Васса, Дионисия, Ориона и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон. Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II. Агапита в Кесарии каппад. Иерон. Сазана, Мареса, Тимея, Зарона, дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Саворием и другими). Мюллер. Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита . Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер. 24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21. Тавифы девы в Ефиопии. Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска(и), Ираклия(Карала), Евтихия, Календиона. Иерон. (М.Р. 27 нояб.). 22. Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Александрии. Иерон. Лонгина, Евтеция, Нина, Ле- онтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон. Марка и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диоклитиане. М. Р. Григория, еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григория нисского ). Пелариана с сестрою своею Татусбаиею. Абис. у Люд. (у Порфир. Пеладиака и братий его). 23. Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер. Иоанна Габры. Абис. у Люд. Текла-Гаввараиать. Абис. у Люд. Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон. Муч. Виктора, сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора). Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод. Марка преп. Никод: там же. 24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер. Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд. Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У. Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян. Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер. Габры-Маскала. Абис. у Люд. 26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У. Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р. Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Несмотря на посланные епископам Галлии и Германии приглашения, на Собор, открывшийся 11 авг. 878 г. в г. Труа, не прибыли восточнофранк. правители и епископы, поэтому на заседаниях обсуждались в основном проблемы Церкви в Западнофранкском королевстве. По инициативе папы Собор подтвердил отлучения от Церкви герц. Ламберта Сполетского, а также еп. Формоза и всех лиц, замешанных в деле бывш. главы папской канцелярии Григория. В это время опальный епископ явился в королевство зап. франков и был доставлен к папе. По сведениям автора X в. Авксилия, папа потребовал у Формоза письменного обещания никогда не возвращаться в Рим и не претендовать на кафедру Порто. В сент. 878 г. И. короновал Людовика Заику королем зап. франков. Людовик не претендовал на имп. титул, опасаясь недовольства знати в своем королевстве. И. добился от Людовика Заики, чтобы тот назначил Бозона защитником Папского престола. В послании кор. Карлу Толстому И. потребовал отказаться от притязаний на имп. титул и сообщил о своем усыновлении Бозона. В нояб. 878 г. папа и Бозон прибыли в Италию, где 24 нояб. И. призвал епископов Сев. Италии явиться в Павию, вероятно намереваясь представить им Бозона, однако никто из епископов не приехал. В нач. 879 г., сообщая герцогу о разорении Италии сарацинами, И. просил его обеспечить защиту Рима, но герцог, ознакомившись с положением в Сев. Италии, понял, что папский авторитет не гарантирует ему поддержки итал. знати, и остался в Провансе. После смерти кор. Людовика Заики (10 апр. 879) Бозон при поддержке местного епископата объявил себя королем Прованса и Н. Бургундии (впосл. королевство Арелат), узурпировав власть на юге королевства зап. франков. На Соборе в Мантайле близ Вьенны архиепископы Ростагн Арльский и Оттрам Вьеннский (с мая 878 - папский викарий в Галлии) совершили помазание Бозона (15 окт. 879). И. осудил действия Бозона, однако не подверг санкциям епископов, участвовавших в коронации. После возвращения в Рим папа обнаружил, что ситуация в городе и в Юж. Италии обострилась. В 879 г. скончался Капуанский гр. и еп. Ландульф I, за владения к-рого началась борьба между его 4 племянниками, обратившимися за поддержкой как к соседним правителям и византийцам, так и к сарацинам. Несмотря на завещание еп. Ландульфа, обещавшего Капуанскую кафедру и графский титул племяннику по имени Ландульф, И. принял решение в пользу др. его племянника - Ланделульфа, совершил его рукоположение и признал за ним титул графа. Историк Эрхемперт, ставший свидетелем распри, осудил поступок папы как неразумный ( Erchempertus. Historia. 44). В Неаполе консул и еп. Афанасий заключил соглашение с сарацинами и предоставил им земли в своих владениях, откуда они совершали набеги на окрестности Рима, герц-ва Беневенто и Сполето, Сардинию и Корсику. Др. лагерь был основан ими к северу от Беневенто, в горной местности Сепино. В 881 г. сарацины разбили лагерь на р. Гарильяно, что позволило им контролировать Аппиевую дорогу, связывавшую Рим с Юж. Италией.

http://pravenc.ru/text/469686.html

Он прославлял одно и единое нераздельное божество, нераздельное но существу и неслиянное ипостасями, познаваемое в Отце, Сыне и Святом Духе. И не только в этом, но и в тайне о Христе он одинаково отвергал и разделение Нестория и слияние Евтихия, благочестно исповедуя, что единый святой и едпносущной Троицы Бог Слово в последок дний воплотился от Духа Святого и пречистой Богородицы Марии, вочеловечился и неизреченно родился от Нее; Он есть Господь наш Иисус Христос, спрославляемый Отцу и Святому Духу. Он признавал единую Его ипостась, сложенную из двух естеств, божества и человечества, а не принимал в исповедании о Христе одно простое естество после соединения, как учил безумный Евтихий, и не в двух ипостасях, по учению жидовствующего Нестория. Он точно знал разницу между естествами и ипостасями, что естество и существо и образ обозначают родовое, а ипостаси и лицо указывают на видовое. Посему этот святой верил, что единение неизреченно совершилось по ипостаси в девической утробе, ибо в ипостаси Бога Слова получила бытие одушевленная плоть, взятая от девы, а не по предсуществовавшей душе и не по предсозданной плоти, ибо не ин Христос, и ин Бог Слово, как учат заблуждающееся баснословцы, но есть един и тойжде единородный Сын Божий Иисус Христос Господь наш, хотя мы и не неведаем различия сшедшихся естеств. 40. В семьдесят пятый год жизни великого Евфимия был собор в Халкидоне на который собрались почти все архиереи вселенной, ради новшеств, которые были за два года распространяемы Александрийцем Диоскором в Ефесе; отцы исключили из списков иереев самого Диоскора и других еретиков и изложили устав веры. На соборе присутствовали ученики великого Евфимия Стефан епископ Иамнии, и епископ Саракинов Иоанн, так как Петр уже скончался, а его преемник Авксилл умер в проклятии, как согласившийся с Диоскором в Ефесе. Они, взяв устав о вере, составленный и произнесенный на соборе, скоро пришли к великому Евфимию. боясь быть проклятыми, как был проклят Авксилл, после прибытия с разбойничьего собора.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=738...

    Серапамона, еп. Накия в Египте от племени первомуч.     Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады). 25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У.    Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян.     Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер.     Габры-Маскала. Абис. у Люд. 26. Фавста пресвитера, Дидия и Аммония, также Фидея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даие в Александрии. М. Р. А. У.    Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианаии со скалы в 349 г. М. Р.     Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).     Акакия, патр. конст. (471—489). Копт. 1425 (у Порфир. александрийского патриарха, но имени такого нет между алек- сандрийскими патриархами).    Муч. Макария. Копт. 1338 и 1425, у Порфир. память Макария.    Освящение церкви Космы и Дамиана и братьев их и матери их. Копт. 1425. 27. Василея еп., Авксилия, Сатурнина. Зефира, Матроны, Василиска, Карала, Евтиха, Календиона, Евелписта мучч. в Антиохии. М. Р. (Иерон. 21 нояб.).    Пихия нового алепского (alepini). Копт. 1425.     Петра едесского, еп. Газы при импер. Зиноне. Копт. 1425 (одно лице с Петром 26 числа у Мюллера?).     Альгабдила еп. Копт. 1286 и др.     Акакия с муч. Иринархом (сей у нас 28 ноября). М. Р. и Никод.     Маркелла, Петра, Нумерия, Серена, Мелиса и Викторина мучч. в Никомидии. Иерон. 28. Трофима, Феодола, Експектата, Евхерия, Сатурнина, Евсевия и Иулия мучч. в Сирии. Иерон.    Санодия игумена в Саиде в верхн. Египте, Ора монаха саидского. Копт. 1338 и 1425.     Вениана крестителя(?). Копт. у Порфир. 29. Пафнутия игумена в Гераклее. Мюллер.    Тиридата царя в 4 в. Армян.    Мученичество Ставра. Копт. у Порфир. 30. Иустины девы и муч. в Византии. М. Р.    Кариона и Тириона мучч. в Никомидии. Иерон.     Домнина и Меролы мучч. в Антиохии. Иерон. Декабрь 1. Исидора муч. Копт. 1286 и 1338 (у Калькас. Севера).    Аристакеса и Вртанеса детей св. Григория Просветителя, муч. Армян.     Иоанна ираклийского. Копт. у Порфир. и Люд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

е. после предварительного увещания преступника, на основании слов Христа 125 и апостола Павла 126 . Церковь буквально поняла предписание Спасителя о троекратном вразумлении согрешающего брата 127 . Отлучение продолжается до тех пор, пока не раскается отлученный. Впрочем, уже 24 апост. пр. знает срочное отлучение 128 : принимая во внимание разновременность составления апостольских правил, можно думать, что 24-е правило принадлежит позднейшему времени, когда вполне определилась покаянная система с срочным отлучением, в форме публичного церковного покаяния. При последнем, само собою разумеется, не требовалось и троекратного вразумления, так как открытое покаяние, будучи также отлучением, состояло в тоже время в совершении известных спасительных действий, как средств примирения с Церковию, причем, конечно, увещание, в смысле меры предваряющей и направленной к устранению отлучения, не могло иметь места. γ) Наказание должно падать только лично на самого виновного, не касаясь невинных. Пример отлучения невинных вместе с виновными представил епископ Авксилий, который подверг анафеме Классициана, и не только его лично, но и целое его семейство, неповинное в его преступлении. Знаменитый епископ иппонский отправил к Авксилию послание, выставляя на вид всю несправедливость употребленной им меры. По словам его, с духом священного писания и с требованиями справедливости не согласуется отлучать сына за грех отца, жену за грех мужа, слугу за грех господина, или целую семью за грех главы этой семьи 129 . С другой стороны известно, что начиная с конца 2 века входит в практику отлучение целых церквей, но только на Западе 130 . δ) Встречаем многие примеры отлучения умерших. Так Киприан запретил приносить жертву за умершего, который назначил в опекуны пресвитера. Ориген был отлучен Феофилом александрийским почти чрез 200 лет после его смерти; точно также Феодор мопсюетский был отлучен через долгое время после его смерти 131 . В 92 правиле карфагенского собора говорится: «аще который епископ еретиков, или язычников, сродников, или не принадлежащих к сродству, оставит наследниками своими и предпочтет их Церкви: таковому и по смерти да будет изречена анафема, и его имя никогда от иереев Божиих да не возносится».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

369 Так Блаженный Августин очень осуждает одного африканского епископа, Авксилия, за то, что он, по неразумной ревности, наложил анафему за частный грех не только на самого виновника (Классициана), но и на весь дом его. Ковег – Капп. 98 стр У нас на Руси – особенный вид отлучения от церкви с характером интердикта встречается в период собирания русской земли ( В. Иконников «Культурное значение Византии». Киев. 1860. 322–328 стр.), и особенно во второй половине 17 столетия, при патриархах, когда интердикту подвергались нарушители церковных привилегий и церковных судов ( Н. Суворов «О церковных наказаниях». Спб. 1876 стр. 155 и след. Ср. 1 полн. С3. т V. 2985. п. 1. 2. 374 Разбор и опровержение мнений, будто excommunicamio latae sententiae было в церкви от начала или, по крайней мере в IV в., см. Loening. t. 1. 272–276 стр. 375 Si pro delictis anathema quis afficiatur „ Os orare, vale, communio, mensa negatur“. Buchmann „Die Excomunication“. Breslau. 1875. 40 s. 381 Уст. Воинск., гл. 3. войск. проц. ст. 17; гл. 19 арт. 157 и 158 толк.; гл. 22, 196 артик. и друг.; сравн. арт. 1, 6, 8. 387 В церковном уставе Ярослава I (1031–1054) читаем: «аще кум с кумою блуд сотворит: митрополиту гривна золота и в опитемьи… аще ближний род поимется: митрополиту 8 гривен, а их разлучити, а опитемью да приимут… аще кто сблудит с черноризецею: митрополиту сто гривен, а опитемья по закону и проч. См. Собран. памятников Лазаревского и Утина – стр. 400. 388 По пенитенциалам западных государств (Англии, Франции) день поста на хлебе и воде заменяется пением 50 псалма; кто же псалмов не знает – pro dio det denarium unum. Тариф, впрочем, увеличивался смотря по имуществу грешников и иногда возрастал очень сильно. Исполнение епитимии другим лицом дозволялось практикою нашей древней церкви: «достоит ли, спрашивал, напр., Кирик епископа Нифонта, жене мужу своему помочи терпети опитемьи и мужу жене? Достоит, рече, вельми, волею, яко и друг к другу и брат к брату». См. Памятники Росс. словесн. XII в. Москва. 1821. По 20-му правилу митрополита Иоанна матери крестимых детей, если будут больны и не в состоянии соблюдать поста, передают этот долг отцам, чтобы самим не изнемочь и не погубить живота своего. Русск. ист. библ. т VI, стр. 9. Спб. 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

    Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод.     Марка преп. Никод: там же.     24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер.     Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд.     Серапамона. еп. Накия в Египте от племени первомуч. Стефана при Диоклитиане. Копт. 1338 и 1425 (1286 и у Люд. епископа Абсады).     25. Еразма муч. в Антиохии. Иерон. М. Р. У.     Сахака и Месроба переводчиков в 5 веке. Армян.     Евгении и Сусанны дев в Константинополе. Мюллер.     Габры-Маскала. Абис. у Люд.     26. Фавста пресвитера, Дидия. и Аммония, также Филея, Исихия, Пахомия, Феодора егип. епископов и других 560 муч. при кесаре Максимине Даиев Александрии. М. Р. А. У.     Маркелла пресвитера и муч. в Никомидии, низвергнутого арианами со скалы в 349 г. М. Р.     Петра еп. в Едессе. Мюллер (сн. 27 числа).     Акакие, патр. конст. (471—489). Копт. 1425 (у Порфир. александрийского патриарха, но имени такого нет между александрийскими патриархами).     Муч. Макария. Копт. 1338 и 1425, у Порфир. память Макария.     Освящение церкви Космы и Дамиана и братьев их и матери их. Копт. 1425.     27. Василея еп., Авксилия, Сатурнина, Зефира, Матроны, Василиска. Карала, Евтиха, Календиона, Евелписта мучч. в Антиохии. М. Р. (Иерон. 21 нояб.).     Пихиянового алепского (alepini). Копт. 1425.     Петра едесского, еп. Газы при импер. Зиноне. Копт. 1425 (одно лице с Петром 26 числа у Мюллера?).     Альгабдила еп. Копт. 1286 и др.     Акакиес муч. Иринархом (сей у нас 28 ноября). М. Р. и Никод.     Маркелла, Петра, Нумерия, Серена (или Ирены), Мелиса (или Мелозии) и Викторина мучч. в Ниномидии. Иерон.     28. Трофима, Феодола. Експектата, Евхерия, Сатурнина, Евсевия и Иулия мучч. в Сирии. Иерон.     Санодия игумена в Саиде в верхн. Египте, Ора монаха саидского. Копт. 1338 и 1425.     Вениана крестителя (?). Копт. у Порфир.     29. Пафнутия игумена в Гераклее. Мюллер.     Тиридата царя в 4 в. Армян.     Мученичество Ставра. Копт. у Порфир.     30. Иустины девы и муч. в Византии. М. Р.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории. XI в. Прп. Евфимий Великий. Роспись ц. св. Бессребреников в Кастории. XI в. Аскетические воззрения Е. В., сохранившиеся в устной традиции, записанной Кириллом Скифопольским, достаточно традиционны для вост. монашества. Е. В. учил, что одно из главных условий духовного совершенства монаха - послушание. Он также постоянно напоминал ученикам, что монах должен духовно бодрствовать, внимательно следить за всеми движениями души и за всеми помыслами. Е. В. твердо хранил правосл. веру и стремился обратить или вернуть в Православие других. Так, во время пребывания в мон-ре Капарвариха он обратил в Православие немало местных манихеев. Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Е. В. и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь. Перед поездкой на III Вселенский Собор (431) еп. Петра Е. В. предписал ему во всем следовать свт. Кириллу Александрийскому и прп. Акакию, еп. Мелитинскому. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе (449) преемник Петра, еп. сарацин Авксил (Авксолай), встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев Е. В. Полные драматизма события разыгрались в жизни Е. В. после IV Вселенского Собора (Халкидонского) (451). В нем участвовали ученики Е. В.- еп. Стефан и Иоанн, 3-й еп. сарацин, подписавшие определения Собора. Е. В. одобрил их действия и также принял определения этого Собора. Однако затем монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую имп. Евдокию , более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл ок. 20 месяцев. Поскольку Е. В. отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили Е. В. Но страстная речь Е. В. в защиту определений Халкидонского Собора произвела впечатление на Елпидия, который впосл. вернулся в Православие. Однако продолжающиеся нестроения в Иерусалимской Церкви вынудили Е. В. уйти в пустыню, где он оставался до тех пор, пока Феодосий не был низвержен и Ювеналий не занял снова патриаршую кафедру (8 янв. 454). Во время этого добровольного изгнания его сопровождали нек-рые аввы, также под влиянием Е. В. не признавшие Феодосия, напр. прп. Герасим Иорданский . Однако изгнание Феодосия не вернуло в Православие палестинских монахов и имп. Евдокию. В поисках истины она обратилась к прп. Симеону Столпнику , направившему ее к Е. В. Тот посоветовал императрице отвергнуть ересь монофизитства, что она и сделала, ее примеру последовали мн. монахи и миряне. Е. В. также предсказал императрице день ее смерти.

http://pravenc.ru/text/187761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСИЛИЙ ИРЛАНДСКИЙ [ирл. Assaiel] († ок. 460), свт. (пам. зап. 19 марта); ученик св. Аматора; ок. 439 г. начал проповедь Евангелия в Ленстере (Вост. Ирландия), где стал епископом в Килл-осси (совр. графство Килдэр). Вместе с еп. Иссернином А. И. встречался со св. Патрикием Ирландским. Лит.: Muirchus. Vita S. Patricii//AnBoll. 1882. T. 1. Fasc. 4; Haddan, Stubbs. Councils. T. 2. P. 328-330 [пастырское послание с 30 канонами]. А. Р. Ф. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/62840.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВКСИЛИЙ [лат. Auxilius, франц. Ausile - помощник] († 483), сщмч. (пам. зап. 26 янв.), еп. Фрежюса. Монах из мон-ря Лерен ; за суровость аскезы его сравнивали с егип. и палестинскими подвижниками. Когда область захватил вестгот. кор. арианин Эврих (466-484) и начал гонения на православных, А. в числе многих епископов претерпел мученическую кончину. Его останки перенесли в близлежащий г. Каллас, где в его честь была построена часовня. Вероятно, он упоминается под искаженным именем Анциол (лат. Antiolus) в письме Сидония Аполлинария к еп. Принципию Суассонскому (Ep. VIII, 14//PL. 57. Col. 612). Лит.: Girardin G. F. Histoire et office de S. Ausile, martyr, évêque de Fréjus, patron de Gallas. Brignoles, 18372; Heurtebize B. Ausile//DHGE. T. 5. Col. 769. А. И. М. Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/62838.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010