоры святые мощи, конечно, хранятся и показываются теперь в церкви сего имени. Тут ли стоял монастырь, в котором она подвизалась, ни утверждать, ни отрицать сего нет прямого основания. На вопрос мой, нет ли в городе церкви св. Матроны, или не сохраняется ли хотя память её, привязанная к какому-нибудь месту, мне отвечали молчанием. Святая тоже называется Солунскою. Судя по древнему рассказу о чуде св. Димитрия спасшего город от нападения (которого из многих?) Склавинов, церковь св. Матроны находилась за городом в поле. Там примечены были жителями на рассвете дня с городских стен «варвары». Побиты же были у церкви св. мучениц Хионии, Ирины и Агапии, которая находилась по близости городских стен.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

На этом месте их схватили и привели к гонителю. Благодаря этому они получили нетленный венец, ибо до самой смерти возлюбили Владыку и до конца последовали Его заповедям. Одна из них, хранившая чистоту и свет крещения по слову пророка: “Омыеши мя, и паче снега убелюся”[ 8 ], именовалась Хионией [то есть Снежной ]. Другая, имевшая дар мира от Спасителя и Бога нашего и являвшая его всем по святому речению: “Мир Мой даю вам”[ 9 ], называлась Ириной [то есть Миром ]. А та, которая стяжала совершенство в увещевании и обладала любовью от всего сердца к Богу и к ближнему, как к самому себе, ибо святой апостол говорит: “Цель же увещания есть любовь”[ 10 ], звалась в соответствии с этим Агапией [то есть Любовью ]. Всех этих трех жен, приведенных к нему и не пожелавших принести жертвы, правитель приговорил к сожжению — [это случилось], чтобы через привременный огонь они победили послушного правителю диавола и все его воинство поднебесных бесов, получили чистый венец славы и вместе с ангелами стали вечно славить Даровавшего им Свою милость Бога. А записи случившегося с ними приведены ниже. Когда правитель Дулкитий[ 11 ] сел на трибунале, комментарисий[ 12 ] Артемисий сказал: — Если прикажешь, то я прочту, какое известие о представших [перед судом] послал местный стационарий[ 13 ] Твоему Счастью. — Прочти, — сказал правитель Дулкитий. И по порядку было прочитано: — Тебе, мой владыка, Кассандр бенефициарий[ 14 ]. Знай, господин, что Агафон, Ирина, Агапия, Хиония, Кассия, Филиппа и Евтихия не захотели вкусить от священных жертв — их я и препровождаю к Твоему Счастью. Правитель сказал им: — Что это за безумие? Почему вы не подчиняетесь эдикту наших боголюбивейших императоров и цезарей[ 15 ]? И он сказал Агафону: — Почему, приступив к святыням, как и благочестивые, ты не вкусил от них? Агафон: Потому что я христианин. Правитель Дулкитий: Ты и по сей день остаешься им? Агафон: Да. Дулкитий: Что ты скажешь, Агапия? Агапия: Я верую в Бога Живого и не хочу погубить свою совесть. Правитель Дулкитий: Что ты скажешь, Ирина? Почему ты не подчинилась указу наших владык императоров и цезарей?

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatyi...

В притворе храма близ арки с левой стороны внизу медная доска, скрытая киотом, на котором надпись: 1747 году Марта 31 дня по полуночи в 5 часу на память Преподобного Отца Ипатия преставися раб Божий лейб гвардии Семеновского полка каптенармус Николай Петрович Соковнин, жития его было 29 лет 1 месяц 10 дней, а память его Мая 9 дня, погребено тело при гробе матери его Пелагии Афанасьевны против сей таблицы». Надпись над могилою Московского Главнокомандующего генерал-аншефа В. Я. Левашова В притворе же, близь западной двери, небольшая медная доска с надписью: «1746 году Мая 30 дня преставися раба Божия Елена Григорьевна, супруга морского Флота капитана Михаила Петровича Власова, урожденная Васильчикова, погребено тело ее всей обители идучи от нижней теплой церкви в западные двери пряма к святым воротам на левой стороне расстоянием от тех западных дверей в 7 сажен». В дополнение к этой, на внешней стене церкви, близ входных дверей в верхний храм, помещена другая медная же доска с надписью: «Лета 1746 года Мая в 30 день против сего погребено тело представившейся рабы божией флота капитана первого ранга Михайлы Петровича Власова супруги Елены Григорьевны урожденной Васильчиковой, родившейся в 1708 году Мая 13 дня, итого жития ее было 37 лет 11 месяцев 18 дней». Другие надписи на наружных стенах храма сделаны на камне и, как уже замечено, частью стерлись, частью сравнены штукатуркой и, наконец, засыпаны землей. Лучше других сохранились две надписи. Одна на западной стене, под крытой галереей, следующая: «Имущеся долг внити до гроба реку, да приимет мя земная утроба, Иже отшедше света мимо грядуща На 10 число Октобрия по утру текуще. Аз есмь Володимерова дочь. Бдящи ко утру, но постиже мя нощь Радовалася о дни тезоименитства мое(го) Егда ожидала того празднуемого Горних дев Агапии, Ирины и Хионии, Апреля 16 дня, иже ликуют в раю онии. Даруй же ныне Боже путь сей прейти благо Ради Заступницы нашей Щедрой Богородицы Ангел и Хранитель и прочих святых лицы Последнее же молю да получу прощение, есмь....

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 2-я пол. XIV-haч. XV вв. (ГЭ) [Фармаколитрия; греч. Αναστασα Θαρμακολτρια] († 290 или 304), вмц. (пам. 22 дек., пам. зап. 25 дек.), пострадала при имп. Диоклетиане . Согласно житию Симеона Метафраста (кон. X в.), А. У., дочь знатных жителей Рима Претекстата и Фаусты, была отдана матерью-христианкой на воспитание св. Хрисогону , к-рый укрепил ее в христ. вере. После смерти матери ее выдали замуж за язычника Публия (Помплия), но и в замужестве она хранила девство, ссылаясь на неизлечимую болезнь; тайно от мужа А. У. посещала темницы и ухаживала за узниками-христианами. Публий, узнав об этом, стал жестоко притеснять ее, а после смерти Претекстата задумал завладеть ее наследством; вскоре он был отправлен с посольством в Персию и погиб при кораблекрушении. После смерти мужа А. У. отправилась странствовать, посещала темницы, помогала заключенным христианам, употребляя на их нужды свое имущество. Узнав из видения о грядущей мученической кончине Агапии, Хионии и Ирины , святая укрепляла их дух перед арестом. Однажды, придя в темницу и узнав, что все христиане казнены по приказу имп. Диоклетиана, А. У. громкими рыданиями выдала свою приверженность христ. вере. Ее отправили к наместнику пров. Иллирик Флору, а затем к императору, к-рый из уважения к ее знатному роду отложил казнь, поручив жрецу при храме Юпитера Ульпиану принудить А. У. к отречению от Христа. Ульпиан предложил святой выбор: драгоценности или орудия пыток, когда же она без колебаний выбрала последнее, долго пытался уговорить ее вернуться к язычеству. Поняв тщетность своих намерений, Ульпиан хотел осквернить ее чистоту, но, не успев прикоснуться к ней, ослеп и вскоре умер. А. У. осталась на свободе и поселилась у христианки Феодотии , но ее муж-язычник отправил А. У. в темницу, а свою жену и детей от первого брака обрек на мученическую смерть. Находясь в темнице, А. У. дважды по 30 дней подвергалась пытке голодом, оставаясь живой и невредимой. Тогда ее вместе с др. узниками, приговоренными к смерти, решили утопить, посадив на корабль, в днище к-рого были проделаны отверстия. Чудесным образом корабль поплыл к берегу, а у кормила его А. У. и христианин Евтихиан увидели мц. Феодотию. Все спасшиеся 120 узников приняли Крещение и были казнены; А. У. растянули между 4 столбами и сожгли.

http://pravenc.ru/text/114938.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010