Книга 2 Глава 1. Святой Амвросий убеждает приносить покаяние заблаговременно    Хотя в первой книге находится много такого, что может побудить к покаянию, но поскольку еще многие доказательства можно прибавить к этому, то станем продолжать начатое.    Подобает приносить покаяние не только со всяким тщанием, но и заблаговременно, чтобы Евангельский тот хозяин, посадивший смоковницу в винограднике своем, не пришел и, не найдя на ней плодов, не сказал виноградарю: сруби ее; на что ода и землю занимает? Но виноградарь этот в защиту сказал: Господи, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.    Итак, да обработаем и мы навозом свою землю, подражая трудолюбивым земледельцам, которые не стыдятся жирным навозом утучнять землю и нечистым прахом посыпать, чтобы благодаря тому собрать изобильнейшие плоды.    А каким образом обрабатывать ее, учит тому апостол, говоря: все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Знал он, что Авраам своим смирением и уничижением обрел благодать перед Богом. Знал, что Иов, сидящий в гное, получил все, чего лишился. Помнил Давидовы эти слова, что Бог из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего.    Да не стыдимся исповедать Господу свои грехи. Стыдно открывать свои преступления; но этот стыд утучняет землю, истребляет тернии, возвращает плоды, которые считались мертвыми; подражай тому, кто, хорошо обрабатывая свою землю, искал плодов вечных: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Когда и ты таким образом будешь обрабатывать свою землю и сеять духовное, то обрабатывай так, чтобы снять грех и приобрести плод. Апостол поступал так, что истребил в себе желание к гонению. Что Христос мог сделать полезнейшего для нашего исправления, как не то, что вместо гонителя даровал нам наставника и учителя. Глава 1. Святой Амвросий убеждает приносить покаяние заблаговременно    Хотя в первой книге находится много такого, что может побудить к покаянию, но поскольку еще многие доказательства можно прибавить к этому, то станем продолжать начатое.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мф.8:11 . «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном;» Мф.8:12 . «а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.» " Плач и скрежет зубом. И теперь диавол так тебя огорчает, палит, теснит, омрачает, что хоть плачь и скрежещи зубами. Подумай, до какой степени истинны слова Господа: ту будет плач и скрежет зубом ( Мф. 8:12 ) – и как велико милосердие Господа, спасающего нас от когтей духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 )!» 284]. «Важное сокровище – христианская вера: она из зверя делает ягненка, из гордеца – смиренника, из многоядцы и пьяницы – воздержника, из блудного – целомудренного, из сребролюбца – милостынолюбца, из себялюбца – боголюбца, из ленивого – трудолюбивого, из сонливого – бодренного, из робкого – мужественного, из лицемера – боговера, из роскошного – всеумеренного, из завистливого – доброжелательного, из обманщика и вора – правдивого и честного, из унылого – присно радостного, из бессильного – всесильного и всемогущего, из грешника – святого, из чада диавола – чаде Божие, из земного – небесного! Вот какая важная вещь христианская вера! Вот для чего мы стали христианами! Вот какими мы должны сделаться по сущей истине! Вот в чем истинное христианство ! Если же мы не изменяемся, не обновляемся духом, а остаемся равнодушными во грехах всяческих, то имя христианина, которое мы носим, пустой звук и горшей, сравнительно с язычниками, сподобимся мы муки. Кто во Христе, тот новая тварь [ 2Кор. 5:17 ]. Сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» [ Мф. 8:12 ]. 24]. Мф.8:17 . «да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» " Немощи немощных носите ( Рим. 15:1 ), и тако исполните закон Христов ( Гал. 6:2 ). Часто придется тебе в жизни иметь столкновение с немощными и волею или неволею носить их немощи. Носи их волею и с терпением, без ропота, без неудовольствия и горьких выражений, имея в виду Христа, Мздовоздаятеля, Который Сам понес на Себе немощи всего мира. Той недуги наши прият и болезни понесе ( Ис. 53:4 ; Мф. 8:17 ). Должни есмы мы сильнии по сану, по власти, по уму и образованию, по имуществу, по положению в свете и по силе физической – немощи немощных носити и не себе угождати: ибо и Христос не Себе угоди ( Рим. 15:1, 3 ). Плотский, ветхий человек твой будет требовать настойчиво, чтобы ты угождал только себе и чтобы ты не носил немощи немощных, чтобы не беспокоился, не тратился для них, не терпел их при себе, но ты отнюдь не слушай его, а стремись с усердием исполнить закон Христов, твердо веруя, что за исполнение его тебя ожидает венец бессмертия» 568].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Почему такие условия? Чтобы не ошибиться – ведь много дев может подойти к колодцу в это время. Эта дева сделала все именно так, как он себе и представил. Девица должна быть не только целомудренной, но и трудолюбивой. Внимательно относитесь к тому, как ваши дети проводят свое свободное время, приучайте их к труду. Я знал одну молодую семью, получившую квартиру и ставшую жить отдельно от родителей: к ним надо было специально приезжать и готовить еду – сами молодые ничего не умели. Мы видим, что Ревекка трудолюбива. И вот раб Авраама сосватал Ревекку и везет ее к Исааку. Исаак ждет, волнуется. Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась ( Быт.24:62–65 ). Мы видим, что Ревекка не бежит навстречу Исааку, а взяла покрывало и накрылась. Что это значит? Покрывало на голове женщины – это знак власти над ней мужа. Иногда говорят о женщине – опростоволосилась. Это означает: вышла из-под власти мужа. И в этом мы видим целомудрие Ревекки. Святые отцы александрийской школы историю сватовства Ревекки и встречи ее с Исааком истолковывали духовным образом. Согласно этому толкованию, Авраам – это образ Бога Отца. Бог Отец посылает своего распорядителя за невестой. Исаак – это образ Иисуса Христа. Ревекка – невеста Христова, символизирует собою Святую Церковь . А кто же раб? Раб – это Дух Святой. Ревекка едет на верблюде. Сторонники александрийской школы считали, что в Писании нет ни одного лишнего или случайного слова. Почему она едет именно на верблюде? У верблюда – два горба. Это символы Ветхого и Нового заветов. Церковь должна опираться на Писание и руководствоваться Духом Святым – вот смысл этого толкования. Дух Святой подсказывает: Христос – жених перед невестой. Целомудрие веры Целомудрие веры – это очень важный вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Святой Амвросий убеждает приносить покаяние заблаговременно Хотя в первой книге находится много такого, что может побудить к покаянию, но поскольку еще многие доказательства можно прибавить к этому, то станем продолжать начатое. Подобает приносить покаяние не только со всяким тщанием, но и заблаговременно, чтобы Евангельский тот хозяин, посадивший смоковницу в винограднике своем, не пришел и, не найдя на ней плодов, не сказал виноградарю: сруби ее; на что ода и землю занимает? Но виноградарь этот в защиту сказал: Господи, оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом: не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее. Итак, да обработаем и мы навозом свою землю, подражая трудолюбивым земледельцам, которые не стыдятся жирным навозом утучнять землю и нечистым прахом посыпать, чтобы благодаря тому собрать изобильнейшие плоды. А каким образом обрабатывать ее, учит тому апостол, говоря: все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа. Знал он, что Авраам своим смирением и уничижением обрел благодать перед Богом. Знал, что Иов, сидящий в гное, получил все, чего лишился. Помнил Давидовы эти слова, что Бог из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего. Да не стыдимся исповедать Господу свои грехи. Стыдно открывать свои преступления; но этот стыд утучняет землю, истребляет тернии, возвращает плоды, которые считались мертвыми; подражай тому, кто, хорошо обрабатывая свою землю, искал плодов вечных: Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. Когда и ты таким образом будешь обрабатывать свою землю и сеять духовное, то обрабатывай так, чтобы снять грех и приобрести плод. Апостол поступал так, что истребил в себе желание к гонению. Что Христос мог сделать полезнейшего для нашего исправления, как не то, что вместо гонителя даровал нам наставника и учителя. ГЛАВА II Объясняет апостольские слова, предложенные еретиками как возражение против покаяния Столь ясным примером поведения самого апостола и писаниями его изобличаемы будучи, тщатся еще доказать, что апостол согласен с их мнением, и приводят его слова, сказанные евреям: невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия, и ругаются ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/31/f...

Ибо естественно, что Измаил перенял отеческий закон Авраама, как происходящий от боголюбезного отца, и когда ушел из дома, то и сам делал, и потомкам своим передал то, что считал самым твердым для себя, как переданное от отца. Таким образом, конечно, возможно найти обрезанных египтян или населяющих пустыню. А как же и Эдом? Этот Эдом и сам происходит из семени Авраама. У Авраама был сын Измаил от Агари, был же и Исаак от Сарры. У Исаака же опять было два сына, именно Исав и Иаков. Иаков не взял жены из чужой крови, ни из хананеянок, так как отец позаботился об этом. Исав же взял в жену дочь Измаила, сестру Навеофа, как очевидно, взявши в жену двоюродную сестру по отцу, чуждую же по матери, и делается отцом многих сыновей. Первородными же его был Эдом, и меня подтвердит священное слово, которое говорит: это родство Исава отца Эдома 33 . Итак, что сказано было немного раньше об Измаиле, именно, что он, принявши от отца закон об обрезании, передал его потомкам своим, это нам можно сказать и об Исаве, что он, будучи сыном Исаака, сына Авраама, закон, который получил от деда и от отца перешедший к нему, передал и детям и, может быть, сам обрезал Эдома. Неужели это не ясно? А как же сыны Аммона и сыны Моава? Более трудолюбивые знают, что они сыновья Лота, сына сестры Авраама. И немного спустя. Итак, от Лота рожден был Аммон и Моав, каждый от его дочерей, когда дочери Лота, подумавши, что вся земля пустынна, таким образом хотели спасти род человеческий. Именно у старшей родился Моав, что значит «от отца», и у второй Аммон, что значить «сын рода». Все здесь сказанное убеждает, что нам уже не трудно согласиться, что все таким образом в священном слове названы обрезанными, когда сам Иеремия свидетельствует и о сынах Моава и о сынах Аммона, потому что и их он перечислил среди обрезанных. И немного спустя. Если же нужно, чтобы нам сверх того была и какая-нибудь польза от сказанного, то правильно можно сказать так: много родов людей имеют наружный вид праведности и носят на себе некоторые следы закона Божия и некоторым образом притворяются и лицемерно заботятся о добродетели; однако такое произволение у нас только для видимости, притворства и обольщения, а в действительности мы совершенно не стремились искоренить из себя зло и поношение на Египет и на Идумеян.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

– Почему так важно, что род Авраама продолжился именно законнорожденным сыном – Исааком, а не Измаилом, хотя Отец Небесный явно проявляет попечение о бедной Агари и ее сыне? – Полноправным наследником отца считался именно сын от жены, а не от рабыни, несмотря на то что дети от рабынь при отсутствии детей у госпожи с точки зрения тогдашнего права также считались законными наследниками. Но здесь важно другое. Воля Божия заключается в том, что потомство Авраама должно быть именно от Сары, с определенного момента – Сарры; Бог благословляет именно ее (см.: Быт. 17, 15–16 ). Именно на Сарре должно исполниться упование. Но это открылось позже, уже после рождения Измаила, а пока – время идет, а детей у стареющей четы всё нет, и Сарра, как бы мы сейчас сказали, проявляет инициативу. Она надеется решить проблему самостоятельно, за счет своих человеческих усилий – посылает к мужу рабыню (см.: Быт. 16 ). Ничего необычного в этом поступке Сарры нет: бесплодные женщины на Востоке поступали так достаточно часто, для того чтобы потом взять ребенка, рожденного рабыней, себе и воспитывать как своего. Иногда даже брачный контракт обязывал жену предоставить мужу рабыню в случае, если жена окажется бесплодной. Измаил рос в доме Авраама, но в результате его рождения между двумя женщинами – госпожой и рабыней – возник конфликт, и Авраам принял сторону жены. Рождение Измаила – проявление человеческой воли, которая как бы вторгается в эту историю. Но Господь любит всех, поэтому Он спасает Агарь и ее сына в пустыне (см.: Быт. 21, 11–21 ). – Почему умирающий Авраам уже после смерти Сарры (горе Авраама и Исаака, сострадание их соседей – одна из самых трогательных страниц книги Бытия, см. 23) посылает своего раба за невестой для сына Исаака в ту далекую страну, из которой он когда-то пришел в Ханаан (см.: Быт. 24 )? – Авраам не хочет, чтобы его сын женился на хананеянке: это люди с совсем другими религиозными представлениями и другими ценностями. Такой брак мог бы привести к заражению семьи местными суевериями; он не был бы счастливым для Исаака и не дал бы достойного продолжения роду. Ревекка происходит из той же семьи, что Исаак (см.: Быт. 22, 23 ), она доводится ему двоюродной племянницей. Она – носительница тех же религиозных, культурных и нравственных представлений, что и ее будущий муж. Живая сцена встречи слуги Авраама с доброй, сердечной и трудолюбивой девушкой, которая в ответ на его просьбу дай мне испить немного воды из кувшина твоего ( Быт. 24, 17 ) тут же вызывается напоить еще и его верблюдов, говорит о том, какие качества воспитывались в этой среде, какое поведение поощрялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Заинтересуемся в этом лаконичном, поэтичном и глубоком по содержанию тексте самым незначительным словом «средоречие». У большинства участников это слово проскользнёт незамеченным (может быть, на нём остановит внимание как ему неизвестном гордый умник, который считает, что он может и должен всё знать и понимать - и это слово тогда перекроет ему всё остальное в этом тексте). У жениха и невесты, незнакомых с ветхозаветной историей, от этого текста останется смутное ощущение того, что здесь говорится о каких-то святых женихе и невесте, а главное для них - это молитва о том, чтобы Бог утвердил «еже у них глаголанное слово» - утвердил их признание в любви и обещание верности друг другу - и молитва о том, чтобы Он соединил их святым союзом. Если они знакомы с ветхозаветной историей, то упоминание Исаака и Ревекки, а главное - история «уневещения» Ревекки усилит их молитву о святости их собственного союза. Особенно если они понимают слова «ходатайством водоношения». Эти слова должны напомнить им о мудрой молитве слуги (отрока) патриарха Авраама: «Господи... пошли ее навстречу мне... и девица, которой я скажу, наклони кувшин твой, я напьюсь... скажет мне... пей, я и верблюдам твоим дам пить, пока не напьются - вот та, которую Ты назначил рабу Твоему Исааку» (Быт. 24, 10-23). И то, что Бог тут же послал добрую и трудолюбивую Ревекку в ответ на эту молитву, должно наполнить их сердца умилением и надеждой на то, что и их обручение Богу угодно. Ясно, что слово «средоречие» в этих мыслях и переживаниях не участвует. На него может обратить внимание человек, который кроме ветхозаветной истории знает и библейскую географию - в частности, священник, знающий этот текст наизусть. В его сознании это слово укажет на местоположение Харрана, с которым прямо связана история Авраама и Иакова - и косвенно, через Ревекку - Исаака. Эти воспоминания не заслонят основную мысль текста, а усилят её. Особенно впечатляет то, что через слугу Авраама действует Сам Бог: Он его посылает, Он Сам ему «сшествует», Он же «ходатайством водоношения» открывает ту, которую следует «уневестити» Исааку. Поистине «от Тебе сочетавается мужу жена в помощь и восприятие рода человеча» (Златоуст говорит: «От Бога даётся мужу жена: хорошая - в награду за добродетель, плохая - в наказание за грехи»).

http://ruskline.ru/analitika/2010/10/04/...

145 . При таких средствах знать всё достопримечательное, случившееся в период патриархальный, которое было равно доступно как Моисею, так и его современникам, какая-либо намеренная неверность со стороны Моисея в повествовании об этих событиях была совершенно невозможна: её тотчас обличили бы, при пособии тех же самых источников,– и книга Бытия не только не была бы принята современниками с величайшим уважением, напротив, была бы отвергнута, как книга недостоверная. А принявши её, и притом с такой безусловной верой, они тем самым засвидетельствовали несомненную подлинность всего, в ней изложенного. Предания о событиях патриархального периода сохранились не только между Израильтянами, но и между языческими народами. Доказательством тому служат свидетельства многих древних языческих писателей, которые, будучи собраны вместе трудолюбивыми учёными, дают, при здравой критике, довольно верный очерк всей первобытной истории человечества, изложенной в Библии . Так, Бероз Халдейский и Египетский Иером говорят о потопе, бывшем во дни Ноя, о ковчеге, остановившемся на горах Араратских, и о птицах, которые выпущены были из ковчега; тот же Бероз и Манетон упоминают о долголетии патриархов; Авиден, Евполемон, Астрабан, Клеодем, Теодот и Естий говорят о столпотворении и о смешении языков, о путешествии Авраама из земли Ур в Финикию и Египет, о победе над врагами Лота, о дарах, поднесённых Аврааму Мелхиседеком, о детях Авраама от рабы и свободной, о приношении Исаака в жертву, о сынах и вообще о всех потомках Иакова даже до Моисея и Аарона... и пр., и пр. 146 . Ещё более подтверждают это многие новые открытия, сделанные вследствие ближайшего знакомства с языческими народами всего света. Оказывается, что у всех древнейших языческих народов, как то: у Китайцев, Индийцев, Персов, Египтян, Аравитян, Ассирийцев и многих Американцев, доныне ещё сохраняются предания о сотворении мира, о первобытном состоянии и падении человека, о потопе, столпотворении, смешении языков и рассеянии людей, о приношении Исаака в жертву и других событиях, изложенных в книге Бытия Моисеем 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Эгоизм синдрома неразделенной любви выражается в первую очередь в том, что человек любит выдуманный им образ, а не реально существующего человека из плоти и крови. Такой человек уподобляется мифическому Пигмалиону, изваявшему в своей фантазии скульптуру Галатеи, в воображении оживившему ее и поклоняющемуся ей, культивируя внутри себя опасную страсть, которая может взорваться с большой угрозой как для человека, так и для окружающих. Причем такой человек уже одной ногой не живет в реальности, но бродит в лабиринте, созданном из его фантазий и вожделений, все более погружаясь в пучину химер да страстей, удаляясь от реальности и в первую очередь от Бога. Что же можно посоветовать человеку, который хочет обрести с Божьей помощью свою вторую половинку и путешествует по жизни, как по храму из разбитых сердец, как пел в одной из своих песен Виктор Цой? Мне кажется, очень полезной в этом смысле является 24-я глава ветхозаветной Книги Бытие. Она повествует о том, как святый праотец Авраам и верный слуга его Елеазар искали невесту для святого Исаака. Все началось с молитвы и благословения. Потом Авраам призвал поклясться Елеазару, что он найдет невесту его сыну только из того народа, который соблюдает заповеди Божии. Далее верный раб отправился в путешествие. Его караван дошел до города Харран (ныне территория южной Турции), где возле колодезя, из которого поили верблюдов, Елеазар остановился и помолился Богу о том, чтобы Тот послал его господину хорошую невесту. Затем стал ждать и наблюдать за девушками. Пришла Ревекка и напоила не только Елеазара, но и его верблюдов. Представьте себе, сколько ей пришлось потратить на это труда! Ведь верблюд, прошедший долго по пустыне, пьет очень много. Во время одного эксперимента верблюд за десять минут выпил около 103 литров воды! Но трудолюбивая и милосердная девушка напоила и странников, и верблюдов. А потом после предложения замужества на следующий день безоговорочно пошла за Елеазаром к своему будущему мужу Исааку, которого до этого никогда не видела. И именно от этого брака через много десятков поколений родился Господь наш Иисус Христос.

http://pravoslavie.ru/96369.html

   При таких средствах знать всё достопримечательное, случившееся в период патриархальный, которое было равно доступно как Моисею, так и его современникам, какая-либо намеренная неверность со стороны Моисея в повествовании об этих событиях была совершенно невозможна: её тотчас обличили бы, при пособии тех же самых источников,— и книга Бытия не только не была бы принята современниками с величайшим уважением, напротив, была бы отвергнута, как книга недостоверная. А принявши её, и притом с такой безусловной верой, они тем самым засвидетельствовали несомненную подлинность всего, в ней изложенного.    Предания о событиях патриархального периода сохранились не только между Израильтянами, но и между языческими народами. Доказательством тому служат свидетельства многих древних языческих писателей, которые, будучи собраны вместе трудолюбивыми учёными, дают, при здравой критике, довольно верный очерк всей первобытной истории человечества, изложенной в Библии. Так, Бероз Халдейский и Египетский Иером говорят о потопе, бывшем во дни Ноя, о ковчеге, остановившемся на горах Араратских, и о птицах, которые выпущены были из ковчега; тот же Бероз и Манетон упоминают о долголетии патриархов; Авиден, Евполемон, Астрабан, Клеодем, Теодот и Естий говорят о столпотворении и о смешении языков, о путешествии Авраама из земли Ур в Финикию и Египет, о победе над врагами Лота, о дарах, поднесённых Аврааму Мелхиседеком, о детях Авраама от рабы и свободной, о приношении Исаака в жертву, о сынах и вообще о всех потомках Иакова даже до Моисея и Аарона... и пр., и пр.. Ещё более подтверждают это многие новые открытия, сделанные вследствие ближайшего знакомства с языческими народами всего света. Оказывается, что у всех древнейших языческих народов, как то: у Китайцев, Индийцев, Персов, Египтян, Аравитян, Ассирийцев и многих Американцев, доныне ещё сохраняются предания о сотворении мира, о первобытном состоянии и падении человека, о потопе, столпотворении, смешении языков и рассеянии людей, о приношении Исаака в жертву и других событиях, изложенных в книге Бытия Моисеем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010