Когда Бог сказал, что от Сарры, неплодной и состарившейся, произойдут народы и цари народов, «… пал Авраам на лице свое и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак, и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год». Бог дает обетование рождения сына от неплодной и заматоревшей, и от Авраама старца. Пройдено испытание веры и терпения, достигнуто бесстрастие, настало время явить чудо силы Божией. И тогда пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? И Сарра, девяностолетняя, неужели родит? Иные осудительно видят в смехе Авраама неверие и даже находят в этом причину будущего страдания его потомков в Египте. Но это неверно. Другой оттенок мысли отражается уже в ряде древних переводов. Так, толковники халдейские (Таргум) переводят – вместо рассмеялся – изумился. У Онкелоса переводится, как возрадовался. Святые отцы оправдывают смех Авраама. Авраам изумлен и обрадован имеющим совершиться чудом. Однако, верно и то, что Авраам к тому времени уже не ждал сына от Сарры и был внутренне согласен на Измаила. Смирился с тем, что потомство его будет от Измаила – по плоти, от Агари, хотя по закону – от Сарры, т.к. Агарь была ее рабыней. Св. Иоанн Златоуст прослеживает этот внутренний путь мыслей и чувств праотца от, естественно родившегося в результате некоего маловерия и нетерпения, Измаила, к, имеющему родиться от веры, чудесным образом, Исааку. По Златоусту, Авраам мыслил так: «Господи, Ты довольно утешил меня, и скорбь о бесчадии, дарованием Измаила, обратил в радость. После того, как он родился, мне никогда уже и на мысль не приходило, и я никогда не думал, что мне будет еще чадо от Сарры; да и сама она этого не ожидала, почему и (рабу) Агарь передала мне, уже оставив всякую надежду на саму себя. Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил» 584 . На эти мысли праотца Бог отвечает, как бы, так: «Теперь это [рождение сына от Сарры – Г.Ф.] кажется для вас совершенно невозможным, но для того-то Я так долго и медлил, чтобы показать, что дар, ниспосылаемый Мною, есть выше человеческого естества, чтобы и вы, и все другие из этих опытов познали, что Я – Владыка природы, и что она – Моей волей управляется и повинуется Моим повелениям» 585 . И, в результате, «понимая все величие обетования и помышляя о всемогуществе Обещавшего, Авраам паде на лице (свое) и посмеяся, т.е. возрадовался» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Когда дитя выросло, то Измаил стал обижать Исаака, и Сарра, возмутившись, потребовала изгнать Агарь с ее сыном, ибо не наследует раб вместе со свободным. Авраам огорчился, но Бог повелел ему послушаться жены, потому что в Исааке наречется обещанное семя, а от Измаила Господь обещал, ради того, что он сын Авраамов, произвести великий народ. Тогда Авраам снарядил Агарь вместе с Измаилом и отпустил их. Агарь заблудилась в пустыне и заплакала, не желая видеть смерть своего ребенка. Тогда Ангел Божий указал ей источник воды, и так они спаслись от смерти. И был Бог с Измаилом, и от него произошло двенадцать князей. Апостол Павел, объясняя, почему был изгнан Измаил, говорит, что это иносказание, символизирующее два Завета Бога и людей. Первый Завет, заключенный на Синае, – Агарь, рабыня, потому и все дети его в рабстве, а Новый Завет – Сарра, образ Небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам. И мы, христиане, дети обещания Божия, по Исааку ( Гал. 4, 24–26; 28 ). Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайте себя снова игу рабства – иудейским законам. Жертвоприношение Исаака (Быт. 22) Господь Бог решает испытать Авраама на верность Творцу. Он сказал: – Авраам! – Вот я! – ответил праведник. – Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе ( Быт. 22, 2 ). Авраам встал рано утром, наколол дров, взял с собой Исаака и двух слуг и пошел в то место, о котором сказал ему Бог. На третий день пути Авраам поднял глаза и увидел ту гору. Тогда он сказал слугам своим: – Останьтесь здесь, я же и сын мой пойдем, поклонимся там и возвратимся. Взял Авраам дрова и положил их на плечи Исаака, взял в руки огонь и нож, и они пошли. По дороге Исаак спросил отца: – Вот огонь и дрова, где же ягненок для всесожжения? – Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, – ответил тот. И пришли они на то место, о котором сказал Аврааму Бог. И сложил он жертвенник, разложил дрова и, связав, положил на них своего сына. Затем протянул Авраам руку и взял нож, чтобы заколоть Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Крестная смерть Сына Божия приоткрывает завесу тайны над взаимоотношениями между Отцом и Сыном. Когда Сын Божий страдал на кресте, страдал ли Отец вместе с Сыном? Имел ли крест Христа отношение только к судьбам людей, которым он принес искупление, или он имел отношение к внутренней жизни Самого Бога? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, вспомним об одном библейском сюжете, который в христианской традиции рассматривается как прообраз смерти Христа на кресте: о жертвоприношении Авраама. Этот сюжет, имеющий особую значимость для понимания смысла истории Страстей, развертывается медленно на протяжении нескольких глав книги Бытия. В них повествуется о том, как Бог обещает столетнему Аврааму и его бесплодной жене Сарре даровать сына, как престарелые супруги много лет дожидаются исполнения обетования, как рождается долгожданный сын и как затем, когда отрок подрастает, Бог искушает Авраама и говорит: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака·, и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Получив это повеление, Авраам отправляется в путь вместе с сыном и слугами. На третий день он видит издалека указанное Богом место и говорит слугам : Останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся. Ни у слуг, ни у сына эти слова не вызывают вопросов, так как восхождение на гору для поклонения Богу было обычной практикой. Только когда Исаак видит, что Авраам не взял с собой жертвенное животное, он спрашивает отца: Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечает: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. Наконец, отец с сыном приходят на указанное Богом место, Авраам связывает Исаака, кладет его на жертвенник и заносит над ним нож, чтобы заколоть его. В этот момент он слышит голос ангела: Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня ( Быт.22:2–12 ). В этом сюжете и Авраам, и Исаак предстают как исполнители воли Божией. Но если Авраам эту волю знает, то Исаак всецело подчиняется воле отца, несмотря на то что поступок отца находится в вопиющем противоречии со здравым смыслом, нормами общечеловеческой нравственности и традиционным семейным укладом. Мы не слышим никакого протеста из уст Исаака, только один недоуменный вопрОс.На жертвенник он ложится безмолвно, принимая происходящее как волю Божию, которая для него совпадает с отцовской. Библия ничего не говорит о чувствах и переживаниях, которые мог испытывать Авраам в тот момент, когда должен был своими руками пролить кровь единственного и горячо любимого сына. Над всем рассказом доминирует образ Бога и тема Его воли, которая требует от человека не только беспрекословного послушания, но и готовности принести в жертву самое дорогое, что у него есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Кто радуется погибели другого, тот не останется без наказания. 6 Венец старцев — сыновья сыновей, а похвала детям — отцы их. У верного весь мир — богатство, а у неверного нет даже мелкой монеты. 7 Не подходят неразумному правдивые уста, а праведному лживые уста. 8 Драгоценная награда — наставление для пользующихся им: куда он ни обратится, преуспеет. 9 Кто скрывает обиды, тот ищет любви; а кто не любит скрывать, тот разлучает друзей и домашних. 10 Угроза сокрушает сердце мудрого, а неразумный не чувствует ран от побоев. 11 Всякий злой человек возбуждает ссоры, Господь же пошлёт против него безжалостного ангела. 12 На человека умного нападает забота о добром, а неразумные придумывают про себя зло. 13 От дома того, кто воздаёт злом за добро, не удалится зло. 14 Начало правды даёт власть словам, а спор и ссоры предшествуют нужде. 15 Кто признаёт на суде праведного неправедным, а неправедного праведным, тот нечист и мерзок перед Господом. 16 Для чего имущество безумному? Ведь приобрести премудрость нечистый и безумный не сможет. Кто высоким делает свой дом, тот стремится разбиться, а кто уклоняется от учения, тот впадёт в беду. 17 Во всякое время пусть будет у тебя друг, братья же в нужде полезны будут.  1 Было после этих событий: испытывал Бог Авраама и сказал ему: «Авраам, Авраам!» Он сказал: «Вот я». 2 И сказал Бог: «Возьми сына твоего возлюбленного, которого ты любишь, Исаака, и иди в местность возвышенную, и принеси его там во всесожжение на одной из гор, о которой Я тебе скажу». 3 Авраам встал поутру, оседлал осла своего, взял с собой двух слуг и Исаака, сына своего, и, наколов дров для всесожжения, встал, пошёл и на третий день пришёл на место, о котором сказал ему Бог. 4 Подняв глаза свои, Авраам издали увидел это место. 5 И сказал Авраам слугам своим: «Останьтесь здесь с ослом, а я с сыном пойду туда и, поклонившись, мы возвратимся к вам». 6 И взял Авраам дрова для всесожжения и положил на Исаака, сына своего, взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. 7 И сказал Исаак Аврааму, отцу своему: «Отче!» Он сказал: «Что, чадо?» Он сказал: «Вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» 8 И сказал Авраам: «Бог увидит Себе агнца для всесожжения, чадо».

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Лот пришел в Сигор, когда взошло солнце. Тогда Господь пролил дождем серу и огонь с неба на Содом и Гоморру 88 , и истребил города эти и всю окрестность их. Жена Лотова оглянулась назад и стала соляным столпом 89 . Авраам утром посмотрел к Содому и Гоморре, и увидел: поднимается дым с земли, как из печи. Теперь на этом месте Мёртвое море 90 . Из Сигора Лот удалился в гору и стал жить в пещере. От дочерей его произошли моавитяне и аммонитяне ( Быт. 19 ). После этого Авраам отправился к полудню 91 и пришел на время в Герар. Сарра, несмотря на свою старость, отличалась красотою. Авраам, боясь, чтобы из-за нее не убили его, выдавал ее за сестру, и Авимелех, царь Герарский 92 , хотел было жениться на ней. Но Бог велел ему возвратить Сарру Аврааму ( Быт. 20 ). Рождение Исаака (3494 год от сотворения мира, 2015 год до Рождества Христова). Изгнание Агари Когда Авраам был ста лет, Сарра (90 лет) родила сына Исаака. Когда дитя выросло и отнято было от груди, Авраам сделал большой пир. И увидела Сарра, что Измаил, сын Авраама от Агари, насмехается над Исааком, и сказала Аврааму: «Выгони эту рабу и сына ее» 93 . Это весьма неприятно показалось Аврааму. Но Бог сказал ему: «Послушайся Сарры». И Авраам отпустил от себя Агарь с сыном ее. Она пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии. Когда у нее воды в мехе 94 не стало, и Измаил изнемог от жажды, она оставила его под кустом, пошла, села вдали, чтобы не видеть смерти его, подняла вопль и плакала. И вот Ангел Божий с небес сказал ей: «Что с тобою, Агарь? Не бойся. Встань, подними отрока твоего. Я произведу от него великий народ». Тогда Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою, пошла, наполнила мех водою и напоила сына 95 . Когда Измаил вырос, то стал жить в пустыне Фаран 96 ( Быт. 21 ). Принесение Исаака в жертву Богу Когда Исаак вырос 97 , Бог, испытывая Авраама и желая показать его веру и послушание в пример людям, сказал ему: «Авраам!» Он отвечал: «Вот я». Бог сказал: «Возьми единственного сына твоего, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на горе, о которой Я скажу тебе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Любопытная подробность, еще более усиливающая прообразовательное сходство жертвоприношения Исаака с великой Голгофской жертвой, идя на которую Господь наш Иисус Христос сам должен был понести Свой крест ( Ин. 19:17 ). Быт.22:7–8 . И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. Весь этот диалог отца с сыном исполнен глубокой преданности Богу. Скрывая от Исаака, что именно он-то и намечен служить жертвой, Авраам невольно пророчествует, так как указывает, что жертвенного агнца Бог изберет Себе сам, что впоследствии, действительно, и оправдалось ( Быт. 22:13 ). В самой речи Авраама об агнце заключается прообразовательное указание на великого Агнца, закланного от сложения мира, т.е. на Господа Иисуса Христа, принесшего Себя в искупительную жертву за всех нас. Быт.22:9 . И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова Этот жертвенник, по всей вероятности, представлял небольшую груду камней, набранных там же, наверху горы. и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Из всех подробностей данного повествования ясно видно, что Исаак совершенно добровольно и беспрекословно подчинился божественному повелению. Хотя он и был уже в таком возрасте, когда мог оказать сопротивление своему престарелому отцу, но оказывает ему самое трогательное повиновение: послушание сына здесь равняется вере отца и оба они проявляют великое геройство духа. Если же Авраам все же, как мы видим, находит нужным предварительно связать Исаака, то он делает это или в предупреждение каких-либо невольных его движений, при виде занесенного ножа, или, что еще вероятнее, в силу общего жертвенного обычая. Ему является Ангел и останавливает его руку Быт.22:10–11 . И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

На вечерне Прокимен (псалом 98), глас 7: Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его,/яко свято есть.  Стих: Господь воцарися, да гневаются людие: седяй на херувимех, да подвижится земля. Чтение Бытия  20–33] 20 Сказал Господь: «Вопль против Содома и Гоморры ко Мне усилился, и грехи их весьма велики. 21 Поэтому, спустившись, посмотрю и узнаю: сообразно ли воплю, доходящему до Меня, совершаются события или нет?» 22 И, повернув оттуда, мужи пошли в Содом, а Авраам ещё стоял перед Господом. 23 И, приблизившись, Авраом сказал: «Погубишь ли Ты праведного с нечестивым, и будет ли праведник, как нечестивый? 24 Если будет в городе пятьдесят праведников, погубишь ли их? Не пощадишь ли город ради пятидесяти праведников, если они будут в нём? 25 Никак не поступишь Ты по слову этому, так чтобы погубить праведника с нечестивым, и был бы праведник подобен нечестивому, никак! Судящий всю землю, неужели не совершишь суд?» 26 И сказал Господь: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, пощажу всё это место ради них». 27 И сказал Авраам в ответ: «Ныне я начал говорить Господу моему, я, земля и пепел: 28 если сократятся пятьдесят праведников до сорока пяти, погубишь ли весь город из-за того, что сорок пять?» И сказал Господь: «Не погублю, если найду там сорок пять». 29 И продолжал ещё говорить Ему Авраам и сказал: «А если найдутся там сорок?» И сказал Он: «Не погублю ради сорока». 30 И сказал Авраам: «Что, Господи, если скажу ещё? А если там найдутся тридцать?» И сказал Он: «Не погублю ради тридцати». 31 Авраам сказал: «Так как я имею возможность сказать Господу: а если там найдутся двадцать?» И сказал Он: «Не погублю ради двадцати». 32 И сказал Авраам: «Что, Господи, если ещё однажды скажу: если найдутся там десять?» И сказал Он: «Не погублю ради десяти». 33 И отошёл Господь, как только перестал говорить с Авраамом, а Авраам возвратился на место своё.  Прокимен (псалом 99), глас 6: Воскликните Господеви,/вся земля.  Стих: Работайте Господеви в веселии, внидите пред Ним в радости.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Немая сцена. Три головы склонились над картиной, пожирая ее глазами. – Видите, на город течет огненная лава, сыпется пепел, рушатся дома, – подбрасываю я дров и в без того раскаленную, как огнедышащая печь, атмосферу. – А что может означать на этой картине сверкающая молния, как вы думаете? – Боженька сердится, - догадывается самый маленький из всех – Ваня. – Да, Он сокрушает статуи ложных богов, которым поклонялись жители Помпеи. Они сами их выдумали, а настоящего, истинного Бога забыли. Грехи их множились, и Господь покарал этих людей. – И все-все умерли? – трагическим голосом спрашивает Коля. – Однажды вопрос, похожий на Колин, решился задать Самому Господу Богу один праведный человек по имени Авраам . Было это очень давно, – начинаю я сказочным голосом свое повествование, – тогда Господь решил уничтожить город под названием Содом, населенный нечестивыми людьми. Авраам сказал Богу: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников?» Господь сказал: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие». Авраам опять спрашивает: «Может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти?» Бог сказал: «Не истреблю, если найду там сорок пять». Авраам продолжал говорить: «Может быть, найдется там сорок?» – Как вы думаете, – обращаюсь я к своим слушателям, – что ответил Бог Аврааму? Коля не очень уверенно произносит: – Не истреблю… – Правильно, – киваю я Коле. – И сказал Авраам снова: «Может быть, найдется там тридцать праведников?» Что ответил Господь? Радостные голоса вразнобой: – Не истреблю! – Авраам сказал: «Может быть, найдется там двадцать?» Что сказал Бог Аврааму? Дружный хор из трех детских голосов: – Не истреблю! – Авраам сказал: «Может быть, там найдется десять?» Что сказал Господь? Ликующее: – Не истреблю! – Но в городе Содоме не нашлось даже десяти праведников, – развожу я руками, – их осталось всего четыре. Это была семья праведного Лота. Бог вывел их из опасного места и истребил города Содом и Гоморру. Вот и в Помпее, видно, не осталось ни одного праведника, если Бог уничтожил этот город. А теперь – спать! Уже поздно.

http://pravoslavie.ru/63787.html

Но Господь сжалился над ними, открыл глаза матери, и она увидала источник, с радостью бросилась к нему и напоила сына. Измаил вырос и жил в пустыне; от него произошли измаильтяне. Жертвоприношение Исаака Чтобы испытать веру и послушание Авраама, Господь в одно время, когда Авраам был уж очень старь, повелел ему принести в жертву единственного сына своего Исаака, которого он очень любил. Авраам повиновался Богу, взял сына и все, что нужно для жертвоприношения, и отправился в землю Мориа. Дорогою сын спрашивает у отца: «вот у нас есть и дрова и огонь, где же агнец для жертвы?» Авраам говорит ему, что Бог укажет агнца, Чрез три дня они пришли к горе; тут Авраам оставил двух рабов своих с ослом и пошел с сыном на гору. Там он приготовил жертвенник и уже поднял руку, чтобы заколоть сына: но ангел остановил его, сказав ему: «оставь сына и не делай над ним ничего. Господь видит послушание твое». И Авраам увидел барана, который запутался рогами в кустарника, взял его и принес в жертву Богу. За то, что Авраам не пожалел для Бога единственного своего сына, Господь обещал, что в Семени его благословятся все народы земли, то есть чрез Спасителя, Который родится в его потомства, все народы получат благословение Божие. Избрание невесты Исааку По смерти Сарры, Авраам послал вернейшего слугу своего в Месопотамию, где жил Нахор, брат Авраама, чтобы он там выбрал жену для Исаака. Слуга поклялся, что исполнить приказание господина, взял десять верблюдов, навьючил на них разных богатых вещей для подарков и отправился в Месопотамию. Приехав к городу, где жил Нахор, он остановился у колодезя и помолился так: «Господи! сотвори милость господину моему Аврааму. Вот выйдут девицы этого города за водою, так сделай, чтобы та, которой я скажу: дай мне напиться, и которая ответить: пей, я напою и верблюдов твоих, – и была та девица. которую Ты назначаешь рабу Твоему Исааку». Только он окончил свою молитву, как к колодезю подошла Ревекка, дочь Вафуила, сына Нахора. Раб Авраама попросил у ней воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Но, тая в душе своей обещание Иеговы, он теперь просит уступить ему в собственность кусок земли для могилы, чтобы бренные останки Сарры и его могли остаться непотревоженными в земле обетования, несмотря ни на какие перемены владетелей страны. Заметим, что древние обратили внимание на обычай иудеев погребать тела, а не сжигать их, хотя они ошибались, считая, что обычай этот принят ими от египтян (ср. Tacit. Hist. V, 5). Быт. 23 Сыны Хета отвечали Аврааму и сказали ему: Быт. 23:6 послушай нас, господин наш; ты князь Божий Князь Божий. «Князь не означает здесь (говорит м. Филарет) независимого владельца земли, но только богатого и сильного человека, каковое о себе мнение приобрёл Авраам союзом с Мамре и войною противу четырёх царей. Князь Божий по свойству еврейского значит «князь великий». Так и Немврод в Быт. 10назывался «сильный зверолов пред Богом». посреди нас; в лучшем из наших погребальных мест похорони Предложение хеттеян доказывает высокое их уважение к Аврааму: они не желают получить с него платы, они говорят ему, что каждый из них почтёт честию, чтобы смертные остатки члена семейства Авраама покоились у них вместе с их родственниками; но Авраам – ввиду известного ему будущего, а, может быть, и вследствие языческих обрядов, совершавшихся на ханаанских кладбищах, – не может на то согласиться и просит купить место для усыпальницы. Мы ничего не знаем об обрядах погребения хананеян и не можем сказать, хранили ли они один только пепел трупа, сожигая его, или самый труп. умершую твою; никто из нас не откажет тебе в погребальном месте, для погребения [на нем] умершей твоей. Быт. 23:7 Авраам встал и поклонился народу земли той, сынам Хетовым; Поклонение толпе, вставая, чтобы говорить к ней, есть обычай, известный всем, кто был на востоке. Быт. 23:8 и говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, Весьма трудно объяснить, почему в Быт. 23:8, 16–17 ; Быт. 49:29–30 упоминается о Ефроне Хеттеянине, у которого купил Авраам пещеру Махпела с полем, и почему, говоря о месте погребения Иакова ( Деян. 7:16 ), первомученик Стефан вместо Ефрона называет владельцев усыпальницы «сынами Еммора Сихемова». Единственное удовлетворительное объяснение даёт О. Герлах, который указывает на основании древних манускриптов, что в речи Стефана слово Авраам прибавлено. Иосиф ( Нав. 24:32 ) действительно погребён в гробе Еммора Сихемова, а Авраам, как впоследствии Иаков ( Быт. 50:13 ), похоронен в пещере Махпелы близ Хеврона, «перед Мамре» (по Египетской дороге), т. е. близ Мамре.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010