15. Четверг. Сщмч. Елевферия. Прп. Павла Латрийского. Сщмч. Илариона, архиеп. Верейского . Аллилуия . Свт. Стефана исп., архиеп. Сурожского. Прп. Трифона Печенгского. Возможно совершение аллилуйной службы (сщмч. Елевферия и прп. Павла Латрийского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться и служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Елевферия и прп. Павла Латрийского не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (В) . Примечание. Если накануне совершалась аллилуйная служба, то 9-й час не читается, а служба начинается вечерней (с «Царю Небесный...» и обычного начала). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: священномученика, глас 4-й – 3, и преподобного, глас 2-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Едина Невместимаго Бога...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Избави ны от нужд наших...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Слово Отчее...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Слово Отчее...». Кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), священномученика на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Господеви поем...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3-й песни – кондак преподобного, глас 8-й; седален священномученика, глас 1-й. «Слава» – седален преподобного, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос священномученика, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-28/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 10 декабря Филиппов пост. Пища с растительным маслом. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом (1170). Великомученика Иакова Персянина (421). Преподобного Палладия Александрийского (VI-VII). 10.12.2014 9 декабря Филиппов пост. Мирянам разрешается рыба. Преподобного Алипия столпника (640). Освящение церкви великомученика Георгия в Киеве (1051-1054). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731). Преподобного Иакова отшельника Сирийского (457). 09.12.2014 19 декабря Филиппов пост. Разрешается рыба (ради праздника великого святого). Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца (ок. 345). 19.12.2012 31 декабря ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 7 ДНЕЙ! Филиппов пост. Строгий пост. Мучеников Севастиана и дружины его (ок. 287 или 304). Преподобного Севастиана Сохотского, Пошехонского (ок. 1500). Прославление праведного Симеона Верхотурского (1694). 23.05.2012 30 декабря ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 8 ДНЕЙ! Филиппов пост. Мирянам разрешена рыба. Пророка. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила (600 до Р.Х.). Преподобного Даниила исповедника, в схиме Стефана (X). 23.05.2012 29 декабря ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 9 ДНЕЙ! Филиппов пост. Мирянам разрешается рыба. Пророка Аггея (500 до Р.Х.). Мученика Марина (III). Блаженной царицы Феофании (893-894). Преподобной Софии Суздальской (1542). 23.05.2012 28 декабря ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 10 ДНЕЙ! Филиппов пост. Разрешается рыба. Священномученика Илариона, архиепископа Верейского (1929). Священномученика Елевферия, матери его мц. Анфии и мученика Корива епарха (ок. 117-138). Преподобного Павла Латрийского (955). 23.05.2012 27 декабря ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 11 ДНЕЙ! Филиппов пост. Разрешается рыба. Мучеников Фирса, Левкия и Каллиника (249-251). Мучеников Филимона, Аполлония, Ариана и Феотиха (286-251). 23.05.2012 26 декабря ДО РОЖДЕСТВА ОСТАЛОСЬ 12 ДНЕЙ! Мученицы Лукии (304). Мучеников. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284-305). Преподобного Арсения Латрийского (VIII-X). Преподобного Аркадия Новоторжского (XI). Преподобного Мардария, затворника Печерского (XIII). 23.05.2012 25 декабря Филиппов пост. Мирянам разрешается рыба. Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца (ок. 348). Священомученика Александра, епископа Иерусалимского (251). Мученика Разумника (Синезия) (270-275). 23.05.2012 24 декабря Филиппов пост. Строгий пост Преподобного Даниила Столпника (489-490). Мученика Миракса (VII). Преподобного Луки Столпника (970-980). Преподобного Никона Сухого, Печерского (XII). 23.05.2012 23 декабря Филиппов пост. Мирянам допускается вкушение рыбы. Святителя Иоасафа, епископа Белгородского (1754). Мучеников Мины, Ермогена и Евграфа (ок. 313). Мученика Гемелла Пафлагонянина (ок. 361). Преподобного Фомы (ок. 886-912). 23.05.2012 Загрузить ещё © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar/12

13/26 Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (284–305). Преподобного Аркадия Новоторжского, Вяземского (XI). Преподобного Германа Аляскинского, равноапостола Алеутского (1837). Преподобного Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Преподобного Арсения Латрийского (VIII-IX). Неделя святых праотец (празднование бывает в Неделю предыдущую или приидущую). Тропарь мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту, глас 4 Мученик всечестных светлость,/пяточисленных страстотерпцев воспоем,/славу земных презревших,/солнца светлаго Евстратия,/премудраго со страдальцы,/на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/и от престола Того славы почестьми венцев обдаренных./Тех молитвами, Христе Боже,/спаси души наша. Кондак, глас 3 Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/облистал еси богознаменьми, пречудне,/угасил еси возвышенный прелести пламень,/сего ради тя чествуем, всеблаженне мучениче Христов Евстратие. Ин кондак, глас 2 Светильник явился еси светлейший во тьме неведения селящим, страстотерпче./Верою бо, яко копием, обложився,/врагов шатания не убоялся еси, Евстратие,/риторов сый благоязычнейший. Величание Величаем вас,/страстотерпцы святии Евстратие, Авксентие, Евгение, Мардарие и Оресте,/и чтим честная страдания ваша,/яже за Христа/претерпели есте. Тропарь преподобному Аркадию Новоторжскому, Вяземскому, глас 4 От духовнаго наставника, преподобнаго Ефрема, наставляем,/послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/от мирскаго мятежа удалился еси,/и инок быв изрядный,/добрым подвигом ревнуяй,/от Христа Бога венец славы Небесныя приял еси,/и ныне вкупе с преподобным отцем Ефремом у престола Вышняго предстоя,/о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Кондак, глас 2 К глубинам Божественнаго Разума вперив ум свой,/в Небесныя обители востекл еси/и равноангельное житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/и ныне, вкупе предстояще у престола Владыки Христа,/молися непрестанно о всех нас. Величание

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согласно духовному завещанию П.М. Третьякова, его душеприказчики должны были передать Московскому купеческому обществу все средства, ценные бумаги, которые останутся после раздачи стипендий студентам, исполнения долговых обязательств, выделения средств на содержание членов его семьи. Использовать оставшиеся суммы предписывалось на устройство и содержание мужской и женской богаделен в тех размерах, для которых будет достаточен капитал. К концу 1904 г. капитал П.М. Третьякова с процентами по нему должен был составить 1 миллион 220 тысяч рублей, и предполагалось его дальнейшее увеличение. Такие финансовые ресурсы позволили пригласить к проектированию богадельни и церкви известного архитектора С.У. Соловьева и возвести здание, рассчитанное на содержание 380 призреваемых, причем исходя из нужд города, большая часть мест предназначалась для женщин. Земельное владение, отведенное под постройку, позволяло расположить здание по оси запад – восток. Домовая церковь была выполнена в национально-романтическом стиле, впитавшем в себя элементы как византийского, так и новгородского храмового зодчества. Творчески переработанные и воплощенные в авторском проекте С.У. Соловьева, мотивы древней архитектуры обрели новое, современное эпохе звучание. Церковь проектировалась с южной стороны, по центру богадельни, что подчеркивало ее роль в общей архитектурной композиции. Двухэтажное здание с полуподвалом было очень хорошо приспособлено для отправления всех церковных треб. Под алтарной частью храма находилась часовня, которая использовалась для хранения тел умерших в богадельне. В подвальном этаже располагались многочисленные хозяйственные службы учреждения – цейхгауз, кладовая, котельная, кухня и прочее. В первом этаже специальные комнаты рядом с церковью отводились под ризницу, кладовую церковных вещей. Посещать службы могли не только призреваемые, но и окрестные жители. Для этого архитектор спроектировал отдельный вход с улицы. Призреваемые в богадельне входили в храм из общего коридора.

http://sobory.ru/article/?object=34837

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Тя стену стяжахом...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Яко всех еси творений...». На часах – тропарь священномученика. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки преподобного и священномученика читаются попеременно. На Литургии вседневные антифоны. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь священномученика, тропарь преподобного; кондак дня, ин кондак дня, кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь дня, ин тропарь дня, тропарь храма, тропарь священномученика, тропарь преподобного; кондак дня, ин кондак дня, кондак храма, кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». Примечание. Если храм апостолов или свт. Николая, то в четверг тропарь и кондак храма не поются, так как заменяются дневными. Прокимен, аллилуиарий и причастен – дня. Апостол и Евангелие – дня. Б. Порядок аллилуйной службы (сщмч. Елевферия и прп. Павла Латрийского) см. 30 мая; особенности ее см. 31 мая. На вечерне кафизма 18-я. На утрене кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. Кондаки на изобразительных в следующем порядке: В храме Господском – кондак храма, кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели...», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси...», кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – «Предстательство христиан...». В храме Богородицы – кондак дня: «Твердыя и боговещанныя проповедатели...», ин кондак: «В Мирех, святе, священнодействитель показался еси...», кондак священномученика, кондак преподобного. «Слава» – «Со святыми упокой...», «И ныне» – кондак храма.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-28/

Не удивительно, вполне естественно было поэтому, что главные очаги такой пламенной нравственной силы, как лавра Саввы Освященного 201 , аббатство Россанское 202 , славный монастырь Студийский 203 , гора Латрийская, в глуши пустыни затерянная обитель Синайская и, наконец, Афон 204 , стали на долгие века не только воспитателями образцов святости и источниками творений, наставлявших к ней, но и твердынями православия, откуда оно почерпало укрепление духовное в дни страдные, и почти непрерывно обогащалось светом мудрости богословской, сокровищами опыта и предания святоотеческого и незыблемыми, основными заветами Церкви. И эти же кельи и пустыни сохранили Востоку, а чрез него и Западу, общие основы и источники просвещения, в века, наименее для него благоприятные. Сюда, по теперь уже дружному признанию современной науки, именно сюда (скажем словами одного протестантского историка) «в монастыри и пустыни, спасалась от грозившей ей гибели культура» 205 . Здесь, в монастырских книгохранилищах, убереглись сокровища классической словесности и философии, которые умирающая Византия передала итальянскому гуманизму 206 . Здесь же, главным образом, сохранилось другое сокровище – памятники древне-христианские, неисчерпанные и поныне, несмотря на изумительно-обильные открытия последних лет 207 , и наконец, – позднейшая церковная литература. Здесь, и притом преимущественно трудами монахов, развилась летопись, получившая, не смотря на присущие характеру того времени недостатки, широкое, популярное влияние не только на византийскую среду, но и на историографию других стран, восточных 208 и западных, именно благодаря церковному, общепонятному и общеприемлемому духу этих хронографов 209 . И под тою же скромною сенью зрели вдохновения восточного церковного зодчества 210 , развились церковная поэзия и пение 211 , «живопись веков» – мозаика 212 , иконопись, эта, по слову Дамаскина, «грамота для неграмотных» и наглядное обучение для всех 213 , наконец, – миниатюра и каллиграфия, достигшие в монастырях изумительного изящества и сохранившие и умножавшие в века одичания, произведения мысли 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

В преддверии с правой стороны, в малом приделе своего имени, почивает открыто основатель обители, св. Христодул, и я в первый раз на востоке видел такие цельные мощи, как бы у нас в России. Рака его окована серебром, и все тело в ней покоится, но открыта только одна глава, и можно ещё почти разобрать черты его лица, сходные с его иконою, хотя кожа почернела. Св. Христодул, родом из Никеи, спасался сперва на горе Олимпе, потом избран был братией Латрийской обители в настоятели, и, принуждённый бежать на остров Кос, с братией, от нападений сарацинских, удалился наконец в Царьград, напутствуемый молвою о святой своей жизни. Он искал более глубокого уединения, и принятый благосклонно Императором Алексием, умолил его даровать ему остров Апокалипсиса, тогда совершенно пустынный, исполненный только великим именем евангелиста. Комнин выстроил для него обитель в том виде, как она существует ныне; но св. отшельник принуждён был опять бежать от нашествия сарацинского, на сей раз, уже на остров Негропонт, где и окончил дни свои. После нескольких лет, братия осиротевшая, не смотря на покушение некоторых остаться в роскошном Негропонте, решилась возвратиться на утёсистый Патмос, и принесла с собою мощи основателя. Вскоре латины крестовых походов, посетив остров, хотели унести с собою нетленные останки св. Христодула, и уже внесли их на пристань, но возникшая внезапно буря принудила их возвратить инокам их сокровище; и с тех пор почивают св. мощи неприкосновенно на уединённой скале Апокалипсиса. – Мы спустились к училищу духовному Патмоса, и сквозь его врата сошли ещё несколькими ступенями в церковь Богоотец, пристроенную с левой стороны к пещере Апокалипсиса. Церковь обновлена, но предание гласит, что первую соорудил здесь св. Христодул, и посвятил её памяти Иоакима и Анны, потому что его мать носила имя Анны. В преддверии – гробы бывших знаменитых учителей Патмоса – Макария, Даниила и других. Глубокое благоговение проникло в душу, когда из церкви вступили мы в боковой предел Богослова, под навес той самой пещеры, где, по местному преданию, имел он свои высокие откровения, и начал писать Евангелие. При самом входе, указали нам трещину на низком своде, разделившуюся на три ветви, во славу Св. Троицы, когда небесный глас благовестил сыну громову божественное начало его Евангелия: «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Я остановился и прикоснулся рукой к священной расселине, прочёл в слух всё пасхальное Евангелие Иоанна, чтобы дневные слова сии огласили и меня и моих спутников на родном наречии нашем, и на том самом месте, где впервые произнесла их Божественная истина. Далее, взойдя в церковь , поклонился я иконе Апокалипсиса. Сам Тайновидец изображён поверженным пред лицом Господа, окружённого семью светильниками, с семью звёздами в деснице, и пламенным мечем в устах, по словам откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Тогда монах пришел в себя и воскликнул:    — Да что же я делаю? Иду ли я спасти их или же погибнуть вместе с ними? Если Бог заботится о них, то чего же хочешь ты, ничтожный монашек?    И он вернулся назад в свою каливу. Старец принял его с радостью и подивился силе молитвы.    В скором времени их посетил житель того же села, земляк монаха. Старец тайком спросил о семье своего послушника.    — А, отец, — говорит ему посетитель, — в этом доме произошло большое чудо. Приехал в нашу деревню один наш земляк из Америки, весьма состоятельный, и женился на одной из дочерей, а другой, которая на выданье, дал приданое. Велика была радость в нашей деревне, ведь мы и не надеялись, что сироты эти встанут на ноги.    Тогда старец призвал послушника и рассказал ему о чуде Промысла Христова о тех, кто по любви к Нему «отрешается от всего, что имеет» (ср. Лк. 14:33).    В «родственные отношения» с братством Ватопеда отца Ефрема поставляло то обстоятельство, что старцем и наставником собравшихся и подвизающихся в этой обители иноков стал автор настоящей книги отец Иосиф, его духовный брат.    Слова старца Ефрема в нижеследующих подглавках этой главы помещаются заключенными в кавычки.    Зилот (греч. ζηλωτ ς — ревнитель, приверженец) — так в Греции называются старостильники, отвергшие календарную реформу 1924 года, проведенную в жизнь патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом).    Карея (от греч. Καρυς — «ореховые деревья») — административная столица Святой Горы, лежащая почти в самом цент-ре Афона. Здесь находится Кинот — высший орган самоуправления Святой Горы, состоящий из представителей всех афонских обителей, по одному от каждого монастыря. В Киноте обсуждаются и решаются общие дела Афона, составляются акты и заключаются договоры между обителями.    Каруля (греч. Καρολια) — афонский скит на юго-западном побережье Святой Горы.    Память преподобного Павла Латрийского празднуется 15 декабря (955).    См.: Древний Патерик, изложенный по главам. Глава 7, статья 50. М., 1891. С. 128—129.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

   Как в умной молитве внутреннее человека постепенно очищается и впоследствии сам человек становится светлым, так и при помощи этого способа твое единение со старцем становится большим. Преподобный Павел Латрийский рассказывал, как с другим братом они по послушанию вышли из монастыря. Когда более молодой брат взял стакан воды и по доброй привычке сказал: “Благослови, старче”, то услышал голос своего старца, говорящий ему: “Буди благословен”. А старец находился очень далеко. Видите, что делает духовное единство? Расстояние не разделяет души, потому что верою они объединены.    Старец Иосиф, как духовный наш отец, говорил нам: “Чем больше у вас благоговения, чем больше самоотречения, чем больше у вас веры старцу, тем больше вы и получаете”. В сем суетном мире дети наследуют родительское имущество в равных долях, которые зависят от количества детей. В духовном бывает иначе. Ты получишь духовную силу соразмерно твоей вере старцу и послушания ему. Так было и со Старцем. Он беседовал с нами. Он говорил нам на своем уровне. А мы понимали на своем. Сколько у нас было силы, столько мы и понимали. Больше того мы не постигли». Достойный послушник    Чтобы показать нам, что значит быть настоящим послушником, он рассказывал следующий случай из Патерика.    По древнему обычаю, передающемуся до сего дня, послушники не отпускаются для отдыха или сна без молитвы и благословения старца. Однажды один благоговейный послушник, приготовившись отойти для отдыха, нашел своего старца спящим сидя. Из уважения и благоговения он не пожелал его разбудить. Он сел рядом и ждал. Время шло, и он чувствовал усталость. Помысл побуждал его разбудить старца, взять благословение и уйти. Но он сопротивлялся искушению. Даже до семи раз помысл понуждал сего доброго послушника разбудить старца, указывая на то, что время уходит. Но боец послушания и смирения не поддался давлению помысла.    Старец проснулся сам. Незадолго до пробуждения он увидел дворец со светлым престолом, над которым находилось семь светозарных венцов. Старец пришел в недоумение: что это было и кому принадлежало? Тогда он услышал голос, говорящий ему: “Все, что ты видел, принадлежит твоему достойному послушнику, который своим терпением заработал это в сию ночь и не ушел без твоего благословения”.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

165 В последнее время «одиноко возвышается фигура Максима Исповедника , оригинального философа и богослова, в последний раз воплотившего в себе нечто от мыслительной смелости Оригена , тонкости Григория Нисского , системосозидательной широты Псевдо-Дионисия». 166 «...Воззрения преп. Максима представляют собой органическое сращение самых разнообразных веяний и течений, богословских и философских. ...Такое стремление к объединению и обработке в одном духе разных элементов было не каким-либо мимолетным и частичным явлением, а общей особенностью византийской жизни того времени, в той же степени характерной для целой эпохи, – пишет крупнейший дореволюционный исследователь творчества преп. Максима, – как и вообще для всей византийской культуры». 167 Период иконоборчества ознаменован появлением личности св. Иоанна Дамаскина . «Взаимодополнение, даже взаимопроникновение двух контрастирующих начал – аристотелианской культуры рассудочных дефиниций и культовой мистики – определяет его характерность как поворотной фигуры в истории мысли». 168 «Основателем нового умственного движения был патриарх Фотий...», 169 отличительной чертой которого, при всей его разносторонности, была, несомненно трезвость. В его время «византийская культура, пройдя через кризис, делает некий необходимый и неотменяемый выбор, когда закладываются основы для подъема интеллектуальной жизни на несколько веков вперед». 170 Далее, подъем рационалистической мысли, наметившийся во времена Фотия, продолжается; «но между рационализмом IX – X вв. и новым уровнем рационализма XI – XIII вв. лежит оживление мистических интересов, характерное для конца X в. и первой трети XI в.». 171 здесь уместно назвать имена аскетов Павла Латрийского и Симеона Благоговейного , а также имя преп. Симеона Нового Богослова – великого мистика Православного Востока. Подробнее же о них будем говорить в соответствующем разделе. «К середине обильного контрастами XI в. умственные силы Византии снова возвращаются в русло мирского культурного творчества, очень далекого от аскетических идеалов Симеона».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010