Преп. Мелании Римляныни. Внучка и подражательница старшей Мелании. Все свое огромное имение она употребила на сооружение церквей и монастырей, на выкуп пленных и другие богоугодные дела. Она путешествовала по Сицилии, в Карфаген, Александрию; соорудила обитель близ горы Елеонской и в ней провела остаток дней своих. Супруг ее блаженный Апиниан разделял с нею труды и подвиги. Скончалась в царствование Феодосия Младшего, в 439 году, обратив ко Христу дядю своего Валузиана, умнейшего и знатнейшего мужа, которого не мог отклонить от язычества сам блаженный Августин . Чет. Минея от Метафраста и Палладиева Лавсаика, гл. 109. (Vita Memaphrasmea latine exstat ар. Surium 31 dec.). Мес. В. Март. P. В службе канон Феофана. Преп. Зотика сиропитатсля. Римлянин, лично знаемый Константину Великому . Переселясь в Византию, принял пресвитерство и посвятил себя на служение больным и убогим. Пролог. Март. Р. Мес. В. Имеет канон на повечерии. Праздники и воспоминания по указанию триоди постной Суббота мясопустная: Память всех, от века усопших, православных христиан, отец и братий наших. Суббота сырная: Память всех преподобных и Богоносных Отец, в подвиге просиявших. В службе, особенно в каноне, творении преп. Феодора Студита (Чет. Минея 9 августа о преп. Псое), именуются: а) подвижники: Аввакир, Египетский инок 6 века, знаменитый терпеливостью. ( Иоанн Лествичник в 29 гл. 4 степени. Пролог 12 марта). Авксентий, «гора жительства высокого», отшельник Вифинский. (14 февр.). Аврамий, «страдалец чистоты». (29 окт.). Агапит. (Агапит был в числе учеников преп. Саввы Освященного. См. Чет. Минея 5 дек. в Житии преп. Саввы. Агапит, «муж свят и совершен в добродетелех», был наставником преп. Евфросинии. 25 сент.). Агафон, «сосуд Божий», скитский отшельник, современник преп. Макария. (2 марта). Акакий, «послушания свет». (7 июля и 29 ноября). Алоний, преп. Египетский, современник преп. Агафона и Пимена Великого , 5 века. (Act SS. iun. I. 397). Аммоний, отшельник Египетский, ученик преп. Памвы (18 июля). По любви к безмолвию, отрекся от епископского сана, несмотря на моление избравшего его народа и патриарха Александрийского. Был весьма сведущ в Писании. Преставился в конце 4 или в начале 5 века. (Socr. IV. 18. Sozom. VI. 29. Fabr. V. 715).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Евсевий, муч. Финикийский. 31 сент. Евсевий, еписк. Самосатский, муч. в 379 году. 22 июня. Евсевий, пустынник Сирийский, ум. ок. 440. 15 февр. Евсевий преп., из числа убиенных в Синае и Раифе в 5 веке. 14 янв. Евсевия, иначе Ксения, преп. Миласская в Карии 5 в. 24 янв. Евсигний Антиохианин, муч. при Иулиане. 5 авг. Евстафий Плакида с женою и чадами, великомуч. Римский, при Адриане. 20 сент. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Никейские около 312 года. 20 ноября. Евстафий воин, муч. Анкирский. ок. 316 года. 28 июля. Евстафий, архиеп. Антиохийский, член 1-го Никейского собора и исповедник, ум. ок. 360. 21 февр. Евстафий, еписк. Кийский в Вифинии, исповедник при иконоборцах. 29 марта. Евстафий, муч. Виленский 1347 г., с Антонием и Иоанном. 14 апр. Евстолия и Сосипатра, препп. Цареградские 6 в. 9 ноября. Евстохий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. при Максимиане. 23 июня. Евстохий, муч. при Иулиане, с Елпидием и Маркеллом. 15 ноября. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мучч. Севастийские при Ликинии. 13 дек. Евстратий, преп. из Авгаровой обители, прест. позже 820 года. 9 янв. Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский ок. 1100 года. 28 марта. Евсхимон, еп. Лампсакийский, исповедник, прест. при Феофиле. 14 марта. Евтихиан, муч. Никомидийский, со Стратоном и др. 17 авг. Евтихиан, муч. Вифинский при Диоклетиане, с Анастасией. 22 дек. Евтихий, муч. Никомидийский, 303 г., с Вассом и др. 20 янв. Евтихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Евтихий, муч. Мелитинский. 28 мая. Евтихий, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Евтихий, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Евтихий и Флорентий, препп. Нурсийские. 23 авг. Евтихий, патриарх Цареградский, ум. 582. 6 апр. Евтих, ученик Иоанна Богослова, муч. Севастопольский. 24 авг. Евтропий, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Евтропий, Клеоник и Василиск мучч., из дружины Феодора Тирона, ок. 308 года. 3 марта. Евтропий чтец, из клира Иоанна Златоустог о, муч. Цареградский 5 в., с Тигрием пресв. 16 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Наиболее известный жанр к-польской Г. V-VII вв.- кондак , состоявший из объединенной акростихом последовательности строф-икосов (οκος), каждая из к-рых заканчивалась общим рефреном, а также из проимия (в позднейшей терминологии - собственно кондак), к-рый в рукописях предшествует икосам. Судя по всему, последовательность строф-икосов с общим припевом была известна в к-польском богослужении уже в V в. Расцвет этого жанра произошел в VI в. и связан с деятельностью прп. Романа Сладкопевца († после 555), однако тексты кондаков сохранились в сравнительно поздних гимнографических сборниках, где они уже соотнесены с различными гласами палестинского осмогласия. К жанру кондака принадлежит и знаменитый к-польский Акафист Божией Матери, представляющий по структуре усложненный тип кондака. Похвала Божией Матери с Акафистом. Икона. Сер. XVI в. (ГРМ) Похвала Божией Матери с Акафистом. Икона. Сер. XVI в. (ГРМ) Кроме кондаков в к-польском богослужении существовали более простые гимнографические жанры. Краткие «тропари», к-рые распевались антифонно, связаны с именем прп. Авксентия Вифинского († ок. 470). К древним к-польским антифонам принадлежат и тропари, певшиеся вместе со стихами псалмов в навечерия Рождества Христова и Богоявления между ветхозаветными чтениями и находившиеся в Профитологии (см. ст. Паремийник ). Большой «тропарь» догматического содержания «Единородный Сыне» , введение к-рого в богослужебный обиход связано с именем св. имп. Юстиниана († 565), исполнялся в начальной части Божественной литургии. В VII в. в результате палестинского влияния в к-польской богослужебной традиции появились не только тексты палестинского происхождения, но и новые гимнографические формы. Вероятно, во 2-й пол. VII в. каноны древнего Тропология, связанные с осмогласием, становятся известными в К-поле и М. Азии. Во многом под их влиянием составляли свои 9-песненные каноны (отличительной особенностью к-рых было наличие ирмосов, 2-й песни, богородичнов, а также отсутствие акростиха) прп. Андрей Критский († 740) и свт. Герман I К-польский († до 754).

http://pravenc.ru/text/165013.html

Конечно, ее недостаточно было для успеха дела. Правда, и Лев III думал о созвании вселенского собора для решения вопроса о почитании икон. Но, не встретив ни в ком сочувствия, он должен был отказаться от мысли. В чем не успел Лев III, то привел в исполнение Константин V. В 754 году в столице империи открылся собор из епископов Константинопольского патриархата. «Будучи твердо наставлены из богодухновенных писаний и отцов, вероопределили отцы иконоборческого собора, а также утвердив свои ноги на камне божественного служения духом, все мы облеченные саном священства, во имя Святой Троицы, пришли к одному убеждению и единодушно определяем, что всякая икона, сделанная из какого угодно вещества, а равно и писанная красками при помощи нечестивого искусства живописцев, должна быть извергаема из христианских церквей; она чужда им и заслуживает презрения» 2 . Известно, что собор 754 года ложно объявлен был вселенским собором. Определение его вошло в силу закона. Неисполнявшие определения являлись противниками императорской власти. Таким образом голос Константинопольской церкви и власть императора за одно восстали против почитателей святых икон. В гористой вифинской области при подошве одной горы издавна приютился небольшой монастырь. По имени отшельника одинокого, подвизавшегося когда-то тут, гора получила название Авксентиевой. Во времена гонений на иконопочитателей гора эта наполнялась обитателями. Это были православные, искавшие убежища от гонителей. Многие из них здесь приняли пострижение, а другие уже явились в иноческом чине. Все равно желали подвизаться под руководством дивного мужа, Стефана, уже давно поселившегося при горе той. Приходящих к нему преп. отец не отгонял, помня заповедь Спасителя. Как то в темную ночь в ворота монастыря постучался молодой человек. «Помилуйте меня; помилуйте, христиане, здесь живущие, помилуйте меня заблудившего с пути и неведущего, куда идти в пустыне этой», вопил незнакомец. Стефан благословил впустить его в обитель. Незнакомец поведал, что он из царских палат убежал, не терпя неистовств царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

1985. P. 19-43). Лит. ориентиром для М. П. стало творчество свт. Григория Богослова - связь с его произведениями заметна в энкомии, посвященном Мавроподу, и в надгробных речах, обращенных к матери и Ксифилину ( Любарский. 2001. С. 397-402). Агиографические сочинения Произведения М. П., прославляющие святых, повествующие о чудесах или приуроченные к христ. праздникам, как правило, сложно однозначно датировать и отнести к к.-л. жанру. Так, Житие прп. Авксентия Вифинского (BHG, N 203; Orationes hagiographicae. 1994. P. 1-95), представляющее собой переработку Жития, составленного прп. Симеоном Метафрастом, содержит множество автобиографических элементов ( Kazhdan. 1983). Произнесенное по просьбе имп. Михаила VII Дуки в июле 1075 г. Слово о чуде во Влахернах (BHG, N 1058m; Orationes hagiographicae. 1994. P. 199-229) совмещает элементы экфрасиса, повести о чуде, философского трактата и юридического акта. Формально этот текст стилизован под судебный документ (ипомниму) - пояснение к решению, вынесенному судьей. Ярко описав еженедельное чудесное вознесение богато разукрашенной завесы, прикрывающей образ Пресв. Богородицы во Влахернском храме, М. П. переходит к рассказу о том, как это чудо было использовано в разрешении тяжбы о принадлежности мельницы во Фракии между одним из к-польских мон-рей и военачальником Львом Мандалом (при этом М. П. выступает на стороне генерала). Этот рассказ служит М. П. предлогом для того, чтобы пуститься в рассуждения о знамениях и предсказаниях во времена не только античности, но и ВЗ, а затем развить неоплатоническую концепцию частичного присутствия Пресв. Богородицы на Ее образе ( Ruggieri. 2009; Fisher. 2012). М. П. высоко оценивал труды прп. Симеона Метафраста. Энкомий, посвященный ему (BHG, N 1675; Orationes hagiographicae. 1994. P. 267-288), содержит уникальные сведения об устройстве скриптория прп. Симеона и о методике его работы по унификации агиографической лит-ры. Внимание к лит. принципам, лежавшим в основе труда прп. Симеона, сближает энкомий с литературно-критическим эссе.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Гора Святого Авксентия Преподобный Авксентий Вифинский      Святая гора (ныне – Кайышдаг), испещренная скитами и монастырями, расположена близ Константинополя, в 12 километрах к юго-востоку от Халкидона. В древности она именовалась Скопа или Скопос. Византийское свое имя гора получила от сирийского святого V века – преподобного Авксентия Вифинского, который провел последние 20 лет своей жизни в пещере недалеко от вершины. В то время жаждущие пустынножительства христиане обоего пола притекали на гору, чтобы поселиться там под духовным водительством святого Авксентия. Около 460 года у подножия горы некоей Елевферой был построен Трихинарейский монастырь, где обосновалось около семидесяти инокинь. Он просуществовал до конца XII века. Ни одной мужской обители на этой горе, по-видимому, не было до VIII столетия, когда преподобный Стефан Новый создал монастырь, вмещавший около двадцати подвижников. Вскоре после основания этой обители ее строитель вместе с братией был изгнан оттуда иконоборцами, а сам монастырь был разрушен во время гонений, воздвигнутых на иконопочитателей императором Константином V. Источники XI–XIII веков сообщают о многочисленных монастырях на этом месте, в частности, упоминаются обители святого Стефана, святых Апостолов, Архангела Михаила и святой Пятерицы (то есть пяти мучеников армянских IV века: Евстратия, Авксентия и иже с ними). В последнем монастыре игуменом был знаменитый переводчик латинских текстов на греческий язык Максим Плануд. Однако этих сведений недостаточно, чтобы составить сколько-нибудь полное представление о монашеском поселении на горе Святого Авксентия в это время. Вполне возможно, что в разных источниках речь идет иногда об одной и той же обители, возрожденной в какой-то момент под другим именем (в силу того, что соборный храм получил иное посвящение). Так, монастырь Михаила Архангела был возобновлен императором Михаилом VIII, составившим устав, отличительной особенностью которого было ограничение численности монахов обители: она не должна была превышать 40 человек. Здесь некоторое время подвизался будущий патриарх Константинопольский Афанасий I.

http://pravoslavie.ru/123644.html

В Деяниях св. (Apr. II. 583) тоже, что и в четьей минее из жития Иосифа песнописца сказание краткое, но от современников исходящее. Ассемани справедливо замечает, что слова пролога и месяцеслова Васили: по скончании же св. Григория иде... относятся к Иоанну Ветхой лавры (19 апр.), а не к ученику Григория декаполита, который, по житию Иосифа песнописца, не выходил их вифинского монастыря (Cal. un. eccl. 269). При Григорие декаполите Лавра Харитона уже не существовала. (Сн. 20 марта). О времени жизни и кончины Иоанна, ученика Григория декаполита, см. в житии Григория декаполита 20 ноября.     Косма, еп. халкидонский. Некоторые (Culcimius) смерть его относят к 816 году (Cal. un. eccl. 270). В житии его упоминаемый пр. Авксентий отличен от Авксентия 14 февраля и несправедливо в полном месяцеслове 1806 г. и месяцеслове всех св. назван епископом.     Мученик Иоанн из Янины. В Деяниях св. (Apr. II, 610) помещено тоже сказание, что и в слав. минее. Оно писано современником, как видно из подлинника, в котором в конце говорится: «многие из нас возбуждены и примером его утверждены и укреплены к тому, чтобы не изменят своей вере так легко, как прежде.» Город Иоаннина или Янина — город в Епире, считаемый за древнюю Кассиопу между Триккото фессалийскою и Амвракиею епирскою к югу. Мощи его в Великой церкви в Царьграде источают чудеса, см. Соловьева: христианские мученики на Востоке, где писателем жития называется протоиерей навплийский Николай Малакс (стр. 33), современник святого.     Иоанн, архиепископ антиохийский. Он в первый раз является в прологах славянских рукописных второй редакции месяцеслова Василия. В Киевском печатном месяцеслове 1612 г. и 1839 годов сказано: был в лето 436 в царство Феодосия Малого. Действительно был патриарх антиохийский Иоанн I от 423—440 года, но нигде кроме второй редакции славянских прологов не значится во святых. Ныне поминаются Иоанн ветхие лавра и Георгий, еп. антиохийский. Не явился ли в древних славянских прологах из сих двух, по ошибке писцов, Иоанн, еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Свв. мучч. Викторина, Виктора, Никифора, Клавдия, Диодора, Серапиоиа и Папия, в Коринфе пострадавших. В царствование Декия, от проконсула Тертия (251 г.), после кончины мученика Кодрата (10 марта). Пролог. (Act Martyrium осс. Romae. 1748. II. р. 60.) Мес. В. Март. Р. 25 февр. Св. муч. Трифены Кизической. Мученица, добровольно вызвавшаяся на подвиг при Кесарии игемоне, волом сбоденная. Пролог. (Act SS. ian. II. р. 1081.) Мес. В. Март. Р. Преп. Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. Рукоположен во епископа в 1096 или 1097 г. Преставился в 1107 или 1108 году. Чет. Минея от Патерика Печерского. В Киевском месяцеслове воспоминается вторично 14 мая. Февраль 1 Св. муч. Трифона. Пострадал в царствование Декия, в Никее, при областеначальнике Вифинском Аквилине. Чет. Минея от Метафраста сокращенн. (Latinn Vila Metaphr. apud Surium 2 febr. Cf. Assem. Kal. 1 febr. VI. 112. Tillem. Memoires eccles. III. 342. Makochii Kal. пеар. р. 930) Март. Р. 10 ноября. Мес. В. Есть служба. Преп. Петра от Галатии. Отшельник Антиохийский; скончался 99 лет, около 429 г. Чет. Минея из Феодоритовой Боголюб. Ист. гл. 9. (Act. SS. febr. I. р. 94–96). Св. мученицы Перпетуи и с нею свв. юношей: Сатира, Ревоката, Сатортила, Секунда, и св. Филикитаты. Страдали в царствование Севера, в 202 или 203 году, в Африке. Чет. Минея. (Ad. SS. 7 mar. р. 630. sqq. Ruioart. Acta prim. mar. p. 90–119. Amstel. 1713. fol.) Март. P. 7 марта. Мес. В. 2 февр. Преп. Вендимиана. Ученик преп. Авксентия (14 февр.), подвизавшийся сначала в его келлии, потом 42 года в горном ущелье. Скончался в начале 6-го века. Пролог. Мес. В. 2 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Лк.2:22–39 . Празднество сие установлено в 6 веке, по свидетельству Никифора, имп. Юстинианом, но словам Кедрина, имп. Юстином Старшим. Никиф. XVII 18. Кедрин под 9 г. Юстина. (Act. SS. Febr. I p. 264. Morcelli Kalend. Constantinopol v. 2. р. 54). Март. Р. Мес. В. В службе канон Космы. 3 Св. и праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Лк.гл. 2. (Act. SS. 8 oct. IV. р. 4. Sept. t. I. р. 96–99 ) Март. Р. о св. Симеоне 8 окт., о св. Анне 1 сент. Мес. Вас. Пролог вторично о св. Анне 28 авг. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Преподобная подвизалась в одном из Вифинских монастырей. Чет. Минея от Метафраста. (Surius 8 febr. Act. SS iul. IV. p. 278.) Мес. B. Св. отца нашего Антония, патриарха Константинопольского. Св. Антоний, по проименованию Кавлей, скончался 895 г. Славен нищелюбием. (Act SS. ad 12 febr. р. 621 sqq.) Мес. В. Март. Р. Св. отца нашего Алексия митрополита Киевского, всея России чудотворца. Родился в 1292 году, посвящен во епископа в 1350 г. Избран в митрополита 1354 г., хиротонисан патриархом Филофеем. Преставился 1378 г., к лику святых причтен собором 1519 года. Чет. Минея. (Ист. Кар. VII. 3. Житие пис. Пахомием в Макар. Четии. «Святый Алексий Митрополит Киевский» в Прибавл. к Твор. О. Ц. 1848. стр. 89. Обретение мощей 20 мая. В Соборе трех святителей Моск. 5 окт. Есть служба (канон Епифания Славиницкого). Акафист, соч. Иувеналия, пап. 1802. Явление Иверской иконы Пресвятой Богородицы. В 1654 году. 13 Преп. Мартиниана. Пустынник, подвизавшийся в окрестностях Кесарии Палестинской. Блудница, хотевшая соблазнить праведника, уцеломудрилась его святостью, и под именем Зои инокиней скончалась в Вифлеемском монастыре, основанном Павлою (ум. 404 г. Март. Р. 26 янв.). Избегая подобных искушений, преподобный переселился на безлюдный островок, по и оттуда должен был удалиться, когда кораблекрушение привело на оный Фотинию. Она водворилась и скончалась на месте подвигов Мартиниана; сей, странствуя, дошел до Афин, и там преставился в начале 5 века. Чет. Минея от Метафраста. (Act. SS. Febr. II p. 666–671). Мес. В. Есть служба. Преп. Симеона, Сербского мироточца. В миру Стефан Неманя, род. 1114 г. Велий Жупан с 1159, афонский монах с 1195, отец св. Саввы, первого архиепископа Сербского (12 января), и с ним основатель афонской обители Хиландар, ум. 1200 г. Пролог. (Assem. Kal. un. eccl. 1. V р. 33). Преп. Евлогия, архиепископа Александрийского. Патриаршествовал 27 лет, скончался в 607 г. Пролог. (Or. Chr. t. 2, col. 442). Март. Р. 13 сент. Мес. В. 14 Преп. Авксентия. Сирианин, сначала царедворец, потом отшельник Вифинский, подвизавшийся не вдалеке от Халкидона, на горе Оксии, и впоследствии на горе Сионе, современник и друг св. Маркиана (10 янв.) и Анфимия песнописца, наставник св. Вендимиана (1 февр.), прозорливец и чудотворец, ум. около 170 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Василисса, муч. Егип., с Иулианом и др. ок. 285 года. 8 янв. Василисса, муч. Никомидийская ок. 309 года. 3 сент. Василисса св., жена мученика Мелитинского Евдоксия комита. 6 сент. Василий, еписк. Херсонский, муч. в начале 4 века. 7 марта. Василий, муч. Аполлониадский, с Исавром диаконом и др. 6 июля. Василий, еписк. Амасийский, муч. Никомидийский. 322г. при Ликинии. 20 апр. Василий, пресв. Анкирский, муч. при Иулиане. 22 марта. Василий Анкирский, муч. Кесарийский при Иулиане. 1 янв. Василий Великий, архиеп. Кесарии Каппадокийской, ум. 379.      1 и 30 янв. Василий, еписк. Парийский, исповедник при Льве Исаврянине. 12 апр. Василий, Стефан, два Григория, Иоанн и др. мучч. Цареградские при Копрониме, в 707 году. 28 ноября. Василий преп., спостник Прокопия Декаполита, исповедник при Льве Армянине. 28 февр. Василий Новый, преп. Цареградский, ум. 944. 26 марта. Василий преп., живший в гробнице. В субб. с. Василий, преп. Печерский, ум. 1091, с Феодором. 11 авг. Василий и Константин Всеволодовичи, князья Ярославские 13 века. 3 июля. Василий блаженный, юродивый Московский, ум. 1552. 2 авг. Василла дев., муч. Римская, ок. 253 г., с Евненией. 24 дек. Василько, князь Ростовский, умерщвленный татарами Батыя, позже 1238 года. 4 марта. Васой, из 42 мучч. Амморейских, пострад. от Сарацин ум. ок. 840 года. 6 марта. Васса, мученица Геллеспонтская, и чада ее: Феогний, Агапий и Пист, мучч. Едесские при Максимиане. 21 авг. Вассиан, еп. Лавлийский, ум. ок. 409. 10 июня. Вассиан, преп., Цареградский, ум. ок. 450. 10 окт. Васс, Евсевий и др., мучч. Никомидийские в 303 году. 20 янв. Вата монах, муч. Персидский в 4 веке. 1 мая. Вахтисий, муч. Персидский, с Симеоном. 18 мая. Вафусий пресв., из 26 мучч. Готфских в 4 веке. 26 марта. Вендимиан, или Вендиан, преп. Вифинский, учен. преп. Авксентия, прест. в начале 6 в. 1 февр. Венедикт преп., Римлянин, ум. 543. 11 марта. Венедим, муч. Афинский, с Ираклием и Павлином. 18 мая. Вениамин, из 12 патриархов. В нед. Праотец. Вениамин диакон, муч. Персидский, пострадавший при Вараране, ок. 421 года. 13 окт. и 31 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010