неизменяемым песнопениям, также фиксируемым в Обиходах. Для них в большей степени, чем для «осмогласных» образцов М. р., характерны краткость, простота мелоса, неширокий амбитус , силлабический тип соотношения текста и распева, основанный на принципе «слог - знак» или даже «слог - звук». Особенно ярко эти черты проявляются в псалме «На реках Вавилонских», основным приемом распева в котором является речитация на одном тоне, лишь с небольшой мелодизацией на начальном и каденционном участках строки. В работах совр. исследователей можно встретить т. зр., согласно которой к М. р. причисляется мелос обиходных самогласнов и подобнов . В частности, Т. Ф. Владышевская пишет: «Самогласны малого знаменного распева наряду с подобнами относятся к ранним формам осмогласного пения... Сами образцы - стихиры - помещаются в основном в Обиходах или Октоихе и называются стихиры-самогласны, стихиры-воззвашны, а также термином «малый знаменный распев»» ( Владышевская Т. Ф. Музыкальная культура Др. Руси. М., 2006. С. 323). Однако эта т. зр. не находит подтверждения в рукописных источниках. Ни в древнерусских Обиходах XVI и XVII вв., ни в позднейших старообрядческих списках циклы самогласнов и подобнов не предваряются к.-л. дополнительной ремаркой, относящейся к характеру или стилю распева. Т. о., следует отвергнуть предположение о том, что термин «малый распев» употреблялся носителями традиции в качестве самоназвания для этих песнопений. Лит.: Калиниченко Н. Н. Малый знаменный распев в творчестве древнерус. распевщиков: Канд. дис. М., 1994; Пожидаева Г. А. Певческие традиции Др. Руси. М., 2007; Тюрина О. В. Две стилевые редакции цикла стихир евангельских//Научные чтения памяти А. И. Кандинского: Мат-лы науч. конф. М., 2007. С. 410-416. (Науч. тр. МГК; Сб. 59); она же. Цикл стихир евангельских: стилевые редакции по рукописям кон. XV - сер. XVII в.//Гимнология. М., 2008. Вып. 5. С. 171-176. О. В. Тюрина Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/2561752.html

муз. варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певч. книгах именами мастеров (Крестьянинов, Лукошков, Логинов, Баскаков и т. д.). Одновременно существовали также распевы, обозначенные по принадлежности к певч. школе или месту зарождения (московский, новгородский, усольский и др.- см. Местные распевы ), названию мон-ря (соловецкий, кирилловский, опекаловский, тихвинский, троицкий и т. д.- см. Монастырские распевы ), традиции, восходящей к пению др. правосл. стран ( греческий распев , болгарский распев , антиохийский распев и др.). Расцвет авторского церковномуз. творчества в России приходится на XVI-XVII вв. Различие местных и индивидуальных традиций распевания, происходившее вследствие специфики древней системы муз. письма (оставлявшего часть информации на долю устной традиции), порой приводило к спорам и ссорам на клиросе: «Аз есмь Шайдуров ученик, а ин хвалит Лукошково ученье, а ин же - Баскаков перевод, а ин - Крестьянинов, а прочии - прочих» («Сказание о различных ересех» инока Евфросина , XVII в.). Еще в сер. XVI в. автор «Беседы валаамских чудотворцев» призывал царя Иоанна Грозного «пение скрепити один перевод, а не мнози» ( Моисеева Г. Н. «Валаамская беседа» - памятник русской публицистики середины XVI века. М.; Л., 1958. С. 176). Постепенно авторское творчество наиболее видных мастеров заслуживало признание в России, а их «роспевы» переписывались и распространялись в многочисленных сборниках. Авторство в распевах может выражаться в собственном «розводе» распевщиком сложных «тайнозамкненных» формул, муз. содержание к-рых ранее передавалось изустно или письменно, а также в изложении этих разводов в виде дробных знамен ; в полной замене мастером той или иной мелодической формулы в песнопении; в частичном преобразовании формул; в творческом переосмыслении принципа «пения на подобен», что заключалось в оригинальном преломлении формульно-структурных особенностей образца-модели. Эти особенности отмечаются в распевах, созданных на основе древнейшего архетипа. Высшим проявлением авторского творчества является создание мастерами собственных формульных композиций, не имеющих аналогов в более ранний период, хотя это и не было творчеством в совр. понимании. Оно основывалось на уже сложившихся определенных формульных структурах, в ряде случаев подчиненных еще и гласовой принадлежности (см. Осмогласие ).

http://pravenc.ru/text/82453.html

Ансамбль Сирин: Христос рождается, славите! Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 9 января, 2014 Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 16. Ирмос, тропарь и кондак празднику в народном роспеве Архангельской области Аудиоплеер 18. Я умом ходила, Фольклорный духовный стих украинского происхождения 19-го века Аудиоплеер Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» создан в октябре 1989 года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Ансамбль назван именем райской певчей птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения 15 – 18 веков: одноголосные распевы, раннее русское многоголосие, партесные концерты. Особое место в репертуаре ансамбля занимают духовные стихи. В разные годы в ансамбле были созданы программы: «Христос рождается, славите!» ( Богослужебные песнопения Рождественской службы 16 -17 веков, духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»), «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»), «Весна покаяния» (Песнопения Великого Поста 15 -18 веков, монастырские покаянные песнопения, духовные стихи) и другие. В 2010 году в Польше состоялась мировая премьера реконструкции древнего богослужебного чина «Пещное действо». «Сирин» сочетает активную концертную деятельность и участие в престижных международных фестивалях с исследовательской работой, театральными проектами, педагогикой, плодотворно сотрудничает с современными композиторами и режиссерами. Специально для него написаны сочинения: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и другие.

http://pravmir.ru/ansambl-sirin-xristos-...

Безымянные распевы мастеров др. областей страны также переписывались из сборника в сборник. Рукописи 1-й пол. XVII в. содержат песнопения с обозначениями М. р., напр.: «Трисвятое» владимирского распева (РГАДА. Ф. 188. 1696. Л. 33), «Да исполнятся уста моя» ярославского распева (РНБ. Кир.-Бел. 642/889. Л. 87), «Светися, светися...» псковского распева (РГБ. Ф. 354. 144. Л. 564 об.), «Духовные мои братие» путевого казанского распева (РГБ. Ф. 379. 29. Л. 134 об.) и др. В рукописи сер. XVII в. в одном из песнопений развод лица дан ярославским и псковским вариантами (РГБ. Ф. 379. 59. Л. 233 об.). Очень редко рукописи сохраняли имена местных распевщиков. Так, сборник нач. XVII в. содержит славник «Августу единовластельствующу», обозначенный как «роспев Лвов» (РНБ. Осн. 32.16.18. Л. 205), созданный известным в то время мастером Львом Зубом, упомянутым в «Сказании о зарембах» . В сборнике 2-й четв. XVII в. найдено песнопение «Придите ублажимо Иосифа» путевого распева известного нижегородца Семена Баскакова (БАН. Тек. пост. 280. Л. 289-291). В Стихираре минейном сер. XVII в. среди песнопений на принесение Ризы Господней в Москву (1625) есть 3 стихиры («Риза честная», «Держава непобедима», «Храмо твои») распева Постника Агеева, диакона Толчковской ц. в Ярославле (РГБ. Ф. 379. 65. Л. 130 об.-131). Обиход того же времени содержит распев «Аллилуия» Петра Агеева (РГБ. Ф. 199. 167. Л. 31) (см. также в ст. Авторские распевы ). Т. о., нек-рые из мастеров получили известность, имена же большинства местных распевщиков не сохранились. Лит.: Парфентьев Н. П. Древнерусское певч. искусство в духовной культуре Рос. гос-ва XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера. Свердловск, 1991; он же. Выдающиеся рус. музыканты XVI-XVII вв.: Избр. науч. ст./Вступ. ст.: Н. В. Парфентьева. Челябинск, 2005; он же. Ростовский митр. Варлаам (Василий) Рогов как выдающийся деятель рус. муз. культуры XVI в.//Наука Юж.-Уральского гос. ун-та: Мат-лы 67-й науч. конф. секции соц.-гуманит. наук. Челябинск, 2015. C. 569-577; idem (Parfentiev N. P.) The Professional Musical Art in the Russian Medieval City (16th - 17th Cent.)//Вестн. Юж.-Уральского гос. ун-та. Сер.: Соц.-гуманит. науки. Челябинск, 2015. Т. 15. 4. С. 67-82; Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Усольская (Строгановская) школа в рус. музыке XVI-XVII вв. Челябинск, 1993; Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерус. певч. искусства XVI-XVII вв. Челябинск, 1997.

http://pravenc.ru/text/2563052.html

Завершение формирования московской школы в древнерус. церковнопевч. искусстве происходило позже, чем новгородской. Синонимом местного «московского пения» для теоретиков XVII в. стали распевы Феодора Христианина , ученика новгородского мастера Саввы Рогова (см. в ст. Варлаам (Рогов) , митр. Ростовский). Они часто обозначались в рукописях как «Християнинов» или «Крестьянинов московский» (РГАДА. Ф. 188. 1584-1586; РГБ. Ф. 178. 766. Л. 339; и др.). Деятельность московских мастеров проходила в тесной связи с главными центрами русской средневек. музыки - с хорами государевых певчих дьяков и патриарших певчих . Круг певч. произведений московской школы был чрезвычайно широк. Но за основной их частью не закрепились ни имена авторов, ни названия мест возникновения. Сохранились редкие рукописные свидетельства в памятниках XVII в. о творчестве царей Иоанна IV Васильевича Грозного (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 98, 100 об., 222 об.; РНБ. Солов. 690/769. Л. 106 об.; и др.) и Алексея Михайловича (ГИМ. Син. певч. 52. Л.183 об., 185), сыновей Феодора Христианина Федора и Ивана (РГАДА. Ф. 188. 1579. Л. 8; 1591. Л. 1). В Демественнике сер. XVII в. содержится строчный «перевод патриарховых дьяков» песнопения «Избранную во родехо» (РГБ. Ф. 37. 364. Л. 280 об.- 281). Есть и более общие наименования. Сборники 1-й пол. XVII в. содержат, напр., задостойник «О Тебе радуется», антифон «Князи людестии», вариант попевки в ипакои «Иже наше зраком» с обозначением «московское» (БАН. Осн. 32.16.18. Л. 116). На северо-востоке страны в усольских (Усолье Вычегодское, ныне Сольвычегодск) владениях именитых людей Строгановых примерно в 70-х гг. XVI в. возник еще один крупный центр древнерус. певч. искусства - усольская школа («усольское мастеропение»). Значительное количество распевов усольских мастеров сохранилось без имен их составителей. Они широко бытуют в рукописях с обозначениями «роспев усольской», «перевод усольской», «усольское». Иногда источники содержат и распевы видных представителей этой школы: Исаии (Лукошкова Ивана; † 1621 г.; РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195; БАН. Осн. 32.16.18. Л. 205 об.; РГАДА. Ф. 188. 1589. Л. 1), Фаддея Никитина Субботина († 1685; ГИМ. Увар. 741. Л. 218-220). Можно встретить одно и то же произведение в 2 вариантах - авторском «Лукошковом» и безымянном усольском, напр., песнопение «Да молчит всяка плоть» (РГБ. Ф. 304. 429. Л. 195; РНБ. Соф. 498. Л. 505-507 об.).

http://pravenc.ru/text/2563052.html

Из всего многообразия бытовавших в 1-й пол. XVII в. певч. стилей выговцы выбрали знаменный , большой , малый , демественный и путевой распевы. Репертуар демества и пути был ограничен записями распевов в знаменной нотации. Поморский библиограф Любопытный отмечал, что Москвитин «образовал в разных родах путевое и демественное пение, до того времени бывшие во многих частях и дроби недостаточные» (Каталог или библиотека староверческой церкви, собранный тщанием П. О. Любопытного//ЧОИДР. М., 1863. Кн. 1. Отд. 2. С. 33). Выговцами были усвоены соловецкий , кирилловский , тихвинский , новгородский и псковский распевы. В выговский певч. репертуар были включены и авторские распевы свящ. Феодора Христианина и его сына Феодора, архим. Исаии (Лукошко) , Кирилла Гомулина. В поморских рукописях варианты распевов имеют более 400 песнопений, причем в одной рукописи может помещаться до 8 вариантов распевов на один текст. Так, песнопение, исполняемое на отпусте Пасхи «И нам дарова», известно в распевах: «малое», «путь», «демество», «столповое большое знамя» (с аненайками), «8-го гласа», «царь стих» (большой распев с хабувой), «ин розвод» (с хабувой), «путевой большей» (БАН. Чув. 26; Дружин. 656 и др.). Поморские певческие книги К последнему десятилетию XVIII в. на Выге окончательно сложились все типы книг, отвечавшие требованиям беспоповского богослужения. Основой для типовых поморских Ирмосов, Октая, Триоди постной и Триоди цветной, Праздников, Стихираря и Обихода служили древнерус. певч. книги, оформившиеся к сер. XVII в. Однако на протяжении XVIII в. в поморские певч. книги включались новые песнопения, нек-рые сборники разделялись на самостоятельные кодексы, краткие редакции заменялись полными составами книг. Поморский Обиход. Кон. XVIII — нач. XIX в. (БАН. Чув. 51. Л.99 об.-100) Поморский Обиход. Кон. XVIII — нач. XIX в. (БАН. Чув. 51. Л.99 об.-100) Специфика местной богослужебной практики в большей степени отразилась на составе Обихода и Стихираря. В выговском Обиходе раздел литургии сокращен до одного песнопения - «Единородный Сын». Подборки подобнов и самогласнов, величаний, задостойников, светильнов, тропарей и кондаков, цикл певч. кафизм, служба Пасхе и чин панихиды приобрели в поморском Обиходе стабильный характер. Большинство песнопений Обихода фиксировались с устойчивыми вариантами распевов. Так, задостойники представлены путевым и большим («царь стих») распевами, величания - знаменным и путевым.

http://pravenc.ru/text/161059.html

Следующий период жизни И. Ю. Н. связан с государевым двором, находившимся в то время в Александровой слободе (РНБ. Q.1.1101. Л. 201 об. («Предисловие...»)). Царь Иоанн Грозный, покинув Москву, окончательно переехал в Александрову слободу в дек. 1564 г. Здесь в составе двора оказался знаменитый хор государевых певчих дьяков . Судя по более поздним документам, И. Ю. Н. в отличие от имевшего церковный сан Феодора Христианина зачислили в штат государевых крестовых дьяков , певших и читавших во время «домашней молитвы» царя в его покоях, в особой, Крестовой, палате. В штатной росписи крестовых дьяков от 20 марта 1573 г. И. Ю. Н. занимает 4-е место, он единственный из 9 чел., кто назван полным именем ( Альшиц Д. Н. Новый документ о людях и приказах Опричного двора Ивана Грозного после 1572 г.//ИА. 1949. Т. 4. С. 35). Царь Иоанн «пометил» выдавать ему «свое жалование»: денежное в 10 р. (среди товарищей И. Ю. Н. имел 3-й по размеру оклад) и «за сукно» в 48 алтын (1,44 р.). Именование с отчеством, несомненно, свидетельствует, что к тому времени И. Ю. Н. пользовался авторитетом при дворе. Из «Предисловия...» известно, что в слободе он «распел» Триоди, а также «святым многим стихеры и славники», «богородичны и крестобогородичны минейныя» (РНБ. Q.1.1101. Л. 202). Однако ни одного произведения, подписанного именем этого мастера, в певч. рукописях не найдено. Вероятно, И. Ю. Н. создавал свои распевы еще до начала пробуждения интереса к авторскому творчеству в рус. певч. практике, пришедшегося на нач. XVII в. и связанного с деятельностью в Москве Феодора Христианина. Лит.: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского гос-ва XVI-XVII вв.: Государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991. С. 311; он же. Выдающийся моск. распевщик XVI - нач. XVII в. Федор Крестьянин и его произведения//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: Сб. науч. тр. Челябинск, 2003. Вып. 2. С. 46-59. Н. П. Парфентьев Рубрики: Ключевые слова: АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/200465.html

Прозвучало реконструированное к нынешним чтениям величание преподобному Сергия - семиголосная партесная композиция, созданная в скриптории - мастерской по переписыванию книг Кирилло-Белозерской обители в середине XVIII века.  Свое мастерство показал ансамбль древнерусского певческого искусства " Ключ разумения " под руководством выпускницы кафедры ДПИ Наталии Мосягиной.В этом году он отмечает десятилетие творческой деятельности. Его название и символ взяты из музыкально-теоретического руководства второй половины XVII века, созданного монахом Тихоном Макарьевским: " Ключ разумения отверзает дверь Божественнаго пения " .  Расшифровка песнопений побуждает к творчеству. Это поиск выразительных средств для передачи всей тонкости распева, поиск звукоизвлечения, реконструкция чинопоследований для богослужения, и, в том числе, авторский взгляд на старинные церковные распевы. С дебютом вышел коллектив " Преславное согласие " , созданный по инициативе студентов Консерватории. В его репертуаре - одноголосные и многоголосные распевы в музыкально-вокальной обработке. Голос сопровождается звучанием виолончели, скрипки и кларнета. Кант преподобному Сергию Радонежскому, уникальную стихиру-осмогласник на воцарение государя Феодора Алексеевича и ряд других изысканных образцов древнерусского певческого искусства исполнил царскосельский вокальный ансамбль " Династия " , созданный в 2013 году при Знаменской церкви. Не считая художественного руководителя, его состав мужской - в него вошли певчие Царскосельского благочиния, студенты Консерватории и певцы Мариинского театра. Художественный руководитель коллектива Екатерина Тихонова, регент Знаменской церкви и студентка кафедры ДПИ.   Отрадно признавать, что старинные рукописи, лежащие на протяжении веков в архивах, вновь открывают с целью пения, с целью донести до людей глубокие мысли, духовные переживания и радости прямо из ушедших времен, а также восславить великого святого земли русской - преподобного Сергия Радонежского. Кульминацией концерта стал кондак из акафиста святому, воспетый всеми участниками. 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=505...

Местные особенности певч. оформления В. б. (обиходные распевы, подбор авторской музыки) отражены в различных изданиях. Обиходные напевы зафиксированы в сборниках: Церковные хоры. Ч. 1: Песнопения всенощного бдения/Сост. А. В. Касторский. СПб., 1901. Тверь, 1994р; Октоих, сиречь Осмогласник. М., 1991. [Ч. 3]: Приложение. С. 5-43; Обиход церковного пения/Сост. Г. Н. Дубинкин. М., 1997. С. 5-142; Песнопения всенощного бдения для смеш. хора/Под ред. Г. Н. Лапаева. Тверь, 1997. Значительный певч. материал обобщен проф. архим. Матфеем (Мормылем) в сб. «Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров» (Серг. П., 1999), куда наряду с сочинениями и гармонизациями классиков рус. церковно-певч. искусства и композиторов Нового направления включены мн. местные напевы (Успенского собора Московского Кремля, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр, Соловецкого, Валаамского и Ипатьева мон-рей, Оптиной, Саровской, Зосимовой пустыней) и многочисленные обработки самого составителя. В изд. «Обиход церковного пения. Ч. 1: Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения. Осмогласие» для смешанного хора (Ред.-сост. А. Буренина, ред. Н. Грызлова. М., 2004) вошло более 100 песнопений, как одноголосной, так и многоголосной традиции, в т. ч. совр. расшифровки знаменного распева, образцы для распевания библейских песен, монастырские распевы, песнопения осмогласия московской традиции, бытовавшей в Богоявленском Патриаршем Елоховском соборе в 70-80-х гг. ХХ в. В составлении данного сборника участвовали знатоки указанной традиции, московские регенты (Н. А. Мышкин, Г. Б. Печёнкин и др.). С. И. Никитин, Н. Ю. Плотникова Рубрики: Ключевые слова: БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице ВОСКРЕСЕН 1) любое песнопение, посвященное событию Воскресения Господа Иисуса Христа; 2) обозначение неск. стихир воскресных последований Октоиха

http://pravenc.ru/text/155522.html

единоверия - и в тех приходах РПЦ, к-рые придерживаются дореформенного богослужебного устава. В основной же части приходов РПЦ древнерус. пение в значительной степени вытеснено гармоническим многоголосием, а одноголосное пение употребляется редко. К наст. времени О. церковного пения большей части приходов РПЦ составляют: 1) гармонизованные южнорус. греческий, киевский и болгарский распевы; 2) нек-рые песнопения знаменного распева, подвергнутые сокращению и гармонизации; 3) избранные песнопения местных монастырских традиций; 4) песнопения, не имеющие прямой генетической связи со знаменным, с греческим, киевским и болгарским распевами, но стилистически близкие к какому-либо из них; т. н. простое пение - речитатив на 1-3 аккордах (T, S, D); отдельные авторские песнопения, напр. ирмосы Великого канона «Помощник и Покровитель» Д. С. Бортнянского , «Свете тихий» И. С. Дворецкого , предначинательный псалом и кондак «Взбранной Воеводе» прот. Д. В. Аллеманова . Общими муз. свойствами для всех многоголосных песнопений, к-рые в наст. время относятся к О., являются гомофонно-гармоническая фактура и простой гармонический язык. Помимо хронологического и конфессионального аспектов О. церковного пения имеет также и региональный аспект. Во-первых, в различных регионах и певч. центрах общепринятые распевы имеют мелодические варианты, иногда достаточно самобытные. Ярким примером служат гласовые напевы, к-рые могут различаться по мелодическому и ритмическому рисунку, гармонизации, фактуре (ср. напевы 2-го гласа сокращенного киевского распева и Зосимовой пуст. (см. в статьях Монастырские распевы , Нафанаил (Бачкало), иером., Смоленской иконы Божией Матери Зосимова мужская пустынь ), к-рые соотносятся как варианты). Если помимо общего мелодического «зерна» гласовые напевы имеют более значимые различия, напр. в структуре, то они соотносятся как самостоятельные редакции (ср. напевы подобна 1-го гласа «Небесных чинов»: оптинский напев состоит из 2 чередующихся мелодических строк и заключительной строки, а почаевский - из 3 чередующихся и заключительной). Во-вторых, круг обиходных песнопений в к.-л. регионе или певч. центре пополняется напевами местных сочинений или редакций. Так, во 2-й пол.- кон. XIX в. местные одноголосные редакции знаменного, киевского и греческого распевов уже существовали в Валаамском и Соловецком мон-рях, а в Киево-Печерской лавре сформировался уникальный по мелодическому и гармоническому языку круг песнопений в 4-голосном изложении. Известны также песнопения Троице-Сергиевой лавры, Свято-Успенской Почаевской лавры, Оптиной пустыни, Псково-Печерского мон-ря. Названия ряда песнопений указывают на место их происхождения, напр.: Трисвятое «ярославское»; херувимские «старосимоновская», «софрониевская», «владимирская»; «Милость мира» «ипатьевская», «симоновская». Однако большая группа названий не указывает на локализацию напевов: херувимские «старинная», «скитская», «умилительная»; «Милость мира», «дьячковская», «скитская» и др.

http://pravenc.ru/text/2578051.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010