Итак, Лука подробно рассказал о том, что было под утро; ночью же происходило то, о чем кратко упомянули Матфей и Марк, т.е. показания лжесвидетелей. Иоанн же, помимо отречения Петра, передал события той ночи в нескольких словах, упомянув лишь около четверти происшедших событий. Однако, только от него мы знаем, что «Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе... От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро...» ( Ин. 18:24, 28 ); т.е. по какой-то причине Каиафа отсутствовал на том сборище, потом же, когда Иисуса привели к нему, обвинение уже было понятно и Каиафе было ясно, что Он должен умереть; поэтому Его безо всякого промедления отослали к Пилату. 28 . О том, что делал Пилат с Господом, об этом далее говорит Матфей. Но прежде он делает отступление, чтобы сообщить о смерти Иуды, о чем сообщает только он один: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное чрез пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их на землю горшечника, как сказал мне Господь» ( Мф. 27:3–10 ). 29 . Некоторых смущает то обстоятельство, что этого свидетельства нет в книге пророка Иеремии. Однако, есть такие евангельские списки, в которых не указывается имя пророка, и, пожалуй, нам следует скорее доверять именно этим спискам. Действительно, эти слова были сказаны не Иеремиею, а Захариею. А почему в большинстве списков мы встречаем имя Иеремии – объяснить трудно, тем более, что в древнейших свитках было просто написано: «Сбылось реченное чрез пророка», и хотя имя пророка не указано вовсе, но понятно, что речь идет о пророке Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Итак, эту власть Он назвал посохом, когда «заповедал им ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха»; здесь можно было кратко сказать и так: «Ничего необходимого не берите с собою, даже посоха, кроме только посоха», так что словами «ни посоха» дается понять, что не нужно брать самых незначительных вещей, а прибавкой: «кроме только посоха» указывается на возможность (власть), полученную от Господа, не иметь нужды в том, чего они не имеют у себя. Господь сказал и то и другое, но так как ни один евангелист не выразил вместе того и другого, то и кажется, что один противоречит другому; но на основании вышеуказанного пусть так более никто не думает. 75 . Подобное же подразумевается и тогда, когда Матфей говорит, что не нужно носить обуви; и тут Господь запрещает заботу о том, что в ней будет недостаток. Также следует понимать и относительно двух одежд, т.е. чтобы кто-нибудь из них не думал, что необходимо носить с собою другую, кроме той, которая на плечах, заботясь о том, что в ней будет нужда; ведь эту (другую) он может получить в силу обретенной власти. Поэтому Марк, говоря, чтобы они обувались в сандалии или подошвы, показывает, что такая обувь имеет некоторое таинственное значение, а именно: чтобы нога не оставалась без защиты, но не была и покрыта, т.е. чтобы благовествования не скрывалось, но и не опиралось на земные удобства. Кроме того, Он запрещает не носить или иметь две одежды, а, лучше сказать, надевать: «не носить двух одежд», чем увещевает только к тому, чтобы они ходили в простоте, а не в изобилии. 76 . Следовательно, нельзя сомневаться в том, что Господь сказал все, но частью в прямом смысле, а частью – в переносном; а евангелисты внесли в свои Евангелия так, что один сказал одно, а другой – другое; а нечто внесено двумя или тремя, или даже всеми четырьмя евангелистами. Однако все это собрано не так, как было сказано или сделано. А кто полагает, что Господь не мог в одной и той же речи одно сказать в прямом смысле, а другое – в переносном, тот пусть обратит внимание на остальное; тогда он увидит, что думать так крайне неблагоразумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Конечно, если они спрашивали как искусители и враги, то не в них нужно видеть верующих, т.е. тех, которые представили Господу ясное свидетельство из пророка. Было бы глупым отрицать саму возможность присутствия верующих в той толпе, которая тогда слушала притчи Господа. Ведь Матфей ради краткости умолчал о том, о чем не умолчал Лука, т.е. что притча эта сказана была не только тем, которые спрашивали Его о Его власти, но и народу, потому что он говорит так: «И начал Он говорить к народу притчу сию». Таким образом, под именем этого народа необходимо понимать и тех, которые были подобны восклицавшим: «Благословен Грядущий во имя Господне!», и, следовательно, среди них и были отвечавшие: «Злодеев сих предаст злой смерти». Поэтому их ответ Господу Марк и Лука передали так, как будто это сказал сам Тот, Который есть истина, часто провозглашаемая даже устами злых людей, побуждая к этому ум человека не в виду его святости, а в силу собственного могущества. Кроме того, вследствие возможности в них таких качеств, не напрасно же они рассматриваются в самом теле Господа как Его члены, так что голос их вручается Тому, членами Которого они были, ибо Он крестил уже больше, чем Иоанн ( Ин. 4:1 ), и имел толпы учеников, как об этом часто свидетельствуют евангелисты; из их числа были и те пятьсот братии, которым, по свидетельству апостола Павла, Он явился после воскресения ( 1Кор. 15:6 ). 138 . Есть у евангелиста Иоанна речь Господа, из которой легче уразуметь то, что я говорю: «Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда, как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех , есть раб греха; Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас» ( Ин 8.31–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Конечно, Он не сказал бы: «Ищете убить Меня» тем, которые уверовали в Него и которым Он сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Это было сказано тем, которые уже веровали в Него; но была там и толпа, среди которой было немало врагов Его. И вот, хотя евангелист ясно и не указывает, кто были возражавшие, но из самого ответа и из того, что они заслужили выслушать от Господа, достаточно ясно, кому и какие слова должно приписать. Итак, как в этой толпе, по Иоанну, были уже уверовавшие в Иисуса, но были и такие, которые хотели убить Его, так и в той, о которой ныне идет речь, были коварно испытывавшие Господа, какою властью Он это делает, но были и такие, которые бесхитростно и с верой восклицали: «Благословен Грядущий во имя Господне!», поэтому были и такие, которые говорили: «Злодеев сих предаст злой смерти». Этот ответ может быть понят как слово самого Господа или потому, что Он есть сама истина, или вследствие единства между Главою и членами. Наконец, были и такие, которые отвечавшим говорили: «Да не будет», потому что они понимали, что притча сказана относительно них. Глава LXXI 139 . Далее Матфей говорит: «И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его; но побоялись народа, потому что Его почитали за пророка», и проч. до слов: «Ибо много званых, а мало избранных» ( Мф. 21:45–46, 22:1–14 ). Эту притчу о приглашенных на брак сообщает один Матфей; нечто подобное приводит и Лука, но это не то, как видно из последовательности повествования, хотя в этом и есть некоторое подобие ( Лк. 14:16–24 ). Но как Марк, так и Лука, удерживая тот же самый порядок, свидетельствуют о том, что иудеи все это признали сказанным о них, как указал и Матфей после изложения притчи о винограднике и об умерщвлении сына хозяина ( Мк. 12:12 ; Лк. 20:19 ). А потом они обращаются к другим событиям, присоединяя в конце то, что и Матфей вставил по порядку после этой притчи о браке, которую привел он один.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

«Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2 Кор. 3: 16). Апостол говорит об этом покрывале Моисея аллегорически. Говоря «Моисей», мы, конечно же, имеем в виду Закон. Вспомните притчу о богаче и Лазаре. Когда богач попросил Авраама послать Лазаря в мир, чтобы он рассказал о том, что происходит в аду, Авраам ответил ему: «У них есть Моисей и пророки» (Лк. 16: 29). Говоря «У них есть Моисей», он имеет в виду, что у них есть Закон. Моисей отождествляется с Законом, потому что является его носителем. Он не автор, а носитель, передатчик Закона. Покрывало, лежащее на сердцах людей сегодня, – бесчувственность Когда святой апостол Павел говорит, что и доныне завеса, которую воздвиг Моисей, стоит у них перед глазами, он имеет в виду, что они не могут увидеть Христа в Писании. Однако это временно. «Снимите покрывало со своих глаз, – словно говорит он им, – и снова посмотрите на Писание». Но они не снимают это покрывало до сих пор и, когда читают Ветхий Завет, как говорит здесь апостол Павел, не понимают ничего. Могут дать массу толкований и объяснений на все, кроме одного: того, что Иисус Христос есть воплощенный Бог. Но что за покрывало лежит на их сердцах сегодня? Как говорит здесь апостол, «доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит, – не на глазах, – на сердце их» (2 Кор. 3: 15). Это бесчувственность. Они бесчувственны. Потому что захотели быть бесчувственными. Духовная бесчувственность Нового Израиля. Необходимость самокритики Но возникает один вопрос. Вопрос о самокритике. Не встречается ли эта духовная бесчувственность не только в народе Израиля, но и в новом Израиле, Израиле по благодати, т.е. в христианском народе? Говоря «христианский народ», мы имеем в виду христиан всей земли. Разве этой духовной бесчувственности нет и среди христиан? Надо признать, что по меньшей мере в наши дни эта духовная бесчувственность есть и у нас, причем в ужасающей и вопиющей степени. Наши христиане сегодня духовно бесчувственны. Наши христиане! Поэтому, возлюбленные, давайте хотя бы мы, слушающие слово Божие, обратимся к самим себе; как Марк Аврелий, этот император и философ-стоик, который, когда пишет, пишет себе. Что бы ни писал, он пишет не о других, а о себе . То же самое и мы; давайте займемся самокритикой, чтобы нам смочь – если еще сможем – обнаружить эту свою духовную бесчувственность.

http://pravoslavie.ru/159044.html

Но уже никакая нравственная Стоя не могла спасти языческий мир. Этот мир не принимал чудо, то есть отрицал Божественное вмешательство в природу. Чудо открыло глаза, чтобы человек увидел истинное небо. И тот, кто не отвернулся, не стал спиной к свету, познал смысл всякого Бытия, познал великое и вдохновенное состояние, которое называем блаженством. Блаженный, значит, свободный, лишенный сомнений, чего не мог сказать о себе античный мир. Этот мир воспевал добродетель, но при этом, не забывал отправлять на Крест христиан или устраивать из их тел огненные факелы, а самой большой добродетелью была ссылка в рудники, где осужденные медленно удушались. К сожалению, в третьем веке римоэллинский мир еще в человеческих представлениях и суевериях. Даже Марк Аврелий не избежал суеверия, участвовавшего в жертвоприношениях Александра, известного обманщика и заклинателя. Мудрость завершалась по аккомпанемент жадного и похотливого суеверия. Да и мудрость ли? Истинную мудрость уже исповедовал Его ученик. «И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же — за Илию; а иные — за одного из пророков.Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем» (Мк. 8: 27-30). Перед нами Господь, Сын Божий. Вот водораздел между философией и Богословием. На исповедании Иисуса Христа Сыном божьим зиждется новое понимание человеческой истории и Бытия. Все попытки оспорить Божественность Иисуса есть ни что иное как самая обыкновенная и бессовестная ложь, или хитро расставленные дьявольские сети, что одно и тоже. Спустя триста лет уже в эпоху торжествующего христианства, найдется человек, который посчитает, что Христов – это великая ложь. И Его можно победить Верой в Диониса и философией. Он призовет платоников, эпикурейцев, стоиков и скептиков в надежде одержать верх над Словом Божьим. Но вместо нового Сократа явилась пародия, а вместо благочестия вакхические пляски обнаженных проституток. На место храма Юлиан хотел поставить театр, с его гримасничаньем и ужимками. Но эта имитация жизни не могла устроить тех, кто достоверно знал, что Иисус не просто Галилеянин, но Сын Бога Живаго. И тот, кто поднял пяту на Господа, ушел в небытие, признав свое поражение.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/28/...

Обращаясь к бывшим язычникам, Павел говорит об иудеях: «В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов». Это значит, что, несмотря на враждебное отношение иудеев к проповеди Евангелия, они остаются Божиими избранниками благодаря тому обетованию, которое Бог дал их «отцам» – Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею. В общее русло излагаемой концепции вписываются и слова: «Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы». Их смысл следующий: ранее язычники находились вне спасения, но из-за непослушания израильского народа возможность спасения открылась для них; теперь же они непослушны Богу ради того, чтобы уверовавшие язычники были помилованы, но в конце концов и они уверуют и будут помилованы. Во всем этом Павел видит действие Промысла Божия: «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать». Это относится к обеим группам, о которых идет речь: иудеям и язычникам. Сначала были непослушны одни, теперь другие, но в конечном итоге милость Божия будет явлена на всех. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» Павел завершает 11-ю главу возгласом изумления перед описанным только что таинственным и мудрым планом спасения людей всеведущим Богом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо всё из Hero, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь ( Рим. 11:25–36 ). Эти слова, по мнению многих ученых, представляют собой хвалебный гимн, написанный в поэтической форме. 278 В свое время была выдвинута теория о связи между этим гимном и идеями стоической философии. 279 В качестве параллели приводили 280 обращение к космосу слова императора Марка Аврелия: «Все мне пригодно, мир, что угодно тебе; ничто мне не рано и не поздно, что вовремя тебе, все мне плод, что приносят твои, природа, сроки. Все от тебя, все в тебе, все к тебе». 281 Однако, во-первых, Марк Аврелий жил позже Павла; во-вторых, сходство касается только отдельных выражений; в-третьих, знакомство Павла с идеями стоической философии – не более чем гипотеза, не подтверждаемая текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Он говорит об этом один, но не следует опасаться, что этим он противоречит остальным евангелистам. Он же далее продолжает: «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» ( Мф. 27:51–54 ). Марк повествует так: «Сотник, стоящий напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий» ( Мк. 15:39 ). Лука говорит так: «Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно Человек этот был праведник» ( Лк. 23:47 ). Нет противоречия в том, что Матфей говорит, будто сотник и бывшие с ним, видя землетрясение, удивлялись, тогда как Лука говорит, что он удивлялся, слыша, что Господь испустил дух с таким восклицанием, показав, какую имел Он мощь, когда умирал. В самом деле, в том, что Матфей сказал не только «видя землетрясение», но еще прибавил «и все бывшее», он показал, что место у Луки безупречно, ибо по его словам сотник удивлялся самой смерти Господа; потому что и она была между тем, что чудесным образом тогда совершилось. Но хотя бы Матфей даже и не прибавил этого, все-таки должно это понимать так, что поскольку тогда совершилось многое достойное удивления, то повествователям вольно было припоминать то, что им было угодно. И они не противоречат друг другу в том случае, когда один говорит, что сотник удивлялся одному, а другой – другому, так как он удивлялся всему. А то, что по словам одного сотник сказал: «Воистину Он был Сын Божий», а по словам другого: «Истинно Человек Сей был Сын Божий», пусть не смущает того, кто не забыл, что мы говорили выше, поскольку то и другое выражение вполне совпадают по мысли; также нет противоречия и в том, что один евангелист употребил слово «человек», а другой – нет. Может показаться противоречивым то, что по словам Луки сотник не сказал «Сын Божий», а сказал «праведник». Но мы должны понимать, что или сотник сказал и то и другое, или же один евангелист сказал одно, а другой – другое. А, может быть, Лука хотел выразить мысль сотника, каким образом он сказал, что Иисус есть Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Подлинно, совершенная суета всякий человек живущий. Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то» ( Пс. 38:6 ). И в другом псалме: «Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они легче пустоты» ( Пс. 61:10 ). И это говорит человек, из пастуха ставший одним из могущественнейших властелинов Древнего мира! Примерно такой же настрой был у эллинских мудрецов. Киники учили отказу от земных благ, видели спасение от их бессмысленности в аскетизме. К ним принадлежал знаменитый Диоген, живший в бочке и заставивший задуматься о смысле жизни самого Александра Македонского. Эпикур (III век до н.э.) в своих раздумьях пришёл вообще к материализму и атеизму (что для того времени было удивительным) и призывал людей брать от этой временной жизни максимум наслаждений. Однако слово «наслаждение» он понимал совсем не так, как понимают его соременные эпикурейцы, вроде Стивы Облонского из «Анны Карениной», а почти противоположно. Те поют «мы пить будем и гулять будем, а когда смерть придёт, помирать будем», а Эпикур, сам лично бывший аскетом, видел наслаждение в душевном покое и воздержанности, солидаризируясь в этом с Конфуцием. Идеологи скептицизма советовали беречь нервную энергию, никогда не спорить, не кипятиться, не высказывать о вещах никаких категорических суждений, ибо их природу человек знать не может. В Риме из такого рода учений особенно распространилась философия стоиков, возникшая ещё в III веке до н.э. в Греции. К этому течению примкнули некоторые представители высших слоёв, в частности один из богатейших патрициев Сенека (I век) и даже император Марк Аврелий (II bek). Как мы видим, житейская мудрость в дохристианскую эпоху всегда и везде сводилась к следующим наставлениям: надо жить скромно и незаметно, учиться довольствоваться малым, быть во всём умеренным и воздержанным, не перечить раз и навсегда установившемуся ходу бытия, ибо пока ты ему подчиняешься, он тебя ведёт, а если противишься — потащит.

http://azbyka.ru/fiction/imeya-zhizn-ver...

полною. Заповедь Моя такова, чтобы вы взаимно любили друг друга, как и Я возлюбил вас. Больше той любви никто не имеет, как тот, чтобы положить душу свою за друзей своих... Сие заповедаю вам: любите друг друга [ст. 4–13; 17]. Вот что (haec) я признал необходимым изложить из четырех Евангелий в настоящем произведении. Из этого можно понять, что три Евангелиста, – именно Матвей Марк и Лука, – дали нам много предписаний для жизни потому, что они преимущественно следовали той части, которая называется деятельною. А так как Иоанн держался больше созерцательной, то, – хотя его Евангелие превосходит остальные, мы находим в нем сравнительно меньшее количество предписаний относительно нравов. После этого мы уже приведем на память то весьма немногое, – что нашли, – из книги, которой дано название «Деяния Апостолов». Действительно, в ней содержится повествование (historia) о происшедших событиях, на которых основывается вера, и там описаны больше образцы [жизни], чем даны заповеди. Из книги ДЕЯНИЙ АПОСТОЛОВ [Гл. XV:] Итак Иаков в своей речи сказал: Посему я рассуждаю, что не должно отягощать тех, которые из язычников обращаются к Господу; а написать им, чтобы они воздержавались от [вкушения] оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови... Было изволение Святого Духа и нам не налагать на вас большей тяжести, кроме следующего необходимого: чтобы вы воздерживались от жертвопринесенного идолам и от крови, и от удавленного, и от прелюбодеяния; воздерживаясь от этого, вы будете поступать хорошо. Будьте здравы [ст. 19, 20; 28, 29]. [Гл. XX:] И после многого, когда Апостол Павел говорил к предстоятелям (praepositis) Церкви, которых он собрал, сказал: Внимательны будьте к себе и ко всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас епископами, чтобы управлять Церковью Божиею, которую Он приобрел кровию Своею... Я не пожелал ни от кого ни серебра, ни золота, ни одежды, вы это сами зваете. Ибо эти руки мои работали для того, что мне нужно, и для тех, которые со мною. Я показал вам во всем, что трудясь так нужно принимать слабых, и помнить слово Господа Иисуса, Который сам сказал: Блаженнее давать, нежели принимать [ст. 28; 33–36].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010