Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАХАРИЯ [греч. Ζαχαρας], прп., затворник (пам. 24 марта). Время и обстоятельства жизни З. неизвестны. В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) обозначено только имя. В греч. стишном Синаксаре Христофора Митилинского XI в. ( Cristoforo Mitileneo. Calendari. T. 1. P. 413) З. назван преподобным, в греч. стишном синаксаре XII в. (Paris. gr. 1575) - монахом и затворником (греч. γκλειστος). Согласно рукописной греч. Минее XV в. (Paris. gr. 342), З. подвизался в Харсиане. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, пишет, что З. жил в Харсикии. Возможно, речь идет о Харсианской обл. в Каппадокии, где находился мон-рь, основанный прп. Никифором (пам. 23 окт.). В греч. служебной Минее XVI в. (ГИМ. Син. греч. 296. Л. 268 - Владимир (Филантропов) . Описание. С. 410) отмечена память преподобного З., подвизавшегося на горе Латр (Латм). По мнению архиеп. Сергия (Спасского), З. жил на горе Латр, на что косвенно указывает память прп. Авраама Латрийского, отмеченная под 26 марта. В комментариях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца было высказано предположение, что З. являлся сыном прп. Кариона (пам. 5 дек.; пам. греч. 24 нояб.), подвизавшимся вместе с отцом в одном из мон-рей в Скиту (Египет). В сб. Apophthegmata Patrum (PG. 65. Col. 177-180, 249-252; рус. пер.: Достопамятные сказания. 1993. С. 66-67, 95) приводится 6 изречений о Захарии. Однако, по мнению Софрония (Евстратиадиса), отождествление З. со скитским подвижником невозможно из-за прямого указания источников на место его пребывания вне Египта. В акростихе канона в честь З. обозначено имя Иосиф. Возможно, автором канона является прп. Иосиф Песнописец († 886). Канон не содержит никаких дополнительных сведений о святом (AHG. T. 7. P. 264-274). Перевод канона помещен под 24 марта в южнослав. Минее (ГИМ. Хлуд. 154), XIV в. В календаре РПЦ З. назван Отверстым, однако в источниках эпитет не объясняется. Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 482; SynCP. Col. 557-558; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 131-132.

http://pravenc.ru/text/182671.html

  Параллели между историей РПЦ XX в. и историей древней Церкви – есть ли они? 13 октября (30 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память: Сщмч. Григория еп., просветителя Великой Армении. Прп. Григория Пельшемского, Вологодского чудотворца. Свт. Михаила, первого митр. Киевского. Сщмч. Прокопия пресвитера. Сщмчч. Петра, Вячеслава, Петра, Симеона, Василия пресвитеров, Серафима диакона, прмц. Александры, мчч. Алексия и Матфея, мц. Аполлинарии. Сщмч. Леонида пресвитера. Мцц. Рипсимии, Гаиании и с ними 35-ти святых дев и 70-ти мужей. Свт. Мелетия, патриарха Александрийского. Прп. Акакия Латрийского. 2 прмцц. и 1000 мчч. мечем усеченных. Мч. Стратоника. Мч. Мардония. Сщмч. Симеона (Лилеева), протоиерея; сщмч. Александра (Орлова), протоиерея; сщмч. Петра (Пушкинского), протоиерея; сщмч. Петра (Соловьева), протоиерея; сщмч. Василия (Гурьева), священника; сщмч. Вячеслава (Занкова), священника; прмц. Александры (Червяковой), схимонахини; мч. Алексия (Серебренникова); мч. Матфейя (Соловьева), ктитора; мц. Аполлинарии (Тупицыной). Как говорят историки и богословы, по количеству убиенного священства и мирян первая половина XX века для РПЦ сравнима с первыми веками нашей эры, когда происходили массовые гонения на христиан. После встречи русских митрополитов со Сталиным и Собора 1943 года, а вернее еще с 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, массовое истребление священства и мирян было прекращено, и Церкви была дана возможность восстановления. К концу 1948 года в отношениях государства и Церкви наступило охлаждение, однако новое решительное наступление началось только в 1954 году после смерти Сталина. 7 июля 1954 вышло постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения». 31 августа того же года митрополит Григорий подал Патриарху Алексию (для передачи в Совет по делам РПЦ) доклад «О нежелательных результатах и несправедливости ожесточенной антирелигиозной пропаганды, направленной против Русской Православной Церкви» (ГАРФ. Ф.6991. Оп.7.Д.137.Л.61.).

http://bogoslov.ru/article/2041545

Архив Пн В неделю 4-ю Великого поста Предстоятель Русской Церкви освятил московский храм прп. Алексия, человека Божия, в Красном Селе и возглавил Литургию в новоосвященном храме 30 марта 2014 г. 18:48 30 марта 2014 года, в неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, и день памяти преподобного Алексия, человека Божия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма преподобного Алексия, человека Божия, Патриаршего подворья в Красном Селе г. Москвы и возглавил Божественную литургию святителя Василия Великого в новоосвященном храме. Центральный престол был освящен в честь преподобного Алексия, человека Божия, правый — в честь Грузинской иконы Божией Матери, левый — в честь преподобного Павла Латрийского. Храм прп. Алексия — один из трех уцелевших храмов Ново-Алексеевского монастыря. Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Егорьевский Марк , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  архиепископ Саранский и Мордовский Зиновий ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  архимандрит Дионисий (Шишигин) , благочинный Богоявленского округа г. Москвы; протоиерей Валерий Привалов, настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия; протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник  Алексеевского ставропигиального женского монастыря ; духовенство г. Москвы. За Литургией молилась старшая сестра Алексеевского женского монастыря  монахиня Ксения (Чернега) . На богослужении присутствовали председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по регламенту и организации работы  С.А. Попов  и благотворители храма. Пели хор  Данилова монастыря  (регент — Г.Л. Сафонов) и хор храма преподобного Алексия, человека Божия (регент — О.В. Строева). На малом входе в связи с назначением главой  Мордовской митрополии  ( определением  Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г.) Предстоятель Русской Православной Церкви возвел Высокопреосвященнейшего Зиновия, архиепископа Саранского и Мордовского, в сан митрополита. Во внимание к пастырскому служению и трудам по воссозданию порушенной святыни настоятель храма преподобного Алексия, человека Божия, в Красном Селе протоиерей Валерий Привалов был удостоен Святейшим Патриархом права ношения палицы.

http://patriarchia.ru/db/text/3615617.ht...

Это был первый женский монастырь в Москве. Обитель пережила много бед и напастей, восставала из пламени пожаров, не единожды разорялась и вновь восставала из руин. Монастырь был сожжен и разграблен татарами в 1451 году. Опустошался пожарами 1514 года и большим пожаром 1547 года, после чего обитель перенесли ближе к Кремлю, в черту Белого города - Чертолье. В 1812 году монастырь терпит общую участь с Москвой, которая была " французу отдана " . Последний переезд в Красное Село, к Крестовоздвиженской церкви, был предпринят в связи со строительством на месте монастыря храма Христа Спасителя. Обитель славилась благочестием и высокими монашескими добродетелями насельниц. Алексеевский монастырь был любим богомольцами всех званий и сословий. В 1841 году с разрешения святителя Филарета (Дроздова) на территории монастыря было открыто кладбище. Здесь находились могилы историков П.И. Бартенева и А.А. Шахова, публициста и издателя М.Н. Каткова, поэта А.М. Жемчужникова (одного из создателей Козьмы Пруткова), мемуариста Ф.Ф. Вигеля, архитектора А.С. Каминского, художников С.К. Зарянко и И.М. Прянишникова, физика П.Н. Лебедева, основателя Народного университета А.А. Шанявского, мецената Надежды фон Мекк. На кладбище стояли усыпальницы купцов Котовых (работы В.М. Васнецова) и Алексеевых, родителей К.С. Станиславского. Получая значительные вклады доброхотов и попечителей, имея золотошвейную, иконописную, рукодельную мастерские, монастырь возводит храмы, обновляет и строит новые здания для келий, ограждает свою территорию каменными башнями. В 1902 году было уже 42 строения, в том числе четыре храма: Крестовоздвиженский храм, храм преподобного Алексия Человека Божия с приделами в честь Грузинской иконы Божией Матери и преподобного Павла Латрийского, храм Всех Святых с приделом Казанской иконы Божией Матери и больничный храм в честь Архистратига Михаила. В 1871 году при монастыре открылось первое в России женское училище для выходцев из южнославянских стран. Спустя несколько лет учредили училище-приют для воспитанниц-сирот из бедных.

http://sobory.ru/article/?object=24160

Хотнежа. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Приделы св. Александра Невского и прп. Павла Латрийского. Закрыта в 1937 г. Повторно освящена летом 2002 г., сейчас в руинах. Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы находится на территории Хотнежского лесничества села Хотнежа Волосовского района Ленинградской области. Храм каменный, построен в 1892–1896 (арх. Н.Н. Никонов). В 1937 закрыт и перестроен. В 1996 возвращен зарегистрированной общине и повторно освящен в 2002. Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный по проекту епархиального архитектора Н.Н. Никонова в русско-византийском стиле, является доминантой церковного архитектурного ансамбля, в который входили – помимо храма – церковно-приходская школа, дом священника и дом дьякона. Храм возрождается как духовная ось, как центр консолидации и наполнения высокими смыслами жизни всей прилегающей территории хотнежской округи. Здание храма расположено в очень живописном месте на левом высоком берегу реки Лемовжи (30 метров над водой) недалеко от места её впадения в реку Лугу. В настоящее время храм и церковно-приходская школа находятся в аварийном состоянии, а дому дьякона и дому священника необходим капитальный ремонт. Исторически данная территория связана с военными событиями России. В 1241 году здесь проходил поход святого благоверного князя Александра Невского по реке Луга. В начале XVIII века армия Петра I возвращала эти земли из-под шведского владения в состав России. В 1919 году через деревню Хотнежу было сосредоточено одно из направлений контрнаступления на Петроград добровольческой армии. Во времена Великой Отечественной войны по берегу реки Лемовжи в 100 метрах от Покровского Храма проходил Лужский рубеж обороны. Нельзя не отметить также, что исторически данная территория связана с людьми – выходцами с территорий традиционного проживания казаков. Первым владельцем этих земель по окончании Северной войны стал один из наиболее доверенных и приближенных к императору лиц – барон Иван Антонович Черкасов, кабинет-секретарь Петра I, выходец из Азовской губернии. Причастность Черкасова И.А. к казачьему роду отражается не только в его фамилии, но и на гербе барона. Связь с казачеством Черкасов И.А. закрепил даже в названиях населенных пунктов, находящихся на территории Хотнежской округи.

http://sobory.ru/article/?object=00120

2-й взят из службы преподобному Павлу, иже в Латре 17 3-й взят из службы преподобному Феоктисту игумену, иже в Кукуме Силикийстем 18 наконец, богородичен первого канона взят из службы святому Стефану чудотворцу 19 (память 28 марта). 2-го канона 1-й песни 1-й тропарь взят из службы святому Стефану чудотворцу (память 28 марта). 2-й тропарь взят из службы преподобному Пахомию Великому 20 3-й – еще не установил, и богородичен тоже не установил. Стихиры, как и каноны, составлены по многим еще добавлениям впереди, таковыми являются все три стихиры на литии, заимствованные из службы преподобному Афанасию Афонскому , причем вторая при посредстве изменений окончаний и перестановок слов оказалась уже второго гласа, тогда как в службе преподобного Афонского она первого гласа 21 Заимствование тропарей из служб таких великих светочей, как Пахомий Великий 22 , Афанасий Афонский 23 , Павел Латрийский 24 и Феоктист Сикелийский 25 казалось составителю малым и слабым, и многие выражения еще усиливал похвалой. Так, например, стихире на стиховне после «слава» к словам «озяряя всяку добродетель светлостьми» составитель добавил еще «твоего жития» 26 , а выражение «Радуйся, иже в бедах великий утешителю и теплый заступниче печальным» изменил на «Радуйся, в бедах великое утешение и теплый предстателю предстоящим» 27 . Все это показывает древность службы, восходящую к самому времени канонизации этого святого, т. е. ко времени Собора 1547 г., когда по случаю канонизаций многих святых времени на самостоятельное сочинение новоявленным угодникам, из коих многие еще не имели службы, а обычай требовал, чтобы сейчас по прославлению служили угоднику по его службе, а не по общей 28 . Впоследствии, хотя и можно было вновь переработать службу, но так как она была признана Церковью , считали неудобным. Этим можно и объяснить повторяемость стихир и канонов в службах русских канонизированных в XVI в. Язык в службе прекрасен и в оборотах наблюдается большая правильность, чего уж нельзя сказать об окончаниях. Одним словом, служба из лучших по языку, но не очень удобна для применения на практике. Стихиры очень растянуты, а так как их приходится петь, то получается довольно длинный и однообразный период. Канон же этим недостатком не страдает и его тропари нормальные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

13. Вторник. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Мц. Лукии . Прп. Германа Аляскинского. Прп. Аркадия Новоторжского. Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Арсения Латрийского. Совершается полиелейная служба мучеников. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры мучеников, глас 4-й – 6. «Слава» – мучеников, глас 6-й: «Приидите, мучениколюбцы...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход. Прокимен дня. Паримии мучеников – 3. На стиховне стихиры мучеников, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – мучеников, глас тот же: «Мучащих свирепства...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Блажим Тя, Богородице Дево, и славим Тя...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й . «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь мучеников, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны мученика (по дважды). Полиелей. Величание мучеников и избранный псалом. Седален мученика по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен мучеников, глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их»; стих: «Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь». Евангелие – мучеников. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святых мучеников...». Стихира мучеников, глас 1-й: «Пяточисленный лик святых...». Каноны: Богородицы со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и мучеников (два канона) на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ин кондак мученика, глас 2-й: «Светильник явился еси...»; седален мученика, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак («Витийствуя пред беззаконнующими...») и икос мученика, глас 3-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен мучеников: «Совершил еси...» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи: «Несказаннаго Рождества...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-26/

Ублажаем тя,/преподобне отче Аркадие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Герману Аляскинскому, равноапостолу Алеутскому, глас 1 Лозу Православия принеся еси в Америку из России благочестивыя/и, удобрив корень постническими трудами/и напоив обильне молитвенными слезами,/плоды принесл еси – виноград возлюбленный,/Германе, преблаженне отче наш./Темже и Бог тя прослави, яко апостола преподобнаго,/нетлением мощей и благодатию чудес,/от нихже почерпающе благодеяния, восхваляем тя:/слава Давшему ти крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Даровавшему тя Америце светило Православия. Ин тропарь, глас 3 Преподобне отче наш Германе,/первый светильниче, в земли нашей просиявый,/приносим вси тебе похвалы сия,/ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу,/буди заступник нам, и утешитель,/и Церкви нашея покровитель дивный,/да вси со умилением зовем ти:/радуйся, отче наш Германе, Аляски и всея Америки преславный чудотворче. Кондак, глас 8 Взбранному Воеводе своинствовався,/в брань вступил еси на духа злобы в поле преподобия и апостольства./И, пожав победы обоюдныя,/воздвизаеши нас вопити тебе:/радуйся, святе Германе, апостоле преподобный. Ин кондак, глас тойже Валаама пострижник,/честный возлюбленник Божией Матери бывый,/ревнитель подвигов древних подвижник новый,/молитву, яко копие и щит, приемый,/страшен демоном и тьме язычестей ставый,/Германе преподобне , моли Христа Бога спасти души наша. Величание Величаем тя,/святый равноапостольный Германе,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Мардарию, затворнику Печерскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4 Бывый, блаженне Мардарие,/нестяжатель Христа ради,/и Того за многая твоя благодеяния/в сердце твое вселивый,/молися о нас, поющих тя. Кондак, глас 2 Вышних ища, нижних не стяжал еси,/и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/со ангелы жити сподобился еси,/Мардарие славне,/с нимиже Христа Бога моли/непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. 13. Неделя 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Глас 2-й. Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Мц. Лукии . Прп. Германа Аляскинского. Прп. Аркадия Новоторжского. Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Арсения Латрийского. Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой святых праотец (см. в Минее 11 декабря) и полиелейной службой святых мучеников (см. в Минее 13 декабря) по Марковой главе Типикона под 17 декабря: «Подобает ведати: аще случится святаго пророка Даниила, и святых триех отроков, в Неделю святых праотец» – с учетом 2-го «зри» . Примечание. Если случится Рождество Христово в пятницу, то Неделя святых праотец бывает 13 декабря, а Неделя святых отцов (она же пред Рождеством Христовым) 20 декабря (см. Типикон, 11 декабря). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, праотцев, глас 8-й – 3, и мучеников, глас 4-й – 4 (две последние стихиры – опускаются). «Слава» – праотцев, глас 6-й: «Иже прежде закона…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Вход. Прокимен дня. Паримии мучеников – 3. На литии стихира храма, стихира мучеников, глас 4-й: «Богомудрый Евстратий…» (см. на «Господи, воззвах»), стихира мученика, глас тот же: «Неослабно биемь…» (см. на «Господи, воззвах»), и ина стихира мучеников, глас 6-й: «Приидите, мучениколюбцы…» (см. славник на «Господи, воззвах»). «Слава» – праотцев, глас 1-й: «Лучами облиставшеся…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Се, исполнися Исаиино проречение…». На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – мучеников, глас 5-й: «Мучащих свирепства...», «И ныне» – праотцев, глас 3-й: «Праотцев собор…» . Примечание. Стихиры на стиховне великой вечерни допустимо петь следующим образом: стихиры воскресные, глас 2-й; «Слава» – праотцев, глас 3-й: «Праотцев собор…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественнаго Духа…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-12-26/

На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Крестобогородичен Октоиха. «Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Зрящи Тя…». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Крестобогородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора…». На часах – тропарь священномученика. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и священномученика читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь священномученика, тропарь преподобного; кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак дня: «Вознесыйся на Крест…». В храме Богородицы – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь священномученика, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня: «Спаси, Господи…», тропарь храма, тропарь священномученика, тропарь преподобного; кондак дня: «Вознесыйся на Крест…», кондак храма, кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. Порядок аллилуйной службы (сщмч. Елевферия и прп. Павла Латрийского) см. 7 июня; особенности ее см. 10 июня. На вечерне кафизма 18-я. На утрене кафизмы 10-я, 11-я и 12-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Предстательство христиан…». В храме Богородицы – кондак дневной: «Вознесыйся на Крест волею…», кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2022-12-28/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010