16. Суббота 2-й седмицы по Пасхе. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Служба мучениц не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Триоди. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и мучениц, глас 4-й – 3. «Слава» – праздника Триоди, глас 6-й: «Дверем заключенным...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди (воскресные), глас 1-й (с припевами воскресными). «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 5-й: «Человеколюбче, велие и безприкладное...». По Трисвятом – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (единожды). Примечание. В течение всего периода Пятидесятницы субботние каноны о усопших, текущего гласа из Октоиха, поются в пятницу вечером на повечерии вместе с четверопеснцем Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В пяток 2-я седмицы по Пасце вечера», «зри»). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Триоди. Примечание. По субботам периода Пятидесятницы седальны по кафизмах поются только из Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «О субботах Пятдесятницы», 5-е «зри»). «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском и Богородицы: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мучениц на 4. В храме святого: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и мучениц на 4. Примечание. Каноны Господского или Богородичного храмов не поются во всю Пятидесятницу, за исключением Троицкой родительской субботы. Канон храма святого не поется в субботы периода Пятидесятницы при совершении службы шестеричного святого или двух малых святых. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мучениц). По 3-й песни – кондак мучениц, глас 4-й; седален мучениц, глас 8-й. «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-29/

В то время царь Диоклетиан находился в Аквилее 8640 и направлял все свои заботы на то, чтобы ни одному христианину не удалось тайно уйти из его рук. Ему донесли из Рима, что темницы наполнены великим множеством христиан, что они, несмотря на разнообразные мучения, не отрицаются от своего Христа, и что во всем этом их подкрепляет христианский учитель Хрисогон, которому они покорны, во всем следуя его наставлениям. Царь приказал предать всех христиан мукам и смерти, а Хрисогона послать к нему. Он размышлял, что если одолеет его упорство, то легко осилит и прочих христиан. Когда Хрисогона вели к царю на испытание, издалека следовала за своим учителем и Анастасия. Увидев святого мужа, царь начал сперва беседовать с ним, с кротостью увещевая его отречься от Христа. – Прими, Хрисогон, мой добрый совет, – говорил беззаконный властитель, – присоединись к нашей вере, сделай угодное богам и выбери себе приятное вместо скорбного, полезное вместо неполезного. Знай, что не только ты избавишься от мук и получишь столь желанную свободу, но сверх того сделаешься начальником великого города Рима. Святой отвечал на это: – Я познал Единого Бога, и Он для меня дороже всякого света и вожделеннее всякой свободы. Он мне дороже всей жизни, полезнее всех сокровищ. В Него одного верую я сердцем, исповедую Его устами, чту Его душою и перед очами всех преклоняю Ему мои колена. Чтить же многих твоих богов, в которых живут бесы, я не буду; я мыслю о них так же, как и Сократ 8641 , который говорит о них: «Нужно всячески удаляться от них, потому что они соблазняют людей и суть известные душегубцы». Дары же и честь, которые ты мне предлагаешь, я ценю не больше, чем сон и мрак. Не мог больше слышать царь таких свободных речей Хрисогона, и повелел воинам взять его и, заведя в пустынное место, отрубить ему голову. Тело святого было брошено на берегу моря 8642 , недалеко от жилищ одного пресвитера Зоила, мужа святой жизни, и трех девиц – сестер телом и духом, Агапии, Хионии и Ирины . Этот пресвитер по откровению от Бога узнал о теле святого Хрисогона, взял его вместе с усеченною головою, и, вложив в ковчег, скрыл у себя дома 8643 . По истечении же тридцати дней явился ему в видении святой Хрисогон и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В этом контексте интересен вопрос с чудесами. Про некоторых мучеников было доподлинно известно, что они совершали чудеса, но римский протокол, кроме редких случаев, такие вещи не фиксировал. О мученицах Агапии, Хионии и Ирине протокол свидетельствует, что одну из них правитель приказал отвести в публичный дом и выставить на поругание. Но, «по милости Божией, никто ее не коснулся». Ясно, что эта фраза была  добавлена христианами, но она, очевидно, отражает, что произошло. Но это чудо отличается от тех, которые мы знаем из другой редакции этого же жития. Например, если в историческом мученичестве Агапия, Хиония и Ирина умирают, брошенные в огонь, то в переработанной версии одна из святых уходит на гору, за ней посылают всадников, они бродят вокруг горы, но не могут до нее добраться, наконец, посланная наугад стрела ее поражает и мученица умирает с молитвой на устах. Такие рассказы людям слушать было интереснее, они больше воодушевляли. И чем дальше от эпохи протоколов, тем больше возникает романизированных биографий святых. Кроме того, жития мучеников в первые века всегда начинались с момента ареста святого и заканчивались смертью, в отличие от житий других святых, которые начинаются с момента рождения. С развитием жанра житий мучеников у христиан возникает интерес: а что было с мучеником до его ареста? Поэтому жанр продолжает неизбежно эволюционировать. Но, к счастью, апокрифических житий мученичеств у нас все же не много. К таким я бы отнес житие вмц. Ирины, которая, как сказано в житии, три раза умирала и воскресала, при трех фантастических царях жила, обратила к концу жизни больше полутора миллионов человек в городах, где и пяти тысяч жителей не было. Большинство же мученичеств находятся где-то между этими двумя полюсами. И разобраться, что в них исторического, а что романического, очень сложно. Нужен тонкий, тщательный анализ, который еще не сделан. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/svideteli-vechnoj-zhiz...

2 . Преподобнаго Тита чудотворца. 3 . Преподобнаго Никиты, игумена Мидикийскаго, исповедника. 4 . Преподобных Иосифа Песнописца и Георгия, иже в Малеи. 5 . Святых мученик Феодула и Агафопода и иже с ними. 6 . Ижс во святых отца нашего Евтихия, патриарха Константиняграда. Преставление иже во святых отца нашего Мефодия, учителя Словенскаго. 7 . Преподобнаго Георгия, исповедника, епископа Митилинскаго. Преподобнаго Даниила Переяславскаго. 8 . Святых апостол Иродиона, Агава, Руфа и иже с ними. Преподобнаго Нифонта, епископа Новгородскаго, чудотворца Печерскаго. 9 . Святаго мученика Евпсихия. 10 . Святых мученик Терентия, Помпия и иже с ними. 11 . Святаго священномученика Антипы, епископа Пергама Асийскаго. 12 . Преподобнаго Василия, исповедника, епископа Парийскаго. 13 . Святаго священномученика Артемона и иже с ним. 14 . Иже во святых отца нашего Мартина, исповсдника, папы Римскаго. Святых мученик Антония, Иоанна и Евстафия, Виленских и Литовских. 15 . Святых апостолов Аристарха, Пуда и Трофима. 16 . Святых мучениц дев Агапии, Ирины и Хионии. 17 . Преподобнаго Симеона, иже в Персиде. Преподобнаго Акакия, епископа Мелитинскаго. Преподобнаго Зосимы, игумена Соловецкаго. 18 . Преподобнаго Иоанна, ученика святаго Григория Декаполита . 19 . Преподобнаго Иоанна Ветхопещерника. 20 . Преподобнаго Феодора Трихины. Преподобнаго Александра Ошевенскаго. 21 . Святаго священномученика Ианнуария и иже с ним. Святаго священномученика Феодора, иже в Пергии. 22 . Преподобнаго Феодора Сикеота. И пренесение мощей благовернаго великаго князя Всеволода, нареченнаго во святом крещении Гавриила. 23. Святаго славнаго великомученика, Победоносца и чудотворца Георгия . Святыя мученицы царицы Александры. 24 . Святаго мученика Саввы Стратилата. Преподобнаго Саввы Печерскаго. 25. Святаго апостола и евангелиста Марка. 26 . Святаго священномученика Василия, епископа Амасийскаго. Иже во святых отца нашего Стефана, епископа Пермскаго . 27 . Святаго апостола и священномученика Симеона, сродника Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

    Все почти означенные прибавления за мартовское полугодие находятся уже в издании 1662 года, за исключением немногих не внесенных еще памятей без сказаний, наприм. 1 мар. свв. мучч. Маркелла и Антония, и следующих сказаний: 26 июня о явлении иконы Тихвинской Божией Матери, июля 3 о пренесении мощей св. Филиппа, митрополита московского, 10 июля о пр. о. н. Антонии печерском, 19 июля слова Иоанна Златоустого о милостыне, авг. 28 о пр. Савве крыпецком. При сравнении пролога издания 1677 года с прологом 1689 года оказывается вновь внесенною в издание 1689 года только память и сказание 10 июля об Антонии печерском.     IV. В последующих изданиях сделаны перенесения памятей на другие дни или исключения таких памятей, которые находятся в предшествовавших им изданиях; так в прологе 1642 года, нет уже следующих памятей и сказаний, которые находятся в издании 1641 года: 18 дек. Капитона, еп. корсунского (7 мар.), дек. 22 св. жен Ирины, Агапии и Хионии (16 апр.), отверзения и просвещения Божественной церкви с одними стихословиями (совсем оставлены), янв. 4 св. Ферапонта сардийского (27 мая), янв. 5 св. прор. Михея (неверно исключен, ибо 14 авг. другой пр. Михей), 15 янв. Космы маюмского (он с тем же сказанием повторен 12 окт.), 16 янв. муч. Пансофия (он есть и 15 янв. в 1 же издании), 17 янв. Феодота, еп. кипрского (2 мар.) и пр. Иулиана (18 окт.), 18 янв. муч. Феодулии (повторена 5 февр.), 4 февр. в 1 издании два сказания сряду об Авраамии, сперва еп. арвильском, а потом перском якобы различных; в следующих изданиях оставлено только первое, февр. 8 память и сказание о Марфе и Марии (есть они и 6 февр.), 8 февр. пр. Романа киликианина (27 нояб.), 13 февр. Акилы и Прискиллы, 20 февр. пр. Виссариона (6 июня), 25 февр. Ипатия, еп. гангрского (31 мар.), 21 февр. исключена нравственная повесть об Иоанне Колове. При сравнении пролога 1689 года с изд. 1643 за мартовское полугодие не оказывается в прологе 1689 года 23 авг. сказание о св. Иринее лионском, 31 авг. сказание о перенесении пояса Богородицы из Зилы в Царьград (в изд. 1689 г. оно только 12 апр.), 31 мар. слова (в нравоучительной части) о милостыни и рабех Иоанна Златоустого, 4 апр. о Илии пустыннике. При сравнении пролога 1662 года за июньскую четверть с прологом 1689 года не оказалось в последнем 3 июля памяти и сказания о Никодиме кожеезерском, (вероятно, он и внесен был только в одном издании 1662 г.), 30 июля св. муч. Иулитты без сказания, 23 авг. Иринея лионского со сказанием.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Св. игуменья Афанасия († 860 г.) завещала пред смертью кормить нищих в память ее 40 дней. Когда же сестры не исполнили ее завещания, то она в сопровождении двух ангелов явилась некоторым из них и сказала: «для чего преступили вы заповедь мою? да будет всем известно, что творимые до 40 дней за душу умершего милостыня и питания алчущих умилостивляют Бога. Если грешны души усопших, то через сие приемлют от Господа отпущение грехов; если праведны, благотворительность за них служит ко спасению благотворителям». Отсюда ясно, насколько древний обычай поминовения усопших молитвой и благотворениями в течение так наз. сорокоуста, что наши сектанты легкомысленно называют выдумкой духовенства. 13. Свм. Артемона, пресв. лаодикийского; м. Крискента и Кирополита; мц. Фомаиды. 14. Св. Мартина исповедника, папы римского, мчч. Антония, Иоанна и Евстафия, муч. Ардалиона, 1000 муч. и Азата скопца. Виленские муч. Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Литовского князя Ольгерда. Сделавшись христианами, они, вопреки языческому обычаю, не стали стричь волос на бороде и на голове. Узнав по этому признаку, что они – христиане, Ольгерд хотел принудить их к отречению от Христа и велел им остричь волосы на голове и бороде: но мученики не согласились на это и «тако пострадаша» (в 1347 г.), очевидно, не за бороду, как думают раскольники, а за Христа. Правда, в стихирах все они восхваляются, как пострадавшие за бороду, но у Евстафия не было еще (по молодости) и бороды, как это видно из изображения на его иконе. 15. Св. апп. (от 70-ти): Аристарха. Пуда и Трофима: муч. Саввы готфск.; мц. Василиссы и Анастасии; вел. кн. Мстислава Феодора; м: Сухия и 6 месукевийцев (груз. ц.). 16. Мч. Агапии, Хионии, Ирины; мч. Леонида и с ним: Хариессы, Ники, Галины, Калисы, Нунехии, Василиссы, Феодоры, Ирины, п. княг. Феодоры–Вассы; ик. Б. М. Ильинской-Черниговской и Тамбовской. 17. Свм. Симеона, еп. персидск.; мч. Авделая, Алании, Усфазана, Фусика, Азата; мц. Аскитреи; п. Акакия, еп. мелит., Агапита, папы рим. мч. Адриана; пр. Зосимы солов.; обр. мощ. преп. Александра свирск.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

В 14-й день. Святых новоявленных мученик Круглеца, Нежила, Кумца, во св. крещении нареченных: Антония, Иоанна и Евстафия, пострадавших в Литовской земли в Вильне за православную веру христианскую, 450–456 об. Нач. «Сии беша от града Литовского Вильны, огню и ти служаще.» В 16-й день. Мучение свв. Хионии, Ирины и Агапии, мучившихся в Фессалоникии, л. 458–465 об. Нач. «По пришествии и явлении Господа нашего Иисуса Христа. Елико боле благодети первых, толико больши победа святых.» В той же день Препод. Филимона отшельника, слово полезно зело, л. 466–476. Нач. «Глаголаху о отци Филимоне отшельнице, яко вселися в некую пещеру». Слово св. Филимона о трезвении умном, л. 476–480. Нач. «Рече снятый Филимон, яко прииде ко мне некогда некий старец и вопрошен быв от мене». Слово о терпении св. Филимона, л. 480–482. Нач. «Поведа нам ученик отца Филимона, яко седящу ми некогда близ того». Слово о трезвении св. Филимона, л. 482–488 об. Нач. «Поведа нам брат о святем Филимоне, яко к инем его добродетелем». Поучение св. Филимона, (о хранении сердца и о любви к Богу), л. 488–491. Нач. «Рече святый Филимон: подобает убо прикоснувшемуся ревностному житию». В 17-й день. Житие св. Акакия, бывшего Митрополита в Мелетии, л. 492–515. Нач. «Сего убо Мелетийский град воскорми и великий некако возрасти по роду». Память Преп. Зосимы игумена бывша Соловецкого монастыря, л. 516–523 об. Нач. «Сей Зосима бяше от села великого зовомого езера Онега, области великого Новограда». В 18-й день. Прел. Афанасии чудотворицы, л. 521–527. Нач. «Сия присновоспоминаемая, иже и бессмертию тезоименитая». В 20-й день. Житие Преп. Александра новопросиявшего в Каргопольской стране, сведено вкратце, л. 528–558 об. Нач. «Бысть муж стер северныя страны, от области Белоезерския». В 21-й день. Память св. великомученика Феодора в Пергии Памфилийстей, л. 551 – 559 об. Нач. «В царство Антониново обладающу Феодору Пергиею Памфилийскою». В 22-й день. Житие вкратце и мало от чудес Преп. Феодора Сикеота л. 560–607 об. Нач. «Преподобный отец наш Феодор родися во время Иустиниана царя в Галатстей стране».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Стихиры, глас 8. Подобен: Что вы наречем: Канон, глас 8. 15. Святых апостол, Аристарха, Пуда и Трофима. Аллилуиа. Стихиры, глас 1. Подобен: Всехвальнии мученицы: Канон, глас 6. По 3-й песни, седален, глас 1. По 6-й песни, Кондак, глас 4. Подобен: Явился еси: Явися апостольский честный сей праздник, просвещая нас, и греховную мглу прогоняя, зовущим: явися свет, и прииде избавление. 16. Святых мучениц, Агапии, Ирины и Хионии. Аллилуиа. Стихиры, глас 4. Подобен: Яко добля: Канон, глас 8. По 3-й песни, седален, глас 8. По 6-й песни, Кондак, глас 4: Крепко душу Ирино ополчила еси верою, яве лукаваго посрамивши, и ко Христу привела еси тьмы людей множества блаженная: и порфиру от кровей носящи, со ангелы ныне веселишися. 17. Преподобнаго отца нашего Симеона Персидскаго: И преподобнаго Акакиа, епископа Мелитинскаго. Стихиры Симеона, глас 4. Подобен: Дал еси знамение: и Акакиа, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! Канон Симеона, глас 5: и Акакиа, глас 8. По 3-й песни, седален Симеона, глас 1. Слава, Акакиа, глас 3. Преподобнаго отца нашего Зосимы Соловецкаго. Совершается собор его во обители его, и идеже храм его. Тропарь, глас 4: Изволением божественнаго разума вселился еси в пустыню, и тамо вперив ум твой в небесныя обители, равно ангелом житие на земли пожив, в молитвах и трудех и пощениих, образ был еси твоим учеником. Отонудуже Бог видя твое благое изволение, умножи тебе чада в пустыни, слез твоих теченьми напаяемей: но яко имея дерзновение к Богу, поминай стадо, еже собрал еси мудре, и не забуди якоже обещался еси, посещая чад твоих, Зосимо преподобне отче наш. Кондак, глас 8: Христовою любовию уязвився преподобне, и того крест славный на рамо взем понесл еси, божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие в руце имый, крепко ссекл еси бесовская ополчения. тем зовем ти: радуйся преподобне отче Зосимо, монахов удобрение. 18. Преподобнаго отца нашего Иоанна, ученика святаго Григориа Декаполита . Аллилуиа. Стихиры, глас 8. Подобен: О преславнаго чудесе! На утрени, канон, глас 8. По 3-й песни седален, глас 1. По 6-й песни,

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

iii Цит. по: Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. Издание Введенской Оптиной Пустыни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 1996. С. 92 iv В апреле 1910 г. В день Св. мучениц Агапии, Ирины и Хионии, Николай был пострижен в рясофор. v Цит. по: Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С. 107 vi Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С. 223 vii Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С. 253 viii Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С. 257 ix На новом месте, в Коломне он привел в порядок запущенные дела обители, духовно собрал, дисциплинировал братию. x Мощи старца Варсонофия по его преставлении были с почестями перенесены в Оптину Пустынь ради сотен и тысяч людей, приезжавших к нему сюда при жизни. xi Отец Никон жил к тому времени в Козельске, разделяя квартиру с оптинским монахом о. Кириллом (Зленко) и принимая людей с большой осторожностью. xii Кроме тромбофлебита – воспаления сосудов на ноге, сопровождавшегося болями и кровоизлияниями, у него нашли туберкулезный процесс в запущенной стадии. xiii Цит. по: Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С.371 xiv Цит. по: Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С. 370 xv Цит. по: Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. С. 372 Рекомендуемые для чтения источники и литература: 1. Дневник послушника Николая Беляева (преподобного старца Никона) М.: «Полиграф Ателье Плюс», 2004 2. Житие иеромонаха Никона. Преподобные оптинские старцы. Издание Введенской Оптиной Пустыни. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. 1996 3. Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития. Чудеса. Поучения. Православный приход Хама иконы Казанской Божией Матери в Ясенево. 2000 4. Носители духа Святого Игнатия. Духовные советы современным христианам. М.: «Формат Т», 2009 5. Оптинский альманах. Святыни под спудом. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2008

http://pravmir.ru/prepodobnyj-nikon-opti...

— Как создаются жизнеописания святых, прославленных в последние годы? — Есть два пути. Либо подражать древним текстам: так, кстати говоря, часто делали в Византии, когда жития монахов писались по образцу жития преподобного Антония Великого, а есть путь создания нового оригинального текста. Например, если говорить о новомучениках и исповедниках Российских, то очевидно, что это новое явление для Русской Церкви, в ее истории нет парадигмы для таких жизнеописаний, поэтому могут возникать дискуссии. По моему мнению, наиболее органично было бы вернуться здесь к древней форме: публикации тех материалов протоколов допросов, которые важны с точки зрения христианского подвига. Если мы обратимся к древним источникам, к так называемым историческим, мученичества II-III веков, то найдем там такие примеры. Например, в «Мученичестве Агапии, Хионии и Ирины» судья требует от девушек выдать товарищей. Там есть вопрос: «Кто давал вам прибежище?» И ответ: «Бог, который покрывает всех, давал нам прибежище». Так ясно описано свидетельство верности — допрашиваемый не выдает своих ближних и исповедует Христа. Может быть, такая форма впечатлила бы людей больше, чем описания в духе Димитрия Ростовского, где преобладает описание ужаса пыток, их количества и т.п. В целом необходимо понимать, что сейчас изменяется функция агиографических текстов. У нас нет такого массового чтения житийной литературы, каким оно было в древней Церкви, жития читаются только в монастырях в день памяти какого-либо святого, но за службой житие полностью никогда не читается. В результате люди могут и не знать жития того святого, память которого празднуется. Но это, конечно, связано с развитием церковного календаря, ведь на каждый день приходится память сразу нескольких святых. Для сравнения можно отметить, что, например, в Студийском типиконе середины XI века нередки были дни, когда память какого-либо святого не праздновалась. То есть житийных текстов в древней Церкви было значительно меньше. Возможно, изменившаяся ситуация должна принести какие-то новые формы житийной литературы. Однако это проблема имеет фундаментальный характер — похожие трудности испытывает современная иконопись. Как создать словесную икону святого? Коллективный опыт Церкви, вероятно, покажет какой-то путь, но однозначно определить его сегодня невозможно.

http://patriarchia.ru/db/text/2603710.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010