И вот Авраам отвешивает четыреста сиклей серебра этому «бескорыстному и гуманитарному» Ефрону. С этими людьми вообще опасно связываться: все эти гуманитарные программы… забава для проходимцев-политтехнологов и кризисных менеджеров, авантюристов. Авраам не хотел оказаться в зависимости от язычников, в любой зависимости от них, и поэтому он и занял такую принципиальную позицию. Как говорится, бесплатный сыр бывает только в мышеловке! « И стало поле Ефроново, которое при Махпеле, против Мамре, поле и пещера, которая на нем, и все деревья, которые на поле, во всех пределах его вокруг, владением Авраамовым пред очами сынов Хета, всех входящих во врата города его » ( Быт. 23, 17–18 ). То есть это было судебное решение. Идет опять упоминание о вратах города, а мы с вами определились, что на языке Библии это означает место, где выносятся какие-то юридические постановления. То есть это решение было узаконено, и Авраам получает единственную собственность – это место упокоения и кладбищенская земля, которая отчуждала пещеру Махпела от земли, принадлежавшей язычникам. И таким образом патриарх Божий Авраам, которому Бог отдал всю эту землю, является собственником, только земли для погребения. « После сего Авраам похоронил Сарру, жену свою, в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. Так достались Аврааму от сынов Хетовых поле и пещера, которая на нем, в собственность для погребения » ( Быт. 23, 17–20 ). Но вернемся к преданию, связанному именно с этим местом. Кто-то может задать вопрос: а почему, все же, Авраам выбрал именно эту пещеру? Что, он туда залезал? Он же четко говорит, какой ему участок земли нужен. Из текста Библии мы не можем найти объяснения этому, но существует такая сказка, что когда к Аврааму пришли три Божьих Ангела, которые символизировали собой Святую Троицу, он решил приготовить теленка для этих путников. А теленок бросился от него убегать. И он убежал как раз в эту самую пещеру Махпелу, туда, внутрь. Авраам залез в эту пещеру и увидел какой-то удивительный свет. Он увидел, что там похоронены два человека: мужчина и женщина. Это оказались Адам и Ева.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы видим, как сложно этот поток семени, праведного семени, святого семени пробивается к нашему Господу Иисусу Христу! Потому что назначение еврейского народа было двоякое: с одной стороны, создать корпус слова Божьего, то, что называется Библия, и второе назначение – способствовать по плоти воплощению Божественного Слова-Логоса: Христос рождается как сын Давидов, как сын Аврамов, от этого семени Авраамова, дома Давидова. Здесь идет некое противостояние, но оно оправдано, это противостояние. И далее Господь говорит: И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое (Быт. 21, 13). Семя пророков не может пропасть просто так, бесследно, и вы знаете, что от Измаила произошел арабский народ, все мусульмане в той или иной степени считают Измаила своим праотцем. Но здесь нет свободной полноты Божьего обетования: Господь говорит, что Он позаботится, да, но это – не сын обетования (свободный) в полном смысле. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной (Гал. 4, 30). И Авраам подчиняется божественному решению… Но здесь происходит что-то очень странное, смотрите: Авраам – это же богатый человек и ранее мы уже прочитали: и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды (Быт. 12, 16). Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды? – О.С.) ,и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии (Быт. 21, 14). Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам, ему – 99 лет, Измаилу – 13 лет. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой. Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, – почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог уже сказал ему: И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое (Быт. 21, 13). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, – он верит Богу, то есть доверяет Его словам. И, кроме того, ему надо укрепить веру Агари: представляете, в каком раздражении женщина, которую Сарра прогоняет, и к тому же без всего.

http://pravoslavie.ru/109223.html

И пошли оба вместе. 9 И пришли на место, о котором сказал ему Бог. И устроил там Авраам жертвенник, и положил дрова, и, связав Исаака, сына своего, положил его на жертвенник поверх дров. 10 И простёр Авраам руку свою, чтобы взять нож и заколоть сына своего. 11 И позвал его ангел Господень с неба и сказал: «Авраам, Авраам!» А он сказал: «Вот я!» 12 И сказал ангел: «Не поднимай руку твою на отрока и ничего не делай ему, ибо ныне Я узнал, что ты боишься Бога и не пощадил ради Меня возлюбленного сына твоего». 13 И поднял Авраам глаза свои и увидел: вот, один баран запутался рогами в растении савек; и пошел Авраам, и взял барана, и принёс его во всесожжение вместо Исаака, сына своего. 14 И нарёк Авраам имя месту тому: «Господь увидел», так что и ныне говорят: «На горе Господь явился». 15 И позвал ангел Господень с неба Авраама ещё раз. 16 И сказал: «Клянусь Самим Собой, говорит Господь: за то что ты сделал это дело и не пощадил сына своего возлюбленного ради Меня, 17 Я воистину, благословляя, благословлю тебя и, умножая, умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря, и унаследует семя твоё города врагов. 18 И будут благословлены в семени твоём все народы земли, ибо ты послушался слов Моих».  Прокимен (псалом 103), глас 4: Яко возвеличишася дела Твоя, Господи,/вся премудростию сотворил еси.  Стих: Благослови, душе моя, Господа: Господи Боже мой, возвеличился еси зело. Чтение книги Притч  17б–28; 18: 1–5] 17 Братья в нужде полезны будут, ибо для того они рождаются. 18 Человек неразумный рукоплещет и радуется себе, подобно тому как некто, давая руку, ручается за друга своего, но он на своих устах и путях собирает огонь. Кто любит грех, радуется ссорам. Возвышающий свои двери ищет поражения. 19 Жестокосердый не найдёт добра. 20 Человек с переменчивым языком попадёт в беду, а сердце безумного — болезнь для того, кто имеет его. 21 Не веселится отец о сыне невоспитанном, а разумный сын веселит мать свою. 22 Весёлое сердце благотворно для здоровья, а у печального человека сохнут кости.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

И сказал Авраам: я клянусь. И было после сих происшествий , — продолжается рассказ, — Бог искушал Авраама, и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака, и пойди… и принеси его во всесожжение . И далее рассказывается о том, как Авраам послушался Бога, и взял Исаака, и повел его на указанную ему гору, и там связал, положил его на жертвенник, и собирался уже заколоть его… Как вдруг ангел Господень остановил его руку и сказал: Авраам! Авраам!.. Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя, и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря, и благословятся в семени твоем все народы земли, за то, что ты послушался голоса Моего (ст. 11–18). История говорит нам, что клятва Господня исполнилась. И мы в наши дни, через пять тысяч лет после тех событий, становимся свидетелями того, что потомки Авраама до сих пор существуют, и живут теперь в той самой земле Авраама, где он клялся Авимелеху и где Бог клялся ему, — в Израиле. Апостол Павел ссылался на эту же клятву Господню почти две тысячи лет тому назад и уже тогда свидетельствовал, что клятва эта действительно исполнилась. Св. праотец Авраам. Икона. Земли Галича Костромского, XVIII в. Обратим внимание на саму клятву. Мною клянусь , — говорит Господь. Перед этим мы видели, как Авраам сам клялся Авимелеху, клялся Богом. Обычай этот тогда был распространен повсеместно. Язычники клялись множеством своих богов, верующие в Единого Бога клялись Богом Истинным. Обычай этот дошел до наших дней: в Америке до сих пор присягу приносят с Библией в руке и призывают имя Божие. Апостол Павел принимает этот обычай как нечто само собой разумеющееся и обращает на не- го внимание в связи с его особой спецификой: Бог клянется Самим Собой.

http://blog.predanie.ru/article/kak-vera...

Ибо у Отца и Сына одно и то же Естество и один и тот же образ бытия. Посему Я знаю Отца, ибо соблюдаю неизменный образ Существа Его. Такой оборот речи у Писания в обычае. Например, по-славянски говорится: «даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо» (Пс. 59, 13). Здесь частица «и» употреблена вместо «ибо», и речь имеет такой смысл: дай нам помощь, ибо спасение от человека ненадежно. Так и в сих словах: Я знаю Его, и соблюдаю слово Его — частица «и» поставлена вместо «ибо». Ибо, говорит, Я соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой, и увидел, и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я семь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них и пошел далее. Здесь утверждает, что Он больше Авраама. Выше они говорили Ему: неужели Ты больше отца нашего Авраама? Здесь Он отвечает: да, Я больше. Он рад был увидеть день Мой, то есть считал его приятным, вожделенным и радостотворным, как день весьма благотворный и как день не малого кого-нибудь, не обыкновенного человека, но Большого. «Днем» называет Крест, ибо его прообразовал Авраам в принесении Исаака и в заклании овна. Как тот нес дрова, так Господь нес крест, и как Исаак был оставлен, а заколот овен, так Он, как Бог, пребыл вне страдания, а пострадал Человечеством и плотию. Провидя сей день Креста, как день всемирного спасения, Авраам возрадовался. Показывает и то, что Он добровольно идет на страдания, так как хвалит того, кто радовался о Кресте: ибо чрез него спасение вселенной. — Иные под «днем» разумеют все время явления Христа во плоти, которое провидя, Авраам возрадовался, что от него и его потомства произойдет Спаситель.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Ин.8:56 .  Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. Что касается Авраама, которого евреи тоже считали своим, то и он стоит не на их стороне, а на стороне Христа. Ведь Авраам воздыхал о том, чтобы ему увидеть пришествие Мессии ( «день Мой»), и он увидел его. Для понимания этих слов Господа нелишне припомнить, что по представлению тогдашних иудеев Авраам был учредителем праздника Кущей, а эта беседа Христа с иудеями происходила около времени праздника Кущей. По сказанию книги Юбилеев, Авраам в седьмой месяц года, четыре месяца спустя после рождения Исаака, устроил по случаю нового ангельского посещения и повторения обетования о великой судьбе Исаака алтарь и вокруг него для себя и своих рабов кущи, в которых и пробыл семь дней, принося жертвы и ежедневно совершая семикратное обхождение алтаря с пальмовыми ветвями и фруктами в руках («Книга Юбилеев», гл. 16). Христос, очевидно, полагает различие между той радостью, какую почувствовал Авраам, когда получил надежду на исполнение данного ему обетования, и между той, какую он почувствовал тогда, когда увидел, что его надежда пришла в исполнение. Мы имеем в виду обетование о потомстве, данное Аврааму. Но так как с рождением Исаака были тесно связаны обетования о будущем благословении всего человечества через Мессию, то Христос имел полное основание сказать, что Авраам, радуясь рождению сына, в то же время, сам этого не сознавая, радовался и рождению Мессии: в Исааке он уже увидел будущего Мессию-Христа 31 . Ин.8:57 .  На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, – и Ты видел Авраама? Иудеи упорно не хотят понять смысла слов Христа и говорят, что Христос, очевидно, не в Себе, Он вообразил, что беседовал с Авраамом, хотя тот давно уже умер! «Тебе нет еще пятидесяти лет». Внешний вид у Христа, как можно заключать отсюда, был таков, что Христу давали больше лет, чем Ему было на самом деле. Не пророчествовал ли и пророк Исайя о Христе как о «муже скорбей и изведавшем болезни» ( Ис.53:3 )? Ин.8:58 .  Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Итак, и сыны наложниц имеют некоторые дары. Однако в обетованное Царство не приходят ни еретики, ни плотские иудеи» . Патриархи понимали, что и семья, и нация – есть граница, очерченная рукою Бога Патриархи Авраам, Исаак и Иаков понимали, что и семья, и нация (род) – есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Жениться на инородке и иноверке – крайняя форма распутства. Сказано: Берегись, сын мой, всякого вида распутства. Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной, которая не из колена отца твоего, ибо мы сыны пророков. Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все они брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю (Тов. 4, 12). И оканчивается жизнь Авраама. Мы с вами привыкли к Аврааму, к этому удивительному человеку. Но и о нем Писание говорит: Дней жизни Авраамовой, которые он прожил, было сто семьдесят пять лет; и скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 78). Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Я внимательно просматриваю Писание на предмет первых упоминаний о старости. Адам жил 930 лет и все же не назывался старым (ср. Быт. 5, 5). Мафусал жил 969 лет и также не назывался старым (ср. Быт. 5, 27). Иду далее вплоть до потопа и после потопа, на протяжении почти трех тысяч лет, и не нахожу никого, кто был бы назван старым . Авраам первый, кто назван старым , и, конечно, по возрасту он был гораздо моложе Мафусала. Но он потому назван старым, что старость его была обильно помазана елеем. Об этом как раз и написано: и умер Авраам, насыщенный в старости доброй и в полноте дней (Ср. Быт. 25, 8 (LXX)). Потому в старости доброй, что в полноте дней , ведь все время жизни его был день, а не ночь» . Помните, мы с вами ранее говорили, что означает в старости доброй ? Она означает, что его дети в правоверии: Исаак, и Измаил исправился, а его внук Исав еще не уклонился от путей Господних. Кстати, на момент смерти Авраама детям Исаака, о которых здесь еще не сказано ни слова, но это мы видим из хронологий, Исаву и Иакову – пятнадцать лет. То есть Авраам их учил, наставлял. Дедушка их воспитывал, заботился о них. И мы знаем, что Иаков станет величайшим праведником, а Исав, его брат, отступит от путей Господних. Но он (Авраам) умирает в старости доброй, то есть Исав еще не уклонился. Если бы внук уклонился от путей Господних, это не была бы добрая старость.

http://pravoslavie.ru/110665.html

Как искушает Господь, мы знаем из Священного Писании. В книге Бытия написано, как Бог искушал Авраама. У Авраама от Сарры родился долгожданный сын Исаак. Он дорос до зрелого возраста (кто-то из толкователей считает, что он был отроком, кто-то – что он был в возрасте Христа), и тогда Господь стал искушать Авраама. Он сказал: Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт. 22, 2). Авраам взвалил на И саака вязанку хвороста, и они пошли на гору недалеко от Голгофы. И начал Исаак говорить Аврааму: …вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам отвечал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой (Быт. 22, 7, 8). Авраам, которому было обещано от Бога, что именно через Исаака благословится весь его род и умножится, как песок морской, как звезды небесные, идет, исполняя волю Божию. На горе он разводит костер, связывает Исаака по рукам и ногам, заносит нож для заклания, и тут является Ангел Господень и освобождает Исаака, заменяя его овном. Авраам принимает от Бога заповедь принести своего сына в жертву и одновременно верит в то, что от этого сына произойдет род человеческий. Вот это и есть искушение. С этого момента Авраам называется отцом верующих, потому что вера его определяется не только знанием о том, что Бог есть и Ему надо приносить жертвы, не только тем, что он исполняет Его повеления, но и тем, что он настолько верит в Бога, что может в себе, в своем уме совместить совершенно несовместимые вещи, не поколебавшись ни в одном из этих двух обетований. Это искушение кажется бессмысленным и невероятно жестоким, если мы не видим за ним крестной жертвы нашего Спасителя. Как во время искушения от дьявола Христос отвечает за все человечество и побеждает сатану от имени всего человечества, так и Авраам искушается Богом как все человечество. В его лице Господь испытывает всех нас: достойно ли человечество крестной жертвы Спасителя. Как поется в евхаристической молитве литургии Иоанна Златоуста: «Ибо мир Твой так возлюбил еси, якоже Сына своего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный». Авраам приносит в жертву своего единородного сына, и Бог, испытывая его верность и любовь, жертвы не принимает, но в ответ на эту верность и любовь отдает Своего Единородного Сына в жертву за каждого из нас. И поэтому всякое наше искушение от Бога – это испытание и нашей верности и любви.

http://pravmir.ru/iskusheniya-vlekut-k-p...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Авраам патриарх, прав. - житие АВРААМ ПРАВЕДНЫЙ Авраам (евр. " abraham - отец множества (библ. этимология), отец высоты; первоначально Аврам, евр. " abram- великий отец), ветхозаветный патриарх , родоначальник евреев и через сыновей от Агари и Хеттуры различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6). Память 9 октября и в Неделю праотец. Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт 11, 4 и Быт 12, 2). Книга Деяний святых Апостолов говорит о том, что Бог явился Аврааму еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7, 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, который, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24, 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11, 32). 75-летнего же Авраама Господь призывает идти дальше: " ...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе " - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: " И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные " (Быт 12, 1-3). Переселившись в Ханаан, Авраам дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству Аврааму эту землю (Быт 12, 7). Авраам поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа Авраам строит Ему жертвенники, ставшие впоследствии святынями (Быт 12, 7 - в Сихеме; Быт 12, 8 - в Вефиле; Быт 13, 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона).

http://pravicon.com/info-1620

Когда Аврааму было 99 лет, Господь явился ему и сказал: «благоугождай предо Мною и будь непорочен. Я поставлю завет вечный между Мною и тобою и потомками твоими в том, что Я буду Богом твоим и Богом потомков твоих». В знак завета Господь повелел совершать над младенцами мужского пола в восьмой день по рождению обряд обрезания. До этого имя Авраама было Аврам, а жены его Сара. По заключении же завета, Господь повелел ему называться Авраамом (отец множества народов), а Саре – Саррою (госпожа множества) и сказал, что у них через год родится сын. Авраам пал на лице свое, рассмеялся и подумал: неужели у столетнего будут дети? Господь подтвердил Свое обещание и повелел назвать сына Исааком (смех). 10. Явление Аврааму Бога в виде трех странников Вскоре после вступления в завет с Богом, Авраам сидел в полуденный зной у своего шатра и увидел трех странников. Он поспешил к ним навстречу, поклонился до земли и сказал старшему из них: «Владыко! если я нашел милость в глазах твоих, не пройди мимо раба твоего». Странники зашли к Аврааму. Но это были не простые странники, а Сам Бог и с Ним два Ангела. Авраам омыл им ноги, предложил обильную трапезу и сам служил им. Во время трапезы Господь сказал Аврааму: «через год у жены твоей Сарры будет сын». Сарра в это время стояла у входа за шатром; она усмехнулась и подумала: «мне ли иметь в старости такое утешение?» Но Господь сказал: «зачем Сарра рассмеялась? разве есть что-либо трудное для Бога?» Вкусивши пищи, странники встали и отправились в путь; Авраам с благоговением провожал их. Два Ангела отделились и пошли по дороге в Содом, а Господь остался с Авраамом и открыл ему Свое намерение наказать гибелью Содом и Гоморру за беззакония их жителей. Авраам решился ходатайствовать за нечестивые города и сказал Господу: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым; может быть, там найдется 50 праведников; неужели Ты не пощадишь этих городов ради них?» Господь ответил, что если в Содоме окажется 50 праведников, то Он пощадит всю местность. «Вот я, прах и пепел, решился говорить Владыке», продолжал Авраам, «но, может быть, до 50 праведников не достанет пяти?» Господь сказал, что и ради 45 праведников не истребит нечестивых городов. Авраам продолжал умолять Господа и, наконец, спросил: «быть может, там найдется только 10?» Господь обещал пощадить города и ради десяти праведников. 11. Гибель Содома и Гоморры

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010