В более поздней традиции РПЦ различные распевы (в т. ч. авторские сочинения и гармонизации) применяются, как правило, только для избранных стихов 1-й «Славы» 1-й К. на вечерне (см. «Блажен муж» ) и 17-й К. на утрене и на отпевании (см. Непорочны ) (Свод напевов. С. 36, 38-43, 426). Практика пения др. утренних К. сохранилась в старообрядческих беспоповских общинах и в старообрядческой поповской общине казаков- некрасовцев (в устной традиции). См. также ст. Псалмодия . Лит.: Владышевская Т. Ф. Типографский Устав как источник для изучения древнейших форм рус. певч. искусства//MAAS. 1975. T. 4. S. 607-620; Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII в. из собр. СПГИАХМЗ//ПКНО, 1995. М., 1996. С. 159-168; Shkolnik I. Alleluiaria by Theodore the Studite and the Tradition of Distributed Psalter in Byzantine Rite//Musica Antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz, 1997. Vol. 11. P. 77-87; Коротких Д. (впосл. иером. Павел). Певчая Псалтырь в памятниках XVI-XVII вв.//Муз. академия. М., 2001. 4. С. 136-142; Живаева О. О. О традиции исполнения кафизм в Русской Церкви//Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. М., 2003. С. 150-158. (Гимнология; 3); она же. Гласовая древнерусская псалмодия: Уставные предписания и певческая практика//Устная и письменная трансмиссия церк.-певческой традиции. М., 2008. С. 107-113. (Гимнология; 5); Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа: (На примере стихир в честь св. Николая)//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат-лов 3-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 2006. С. 15-32; Старикова И. В. Первая кафизма в древнерус. церк.-певческой традиции//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2011. Вып. 3(6). С. 47-70; она же. Особые формулы псалмовых циклов всенощного бдения в древнерус. певческой традиции//Музыковедение. М., 2012. 11. С. 26-35; Швец Т. В. Древняя традиция псалмопения в певческой рукописи сер. XVI в. из собр. ОСРК Q.I.184//Древнерусское песнопение: Пути во времени. СПб., 2011. Вып. 5: По мат-лам науч. конференций «Бражниковские чтения», 2008-2009 гг. С. 94-112.

http://pravenc.ru/text/кафизма.html

Календарь Материалы 9 ноября 2004 г. [Пресса] Анна Гальперина Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1 – 8 ноября. - Казанская икона Богородицы. – Конец Смутного времени. – Очернение Великой Отечественной. – Свобода ненавидеть Родину. – «Культурненькое» кощунство. – Истерика как жанр журналистского пророчества.- Толерантный предмет. – Семеро по лавкам. - Сомневающиеся кришнаиты. – Памяти пастырей. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Скажите, пожалуйста, что случается с живым человеком, помянутым за упокой? [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Здравствуйте. Прошу вас разрешить мои сомнения касающиеся гибели Святого благоверного царевича Димитрия. В книге " Борис Годунов " одного советского историка, со ссылкой на изданные в 1913-м году " Материалы угличского дела " , с цитатами из записей следственной комиссии Шуйского, утверждается, что по меньшей мере трое взрослых свидетелей и дети, игравшие с царевичем, видели, как царевич в припадке " падучей болезни " поранил себя ножиком в горло. В опубликованном на сайте www.days.ru житии Святого благоверного царевича Димитрия утверждается, что " В субботний день 15 мая 1591 г., кода отрок гулял с кормилицей во дворе, подосланные убийцы, Осип Волхвов, Данило Битяговский и Никита Качалов, зверски зарезали царевича " . Пожалуйста, разрешите мои сомнения. Мы с женой, обсуждая эту тему, пришли к выводу, что единственным доказательством того, что царевич был убит, является его прославление как святого Православной Церковью, что было бы, вероятно, исключено в случае нечаянного! самоубийства царевича. Может быть после смерти Святой благоверный царевич Димитрий явился кому-нибудь и рассказал правду о своей гибели? Заранее признателен за ответ. [Вопросы священнику/Информационные] священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря Почему православная Церковь против теории эволюции? Здравствуйте. Я тут прочитал некоторые вопросы по эволюции и ответы священников сводились к утверждению, что мол эволюция это ложная философия, а не какая не наука. Однако сильно интересуясь этим вопросом я пришёл к выводу что эволюция это наука. Более того, я знаю что католическая церковь признала эволюцию. Как православная церковь к этому относиться? [Гость сайта] Ольга Кирьянова Наша позиция такова - надо избегать любых перекосов. На семинарах мы обраща­емся и к древней церковной музыке, и к современной, отыскивая критерии для выработки понятия не древнее или новое пение, а пение церковное. У этого вопроса есть еще и такой аспект: многие профессиональные хоры, определяя свой репертуар, зачастую ограничивают его, увы, не лучшей авторской музыкой XIX века, оттесняющей как обиход и церковные распевы, так и сочинения более современных нам авторов. Новости 9 ноября 2004 г.

http://pravoslavie.ru/archive/041109

Социальный статус А. п., т. о., соответствовал положению служилых людей архиерейских дворов, по профессиональным обязанностям они были близки церковному клиру (особенно подьяки), но по положению и месту в об-ве - к служилому сословию. Их могли пожаловать в приказные или в дворцовые дети боярские или дворянским чином. Права А. п. как служилых людей охранялись законом. По Соборному уложению 1649 г . «за бесчестье» дьяков полагалось платить 3 р., подьяков - 2 р. К нач. XVI в. выплата годового жалованья А. п. осуществлялась из денег, поступавших от ставленников во диаконы и священники. После Московского Собора 1503 г. была установлена и хлебная руга , к-рая первоначально выдавалась из великокняжеской казны, затем - из епархиальных средств. В каждом хоре складывалась своя величина окладов. К кон. XVI в. новгородские А. п., напр., получали по 5 р. денежного и по 15 четей ржи и овса хлебного жалованья в год. В хоре Сибирского архиепископа в 1-й пол. XVII в. дьякам устанавливался денежный оклад в 6-7 р., хлебный - по 8-10 четей ржи и овса; подьякам - в 3-5 р., хлебный - по 4-5 четей ржи и овса. Кроме основных видов жалованья А. п. получали сукно, «кормовые» и «понахидные» (панихидные) деньги. За счет епархиальной казны им поставлялось платье. Нередко в праздники певцы пользовались столом архиерея, а при сопровождении последнего в столицу - столом Патриарха. Существенным дополнением являлись денежные пожалования за славление в праздник Рождества Христова (от архиереев, монастырских «начальников», во время пребывания в Москве - царя, Патриарха и др. лиц), различные вознаграждения за исполнение к.-л. поручений. Певцам также предоставлялись дворы на землях архиерейской домовой вотчины, не облагавшиеся налогом. Лит.: Белоненко А. С. Показания архиерейских певчих XVII в.//ТОДРЛ. 1981. Т. 36. С. 320-328; Парфентьев Н. П. Из истории профессиональных хоров в России (XVI-XVII вв.)//Русская хоровая музыка XVI-XVIII вв.: Сб. науч. тр. ГМПИ им. Гнесиных. М., 1986. Вып. 83. С. 100-117; он же. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991. Гл. 1, 4. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76494.html

В другом, более широком смысле термин «обиход» подразумевает вообще все неавторские традиционные церковные песнопения. Мы будем употреблять слово «обиход» в последнем значении. (Кроме того, название «Обиход» имеет одна из певческих книг, содержащая, в основном, неизменяемые песнопения.) См. также статью Е.Б. Резниченко «Современный церковно-певческий обиход в исторической ретроспективе и некоторые проблемы певческой практики наших дней»//Отчет о работе съезда преподавателей церковного пения духовных заведений и регентских школ РПЦ/Сост. прот. М. Фортунато. Сергиев Посад, 1994. С. 36–38. 12 Согласно сложившемуся в музыкальной медиевистике мнению, эти распевы имеют южнорусское происхождение (см., например, Гарднер ИЛ. Богослужебное пение... С. 131–134). 13 В России – написанные начиная со второй половины ХП века. Сущестовав- шее до этого времени творчество распевщиков, хотя и является авторским, богослужебно, так как неизменно остается в рамках церковно-певческого канона. 18 Флоренский П., свящ. Храмовое Действо как синтез искусств//Вопросы религиозного самопознания. М., 2004. С. 213–232. 19 Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918 года о церковном пении. Сб. протоколов и докладов//Сост. Е.В. Русол. М., 2002 г. С. 220–221. 21 В связи с вопросом о выразительности и красоте церковного пения помещаем в Дополнении к настоящему разделу выдержки из статьи выдающегося русского ученого, историка церковно-певческого искусства А.В. Преображенского «Церковное пение и музыка», хранящейся в РГАЛИ (Ф. 2. 462). 23 Византийские певцы и мелоды; Петр Лампадарий жил в XVIII века прп. Иоанн Кукузель – †1341, составил новые музыкальные редакции Ирмология и Стихираря и новый тип певческого сборника – Аколуфии (Последования), содержащего неизменяемые и праздничные песнопения византийской литургии и всенощного бдения//Православная энциклопедия. Т. 8. М., 2004. С. 356. 25 Беляев В. О «церковности» духовной музыки//Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 3. М., 2002. С. 586. 36 Никольский А.В. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора)//Русская духовная музыка в документах и материалах. М, 1998. T. 1. С. 200. 40 Выдержки из статьи А.В. Преображенского «Церковное пение и музыка» (РГАЛИ. Ф. 2. 462). Здесь, как и в других цитатах, сохраняется авторская пунктуация. Читать далее Источник: Регентское мастерство : Учебное пособие/Т.И. Королева, В.Ю. Перелешина. - М. : Изд-во ПСТГУ, 2010. - 216 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С. Белоненко. Л., 1983. С. 12-47; Калиниченко Н. Н. Применение библиографических данных при изучении многораспевности//Музыкальная культура правосл. мира: Традиции, теория, практика. М., 1994. С. 210-221; Трисвятое/Авт.-сост.: Ю. К. Евдокимова, А. В. Конотоп, Н. М. Кореньков. М., 1997; Макаровская М. В. Циклы мелодических строк в песнопениях литургии знаменного распева//Историко-теорет. проблемы музыкознания: Сб. тр. РАМ. М., 1999. С. 24-49. (Межвуз. сб. ст. аспирантов и соискателей; 156); Городецкая (Гурьева) Н. В. О различных подходах к гармонизации херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. XVIII в.//Гимнология. М., 2000. [Вып. 1]. С. 416-428; Швец Т. В. Певческая книга Обиход: Многожанровость и многораспевность: Дипл./СПбГК. СПб., 2000. Ркп.; Архимандритова (Смирнова) Е. А. Источниковедение раннего рус. путно-демественного многоголосия: Многораспевность в певч. книге Обиход: Учеб.-метод. пособие. СПб., 2003; Плотникова Н. Ю. Партесные гармонизации знаменного и греческого распевов (на мат-ле стихиры «Совет Превечный» из службы Благовещения Пресв. Богородице): Исслед. и публ. М., 2005; она же. Русское партесное многоголосие кон. XVII - сер. XVIII в.: Источниковедение, история, теория. М., 2015; Гусейнова З. М. Теория фитного пения в кон. XVI в.//Opera Musicologica. СПб., 2012. 3(13). С. 4-14; Кузькина А. В. Киевский распев в отеч. рукоп. традиции 2-й пол. XVII-XVIII в.: Канд. дис. М., 2017. Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/2563874.html

Тропарь «Богородице Дево» (в рукописях называется χαιρετισμς или σπασμς - приветствие) представлен распевами на разные гласы: анонимными (нередко с определением «краткое») - на 1-й (Doch. 1247. Fol. 133v, 1844 г.), на 1-й плагальный (5-й) (Xeropot. 317. Fol. 62, нач. XVIII в.; Konstamon. 87. Fol. 185, после 1820 г.), в виде 2-хорного осмогласника (Doch. 1238. Fol. 204, сер. XIX в.), авторскими - анаграмматизм Иоанна Кукузеля на 1-й глас Κεχαριτωμνη χαρε (Благодатная, радуйся; Doch. 338, 22v; Xeropot. 373. Fol. 92, 2-я пол. XVIII в.), иером. Космы Македонца на 1-й плагальный (κκλησιαστικν - Doch. 376. Fol. 136, XVIII в.) и на 2-й плагальный (κκλησιαστικν - Xeropot. 380. Fol. 117v, 1759 г.), Мануила Гуты на 1-й глас (Xeropot. 373. Fol. 93v, 2-я пол. XVIII в.), Петра Берекета осмогласник (Doch. 401. Fol. 48v, посл. четв. XVIII в.), 2-хорный осмогласник (Doch. 1246. Fol. 84v, 1820-1821 гг.) и на 1-й глас (Xeropot. 312. Fol. 50v, кон. XVIII в.), протопсалта Иакова на 4-й глас (Xeropot. 289. Fol. 152, 1807 г.), иером. Николая Дохиарита βουλγαρικν на 1-й плагальный (Doch. Typikariou 124. Fol. 731, ок. 1840 г., автограф). Фиксировался и мелос тропарей двунадесятых праздников (напр., тропарь Рождества Христова на 4-й глас λγετος Николая Дохиарита - Doch. Typikariou 124. Fol. 623, ок. 1840 г.). Одной из особенностей В. б. в греч. традиции является пение на богородичные праздники тропаря Ρδον τ μραντον (Роза неувядающая) в распевах Хрисафа Нового на 4-й глас (Pantel. 967. Fol. 294, нач. XVIII в.) или в осмогласном Хурмузия (Doch. 413. Fol. 125, ок. 1825 г.; Doch. 308. Fol. 90, ок. 1830 г.). Известны и др. богородичны, написанные для исполнения на В. б.: Επβλεψον ν εμενε (Призри во благосердии) протопсалта Петра Византийского на 1-й глас (Doch. 360. Fol. 444, ок. 1830 г.), Ρον μου τν δακρων (Течение слез моих) в осмогласном распеве Хурмузия (CPolit. Bibl. [S. n.]. Fol. 462, 1816-1819 гг.). Стихи «Бог Господь» записывались по гласам, нередко вместе с кекрагариями (Xeropot. 265. Fol. 32, сер. XVI в.), утренними аллилуиариями (Xeropot. 273. Fol. 80v, 2-я пол. XVI в.) и пасапноариями (Doch. 315. Fol. 83, кон. XVI - нач. XVII в.). Вместе со стихами «Бог Господь» могут быть помещены воскресные отпустительны (Xeropot. 307. Fol. 111v, 1767 и 1770 гг.; Pantel. 1045. Fol. 88, кон. XV - нач. XVI в.), в т. ч. в авторских распевах (напр., Петра Пелопоннесского - Xeropot. 305. Fol. 37, кон. XVIII - нач. XIX в.), или только их первые стихи (Doch. 386. Fol. 256, сер. XVII в.). Распевы стихов «Бог Господь» могут определяться как «обиходный» или «большой» (κοινν, μγα - Doch. 376. Fol. 136v, XVIII в.; κοιν κα μεγλα - Xeropot. 317. Fol. 55v, нач. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/155522.html

Стихи 1-го антифона 1-й кафизмы «Блажен муж» распевались на 4-й плагальный глас. Начинать пение мог доместик (Konstamon. 86. Fol. 56v), затем вступал 2-й (левый) хор (Pantel. 1045. Fol. 20, кон. XV - нач. XVI в.; Simon. Petr. 1. Fol. 45v, нач. XVII в.). Помимо анонимных распевов это песнопение представлено произведениями визант. мелургов Ксена Корониса, Агафона Корониса, доместика Иоанна Ксира , Иоанна Клады, Гавалы, Никона, Амариана, иерея Константина Гавра, Макропула, доместика Андрея Сигира , Ферендариса, Аргиропула, Канавуриса, Халивуриса, Патрикия, иером. Лонгина (2-хорное), Константина Магулы, Герасима Халкеопула, Амбелокипиота, лаосинакта Иоанна Дуки (Konstamon. 86. Fol. 56v - 68; Xeropot. 307. Fol. 47v - 66v). Пс 2 исполнялся 1-м хором, в рукописях содержатся многочисленные обработки его стихов (Пс 2. 1, 2, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12): «древние» или авторские, визант. мелургов Иоанна Глики , Иоанна Кукузеля, Георгия Кондопетриса, Ксена Корониса, Димитрия Докиана из Фессалоники, Иоанна Клады, Андрея Сигира, доместика Мануила Фивейского , Иоанна Цакнопула, иером. Гавриила из мон-ря Ксанфопулов (К-польского), Мануила Хрисафа, иерея Стилиана и др. (Pantel. 1045. Fol. 28-35v; Konstamon. 86. Fol. 70-105v; Doch. 315. Fol. 1; Simon. Petr. 1. Fol. 50v - 56v), в т. ч. с кратимами, называвшимися μνοια (гармония; напр., иером. Григория Глики ), τρχος (колесо) (Konstamon. 86. Fol. 68v - 70, 78v, 84). 2-я статия (Пс 4-6) может быть распета на тот же 4-й плагальный глас (напр., вариант Димитрия Докиана - Simon. Petr. 1. Fol. 57). С XVII в. создавались распевы 1-го антифона на др. гласы кроме 4-го плагального: на 2-й глас - Германа , митр. Нов. Патр (Xeropot. 305. Fol. 22, кон. XVIII - нач. XIX в.), на глас βαρς (7-й) с основой на звуке Ζω (6-я ступень) - Матфея Ватопедского (Doch. 404. Fol. 14, ок. 1840 г.). В 2-хорном произведении «Блажен муж» Петра Пелопоннесского начинает петь не левый, а правый хор (Doch. 350. Fol. 1, кон. XVIII в.). Согласно указаниям в рукописях, сочинения митр. Германа и Петра Пелопоннесского (все 3 статии, т. е. антифона) предназначались для исполнения на В. б. (Xeropot. 330. Fol. 38, 1781-1782 гг.; Doch. 401. Fol. 9, посл. четв. XVIII в.; Konstamon. 93. Fol. 1, кон. XVIII в.; Xeropot. 305. Fol. 17v, 22; Doch. 356. Fol. 37, нач. XIX в.; Doch. 406. Fol. 15, сер. XIX в.).

http://pravenc.ru/text/155522.html

Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 284; Припевы акафиста [Иисусу Сладчайшему], «Аще и всегда»//Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 248, 254; «Объятия отча»//Воскресные службы Постной Триоди/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 2000. С. 115; ексапостиларий «Разбойника благоразумнаго», ектения на вечерне Великого поста (гармонизация Н. И. Озерова): Излож. архим. Матфея (Мормыля)//Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 224, 258), «скитский» («Взбранной Воеводе»// Георгиевский М. И., свящ. Домашнее пение православного христианина. М., 1886; «Милость мира»/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 19; то же//Песнопения Божественной литургии/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 55), «пустынный» (Херувимская//Сборник духовно-муз. песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1916. Сб. 19: На литургии/Ред.: Г. Я. Извеков. 39; Сугубая ектения//Ектении/Ред.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. 9). В ряде случаев такие названия давались авторским стилизациям ( Иванов-Радкевич П. О. Духовно-муз. соч. и перелож. М., 21: «Достойно есть»: Монастырского распева; Голованов Н. С. Херувимская: (Монастырская): Для муж. хора: Op. 1, 1. М., б. г.). Изд.: Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии. М., 1882-1915. 4 ч.; Матфей (Мормыль), архим. Подобны старинных монастырских напевов. М., 20162. Лит.: Свод напевов. 2002; Песнопения Русской Православной Церкви: Кат.: Сборники песнопений разных композиторов и песнопений без указ. автора/РГБ, сост.: А. А. Семенюк. М., 2003. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: A CAPPELLA alla cappella [итал. - как в церкви (часовне); для хора см. также Капелла] хоровое пение без инструментального сопровождения АВТЕНТИЧЕСКИЙ ЛАД термин, применяемый в современном музыкознании к группе из 4 основных ладов в системе осмогласия христианских певческих культур Востока и Запада АГИОС 1) В греческой церковной традиции - обозначение важнейшего лика святости 2) Встречается как устойчивое словосоч. с именами изображаемых святых в надписях на иконах

http://pravenc.ru/text/2564102.html

Н. Лапаев. М., 1998. С. 82-83), «На реках Вавилонских» (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 309-316), ряд песнопений Великого поста и Страстной седмицы (опубл. в изд.: Песнопения Страстной седмицы/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992-1993. С. 15, 17; Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2000. С. 14-15, 42-43, 49, 67-69, 80-81, 85-86, 96-97, 139-143, 147-148, 151-152, 216-217; Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 14-15, 40-41, 49, 73-74, 81-83, 96, 106-107, 112-120, 130, 149-192, 232-237, 238-240, 244-246, 248, 249-251, 255-257, 261-265, 395, 408-410), стихиры Пасхи (изд.: Пасха Христова/Ред.: игум. Никифор (Кирзин). М., 1988. С. 52). Из песнопений традиции Оптиной пустыни наиболее часто используются подобны (см.: Октоих: В 3 т. М., 1981. [Т. 3:] Прил. С. 33, 191-203; Матфей (Мормыль). 2016. С. 11-12, 14-19, 24-25, 28). Известны также оптинские херувимская и «Милость мира» (Сборник духовно-музыкальных песнопений/Изд.: П. М. Киреев. Пг., 1916. Сб. 19: Из литургии/Ред.: Г. Я. Извеков. 27, 56), блаженны (На Божественной литургии/Сост.: Л. Лобыкин. М., 1992. С. 17-19), «Сподоби, Господи» и тропари по непорочнах (Всенощное бдение/Ред.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 1999. С. 187-189, 332-338), окончания кондака и икоса в Великую субботу «Сия суббота есть преблагословенная» (Песнопения Страстной седмицы/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Коломна, 2002. С. 278-279, 334-340, 387). С напевом Ниловой Столобенской пустыни публиковались следующие песнопения и их авторские обработки: «Милость мира» (Песнопения Божественной литургии/Ред.: Г. Н. Лапаев. М., 1998. 80 с. С. 64-67; Георгиевский М. И., свящ. Духовно-муз. соч. М., 1885. 27; Зайцев С. А. «Милость мира»//Евхаристический канон/Ред.: Е. Горячев. М., 1998. Ч. 3. С. 19), «О Всепетая Мати» ( Зайцев С. А. Духовно-муз. соч. СПб., 1888. 15), ряд причастнов (Причастный стих/Ред.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 36, 62, 64, 65, 66), «Да исправится» (припев) (Песнопения Постной Триоди/Ред.: архим.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

A. Hilgard. Lpz., 1901. Hildesheim, 1965r. P. 569. (Grammatici Graeci; Vol. 1. Pars 3)). Иоанн Зонара (XII в.) в толковании на воскресные каноны прп. Иоанна Дамаскина также указывает на согласование мелоса тропарей с соответствующим ирмосом по акцентности, звуковысотной и ритмической организации ( Ioannis Zonara. Expositio canonum anastasimorum Damasceni//PG. 135. Col. 424; см. также цитату в соч.: Rayaeus N. De acoluthia officii canonici... in solemni commemoratione... Basilii, Nazianzeni et Chrysostomi//PG. 29. Col. 318). Распевы ирмосов записываются в певч. книге Ирмологий , и принадлежат к особому, ирмологическому, виду мелоса. Формирование мелоса греч. К. можно проследить по Ирмологиям, нотировавшимся с X в. по наст. время. До XVI в. в эти книги записывались анонимные произведения, относившиеся к 2 мелодическим версиям единой древней муз. традиции, которую исследователи называют анонимным визант. ирмологическим мелосом. Возможно, что 2-ю из этих версий, известную по рукописям с сер. XIII в., развивал маистор прп. Иоанн Кукузель : в Ирмологии 1309 г. (Sinait. gr. 1256) содержится произведение, озаглавленное «Новый мелос, сочинение господина Иоанна Пападопулоса Кукузеля» (Fol. 216v). Из колофона этого кодекса следует, что он написан Ириной, дочерью Феодора Агиопетрита, а на л. 183, предположительно после осмотра рукописи, подписался и сам Кукузель: «Наконец, наконец, слава Богу, аминь + Рука Иоанна Пападопулоса Кукузеля» (подобная подпись содержится и в Ирмологии 1302 г. РНБ. Греч. 121. Л. 149 об.). Основные этапы развития мелоса греческих К. с XVI в. отражены в следующих полных авторских Ирмологиях. Ок. 1590 г. мелодическую версию Ирмология составил Феофан Карикис (списки: Ath. Laur. Ε. 200, ок. 1600 г.: «...сочинен и одновременно украшен недостойным иеромонахом кир Феофаном из Афин по прозвищу Карикис...»; Ath. Xenoph. 159, 1607 г.). К нач. XVII в. относится Ирмологий мон. Иоасафа Нового Кукузеля (списки: Ath. Laur. Κ. 158, нач. XVII в.; Ath. Iver. 1192, нач. XVII в.: «Начало с Богом Святым Ирмология всего года, как поется на Святой Горе: немного украшен в монасех Иоасафом Новым Кукузелем»).

http://pravenc.ru/text/1470225.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010