Псалмопевец обращается здесь к Иерусалиму и Сиону, как бы к одному лицу, хотя тот и другой не есть одно и то же. Иерусалим есть город, а Сион – гора, или, точнее, Сионом называется один из холмов горы, на которых расположен и построен Иерусалим. На Сионе была древняя неприступная крепость хананейского племени иевуссеев, и неприступною она считалась, вероятно, потому, что с западной стороны представляет, как и ныне, отвесную скалу, а с прочих сторон ограждена крепкою стеной. Несмотря на то, Давид, сделавшись царем, завоевал эту крепость у иевусеев, построил на ней новую скинию, вместо прежней Моисеевой и, распространив Иерусалим, сделал его своею столицей. По возвращении иудеев из плена (спустя семьсот пятьдесят лет после Давида), город Иерусалим представлял собою развалины прежнего, когда-то знаменитого Иерусалима. Иудеям дано от персидского царя право восстановить город и стены его, что они, при помощи Божией, под управлением Ездры и Неемии, и сделали, в течение пятидесяти двух дней, и затем принялись строить на месте прежнего, разрушенного Навуходоносором храма Соломонова, новый храм. Вот к этим-то иудеям, новым представителям Иерусалима и Сиона, пророк-псалмопевец и обращается с предложением или поучительным советом воздать достойную хвалу Господу и, как на побудительную причину к сему похвалению, указывает на то, что Господь помог им укрепить вереи врат города и благословил сынов их, как благословлял их чрез патриархов Авраама, Исаака и Иакова, – силою, разумом и обилием плодов земных, и, что всего важнее, – даровал им ту милость, что они опять, как и прежде, живут под покровом Божиим, в тебе, город Иерусалим. По словам св. Иоанна Златоуста , «в высшем значении сии слова: хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион, – можно относить к Церкви. А что значит: вереи укрепил? – Поставил вне опасности, сделал непобедимым. И еще: ибо надежнее Иерусалима укрепил Церковь , не вереями и вратами оградив ее, но крестом и сильным изречением Своим, в котором поставил для нее везде ограду, сказав: врата ада не преодолеют ее. И благословил сынов твоих в тебе. Как сказал в начале: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и сие слово распространилось по всей земле, так и после сего сказал: идите, научите все народы, и сие повеление в короткое время заняло все пределы вселенной» с 1142].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Разделы портала «Азбука веры» ( 57  голосов:  4.2 из  5) Церковная молитва и милостыня В нашей Церкви, от дней святых апостолов, не было времени, когда бы христиане не молились за своих усопших братии и притом при совершении важнейшего из своих Божественных богослужений. Первая Литургия была составлена св. апостолом Иаковом, братом Господним, и в ней имеется следующая молитва: «Господи, Боже духов и всякой плоти, помяни православных, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля праведного и до сего дня, Сам упокой их в селении живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, Святых Отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому Престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников на свободу. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых, наипаче же всемогущею молитвою Честнейшей Херувимов, Матери Божией. Всякий раз, когда приносится умилостивительная жертва Тела и Крови Сына Божия, здесь присутствует и с нами молится весь Собор Ангелов и Святых Божиих. Всякий раз, когда за Литургией вспоминаются усопшие братья наши, души их сподобляются предстоять здесь вместе с Ангелами и молиться о спасении своем. С каким трепетным желанием душа твоего сродника, быть может, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней вместе со всею Церковью. Ибо таким только образом она может участвовать в приносимой умилостивительной Жертве. Какою отрадой и утешением преисполнится она, когда, призванная во храм Божий поминовением, предстанет здесь пред Престолом Божиим с ликом Ангельским, будет умолять Господа со всею Церковью о помиловании, просить о прощении грехов своих и о добром ответе на Страшном Суде Христовом! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и ее часть, вместе с другими, опустится во Святую Чашу, погрузится в Святейшей Крови Сына Божия, с молитвою священнодействующего: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею!».

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Разделы портала «Азбука веры» ( 8  голосов:  4.5 из  5) Оглавление Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших. Св. Дионисий Ареопагит в книге “О церковной иерархии” пишет: “Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова”. Тертуллиан в книге “О венце воина” говорит: “Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались”. Св. Киприан, епископ Карфагенский, в пятом поучении, в котором изъясняет литургию, говорит: “Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной”. Ориген , в толковании на книгу Иова, говорит: “Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия”. Св. Василий Великий , по освящении св. Даров, в молитве, помещенной в его литургии, обращается к Господу с словами: “Помяни, Господи, всех прежде усопших в надежде воскресения вечныя жизни”. Св. Иоанн Златоуст в одном из своих поучений наставляет, что умершему не слезами мы можем помогать, а молитвами, милостынею и приношениями. Блаженный Августин говорит: “Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе”. Кроме помянутых св. отцев и учителей церкви, о спасительной пользе молитв, приносимых за умерших, свидетельствуют: Афанасий Великий , Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Григорий Двоеслов и многие другие.

http://azbyka.ru/fiction/molis-za-umersh...

Разделы портала «Азбука веры» аудиопрограмма «Экклесия» Прот. А. Степанов: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! В эфире протоиерей Александр Степанов, программа «Экклесия». Сегодня мы решили посвятить выпуск нашей программы теме церковной жизни и нравственных проблем, которые в ней возникают. В Ветхом Завете нравственность является неотъемлемой частью религии. Начиная с этого времени (христианство, конечно, эту линию продолжает), исповедание веры в Единого Бога – Бога Авраама, Исаака и Иакова оказывается неразрывно связано с исполнением нравственной правды, нравственного закона. Как писал один автор: «В Ветхом Завете происходит сакрализация морали». Христианская цивилизация дала миру новый образ этики, основанный на любви. Эта этика, утверждающая бесконечную ценность человеческой жизни, за 2000 лет стала господствующей даже в секулярном обществе, которое сохраняет мощную инерцию христианской этики. Вопрос: какую роль нравственность, исполнение этических законов, правил, норм поведения, хотя бы даже ветхозаветных, не говоря уже о новозаветных, основанных на любви, играет в нашей современной церковной жизни? Казалось бы, ответ и ожидания общества очевидны: Церковь должна воспитывать нравственность в людях. Наша власть сегодня много говорит о том, что нужно дать возможность Церкви выйти на общественную арену с тем, чтобы возродить нравственные основы нашего общества. Но действительно ли всегда нравственность увеличивается по мере пребывания человека в Церкви, участия в ее благодатных Таинствах? К сожалению, часто это бывает не так. Почему это происходит? Приведу простой пример: воцерковляется мужчина, отец семейства, а семья еще не пришла к вере. Он с большой ревностью начинает в своей семье, где были очень хорошие, гармоничные отношения, вводить какие-то элементы и правила христианской жизни. Раньше он как-то договаривался со своей женой, с детьми, они решали общие проблемы: как им жить, когда вставать, как провести воскресный день и т.д. Получив высшую церковную санкцию на то, как жить, человек начинает новые принципы, им усвоенные и одобренные, довольно жестко навязывать окружающим людям. Отношения внутри этой семьи начинают портиться. Наверно, не часто случается, что семья распадается, но я лично знаю и такие случаи. Появляется жесткость установок, которая подменяет живое общение людей и способность их живо реагировать на переживание других, на их мнение.

http://azbyka.ru/nravstvennye-problemy-c...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 31 декабря 2023 года 18. Неделя 30я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 5й. Мчч. Севастиана и дружины его. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского. Прославление прав. Симеона Верхотурского (службу зри 12 сентября) . Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отец (по Марковой главе Типикона под 18 декабря: «Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец»). Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря . Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Севастиана и дружины его) может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 5й – 6, и отцов, глас 6й – 4 (первая стихира: «Явися мира концем…» – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3. На литии стихира храма и стихира отцов, глас 1й: «Лучами облиставшеся…». «Слава» – отцов, глас 3й: «Праотцев собор…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественного Духа…». На стиховне стихиры воскресные (Октоиха), глас 5й. «Слава» – отцов, глас 2й: «Радуйтеся, пророцы честнии…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 2й: «Велия веры исправления…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2й: «Велия веры исправления…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла…». Кафизмы 2я и 3я. Малые ектении. Седальны воскресные (Октоиха) . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа (Октоиха). Седален отцов по полиелее, глас 8й: «Авраама, Исаака же и Иакова…». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление…». Степенны и прокимен – гласа (Октоиха). Евангелие воскресное 8е. «Воскресение Христово видевше…». По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Клятва — 1) торжественное утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь священного, ценного, авторитетного, присяга; 2) заклятие, проклятие; 3) клятва церковная — отлучение от церковного общения. Клятва была принята в ветхозаветные времена и имела в виду призывание Бога в свидетели: Клятва пред Господом да будет между обоими , — заповедует Бог израильтянам через Моисея ( Исх.22:11 ). Утверждая завет с Авраамом, Авимелех говорит ему: поклянись мне здесь Богом…, И сказал Авраам: я клянусь… тут оба они клялись ( Быт.21:23-31 ). Давид пишет: клялся хранить праведные суды Твои, и исполню ( Пс.118:106 ). Примеры неразумных клятв: клятва Иеффая о своей дочери ( Суд.11 ), клятва Саула ( 1Цар.14:24 ), в Новом Завете – клятва Ирода ( Мф.14:6-7 ), апостола Петра ( Мф.26:72-74 ). Третья заповедь Ветхого Завета запрещала опрометчивые клятвы и ложные свидетельства. Иисус Христос пояснил, какой должна быть клятва в ( Мф.5:33-37 ) и ( Мф.23:16-22 ), то же и у апостола Иакова ( Иак.5:12 ). Запретил ли Христос клясться, и если да, то в чём (чем) и почему? Как известно, в дохристианские времена клятва составляла одну из традиционных форм договорных отношений между людьми. Так, Авимелех просил Авраама клятвенно пообещать, что не причинит зла ни ему самому, ни его сыну, ни его внуку, и будет хорошо поступать с той землей, на которой гостит. Авраам отнёсся к этому с пониманием и тут же выполнил просьбу, сказав: «Я клянусь» ( Быт.21:22-24 ). В другой раз Авраам сам требовал клятвы: от слуги. Содержание клятвенного заверения касалась предполагаемой женитьбы его наследника, будущего патриарха, Исаака. Причём, согласно замыслу, слуге предстояло поклясться не Кем иным, как Богом неба и земли ( Быт.24:2-3 ). Патриарх Иаков (родоначальник двенадцати колен Израиля ) просил перед смертью сына, Иосифа, чтобы тот клятвенно подтвердил, что похоронит его не на территории языческого Египта, но в гробнице отцов ( Быт.47:29-30 ). Таким образов, во времена Ветхого Завета клятва, сама по себе, не считалась чем-то богопротивным. Осуждению мог подвергнуться либо клянущийся непристойно, либо нарушивший клятву (без соответствующих извинительных причин).

http://azbyka.ru/klyatva

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Введение в Храм Пресвятой Богородицы Каждый год, 4 декабря, Церковь вспоминает событие, когда юную Отроковицу Марию, будущую Царицу Небесную, привели в Иерусалимский Храм. Так и называется праздник — Введение во Храм Пресвятой Богородицы. О Ее детстве сохранилось очень мало сведений. Пречистая была близка к евангелисту Луке и много рассказывала о Себе и о юности Иисуса. Так сведения об этом дошли до нас. Имеются многочисленные свидетельства древности, подтверждающие их достоверность. О подлинности таких древних произведений, как «Слово о полку Игореве» и целом ряде других, имеется меньше доказательств, чем сведений о Пречистой, сохранившихся в писаниях святых отцов. О жизни Богородицы мы знаем и из произведений Блаженного Иеронима и других писателей первого века, непосредственно общавшихся с Апостолами и Самой Пречистой. Нам известно, что когда Царице Небесной исполнилось шесть месяцев, то Ее мать, праведная Анна, поставила Ребенка на землю, чтоб испытать, сможет ли Она ходить. Дитя, сделав семь шагов, возвратилось в объятия родительницы. «Жив Господь Бог мой, — воскликнула Анна, — ты не будешь ходить по земле до тех пор, пока я не введу тебя в храм Господень». Устроив особое место в своем доме, она отделила его невысокой оградой, поместив в нем Ребенка и приставив к Марии непорочных еврейских дочерей, дабы они ухаживали за Малышкой. Когда Дитю исполнился год, праведные родители Иоаким и Анна устроили пир, на который созвали священников, старейшин, друзей и родственников. Во время пира отец вынес Марию и, обратившись к священникам, сказал: «Святые отцы, помолитесь и благословите мое Чадо». И тогда старейший из священнослужителей, поднявшись, вдохновенный благодатью Духа Святого, неожиданно для себя воскликнул: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, Бог отцов наших да благословит Младенца Сего и да прославит Ее отныне и во вся веки». Когда будущей Матери Божией исполнилось два года, Иоаким и Анна решили исполнить данный ими обет, отвести и посвятить Дитя на службу Господу в Храме Иерусалимском. Однако Анна, движимая материнской привязанностью к Дочери, упросила отца оставить Ее в доме еще на год. За это время святая мать внушала Малютке, что ей лучше быть в доме Божием, нежели возле земных родителей.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Святое христианство явилось Божественной силой, освятившей и духовно воссоздавшей всю землю и все земнородное. В истории человечества оно явилось поворотным пунктом, с которого повелось иное направление и совсем другой строй в жизни людей и целых народов. По справедливым словам одного из либеральнейших мыслителей (Гегеля), христианство есть «мировой рычаг, на котором обращается мир, до которого и от которого идет вся история мира». Как сила Божия во спасение ( Рим.1:16 ), христианство постепенно совершало и совершает истинный прогресс в человечестве, т. е. духовное совершенствование, умственно-нравственное преуспеяние, которыми так решительно и существенно отличаются времена и народы христианские от времен и народов не христианских. Стремясь к водворению царствия Божия на земле, христианство совершает свое величайшее, спасительное дело, отнюдь не насилуя воли и свободы человеческой, не путем каких-либо крутых переворотов, не насильственным уничтожением прежних порядков, а постепенным, внутренним проникновением во внутреннейшие стороны жизни верующих людей и всесторонним преобразованием этой жизни. Из всех племен и народов земных, наша Русь святая едва ли не более всех испытала на себе благодатное воздействие христианства; более всех других народов она имеет данные усматривать особенное Божественное промышление о себе, так сказать, осязать руку Божию на всех судьбах своих, на всем, что с нею было и что сбывается. С самого начала своей исторической жизни Русь явилась нарочитой избранницей Промысла Божия. Подобно тому, как древле Бог избрал гору Сион, «юже возлюби и избра в жилище себе» ( Пс.131:13 ); подобно тому, как избирал Он в особенную любовь свою праотцов Авраама, Исаака, Иакова, царя Давида, пророка Иеремию и др., как потом Сам Христос Спаситель избрал и к себе по преимуществу приблизил двенадцать учеников своих и из них Иоанна, возлюбленнейшего своего ученика, – так Богу угодно было избрать в семье народов славянорусский народ, с самого возникновения его, избрать предметом особенной своей любви и промышления, подготовляя его к своему служению и великой мировой деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Carevs...

Святой пророк Илия ЖМП 08 август 2018 /  1 августа 2019 г. 18:28 Святой Илия. Пророк с мечом в руке 2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божия Илии — пожалуй, самого почитаемого в России ветхозаветного святого. Сегодня трудно найти епархию, в которой не было бы ни одного храма или хотя бы храмового придела, освященного в его честь. Большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесен в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но немногие могут ответить на вопрос, какую роль он сыграл в низвержении культа Ваала в ветхозаветные времена и почему именно его Бог выбрал вместе с Моисеем для встречи с Христом на горе Преображения. О том, какое значение личность святого Илии имеет для современных христиан, о его духовном родстве с Иоанном Крестителем и о параллелях в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с его именем, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор богословия, представитель Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумен Арсений (Соколов).  PDF-bepcuя. Культ Ваала Кем же был он, святой пророк Божий Илия, живший в Израильском царстве почти три тысячи лет тому назад, в IX веке до Рождества Христова? И что это было за время? Согласно повествованиям Третьей книги Царств, пророческое служение Илии пришлось на один из самых трудных периодов истории Израильского (Северного) царства — на эпоху правления злочестивого царя Ахава из династии Омридов (потомков Амврия). При этой династии ставший привычным для евреев (с заселением ими Ханаана и переходом к оседлой жизни) религиозный синкретизм, проявлявшийся в одновременном почитании Господа, Бога Авраама, Исаака и Иакова, освободившего Свой народ из египетского рабства и даровавшего им «землю, текущую молоком и медом», и Ваала, хананейского бога дождя, сменился откровенным ваализмом. Культ Ваала стал государственным культом Израильского царства. Это был типичный для оседлых жителей Ханаана и Финикии натуралистический культ плодородия, со всеми присущими ему элементами, включая так называемую культовую проституцию.

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_iliy...

Скачать epub pdf 39. Почему у православных «не всё по Библии»? Нередко можно услышать упреки в адрес православных, будто у них многое противоречит Священному Писанию христиан – Библии. К примеру, они молятся Богородице и святым, а не одному только Богу, а также почитают иконы и называют священников «отцами», хотя Библия запрещает это делать. Они исполняют множество обрядов, о которых в Библии вроде бы нет ни слова. Что же это значит: православные отказались от Библии, заменив ее собственными изобретениями, которые они называют «Преданием»? Церковь, написавшая Библию Один православный священник в США рассказывал такую историю. На улице к нему подошел проповедник и сказал: «Хотите, я расскажу вам о Церкви, которая основана на Библии?» На это священник ответил: «А хотите, я расскажу вам о Церкви, которая написала Библию?» Его ответ может показаться дерзким и надменным, но, если задуматься, он довольно точно отражает то, какой Православная Церковь видит себя сама. Это не значит, разумеется, что она полностью уравнивает апостольскую общину с тем, что мы сегодня называем Православием. Нет, апостолы не носили митр, не имели икон, не служили водосвятных молебнов, и это всем понятно. Но православные настаивают: они – прямое и непосредственное продолжение этой общины. Наша Церковь возникла не потому, что кто-то когда-то прочитал Библию и решил, что теперь ему нужно учредить такую-то организацию на таких-то принципах, а потому, что в свое время Господь призвал Авраама, затем Исаака, затем Иакова, и на каждом новом этапе божественное Откровение дополнялось и расширялось, затем записывалось – и так возникла Библия внутри этой Церкви, избранного Божьего народа. Преданием как раз называют вот эту живую связь эпох, а вовсе не некоторую сумму обычаев и привычек, которые могут меняться от века к веку и от народа к народу – подробнее об этом говорилось в 4-й главе. Священное Писание, то есть Библия, – центральная и главная часть этого Предания, с которой должно сверяться всё остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010