Пойди в землю Мориа. Единственное указание на местонахождение земли Мориа – то, что она лежит в трех днях пути от Вирсавии. Одни толкователи полагают, что здесь говорится о горе Мориа, на которой впоследствии был построен храм Соломонов в Иерусалиме. Такое совпадение весьма символично, так как в будущем на этом месте израильтяне приносили жертвы Богу. Иосиф Флавий и блаженный Иероним указывают, что от Вирсавии до Иерусалима было три дня пути. Однако нельзя исключать вероятность того, что мы имеем дело с другим одноименным местом. И там принеси его во всесожжение – мы подходим к духовной вершине жизни Авраама. Обетование едва успело исполниться, а Исаак – цвет отцовского упования – уже должен быть принесен в жертву. Жестокое повеление без всякой подготовки беспощадно поражает отца в разгар его радости. Но само требование Господа принести в жертву сына не показалось Аврааму совершенно диким и необычным. Это объясняется тем, что Авраам знал о практике принесения в жертву детей, которая имела место в древних языческих культах. Библейские пророки и законы в Книгах Второзаконие и Левит решительно запрещают этот обычай, но само обсуждение этой темы подразумевает, что подобные жертвоприношения по-прежнему совершались. Вера Авраама выросла поистине до величайших размеров. Самым крепким и разумным основанием веры Авраама было его убеждение, что так угодно Богу. Апостол Павел прямо указывает, что Авраам, исполняя волю Божию, думал, что Бог Исаака силен и из мертвых воскресить ( Евр.11:19 ). Блаженный Августин вторит апостолу: Авраам «верил, что сын его тотчас же по заклании воскреснет» с. 197]. Быт.22:3 . Слова Авраам встал рано утром говорят о том, что Авраам спешил исполнить Божественную волю и начал собираться в путь с первыми лучами солнца. Кроме того, сказано, что Авраам сам наколол дров. Обычно эту работу выполняли слуги, но здесь, учитывая важность предстоящего действия, Авраам сам готовит дрова для жертвоприношения. То, что Авраам берет дрова с собой, указывает на его предусмотрительность, ибо в том месте, куда он идет, может не быть дров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Получив Божии повеления и обетования, Авраам оставляет Харран и идет в неведомую ему Обетованную Землю. И пошел Аврам, как сказал ему Ягве и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли... Быт. 12:14–15 . И пошел Аврам, как сказал ему Ягве. Авраам предал себя Богу и всецело исполнял все, что Он повелевал ему 417 . Вера Авраама – это всецелое предание себя Богу и абсолютное доверие Ему. О всецелом доверни и предании себя Богу со стороны праотца Авраама пишет св. Тихон Задонский : «Вера – мать послушания. Послушание Богу явил Авраам, святой праотец, как читаем в книге Бытия. Когда ему повелел Бог: пойди из земли твоей, от родства твоего, и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу и прочее ( Быт. 12:1 ), он не отказался сделать это. Оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чужую, незнакомую, как писал апостол: Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет ( Евр. 11:18 )» 418 . В Харране Авраам приобрел довольно много людей, он не остался один. Авраам становится главою большого дома, или даже общины. Это были пастухи его стад, и даже его воины. Древнее предание отмечает при этом, что это были люди, уверовавшие в Бога Авраама, так как Авраам проповедовал в Харране идолопоклонникам о едином Боге. Агада: «И взял Аврам с собою Сару, жену свою... и всех людей, которые были приобретены им в Харране. Дом Авраама служил гостеприимным приютом для всякого, и люди находили там не только радушный прием, но, также, и наставление в истинной вере. А приведение хотя одной души «под сень крыльев Шехины» (духа Божия) равносильно созданию ее и утверждению в жизни вечной» 419 . Согласно с Агадой говорил и св. Филарет Московский : Авраам взял с собою Сарру, жену свою, и Лота-племянника, следовавшего за ним еще из Ура Халдейскою, «и всех людей, которых они имел и в Харране. Халдейские толкователи в изъяснении сих слов полагают, что Аврам вывел из Харрана некоторых людей, которых он обратил от заблуждений к истинной вере» 420 . Сам св. Филарет, при этом, склонен считать, что это были люди не обращенные в веру Авраамом, а его рабы: «Но, проще разуметь оные о рабах, приобретенных Авраамом в Харране. В первый раз в Священной истории находим здесь рабов, и, притом, в доме благочестивом».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Это были Ангелы в образе людей, но они в своей троичности являлись иконой триединого Бога, и иконою Богочеловека, соединившего в Себе земное и небесное. По ходу общения иногда нам кажется, что Авраам общается с обыкновенными людьми, он хочет их накормить. А иногда мы уверены, что это диалог с Богом, и это точно так. Почему? Смотрите: « И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду » ( Быт. 18:6–7 ). вы обратили внимание, как он действует, этот больной человек? Во 2-м стихе мы уже прочитали: «Увидев, он побежал навстречу». Так надо служить Господу своему и путникам! В 6-ом стихе: «И поспешил Авраам в шатер к Сарре» – и тоже бегом! А мы-то, мы – какие мы все медлительные! Дальше в 7-ом стихе: « И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его » ( Быт. 18:7 ). Побежал, поспешил… Видите, как быстро он все делает, этот пожилой человек, а ему уже девяносто девять лет! Он сам как ангел – он выполняет все стремительно, все то, что ему, кажется, поручено от Господа! Странноприимство – это его служение в пустыне путникам, и он не просто так, он специально сидит у шатра и ждет, кто пройдет! И Авраам видит Господа в каждом человеке, которого встречает, потому что люди созданы по образу Божьему (см.: Быт. 1:27 ). Как мы увидим далее, он и племянника своего Лота научил этой заповеди странноприимства. «Но ведь как он продолжает, словно разговаривая с людьми: и принесут немного воды и омоют ноги ваши ( Быт. 18:4 ). Этим самым учит и тебя Авраам, отец и учитель народов, тому, как ты должен принимать гостей…» 148 . « И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели » ( Быт. 18:7–8 ). Пожилой человек бегал туда-сюда: сначала навстречу, поклонился до земли, потом побежал к жене, рассказал, что надо делать, потом побежал к стаду… – я не думаю, что все это находилось рядом! Потом он встал, наконец, под деревом, когда вот уже трое вкушают трапезу: принесено им и подано на стол масло, молоко, теленок нежный уже приготовлен и подан…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

11:8–10. Еще большее доверие к голосу Господа оказал Авраам. Авраам жил в земле Халдейской. Имел дом, имущество в стадах и в слугах. Бог сказал ему: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего иди в землю, которую Я укажу тебе» ( Быт. 12:1 ). И пошел Авраам, как сказал ему Господь ( Быт. 12:4 ). Он снялся со всем домом своим, оставил отца, родных и знакомых, и пошел, сам не зная куда идет, потому что Бог еще не открыл ему, куда ему предназначил идти. Так сильна и глубока была вера Авраама в Бога и Его веления. Но вот Бог определенно указал Аврааму землю, где он должен поселиться, именно землю Ханаанскую или Палестину, и сказал ему: «Всю землю эту, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему» ( Быт. 13:15 ). Но ни сам Авраам, ни следующие потомки его, до Иисуса Навина включительно, не наследовали этой земли. Авраам, сын его Исаак и внук его Иаков, хотя и жили на этой земле, но как чужеземцы, в шатрах или палатках, как странники и пришельцы на этой земле, а не как собственники и владельцы. По-видимому, очень трудно было поверить обетованию Божественному, а Авраам поверил Богу, и не получая здесь, на земле, осуществления своей веры в наследие земное, перенес свою веру на еще более невидимое и непостижимое, на наследие небесное. Он стал ожидать получить в наследие небесный город, небесный Иерусалим, крепко основанный и всегда пребывающий, строитель и художник которого Сам Бог. Но откуда в Аврааме могла возникнуть вера в небесный Иерусалим, когда Бог, по-видимому, обещал ему земное наследие? Правда, прямо не видимо, что Бог обещал ему духовное наследство, но Авраам мог вывести это из слов Господа: Я возвеличу имя твое и благословятся в тебе, то есть в потомстве твоем, все племена земные ( Быт. 12:2–3 ). Благословение Божье, Его милости, Его благоволение могут получить все народы только в таком потомке, который примирит людей с Богом, спасши их от последствий преступления прародителей – греха, проклятия и смерти, что очевидно могло произойти только в духовном Царстве Божьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

22:10]. Авраам не знал, что в последний миг ангел остановит его. Авраам верил. Верил и исполнял Божью Волю. Отец убивает любимое дитя. Этот трагический сюжет мы не редко встречаем в истории. Так Иеффай, судья израильский, приносит свою дочь в жертву во исполнение обета, данного Богу: «если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моём с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» [Суд. 11:30,31]. Агамемнон вынужден принести в жертву самую красивую из своих дочерей, чтобы умилостивить богиню Артемиду, которая наслала безветрие, мешавшее греческому флоту отправиться на Трою. Брут, основатель Римской Республики, был вынужден казнить своих сыновей, как заговорщиков. Тарас Бульба собственноручно убивает сына Андрия за предательство. Все эти поступки вызывают сочувствие и восхищение. Иеффай и Агамемнон, Брут и Бульба - герои, трагические герои. Другое дело - Авраам. Он перешагивает через всё этическое, преодолевает его верой. Как оправдать его поступок перед разумом? Как согласовать с моральными нормами? Может ли Авраам объяснить людям своё намерение? Зачем он идёт убивать своего сына? Что Авраам скажет? Кто поймёт его? Кто поможет? Кто даст совет? Никто. Авраам один. «Рыцарь веры» - так называет его в своём труде «Страх и трепет» Сёрен Кьеркегор. Другой библейский герой, о котором в этой связи пишет Кьеркегор - Иов. Он тоже «выпал из общего» и не может говорить с другими людьми на понятном им языке. Он тоже один. Он не нуждается в похвалах и отличиях, не ждёт одобрения, не прислушивается к «мудрым» советам своих друзей. На его долю выпала тяжкая судьба. Он имел всё и потерял всё. Эдип противился своей судьбе, но она настигла его, и он убил отца. Сократ свободно пошёл по указанному пути и выпил чашу с ядом. Иов возопил, отказался подчиниться (почему человек должен принимать и выносить такие ужасы?), и ему вернулось всё («и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» [Иов 42:10]). Иову были ниспосланы беды внешней силой, а Авраам сам вознёс свой нож над Исааком.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/23/...

7:1–2, 4). Это сказал он не просто, но с тем, чтобы показать, что наше священство гораздо важнее иудейского. И это превосходство наперед уже открывается из самых образов вещей. Авраам был отец Исаака, дед Иакова и прадед Левия; ибо, у Иакова был сын Левий. От Левия получило свое начало иудейское священство. Но этот–то Авраам, прародитель левитов и священников иудейских, перед Мелхиседеком, который был образом нашего священства, стал на месте мирянина, и показал это двояким образом: тем, что дал ему десятину, ибо миряне давали священникам десятину; и тем, что получил от него благословение, ибо миряне же получают благословение от священников. Так смотри, сколь велико превосходство нашего священства, когда Авраам, патриарх иудеев, прародитель левитов, благословляется Мелхиседеком и дает ему десятину. О том и другом рассказывает Ветхий Завет, т. е. и о том, что Мелхиседек благословил Авраама, и о том, что Авраам дал ему десятину (Быт. 14:19–20). Это–то самое поставив на вид, Павел сказал: « видите, как велик тот ». Кто? « Мелхиседек », говорит, « которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих » (Евр. 7:4). « Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь — брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых » (Евр. 7:5). Это значит: левиты, иудейские священники, имели право по закону получать десятину от других иудеев. Хотя все произошли от Авраама, как левиты, так и остальной народ, но, не смотря на то, левиты получают десятину от братьев своих. А Мелхиседек, « не происходящий от рода их » (ибо произошел не от Авраама, и не от колена левитского, но от другого рода), « получил десятину от Авраама », т. е. взял от него десятину. Но кроме этого он сделал еще и нечто другое. Что же такое? « и благословил имевшего обетования » (Евр. 7:6). Что же, скажешь, это значит? То, что Авраам гораздо меньше Мелхиседека. Как это? « Без всякого же прекословия меньший благословляется большим » (Евр. 7:7). Значит, если бы Авраам, прародитель левитов, не был меньше Мелхиседека, то этот не благословил бы того, и тот не дал бы ему десятину.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

    Когда в силу гнева Божия Содом и Гоморра подверглись разрушению, праведный Авраам оставил то прекрасное место в Хевроне, называемое Мамврийским, на котором он сподобился У прекрасного дуба зреть и угощать Святую Троицу в трех лицах ангельских, так как от содомо-гоморрского разорения прах и пепел наполнил всю землю ту, а воздух был заражен смрадом и дымом. Частью вследствие неплодородия земли от праха, частью же из-за вреда, который наносился от воздуха его людям. Авраам удалился из Хеврона и Мамврии в полуденную страну и стал обитать в Гераре.     Герара была столичным городом Палестины. В этом городе с Авраамом случилось подобное тому, что было с ним в Египетской земле. Герарский царь Авимелех, услышав, что праведная Сарра не жена, но сестра Аврааму (ибо ее Авраам так называл), послал за нею и взял ее к себе, хотя та и не желала. Однако Бог верных своих рабов как в Египте, так и в Гераре сохранил необидимыми. Поразив царя внезапной болезнию в лоне, а также устрашив его в ночном явлении, Он сохранил Сарру чистою, а Авраама избавил от печали и почтил царскими дарами. Ибо Авимелех, возвращая Сарру Аврааму, дал ему тысячу дидрахм серебра, овец и волов, рабов и рабынь и умолял его, чтобы он помолился о нем Богу об избавлении его от болезни. Он говорил: вот земля Герарская пред тобою; поселись, где тебе угодно будет. Авраам молился Богу, и Бог исцелил Авимелеха и домашних его, и всю его державу, ибо не только одного царя, но и весь дом его, и всех его подчиненных Господь наказал болезнями. Когда согрешает царь, то и все царство его подвергается бедствиям, в чем по личному опыту убедился Авимелех, который говорил Аврааму: что ты сделал нам, назвав жену твою твоей сестрою? Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Авраам сказал: я думал, что на месте сем нет страха Божия и что убьют меня за жену мою.    Авимелех взял Сарру не для блуда и прелюбодеяния, но желая взять ее себе в законную супругу, как он и оправдывался пред Богом в сонном видении, говоря: я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих, ибо сам Авраам говорил, что она ему сестра, и она (Сарра) сказала, что он ей брат. Царь этот был чист от греха прелюбодеяния, но не без причины был наказан за несправедливую обиду. Несправедливая обида эта заключалась в том, что бралась жена насильно и против ее собственного желания. Пожелал же Авимелех иметь Сарру ради ее красоты, так как она была лицом весьма прекрасна; поэтому-то Авраам и боялся, что он будет убит злыми людьми из-за ее красоты, и посему не женою, но сестрою называл ее между людьми беззаконными и небогобоязненными в Египте и Гераре.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Авраам I После нечестивого столпотворения, из одного народа образовалось много народов. Вера в Бога и в будущего Спасителя, затемнилась в людях еще более. И появилось новое зло на земле. Люди, оставшись без истинного Бога, стали придумывать себе ложных богов, и стали молиться и служить твари, вместо Бога. Одни считали Богом солнце, другие – луну; третьи – служили звездам; иные поклонялись огню; иные – разным животным. Многие стали делать себе богов из золота, серебра и дерева, и таким мертвым идолам покланялись. Явилось на земле идолопоклонство. Истинная вера хранилась только в потомстве Сима. Один из потомков Сима назывался Евер. От него пошли евреи. Жил в восточной стране благочестивый еврей, по имени Авраам. Его избрал Господь, для сохранения истинной веры на земле. У Авраама была жена Сарра, а детей не было. Он был богат и жил в довольстве в родной земле своей. II И сказал Бог Аврааму: – Выйди из земли твоей, из отечества твоего и переселись в землю, которую Я укажу тебе. И там Я благословлю тебя и возвеличу имя твое. Чрез тебя на все народы перейдет Мое благословение. И повиновался Авраам воле Божией. Он взял Сарру, жену свою, и Лота – племянника, взял слуг своих и все имение свое, и пошел с востока на запад, к морю Средиземному. Здесь, у моря, и была, обещанная ему Богом, Ханаанская земля. Авраам выбрал место между морем и рекой Иорданом, у высокого дуба Мамврийского, и тут поставил шатры свои. И явился ему Бог и сказал: – Всю эту землю Я дам семени твоему... Вот завет Мой с тобою: Ты будешь отцом множества народов... Умножу потомство твое... Посмотри на небо, пересчитай там все звезды: можешь ли пересчитать их? Вот, так же будут многочисленны потомки твои. Авраам был бездетный, у него не было потомства, но он веровал словам Божиим и во всем творил волю Господа. На новых местах, где поселился, он поставил жертвенник, и тут молился, и служил Богу. III Однажды, в полуденное время, сидел Авраам у входа в шатер свой. А Сарра, жена его была в шатре. Авраам поднял глаза свои и видит: три мужа стоят на пути, неподалеку от шатра. Гостеприимный старец, увидев странников, побежал к ним на встречу, поклонился им до земли и сказал троим мужам, как бы, одному:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Авраам был гостеприимен. «И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он в полдень сидел у дверей своего дома. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. 676 Увидев их, он поспешил навстречу им и поклонился до земли» ( Быт. 18:1–2 ), не ведая, что это за пришельцы; если бы он знал, кто они, то мы не удивлялись бы, что он служил [как] Богу. «И сказал Авраам: „Господи! 677 Если я обрёл благоволение пред Тобою, не пройди мимо раба своего; принесут воды, и омоют ноги ваши, и отдохните под деревом, а я принесу хлеба поесть”. Они сказали: „Так и сделаем”. Авраам позвал Сарру, свою супругу, и сказал ей: [„У нас] общая жизнь, пусть будут общими и добрые дела; поскорее замеси три саты лучшей муки”. Сам же поспешил к стаду коров и взял телёнка-сосунка от матери, нежного и хорошего, приготовить пищу» ( Быт. 18:3–7 ). Сарра же поторопилась приготовить пресные хлебы. Авраам хотя и владел 318 слугами, сам заколол и принёс телёнка 678 , приготовил пищу и «и поставил перед ними, и они начали есть» ( Быт. 18:8 ). И пришла с рёвом мать закланного телёнка, и Христос повелел 679 , и телёнок тут же ожил, встал и начал сосать свою мать 680 . «Сам же Авраам стоял подле них под деревом, и они сказали ему: „Авраам, где Сарра, жена твоя?” Он отвечал: „Здесь, в доме”» ( Быт. 18:9–10 ). Они же сказали ему: «Авраам, поскольку вы разделяете труд, то разделите и венец, ибо не ослабла у вас телесная сила, но укрепляясь мыслями и бодростью мудролюбия, преодолела естество; неся телёнка, ты не ощущал тяжести, но чувствовал облегчение при мысли о надежде на большее приобретение; и вот ныне сладкий плод взрастила твоя трапеза: Сарра, жена твоя, родит сына». И тут Авраам увидел Бога. «Сарра, стоя за дверьми дома и слушая, посмеялась, сказав: „Как я могу родить, если прошло уже время родить мне и моему мужу”. Обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось, и она посмеялась, сказав сама себе: „Как мне родить, если муж мой стар и я тоже состарилась?” И сказал Господь Аврааму: „Отчего это рассмеялась Сарра, жена твоя? Есть ли что трудное для Бога? Я дал тебе слово: [у Сарры] будет сын”. Сарра же, испугавшись, [сказала]: „Я не смеялась”» ( Быт. 18:11–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

«Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять?.. не истреблю ради десяти. И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место». И действительно, то, что мы читаем в 19-й главе – кстати, 19-ю главу не разрешалось читать до определённого возраста юношам. Она и сейчас людей смущает: вот ваши правдники, вот ваши патриархи. Посмотрите, Лот зачинает детей от своих дочерей. Вот вы сами эту главу прочтёте, 19-ю главу, и если у вас будут какие-то сомнения, давайте – на класс, на аудиторию, посмотрим их, рассмотрим, чем самим что-то здесь . Потом, самое, конечно, великое в жизнеописании – это его жертвоприношение Исаака, сына обтования. 22-я глава. Он его в намерении уже принёс в жертву. Ибо они шли три дня до места, какое было указано, до горы Мория, – та самая вершина, где был построен Соломоном храм и где сейчас мечеть Омара. Вот на этой вершине, на этом холме, Авраам принёс, считайте, в намерении в жертву Исаака, и в последний момент, когда только осталось вонзить нож в сердце, Господь остановил его руку. Смотрите 10-й стих: «И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! – вот я! Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». – Теперь Я знаю. Как будто Он не знал до этого? Это написано ведь для нас – написано для нас, с тем чтобы показать: вот кого избирал Господь в отца-то верующих народов. Не зря Он его избрал, не за красивые глаза, а вот за такую решимость, за такую веру, какая вменилась ему в правдность. Вот Авраам – отец верующих людей. И вот, пожалуйста, прекрасный реферат: Исаак как прообраз Христа. Какими чертами Исаак прообразует собой жертву Христову? Потому что в 8-й главе от Иоанна Господь скажет: Авраам рад был бы увидеть день Мой, – и добавляет, – и увидел и возрадовался ( Ин. 8:56 ). Значит, Аврааму было открыто, что, то, что он совершает, является не только жертвой, но и прообразом Великой Жертвы. И вот, как у Авраама сын единственный, так и Бог Отец приносит в жертву Своего Единородного Сына. Вот это всё можно раскрыть прекрасно. В результате он получает новое благословение, которое опять касается , что 17-й стих: « Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010