Георгия Аламана и др. Совр. исследователи частично или полностью отрицают историчность 300 святых. К. П. Киррис отождествил большинство из них с известными святыми: напр., преподобных Кассиана, подвизавшегося близ с. Алектора (пам. кипр. 16 сент.), и Кассиана, жившего близ с. Авдиму (пам. кипр. 4 дек., 28(29) февр.),- с прп. Иоанном Кассианом Римлянином , мч. Константина Ормидийского - с друнгарием Константином Вавуциком из числа Аморийских мучеников , прп. Авксентия Чудотворца - с прп. Авксентием Вифинским . Синаксарные жития в составе служб, написанных в XVIII-XIX вв., нередко содержат сюжеты, заимствованные из житий визант. святых. Напр., одно из чудес прп. Ионы совпадает с описанным в 21-й гл. соч. «История боголюбцев» Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. rel. XXI 24//PG. 82. Col. 1445). Основные эпизоды Жития прп. Кендея сходны с биографией прп. Иоанна Хозевита (пам. 3 и 28 окт.). Считается, что культ 300 святых оказал влияние на возникновение на Кипре почитания 318 святых, чьи мощи находятся в ц. св. Отцов близ с. Пано-Архимандрита. По местному преданию, эти святые приплыли на Кипр из Сирии, спасаясь от гонения, высадились в Писури, пришли в Пано-Архимандриту, где были убиты язычниками ( Gunnis R. Historic Cyprus. [L.], 1936. P. 174-175). Ист.: Bustron F. Chronique de l " île de Chypre/Publ. par R. de Mas Latrie. P., 1884. P. 32-35, 44-46, 461; Sathas C. N. Vies des saints allemands de l " Église de Chypre//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 405-427; Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 28-36; Παπαδπουλλος Θ. X . Εκ τς Αρχαιοττης Ιστορας το Πατριαρχεου Ιεροσολμων//Να Σιν. 1952. Σ. 28-30 (отд. отт.). Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre//AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 249-254; Κρρης Κ. Π. Αλαμνοι γιοι τριακσιοι της Κπρου//ΜΚΕ. 1984. Τ. 1. Σ. 329-331; idem. (Kyrris C. P.). The «Three Hundred Alaman Saints» of Cyprus//The Sweet Land of Cyprus: Papers Given at the 29th Jubilee Spring Symp. of Byzantine Studies, Birmingham, March 1991/Ed. A. A. M. Bryer, G. S. Georghallides. Nicosia, 1993. P. 203-235; idem. Πντε κυπριακ γιολογικ μελετματα//Επετηρδα Κντρου Μελετν Ιερς Μονς Κκκου. Λευκωσα, 1996. Τ. 3. Σ. 69-110; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 19972; Βλσιος Σταυροβουνιτης, μον. Πατερικν τς Νσου Κπρου. Θεσσαλονκη, 19993. Σ. 18-27.

http://pravenc.ru/text/1840115.html

Следующий элемент, который мы рассмотрим – трипеснец на утрени. Он состоит из трех библейских песней и соответствующих припевов к ним. Схематично структура трипеснца представлена в таблице 1 (П.Б. – песнь Богородицы).   Таблица 1 Структура современного великопостного трипеснца Дни Библейские песни     8, П.Б. , 9   Парадигма похожего изменяемого трипеснца зафиксирована уже на Страстной седмице в Древнем Иадгари, отражающем развитие греческой гимнографии доиконоборческого периода, начиная с образцов ΙV–V века и до начала VIII века . Подобное распределение библейских песен по дням недели встречается в сирийской Псалтири VIII–IX веков, отражающей практику более раннего времени (VI–VII вв.) . Рассмотрение приведенной таблицы показывает, что восьмая и девятая песни канона – неизменяемый элемент. Указанные постоянные песни канона являются одной из самых ранних форм данного произведения – двупеснцем. В упоминаемом Иадагри мы находим подобные произведения в попразднства Рождества Христова (26, 27 декабря) и Богоявления (8, 9, 10, 11, 12 января) . Причем в них под девятой песней подразумевалась песнь Богородицы, а не Захарии. Это подтверждают данные папируса John Rylands 466, где строфические композиции вводятся пометами «На Благословите» и «На Величит» . Девятая песнь канона, как песнь Богородицы, содержится также в синайско-грузинском часослове VII века (Sin. iber. 34) . Наличие на утрени Библейской песни трех отроков как постоянного элемента можно проследить в различных литургических источниках. В частности, эта песнь (Дан. 3: 57-88) занимала достаточно прочное положение на утрени Песненного последования в Константинополе и исполнялась каждый день после последнего антифона . В житии подвижника V-ro века прп. Авксентия Вифинского упоминается, что он пел песнь трех отроков между 6-м и 9-м часом, после того, как пришедший к нему народ исполнит тропари . Песнь трех отроков и Богородицы являлись также неподвижными элементами и иерусалимского утреннего богослужения. Об этом свидетельствуют приведенные выше двупеснцы из Иадгари. Упоминаемый синайско-грузинский часослов (Sin. iber. 34) уже дает нам псалмодию из девяти песен. Однако другой памятник иерусалимского богослужения – Святогробский Типикон – предписывает на всенощном бдении исполнять 50-й псалом после шестой песни. Подобное расположение псалма указывает на единство последних трех песен и то, что ранее они были единственными, а первые шесть песен добавлены позже. Появление полного цикла девяти песен в иерусалимской традиции можно отнести к VII веку .

http://bogoslov.ru/article/4484655

Спасайтесь и молитесь за преданного собрата Антония. 20 января 1911 год 54 Друже и владыко! По просьбе графа Бобринского я направил для проживания в гостинице Тихвинского монастыря и обучения церковной службе и русскому языку угро-росса студента Думинковича, о чем и уведомил архиепископа Иоанникия. Будем за него платить 1 рубль в день; жить будет там месяц. О сем докладывали Вам на благословение Ваше и просили святых молитв. Преданный архиепископ Антоний. 13 февраля 1913 Завтра Вас со днем бывшего ангела! февраля память преподобного АвксентияВифинского отшельника, пресвитера. — Примеч. ред.] 55 Преосвященнейший владыко! В начале июля, а может быть и раньше, на Ваше имя получил из Почаевской лавры 50 рублей. Сие предназначено на устроение киота для образа Покрова в актовой зале, а если киот уже устроен и оплачен, то на нужды академической церкви или студентов по Вашему усмотрению. Вчера возвратился из девятидневной отлучки в Кременец и Лавру и обрел 115 казенных конвертов и множество частных писем, поэтому сейчас, закончив их пересмотр, чуть жив. Прошу приветствовать сослуживцев бывших и не забывать в молитвах душевно преданного собрата Антония. 19 июля 56 Архиепископ Харьковский, 6 января «Приидите возрадуемся, Господеви настоящую тайну сказующе». Радость христиан о спасении нашем обновляется во дни Рождества и Крещения Христова свыше посылаемым нам чувством умиления пред подвигом любви и смиренномудрия Сына Божия, приявшего зрак раба в пещере Вифлеемской и ставшего среди кающихся грешников в водах Иорданских. Обильно да пошлет Господь сию радость и в Ваше благоговейное сердце и да утешит ею Вас в настоящих скорбях, переживаемых нашим отечеством чрез войну с врагами внешними и чрез попытки врагов внутренних поднять народ против законной власти. Да укрепит Господь всех нас в посильном противостоянии невидимым врагам нашего спасения, и в стремлении ко Христу вслед за Вифлеемскими пастырями и Персидскими Волхвами, и в принесении Ему взамен злата, ливана и смирны духовных даров веры, надежды и любви.

http://pravoslavie.ru/5548.html

Прп. Афанасий Афонский. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. Между 1318 и 1320 гг. В IX-XV вв. мн. монастырские центры достигли расцвета, пользовались большим почитанием и оказывали влияние на духовную жизнь Византии в целом. Таковыми были «святые горы» визант. М., из которых в указанный период наибольшее значение имели Вифинский Олимп, гора св. Авксентия, Папикий, Ганос и Афон. Среди подвижников Вифинского Олимпа получил начальное монашеское воспитание прп. Феодор Студит, впосл. многое заимствовавший из бытовавших в олимпийских мон-рях и кельях преданий. Студийский мон-рь под его руководством стал духовным центром не только К-поля, но и всей Византии, оказавшим огромное влияние на М. IX-XI вв. Прп. Феодор не считал общежитие единственно возможным образом монашеской жизни, однако полагал, что это наиболее удобный для спасения путь («царский путь», т. е. избегающий крайностей). Устав, основанный на принципах, изложенных прп. Феодором, с небольшими вариациями стал наиболее распространенным в Византии (включая Юж. Италию), а затем и в славянских странах, в частности на Руси в XI-XIV вв. Студийский идеал монашеской жизни достаточно быстро стал предметом подражания, а подвижники, придерживавшиеся его, могли именоваться ревностными студитами вне зависимости от того, принадлежали ли они к «студийской семье» обителей или же просто придерживались тех же принципов, что и прп. Феодор. Так отзывались, в частности, о прп. Симеоне Новом Богослове (949-1022), к-рый лишь краткое время провел в Студийском мон-ре, однако в своем руководстве Маманта святого монастырем явно воспроизводил характерные элементы студийского духовного руководства, включавшего в т. ч. регулярные огласительные поучения. «Огласительные слова» прп. Симеона дают яркую и живую картину повседневной жизни в к-польском монастыре студийского типа со всеми трудностями, искушениями и даже нестроениями. Студийская обитель оставалась влиятельной и почитаемой вплоть до падения Византийской империи. Также до XIV в. процветали мон-ри Вифинского Олимпа и др. монашеских центров М. Азии, закат к-рых был связан с тур. завоеванием.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Преподобный Петр родился в Галатии. Будучи восьмилетним отроком, ушел из родительского дома в Иерусалим, потом переселился в Антиохию, где затворился в погребальной пещере и проводил жизнь в строгом посте и непрестанной молитве; обладали даром чудотворений и скончался около 492 г., имея 99 лет отроду. Преподобный Вендимиан был учеником св. Авксентия (11 февраля), прожил 42 года в расселине скалы в Вифинской пустыне. Постом, бдением и молитвой приобрел дар чудотворений, скончался 99-ти лет. Жил в начале V столетия. 2-е число Сретение Господне. Так назван праздник потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном и Анной пророчицей. У евреев был закон, чтобы каждый первенец, т. е. первый сын, в 40-й день по рождению, был посвящаем Богу, и мать приносила бы в выкуп за него и вместе за свое собственное очищение жертву Богу. Вследствие сего закона, в сороковой день по рождению, и Господь Спаситель наш Своею Пречистою Матерью и Ее праведным обручником принесен был в Иерусалимский храм. В это время жил в Иерусалиме Симеон, муж благочестивый, которому обещано было от Бога, что он не умрет, доколе не увидит Христа Господня. Это было, когда он, переводя книгу пророка Исаии с еврейского языка на греческий, остановился на предсказании его о рождении Спасителя от девы ( Ис.7:14 ) и хотел слово дева заменить словом замужняя женщина. По внушению Духа Божия, старец Симеон пришел в храм. Увидев св. Богородицу с младенцем Иисусом, он узнал в Нем обещанного Спасителя и, взяв Его на руки, исповедал, что Он есть Спаситель мира. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое...» произнес св. Симеон, когда взял на руки Богомладенца. Вместе с Симеоном Анна пророчица, праведная старица, узнала Спасителя, восхваляла Бога и говорила о Спасителе всем, которые с верой ожидали пришествия Его. 3-е число Св. Симеон Богоприимец быль сын священника Ионы. Он был одним из переводчиков Священного писания для Птоломея, царя египетского. При переводе слов пророка Исаии о рождении Спасителя от Девы ( Ис. 7:14 ), когда хотел слово дева заменить словом замужняя женщина, явился ему ангел, запретил заменять и в доказательство, что пророчество сбудется, обещал, что он не умрет до тех пор, пока сам не увидит Спасителя. Так и случилось: в 40-й день по рождению св. Симеон увидел Спасителя, узнал Его, взял на руки, отчего и назван Богоприимцем, предсказал Его страдания и смерть и затем вскоре умер, прожив всего 360 лет. Частица мощей св. Симеона хранится в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря на Афоне. Св. Анна, это была 84-х летняя старица-вдова, жившая только 7 лет в замужестве и затем посвятившая себя Богу, проводившая день и ночь в молитве. По указанию Духа Святого, она узнала Младенца Спасителя, прославляла Бога, даровавшего людям Спасителя, и говорила о Нем всем ожидавшим явления Мессии. За святость жизни и за проповедь о Спасителе св. Анна называется пророчицей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Преп. Антоний Новый, подвизавшейся на Олимпе, происходил из Палестины. В афонских обителях жили пришельцы из М. Азии (например, Евфимий Новый) Иверии, (Евфимий Иверский), Армении и Италии 259 . В монастыре преп. Лазаря Галесийского подвизались выходцы из Лидии и Армении 260 . Не менее многочисленны указания агиографической литературы на то, что некоторые святые много раз меняли место своего подвижничества, переходя иногда при этом из одного конца империи в другой, и тем свидетельствуя об оживлённом идейном культурном и этническом обмене между её областями. Помимо таких ярких примеров, как странствования преп. Серапиона 261 , преп. Илариона В. (жившего подолгу в Египте, Сицилии, Эпидавре и Крите), преп. Мартиниана (обошедшего в два года 164 города) и Никона Метаноите, можно указать на передвижение целого ряда других святых. Преп. Авксентий, происходивший из Сирии, подвизался в окрестностях Халкидона; каппадокиец преп. Агапит прославился около Синада во Фригии; преп. Андрей еп. Критский происходил из Дамаска; преп. Афанасий Афонский , трапезунтец по происхождению, учился в Константинополе и подвизался на Афоне; преп. Герман Козинитский пришёл во Фракию из Палестины; преп. Григорий, происходивший из Декаполии (ю-в. угол M. Азии), подвизался в Солуни и Константинополе; преп. Давид Солунский прибыл в этот город из М. Азии; преп. Дорофей Фракийский происходил из Трапезунта; Епифаний еп. Кипрский родился в Финикии; преп. Евфимий Новый, бывший воин из Галатии, сначала подвизался на Олимпе, а потом на Афоне; преп. Ипатий Руфинианский прибыл в Вифинию из Фригии; преп. Иосиф Песнописец, уроженец Сицилии, жил в Пелопоннесе, Солуни и Константинополе; преп. Лука Столпник, подвизавшийся около Халкидона, происходил из Фригии; вифинский игумен преп. Михаил Малеин был уроженец Каппадокии; преп. Павел Латрский родился в Пергаме и подвизался сначала на Олимпе; преп. Парфений Лампсакский прибыл в этот город из Мелитополя; преп. Стефан еп. Сурожский происходил из Каппадокии; преп. Христодул Патмосский, уроженец Никеи, несколько раз менял место подвигов под давлением турецкой опасности и жил в Палестине, на Латре, на островах Косе и Патмосе; наконец, преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРКИАН [Греч. Μαρκιανς] († между 471-474), прп. (пам. 10 янв.), пресв. и эконом храма Св. Софии в К-поле. Источники Житие М., написанное неким Сергием, полагавшимся на рассказы очевидцев, сохранилось в неск. версиях. Впрочем, не все исследователи поддерживают раннюю датировку этого памятника (напр., к кон. VIII в. его создание относит Дж. Уэртли - Wortley. 2011. S. 728). Оно было издано в краткой редакции А. И. Пападопуло-Керамевсом по рукописи Hieros. Sab. 242, X в., и в пространной - М. Гедеоном по рукописи Ath. Cuml. 37, XI в. (содержит дополнительные сюжеты: о серебряных дел мастере, обманывавшем М., о дарах готов Аспара и Ардавурия, о посещении М. домов терпимости, о строительстве ц. св. Иоанна Предтечи в квартале Даниила). Критическое издание осуществлено Уэртли ( Wortley. 2011. S. 735-771). В Х в. Житие М. было переработано Симеоном Метафрастом (BHG, N 1034). Редакция Жития (BHG, N 1034b), вошедшая в Императорский Минологий 1034-1041 гг., опубликована Ф. Алькеном. В Житии М. содержатся интересные описания архитектурных сооружений и приводятся важные детали жизни К-поля V в. Сведения о М. также содержатся в «Церковной истории» Феодора Чтеца и в Житии прп. Авксентия Вифинского. Житие Родители святого были знатного происхождения и состояли в родстве с имп. семьей. В правление имп. Маркиана (450-457) и его супруги св. Пульхерии они переселились из Рима в К-поль. М. получил прекрасное образование. В Житиях подчеркивается, что М. был воспитан родителями в правосл. вере и в христ. добродетелях, но не сообщается, что в юности он принадлежал к секте новациан ( Theod. Lect. Eccl. hist. I 13//PG. 86. Col. 172), к-рая отличалась аскетическим образом жизни. Этот факт дал повод исследователям задаться вопросом, не являлся ли М. последним новацианским епископом К-поля ( Wortley. 2011. S. 733). Однако уже в молодые годы М. обратился в православие, во многом благодаря прп. Авксентию Вифинскому (PG. 114. Col. 1380). М. полюбил посещение храмов Божиих и церковных служб, К-польский патриарх (видимо, свт. Анатолий (449-458)) заметил благочестивого и скромного молодого человека и сделал его клириком. Немного позднее свт. Геннадий I (458-471) счел М. достойным пресвитерского сана, а потом поставил и экономом Великой ц. (т. е. Св. Софии); в его обязанности входило заведование церковным имуществом, в т. ч. недвижимым. Полученное после смерти родителей богатое наследство М. потратил на сооружение и благоукрашение церквей, а также на милостыню нищим. М. вел строгую аскетическую жизнь, носил простую одежду и не имел даже второго хитона на смену.

http://pravenc.ru/text/2562338.html

Не менее многочисленны были в Византии школы монастырские. Известно, что монашество в средневековой Византии достигло весьма большого развития. Вся Византийская империя была усеяна монастырями, так что с некоторым правом могла быть названа сплошным монастырём или монашеским царством. Византийское монашество имело громадное влияние на умственную жизнь Империи. Оно выражалось, между прочим, в устройстве при монастырях народных школ, в которых бесплатно преподавались элементарные знания. Византийское монашество, как и духовенство, занималось обучением детей по долгу своего звания и по распоряжению церковной власти. Кроме того, многие ктиторы монастырей, учреждая обители, основывали при них и народные школы и вменяли монахам в непременную обязанность учить детей. Народные школы существовали как при столичных монастырях, так и в провинции. В столице народной школой славился Студийский монастырь. Высокого процветания эта школа достигла при святом Феодоре Студите (нач. IX b.), когда она имела многочисленных питомцев и была известна далеко за пределами столицы. Сюда прибыл для учения в IX b. преп. Николай Студит, родом из Кидонии. В его время школа помещалась в особом здании, близ монастыря, и была прекрасно обставлена в педагогическом отношении. Кроме низшей элементарной школы, при монастыре была и средняя, где изучались философия и богословие. В XI b. в Студийской школе учились Исаак и Иоанн Комнины, из которых первый в 1057г. занял византийский престол. В XIII b. народная школа существовала при Константинопольском монастыре Хоры, в которой преподавали монахи обители, и настолько успешно, что питомцы школы впоследствии поступали в клир. Школа особенно была благоустроена при ктиторе монастыря Феодоре Метохите. Известна была также начальная школа при столичном монастыре святого Маманта. Из провинциальных обителей школами славились монастыри на святой Афонской горе, на Олимпе Вифинском, на острове Андросе и др. Афон имел школу при Иверском монастыре. Время её процветания падает на конец XI и начало XII b. Тогда в ней обучалось 80 человек. Школе покровительствовали и грузинские цари, и византийские императоры. В школе монастыря Агавров на Олимпе учился подвижник IX b. святой Иоанникий, а в монастыре Авксентия долгое время школой руководил учёный инок XIV b. Максим Планудис. Процветание андросских школ связано с именем Михаила Пселла Старшего, просвещённого мужа IX b.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Изд., лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 450, 481; Т. 2. С. 43; Παπαηλιοπολου-Θωτοπολου Ε. Ταμεον νεκδτων βυζαντινν σματικν καννων. Αθναι, 1996. Σ. 166, 494. А. Ю. Никифорова Иконография А. изображается как старец-преподобный с длинной бородой. Представлен: на миниатюре Минология Василия II (976-1025 гг. Vat. Gr. 1613. Р. 399) - с воздетыми в молении руками (орант); на миниатюре Минология (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 59, нач. XI в.); во фресках мон-ря Неа-Мони на Хиосе, сер. XI в.; в настенном минологии в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- поясное; в нартексе ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), 1386-1390 гг.,- в рост; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 100, XV в.) - в рост, в правой руке держит крест, левая сложена в жесте приятия благодати. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., описан как старец с остроконечной бородой (Ч. 3. § 13. 66). Иконогр.: Kaster K. S.//LCI. Bd. 5. Sp. 298; MenolBas. Torino, 1907. Tav. 399; Wehofer T. M. Untersuchungen zum Lied des Romanos auf die Wiederkunft des Herrn//SAWW. 1907. Bd. 5. 154. S. 11-15; Тренев Д. К. , Попов Н. Д. Миниатюры греческого менология XI в. 183 Московской Синодальной библиотеки. М., 1911. Табл. IV, 13; Менолог. С. 275, 356; Евсеева. Афонская книга. С. 277. 123; Ерминия ДФ. С. 173. Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ПАРАСКЕВА (Петка; † не позже нач. XI в.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская, прп. (пам. 14 окт.), отшельница, Эпиватская, Новая,Тырновская, Белградская, Сербская, Ясская

http://pravenc.ru/text/62824.html

599 Δετορα κης Θ. Κοσμα ς μελωδο ς. Βιος κα ργο. Θεσσαλονι κη, 1979 [ να λεκτα Βλατα δων 28]. 600 Τωμαδα κης Κ. Βυζαντιν μνογραφι α κα ποι ησις. Θεσσαλονι κη, 1993 4 Σ. 182–210; Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского . История. Поэтика. Богословие (Магистерская диссертация, МДА). М., 1987. Т. 1–2. 606 Авксентий Вифинский. Житие. Гимнография/Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 145–146 (совм. с В.В.Василиком). 607 «Общая служба» – «это привлечение общего чина для совершения службы того или иного конкретного праздника или памяти». Первоначально «общая» гимнография «святителей», «мучеников» и т.д. собиралась под днями памятей наиболее почитаемых в древней Церкви святых – Василия Великого , Феодора Тирона, Антония Великого . Так, основной моделью для памятей мучеников, например, святых сорока севастийских мучеников (четвёртая суббота Великого Поста), великомученика Георгия (23 апреля и 3 ноября), было последование амасийского мученика Феодора Тирона, широко почитавшегося в ранней Церкви в палестинском ареале. (Хевсуриани Л. Структура древнейшего грузинского Тропология. С. 101). 612 Керн Киприан, иеромонах. Взгляните на лилии полевые. Курс лекций по литургическому богословию. М., 1999. С. 108. 613 Более подробный анализ служб Страстной Седмицы см.: Красовицкая М.С. Литургика М., 2000. С. 239–271. 614 На стилистическую близость канонов Иоанна канонам Космы, а также канонов Германа канонам Андрея первыми обратили внимание переписчики рукописей. Один и тот же канон мог быть ими приписан в одной рукописи Косме, а в другой – Иоанну (напр., канон великомученика Георгия, 23 апреля). Такая же путаница происходила с произведениями Андрея и Германа (например, канон индикта, 1 сентября). 615 Никифорова А.Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX-XII вв. из монастыря святой Екатерины на Синае. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М., 2005. 619 Особое внимание уделено выражениям, исконное сюжетное и тематическое место которых – это Страстная Седмица.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010