Выше было указано, что термин «экстерриториальный» применялся митрополитом Григорием (Папатомасом) к правам пяти древних Патриархатов, но особенно к правам Константинопольского Патриархата. Также и архиепископ Австралийский Макарий (ранее епископ Хрисопольский) использовал выражение «экстерриториальная ответственность», прилагая его к решениям Вселенского Патриархата касательно создания ПЦУ 126 , а митрополит Мальтийский Кирилл (ранее епископ Авидский) употребил выражение «экстерриториальная юрисдикция» 127 . Но какова предыстория термина «экстерриториально» (περορως) и «экстерриториальный» (περριος) в Византии и на поствизантийском пространстве? Общая картина может быть проиллюстрирована историей этих терминов. Таблица 2. Прилагательное περριος, количество упоминаний у авторов Такая история достаточно специфичного наречия «экстерриториально» показывает, что в целом оно использовалось почти исключительно противниками «первенства чести и власти» и вытекающих из него негативных последствий в разных сферах бытия Церкви. 8. 2. «Экстерриториальный» (περριος) Прилагательное «экстерриториальный» (περριος) гораздо более употребительно. Таблица 3. Прилагательное περριος, распространение по векам Общие выводы Анализ выражения ν τος βαρβαρικος 28-го правила Халкидонского Собора позволяет сделать следующие выводы. Данное правило касалось, помимо трёх диоцезов, конкретных варварских народов, существовавших на тот момент в Византии. Расширительное понимание формулировки могло иметь место по мере реальных территориальных увеличений юрисдикции Константинопольского Патриархата. И, наоборот, по мере сужений должно применяться и аналогичное уменьшительное понимание формулировки (и не более того). Деление всех народов, особенно в XXI в., на эллинов и варваров носит дискредитационный и несправедливый характер. Спасительная весть христианства заключается в создании равных условий для спасения, а не в возвеличивании одних народов за счёт других. Присвоение особых прерогатив власти Вселенскому Патриарху, помимо первенства чести, существенно искажает изначальный соборный дух Вселенской Церкви и приводит к духовному отчуждению и увековечиванию раскола внутри православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Возможно, его могли определить на служение в Австралию уже в те годы. Наверное, многие ожидали и рассчитывали, что владыка Иларион если не сразу останется, то вскоре вернется и станет правящим архиереем. Многие из местных батюшек хорошо знали его по Джорданвиллю, были очень позитивно расположены к нему и надеялись на его назначение. Но тогда этот момент, видимо, еще не пришел. Возможно, и сам владыка еще не был готов к такому повороту в жизни. Мы вернулись в Нью-Йорк. Синод отправлял туда других архиереев, которые через короткое время тоже возвращались в Америку. И только в 1996 году на Австралийскую кафедру назначили владыку Илариона. Примечательно, что изначально тогда в Австралию с титулом епископ Брисбенский назначили меня. Как мне помнится, владыке Илариону было поручено поехать вместе со мной и ввести меня в дела. Предполагалось, что после этого я останусь на месте, а он вернется в Америку. Вообще-то говоря, тогда у него не было планов занимать кафедру в Австралии, но, проведя там некоторое время, он решил остаться. Я не знаю, была ли это его собственная инициатива, или его убедили, а может, имело место и то, и другое. Так или иначе, после этого я сказал ему: «Владыка, если вы решили остаться, то, может быть, лучше, чтобы я заменил вас в должности епископа Манхэттенского». Он согласился на это, я вернулся в Нью-Йорк и не могу сказать, что пожалел об этом. В общей сложности я прожил в Синоде 20 лет. Для меня он стал родным местом, и я всегда был рад там служить и помогать, чем мог. Митрополит Лавр видел во владыке Иларионе своего преемника Когда в мае 2008 года владыку Илариона избрали первоиерархом, я уже был секретарем Синода и, конечно, поддержал его кандидатуру, как и б о льшая часть архиереев. Люди относились к нему с любовью и уважением, и, как мне кажется, этот выбор был очевиден. Кроме того, сам митрополит Лавр, хоть он и не мог навязывать другим свое мнение, но считал владыку Илариона своим преемником и всегда говорил, что именно его хотел бы видеть следующим первоиерархом.

http://pravoslavie.ru/146251.html

Один раз я даже попросил его: «Старче, стучат же, давай откроем!» И старец ответил, что у него нет извещения от Бога, чтобы открыть дверь этому человеку. То есть даже в таких простых вещах он должен был получить извещение от Бога. А уж тем более, когда это касалось более серьезных ситуаций. Поэтому мы не можем устанавливать по каким-то историям правила, как нужно себя вести в том случае или ином случае, потому что святые в каждом случае молились Богу перед тем, как как-то поступить. Не нужно считать, что если устраивается какой-то протест, мы обязательно должны в нем участвовать, потому что старец Паисий участвовал. Также мы не должны говорить, что мы не пойдем, потому что старец Паисий не ходил. Нам необходимо иметь рассуждение и различать волю Божию в каждом отдельном случае. – В книге вы рассказываете и о святом Арсении Капподокийском, и там есть такие пронзительные слова: «Он преодолел муку святых». И, рассказывая о старце Иосифе, вы говорите о том, как он восемь лет терпел жесточайшую бесовскую брань. «Дай кровь и прими дух». Что значит «Дай кровь» для современного христианина? Как он может это воплотить? – Когда старец Паисий вернулся из Австралии – он ездил туда по приглашению архиепископа Австралийского, – я его спросил: что за люди живут в Австралии, какие они? Как подвизаются, спасаются, любят ли Бога? Старец мне ответил, что встретил великих людей в Австралии, потому что там люди спасаются через боль, через смирение, терпение и молитву. Я думаю, что это касается всех людей, которые живут в современном мире. Боль присутствует в жизни каждого человека – в нашей личной жизни, в жизни нашей семьи, в жизни нашей страны, во всем мире, во всем обществе. Куда ни посмотришь – везде боль, войны, смерть, проблемы. Достаточно послушать одну сводку новостей – и уже сердце наполняется болью. Сейчас у нас есть возможность получения информации со всего мира. И мы должны во всей этой ситуации проявлять терпение, молиться. Вот это и есть тот путь, который приведет нас к Царствию Небесному. Не зря Господь Иисус Христос сказал нам: «Терпением вашим спасайте души ваши». Он не сказал нам, что через пост или молитву, а сказал, что через терпение. Терпение – это плод веры, и оно питается молитвой. И всё это происходит внутри Церкви.

http://pravoslavie.ru/75968.html

Талант же этот он унаследовал от своей бабушки-англичанки (с отцовской стороны), которая была замечательная акварелистка. Иосиф нам показывал несколько ее работ, изумительных по своему исполнению. Итак, жизнь на подворье у Владыки Виталия сложилась для новоприбывшего Иосифа главным образом кухонным послушанием, которое он безропотно исполнял. Он выучился даже выпекать куличи под руководством матери о. Павла (впоследствии архиепископа Австралийского), которая в то время была секретаршей Владыки Виталия и заведующей хозяйством. Иосифу она же и преподавала русский язык, но после двух уроков занятия прекратились. С теологией дело обстояло не лучше, и, узнав про существующую Джорданвиллскую семинарию, брат Иосиф просит Владыку послать его туда на обучение, но Владыка не внял его просьбам. Таким образом, Иосифу не оставалось ничего другого, как заняться самообразованием. В то время канадское правительство всем новоприбывшим оплачивало курсы языков, как французского, так и английского. Мы посоветовали брату Иосифу поступить на эти курсы, что он и делает после недолгого колебания. Ему приходится уходить с подворья, т. к. Владыка не хотел его отпускать на такие долгие часы каждодневно (нарушая послушание). Но отношений с подворьем брат Иосиф не нарушает и время от времени ходит и продолжает помогать, чем может, матери о. Павла. Через год брат Иосиф кончает оба курса, начинает хорошо объясняться по-французски и в 1979 г. поступает в Монреальский университет по изучению теологии. В то же время работает то в отеле, то в магазине (Eaton " s) для дальнейшего своего существования в Монреале. Владыка Виталий направляет брата Иосифа к иконописцу Ник. Ник. Шелехову, но, к сожалению, и тут ему не удается долго учиться, т. к. Шелехов был слишком занят своими заказами, здоровья был слабого и после нескольких уроков перестает заниматься Иосифом. Брат Иосиф не унывает, сам добивается положительных результатов, много читая про иконопись, начинает принимать заказы и в скором времени может скромно существовать в Монреале (на ул. St. Hubert) уже в своей собственной квартире. Все это время своего пребывания в Монреале брат Иосиф посещает подворье, но Владыка Виталий так и не старается выдвинуть его, послать в семинарию, хотя уже свободно они объясняются на французском языке. И так все продолжалось до тех пор, пока брат Иосиф не поехал на Афон и не получил Иверскую икону Божией Матери. Он возвращается несколько раз на Афон и там после случившегося чуда мироточения Иверской Божией Матери, ему данной в 1982 г., принимает монашеский постриг, о чем он мне лично сказал в один из своих приездов в Ванкувер, точнее – в 1992 году.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

В Париже был издан 7-томный «Словарь по каноническому праву» 878 , содержащий статьи как по юридико-каноническим, так и по историко-каноническим проблемам. Из работ современного периода отметим монографию флорентийского профессора канонического и церковного права Франческо Марджотты Брольо (председателя итальянской правительственной комиссии по реализации соглашения 1984 г. между Италией и Св. престолом и Президента юридического комитета ЮНЕСКО римского профессора-канониста, члена Государственного совета Ватикана Чезаре Мирабелли (р. 1942) и флорентийского профессора Франческо Онида «Введение в сравнительное церковное право» 879 , где исследуются общие проблемы юридического положения разных конфессий и гарантий свободы совести, веры и религии в обществе, прослеживается взаимодействие церковного и гражданского права на примере юридической системы Европейского союза и некоторых неевропейских стран; комментарий к действующему в Католической церкви с 1991 г. Codex сапопит ecclesiarum orientalium, написанный известным индокатолическим специалистом в области восточного права – иезуитом-священником восточного обряда профессором Джорджем Недунгаттом (p. 1932) 880 из Папского Восточного института, который в течение ряда лет был консультантом Конгрегации Восточных церквей, Конгрегации по канонизации святых и Папского Совета по интерпретации законодательных текстов 881 . Общие исследования по каноническому праву и его истории в современной греческой науке весьма многочисленны 882 . Из трудов греческих канонистов следует обратить внимание на статью П. Панайотакиса «Изучение церковного права в современной греческой науке» 883 , книгу Г. Апостолакиса «Библиография церковного права 1890–2003» 884 , работы В. Фидаса по вопросам автокефалии, ее эволюции, канонического, экклезиологического и литургического содержания 885 . Литургическое содержание некоторых канонических вопросов (например, вопроса об автокефалии) выделяет также К. Николакопулос 886 . Исследованием канонического права занимались многие греческие иерархи 887 , например патриарх Константинопольский Варфоломей (Архондонис), который написал (еще будучи архимандритом) монографию «О кодификации священных канонов и канонических установлений в Православной Церкви» 888 . Интересны также работы преподавателя Салоникского университета, архиепископа Австралийского Стилианоса Харкианакиса 889 . В частности, в своей диссертации он анализирует идею о непогрешимости Церкви согласно православному богословию 890 , а в 1969 г. издает монографию «Экклезиологические решения II Ватиканского собора» 891 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сказание о птице неясыти», принадлежащее перу Максима Грека , получило широкое распространение в древнерусской рукописной книжности 795 и было издано в составе собраний сочинений преподобного 796 . Являясь притчей по своей форме, «Сказание» содержит евхаристическое осмысление символа пеликана, подобно Иисусу Христу, оживляющего детенышей (род человеческий) собственной кровью. Во время отсутствия неясыти (пеликана) к его гнезду подкрадываются змеи, пускают яд и убивают птенцов. Возвратившись, неясыть становится над гнездом, до крови раздирает клювом свою грудь и каплями собственной крови оживляет птенцов. «Толкование: Птица эта служит образом Христа Бога нашего; умерщвленные птицы ея означают нас, язычников, умерщвленных ядом зло-начального мысленного змия, а змий означает диавола, уязвившего нас; биение в перси и кровь истекшая служит образом страстей Христовых и Его животворящей Крови, чем мы верующие исцелились и ожили, по пророческому слову, которое говорит: язвою Его мы ecu исцелехом ( Ис.53:5 )« 797 . Максим Грек в «Сказании о птице неясыти» использует сюжет соответствующей статьи из древнего сборника рассказов о природе «Физиолог» 798 ; возможно, именно к тексту «Физиолога» восходит встречающийся в отдельных списках вариант названия текста Максима Грека : «Сказание о птице-неясыти пустынной» 799 (курсив мой. – В.Р.): в «Физиологе», в различных редакциях его, в статье о неясыти содержится цитата Пс.101:7 : «Сего деля и рече пророк, яко уподобихся неясыти пустынней» 800 . Образ пеликана как символическое обозначение образа Христа был весьма широко распространен в западноевропейском искусстве Средневековья и Нового времени. Как отметил А. А. Морозов, христианская символика образа пеликана встречается в искусстве и быту уже с III в. 801 «Легенда о Пеликане (слав, «неясыть»), якобы питающем своей кровью птенцов, которых змея отравила ядовитым дыханием, и тем спасающем их от смерти... была рано усвоена христианской символикой. Пеликан получает устойчивое метафорическое значение и становится «знаком» Христа, искупившего своей кровью «первородный грех» 802 . В этом значении образ толкуется, к примеру, в «Этимологиях» Исидора Севильского 803 и в «Божественной комедии» Данте 804 . Легенда эта вошла и в Бестиарии и в греческие и латинские Физиологи. Олицетворяя искупительную жертву, пеликан в Западной Европе встречается в различных видах изобразительного искусства, будь то деревянная резьба, порталы и витражи соборов, фрески или церковная утварь 805 . Именно как символическое изображение присутствует он и в более поздней европейской эмблематике 806 . Весьма примечательно, что образ пеликана как спасителя человечества отмечен в мифах разных народов, например, в австралийских сказаниях о Великом потопе 807 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

действия (бактерии, грибы, паразиты и т. д.). Точно также и в истории народов ценность различных рас и наций весьма неодинакова. Маленькая Греция более 2000 лет назад благодаря своей высокой культуре почти одна представляла всю умственную жизнь Европы. Напротив, многочисленные индийские племена Америки, хотя и достигали местами известного одностороннего процветания, но остались недоступны высшей культуре. Этим предрешается вопрос о ценности жизни человеческих рас. Что ставит человека так высоко над всеми животными, включая и его ближайших родственников из млекопитающих, и бесконечно повышает его ценность жизни, так это культура и высшее развитие разума, делающее его способным к культуре. Но разум является, большей частью, достоянием лишь высших человеческих рас, а у низших развит весьма несовершенно или же вовсе неразвит. Эти первобытные племена (напр. ведда и австралийские негры) в психологическом отношении стоят ближе к млекопитающим (обезьянам, собакам), чем к высоко цивилизованному европейцу; поэтому об их индивидуальной ценности жизни надо судить совсем иначе. Геккель относится с уважением к реалистическим воззрениям на этот счет европейских культурных наций, которые владеют большими колониями под тропиками, и презрительно упоминает об идеалистических воззрениях, возведенных школьной мудростью в неподвижные правила и втиснутых метафизиками в схему их абстрактного идеального человека. К сожалению Геккеля, эти идеалистические воззрения, очень плохо согласующиеся с действительными фактами, будто бы господствуют в Германии и объясняют многие промахи, сделанные ею в недавно приобретенных колониях. Только культура делает ценною человеческую жизнь. Так наша европейская культура повысила ценность человеческой жизни благодаря успехам химии и агрономии, способствовавшим прогрессу в области питания и размножения, благодаря ускоренным способам передвижения, благодаря удивительным изобретениям и техническим приспособлениям, которые дали культурному человеку возможность необычайно расширить естественную восприимчивость своих чувств. Наша жизнь в сто крат прекрас-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиепископ Иларион с архиепископом Павлом Австралийским, начало 1990-х - В одном из интервью Вы как-то сказали, что «потомки первых волн эмиграции хранили знание русского языка, а дети тех, кто приехал из России 10-20 лет назад, часто не говорят на родном языке». В чем в духовном отношении заключается разница между «старорежимными» людьми и нашими современниками? - Первые поселенцы в начале XX столетия приехали сюда в поисках лучшей жизни; потом были те, кто бежал от преследований новой коммунистической власти. Сейчас большая часть эмиграции - это рабочая эмиграция: люди находят возможность реализовать себя и свои таланты в другой стране. Несколько лет назад много говорили о том, что старая эмиграция, в отличие от новой, выросшей при безбожном режиме, более духовная и воцерковленная. Действительно, очень многие из вновь приезжавших в 1970-2000-е годы приходили к Богу вдали от родины и именно тогда активно входили в духовную жизнь. Были и есть молодые люди, которые поступают в нашу Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, становятся священниками. Сейчас, когда запрета на веру в России нет уже более четверти века, из России и стран бывшего СНГ приезжает много людей не просто верующих, но воцерковленных. Но вот что касается языка, то все - и старые, и новые - в одинаковой степени подвержены ассимиляции, особенно дети. Конечно, те, кто бежал от преследований, сознательно сами и у своих детей сохраняли русский язык, культуру. Кто-то даже надеялся вернуться на родину... Кстати, немало уже их детей и внуков в последние 10-20 лет действительно вернулись в Россию из стран Европы, Северной и Южной Америки и успешно там работают, представляют свой бизнес. Подчеркну: только пример родителей, правильное воспитание в семье, участие семьи в приходской жизни могут помочь не потерять свои корни. Поэтому подчеркну, что только пример родителей, правильное воспитание в семье, участие семьи в приходской жизни, обучение детей в приходских школах могут помочь не потерять свои корни. Это одинаково актуально для представителей всех 15 православных юрисдикций в США, а именно о православных я сейчас говорю, потому что проблема ассимиляции стоит перед всеми, кто приезжает в другую страну, и их детьми. А разницу особую между «старорежимными» людьми и представителями последних волн эмиграции можно видеть разве что в следовании определенным традициям, которые их родители и прародители привезли из своих родных мест. Сказать, что духовнее представители той или иной волны, будет не совсем верно и не корректно. Это зависит от каждого отдельного человека. Время идет. Старых эмигрантов с каждым годом остается всё меньше. И теперь как на представителей старой эмиграции смотрят уже на тех, кто приехал сюда лет 20 назад, и многие из них уже здесь встретили Христа.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/d...

Разделы портала «Азбука веры» 24 Май 2022 Новый Южный Уэльс стал шестым и последним австралийским штатом, благословившим эвтаназию и клиническую помощь в самоубийстве, причем его закон не предусматривает «религиозные исключения» для верующих медиков и духовно-благотворительных учреждений, сообщает «Cедмица.RU» со ссылкой на catholicnewsagency. По новому закону, все учреждения здравоохранения и помощи престарелым – даже имеющие религиозные корни и соответствующие ограничения по вере, должны допускать эти «услуги» в своих помещениях. «Если судить о цивилизации по тому, как она обращается со своими слабейшими согражданами, парламент Нового Южного Уэльса с треском провалил экзамен, проложив темный и опасный путь для наших потомков, поскольку ввел новое и тревожное определение смысла гуманности, – заявил 19 мая архиепископ Сиднейский Энтони Фишер. – Несмотря на разочарование, наша борьба за жизнь не заканчивается этим голосованием. Нам предстоит удвоить наши заботы о жертвах «культуры отбросов» [по словам папы Франциска], и вместо того восстановить культуру жизни и любви в этом штате». Верхняя палата парламента Нового Южного Уэльса проголосовала за законопроект 2021 года «О добровольном уходе из жизни с [клинической] помощью» 23 голосами против 13. По данным епархиального издания The Catholic Weekly, закон вступит в силу примерно через 18 месяцев. Теперь каждый гражданин Австралии с 18 лет имеет право на эвтаназию или клиническую помощь в самоубийстве в случае неизлечимого заболевания и угрозы неминуемой смерти в ближайшие шесть месяцев. Если прогнозный срок уход из жизни доходит до года, пациент имеет право на эвтаназию и помощь в самоубийстве в случае нейродегенеративного заболевания и/или невыносимых страданий. Личное заявление пациента с просьбой об эвтаназии или помощи в самоубийстве рассматривается как минимум двумя практикующими врачами, которые также подтверждают тот факт, что пациент принимает это решение добровольно, без принуждения и иного влияния извне, сообщает британская газета The Guardian.

http://azbyka.ru/news/poslednij-iz-shest...

«Опасный характер этого закона подчеркивается силовой процедурой дебатов по поправкам, – отмечает архиепископ Фишер. – Все поправки, вносившиеся с целью смягчения смертоносной сути этого закона, были безапелляционно отклонены без обсуждения. Ни одну значимую поправку не приняли, а это означает, что закон проталкивали силой по принципу «победитель получает все». Это торжествующее уродство, вторгшееся в нашу политику, не сулит ничего хорошего защитникам наших наиболее уязвимых сограждан». Верующие медицинские работники добивались права на запрет эвтаназию и клиническую помощь в самоубийстве в своих клиниках, однако соответствующие поправки также отклонили. «Католические медики и попечители домов престарелых в Новом Южном Уэльсе более столетия служат своим общинам с состраданием и профессионализмом. Они намерены и далее обеспечивать высококачественную медицинскую помощь в клиниках и достойный уход из жизни, несмотря на этот порочный закон, – заявила Бриджид Меней, директор по стратегии и миссии церковной организации Catholic Health Australia. – Однако все мы разочарованы и опечалены принятием этого закона, попирающего этику ухода из жизни. Этот закон принуждает организации, не одобряющие помощь в самоубийстве, допускать в свои помещения врачей для введения запрещенных препаратов, пресекающих жизнь пациента – причем даже без уведомления администрации учреждения. Этот закон грубо попирает права верующего персонала и верующих пациентов, выбирающих конкретную клинику или приют по мотивам неприятия самоубийства с врачебной помощью». Католическая служба здравоохранения Австралии (Catholic Health Care Australia), англиканская служба здравоохранения Anglicare и христианские попечители домов престарелых Hammond Care активно требовали вывода своих организаций из-под действия закона, ссылаясь на свободу совести. Однако свобода совести фактически была отменена верхней палатой парламента 23 голосами против 13. Австралия состоит из шести штатов и десяти территорий, причем законотворческие интересы последних представляет федеральный парламент. Либеральный премьер-министр Скотт Моррисон пока сопротивляется попыткам ввести эвтаназию и клиническую помощь в самоубийстве в Австралийской Столичной и Северной территориях (это две самые населенные территории страны). Однако Лейбористская партия намерена протолкнуть подобный закон, если получит большинство в федеральном правительстве на выборах 21 мая.

http://azbyka.ru/news/poslednij-iz-shest...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010