Алфавитный указатель имен святых, упоминаемых в месяцеслове Список сокращений: ап . – апостол; архиеп . – архиепископ; архим . – архимандрит; блж . – блаженный; блгв . – благоверный; вел . – великий; вмц . – великомученица; вмч . – великомученик; еп . – епископ; имп . – император; митр . – митрополит; мц . – мученица; мч . – мученик; мчч . – мученики; новомуч . – новомученик; патр . – патриарх; Печер . – Киево-Печерских; прав . – праведный; прмц . – преподобномученица; прмч . – преподобномученик; прп . – преподобный; прот . – протоиерей; равноап . – равноапостольный; Ростов . – Ростовских; свт . – святитель; сщмч . – священномученик. Аарон , первосвященник, прав. (20 июля/2 августа) Аввакум , пророк, из 12-ти малых пророков (2/15 декабря) Авенир Индийский , царь (19 ноября/2 декабря) Аверкий Иерапольский , равноап., еп., чудотворец (22 октября/4 ноября) Авив Едесский , диакон, исповедник, сщмч. (15/28 ноября) Авим Маккавей , мч. (1/14 августа) Авксентий Вифинский , отшельник, пресвитер, прп. (14/27 февраля) Авксентий Перцовский , Вологодский, прп. (12/25 июня) Авксентий Севастийский , Аравийский, пресвитер, сщмч. (13/26 декабря) Авкт , мч. (7/20 ноября) Авраамий Болгарский , Владимирский чудотворец, мч. (1/14 апреля; в Неделю о расслабленном) Авраамий Галичский , Чухломской, Городецкий, прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (20 июля/2 августа) Аврамий Затворник , Хиданский, пресвитер (29 октября/11 ноября) Аврамий Ростовский , архим., прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 29 октября/11 ноября) Аврамий Смоленский , прп., архим. (21 августа/3 сентября) Антоном Италийский , еп., сщмч. (12/25 сентября) Агав , ап. от 70-ти, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Агапий Газский , Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Агапит Печерский , прп., врач безмездный, в Ближних (Антониевых) пещерах (1/14 июня; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Агапия Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Агафия Панормская (Палермская), Сицилийская, дева, мц. (5/18 февраля) Агафодор Сардийский , мч. (13/26 октября)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Однокупольный храм сооружен в старорусском стиле с притвором, нижним цокольным этажом и невысокой звонницей в псковском стиле. На верхнем ярусе располагаются просторные хоры. 6 апреля 2014 года благочинный храмов Даниловского округа столицы протоиерей Олег Воробьев совершил малое освящение нового деревянного храма в честь преподобной Марии Египетской, в котором совершались богослужения во время строительства основного храма. В 2016 году ответственным за строительство нового каменного храма Чуда Архангела Михаила в Хонех стал протоиерей Иоанн Холкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы — Патриаршего подворья в Орехове-Борисове Южном. К стройке подключился известный меценат М.Ю. Абрамов. При его участии в 2018 году были возведены стены, установлен купол, но в августе 2019 года М.Ю. Абрамов трагически погиб. Средств на завершение строительства не хватало. После обращения к Патриарху Кириллу вопрос финансирования строительства был решен. 25 января 2022 года скоропостижно скончался настоятель Покровского храма протоиерей Иоанн Холкин, и в марте 2022 года был назначен новый настоятель – протоиерей Константин Харитошкин, духовник Южного викариатства. С помощью благочинного Даниловского округа протоиерея Олега Воробьева отец Константин руководил постройкой храма Чуда в Хонех в Братеево и организовывал в нем приходскую жизнь.  Фото: yurovichi.by Епископ Авксентий (Абражей Андрей Эдуардович) родился 10 января 1973 г. в г. Гомеле Белорусской ССР. В 1980–1988 гг. обучался в средней школе 2 г. Гомеля. В 1988–1992 гг. обучался в Гомельском техникуме МПС. В 1992–2003 гг. — начальник пассажирского поезда (Гомельский пассажирский участок Гомельского отделения Белорусской железной дороги). 11 сентября 2003 г. по благословению архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха зачислен в число братии Никольского мужского монастыря г. Гомеля. 25 октября 2003 г. в Никольском мужском монастыре г. Гомеля архимандритом Антонием (Кузнецовым) пострижен в иночество с именем Авксентий в честь прп. Авксентия Вифинского.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Наряду с 2 Житиями прп. Иоанникия Великого Житие К. С. является уникальным источником по истории иноческой общности на Олимпе Вифинском. Рус. паломник Антоний Новгородец (1200) сообщает о нетленных мощах некоего святого, названного им Константин Чернец, которые лежат в церкви у мон-ря Пантократора в К-поле. В др. месте Антоний рассказывает о ц. св. Николая в Испигасе, близ к-рой жил Константин Чернец, после его смерти в К-поле был построен посвященный ему мон-рь (Книга Паломник. С. 63, 65). Вероятно, об этом мон-ре или о ц. св. Константина говорит паломник XIV в. Стефан Новгородец, сообщая о находящихся там мощах сщмч. Климента , еп. Анкирского. Иногда Константина Чернеца отождествляют с К. С. и соответственно мон-рь св. Константина считают мон-рем, посвященным К. С. По сведениям Антония, Константин Чернец действительно происходил из иудеев, но был крещен прмч. Стефаном Новым († 764), т. е. жил на 100 лет раньше К. С. (см. также о мон-ре Константина: Janin. Églises et monastères. 1953. P. 307). Ист.: BHG, N 370; ActaSS. Nov. T. 4. P. 627-656; SynCP. Col. 345, 349. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 523-524; ODB. Vol. 1. P. 506-507; Κρ-ρης Κ. Π. Αλαμνοι γιοι τριακσιοι της Κπρου//ΜΚΕ. 1984. Τ. 1. Σ. 329-331; Ryd é n L. Cyprus at the Time of the Condominium as Reflected in the Lives of Sts. Demetrianos and Constantine the Jew//The Sweet Land of Cyprus. Nicosia, 1993. P. 189-202; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 266; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 415-416; PMBZ, N 4003, 3792. О. Н. Афиногенова Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2057104.html

2. Вопрос возможности окормления женских обителей священнослужителями из монашествующих. Все церковное предание свидетельствует о том, что с древнейших времен существовала практика, согласно которой представители монашествующего духовенства окормляли женские монастыри, содействовали материальному становлению обители и духовному возрастанию инокинь. Известно, что прп. Пахомий Великий, основав женскую обитель, назначил духовником тавеннисиотского инока Петра . Житие прп. Венедикта Нурсийского содержит подобный пример: «Недалеко от обители преподобного находилось некое селение. В этом селении был устроен женский монастырь. Сюда для наставления инокинь словом Божьим, преподобный Венедикт имел обычай посылать искусных и опытных братий» . Примеры подобного рода существовали и в Византии. В 460 году по благословению прп. Авксентия была образована обитель дев, которую окормлял мужской монастырь, созданный преподобным. Со времен свт. Василия Великого «возникла крепкая и плодотворная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, — создавать наряду с мужскими обителями и женские» . Иноки окормляли эти обители как в материальном, так и в духовном отношении. Об этом свидетельствуют жития прпп. Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита, Евфимия Нового и многих других. В Греции с Χ века существовали женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Подобная практика существовала и на Руси и была повсеместной и непререкаемой многие века, и только в XIX веке она была упразднена Святейшим Синодом, который постановил, чтобы монахинь в женских монастырях исповедовали священники из белого духовенства. Несмотря на это и в Синодальную эпоху существовали примеры окормления женских монастырей представителями черного духовенства. Так, например, летопись Горицкого женского монастыря свидетельствует о том, что духовниками инокинь были иеромонахи из расположенного неподалеку знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря . Духовником Иверской женской обители являлся прп. Варнава Гефсиманский, а Шамординской обители – последовательно старцы Амвросий, Анатолий и Иосиф Оптинские. Саровские насельники (строитель о. Пахомий, а затем и прп. Серафим) окормляли женскую Дивеевскую

http://pravmir.ru/otzyv-preosvyashhennog...

Софии в дек. 537 г. Имп. Василий I Македонянин (867-886) отреставрировал церковь, заменив деревянный свод позолоченным каменным. В 950 г. имп. Константин VII Багрянородный поместил здесь часть мощей свт. Григория Богослова. В храме также хранились мощи прп. Авксентия Вифинского и, по нек-рым сведениям, прп. Маркиана. Синаксис совершался в честь вмц. Анастасии (22 дек.), свт. Григория (25 янв.), прп. Авксентия (14 февр.) и «мириад ангелов» (11 янв.). В источниках церковь локализуется «в портиках Домнина» либо «в квартале Мавриана». Монастырь св. Андрея в Криси (Коджа-Мустафа-паша-джами) (8) (ν τ Κρσει - в суде) ( Janin. 1969. P. 28-31; M ü ller-Wiener. 1977. S. 172-176; Иванов. 2011. С. 403-408), также известен как Родофилион (Ροδοφλιον). Считается, что церковь основана в V в. сестрой имп. Феодосия II Аркадией и первоначально имела посвящение во имя ап. Андрея Первозванного. Вероятно, мон-рь сначала был мужским, но уже в кон. VIII в. был женским. В этой обители были погребены пострадавший от иконоборцев прмч. Андрей Критский († 767), в честь которого мон-рь получил 2-е посвящение, и св. Филарет Милостивый († 792), заранее купивший здесь для себя саркофаг, а также супруга последнего. По всей вероятности, эту монастырскую церковь св. Андрея, пострадавшую в ходе иконоборчества, отреставрировал имп. Василий I Македонянин. Обитель отождествляется с мон-рем «ту Канстрисиу» (το Κανστρισου), где в XII в. совершался синаксис в честь св. Андрея (19 окт.), и с меньшей вероятностью - с монастырем св. Андрея у ворот Сатурнина. Во время лат. владычества мон-рь пришел в запустение, в кон. XIII в. его восстановила Феодора Раулена, племянница имп. Михаила VIII Палеолога. Она получила от своего двоюродного брата имп. Андроника II Палеолога разрешение поместить в обители мощи свт. Арсения Авториана , к-рые позже были перенесены в Св. Софию, а также отстроила ц. во имя прмч. Андрея Критского, в перестроенном виде сохранившуюся до наст. времени. Феодора Раулена и дочь Андроника II Симонида, овдовев, приняли постриг в этом мон-ре и здесь же были впосл. похоронены. Обитель упоминается в патриарших грамотах 1371, 1400 и 1401 гг. и в хожениях рус. паломников этого времени. В кон. XV в. комплекс был превращен в мечеть Коджа-Мустафа-паша-джами, к-рая играла важную роль в жизни султанского двора на протяжении всей османской эпохи. В 1707 г. к мечети было пристроено медресе; вокруг комплекса построили неск. мавзолеев-тюрбе, в к-рых похоронены нек-рые родственники династии Османов и видные гос. деятели. Храм св. Андрея кон. XIII в. имел классическую крестово-купольную форму, с 3 апсидами и нартексом. Перестроенный в мечеть, ныне он внешне почти неотличим от др. архитектурных памятников османской эпохи. Однако интерьер здания сохранил мн. черты облика визант. времени, в т. ч. колонны и капители VI в.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

77 Простота и ясность пророческой речи противопоставляется изысканности литературного «аттического» стиля, модного в поздней Византии. 78 А вот и образец «высокого стиля» от самого Феоктиста (в данном случае – заимствование у Пселла). Michael Psellus. Oratio in decollationem Ioannis Baptistae 331//Michaelis Pselli orationes hagiographicae/ed. E. A. Fisher. Stuttgart; Leipzig, 1994. P. 306 (ε μν ρασσομνη ε δ ρηρεισμνη). 79 Вероятно, автор здесь уподобляет созерцание математическим наукам, которые в философских школах античности (пифагорейцы, платоники) являлись науками, предваряющими занятия собственно философией. 80 Энтелехия – термин аристотелевской метафизики, полное осуществление цели, реализация потенции. 81 Ирида – богиня радуги, посредница между богами и людьми. В издании Пселла речь идёт об Эриде. 82 Греч. ορανθεν, но у Пселла ορανθι, что гораздо естественнее; Michael Psellus. Oratio in decollationem Ioannis Baptistae 350–351//Op. cit. P. 307 (σπερ τν ριν μθος π γς βανειν κα ορανθι στηρζειν μυθεεται κεφαλν). 84 Восхваление аскетических добродетелей святого, начиная со слов: «грязный, с немытыми ногами...» и до этого места является переработкой довольно большого отрывка из «Слова на усекновение главы Иоанна Крестителя» Михаила Пселла (Michael Psellus. Oratio in decollationem Ioannis Baptistae//Op. cit. P. 290–323). 85 Κατορθματα – в ц.-сл. «исправления», то есть дела добродетели, выполняемые со многим трудом и старанием. 86 Гора Св. Авксентия (также Скопа, ныне Хейшда, Турция) – гора в 12 км к юго-востоку от Халкидона, часть Вифинского Олимпа. С V в. здесь существовало несколько монастырей. В XII–XIII в. значимый монашеский центр; См.: Крюков А. М. Авксентия святого гора//ПЭ. 2000. Т. 1. С. 147. 88 Об этих подвижниках, наряду со свв. Афанасием и Феолиптом, упоминает свт. Григорий Палама как о предшественниках исихазма: «Мужи, свидетельствовавшие незадолго до нас и отличившиеся силой Святого Духа... Я говорю о богослове... Феолипте, предстоятеле Филадельфийской Церкви... об Афанасии, который много лет украшал патриарший престол и мощи которого почтил Господь; о Ниле, приехавшем к нам из Италии, соревнователе великого святого Нила; о не уступающих ему ни в чём Селиоте и Илии; об удостоившихся пророческого дарования Гаврииле и другом Афанасии» (Gregorius Palamas. De hesychastis I, 2, 12//PG. 150. Col. 1116CD. Рус. пер.: Григорий Палама , свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих/пер., послесл. и комм. В. Вениаминова. М., 1995. С. 53). Об Илии и Ниле Итале ничего больше не известно; Афанасий Липентрин (или Лепендрин; Λιπεντρηνς, Λεπενδρηνς), который, по всей вероятности, может быть отождествлён с «другим Афанасием» из цитаты свт. Григория, – один из будущих лидеров арсенитов (сторонников изгнанного императором Михаилом VIII патриарха Арсения Авториана), состоявший в переписке с патриархом Григорием II Кипрским .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР [Греч. Νικηφρος], прп. (пам. 19 апр.). Точное время жизни святого неизвестно. В календаре РПЦ он назван Катавадским, что, возможно, является искажением слова «Катовала», к-рое встречается в ВМЧ, где Н. фигурирует как «игумен, нарицаемый Катовала». Вероятно, речь идет о некоем мон-ре; его название может быть связано с обл. Катавол (Κατβολος) в районе горы Олимп Вифинский (ныне Улудаг, Турция), известного визант. монашеского центра, хотя в имеющемся источнике эта область не упоминается. Память Н. отсутствует в визант. Синаксарях. Информация о святом имеется только в ВМЧ митр. Макария и предположительно представляет собой перевод несохранившегося синаксарного сказания или сокращенного утраченного пространного Жития. Согласно этому тексту, Н. происходил из К-поля, род. в богатой и знатной семье. Отца звали Андрей, мать - Феодора. После их кончины Н. почувствовал стремление посвятить свою жизнь служению Богу. Он раздал бедным свое немалое наследство и отправился путешествовать. В Халкидоне Н. посетил мон-рь во имя св. Андрея, где остался в качестве насельника. Через нек-рое время игумен отправил его на некий остров в мон-рь во имя Пресв. Богородицы, с тем чтобы он стал настоятелем этой обители. Там Н. подвизался, преумножая добродетели и совершая чудеса. Во время пребывания на острове он обратил ко Христу множество язычников. Прожив в мон-ре 33 года, Н. почувствовал приближение кончины. Поставив игуменом благочестивого инока Иосифа, он отплыл на корабле в Халкидон. На борту судна Н. ощутил сильное недомогание. Известив матросов о наступлении смертного часа, преподобный попросил их доставить его тело в место назначения. С этими словами он отошел ко Господу. Тут же поднялся попутный ветер, и корабль быстро и благополучно пришел в Халкидон. Там матросы с честью похоронили Н. Наличие в тексте упоминаний о язычниках и о существовании общежительных мон-рей позволяет сделать предположение, что Н. жил в V-VI вв. Ист.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 88; ЖСв. Апр. С. 299. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/2565438.html

Как и в Антиохии, в Иерусалиме использовались не только псалмы и антифоны, но и гимнографические сочинения, имеющие сирийские основы, следы которых сохранились в палестинской гимнографии VII–VIII вв., например, в праздничных песнопениях (так называемых анакреонтических стихотворениях) патриарха Иерусалимского Софрония I, литературная форма которых и наличие акростиха свидетельствуют о древности их гимнографической традиции. Вифинскому монаху Авксентию (ум. ок. 470) традиция приписывает начало составления древнейших текстомузыкальных жанров церковных песен – тропарей (от τρπος – мелодия, напев) и стихир 98 , которые первоначально представляли собой краткие припевы в определенных местах богослужения, своеобразные музыкально-поэтические комментарии к событиям священной истории или житию празднуемого святого. Вначале они писались ритмизованной прозой, а позднее, под сирийским влиянием и с распадом античной просодии, стали опираться на тоновое ударение и приобрели особый мелодический строй. Древнейший известный нам тропарь – Свете тихий (Φς λαρν), запись которого находится в Апостольских постановлениях (Constitutiones Aposlolorum) – компиляция, окончательная сирийская редакция которой относится к концу IV в. (за это говорят явная арианская вставка и упоминание об иподиаконах), хотя отдельные части восходят к глубокой древности. Уже Василий Великий называет пение этого тропаря древней и излюбленной традицией Церкви. Древнее происхождение имеет и тропарь Воскресения Христова: Χριστς νστη κ νεκρν Θαντ Θνατον πατσας, κα τος ν τος μνμασι ζην χαρισμενος (Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущимъ во гробех живот даровав, или, в дониконовом переводе: смертию на смерть наступи и грбоным живот дарова). Богослужение в палестинских монастырях (киновиях) в вв. отличалось неприятием сложной гимнографии, характерной для городских церквей. В целом ряде аскетических произведений можно встретить резко отрицательное отношение к гимнографии, в том числе к кондакам и тропарям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для начала давайте вспомним о том, что преподобный Антоний, александрийская дева Синклитикия, Пахомий Великий , святой Василий и единокровная его сестра Макрина создали целое монашеское воинство, пожалуй, даже несколько деятельных монашеских воинств! Назовем некоторые имена: Мелания, Павла, Исидора из Лавсаика, Афанасия, которая притворялась пьяницей, Домника, сестра преподобного Венедикта, Феврония, Евпраксия... А после эпохи иконоборчества: Афанасия Эгинская, Ирина Хрисоваландисса, мать блаженного Феодора Студита Феоктиста и многие другие. Образцы монашеской жизни для подражания нам даны в изобилии. Удивительное впечатление произвели на Церковь во Христе юродивые и монахини в мужеском обличье, жившие терпя недостатки, скорби, озлобления... скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ... те, которых весъ мир не был достоин ( Евр. 11:37–38 ). А отшельницы, усваивая образ церковной жизни и выковывая себя с помощью духовных отцов, становились общежительницами 1 , затворницами, юродивыми, столпницами, пастушками, постницами и т.д. Сколько их было в те древние времена! Так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском ( Евр. 11:12 ). А затем сколько еще! Законодатель монашеского устроения Василий Великий говорит: «Выступает в поход на стороне Христовой и женский пол ... много женщин отличилось не менее мужчин. Есть и такие, кто сильно преуспел...» С тех пор возникла крепкая и плодотйорная традиция великих аскетов, известная на протяжении всего существования Православной Церкви, – создавать наряду с мужскими обителями и женские. Об этом свидетельствуют жития блаженных отцов Пахомия, Василия, Иеронима, Авксентия Вифинского, Венедикта Нурсийского, Симеона Столпника, Феодора Сикеота, Стефана Исповедника, Феодора Студита , Евфимия Нового в Перистере и многих других. Уже с десятого века существовали в материковой Греции женские монастыри-подворья, основанные святогорскими иноками. Эта традиция продолжалась и после падения Византии. Жива она и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Собственно только с VI b. гимнографическое творчество на Востоке достигло бессмертия, так как ни одно песнопение до этого времени не дошло до нас, по крайней мере с именем автора. Очевидно, только теперь такое творчество стало на верную дорогу. Замечательно, что именно в эту эпоху гимнография совершенно замирает на Западе и соборы тамошние, как мы видели, пытаются окончательно преградить ей дорогу на церковные службы. Если мы сравним тогдашние восточные песнопения с западными, то для нас станет ясна причина этого различия: западные продолжают довольствоваться общими неопределенными темами: восточные живо откликаются на быстрое развитие церковного года, стараясь исчерпать каждую церковную память. Поэтому восточная гимнография не могла прекратиться, пока продолжалось это развитие. Особое оживление ее замечается именно к началу VI b. в Константинополе, и этим оживлением обязана она вышеупоминавшемуся прп. Авксентию. С его древнейших из дошедших до нас видов церковной песни — тропаря и стихир. Этот вифинский подвижник († 470 г.), по словам его жизнеописателя, для сходившегося к его пещере народа «составлял тропари из 2–3 речений, весьма приятные и полезные, хотя и простые, и заставлял петь их голосом самым простым и безыскусственным. Когда несколько раз повторялся попеременным пением один стих, то начинали по приказанию блаженного петь другой, потом третий и прочие по порядку». Жизнеописатель приводит и образцы этих тропарей Авксения; один из этих образцов имеет темой ангельское славословие Господа, другой — миротворение Божие, 3 — искупление, 4 и 5 — покаянного характера, 6 — проставление святых («Радуйтеся праведные о Господе и молите за нас. Слава Тебе Христе Боже святых»). Замечает также жизнеописатель, что иные присутствовали при этом общем пении до 3 ч. (с утра), иные до 6 ч. (9 и 12 ч. дня), и что с особою торжественностью сам лично преподобный произносил песнь 3 отроков с припевом народы: «Хвалите и превозносите Его во века», заключая эту песнь своим поучением [ 77 ]. В этом рассказе находится указание на первоначальный способ пения тропарей: каждую строфу их пели по дважды на оба лика; отголосок этой практики в нынешнем пении целого тропаря дважды или трижды, а в великие праздники в таком же исполнении и большинства стихир, ирмосов и тропарей. Так пелись и псалмы в IV–V вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010