Второй вечер фестиваля открылся выступлением сербской певицы Дивны Любоевич и хора " Мелоди " . Прозвучали произведения в оригинальных авторских аранжировках. Выделялись распевы " Аллилуйя " и тропаря Пятидесятницы - эти произведения принадлежат перу сербского мелода иеромонаха Исайи Сербина. В программу вошло произведение распевщика царя Алексия Михайловича " Достойно есть " в многоголосной авторской обработке Николая Кедрова-сына, прозвучали произведения классика сербского церковного пения Стефана Мокраница, сербского композитора Светилина Пошчана и духовная музыка русских композиторов Александра Кастальского, Евстафия Азеева и Юрия Костюка. Талант Дивны Любоевич отмечен музыкальными наградами: " Золотой Орфей " (Франция), " Le Mond De la Musique " (Франция). Голос певицы прозвучал в кинофильме " Human " (2015), композиция " Иерусалим " покорила сердца миллионов слушателей.  Во втором отделении выступил уже полюбившийся петербуржцам ансамбль грузинского фольклорного пения " Басиани " под управлением Георгия Донадзе. Прозвучали распевы и народные песни - известные и бережно хранимые в отдаленных уголках Грузии.   Украшением программ стали художественные видеодекорации, подобранные к каждому музыкальному номеру, которые создали атмосферу присутствия в разных странах.   Как рассказала Дивна Любоевич журналистам, выступать в России проще из-за языка: " Мы поем не на современном сербском, а на церковнославянском. Когда мы выступаем, например, во Франции или Италии, где этот язык непонятен, я верю, что понимание тоже происходит - Духом Святым " . Как рассказала корреспонденту ИА " Вода живая " слушательница Виктория Воуба , посещение " Крещенских вечеров " стали для нее доброй традицией: " Четвертый год прихожу в БКЗ " Октябрьский " , и перед нами выступают яркие, профессиональные исполнители, музыканты с большой буквы. Не у каждого есть возможность поехать в другие страны и соприкоснуться с музыкальной культурой каждой из них в аутентичной среде, а подобные концерты знакомят с певческим многообразием православного мира. Сегодня выступали коллективы из " певучих " стран - Грузии и Сербии. Певческая традиция каждой из них уникальна. Хор " Басиани " поразил соборностью. На сцене стояли пятнадцать исполнителей, а было ощущение, что поет один многоголосый организм. Голос Дивны Любоевич летел над залом, лишенный наших земных страстей и человеческих эмоций. Зал сидел не шелохнувшись, поначалу публика даже забывала аплодировать, настолько велико было потрясение! Это было пение души, обращенной к Создателю, личный и глубокий разговор исполнительницы с Богом, который настроил нас на самый важный диалог - молитву. Для меня, профессионального музыканта и верующего человека, этот концерт стал событием " .

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Избранные стихи полиелея (1-я статия - «Раби Господа», 2-я статия -«Исповедайтеся Господеви») распевались на разные гласы, чаще всего на 1-й или 2-й. От визант. периода сохранились анонимные, в т. ч. с обозначениями παλαιν, λατρηνς и πολιτικς (к-польская традиция), κκλησιαστικς, и различные авторские распевы (Konstamon. 86. Fol. 153-199v). Наиболее часто встречается распев Николая Кукумы - Κουκουμς, а также λατρηνς. В поствизант. период появляется много авторских распевов 1-й или 2-й статии или отдельных стихов на разные гласы, а также обработки более ранних распевов (напр., версия полиелея Κουκουμς Хрисафа Нового - Pantel. 993. Fol. 141, ок. 1680 г., автограф). Существуют распевы полиелея специально для В. б. (1-го гласа - Aroania (Sopoto). S. Theodor. 16. Fol. 193v-202, 1710-1740 гг.) или для господских праздников (Хрисафа Нового на 1-й глас - Doch. 387. Fol. 181v, 1-я четв. XVIII в.). Нотировались также припевы к полиелейным псалмам в господские, богородичные и др. праздники в вариантах визант. и поствизант. мелургов. Пс 136, «На реках Вавилонских», пелся на 3-й глас (Xeropot. 273. Fol. 93, 2-я пол. XVI в.), позднее встречается распев на 4-й плагальный глас (Xeropot. 330. Fol. 143, 1781-1782 гг.). Тропари по непорочнах (ελογητρια) на 1-й плагальный глас помещены в рукописях со следующими надписаниями: «древние» (παλαι - Doch. 387. Fol. 179, 1-я четв. XVIII в.), «великие» (μεγλα - Doch. 332. Fol. 437, 1760 г.), «древние великие» (παλαι μεγλα - Doch. 341. Fol. 144, 1822 г.), «краткие» (συνοπτικ - Doch. 338. Fol. 31, 1767 г.), «краткие (σντομα), ирмологические, как поется в Константинополе» Петра Пелопоннесского (Xeropot. 374. Fol. 148, 2-я пол. XVIII в.), Петра Византийского, транскрибированные в новом типе нотации лампадарием Великой ц. Григорием и Хурмузием (Lesb. Leim. 457. Fol. 159-161, 1816-1820 гг.). Нотировались также праздничные прокимны (стихи могли исполняться солистом - Konstamon. 86. Fol. 123v, 124) и «Всякое дыхание» перед чтением Евангелия (πασαπνορια το Εαγγελου).

http://pravenc.ru/text/155522.html

Сохранились следующие распевы пасапноариев визант. мелургов: Иоанна Кукузеля на 1-й глас (Konstamon. 86. Fol. 127, 128), Ксена Корониса на 4-й плагальный глас (Doch. 324. Fol. 60v, 1686 г.), Мануила Газиса на 4-й плагальный глас (Pantel. 1045. Fol. 17v, кон. XV - нач. XVI в.; Xeropot. 273. Fol. 54v, 57, 2-я пол. XVI в.). В Анфологии нач. XVII в. помещено «Всякое дыхание» Иоанна Кукузеля на 1-й и 4-й плагальный гласы с указанием «глаголется на всенощных» (Doch. 357. Fol. 121v), однако без уточнения, для какой части утрени. Согласно ремарке в Анфологии-Анастасиматарии 2-й пол. XVI в. (Xeropot. 280. Fol. 13), пасапноарий Мануила Газиса на 4-й плагальный глас должен был исполняться в праздники и бдения. В XVII-XIX вв. свои версии пасапноариев создавали Хрисаф Новый на 1, 4 и 1-й плагальный гласы (Xen. 128. Fol. 93, 1671 г., автограф; Doch. 407. Fol. 288, сер. XVIII в.), Баласис на 4-й глас (Pantel. 919. Fol. 76), Косма Македонец на 1-й глас (Pantel. 919. Fol. 74, 1687 г., автограф), протопсалт Иаков на 1-й и 4-й гласы (Doch. 341. Fol. 146, 1822 г.), лампадарий Григорий на 2-й глас (σντομα - Doch. 340. Fol. 179v, ок. 1818 г.) и др. Как предназначенные для воскресных дней, праздников и В. б. надписаны произведения протопсалта Иоанна Трапезундского на гласы 1, 2, 4-й и βαρς и Петра Пелопоннесского на 2-й и 4-й плагальные гласы (Doch. 1239. Fol. 335, 361, сер. XIX в.). Воскресные припевы по Пс 50 распевались, как правило, на 2-й глас (Doch. 407. Fol. 292; Doch. 386. Fol. 124, сер. XVII в.; Doch. 338. Fol. 98, 1767 г.) или на 2-й плагальный глас (Athen. Acad. Sider. 7. Fol. 97-98, ок. 1650 г.). Известны авторские распевы на 2-й глас Баласиса (Xeropot. 307. Fol. 206, 1767 и 1770 гг.) и Петра Пелопоннесского (Xeropot. 299. Fol. 45, ок. 1810 г.) и др. «Помилуй мя, Боже» могли также петь на глас βαρς (распев Хурмузия - Doch. 1238. P. 36 (паг. 2), сер. XIX в.). Нотировались и аналогичные песнопения периода Великого поста - «Покаяния отверзи ми двери», напр., Петра Пелопоннесского, лампадария Григория (Doch.

http://pravenc.ru/text/155522.html

С мон-рями связано появление и ряда авторских распевов . Незаурядным мастером церковнопевч. искусства России XVI-XVII вв. был уставщик Троице-Сергиева мон-ря Логгин (Шишелов) . Некоторые распевы Логгина выявлены в сборниках 1-й пол. XVII в. В основном это вошедшие в Стихирарь месячный песнопения богородичных праздников: Благовещения («Благовествует Гавриил»), Успения («Егда представление»), Сретения Владимирской иконы Божией Матери («Егда пришествие») (см.: Гусейнова. 1980. С. 197; распев 1-й стихиры дан в строчном варианте; известен и иной «перевод» Логгина того же произведения: ГИМ. Син. певч. 99. Л. 494 об.- 495). В Стихираре триодном помещен его певч. вариант стихиры «Днесь Владыка твари» ( Гусейнова. 1980. С. 197). Фитные разводы мастером были выполнены к стихире «Душеполезную совершивше» и к богородичну «О великаго ти таинества» ( Парфентьева. 2013. С. 99; РГБ. Ф. 304. 449. Л. 344 об.). Но наиболее значительным достижением в его творчестве стало создание авторской певч. редакции к циклу подобнов 8 гласов и развитой муз. версии в стиле большого распева к циклу стихир в честь свт. Николая Мирликийского (также см.: Парфентьева. 2013; Parfentjeva. 2008, 2009). В певч. книгах можно встретить и имена троицких старцев, которые неизвестны как распевщики по другим источникам. Так, в сборнике рубежа XVI и XVII вв. в числе неск. распевов песнопения «Да молчит» есть сложный мелизматический вариант с указанием «Троецкое, суще Зуевское» (ГИМ. Син. певч. 1357. Л. 11-18). Сохранились певч. Стихирарь XVI в. и Псалтирь 1543 г., содержащие пометы о том, что эти рукописи были собственностью «Ионы диакона Зуя», служившего в Троице-Сергиевом монастыре и завещавшего книги своей обители. Одна из записей в Псалтири сообщает о принятии старцем (видимо, незадолго до смерти) «великого образа» 7 февр. 1559 г. (РГБ. Ф. 173. 231. Л. 2, 14-16; Ф. 304. 316. Л. 3-10, 391). Скорее всего именно Иона Зуй и был автором зуевского распева. Однако большинство произведений троицкого распева не сохранили имен авторов.

http://pravenc.ru/text/2564102.html

ч. непорочны (хотя в отдельных ранних списках О. поповской редакции они представлены, напр.: МДА. 235145. Л. 108 об.), «Честнейшую», «Преблагословенна еси», великое славословие и тропари по великом славословии, песнопения литургий св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого и Преждеосвященных Даров. В подборки песнопений Великого четверга и Великой пятницы включены стихиры, отсутствующие в древнерус. О., при этом канон Пасхи О. не содержит. «Обиход постный» дополнен разд. «Недельные триодные славники». В качестве дополнения в конце книги помещены песнопения чина изобразительных (обедницы): «Помяни нас, Господи», «Лик небесныи», «Отче наш» 6-го гласа и «Всесвятая Троице». Песнопения молебна также расположены не после песнопений всенощного бдения, а в конце О. Раздел чинов содержит только заупокойные песнопения. Кн. Обедница, которая выделилась в отдельный сборник во 2-й пол. XIX в., содержит песнопения литургий св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого (в т. ч. в Великий четверг и в Великую субботу) и Преждеосвященных Даров, литургийный цикл демественного распева, а также песнопения чина архиерейского служения литургии, чина освящения храма и венчания. В печатном издании Обедницы (Киев: изд. Калашникова, 1909) в цикл песнопений литургии св. Иоанна Златоуста введены 2 новые подборки: распетые входные стихи двунадесятых праздников и тропари и кондаки двунадесятых праздников, предназначенные для исполнения на малом входе. Стилистика песнопений О. и Обедницы поповской редакции охватывает знаменный, путевой и демественный распевы, а также отдельные образцы болгарского распева. Др. южнорус. распевы, древнерус. безлинейное многоголосие и авторские переводы песнопений в нее не вошли. В рукописных экземплярах О. и Обедницы встречаются песнопения иргизского» напева, сложившиеся уже в старообрядческую эпоху (см. в ст. Иргизские монастыри ). Для записи песнопений используется знаменная, а также казанская нотации. Структура поморского Обиходника в целом совпадает с его древнерус. прототипом, но имеет неск.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

В старообрядческой беспоповской письменной традиции зафиксированы «Д. е.» для утрени: «малое», силлабического стиля (согласуется с указанием в Выговском уставе петь на вседневной утрене «Д. е.» «малую» (Л. 17)), 6-го гласа столпового знаменного распева, путевого распева (согласно анализу мелодики; в ркп. указано: «6-го гласа»), «тихвинской перевод», «кирилов перевод болшой», «ин перевод кирилов» (Обиход поморский. М., 1911. Л. 128-129 об.; 176 об.- 180 об.). В книгах поповского согласия письменно зафиксирован только развод для литургии: в «Обеднице» помещены распевы на 8 гласов и «путевое» (К.[: Калашников]. Л. 28 об.- 34 об.). В практике на литургии в праздничные дни, как правило, поется путевым распевом, а в седмичные - на глас недели. В совр. многоголосной практике РПЦ «Д. е.» на утрене поется обычно на глас катавасии обиходным напевом или на подобен напева «Величит душа Моя Господа»; на Божественной литургии используются обиходные напевы (киевский 8-го гласа, подобны различных гласов и др.) или авторские гармонизации. В греч. традиции, вероятно, певч. исполнение не практиковалось, поскольку старец Арсений (Суханов) в записях о греч. богослужебной традиции сер. XVII в. с удивлением отмечал, что ««Достойно» по девятой песни по ирмосе ни в неделю, ни в прочие дни, ни в полиелеосные отнюдь не поют нигде» (Проскинитарий Арсения Суханова 1649-1653//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3(21). С. 234), хотя в др. разделах писал о «Д. е.», исполнявшемся в соответствующих местах службы. В совр. традиции на литургии «Д. е.» часто поется на 2-й глас (надписывается как «обиходное» (συνηθισμνον) - Lesb. Leim. 230. Fol. 263-263v, 1700 г. и др.). Вероятно, с XVIII в. распространились различные авторские напевы на все гласы. Так, в певч. книгах встречаются «Д. е.» протопсалта Григория на 1-й глас (Athen. O. et M. Merlier. 20. Fol. 1γ, 1825-1830), Феодора Папапарасху Фокейского на 3-й глас энгармоническое (ναρμνιος), на 4-й глас λγετος, на 2-й плагальный глас (Athen. O. et M. Merlier. 12. Fol. 245v - 246, 1730-1750 гг.), 2 варианта на глас βαρς (см.: Ταμεον Ανθολογας. Κωνσταντινοπολις, 1869. Σ. 338-341), Андрея Дзигнопулоса на 1-й глас, Мелетия Сисания на 1, 2 и 3-й гласы, Нектария Влахоса на 1-й глас, Петра Филанфидиса на глас δευτερπρωτος, Харалампия Папаниколаоса на 2-й глас, протопсалта Григория на 3-й глас, на 3-й глас τζμ σιρν (аджем аширан - название одного из тур. макамов (ладов)), на 4-й глас, на 1-й плагальный глас на κε, Анфима Месолонгита на 1-й плагальный энгармонический, κ το Βλαχικο на 1-й плагальный глас, мон. Нектария на 1-й плагальный глас, протопсалта Николая Смирнского на 2-й плагальный глас, на глас βαρς, на 4-й плагальный глас и др. (см.: Μουσικς θησαυρς τς λειτουργας. Αγιον Ορος, 1931. Σ. 447-522).

http://pravenc.ru/text/180367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИС ПОЛЛА ЭТИ ДЕСПОТА» [греч. Ες πολλ τη, δσποτα - На многая лета, владыко], песнопение правосл. архиерейского богослужения , пожелание епископу мн. лет жизни (ср. Многолетие ). Восходит к жанру визант. аккламаций , к-рые представляли собой торжественные приветствия императора или патриарха. Наиболее ранние аккламации-многолетия с нотацией (посвященные визант. имп. Андронику III Палеологу ) сохранились в Аколуфии 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. 2458. Fol. 144). «И. п. э. д.» поется на всех службах с участием епископа, в первую очередь в архиерейском чине Божественной литургии. В греч. рукописных нотированных Анфологиях кон. XVII-XIX в. «И. п. э. д.» фиксируется вместе с Трисвятым (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6. Fol. 38-38v, 1680 г.; Lesb. Leim. 248. Fol. 229v, 1770-1790 гг.; Athen. Merlier. 6. Fol. 131v, 1790-1800 гг. (на 3-й глас); Ibid. 7. Fol. 197v - 198, 1805 г. (на 2-й и 3-й гласы)), отдельно (Athen. Paidousi. 2. Fol. 174, 1780-1800 гг. (2 напева на 2-й глас); Lesb. Leim. 341. Fol. 120, 1790-1793 гг. (3 напева на 2-й глас); Ibid. 375. Fol. 3v, 1819 г. (на 3-й глас); CPolit. Bibl. Patr. S. n. Fol. 523-524, 1816-1819 гг. (на разные гласы)), в качестве заключения песнопения «Τν δεσπτην...» (Athen. Merlier. 6. Fol. 122-122v (4 напева на 2-й глас)). Известны авторские распевы - лампадария Великой ц. Петра Пелопоннесского (Lesb. Leim. 341. Fol. 125 (2 распева на 3-й глас)) и протопсалта Великой ц. Григория (Aegio. Taxiarh. 9. P. 480, 1820-1830 гг. (на 2-й глас)). Отдельно песнопение «И. п. э. д.» с нотацией в греч. традиции появляется только в печатных сборниках песнопений суточного круга. Как правило, в различные редакции Анфологиев включается напев 2-го гласа в невматическом стиле без указания автора и авторские варианты, созданные на его основе. Так, в к-польском изд. «Ταμεον Ανθολογας» (1869) помещены 2 варианта песнопения на 2-й глас: без указания автора и более пространный напев Феодора Папапарасху Фокейского . Известно также «И. п. э. д.» Георгия Редестского (1-я пол. XVII в.) на 2-й глас (см. изд.: Ταμεον Ανθολογας Απαντα τ μαθματα το σπερινο/Εκδ. π Γ. Προγκη. Νεπολις Κρτης, 1996. Σ. 5).

http://pravenc.ru/text/674111.html

В московском храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке прозвучит «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова 29 марта 2012 г. 11:53 В субботу, 31 марта 2012 года, в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке во время богослужения в исполнении Московского Синодального хора прозвучит «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова. Несмотря на широкую известность и мировое признание, данное произведение за богослужением практически не исполняется. Обусловлено это не только сложностью партитуры, но и трудностью стилистического сочетания музыки С.В. Рахманинова с традиционными для нашей Церкви песнопениями. 31 марта будет впервые представлена новая трактовка песнопений «Всенощного бдения» с включением написанных композитором номеров, призванная стереть эти противоречия и представить принципиально новую концепцию подачи авторской музыки за богослужением. Данная концепция разработана руководителем Синодального хора А.А. Пузаковым, под управлением которого будет петь за Всенощной хор. С.В. Рахманинов написал «Всенощное бдение» во время Первой мировой войны. Впервые произведение было исполнено 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Композитор посвятил опус С.В. Смоленскому — выдающемуся церковному музыканту и хоровому деятелю. Монументальная хоровая симфония стала в то тяжелое для русского народа время общезначимым, соборным и близким ему по духу словом утешения и надежды через веру. «Всенощное бдение» С.В. Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Эта музыка и по сей день признается непревзойденным «венцом московской школы» духовной музыки. Всенощное бдение — богослужение Православной Церкви, совершаемое вечером накануне воскресных дней и церковных праздников. В основу «Всенощной» композитором положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах — знаменный, греческий, киевский, а также собственные музыкальные темы композитора, стилистически единые с древними распевами.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

В особенности это касается знаменного распева, который и рассчитан именно на то, чтобы в определенные моменты службы вызывать у молящихся соответствующие чувства. Мне кажется очень вдохновляющим супрасльский распев. Когда я служу литургию, мне очень помогает молиться то, что наши певчие поют супрасльским распевом. Сейчас я уже привык, а когда наши певчие только-только стали исполнять этим распевом литургию, я ощутил большую разницу между тем и другим пением и почувствовал то, как мне трудно было сосредоточиться раньше, когда пение было партесным (иногда приходилось даже заставлять себя не обращать на него внимания), и то, как легко мне стало молиться теперь. Действительно, партесное пение отвлекает от молитвы, оно вызывает тоску, грусть, сентиментальность и не способствует настоящей сосредоточенности, собранности при молитве. Оно не возвышает душу, а, напротив, приземляет ее. Я это испытал давно, когда был еще мирянином. В Успенском соборе 2 нашего города пели очень хорошо (профессионально), но исполняли авторские произведения, например Чайковского или других, менее известных композиторов. Молиться при этом было невозможно. Во-первых, не было понятно ни слова, а во-вторых, возникало такое ощущение, будто находишься в концертном зале. Если правильное песнопение отвлекает от молитвы своей красотой, то это происходит по непривычке к нему. Пройдет несколько богослужений, ты привыкнешь, и тогда пение, наоборот, будет помогать тебе молиться. Если мы, зайдя в храм, заметим какую-нибудь прекрасную икону, то она тоже своей красотой привлечет наше внимание и уменьшит внутреннюю сосредоточенность. Но впоследствии эта икона будет способствовать нашему молитвенному настроению. Вопрос. У меня нет возможности посещать те храмы, где поют знаменным распевом. Это плохо? Ответ. Почему же? Были подвижники, которые никогда не слышали знаменного распева и тем не менее духовно преуспевали. Например, отец Иоанн Кронштадтский . Едва ли можно предположить, что во второй половине XIX столетия он слышал знаменные распевы или видел канонические иконы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Закрыть В Санкт-Петербурге состоялся концерт Дивны Любоевич 15.04.2024 43 Время на чтение 3 минуты Фото: mitropolia.spb.ru Сербская исполнительница духовной музыки Дивна Любоевич и ансамбль «Мелоди» выступили 14 апреля в Большом зале Филармонии в рамках Великопостных концертов, организованных «Обществом возрождения художественной Руси 1915», сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии. К слушателям обратилась заведующая кафедрой древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова. Она напомнила, что традиция Великопостных концертов зародилась в Санкт-Петербурге в XVIII-XIX веках, они проходили в Императорской придворной певческой капелле, а также в зале Дворянского собрания, в котором сегодня располагается Большой зал Филармонии. Современные Великопостные концерты возрождены в 2010 году после забвения в советское время. На сцене БЗФ выступили более 50 выдающихся коллективов, слушатели смогли познакомиться с лучшими образцами духовной музыки. Перед началом от лица исполнителей прозвучали слова соболезнования в связи с недавней трагедией в Красногорске. В послании было отмечено, что «музыка, будучи единственной универсальной силой, с помощью которой мы понимаем друг друга, сможет выразить поддержку братскому русскому народу». Выступление было условно разделено на три части, каждая предварялась текстовым вступлением, написанным издателем интернет-журнала «Авант-Арт» Сузаной Спасич. Они помогали слушателю проникнуться смыслами звучавших песнопений В первой части было воссоздано последование Божественной литургии преждеосвященных Даров в музыкальном воплощении, сложившемся во Введенском монастыре Белграда. Прозвучали песнопения Стевана Мокраняца, Николая Кедрова-отца, Ивана Дворецкого, Ильи Овчинникова на сербские и русские монастырские распевы в авторской обработке Дивны Любоевич. Они чередовались с ектениями, музыку к которым написала Дивна на распев Введенского монастыря. Ансамбль «Мелоди» исполнил также редкий распев причастного стиха «Вкусите и видите» сербского церковного композитора XV века Кира Стефана Сербина.

http://ruskline.ru/politnews/2024/04/15/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010