Уже завершив миссию, епископ Герман сломал ногу. Около дома, где он лежал прикованный к постели, начался пожар. Собравшаяся толпа бросилась спасать проповедника, но он запретил им выносить свое ложе, и огонь прошел мимо его дома, сжигая все вокруг. Святой исцелился после явления ему ангела в белых одеждах и продолжил путь в Галлию. Между тем саксы и пикты, заключив между собой союз, напали на бриттов. В страхе те обратились к святым епископам, которые прибыли к ним в лагерь и подняли боевой дух воинов так, как если бы к ним подошло сильное подкрепление. На протяжении всего поста они наставляли воинов и, построив деревянную церковь, многих крестили на праздник Пасхи. В этот же день они получили известие о подходе противника. Тотчас новопросвещенные сменили крестильные рубахи на боевые доспехи. Встав во главе войска, святитель Герман велел бриттам устроить засаду в узкой долине. Когда враг приблизился, епископы, как боевой клич, трижды возгласили: «Аллилуйя!» Подхваченный войском, этот клич был похож на раскат грома. Нападавшие обратились в беспорядочное бегство, и многие их них при этом погибли. Одержав столь внушительную победу над видимыми и невидимыми врагами и восстановив мир и спокойствие в Британии, святые отправились домой. Вернувшись в Осер, святитель Герман, укрепляемый Божественной благодатью, продолжил пастырское служение. Горожане, страдая от невыносимых поборов, обратились к нему, как дети к своему отцу. Сжалившись над ними, он отправился в префектуру Галлии, в город Арль, чтобы добиться снижения налогов. Проезжая по Галлии с небольшой свитой и с Христом в сердце, он совершил по дороге множество чудес и свидетельств Божия милосердия. Несмотря на его стремление остаться незамеченным, жители всех окрестных городов и селений приносили к нему больных, приводили для благословения жен и детей и собирались послушать его богодухновенные речи. Принятый в Арле как достойный преемник апостолов, святой Герман остановился у своего друга Илария (память 5 мая), который часто посещал его и обсуждал с ним церковные проблемы Галлии. Префект Авксилиарий отнесся к святителю с особым почтением. После того как епископ исцелил его жену, долгое время страдавшую лихорадкой, префект охотно согласился облегчить налоги жителям Осера. На прощание Авксилиарий подарил ему много подарков.

http://pravoslavie.ru/55230.html

Сразу после интронизации И. созвал Собор для окончательного оправдания папы Формоза. По мнению ряда историков, в краткий срок было последовательно созвано 2 или 3 Собора - в Риме и в Равенне, однако некоторые совр. исследователи признают несомненным лишь факт созыва Собора в Равенне в 898 г. ( Herbers. 2002). Сведения источников об этих Соборах противоречивы. Так, в эпитафии И. сообщается, что папа созывал 3 Собора, однако в 4-м каноне Равеннского Собора упоминается лишь об одном более раннем Соборе в базилике св. Петра, где было объявлено об оправдании Формоза. У Авксилия в соч. «В защиту священного рукоположения папы Формоза» (In defensionem sacrae ordinationis papae Formosi, ок. 910) упоминается лишь о Равеннском Соборе; в дополнении к этому сочинению указано, что И. «для подтверждения рукоположения Формоза созвал Собор 73 епископов в г. Равенна, на котором присутствовали даже архиепископы и король франков», т. е. имп. Ламберт ( D ü mmler. 1866. S. 72, 95). Сохранились постановления, к-рые традиционно связывались с Собором в Риме ( Mansi. T. 18. Col. 221-226), однако их содержание в целом совпадает со сведениями Авксилия о деяниях Равеннского Собора. В этих постановлениях действия папы Стефана VI (VII) оценивались как кощунственные, а суд над покойным папой Формозом - как недействительный. Собор отменил постановление Стефана VI (VII) об аннулировании деяний его предшественника, хотя и не оправдал всех поступков Формоза. Так, напр., тот факт, что с епископской кафедры Порто он взошел на Папский престол, был квалифицирован как противоречащий канонам, однако законность избрания Формоза не отрицалась, т. к. это было вызвано необходимостью (лат. necessitatis causa). Особо оговаривалось, что впосл. этот случай не может служить прецедентом. Собор восстановил в священном сане всех рукоположенных Формозом и низложенных Стефаном VI (VII) и признал действительной имп. коронацию Ламберта (папа Формоз совершил 2 имп. коронации - Ламберта и Арнульфа; Собор объявил, что коронование Арнульфа (в тексте - Беренгара) было совершено под принуждением). Собор анафематствовал Сергия и его сторонников из числа рим. клира, а также тех, кто принимали участие в осквернении останков Формоза (нек-рые участники суда над папой покаялись и получили прощение). Для предотвращения в будущем смут при избрании нового папы Собор постановил, что избрание должно совершаться епископами и клиром в присутствии имп. посланника, представителей рим. сената и народа. Были также вынесены постановления о недопустимости бесчинств и разграбления резиденции умершего понтифика и вмешательства светских властей (рим. аристократии) в церковные дела, осуждалось аморальное поведение иерархов и клириков.

http://pravenc.ru/text/469688.html

40 . В семьдесят пятый год жизни великого Евфимия был собор в Халкидоне на который собрались почти все архиереи вселенной, ради новшеств, которые были за два года распространяемы Александрийцем Диоскором в Ефесе; отцы исключили из списков иереев самого Диоскора и других еретиков и изложили устав веры. На соборе присутствовали ученики великого Евфимия Стефан епископ Иамнии, и епископ Саракинов Иоанн, так как Петр уже скончался, а его преемник Авксилл умер в проклятии, как согласившийся с Диоскором в Ефесе. Они, взяв устав о вере, составленный и произнесенный на соборе, скоро пришли к великому Евфимию. боясь быть проклятыми, как был проклят Авксилл, после прибытия с разбойничьего собора. Отец наш Евфимий, приняв их и ознакомившись с произнесенным в Халкидоне уставом, принял изложенное в нем исповедание веры, как воистину испытатель правомыслия. Когда же разнеслась молва, что великий Евфимий принял устав о вере, произнесенный в Халкидоне, все монахи хотели его принять, если бы сему не помешал некий Феодосий, но образу монах, но предтеча антихриста. Он, придя в Палестину, увлекает за собою бывшую тогда там Евдокию Августу и обольщает весь монашеский чин, громко порицая Халкидонский собор, якобы извративший правую веру и утвердивший учение Нестория. И так, действуя убийствами, он варварским образом похищает патриарший престол Иерусалимский и, ополчившись на божественные каноны, рукополагает многих епископов, хотя (настоящие) епископы были еще на соборе; сотворив многие убийства и брани, он в течении двадцати месяцев имел силу владеть всем. И когда почти все горожане и монахи пустыни последовали его отступничеству, только бывшие с великим Евфимием одни из всей пустыни не хотели войти с ним в общение, и Феодосий, будучи хитрым, послал за ним, как за славным. Но великий Евфимий не пожелал идти в город, и тогда Феодосий посылает к нему архимандритов монашеских Елпидия, ученика и преемника великого Пассариона, и Геронтия, преявшого блаженную Меланию, с просьбою вступить в единение с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Skifopo...

«Первый такой случай был в 769 году, когда папа Константин II, утвердившийся на престоле вооружённой рукой и владевший им в продолжение тринадцати месяцев, был ослеплён и низложен, после чего были объявлены недействительными все его посвящения. Но особенно резкий факт в этом роде случился в конце девятого столетия, когда после смерти папы Формова, вследствие объявления недействительными всех посвящений, совершенных им в пятилетнее папствование, вся итальянская церковь пришла в крайнее замешательство и родилось всеобщее сомнение: существуют ли ещё в Италии таинства? Современник Авксилий говорит: через это всеобщее пострижение, расстрижение и вновь пострижение (ordinatio, exordinatio et superordinatio) в Риме дошло до того, что вот уже около двадцати лет, как в Италии потухла христианская религия. Папы и соборы решали то за, то против действительности посвящений, и в Риме в то время, очевидно, лишились всякого ясного сознания относительно учения о посвящении. От имени тех многочисленных священников и епископов, церковное существование которых было вопросом вследствие решений Стефана VIII и Сергия III, Авксилий требует справедливого расследовании на вселенском соборе, который мог бы ещё уладить эту, произведённую папами, путаницу. Но этот собор не состоялся, и догматическое неведение и путаница так и остались в Риме» 136 . В одиннадцатом веке открылась великая борьба против симонии. Снова объявлено было много посвящений недействительными, и начались перепосвящения. «Это произошло вследствие двоякого ложного заключения, что симония (или получение и преподание священства за деньги) есть ересь, а ересь делает посвящение недействительным. Вред, который папы причинили этим, был безмерный, ибо тогда, во всей Италии, было весьма мало священников и епископов, которые были бы непричастны симонии; так что миллионы мирян были введены в заблуждение касательно таинств, которые они приняли из рук клира, не имеющего действительного посвящения. Спор и вражда между народом и священниками проникла даже в деревни; почти не было исхода из этого лабиринта всеобщего религиозного сомнения и прерванного или разрушенного преемства в рукоположении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

«Алипий, епископ бактрский 323 , (сказал: присутствуя и слыша разбирательство дела, которое происходило между почтеннейшим пресвитером и архимандритом Евтихием и между Флавианом и Евсевием, и узнав из прочитанных нам документов и представленных записок, что они – Флавиан и Евсевий – достойны порицания и оказались виновными в вероломстве, и я, согласно с святейшими отцами, отчуждил их, то есть, Флавиана и Евсевия, от священнического достоинства)». «Полихроний, епископ антипатридский, (сказал: и я соглашаюсь с приговором святых отцов, произнесенным против Флавиана и Евсевия, чтобы они были чужды священства и епископского достоинства)». «Панкратий, епископ ливиадский, (сказал: Флавиан и Евсевий, освободив вселенную от соблазна лишением своего епископства, научают, что все должны твердо стоять в правилах, обнародованных святыми отцами в Никее и в Ефесе, и не вооружаться, как они, на открытейшую борьбу)». «Авксилай, епископ сарацин союзников, (сказал: справедливо следовать тому, что определено святыми отцами. Поэтому и я соглашаюсь с определениями, произнесенными против бывших епископов Флавиана и Евсевия)». «Домнин, епископ платэйский, (сказал: так как известно совещание святых отцов и определение, произнесенное против Флавиана и Евсевия: то и я, соглашаясь с их приговором, произношу тоже самое)». «Феодосий, епископ маставрский, (сказал: так как уже состоялось справедливое решение святых отцов относительно осуждения Флавиана и Евсевия: то и я соглашаюсь с их приговором)». «Кириак, епископ эгльский 324 , (сказал: и помимо наших речей доказано, что Флавиан и Евсевий не повинуются правильному изложению святых отцов, произнесенному в Никее и утвержденному в этой ефесской метрополии, и за это Святой собор произнес против них справедливый приговор, с которым и я согласен относительно осуждения упомянутых)». «Флавиан, епископ адрамитинский, (сказал: и я соглашаюсь с определением, которое произнесено святыми первосвященниками Диоскором, Ювеналием, Домном, Стефаном, Фалассием и всем святым собором, вместе с ними собранным по делу Флавиана и Евсевия, и также присуждаю их к лишению всякого священства)».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

67 Автор перечисляет произведения святого Илария, из которых сохранилась только «Слове о жизни св. Гонората», небольшое послание к Евхерию Лионскому, а также четверостишие о пламенном Грацианопольском источнике, которое сохранилось в сочинении Григория Турского «Одвижении звезд» (см. Biicheler F., Rieise A. Anthologia latina, 1.2. Leipzig, 1906. S. 37; а также PL T. 13. Col. 632 ). Изложения символа веры не сохранилось, но им пользовался в своей проповеди о символе святой Кесарии Арелатский (см. Sermo 9. Expositio vel traditio Symboli). С большой долей вероятности Иларию также можно приписать «Слово о чуде святого Генесия, арелатскогомученика» – повествование о чуде, произошедшем во время епископата святого Гонората (427–429 гг.). Произведение написано современником и очевидцем чуда. См. CavallinS. Sainte Genes le notaire//Eranos, 44 (1945). P. 150–175. – О сочинениях св. Илария Арелатского, а также современную библиографию см. ниже Избранную библиографию в конце книги. – Прим. ред. 69 Далее Гонорат Массилийский называет Авксилиария префектом Рима (Vita Hilarii 2). Он упоминается также в «Житии святого Германа Оксерского» (Vita Germani) и, кроме того, известен по надписи на миллиарии (придорожном камне, см. InscriptionunLatinorum, XII.5494). Авксилиарий был префектом претория ЛИИ с резиденцией в Арелате в 438–439 гг., а впоследствии, в 445 г.. стал префектом Рима. 71 Галльская церковь этого времени знала только общую исповедь, собственно не исповедь (confessio), а покаяние (paenitentia), состоявшее из увещания епископа и покаяния народа. Проведение таинства покаяния было прерогативой епископа. 75 In cancello ecclesiac. Имеется в виду алтарная преграда в церкви, отделяющая священнослужителей от мирян. 80 Проскений – передняя, несколько более возвышенная часть сцены, ближайшая к " РИтелям, где стояли игравшие актеры. 82 Св. Герман, епископ Аутессиодура (современный Оксер) в 418–448 гг., родился в Аутессиодуре в 378 г.; затем учился в Риме, где стал заниматься адвокатской практикой. Впоследствии вернулся на родину, где был избран епископом своего родного города, о благе которого он очень много заботился. Св. Герман был активным церковным деятелем; он совершил два путешествия в Британию (в 439 и 445 гг.) для борьбы с пелагианством. Во время первого путешествия он поставил епископом св. Патрика, просветителя Ирландии. Герман был близок со многими лериниами, в частности, со св. Иларием. Память св. Германа отмечается 31 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При таких обстоятельствах Иларий делал неоднократную попытку к примирению с св. Львом. (Ad placandum animum S. Leonis inclinata humilitate se convertit). Первая попытка была неудачна. Бывший префект Галлии Авксилиарий (Aufiliaris), к которому, как лично знавшему его, Иларий обратился за посредничеством в деле примирения со св. Львом, писал Иларию: «говорил со св. папой Львом... но на этом месте (письма), ты, думаю, возмутишься духом; люди нетерпеливо переносят, когда мы говорим так, как знаем. Кроме того, уши римлян более трогаются некоторым ласкательством (aures praeterea 11 Romanorum quadem teneritudine plus trahuntur). Если твоя святость тотчас снизойдет до него (ласкательства), то ты приобретешь очень много, ничего не потеряв». (Migne, L. 1239). Примирение при жизни Илария по-видимому не состоялось. Впрочем, св. Лев впоследствии переменил свое мнение об Иларии и в одном письме к Галльским епископам, написанном после смерти его (Илария), называет его «святой памяти» (Ер. XL). По смерти Илария был избран ему преемником Равенний. Двенадцать избравших его епископов обратились к св. Льву с просьбой об утверждении Равенния в тех правах, какими пользовался до столкновения со св. Львом Иларий. Св. Лев уважил просьбу (Ер. XL и XLI), не смотря на то, что Равенний вступил в отправление обязанностей митрополита Виенской провинции без его разрешения, о чем своевременно и был уведомлен Виенским епископом. Св. Лев в это время был занят борьбой с монофизитами и потому ему неудобно было входить в неприятности с Галльскими епископами. Впрочем, Виенский епископ не переставал стремиться к освобождению из-под власти Арльского митрополита пока, наконец, не достиг своей цели. Воспользовавшись тем, что Равенний однажды поставил епископа в город, подлежащий ведению Виенского епископа, этот последний отправился с жалобой к св. Льву. Об этом узнали и Равенний с приверженцами. Они, в свою очередь, просили св. Льва утвердить за Арлем прежние права и не обращать внимания «на неблагоразумные и заслуживающие порицания» домогательства приматства, на которое Виенский епископ «не имеет права» (Ер. LXV, 2). Но св. Лев все-таки склонился на сторону Виенского епископа. Для него, конечно, гораздо выгоднее было разделить Арльскую митрополию на две независимых друг от друга митрополии. Св. Лев помнил «чрезмерные притязания» Илария и потому рад был случаю, дававшему ему возможность подчинить себе Южную Галлию, разделив Арльскую митрополию на две независимых друг от друга митрополии. Чтобы Виенская кафедра «не казалась ниже», чем Арльская, св. Лев отнял от последней четыре города (Валенсию, Женеву, Тарептазию и Грацианополь) и присоединил их к Виенской епископии. Так возникли в Галлии две независимых друг от друга, во зависимых от Рима епархии (Ер. LXVI). с) Африканская церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

    Фомы монаха в Сирии † в 782 г. Память его чтили особенно жители Антиохии, избавленные его молитвою от губительной болезни. М. Р. Мюллер. 19. Максима, Мутиана, Неофера, Тобиса, Ианнуария, Виталия, Картерия, Маркиана, Ианнуария другого, Дицента, Зефора, Монгиона и Романа, мучч. в Кесарии каппадок. Иерон.    Мулиеры и 40 вдов мучч. в Гераклее. Иерон.     Марины. Копт. у Порфир.     Оскианья мучеников во 2 в. Армян.     Хада еп. в 4 в. Армян.     Нерсеса Великого католикоса в 5 в. Армян. 20. Асты девы муч. в Персии. Мюллер.    Байхи мучч. при Сапоре II в Персии. Мюллер.     Василия, Диунисия и Рустика, мучч. в Антиохии. Иерон.     Васса, Дионисия, Агапита и 40 других, Орионая и Дасса мучч. в Гераклее во Фракии. М. Р. Иерон.     Дапия пресвитера и муч. в Персии при Сапоре II.     Сазана, Мареса, Тимея, Зарона, дев Татоны, Мамы, Мазахии, Абиафы и Гатесы при Сапоре II в Персии (с Иоанном и Савориен и другими). Мюллер.     Симеона за иконы испов. и богоносного. Никод. в жизни Григория Декаполита.     Стефана игумена и Антипы пресвитера мучч. в Константинополе. Мюллер.     24 старцев в Апокалипсисе. Копт. 1286. 1338 и 1425. 21. Тавифы девы в Ефиопии.    Василия, Зефира, Матроны, Авксилия, Сатурнина, Василиска, Ираклия, Евтихия, Кадендиона. Иерон. 22. Феликса, Димитрия, Зета и Гонората мучч. в Аиександрии. Иерон.    Лонгина, Евтеция, Нина, Леонтия, Фавста мучч. в Каппадокии. Иерон.     Марма и Стефана мучч. в Антиохии в Писидии при Диокиитиане. М. Р.     Григория, еп. Таниса. Копт. 1338 и 1425 (у Люд. и 1286 Григории нисского).     Пеларианас сестрою своею     Татусбаиею. Абис. у Люд. (у Перфир. Пеладиака и братий его). 23. Фавстины августы муч. в Александрии. Мюллер.    Иоанна Габры. Абис. у Люд.     Текла-Гаваартат. Абис. у Люд.     Вероциана и Евтика мучч. в Кесарии. Иерон.    Муч. Виктора, сына Романа. Копт. 1425 (у Порфир. обновление храма св. Виктора).     Потамиона еп. Никод. в жизни Григория акрагантийского. Никод.     Марка преп. Никод. там же. 24. Иуста, еп. иерус. во 2 веке. Мюллер.    Ликана, игумена в Ефиопии, сотрудника св. Фрументия в Ефиопии. Абис. у Люд.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это Житие является одним из выдающихся памятников ранней лат. агиографии. Г. много цитирует сочинения др. авторов, напр. свт. Евхерия , еп. Лионского и Илария Арелатского. Благодаря этому до нас дошли небольшие стихотворные фрагменты Эдесия, арелатского поэта, посвященные свт. Иларию, а также послание к нему префекта Рима Авксилиария. Кроме лат. словесности (Павлин Ноланский, блж. Августин) Г. также был хорошо знаком с сочинениями свт. Григория , еп. Нисского (энкомионам к-рого он явно подражает), и, возможно, свт. Григория Богослова . Помимо вопросов аскетического богословия автор касается и актуального в его время спора о действии Божественной благодати. В Житие Г. вставляет предсмертное увещание свт. Илария, в к-ром приписывает ему учение о «предшествующей подвигу Божественной благодати» (gratia praecedente industria subsequente) (Vita Hilarii. 26), к-рая «изменяет человеческую волю к лучшему» (humanum arbitrium divina praecedens gratia commutaret in melius (Vita Hilarii. 6)). Т. о., у Г. мы находим вполне сформировавшееся учение, утвержденное на II Аравсионском Соборе (529), об абсолютной испорченности свободной воли, вытекающей из греховности человеческой природы, к-рая без предварительного воздействия на нее Божественной благодати сама по себе неспособна к добру, и, следов., в деле спасения всегда сначала действует благодать, а затем следует человеческий подвиг (industria subsequente). Ж. П. Вейс считает, что Г. приписал свт. Иларию эту доктрину, сформировавшуюся неск. позднее. Свт. Иларий, по мнению Вейса, по своим взглядам более близок к учениям Иоанна Кассиана Римлянина и Фавста Регийского , к-рые не признавали свободную человеческую волю изначально неспособной стремиться к добру. Напротив, П. Курсель находит элементы учения о «предшествующей благодати» у Илария, в рассказе о своем обращении (Vita Honorati. 23). Однако если свт. Иларий и рассматривает свое обращение как чудо (подобно блж. Августину), совершенное по Божественной благодати, действовавшей через свт. Гонората , еп. Арелатского, тем не менее он далек от теоретического осмысления этого учения, к-рое свойственно Г.

http://pravenc.ru/text/166135.html

В годы епископского служения И. Арелат оставался важнейшим городом Галлии. В нач. IV в. там располагалась резиденция имп. Константина I Великого , его сыновей Константина II и Констанция II и монетный двор; в 395 г. из г. Треверы (ныне Трир, Германия) в Арелат была перенесена резиденция префекта Галлии - высшего имперского гражданского сановника, чья власть распространялась на Галлию, Испанию и Британию. В 418 г. имп. Гонорий постановил проводить в Арелате ежегодное собрание представителей городских общин Вьеннской пров. Рост политического значения города привел к повышению авторитета епископской кафедры. До 398 г. Арелатский епископ подчинялся митрополиту г. Вьенна, однако на Тавринском (Туринском) Соборе, проходившем под рук. еп. Симплициана Медиоланского, предстоятель Арелата получил права митрополита в юж. части Вьеннской пров., к-рая т. о. делилась на 2 митрополичьих округа (Les Conciles gaulois du IVe siècle/Éd. J. Gaudemet. P., 1977. P. 138-140). В 417 г. Римский папа Зосима предоставил Арелатскому еп. Патроклу права митрополита во всей Вьеннской и в обеих Нарбонских провинциях, а также исключительное право выдавать рекомендательные письма галльским клирикам, направлявшимся в Рим или в др. места за пределами Галлии ( Zosimus, papa. Ep. 1//PL. 20. Col. 642-646). Это решение было опротестовано нек-рыми галльскими епископами, в т. ч. еп. Иларием Нарбонским. Преемник Зосимы папа Бонифаций I восстановил Нарбонскую митрополию в пределах Первой Нарбонской пров.; вероятно, независимость сохраняла и митрополия Вьенны. Ввиду особого положения Арелатского епископа в системе церковной иерархии Галлии И. часто вступал в контакты с высшими гражданскими сановниками. Во время проповеди в базилике Констанция он обличил префекта Галлии, отвергшего «увещание ради его собственного спасения». Возможно, речь шла об Авксилиарии (префект в 438-439), благочестивом муже, к-рый поддерживал отношения с И. и со свт. Германом Автиссиодурским ( Honoratus Massiliensis. Vita Hilarii. 14, 22; Const. Lugd. Vit. Germ. 23). Однако скорее всего И. обличал Альбина (префект в 440), амбициозного человека, к-рый конфликтовал с патрицием Аэцием. Для их примирения имп. Валентиниан III послал в Галлию рим. диак. Льва (впосл. папа Лев I Великий). Об имени префекта и о его проступках, вызвавших недовольство епископа, вероятно, намеренно не сообщалось, лишь указывалось, что речь шла «о деле справедливости».

http://pravenc.ru/text/389093.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010