Беседа двенадцатая Сегодня мы с вами начинаем чтение 28-й главы и с Божьей помощью должны рассмотреть начало 30-й главы. И мы читаем с 1-го стиха 28-й главы: « И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе, и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму !» ( Быт. 28:1–4 ). Вот здесь обращает на себя внимание то, что пророческий дар возвратился к Исааку. Когда он говорит о предполагаемой женитьбе Иакова, он имеет в виду не одну дочь Лавана, а говорит во множественном числе: « жену… из дочерей » . То есть, как пророк Божий он уже посвящен в тайну, что у Иакова будет две жены из дочерей Лавана и две наложницы. «Посмотри, как праведник все наперед ему провозвещает и дает ему достаточные средства к утешению, предрекая ему и возвращение, и наследование земли, и то, что он не только возрастет во множество потомства, но и сонмы народов произойдут от семени его. Услышав это, сын исполнил повеление отца и пошел в Месопотамию к Лавану, брату матери своей» 313 . Почему пророческий дух вернулся к слепому Исааку? Это связано с тем, что он все-таки определился, какой сын может наследовать ему, а какой – наследовать не может. Действительно, в семье иногда так бывает, что есть любимые и нелюбимые дети. И парадокс заключается в том, что иногда «нелюбимые» дети, в кавычках, конечно, оказываются духовно более благополучными. Потому что им приходится доказывать свою состоятельность, им приходится постоянно доказывать, что они не хуже других. А любимчики расслабляются – им ничего не надо доказывать. И мы знаем, что злодей Исав был любимым сыном у слепого Исаака, а к Иакову он относился несколько с прохладцей, Иаков называется «муж, живущий в шатрах», то есть выглядит как домашний ребенок. Но мы с вами уже определились, что словосочетание «живущий в шатрах» означает, что он, более интенсивно, чем его старший брат, изучал Закон Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Приложения. I. Образцы Самарянской письменности. Отрывок из второй части комментария Марки 1340 (р. 42в-48а) По изданию Emmerich’a, Das Siegeslied. Eine Schriftcrklarung Samar. Marqah. Во имя Вечного. Продолжение его же (Марки) -Да будет благословение Божие на нем. Перенесемся духом своим в область райского источника вечной жизни, чтобы пить от его воды. Мы жаждем воды жизни, и вот они перед нами, как великие потоки. Благословен Бог, который ради человека создал разнообразные творения. Величественно создание человека, так-как оно совершилось по образу Божию, – что обозначает образование сердца, а не внешнего вида. Он разделил живые существа на четыре класса; из них три существуют только ради четвертого. При этом в премудрости Своей Он так образовал человеческое тело, что оно оказалось вполне способным к выражению ( от сиять) сердца. „Не должен восставать свидетель против человека» ( Втор. 19:15 ). Поэтому, Он дал им совершенный закон, который доставляет его рабам жизнь и долготу дней; ибо через сохранение закона сохранится душа, а через душу сохранится тело; а так-как от души зависит состояние человека, то на законе основывается состояние души. „Ибо не одним хлебом живет человек, а живет всем, что исходит из уст Вечного“. ( Втор. 8:3 ). Во веки будет считаться благим Моисей, великий пророк, который открыл нам рай закона и ради его освободил колена Иакова, солнце Исаака, звезды Авраама. Продолжительность третьей части 1341 порабощения составляет 140 лет. (Ср. Исх. 12:40 . Годы пребывания Изр. в Ханаане и Египте делятся на три периода: 1) от исхода Авраама из Харрана до прибытия Иакова в Египет; 2) от этого последнего события до смерти Иосифа и 3) 140 от угнетения египтянами от смерти Иосифа до времени исхода.) По исполнении их именно протекло 400 лет, по прошествии которых они выступили, как цари. А когда они увидали, что годы должны исполниться, тогда они возстенали и возопили ( Исх. 2:23–24 ), и Он вспомнил о своем завете с Авраамом, Исааком и Иаковом. Вспомнил Он также о сыне Ламеха (Ное), когда Он повелел исполниться 150 дням; Бог вспомнил и о нем (Моисее), когда он был в возрасте 80 лет, когда он сделал его сердце и разум совершенными.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Глава седьмая. Слава Ягве (кэвод Ягве) или «слава Ягве». О славе Ягве впервые говорится при пасхальном исходе израильтян из Египта. Ягве сказал тогда Моисею: И покажу славу Мою... ( Исх. 14:18 ). Существует два значения славы Ягве: Бог являет Свою славу в великих делах и свершениях; Слава Ягве, кэвод Ягве – как сияние Бога, как явление славы Незримого Бога в этом мире, Его особая благодать и сила. Кэвод Ягве – «слава Ягве» именуется на греческом языке в LXX: δξα Κυρου (и докса Кириу), а на латинском языке в Вульгате: gloria Domini. Ягве-Господь явил Моисею славу Свою, потому и наречен он «Боговидцем», Моисей Боговидец. Как Боговидец он продолжатель, преемник Авраама. Коран считает его следующим после Авраама посланником Божиим. Но Аврааму явился Бог, и это произвело в нем веру, Единый явился единому. Моисею явилась слава Ягве и воспламенился огонь любви. Сущий во славе избрал Себе народ, который и возлюбил, даровав ему славу Свою и Тору (закон). Но прежде, чем во славе Ягве родился народ Пасхи, она явилась Моисею одному в избрании его, явилась пастуху мадиамского священника, пастуху Синайской пустыни на горе Хорив. А теперь совершим экскурс по страницам Библии, где повествуется о явлении Божьей любви к Своему народу в явлениях Его славы, загадочной и таинственной Кэвод Ягве. 7.1. Огонь неопалимой купины. Ангел Ягве в купине... Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву. И явился ему Ангел Ягве в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. Ягве увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. И сказал (ему): Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога ( Исх. 3:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

свящ. Николай Александров Часть III. Иаков § I. Видение Иаковом Лествицы. (Быт. 28:1–22) С благословения отца своего Иаков предпринимает путешествие в Месопотамию под предлогом отыскания там в родственном доме Вафуила жены себе, на самом же деле убегая от дикой мести брата Исава ( Быт. 27:42–43 ср. 28:1–2). Действительная причина удаления Иакова из родительского дома может показаться, пожалуй, странной. Как мог Иаков, наделенный великими благословениями отца своего и состоящий под явным покровительством Божиим, бояться Исава, отверженного Господом? Надеясь на заступничество Божие, Иаков мог и не предпринимать бегства, сопряженного с громадными лишениями. В объяснение этого обстоятельства, кажущегося на поверхностный взгляд странным, бл. Феодорит так рассуждает: «в сих мнимых бодрствованиях явственнее открывается Божия попечительность. Живущие в благополучии не так знают, сколькими благами они наслаждаются. Иаков для того бежит и идет один, чтобы, возвратившись с великим имением, и самому узнать, каково промышление Бога всяческих, и других научить сему. Попечительность же Свою об Иакове Бог немедленно обнаружил явлением» 411 . «Отъиде Иаков от кладязя клятвеннаго и иде в Харран. И обрете место и успе тамо, зайде бо солнце; и взя от камения места того, и положи в возглавие себе, и спа на месте оном " ( Быт. 28:10–11 ). «Видишь ли несказанную мудрость? видишь, как древние совершали путешествия? Человек, воспитанный дома (опять скажу о том) он был, как говорит Писание, «человек не лукав, в дому живый» ( Быт. 25:27 ), имевший многочисленную прислугу, отправляясь в путь, не потребовал ни вьючных животных, ни свиты, ни дорожных запасов; но вступает в путь, как бы уже по апостольскому примеру. Когда зашло солнце, он уснул там, где его застигла ночь: «взя», сказано, «камень и положи в возглавие себе». Заметь мужество юноши: употребил камень вместо возглавия, и уснул на голой земле. За то, как он имел любомудрую душу, ум твердый и чужд был всякой житейской суетности, то и удостоился дивного видения или лучше, удостоился явления Самого Бога» 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседа четвертая Начали мы нашу первую беседу, говоря о праведном Аврааме. Это – ключевая фигура, потому что Книга Бытия заканчивается созданием верующей семьи, причем очень большой и верующей семьи. А Книга Исход уже рассказывает о том, как из семейства возникает целая нация, целый народ. И на прошлой беседе мы делали отступление, мы говорили о грехопадении, чтобы нам понять, откуда произошли люди, преданные Богу, откуда произошло язычество. И мы рассматривали родословные линии: сифитов – это последователи праведного Сифа, и каинитов – последователей нечестивого Каина. Сегодня, разбирая эти линии, мы дойдем до Авраама, то есть как бы опять вернемся к Аврааму. Но пройдем и через некоторую ситуацию, которая возникла вокруг праотца всего рода человеческого – Ноя. Мы читаем сегодня с вами Бытие, 6-ю главу, с 9-го по 12-й стих: « Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле » ( Быт. 6:9–12 ). Итак, мы с вами прочитали, что «Ной ходил пред Богом». А что это значит? Дословный перевод получится: «Ной ходил с () Богом», то есть он как бы опирался на Бога – самостоятельно он не смог бы выжить в той ситуации! Ной ходил туда, куда его направлял Господь, поэтому правильнее сказать, что Ной ходил вслед за Богом: куда Господь ему указывал, туда он и шел. Был ли Ной человеком праведным и непорочным с точки зрения христианской веры? Достаточно сложный вопрос. Потому что сказано, что он «был человек праведный и непорочный в роде своем». Вот эта добавка: «в роде своем» подсказывает нам, что, живи Ной в другое время, возможно, он считался бы грешником. Но вот в роде своем, в своем поколении он был лучший человек. Более благочестивого человека не было. А живи он во дни Моисея, Авраама, Исаака и Иакова – может быть, отношение к нему было бы совсем иное.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Патриархальный период, обнимающий время жизни трёх патриархальных семей – Авраама, Исаака и Иакова, не богат какими-либо выдающимися по внешности событиями, но, тем не менее, имеет бесспорно важное значение в истории народа еврейского. По вопросу о ней он даёт нам то, чего не знает история других современных ей восточных народов. Все они выступают на сцену мировой жизни в виде сложившихся корпораций, постепенный процесс образования которых остаётся в точности неизвестным. Таковы, например, древние обитатели Халдеи шумиро-аккадьяне и позднее явившееся племя Кальду. Наука не знает даже, наверное, откуда они появились, и о происхождении их, как народа, ограничивается общими предположениями, в роде следующего: «каждый народ создавался постепенно, последующими наслоениями, если так можно выразиться, и часто из крайне неоднородных составных частей, которые в конце или сливались, или оставались обособленными, смотря по обстоятельствам 1 . В совершенно ином свете выступает первобытная история евреев по данным патриархального периода. Немногосложные события этой эпохи знакомят нас с зарождением, возникновением нации, указывают и тот путь, которым шло её образование. Являясь в главнейших своих моментах делом божественного вмешательства, оно совершалось через отделение еврейских родоначальников от окружающих иноплеменников и выделение из их семей тех поколений, которые по определению Божию не должны были войти в состав богоизбранного народа. В первый раз эти начала сказались в жизни родоначальника евреев патриарха Авраама. Пребывание в Уре Халдейском грозило ему опасностью заразиться язычеством. Исходя из собственной семьи патриарха, – «Фарра, отец его, служил богам иным» (И. Нав.24:2, 14, 15:23 ), так и из среды окружающих язычников, – «иудеи обитали прежде в земле халдейской; когда же они начали поклоняться Богу неба, халдеи выгнали их от лица богов своих» ( Иудиф.5:6–8 ), она должна была привести к общению в нравах, обычаях и через неизбежные браки с язычницами – к исчезновению национальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Скачать epub pdf 25. Отчего так мелочен Ветхий Завет? Открывая Библию, человек ищет в ней прежде всего великих откровений. Но если он читает Ветхий Завет, его обычно поражает обилие совершенно мелочных предписаний: ешь мясо только тех животных, у которых есть раздвоенные копыта и которые жуют при этом жвачку. К чему всё это? Неужели Богу есть дело до того, какое мясо едят люди? А к чему эти бесконечные ритуальные подробности: как Ему приносить разные жертвы? Разве это главное в религии? Еще до Закона Безусловно, главное в религии Ветхого Завета вовсе не это, и в самом Ветхом Завете подобные предписания тоже стоят на достаточно скромном месте. Сначала он повествует о сотворении мира, о грехопадении человека, о всемирном потопе, о праотцах израильского народа. Повеления, которые Господь давал этим людям, были предельно краткими. Например, в девятой главе рассказано, как Господь заключал Завет с Ноем после потопа (еще прежде Авраама и Моисея). Он долго и подробно говорил о Своих благословениях Ною и его потомкам, а что касается запретов, то их дано только два: на убийство человека и на вкушение мяса с кровью. И это всё! Что нельзя убивать – с этим мы все, пожалуй, согласимся, а что касается запрета на употребление крови в пищу, то он совсем не тяжел для нас, если это единственное налагаемое на человека ограничение. У него есть и объяснение: в крови как носитель жизни принадлежит только Богу. Кстати, запрет есть кровь был подтвержден – единственный из всех ритуальных ограничений Ветхого Завета – и на Иерусалимском соборе апостолов ( Деян 15:23–29 ), именно потому, что восходит он еще к временам до Закона. Сегодня с этим запретов возникают проблемы у христиан из числа народов Крайнего Севера, для которых свежая оленья кровь служит одним из основных продуктов питания, а порой и единственным источником витаминов в условиях зимней тундры. А вот христианам из краев с более умеренным климатом нетрудно будет воздержаться и от крови. Далее Ветхий Завет рассказывает историю праотцев – Авраама, Исаака, Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

1. Вавилонский плен Долгое время в либеральной библейской науке принято было считать, что вавилонский плен был именно тем периодом истории Израиля, в течение которого ветхозаветная религия оказалась полностью созданной со всеми своими духовными ценностями. Но взгляд этот, во-первых, совершенно сводит на нет показания библейских текстов до-пленного периода, сохранившихся хотя бы в книгах исторических и пророческих. Во-вторых, он приводит к совершенно неправдоподобному историческому построению. Трудно себе представить каким образом Израиль, находившийся, по утверждению классической исторической критики, на низком культурном и духовном уровне, обладавший, по ее же мнению, грубым религиозным идеалом, смог, оказавшись в стране материально более культурной, но языческой и морально развалившейся, путем чисто естественного развития породить в какие-нибудь пятьдесят лет вавилонского плена самую совершенную из всех религий древнего мира. Но, отвергая эту схему, отправляющуюся от предвзятых предпосылок и упрощающую историю, нельзя не отметить, что в истории израильской религии вавилонский плен по своему религиозному значению может быть сопоставлен с эпохой выхода Израиля из Египта и его странствовании в пустыне. Сопоставление это делают сами боговдохновенные свидетели: не даром Ис.43:16–21, 52:12 говорят о конце вавилонского плена, как о новом Исходе. В событиях, которыми сопровождался выход Израиля из Египта и которые сразу же за ним последовали, совершилось духовное его рождение, как богоизбранного народа. Бог Авраама, Исаака и Иакова, который доселе был только Богом семьи патриарха, стал Богом целого народа, явив Себя ему в исторических свершениях ( Исх.14:31 ): появился ягвизм, возникла связанная с ним израильская теократия. Вавилонский же плен породил иудаизм и способствовал появлению ветхозаветного государства – Церкви. Таковы два основных, решающих кризиса истории Израиля. И здесь и там мы имеем резкий разрыв Израиля с осужденным Богом своим ещё недавним прошлым и его вступление на новый исторический и религиозный путь. Но второй из этих двух кризисов понятен только потому, что первый уже имел место и потому, что он является его необходимым следствием. Как же сказался этот второй большой кризис израильской истории в жизни вывезенных в плен? 2. Свидетели духовного обращения иудеев в Вавилоне

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

1. Ветхозаветная основа Евангелия Изначала евреи веруют в единого Бога: это именно Бог еврейского народа, Бог евреев 2 , Которого они называют наш Бог. Они сами составляют удел своего Бога, Его наследие, а земля, которую они занимают, образует место Его жительства. У них своя земля и свой Бог , как у других народов свои земли и свои боги. Иеффай говорил царю аммонитскому: «не владеешь ли ты тем, что дал тебе Хамос, бог твой? И мы владеем всем тем, что дал нам в наследие Иегова, Бог наш» 3 . Во времена судей идея национального Бога была единственною силою, которая объединяла все колена Израиля и отделяла их от соседей, с которыми они жили: когда эта сила ослабевала, они распадались и смешивались с язычниками. Давид, преследуемый Саулом и находясь в изгнании, считал себя вне наследия своего Бога на земле чужих богов. Он говорил Саулу о «сынах человеческих», возбудивших царя против него: «они изгнали меня, чтобы я не мог участвовать в наследии Иеговы, говоря: поди, служи богам чужим» 4 . Об одной из снох-моавитянок, не пошедшей за своею свекровью в землю иудейскую, Ноеминь говорила, что она «возвратилась к народу своему и к своим богам» 5 , а Руфь, «пришедшая к народу иудейскому», по словам Вооза, «пришла к Богу Израилеву» 6 . Иеффай, Давид, Ноеминь и Вооз мыслили так же, как Нееман сириец, захвативший с собою «земли» израильской, «сколько снесут два лошака», чтобы на ней в стране своей «приносить всесожжения и жертвы Иегове» 7 , как царица Савская 8 , как слуги Венадада сирийского 9 . Бог еврейского народа и еврейской земли имел собственное имя Иегова, или Ягве, как Он открылся Моисею, – это было Его имя для «памятования о Нем» в еврейском народе «из рода в род» 10 . В основе религии еврейского народа лежали факты его исторического опыта, факты живого общения его с «единым» Богом. Как всякая действительная религия есть религия отцов, имеет основу в естественной жизни человека и по этой основе уходит в глубь истории; так и религиозный опыт евреев простирался за пределы народной шири, обнимая жизнь их отцов – Авраама, Исаака, Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

1. Сказав выше о благодеяниях, которые Бог оказал людям, теперь пророк говорит и о том, сколь велика милость Его; не измеряя ее, – это невозможно, – но, желая показать беспредельное ее величие, призывает всех к славословию и го­ворит: «исповедайтесь Господу», т.е., благодарите, славьте Его. «Ибо во век милость Его». Что значит: «во век»? Он не иногда только благодетельствует, а иногда удерживается от этого, не иногда только милует, а иногда перестает миловать, как бы­вает у людей, которым препятствуют страсти, не дозволяет малодушие, останавливает угождение другим, не допускают обстоятельства; но Бог не таков: Он постоянно милует, и никогда не перестает делать это, хотя делает различно и разнообразно. Так, говорит пророк, Он всегда милует, и никогда не перестает благодетельствовать людям. Далее, сказав, что Бог постоянно милует, пророк приводит и доказа­тельства милости Его и постоянства этой милости, заимствуя их от предметов видимых. Но так как он руководил слуша­телей к благочестию, то, смотри, как опять сравнивает Бога с языческими богами, и опять по снисхождению к слушателям. Что же говорит Он? «Исповедайтесь Богу богов, и каждый раз прибавляет: ибо во век милость Его» ( Пс.135:2 ). «Исповедайтесь Господу господ, ибо во век милость Его» ( Пс.135:3 ). В предыдущем псалме он говорит, что Господь «наш превыше всех богов» ( Пс.134:5 ) а здесь говорит еще более, – что Он Господь их и Владыка их, – идолов ли будешь разуметь, или бесов, по­тому что, хотя бесы прогневали Его и преданы позору, но и они рабы и подвластны Ему. Потому, говорит, «исповедайтесь», что вы имеете Бога, Который выше всех, Которому нет подобного, Который есть Владыка всех, Господь всех. Впрочем, Он на­зывается и Богом благоугодивших Ему; например, когда го­ворится: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). Почему же здесь Он называется Богом бесов? В ином смысле говорится то, и в ином это. Там представ­ляется близость и особенная любовь Его к ним; а здесь по­казывается Его превосходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010