Помни или не помни ты, но Бог все видит, и дела твои все открыты Ему, или совершаются пред лицом Его. Так зачем скрывать истину и превращать ее в ложь? Что к сей мысли должно прилагать и богоприличное расположение дел, сего требует почитание Бога. Когда сын пред лицом отца или подданный пред лицом царя действуют, забывая о достоинстве их, то тем оскорбляют их. Потому любящие Бога и боящиеся Его «предзрят Его пред собою выну» ( Пс.15:8 ), то есть обращают это себе в характер и, что ни делают, сознают, что око Божие обращено на них. В помощь при сем, или для воспитания сего чувства, употребляют разные средства: иные зрят Бога одесную себя, как святой Давид; иные око Божие, утвержденное над собой, созерцают; иные мысленно простирают свет Божий вокруг себя, как бы некоторую духовную атмосферу, в коей, как в скинии, укрываются и витают духом неисходно, или пребывают как в безопасном пристанище. Все сие, впрочем, средства. Бог же не имеет вида или образа, потому истину любящие всеми мерами стараются возводить себя в состояние зреть Господа пред собой без образа, мыслью простой, чистой. Это верх совершенства в хождении пред Богом. Плоды сего хождения бесчисленны; но, главное, от него естественно переходит в жизнь нашу чистота и непорочность слов, мыслей, желаний, дел. «Благоугождай предо Мною и будь непорочен», говорит Бог Аврааму ( Быт.17:1 ). Св. Давид зрел Господа пред собой, «да не подвижется», то есть чтобы не допустить какого неправого движения ( Пс.15:8 ). Тут не нужно и прибавлять: когда зришь Бога, бегай неправды, ибо само зрение отвратит от нее... Потому, можно сказать, заповедь о хождении пред Богом есть то же, что и заповедь о богоугождении. Другой плод от сего есть некоторая теплота духа. Зрение Бога не может быть холодным, если оно есть истинное. По мере усовершения в лицезрении Божием возрастает и теплота. После же они сливаются, и как лицезрение, так и теплота превращаются в единое непрерывное действие духа. Такое настроение духа есть самое лучшее приготовление к будущему всеблаженному лицезрению Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Быт.1:29–30 . Бог разрешает людям и животным использовать растения в качестве пищи. Видимо, хищные животные до потопа или по меньшей мере до грехопадения также были травоядными. Уверенность в этом возрастает, если учесть, что в Библии реалии 1-й главы Книги Бытие часто соотносятся с реалиями последних времен, про которые сказано в Ис.65:25 , что на новой земле лев будет есть солому, а волк будет пастись вместе с ягненком. Быт.1:31 . День шестой. Порядковое числительное шестой здесь приводится с определенным артиклем, тогда как в отношении других дней подобное не имеет места. Этим подчеркивается важность шестого дня как дня творения человека. Быт.2:7 . Здесь представлен несколько иной рассказ о творении человека, который дополняет повествование 1-й главы. И создал Господь Бог человека из праха земного. «Прах земной» – рыхлая, мягкая земля или жидкая грязь. Из этого материала Бог создает человека. Используемый здесь глагол (йацар) (в русском переводе – создал) буквально означает «придал форму». То есть Бог представлен в образе горшечника, который из глины лепит посуду. И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Здесь употребляются два важных термина: (нешама) – «дыхание» и (нефеш) – «душа». Выражение «душа живая» указывает на человека как на живое существо в целом, тогда как «дыхание жизни» обозначает духовную природу, «небесный элемент» в человеке (примечательно, что Авраам ибн Эзра слово «нешама» производил от (шамаим) – «небо»). Следовательно, человек появился в результате соединения праха земного и дыхания жизни, более того, он обрел подлинное бытие только после того, как Господь сообщил ему дыхание жизни. Очень интересно эту мысль формулирует святитель Феофан Затворник : «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Оно было живое тело – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой – и из животного стал человек» с. 98]. Для точного понимания этого высказывания необходимо учитывать, что слово «животное» здесь означает «живое существо», то есть, по мысли святителя, Адам уже при сотворении из «персти земной» был живым существом (а не мертвым телом), но настоящим человеком, венцом творения и образом Божиим он стал после получения «дыхания жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Велики, конечно, ради Бога укрывавшиеся в горах, вертепах и пропастях земных, – столпники, пещерники, затворники. – (Я не имею в мысли говорить здесь о высших чинах – свв. апостолов, судей вселенной, также о всеблаженных мучениках, божественных пророках и о некоторых других родах праведников). Но и наш чин ничем ни меньше их. – Ведомо вам, что Сам раздаятель даров, сошедши на землю, не пустынный избрал Себе род жизни, не столпнический и не другой какой, но благоволил пожить в послушании, как Сам негде говорит в Евангелии: – снидох с Небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца (Ин. 6, 38). И опять: яже Аз глаголю, о себе не глаголю; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю (Ин. 14, 10; 12, 49). Потом на Тайной Вечере, препоясавшись лентием и прияв служительское дело, омыл ноги учеников и спустя немного сказал: Аз посреде вас есмь, яко служай (Лк. 22, 28). Так Господь, воплотившись, не другой какой, а наш послушнический образ жизни благоволил приять. Не утешительно ли и не радостно ли должно быть для нас, что мы проводим жизнь в подражании Ему? Уместно ли потому нам ублажать другие виды подвижнической жизни предпочтительно пред нашим? Да вы, если как следует в точности проходите сию жизнь, и сами не захотите ублажать другую какую. Почему и в Геронтике читается сказание, в коем из трех подвижников состоящий в послушании по откровению предпочтен пустыннику и больному, с радостию переносящему болезнь. Ей, братия мои, воистину велика жизнь наша, и проходящие ее, без сомнения, прославлены будут с Авраамом, с мучениками и праведниками. Теките же добре. Да не остановит вас завидующий вам диавол, и сами не останавливайтесь по разленению. Помажьте ноги елеем терпения, облекитесь в хитон радования, пейте воду чистоты и целомудрия. Не говори никто: доколе же? – Это слово ленящегося. 185. 1) Сравнением подвизающихся с виноградными лозами доброплодными возбуждает ревность к плодоношению добродетели и заключает. – 2) желал бы я сим одних обрадовать, а других образумить. 1 /, 13]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из блаженного Феодорита новое учение не приводит свидетельств, но полагает, что и у него, между прочим, заимствовал свое учение святой Дамаскин о признанной будто им телесности естества ангелов. Вот места из блаженного Феодорита , которые говорят совсем противное. В 69 вопр. на кн. Бытия, он пишет: «Писание говорит, что Авраам видел мужей. Итак, если иметь во внимании только букву, то мужи, а не ангелы вкушали. Если же вникнем в смысл, то (скажем, что) ангелы видимы были вкушающими. Ибо как, имея естество бестелесное, и они, и Владыка их только казались имеющими тела, в каких были видимы, так и вкушающими они только казались, не влагая пищи в уста и чрево, ибо не имели тел». Здесь ангелы признаны не имеющими тела, так же, как и Господь. Но Господь Сам невещественен и тела не имеет никакого, следовательно, таковы же, по Феодориту, и ангелы. В 69 вопр. на Исход, он спрашивает: «Почему пророк называл манну хлебом ангельским?» и отвечает: «Потому что ангелы послужили в даровании ее. Само же бестелесное естество не имеет нужды в пище». Вот и здесь ангелы бестелесны. И нельзя думать, что бестелесными признает их блаженный Феодорит потому только, что у них нет грубых тел, ибо в первом случае они названы бестелесными наравне с Владыкою своим, у которого нет тончайшего тела. В толковании блаженного Феодорита на 7 стих 12 главы пророка Даниила, читаем: «знаем, что природа ангелов бестелесна; а принимают они образы на пользу видящих, и являются чаще кроткими по снисхождению, а иногда и строгими для вразумления». Довольно и этих свидетельств, дабы видеть, что блаженный Феодорит считает ангелов бестелесными, как бестелесен Сам Владыка их. В «Слове о смерти» приводится следующее место из святого Кассиана Римлянина : «Хотя мы, – говорит Кассиан, – многие существа называем духовными, но их никак не должно признавать бестелесными. Они имеют собственное тело, в котором существуют, хотя несравненно тончайшее нашего тела» (Собес. 7, гл. 13). Самое содержание выписки показывает, что у святого Кассиана не та мысль, какой держится новое учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

7:51).    И на Христа — по-еврейски: Месиах. Мессия, еже есть сказаемо Христос (Ин. 1:41). Месиах от масах — помазывать, как Христос от χριω. Помазание приписывается, во-первых, патриархам, хотя об акте и чине помазания их в Писании нигде не говорится: Пс. 104:15 (не прикасайтеся помазанным моим) — по ходу мыслей это об Аврааме, Исааке и других (сличи: стих 9 и Быт. 26:3). Во-вторых, помазывались Пророки, как Елисей Илиею (3 Цар. 19:16). В -третьих,— первосвященники, коим на лбу, под бровями, начертывали следующего вида крест: X (по уверению Кимхия, в толковании на Пс. 132, и раввина Соломона, на Исх. 29:7). В-четвертых,— цари, у которых, по свидетельству тех же, начертывалось О — круг, знак полноты и совершенства. И Саул именуется помазанником Божиим (1 Цар. 12:3), и Кир (Ис. 45:1), который по сей причине некоторыми почитается прообразом Мессии, чего ради и пастырем назван (Ис. 44:28, с Еврейского),— но, в-пятых, преимущественно или в собственном смысле имя Мессии принадлежит обетованному Искупителю рода человеческого, как Пророку, Первосвященнику и Царю, Которого предызображали только все ветхозаветные Пророки, первосвященники и цари и Который был помазан не видимым и чувственным каким помазанием, но невидимым духовным помазанием, Духом Святым (Пс. 44:8; Ис. 61:1; Деян. 10:38 и прочее). В настоящем месте очевидно Мессия стоит в последнем значении, как требует сочетание слов: Иегова и Мессия Его. Хочет внушить Пророк, что не только Их едино есть Царство, но и едино Им должно быть и поклонение. Почему нераздельна и непокорность и противление Им, так что оно, оказано бывши одному, тем самым оказывается и другому. Иже не чтит Сына, не чтит и Отца, пославшего Его (Ин. 5:23 и следующее). Это Тот Мессия, Который есть истинный Сын Божий, Единородный Господь и Владыка всяческих, Коему подобает всякая слава, честь и поклонение (Деян.4:25; Евр. 1:5; Притч. 8:22; Апок. 22, 7, 11:15-16, 19:15).    Стих 3. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.    Расторгнем. Подразумевается: говоря, которое часто в такого рода разговорной речи опускается (, например: Ис. 3:6). Еврейское слово, выражение дает мысль об отвержении нечаянном, быстром, насильственном, соединенном со вредом и порчею вещи, отверженной по причине нетерпения ее или презрения к ней... Так расторг Сампсон верви как нити (Суд. 16:9-12; сличи: Иер. 2, 20, 5:5, 30:8; Наум. 1:13; Пс. 106:14). Из сих мест видно, что здесь разумеется крайняя дерзость народов и властей их против небесного учения, по которой, сговорившись будто, решили они не слушать его, подобно пленным, или осужденникам взбунтовавшимся, или диким коням, кои, сбросив всадника, несутся вперед и всё попирают по пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2925...

Тертуллиан . Царствие, испрашиваемое нами у Отца небесного есть будущее царствие по кончине мира. Мы молим Его о скорейшем пришествии сего царства, чтоб нам скорее вступить в него и не быть надолго задер­жанными в рабстве, порываясь «внити в оный покой» (Евр.4,11). В Апокалипсисе души под алтарем вопиют к Господу: «доколе Владыко святый и истинный не судиши, и не мстиши крови нашей от живущих на земли?» (6,10)—Итак, мы молимся: скорее, Господи, «да придет царствие Твое»—сие желание христиан, смятение язычников, торжество Ангелов, ради коего страждем и коего неудержимо желаем. Св. Киприан . Мы просим о пришествии к нам Царства Божия в таком же смысле, в каком молим Бога, чтобы святилось в нас Его имя. Ибо когда же Бог не царствует или когда положить начало Его Царства, которое всегда было при Нем и не перестает быть? Мы просим, да приидет наше Царство, обещанное нам Богом, приобретенное кровью и страданием Христовым; просим, чтобы нам, послужившим в сем веке, царствовать потом с Владыкой Христом, как и Сам Он обещает это, говоря: «приидите, благословенный Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира» (Мф.25,34). …И мы правильно испрашиваем Царства Божия, т.е. Царства Небесного; ибо есть и царство земное. Но кто отрекся уже от мира, тот выше мирских почестей и царства. Таким образом, посвящающий себя Богу и Христу желает не земного, но Небесного Царства. А при этом необходима непрестанная молитва и моление, да не отпадем от Небесного Царства так, как отпали иудеи, которым оно было обещано прежде. Господь ясно говорит: «мнози от восток и запад приидут и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем; сынове же царствия изгнани будут во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом» (Мф.8,11-12). Он показывает, что иудеи были прежде сынами Царства, доколе не переставали быть сынами Божиими; потом же с упразднением у них имени Отеческого упразднилось и Царство. Потому-то мы, христиане, которые стали называть в молитве Бога Отцом, просим, да приидет к нам Царство Божие.

http://predanie.ru/book/107534-istolkova...

   Неудивительно, что после первого и такого внушительного урока русский народ усвоил себе аскетическое, чисто монастырское понимание христианства. В том же направлении монастыри оказывали влияние на народ еще чрез так называемых «учительных монахов», к которым, при поголовной почти неспособности приходского духовенства к народному учительству, охотно стекались новопросвещенные русские люди. Выдающейся тип учительного монаха представляет собой инок Авраамий Смоленский. О Никите-Затворнике Печерском известно, что, обладая способностями и даром учительства, он не был во имя этого даже ритористом своего подвига и принимал у себя в затворе искавших у него наставлений. Правда, нет оснований думать о большом количестве таких исключительно одаренных и популярных учительных монахов; однако и рядовое монашество практиковало пастырскую обязанность учительства в самых широких народных кругах, благодаря древнерусскому институту духовничества, состав коего, как мы уже упоминали, пополнялся преимущественно монахами. Право исповеди, право быть в тесном смысле «духовным отцам» своих пасомых у нас, по примеру греческой церкви, не принадлежало всем без исключения иереям в силу самого их сана, а составляло привилегию наиболее опытных из них в духовной жизни (по идее, облекавшихся званием духовников по особому епископскому благословению). Наиболее опытными на практике были признаны иереи из монахов, которые принимали к себе на исповедь мирян всех состояний и возрастов, состоя в этом служении или при приходских церквах, или даже внутри монастырей. Всем мирянам предоставлялась полная свобода в выборе духовных отцов и только рекомендовалось держаться избранного руководителя в христианской жизни до конца дней своих. Влияние духовного отца на своих «покаяльных детей» обеспечивалось тем высоким и непререкаемым авторитетом, какой приписывается ему в многочисленной серии как переводных, так и оригинальных древнерусских церковно-практических памятников. В одном древнем иноческом поучении послушание духовному отцу доводится до такой крайней заповеди, обращенной к иноку: «аще бо ти и повелено будет отцом твоим воврещися в море, да речеши ему: «боюся послушания отче», и аще речет: «не бойся, вниди, яко велико имение притяжавый», т. е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Однако, может встать вопрос, могут ли быть щедрыми люди, у которых очень низкий доход. Ответ зависит от того, как мы себе представляем щедрость. Если как способность пожертвовать много-много денег — то, конечно, нет. Если же как открытость сердца и готовность отдать всё или практически всё — то, конечно же, могут. Я бы даже сказала, что бедные люди, как та вдова с двумя лептами, часто бывают более щедрыми, чем богатые. Замечала и на своем опыте, и на опыте других людей, что почему-то при доходе три тысячи рублей в месяц проще пожертвовать триста рублей, десятую часть дохода, чем при доходе тридцать тысяч пожертвовать три тысячи. Поэтому каждый человек может получить богатый урожай. Главное — не бояться собственной щедрости и уповать на Бога, а Он позаботится о том, чтобы все необходимое у нас было. Прочтите толкования: Блаженный Феофилакт Болгарский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Святитель Феофан Затворник Блаженный Феофилакт Болгарский При сем скажу: кто сеет скупо (φειδομ­νως), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: при сем скажу , то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал «скупо», но употребил благороднейшее наименование бережливости Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: сеет щедро . Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Останавливается на речи о подаянии с радушием, зная, что пример македонян достаточен, чтобы побудить их к большему подаянию и пристыдить их, если окажутся ниже тех. Врачует же ум их, чтобы совершаемое ими дело было добродетелью; ибо вынужденное не есть добродетель. Поэтому, как истинный учитель, хочет, чтобы ученики его, делая что-нибудь, делали то так, как требует добродетель, и притом добровольно, чтобы и награда им была полная; ибо сделанное по принуждению теряет свою награду. Поэтому говорит: каждый подавай по расположению, а не с огорчением и не с принуждением. Приводит и свидетельство из Соломона. Хотя в изречении Премудрого говорится о щедрости, но он относит оное и к подаянию с радушием, или, если хочешь, — к той и другому вместе.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

Поэтому я должен до самой смерти с удовольствием проповедовать, а вы слушать. Господь и Бог наш да сохранит, да устроит (см. 1Пет. 5:10 ) и да направит путь и дела ваши, радуя, веселя, услаждая ваши сердца и таким путем сподобляя вас также и Царства Небесного во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Оглашение 42 О том, чтобы не превозносить никакого другого строя жития, кроме общежительного Отцы мои, братия и чада. Я лежу больной и не могу поэтому явиться к вам лично и произнести пред вами свое ничтожное оглашение. Но если вы живы и здоровы душой и телом, то я не чувствую никакой болезни и страдания. Ибо вы – воистину чада мои, мое здоровье, крепость, упокоение, утешение, радость и венец (см. Флп. 4:1 ). С вами – благополучие, счастье, праздник, слава, богатство, радость, наслаждение и удовольствие. Но если у вас с душою плохо (от чего Боже избави), тогда и я чувствую скорбь, болезнь и уныние. Увещание Поэтому, как отец (хотя и недостойный такого названия), как брат, как чадо, как раб ваш, прошу вас, увещеваю и умоляю: стойте, терпите, укрепляйтесь, мужайтесь, возноситесь мыслию, парите в небесах, да узрите мысленно Господа нашего Иисуса Христа, сидящего на престоле славы, Которому со страхом и трепетом предстоят и служат Херувимы, Серафимы и все ангельские чины, ибо закончившие доблестно свой подвиг, не прельстившиеся ни одной привременной радостью и не погрязшие во сладости мирской суеты услышат благословенный глас Владыки и праведницы, сказано, просветятся яко солнце ( Мф. 13:43 ), когда они приидут от востока, запада, севера и моря ( Пс. 106:3 ) и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в неизреченной радости (см. Мф. 8:11 ) и когда Царь наш и Господь станет раздавать Свои награды по заслугам. Да, да, чада мои, какой только славы не вкусят треблаженные (см. Флп. 4:1 ) и святые подвижники! Монашеское общежитие – по подражанию Христу Каждый, понятно, получит блага соответственно тому, в каком чине он благоугодил Богу. Конечно, велики служащие Богу в горах, в вертепах и в пропастех земнъа ( Евр. 11:38 ), а также столпники всякого рода ( στυλται και κιονται), затворники ( εγκεκλεισμνοι) и другого рода подвижники 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

184. Образ подвижничества в общежительном послушничестве выше всякого другого: он Христоподражателен. Теките же сим путем добре. 9] Стойте доблестно, мужайтесь и претерпевайте все в порядке жизни вашей. Вознеситесь мыслью горе и небошественно созерцайте небесное. Там с Исаией узрите вы Господа на престоле высоком и превознесенном сидящего, окруженного предстоящими Ему Херувимами и Серафимами и всеми сонмами Ангелов. Так узрим мы Его в страшный день второго пришествия Его. – Тогда услышат преблагословенный оный Его глас добре совершившие предлежащий им подвиг в отвержении телесных удовольствий и в недопущении сластям века сего овладеть собою. Тогда праведники просветятся, как солнце в неизреченной радости, когда подвигоположник наш Господь и Бог раздаст дары по достоянию всем и каждому. Ей, братия мои, какого блаженства вкусят все святые, получив тамошние блага, по тому чину, в каком благоугодили здесь! Велики конечно, ради Бога укрывавшиеся в горах, вертепах и пропастях земных, – столпники, пещерники, затворники. – (Я не имею в мысли говорить здесь о высших чинах – св. Апостолов, судей вселенной, также о всеблаженных мучениках, божественных Пророках и о некоторых других родах праведников). Но и наш чин ничем ни меньше их. – Ведомо вам, что Сам раздаятель даров, сошедши на землю, не пустынный избрал себе род жизни, не столпничесий и не другой какой, но благоволил пожить в послушании, как Сам негде говорит в Евангелии: «снидох с небесе не да творю волю мой, но волю пославшего мя Отца» ( Ин. 6, 38 ). И опять: «яже Аз глаголю, о себе не глаголю; но пославый Мя Отец, той Мне заповедь даде, что реку и что возглаголю» ( Ин. 14, 10; 12, 49 ). Потом на тайной вечери, препоясавшись лентием и прияв служительское дело, омыл ноги учеников, и спустя немного сказал: «Аз посреди вас есмь, яко служай» ( Лк. 22, 28 ). Так Господь, воплотившись, не другой какой, а наш послушнический образ жизни благоволил приять. Не утешительно ли и не радостно ли должно быть для нас, что мы проводим жизнь в подражании Ему? Уместно ли потому нам ублажать другие виды подвижнической жизни предпочтительно пред нашим? Да вы, если, как следует, в точности проходите сию жизнь, и сами не захотите ублажать другую какую. Почему и в Геронтике читается сказание, в коем из трех подвижников состоящий в послушании по откровению предпочтен пустыннику и больному, с радостью переносящему болезнь. Ей, братия мои, воистину велика жизнь наша и проходящие ее, без сомнения, прославлены будут с Авраамом, с мучениками и праведниками. Теките же добре. Да не остановит вас завидующий вам дьявол, и сами не останавливайтесь по разленению. Помажьте ноги елеем терпения, облекитесь в хитон радования, пейте воду чистоты и целомудрия. Не говори никто: доколе же? -Это слово ленящегося.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010