Нравы Израильтян, вообще, были весьма непорочны, ибо трудолюбивый народ должен быть необходимо менее развращен народов праздных и преданных неге. Им неизвестна была ни роскошь, ведущая к столь многим бесполезным издержкам, ни игра, разоряющая столько семейств: самая охота, хотя и была им известна, но составляла только редкую забаву, чуждую суетного блеска, которою они занимались не столько для удовольствия, сколько для того, чтоб достать что для стола, и защитить свои поля и виноградные сады от хищности зверей. За охотниками не следовали многочисленные стаи гончих, повсюду причиняющих разорения и опустошения: не видно было ни собак, ни лошадей, даже у самых Царей; охотники ставили только тенеты и сети. Светских зрелищ у них не было: обряды Религии и великолепные приготовления жертвоприношений были для них привлекательнейшим зрелищем и достойнейшим их занятия. Действительно, оно долженствовало быть весьма величественно, поскольку Храм был великолепнейшим зданием во всем Государстве, и более сорока тысяч Левитов обязаны были непременно отправлять Богослужение. Другие два обычая в особенности еще служили к сохранению чистоты нравов, то есть, домашнее уединение женщин и убегание от иноплеменников. Девицы, до замужества своего, никогда не показывались в общество, и даже в доме они жили в особых отделениях, куда мужчины не входили; женщины, быв почти столько ж удалены от общества как и девицы, редко выходили; когда же принуждены бывали идти с дочерьми или во Храме, или для торжествования каких-либо общенародных или частных праздников, то никогда не показывались без покрывала, которое разве при самих ближних родственниках снимали. При посторонних они никогда не садились за стол с своими мужьями, а прислуживали им. Во время пиров и веселых обедов, все женщины собирались повеселиться между собою, и никогда не мешались с мужчинами. Израильтяне тщательно избегали сношения с иноплеменниками, которых они называли Язычниками; они не позволяли себе ни есть вместе с ними, ни входить в их дома; гнушались всеми идолопоклонниками, особливо же необрезанными; ибо они не одни наблюдали обрезание: оно было в употреблении у всех потомков Авраамовых, как-то, у Измальтян, Мадианитян и Идумеев; у Моавитян и Аммонитян, происшедших от Лота. Самые Египтяне почитали оное нужным очищением.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

14-я глава книги Бытия, вводящая библейскую историю в ближайшее соприкосновение с историей культурных государств древнего мира, имеет еще весьма важное значение, как мы уже говорили, и потому, что дает точку опоры для хронологических вычислений. Неудовлетворительность библейской хронологии была замечена уже давно. О ней говорит тоном горького разочарования уже блаж. Иероним: «Прочитай все книги Ветхаго и Новаго Завета и ты найдешь такое несогласие в годах и такое смешение чисел между Иудою и Израилем, т. е. между тем и другим царством, что останавливаться на таких вопросах покажется свойственным не столько трудолюбивому, сколько праздному человеку» 129 . Мы уже говорили, что это обстоятельство нисколько не уменьшает достоинства Библии, как собрания богодухновенных книг, имеюших своим назначением гораздо более высокие цели, чем хронология. Поэтому, для установления хронологических дат библейских событий, приходится обращаться к вне-библейским источникам. Это в полной мере приложимо и в вопросе о времени жизни Авраама. В ряду имен месопотамских царей похода 14-й главы Бытия мы отвели главное место Амрафелу-Гаммураби, потому что его имя является точкой опоры для хронологических вычислений: к нему ведут пути, дающие возможность определить и время жизни его современника -Авраама. Таких путей в нашем распоряжении имеется два; оба они не отличаются точностью в той мере, в какой это было бы желательно; но от сведения их к одной точке получается возможность установить хронологические даты с погрешностями, которые не будут выходить из пределов приблизительно одного столетия. Об одном из этих путей у нас уже была речь; он приводит нас ко времени великого еламского нашествия на Месопотамию под предводительством Кудурнанхунди. Ощутимые успехи этого нашествия можно относить (следуя мнению Дорнстеттера) к 2185 году, когда Кудурнанхунди, уничтожив самостоятельность Ереха, увез оттуда в свою столицу Сузу статую богини Нана, возвращенную оттуда через 1535 лет (в 650 г.) царем Ассурбанипалом 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Но, рассказав об этих честных главах, должно нам положить венец настоящего дела, то есть кончить книгу эту житий святых преподобных отцов наших, подвизавшихся в Печерской обители Пречистой Богоматери, Которой достойно предложить венец из звезд. Сделаем это таким образом. Некогда Бог вывел Авраама вон и сказал ему: «Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть!» ( Быт.15:5 ). Изводим и мы теперь богомудрого читателя от чтения житий святых, и что скажем ему? Скажем только: «Посмотри на небо и сочти звезды, если можешь счесть посмотри, говорю, на пещеры, сочти положенных в них святых, если можешь счесть; и не думай, что лишь столько есть житий и имен преп. отцов наших Печерских, сколько ты найдешь в этой книге. Но, как мы говорили о святых мироточивых главах, о которых не знаем, чьи они, так же и целых нетленных тел святых, сияющих чудесами находится в пещерах бесчисленное множество, как звезд. К ним свойственно применить слова Писания: «Вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные» ( Втор.1:10 ). Не только их жития, но и имена, из-за различных нестроений и войн, утаены от знания нашего или потому, что не были записаны, или книги расхищены. И только Сам Тот, Кто исчел все множество звезд и всем им назвал имена ( Пс.146:6 ), Он исчел жития всех в книгах вечной жизни и изрек их имена. Но мы уповаем на Того, Кто сказал: «Я есмь звезда светлая и утренняя» ( Откр.22:16 ), что не до конца повелит Он быть утаенными тем нашим Печерским звездам, но «осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор.4:5 ) какими Сам знает судьбами. Теперь же мы кое-что малое из многого, что могли извлечь от трудолюбивых наших русских «списателей», изложили. И эти уцелевшие рассказы да послужат на пользу правоверному христианскому роду, на прославление преп. отцам нашим Печерским, на похвалу Покровительнице их и нашей Пресвятой Богородице. Давшему же начать и помогшему довершить Началу и Концу, Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, со Безначальным Его Отцом и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Поспешителем Духом да будет слава и хвала, и непрестанное благодарение ныне и всегда, и в бесконечные веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Есть ли лучший аргумент в пользу христианства, чем евреи? Есть ли в истории более очевидный и более упрямый факт, чем этот ревностный и неизменный семитский народ со своей столь же ревностной религиозностью? Разве не символизирует его лучшим образом вечно горящий и не сгорающий куст в пустыне? Навуходоносор, Антиох Епифан, Тит, Адриан использовали всю свою деспотическую власть, чтобы уничтожить евреев; Адриан указом запретил обрезание и все их религиозные обряды; нетерпимые христианские властители столетиями относились к этому народу со своего рода мстительной жестокостью, словно каждый еврей нес личную ответственность за преступное распятие. Тем не менее этот народ по–прежнему упорно цепляется за жизнь, его национальные черты не изменились и не изменяются, а его присутствие чувствуется повсюду в христианском мире. Несмотря на свою долгую историю, еврейский народ по–прежнему дает миру выдающихся людей, оказывающих огромное влияние (во благо или во зло) на коммерцию, политику и литературу; достаточно вспомнить такие имена, как Спиноза, Ротшильд, Дизраэли, Мендельсон, Гейне, Неандер. Читая рассказы римских историков и сатириков о жизни евреев в грязных кварталах на другом берегу Тибра, мы удивляемся, насколько эти люди были похожи на своих потомков, которые живут в гетто в современном Риме, Франкфурте и Нью–Йорке. В прежние времена, как и сейчас, евреи вызывали у окружающего мира одновременно презрение и удивление; точно так же бросался в глаза контраст между интеллектуальной красотой и поразительным уродством, между жалкой нищетой и царским богатством. Они любили лук и чеснок, торговали старой одеждой, битым стеклом и серными спичками, но знали, как выкарабкаться из бедности и грязи и стать богатыми и влиятельными; они были непреклонными монотеистами и скрупулезными знатоками закона, оцеживавшими комара, но поглощавшими верблюда; в те времена, как и теперь, они были воздержанны, рассудительны, трудолюбивы, уделяли большое внимание религиозному воспитанию своих детей, а их семейная жизнь отличалась размеренностью и привязанностью друг к другу. Большинство евреев и сегодня по–прежнему остаются кровными потомками Иакова, Обманщика, в то время как незначительное меньшинство среди них составляли и составляют духовные дети Авраама, друга Божьего и отца верующих. И во времена Христа, и впоследствии из этого одаренного народа выходили как злейшие враги, так и самые искренние друзья христианства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Еще один порок, мешающий преуспеянию в духовной жизни, – уныние. Мне очень нравится перевод Григория Синаита , сделанный епископом Вениамином (Миловым) . Слово, обычно переводимое как «уныние», он переводит как «лень». На мой взгляд, это более понятный термин. Трудно объяснить, что такое гордость, а скажешь «самонадеянность» – уже проще. Такая же ситуация со словом «уныние». Как рассказать, что это такое? А вот что такое лень, понятно каждому. Человек не хочет заставлять себя трудиться, напрягаться. Некоторые люди трудолюбивы в земном понимании. Когда у человека получается какое-либо дело – спорится, как говорится, – он работает с удовольствием. Но поручи ему то, к чему он будто бы не способен, – ему сразу станет лень даже пытаться выполнить это. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Можно сказать, что к ней не способен никто. Все мы грешные люди. Поэтому нам нужно преодолеть свою косность, чтобы достичь какого-то результата или, проще говоря, чтобы выполнить положенную работу. Как называют святые отцы занятие Иисусовой молитвой? Умное делание. Иначе говоря, умственная работа. Под этим следует понимать не интеллектуальный труд, а борьбу со страстями при помощи молитвы. Умной эта работа именуется не потому, что она очень мудреная, а потому, что она совершается по большей части умом. Называя же молитву деланием, святые отцы имели в виду, что у монашествующих иные дела, чем у людей, занимающихся телесными, земными трудами. В известной степени Иисусова молитва необходима и каждому мирянину, но для монашествующего в ней заключается вся жизнь. Если он не занимается умным деланием, то он просто бездельник. Ты спрашиваешь: «Почему у меня не получается то-то и то-то, почему я не могу приобрести ни одной добродетели?» Да просто потому, что ты лодырь. Не заставляешь себя работать, молиться, слушаться. Выражаясь евангельским языком, не хочешь себя понуждать. А это одна из наиважнейших, первейших заповедей, без исполнения которой невозможно исполнить другие. Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е ( Мф. 11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Кто живет праведно, ходя во всех заповедех и оправданиих Господних безпорочно ( Лк.1:6 ), на том, во-первых, почивает благословение Божие, которое переходит и на потомство его в роды родов. Угодил Авраам Богу, – и не только ближайшие, а и самые отдаленные его потомки благоденствовали под осенением почившего на предке их благословения Божия. Лишился благословения Божия нечестивый Саул, – и царственные потомки его скитались нищими, и самый род его пресекся в непродолжительное время. Сколько есть, может быть, и между нами людей, живущих в довольстве и благополучии, которые достигли сего состояния не богатым наследством и не сильными связями, а молитвами и благословением благочестивых родителей! Так велико и важно, так благонадежно и прочно для самого земного благополучия благословение Божие, почивающее на людях благочестивых и праведных! Оно и составляет истинное счастие их детей и потомков. Род правых благословится, говорит слово Господне. Кто живет праведно, тот не только не обижает никого, напротив, благотворит и благодетельствует всем и каждому, благодетельствует и самим врагам своим; тот оставляет по себе одну добрую память и добрую славу, благодарное чувство в сердцах всех, окружавших его. Потомство такого человека всегда найдет себе покров и защиту. Доброе имя отца есть как бы рекомендательное письмо для его сына; с ним он везде найдет себе друзей и покровителей. Если бы человек праведный и имел в жизни своей каких-либо недоброжелателей, то и их недоброжелательство не может продолжаться далее его гроба. Ибо не могут они не сознавать, что неправедно ненавидели мужа праведнаго, несправедливо обижали и оскорбляли его во время его жизни, что они воздавали ему злая, он же воздавал им благая. И не побудит ли их проснувшаяся совесть сделать что-либо доброе для детей его? Таким образом, дети праведника не только в друзьях, а в самых врагах его не найдут ли скорее друзей и покровителей, нежели врагов и недоброжелателей? Кто без порока живет в правде, тот живет трудолюбиво, умеренно и воздержно.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

801 Без сомнения это было народным преданием у Евреев; в священном же писании мы не находим ничего подобного. Но нельзя этого сказать о Гиппократе, у которого сделан тот же самый расчет, Ендиусом воспроизведенный в таких двух стихах: Lex in lacte dies, tres sunt in sangvine terni, Bisseni carnem, tu seni membra figurant. 813 Εχινδνευε. Глагол этот означает не только подвергаться опасности, но и быть приведенным на суд. Библия доказывает, что Авраам никакой опасности со стороны Авимелеха не подвергался, но что он был призван перед него, чтобы дать отчет в побуждениях заставлявших его таить истинную связь, соединявшую его с Сарою. 815 Праведность квадратна, говорится в подлинном тексте. Этим выражением пользуются Платон и Аристотель для означения человека, убеждения которого тверды и который не дает над собою никакой власти ни страстям, ни событиям, ни от общественного мнения не колеблется. «Муж квадратный», т. е. во всех отношениях совершенный. Срав. о сем Платона в «Протагоре», Аристотеля в «Ифике» к Никомаху 1:10. Гораций (2, sat. 7) также называет такого человека rotundus. 816 Намек на слова Музония, приводимые Геллием в начале кн. 16-й: «Если вы над чем трудолюбиво и надлежащим образом потрудитесь, то труды от вас быстро удалятся, а добро, вами при семи сделанное, не покинет вас во всю вашу жизнь. Если же что сделали бы вы, из мотивов грязного удовольствия, непотребно, то удовольствие быстро удалится, непотребство же, вами учиненное, всегда с вами пребудет». 817 По Диогену Лаэрцию (10:139) главными положением в учении Эпикура было: «Существо блаженное и бессмертное ни само ни о чем не заботится, ни другим забот не причиняет». Цицерон ту же самую формулу повторяет в кн. 1 своего рассуждения «О природе богов». Quod веатит et immortale est, id non habet, non exhibet cuiquam negotiam». 818 Намек на еретиков, кои учили, что люди различны по природе и что спасение даруется только в этом смысле совершеннейшим. Писатель уже опровергал их ранее. 819 Писатель учит, что и во всякое другое время можно возвыситься до апостольского достоинства, как скоро кто наследует место и достоинство Апостолов. Получать епископство и достигать апостольства таким образом для нашего писателя одно и тоже. Посему он тотчас упоминает и о степенях, епископу подчиненных, т. е. о пресвитерах, председательства не получавших, и о диаконах. Не в ином смысле говорить о сем и Феодорит в толков. на 1Кор. 12:28  и иные места: «Первенствующие христиане так называемых епископов апостолами называли». Тоже в коммент. на Филипп. 1:1–2, где он заключает, что Епафротид облечен был епископством, ибо св. Павел называет его Апостолом. И наоборот апостольство называется епископством в Деян. 1:20 . Древние апостолов действительно нередко называли епископами. Так Епифаний в ереси 27, § 6-м: «Первые Апостолы Петр и Павел они были и епископами». – Срав. Киприана в письме к Рогациану; Амвросия на Еф. 4:2  и у иных весьма многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Огромная монолитная колонна с капителью древнейшего искусства поддерживает огивный свод; за ним; поднявшись по десяти ступеням, открывается длинная аркада, поддерживающая обширный свод, признанный за иудейское построение. Площадь горы Мории, на которой был сооружен храм Соломонов, а впоследствии Иродов. Была при скате горы в долину Кедрскую продолжена посредством огромной пристройки от самой подошвы горы до уровня площади 82 . На этой пристройке стоит теперь часть здания мечети ел-Акса и угловых юго-восточных стен Иерусалима. Независимо от этой пристройки, подземные галереи, водохранилища и каменоломни скрываются в самых недрах горы Мории. Одна из таких галерей подходить под самый камень ес-Сахра. На помосте пещеры, находящейся под этим камнем, видно небольшое отверстие, которое, по мнению Пиеротти и Вильямса, служило для стока крови от закалаемых в храме жертв. Все это подземное зодчество принадлежит четырем главным эпохам: Соломоновой, Иродовой, Маккавеев и арабской. Не смотря на все важные новыя открытия, сделанные в подземном зодчестве горы Мории инженер-архитектором Пиеротти и графом Вогюэ, можно безошибочно сказать, что весьма значительная часть таковых построек содержится мусульманами в глубокой тайне и представить некогда обильные предметы исследований для библейской археологии. Мы не видим теперь того, что видели еще крестоносцы. Наш паломник Даниил 83 в 1113 г., при Балдуине 1-м так описывает подземную часть называемого им справедливо дома Соломонова 84 . «Сильно же было здание его и велико вельми и красно зело, и помощено же есть дъсками мороморяными, и есть на комарах утвержен, и воды в нем многы суть исподе, и храмы такоже създаны красно вельми и мусиею украшены изрядно, и столпы же учинены драгаго муромора красно. Комары на столпех тех хитро създани и покрыти чистым оловом». Где эти мозаичные украшения? Где эти своды, покрытые чистым оловом (вероятнее свинцом) – я их не видал и описания двух трудолюбивых помянутых археологов не упоминают о них; но Иосиф Флавий говорит, что Соломон скреплял плиты своих построений железом и заливал свинцом 85 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/i...

Фекоя, во время Ветхого Завета, была родиною пророка Амоса, простого пастыря овец, а во время Завета Нового считалась в числе семи протопопств. подлежавших непосредственному ведому иерусалимского патриарха. Эти протопопства были следующие: Вифлеем, Еммаус, Фекоя, Св. Авраам (в Хевроне), Отче наш , Абвут и Ефрем. Так гласит одна греческая древнейшая рукопись о пяти престолах патриарших, которая составляет драгоценнейшее достояние грешного архимандрита Порфирия 141 . По обозрении развалин Фекои я отдохнул несколько минут у одной стены, бросавшей малую тень. Тут Ибрагим возвестил мне, что он, и братья, и все родные его суть потомки древних жителей Фекои, которые, по разорению их родного селения, переселились в Вифлеем. Эта новость весьма обрадовала меня. Не только сохранились в предании и языке народном имя Фекои, но и потомство сего злополучного места. Этим известием поясняется и значительное народонаселение Вифлеема. Само собою разумеется, что все родство Ибрагима происходит не от евреев, но от тех христиан Фекои, которые жили там после евреев, – во время владычества византийских православных царей в Палестине. Из Фекои мы оправились в Вифлеем другою дорогою, именно чрез долину Ефамскую (вади-Юртас). Эта дорога так же хороша, как и самая долина, обставленная довольно высокими и красивыми горами. Как долина, так и горы ее весьма способны к возделыванию. На них могли бы расти благородный дерева и виноградники. Но Бог знает, когда они дождутся рук трудолюбивых, кои некогда возделывали их, как это заметно по опустелым террасам на боках гор. В Вифлееме мы остановились на короткое время и уехали отсюда в Иерусалим 142 . ИЮНЬ 22. Смежно с русскими Феодоровским монастырем в Иерусалиме есть высокий каменный дом. В нем живет православный араб Дауд со своим семейством. Он содержит свой дом и пропитывает себя, жену и детей своих трудами рук своих, работая восковые свечи для церквей и для поклонников. Труд, воздержание, бережливость, честность и богобоязненность составляют его богатство; посему он пользуется общим уважением и почетом в Иерусалиме. Так как он женат на адрианопольской гречанке, то все дети его и сам он говорит по-новогречески. В прошлом Апреле месяце он шумно праздновал свадьбу старшего сына своего; а в июне расстроилась свадьба дочери его и расстроилась неприятным образом. Бог спас красоту и невинность от жениха лиходея, и спас посредством моего недостоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

    29. Однажды ученик аввы Сисоя Авраам сказал ему: отче! не благоугодно ли тебе, чтобы мы поселились несколько ближе к миру? Пойдем туда, сказал ему авва Сисой, где нет женщины. Где же нет женщины, кроме пустыни? – отвечал ему ученик. Итак, веди меня в пустыню, сказал старец.     30. Мать Синклитикия говорила: многие живущие в горе (разумеется Нитрийской, где был скит), но совершающие дела мирские, погибли. «Ибо, и находясь в обществе, можно быть иноком в мысли; и, будучи отрешенным от людей, можно жить умом с чернью».     31. Старец сказал: монах должен приобретать себе безмолвие, дабы мог он презреть телесный вред, если и случится ему.     32. Некто рассказывал: были три трудолюбивые, достолюбезные монаха. Один из них избрал для себя дело, примирять ссорющихся между собою людей, по реченному: «блаженны миротворцы» (Матф. 5:7). Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех, и со скорбию пришел к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и нестарающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им: смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите, – теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и счеловеком, живущим среди людей, – от возмущения он не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки.     33. Брат спросил старца: что такое безмолвие, и какая от него польза? Старец отвечал ему: безмолвие состоит в том, чтобы пребывать в келье в Богомыслии и страхе Божием, чтобы удаляться от памятозлобия и высокоумия. Такое безмолвие есть мать всех добродетелей, и охраняет монаха от разженных стрел врага, не допуская его уязвляться ими.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010