Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Молись за умерших Благочестивый обычай молиться за умерших ведет свое начало из глубокой древности. Уже в литургии апостола Иакова, брата Господня, была внесена молитва за умерших. Св. Дионисий Ареопагит в книге «О церковной иерархии» пишет: «Священник со смирением должен молить благодать Божию, да отпустит Господь усопшему грехи, происшедшие от человеческой немощи, и да вселит его в стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова». Тертуллиан в книге «О венце воина» говорит: «Мы творим приношение за умерших каждогодно в тот день, в который они скончались». Св. Киприан, епископ Карфагенский, в пятом поучении, в котором изъясняет литургию, говорит: «Мы творим память прежде почивших: во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, дабы их молитвами и молениями Бог принял наши молитвы; потом молимся о умерших св. отцах и епископах и, наконец, о всех между нами скончавшихся, крепко веря, что сие приносит великую пользу душам, за которых приносится молитва святой и страшной жертвы, на алтаре предложенной». Ориген , в толковании на книгу Иова, говорит: «Мы творим память святых и родителей наших или чтим благочестно память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончатия». Св. Василий Великий , по освящении св. Даров, в молитве, помещенной в его литургии, обращается к Господу с словами: «Помяни, Господи, всех прежде усопших в надежде воскресения вечныя жизни». Св. Иоанн Златоуст в одном из своих поучений наставляет, что умершему не слезами мы можем помогать, а молитвами, милостынею и приношениями. Блаженный Августин говорит: «Внемлите, братие: не бедным одним должно являть милость во время жизни нашей, но постараемся оказывать оную и умершим…, молитесь за умерших, чтобы и они, когда будут в блаженной жизни, молились о тебе». Кроме помянутых св. отцев и учителей церкви, о спасительной пользе молитв, приносимых за умерших, свидетельствуют: Афанасий Великий , Кирилл, архиепископ Иерусалимский, Григорий Двоеслов и многие другие.

http://azbyka.ru/molis-za-umershix

12. Неделя 28-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 3-й. Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Прп. Ферапонта Монзенского. Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) (А). Примечание. Шестеричная служба свт. Спиридона Тримифунтского переносится на повечерие в пятницу вечером (см. 11 декабря) . Учитывая повсеместное широкое почитание памяти свт. Спиридона Тримифунтского, можно считать допустимым совершение ему полиелейной службы в соединении с воскресной службой Октоиха и службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) по Марковой главе Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец» – с учетом 2-го «зри» (Б). Примечание. Если случится Рождество Христово в субботу, то Неделя святых праотец бывает 12 декабря, а Неделя святых отцов (она же пред Рождеством Христовым) 19 декабря (см. Типикон, 11 декабря). А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 3-й – 6, и праотцев, глас 8-й – 4. «Слава» – праотцев, глас 6-й: «Иже прежде закона…», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся…». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма. «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Лучами облиставшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, исполнися Исаиино проречение…». На стиховне стихиры воскресные, глас 3-й. «Слава» – праотцев, глас тот же: «Праотцев собор…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественнаго Духа…». По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праотцев, глас 2-й: «Верою праотцы оправдал еси...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален праотцев, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 6-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-25/

18. Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 5-й. Мчч. Севастиана и дружины его. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского. Прославление прав. Симеона Верхотурского (службу зри 12 сентября) . Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отец (по Марковой главе Типикона под 18 декабря: «Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец»). Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря . Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Севастиана и дружины его) может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 5-й – 6, и отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира: «Явися мира концем...» – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3. На литии стихира храма и стихира отцов, глас 1-й: «Лучами облиставшеся...». «Слава» – отцов, глас 3-й: «Праотцев собор...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественного Духа...». На стиховне стихиры воскресные (Октоиха), глас 5-й. «Слава» – отцов, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (Октоиха) . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои гласа (Октоиха). Седален отцов по полиелее, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова...». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление...». Степенны и прокимен – гласа (Октоиха). Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-31/

26. Библейские тексты о воскресении Воскресение предсказано: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» ( Дан. 12:2 ). – «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13:14 ). – «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26:19 ). объяснено и описано: «Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении... вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» ( 1Кор. 15:41, 42, 52 ). ожидалось верными ветхого завета: «А я (говорит многострад. Иов) знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» ( Иов. 19:25, 26 ). – »Ибо он (Авраам) думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование... жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение» ( Евр. 11:19, 35 ). Иудеи веровали в воскресение: «Услышал Ирод четвертовластник о всем, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес» ( Лк. 9:7, 8 ). «Марфа сказала Ему (Иисусу Христу): знаю, что воскреснет (Лазарь) в воскресение, в последний день» ( Ин. 11:24 ). возвещено и доказано нашим Господом: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф. 10:8 ). – «Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь» ( Мк. 12:25–27 ; Исх. 3:6 ). – «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ( Ин. 5:28, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

9. Святоотеческие свидетельства о блаженстве праведников I. Св. Киприан говорит: «Какая будет слава, какая радость – удостоиться того, чтобы зреть Бога и вместе со Христом, Господом Богом твоим, вкушать радость спасения и вечного света; приветствовать Авраама, и Исаака, и Иакова, и всех патриархов, и пророков, и апостолов, и мучеников; вместе со святыми и другами Божиими наслаждаться сладостию дарованного бессмертия, – и получить то, чего око не видело, ухо не слышало и что на сердце человеку не восходило!» (Epist. IV). II. Св. Ефрем Сирин так передает слова Спасителя к святым: «Приидите ко мне вси труждающияся и обремененнии, и Аз упокою вы в горнем граде, где вси святые Мои упокоеваются в великой радости... Там Авраамово лоно приемлет претерпевших скорби, како прияло некогда нищего Лазаря; там отверзаются сокровища вечных благ Моих: там горний Иерусалим – матерь первородных, там блаженная земля кротких. Приидите ко Мне вси, и Аз упокою вы, упокою там, где все тихо и безмятежно, где все светло и приятно для зрения, где нет ни обидящего, ни притесненного, где нет уже ни греха, ни покаяния, где свет неприступный и радость неизглаголанная... где нет ни труда, ни слез, ни работы, ни по печения, ни сетования... где нет ни диавола, ни смерти, ни поста ни печали, ни ссоры, ни рвения, но радость и мир, упокоение и восторг... где глас празднующих, где открываются неведомые сокровища мудрости и ведения... Там тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы апостолов, первоседалища пророков, скиптры патриархов, венцы мучеников, похвалы праведных; там отложена награда и уготовано место для всякого начала, власти и чина. Приидите ко Мне вси алчущии и жаждущии правды, и Я исполню вас благами, каких возжелали вы, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не вздыдоша» ( 1Кор. 2:9 ). («Слов. на втор. пришествие Господа», в «Тв. св. отц.» XIII, 403 – 404). III. Св. Иоанн Златоустый : «Представь себе состояние той жизни, сколько возможно это представить, ибо к надлежащему изображению ее не достает никакого слова: только из того, что слышим, как бы из каких-нибудь загадок, мы можем получить некоторое неясное представление об ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А. Конев Глава 4. Современные исследователи о теозисе. Томистская и паламистская парадигмы 4.1 Возрождение интереса к проблеме обожения: «неопаламизм» Начало XX века было отмечено ростом интереса русских богословов к проблематике паламизма. Георгий Флоровский (1893–1979) подчёркивал, что «для правильного понимания теозиса необходимо проводить различие между сущностью и энергиями». Он утверждал, что понятие «обожения» возникло не сразу, и начало оформляться только после того, как было разъяснено учение о божественных энергиях. 224 В числе первых авторов, положивших начало активному изучению наследия Григория Паламы , были будущий епископ Василий Кривошеин (1900–1985), непосредственно принадлежавший к исихастской монашеской традиции, и архимандрит Киприан Керн (1899–1960), яркий представитель «парижской школы» русского богословия. В отличие от более поздних работ Владимира Лосского и Иоанна Мейендорфа , они признавали влияние на Паламу аристотелевской мысли и неоплатонизма (Керн). 225 Владимир Лосский (1903–1958), ставший одним из наиболее заметных православных авторов, писавших в XX веке о паламизме, особый акцент делал на аспекте личности, как в тринитарном богословии, так и в антропологии. Он тщательно избегает концептуализации личности, настаивая на то, что она «совершенно другое»: личное можно уловить только в личном общении. В том, что касается подробного анализа трудов византийского богослова, большее внимание привлекли исследования Лосского и Мейендорфа . 226 По его мнению, в западной тринитарной теологии было «нарушено равновесие между сущностью и ипостасями». 227 Лосский понимал богословский спор востока и запада как спор между откровением и разумом, между «Богом Авраама, Исаака и Иакова» и «Богом философов и ученых». 228 Лосский подчёркивал экклезиологический аспект обожения, говоря: «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию». 229

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ. Заветы старца Гавриила Карейского. 30.11.2022 14:20:13 Заветы старца Гавриила Карейского Эта встреча с известным афонским старцем Гавриилом Карейским состоялась в конце нынешнего октября, через неделю после моего пребывания на Афоне в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Я приезжал туда на праздник Покрова Божией Матери с группой нашего Православного содружества Святой Горы Афон «Святогорец». В последние годы почти каждая моя поездка на Святую Гору Афон сопровождалась встречей с этим удивительным человеком. Беседы с отцом Гавриилом неоднократно публиковались на страницах «Руси Державной». А в этот раз пристальное внимание к афонскому старцу было особенно острым. И то вполне естественно, потому что, наверное, каждый человек на земле сегодня хочет получить объяснение происходящих драматических событий… Небольшой домик отца Гавриила находится всего в нескольких минутах езды от столицы Афона Кареи. И когда начинаешь спускаться к нему по тропинке, проходишь мимо необычного дерева. Две мощные ветви его вытянуты горизонтально, и получается крест. А большой деревянный православный крест прикреплен к стволу. Наша делегация была довольно необычной: вниз по тропинке к домику батюшки спускался иеромонах Нектарий, насельник нашего Пантелеимонова монастыря, который уже не в первый раз помогал мне переводить беседу с отцом Гавриилом, а вслед за ним важно вышагивали девятилетний Петр и шестилетний Дмитрий, мои внуки. Они несли в руках продукты, которые благословил передать старцу наш игумен Евлогий. Я замыкал шествие. В этот раз нам повезло, у отца Гавриила никого не было. Но не успели мы начать беседу, как к ней присоединились двое паломников с Украины и два грека. Поэтому вступительная часть беседы была предназначена всем нам. Потом наступила и моя очередь задавать батюшке вопросы.   Беседа со старцем Гавриилом Карейским Господь помянет вас в Царствии Своем, и да пребудете вы на лоне Исаака, Авраама, Иакова. Во Свое Второе пришествие да поставит вас одесную Себе. И каждый из нас да услышит блаженный глас Христа Бога нашего: «Добрый рабе и верный, вниди в радость Господа твоего». Чтобы вы имели работу, здоровье. Чтобы Господь защищал ваших детей, внуков, которые страдают от наркотиков, от интернета. Чтобы у вас было единство со своими женами. Если будут ворчать ваши жены, вспоминайте Уинстона Черчилля: одна женщина сказала, что если бы ты был моим мужем, я бы тебе дала выпить отраву; а он говорит, если бы ты была моей женой, я бы эту отраву выпил.

http://radonezh.ru/2022/11/30/andrey-pec...

Беседа 24. Бокал вина для пророка Илии. Черное пламя ада. Почему евреи хорошо живут. Почему у обезьян не отваливаются хвосты? Исполняем две песни в сопровождении гуслей. Осторожно, двери закрываются! Сегодня мы начинаем изучение 15 главы. Глава начинается следующими словами: «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв, которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр.15:1 ). Итак, здесь говорится о том, что ярость Божия, которая обрушивается на мир, как бы подходит к завершению. Рассказывается о том, как будут оканчиваться суды Бога над людьми, как прекратится Его гнев и закроется дверь спасения. Сейчас дверь спасения открыта, но вот в этой главе мы увидим указание на то, что так будет не всегда. Еще апостол Павел говорил, что «ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников» ( Рим.11:25 ). Потом дверь спасения будет закрываться для языческих народов и будет открываться для Израиля, для евреев – они будут последними обращенными к Богу. Потому что Господь пощадит семя пророков, семя патриархов, Авраама, Исаака и Иакова. И, как я вам говорил, на землю будут посланы два Божьих свидетеля. Пророк Божий Енох, который живым взят на Небо. Как сказано: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» ( Быт.5:24 ). И пророк Божий Илия, который тоже был живым взят на Небо в огненной колеснице. Они явятся на землю, и персональная миссия пророка Илии будет заключаться в том, что он будет евреям разъяснять их заблуждения. Он им откроет истину об Иисусе Христе. И иудеи до сих пор ждут пророка Илию, когда же он придет. И когда они совершают обряд Пейсаха (иудейской пасхи) в своих домах, – двери не закрываются в эту ночь, а на край стола ставят бокал с вином для пророка Илии. Если он зайдет в какой-то еврейский дом, то сразу для него бокал вина приготовлен. То есть, Господь поддерживает и усиливает в них эту мысль. Для чего? Хотя они и неправильно сейчас верят, но Он усиливает в них эту мысль: что надо ждать пророка Илию, который всё разъяснит. Это Господь делает для того, чтобы они приняли Илию и его свидетельство о Сыне Божьем, о Господе нашем Иисусе Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа седьмая Дорогие братья и сестры! Я рад вас всех видеть. Сегодня мы с вами с Божьей помощью рассмотрим 20-ю и 21-ю главы Книги Бытия. Я напомню, что наш цикл называется «Семейная жизнь ветхозаветных патриархов», потому что мы будем больше обращать внимание именно на те взаимоотношения в семейной жизни, которые складывались у ветхозаветных патриархов. С 12-й главы Книги Бытия по 50-ю главу – это история одной семьи. Это жизнь Авраама, жизнь его сына Исаака, его правнука Иакова и его праправнука Иосифа. То, что называется еврейской национальностью, то есть нация как таковая возникает только в Книге Исход. А с 12-й главы и до конца Книги Бытия – это история одной семьи, когда еще никакой речи не было о едином народе, о новой нации. Итак, 20-я глава. Она начинается словами: « Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Суром; и был на время в Гераре » ( Быт. 20:1 ). «Авраам поднялся оттуда…» ( Быт. 20:1 ), увидев, что уничтожены города, и люди перестали приближаться к этой местности, и Авраам уже не мог осуществлять прием путников под свой кров. С другой стороны, двойной инцест Лота стал известен многим, и Авраам поспешил дистанцироваться от него. Давайте вспомним, что на священном языке «подняться» означает приблизиться к Иерусалиму. А «спуститься» – удалиться от Иерусалима или от Святой земли. Потому, что Святая земля представляется бытописателю Моисею как бы некоей духовной горою: если кто возвращается на Святую землю – он поднимается, восходит, а если кто-то удаляется – он нисходит или спускается. И те, кто делал синодальный перевод, учитывали это, поэтому здесь мы встречаем такие слова. Нас может удивить, с какой легкостью Авраам «поднялся» и переселяется с одного места на другое. При этом он не стремится приобретать собственность среди туземцев, единственным его приобретением в земле Ханаана станет пещера для погребения (Махпела). «Посмотри, как прост и неизыскан был образ жизни праведников, с каким удобством они совершали свои переселения, устраивали свою жизнь как странники и пришельцы и, то здесь, то там водружая свои палатки, как бы всю жизнь проводили в чужой стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В. Обетования и богоявления Иакову (седьмикратные) Глава XXVIII, 10–22. Первое богоявление Иакову, в видении таинственной лестницы Иаков вышел из Вирсавии, и пошел в Харран, – пошел один, без проводников и рабов, и оставляя все отцовское достоянии в наследие брату своему Исаву (Ст. 10). По справедливому примечанию толковников, здесь обнаруживается необыкновенная сила душевная, бескорыстие и крепкая вера в Божии обетования – в благословенном сыне Исааковом. И пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце ... (Ст. 11). Иосиф Флавий с вероятием полагает, что Иаков решился ночевать один в поле, дабы избегнуть всякого общения с Хананеянами. И увидел во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.... (Ст. 12). Что означало видение таинственной лестницы Иаковлевой? В ближайшем приложении к Иакову, оно служило ему ободрением на безопасное продолжение дальнейшего пути в Месопотамию; ибо открывало ему, что Господь бодрствует над рабами своими с неба своего, и что промыслу Его известно все, что происходит на земле 337 . Но к общей истории ветхозаветных прообразов и откровений сие видение таинственной лестницы поясняло прежние обетования, и дополняло откровения о будущем Избавителе. Она давала разуметь, что, несмотря на отпадение человека от Бога, соединение неба с землею не прекращено, что от Бога промыслителя невидимо посылаются на землю ангелы для служения людям, предназначенным ко спасению 338 , и что в определенное время сам Господь сойдет на землю, и соединится с человеческим естеством в благословенном потомстве Авраама, Исаака и Иакова, над которым Он неусыпно бодрствует, и откроет человеку возвратный путь к небу» 339 . Самая же лестница Иаковлева, по общему мнению христианских учителей, прообразовала Матерь Божию, соединившую и помирившую небо с землею чрез воплощение от Нее Спасителя мира. Посему и положено уставом православной церкви на паремиях в богородичные праздники читать библейское повествование о лестнице, виденной патриархом Иаковом посему же и поет церковь Богоматери: «радуйся лествице, юже Иаков виде»! 340 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010