Авраам сказал Лоту: " Да не будет раздора между нами, так как мы родственники. Не вся ли земля пред тобою? Отделись же от меня; если ты - направо, то я - налево " . Лот выбрал себе долину иорданскую и поселился в Содоме. А Авраам остался жить в земле Ханаанской и поселился близ Хеврона, у дубравы Мамры. Там около дуба Мамрийского, он раскинул свой шатер и устроил жертвенник Господу. Этот дуб Мамрийский и до сих пор еще растет в Палестине, около города Хеврона. Спустя немного времени после того, как Лот поселился в Содоме, соседний царь Еламский напал на Содом, разгромил город и взял в плен людей и имущество. В числе пленников был и Лот. Авраам, узнав об этом, тотчас же собрал своих слуг (318 человек), пригласил на помощь соседей, догнал неприятеля, напал на него и отбил всю добычу. Когда Авраам возвращался, его встречали с торжеством. Мелхиседек, который был священником Бога Всевышнего и царем Салимским, принес Аврааму в дар хлеб и вино и благословил его. О Мелхиседеке - его происхождении и смерти ничего неизвестно. Имя Мелхиседек значит царь правды: слово салим значит мир. Мелхиседек прообразовал собою Иисуса Христа: как Мелхиседек был вместе священником и царем, так и Иисус Христос есть Первосвященник и Царь. Как о Мелхиседеке не указано ни начала, ни конца жизни его - он как бы во веки жив, - так и Христос есть вечный Бог, Царь и Первосвященник; и мы называем Иисуса Христа - Первосвященником во век по чину Мелхиседекову. И как Господь наш Иисус Христос дал нам под видом хлеба и вина тело и кровь Свою, т. е. св. причастие, так и Мелхиседек, прообразовавши Спасителя, принес Аврааму хлеб и вино, и как старший благословил Авраама. Авраам с благоговением принял от Мелхиседека благословение и подарил ему десятую часть своей добычи. ПРИМЕЧАНИЕ: см. Библию, в кн. " Бытие " : главы 12, 14, 15, 16, 17. Явление Бога Аврааму в виде трех странников Однажды, в знойный день, Авраам сидел под тенью дуба, у входа своего шатра, и видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать странников. Он сразу же встал и побежал на встречу им, поклонился до земли и стал звать их к себе отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

Аврааму показалось крайне неприятным такое требование, но Бог велел исполнить его, обещав произвести от Измаила народ великий. На следующее утро Авраам отпустил от себя Агарь с Измаилом, снабдив их хлебом и водою. Удалившись от шатров Авраама, Агарь заблудилась в пустыне. Вода была вся выпита, Измаил изнемог от жажды и близок был к смерти. Чтобы не видеть его страданий, Агарь положила сына под тенью одного дерева, а сама села в некотором расстоянии от него и горько плакала. Явившийся ей Ангел Божий указал недалеко от них скрывавшийся колодезь и тем спас и мать и сына от смерти. Измаил вырос, сделался искусным стрелком, женился на египтянке и поселился в фаранской пустыне. Арабские племена считают его своим родоначальником. Когда же Исаак вырос, Господь явился Аврааму и сказал: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; поди в землю Мория и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я укажу тебе». Авраам встал, приготовил дрова, оседлал осла, взял с собою двух слуг, сына своего Исаака и отправился в дорогу. На третий день Бог указал гору, на которой должно было совершиться необычайное жертвоприношение. Это была та самая, на которой впоследствии построен был храм Соломонов. Подошедши к горе, Авраам сказал слугам своим: «останьтесь здесь, а я с сыном своим пойду на гору для поклонения». Потом он взял дрова и возложил на плечи Исааку, а сам понес огонь и нож. Когда они вошли на вершину горы, Авраам создал жертвенник, положил дрова и объявил о воле Божией своему сыну. Исаак без сопротивления и ропота позволил себя связать и возложить на дрова. Авраам уже поднял нож, чтобы пронзить сына, как услышал голос Господень с небес: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Теперь Я вижу, что ты боишься Бога и не пожалел для Меня сына твоего, единственного твоего. За это Я излию на тебя все Мои благословения, умножу потомство твое, как песок морской, и благословятся в семени твоем (потомке) все народы земные».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

( Быт.22:17-18 ) «Господь явился Исааку и сказал: «Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные» ( Быт.26:4 ) «Иаков видит: «Вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; не бойся. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю, и к востоку, и к северу, и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». ( Быт.28:12-14 ) Чтобы Авраам не посчитал себя лично источником благословения Божия для всего мира, Господь сначала говорит ему: благословятся «в тебе» все племена земные; затем говорит: благословятся они «в семени твоем». А чтобы Исаак не посчитал себя этим семенем, ему сказано: «в семени твоем» благословятся народы. Иакову также сказано: «благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные». Первая весточка или Первоевангелие об Избавителе, Искупителе, Спасителе было той идеей, которая пронизывала жизнь людей в древнее время. Под Ним понималась и ожидалась всегда одна личность; один человек, а не целое потомство или поколение, для Авраама, Исаака и Иакова величайшим утешением было то, что это семя благословения произойдет из их рода. Авраам с будущим потомством своим призывается Богом послужить великому таинству воплощения Сына Божия от семени жены и таинству совершения Им спасения мира. Здесь важно заметить, что Авраам со своим потомством избран Господом из многочисленных народов ветхозаветного человечества, как их общий представитель, Авраам взят, как способный слушать голос Божий и подчинять Ему всю жизнь. В противоположность Адаму, который «убоялся Бога», и Каину, который отверг зов Божий, Авраам призван ответить верой и любовью на голос Божий. Авраам не вышел из среды отверженных. Он призван по безусловной любви Божией, а не потому, что: народы уклонились от пути истинного богопочитания. Авраам и «чада Авраамли» призваны для особых целей слушать глас Божий, то есть принимать непосредственные откровения от Бога, ходить во всех путех его, хранить заповеди, оправдания и судьбы Его, какие Он будет открывать ему. Завет Божий, общий и частный

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

Быт. 22:9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. Об Исааке сохранилось между иудеями предание, что он сам просил отца связать его, когда тот клал его на костёр, дабы он ввиду страха смерти не расстроил невольными движениями порядка жертвоприношения, ибо, как присовокупляет предание, Исаак сам душою отдался Иегове, когда отец открыл ему повеление Господне, и радовался, что Господь принял его в жертву. Предание это весьма замечательно, потому что оно кладёт резкое различие между человеческими жертвами, влекомыми на заклание язычниками, и между жертвой Исаака, приносимой им добровольно. В первом случае это «мерзость пред Господом», по выражению закона Моисеева, во втором случае это лишь испытание веры или же прообразование святейшей великой жертвы, сознательно и добровольно принесённой Богочеловеком в мир. Быт. 22:10 И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Быт. 22:11 Но Ангел Господень Мы опять встречаем то многозначительное выражение, которое, как видно из Быт. 22:12 , означает здесь Господа Завета – Иегову. воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Быт. 22:12 Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. «Теперь Я знаю» и проч. Господь испытывал Авраама, говорит Феодорит (Qü in Genesis 73 ), не для того, чтобы узнать то, что Ему было известно, но для того, чтобы люди уведали, как достоин был Авраам любви Его. «Не пожалел сына твоего». Апостол Павел в Рим. 8почти буквально повторяет эти слова, говоря о Великой жертве искупления «Тот, Который Сына Своего не пощадил», так что должно предположить, что Апостол имел в виду жертвоприношение Исаака как пророческое и прообразовательное действие, рисовавшее в таинственном будущем страдание и смерть Богочеловека. Авраам, говорит м. Филарет, прошёл многие искушения, которые постепенно развивали и возращали в нём семя страха Божия и веры. Теперь оно принесло зрелый плод. Авраам достигает полноты своего назначения, он является таким, каким Бог предуведал его, он пришёл в меру вечного познания. «Теперь Я знаю», – глаголет Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В главе 12, 1–3 стихах книги Бытия написано: «и сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные». Человеческий род во времена Ноя за свои тяжкие грехи был истреблен всемирным потопом, кроме самого Ноя с семейством. Но скоро после потопа грех опять усилился в человечестве, так что люди снова забыли своего Бога и стали поклоняться идолам. Только Авраам и немного других благочестивых людей оставались верны истинному Богу. Тогда Господь Бог благоволил избрать Авраама и потомство его, чтобы от времени до времени открываться им, дабы люди из этих откровений научались правильно познавать Его и достойно почитать Его. К какому великому назначению Бог предназначил Авраама и сколь великое спасение благоволил Он приготовить для всего мира через этого праотца, это выражается в сейчас приведенном изречении. После повеления оставить родину и идти в землю, какую укажет Господь, здесь даются Аврааму разнообразные обетования. В силу этих обетований от Авраама должен произойти великий народ, и Авраам получит благословение Божие и великий почет; кто сделает какое-либо добро Аврааму, того Бог наградит как бы за благодеяние, оказанное Самому Богу, и кто сделает зло Аврааму, того Бог накажет как бы за зло, причиненное Самому Богу. Уже этими славными обетованиями Бог дал понять Аврааму, как он приятен и угоден Ему, чтобы таким торжественным уверением в Своей Божественной любви возгреть еще сильнее в сердце Авраама любовь и веру в Него. Но самое славное и великое обетование выражено в заключительных словах: «и благословятся в тебе все племена земные». Это поистине было великое и чудное благословение. Приятно и отрадно видеть, если отец становится благословением для своих детей или царь служит благословением для своих подданных. Но Авраам должен был стать благословением для всего человечества. Что Авраам поверил всем этим обетованиям, это видно из следующего стиха: «и пошел Авраам, как сказал ему Господь». Значит, Авраам послушался повеления Божия, чем засвидетельствовал, что он действительно поверил всем изреченным ему обетованиям, ибо если бы он не поверил им, то и не оставил бы своей родины. Вера была основанием его послушания, как об этом говорит апостол Павел: «верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

В тот самый момент, когда Авраам уже занес было свою руку для заклания сына, он внезапно был остановлен таинственным голосом с неба, шедшим от лица Ангела Господнего, Который уже являлся ему неоднократно и раньше ( Быт. 18:10 ) и в Котором вероятнее всего должно видеть самого Господа Бога, как это подтверждается и данным контекстом речи ( Быт. 22:12, 15, 16, 17–18 ). Быт.22:12 . Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога Выражение человекообразное, – передающее собою ту мысль, что теперь Авраам дал самое блестящее доказательство своей глубокой веры и своего полного послушания, т.е. достиг той высоты духовно-нравственного совершенства, после которой становится уже психологически невозможной в нем какая-либо перемена к худшему. и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. Выражение, почти буквально повторенное Апостолом Павлом в отношении Бога Отца, принесшего в жертву за грех людей Своего единородного Сына ( Рим. 8:32 ). Быт.22:13 . И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо [Исаака], сына своего. По особому божественному произволению случилось так, что близ места жертвы оказался овен, запутавшийся своими рогами в чаще кустарника какой-то горной породы, которую наш славянский текст называет «савек " ; видя в этом неожиданном совпадении особое божественное указание, Авраам и приносит этого овна в жертву, вместо своего сына Исаака. Место жертвоприношения получает наименование Иегова-ире Быт.22:14 . И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире . Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. Славянский текст дает перевод последних двух слов: «Господь виде». Большинство комментаторов видят здесь повторение того, что было сказано Авраамом раньше (8 ст. «Бог узрит себе овча во всесожжение» в славянском тексте) и что теперь так точно оправдалось. Переименовывать же ту или другую местность в память известного, совершившегося на ней события, было в широком распространении в библейской древности ( Быт. 16:13–14, 21:31 и др.). А то обстоятельство, что в еврейском тексте в совершенно тождественных двух фразах 8 и 14 ст. употребляются различные слова для обозначения Господа, Элогим и Иегова, дает сильное возражение для борьбы с рационалистической критикой библейского текста. Что касается второй половины 14 ст., то они представляют собой своего рода пословицу, сложившуюся на основании данного факта и употреблявшуюся при аналогичных же случаях, т.е. когда все человеческие средства будут уже исчерпаны и останется только надежда на чудесную божественную помощь, наподобие той, какую явил Бог Аврааму с Исааком в самый последний решительный для них момент. Авраам получает божественное благословение

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Во время почти всеобщего развращения и неверия, Бог избрал и освятил Себе величайшего праведника, который сделался не только образцом по и отцом всех верующих всех веков и народов. Это был Аврам, переименованный потом от Бога Аврамом (отец народов). Бог повелел Аврааму оставить отечество, дом, родных и друзей и идти туда, куда Он ему укажет. Авраам повинуется и идет с женою Саррой и племянником Лотом в неизвестную землю. Так, первый шаг в благочестивой жизни состоит в отречении от собственной воли и совершенной покорности воле Божией. Сделан ли этот первый шаг нами, братья? По указанию Божью, Авраам водворился в земле Ханаанской, которую Бог обещал дать ему в собственность его потомков. Праведный пришлец скоро оказал услугу стране, его принявшей. Враждебные князья соединенными силами напали на жителей равнины Иорданской, где поселился Лот, племянник Авраама, отняли их имущество и самих взяли в плен. Авраам, сильный не воинством, но верою, собрал триста восемнадцать своих домочадцев, погнался в след за победителями, нагнал, поразил, рассеял их и возвратил пленных с их имуществом. На возвратном пути встретил чудного Авраама еще более чудный Мельхиседек, царь Салимский, первосвященник Бога вышнего. Великий святостью и возвеличенный победою, Авраам смиренно преклоняется пред таинственным Мельхиседеком, приносит ему десятину т. е. десятую часть из полученной победою добычи, а от него получает благословение и в дар хлеб и вино. Авраам видел и почтил в Мельхиседеке прообраз Инсуеа Христа, первосвященника во век по чину Мельхиседекову, как объясняет св. Апостол Павел. Ибо Мельхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего,– во-первых, по знаменованию имени царь правды, потом же царь Салима, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь сыну Божию, пребывает священником навсегда. ( Евр. 7:1–3 ). Авраам был уже стар и бездетен; а не иметь детей, не оставить после себя потомства, считалось тогда величайшим несчастьем и стыдом. Но Авраам не унывает, не ропщет; он всего себя отдал Богу, – и Бог утешил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Гл.18. Господь с двумя Ангелами является Аврааму у дуба Мамврийского тогда, как патриарх в полдень сидел у дверей своей кущи 3 . Он видит пред собою трех мужей, встает, подходит к ним, кланяется до земли и говорит: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Я велю принести воды и омыть ноги ваши, чтобы вы прохладились под деревом. Затем я принесу хлеба, чтоб вы поели, а потом уже вы отправитесь в путь свой, с которого вы своротили к рабу вашему. Они сказали: сделай так, как ты сказал. Авраам поспешно вошел в сень 4 к Сарре и сказал ей: поторопись смесить три меры чистой муки и сделать хлебы. Сам же Авраам пошел к своим кравам и взял молодого хорошего тельца и отдал рабу, с тем чтобы он скорее приготовил его. И вот он, взявши масло, молоко и приготовленного тельца, предлагает им все это. Они ели, а Авраам стоял пред ними под деревом. Вопрос Господа о Сарре: где? В сени, – ответил Авраам. Господь говорит: на обратном пути Я зайду в это время к тебе, и родит сына Сарра, жена твоя. Сарра услышала это, стоя с Авраамом в сени. Она рассмеялась в себе, говоря: не было до сих пор, а теперь муж мой стар. Замечание на это Господа Аврааму... Есть ли что трудное для Господа, прибавил Он, и опять повторяет: в это время Я возвращусь к тебе, и будет Сарре сын. Сарра, испугавшись замечания, заперлась, что не смеялась. Вставши отсюда, странники посмотрели на близ лежавшие города Содом и Гоморру; Авраам шел с ними, провожая их. Господь обращается к провожающему Его Аврааму, говоря: стану ли Я таить от Авраама, раба Моего, то, что Я творю. Авраам возрастет у Меня в народ великий и многочисленный, и благословятся из-за него о нем все народы земные. Я знаю, что он накажет детям своим и дому своему по себе, чтобы они хранили пути Господни, суд и правду – для того, чтобы Господь исполнил все, что обещал Аврааму. Затем Господь говорит о Содоме и Гоморре: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю... Между тем два Ангела приходят в Содом, а Авраам все стоял пред Господом и, подошедши ближе, сказал Ему: погубишь ли Ты праведного с нечестивым, так что праведник будет как бы нечестивый, если будет в городе пятьдесят праведников?.. Не пощадишь ли всего места из-за пятидесяти праведников, если они будут в нем?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Два Ангела пришли в Содом вечером. Лот, племянник Авраама, сидел в это время у городских ворот; увидевши путников, он поклонился им до земли и упросил зайти к нему переночевать. Еще не легли они спать, как жители города окружили дом Лота и требовали, чтобы он выдал им гостей. «Братья мои», упрашивал их Лот, «не делайте зла этим людям», и запер двери своего дома. «Ты пришлец, и хочешь учить нас», говорили содомляне, «за это мы хуже поступим с тобою, чем с ними» – и хотели выломать дверь. Но Ангелы поразили содомлян слепотою, так что они не могли найти входа в дом. Лоту же Ангелы сказали: «выйди со всеми близкими твоими из города, потому что мы истребим это место». Когда занялась заря, Ангелы вывели Лота с женою и двумя дочерьми за город, и один из них сказал Лоту: «спасайся на гору, не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в этой окрестности». – «Владыко», заметил Лот, «мне не убежать до гор, а вот ближе маленький город (Сигор), я укроюсь в нем». – «Спеши туда», сказал Ангел, «ради тебя я не погублю этого города». Едва Лот достиг Сигора, Господь послал с неба серный огненный дождь и уничтожил нечестивые города – Содом и Гоморру, и всю окрестность их. Жена же Лотова не послушалась Ангелов: убегая, она оглянулась на горящие города и обратилась в соляной столп. На месте погибших городов образовалось Мертвое море, называемое так потому, что в его водах не может жить никакая рыба. В Мертвое море впадает река Иордан. 12. Жертвоприношение Исаака Аврааму было 100 лет, а Сарре 90, когда у них родился обещанный Богом сын Исаак. Когда Исаак вырос, Бог , чтобы испытать веру и послушание Авраама, явился ему и сказал: «возьми сына твоего единственного, Исаака, которого ты любишь, и принеси его в жертву на горе, которую Я тебе укажу». Авраам повиновался. Он оседлал осла, взял с собою сына Исаака и двух рабов, дрова и огонь и отправился в путь. На третий день они пришли к горе, о которой говорил Господь. Авраам оставил слуг и осла под горою, взял огонь и нож, а дрова возложил на Исаака и пошел с ним на гору. Во время пути Исаак спросил Авраама: «отец! у нас есть огонь и дрова, а где же агнец для жертвоприношения?» – «Господь усмотрит Себе агнца», ответил ему Авраам. На горе Авраам устроил жертвенник, связал Исаака, положил его на жертвенник и уже взял нож, чтобы заколоть своего сына. Но Ангел Господень удержал руку Авраама и сказал: «Авраам, Авраам! не поднимай руки твоей на отрока. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что не пожалел для Меня единственного своего сына». Освободив сына, Авраам увидел невдалеке овна, запутавшегося в кустарнике, и принес его в жертву, вместо Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И взял Авраам племянника своего Лота; этот Лот был ему и шурин, и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона — Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: «Потомству твоему дам землю эту». И поклонился Авраам Богу.    Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харрана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: «Войди к рабе моей». И взяла Сара Агарь, и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари, Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом; Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара, и родила сына, и нарекла имя ему Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезали его на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, а назвав своим народом, отделил его от других. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет, и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Иакова. Исав же был лжив, а Иаков — праведен. Этот Иаков работал у своего дяди семь лет, добиваясь его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван — дядя его, сказав так: «Возьми старшую». И дал ему Лию, старшую, а ради другой сказал ему: «Работай еще семь лет». Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи, Иаков же, когда ему было 130 лет, отправился в Египет, вместе со всем родом своим, числом 65 душ. Прожил он в Египте 17 лет и умер, а потомство его находилось в рабстве 400 лет. По прошествии же этих лет усилились евреи и умножились, а египтяне притесняли их как рабов. В эти времена родился у евреев Моисей, и сказали волхвы египетскому царю: «Родился ребенок у евреев, который погубит Египет». И тотчас же повелел царь всех рождающихся еврейских детей бросать в реку. Мать же Моисея, испугавшись этого истребления, взяла младенца, положила его в корзину и, отнеся, поставила ее подле реки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3693...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010