Если бы Павел был оправдан, освобожден и отправился на запад в Испанию, Лука, несомненно, мог бы добавить еще одно или два предложения на этот счет. Поскольку каждый римский чиновник, который встречался с Павлом, объявил его невиновным, Лука едва ли мог опустить кульминационный Имперский суд оправдания! Павел не был освобождён и никогда не ходил в Испанию. Вскоре после середины июля 64 СЕ вспыхнул страшный пожар в западной части цирка и запылал восток вдоль долины между Северной и Южной Палатин Авентин холма. Из четырнадцати районов Рима, три были полностью разрушены, семь были серьезно пострадали, и только четыре остались невредимыми, прежде чем огонь был наконец остановлен после недели городского террора. Летопись Тацита, написанная во втором десятилетии второго века нашей эры, рассказывает о непосредственной вере в то, что Нерон сам приказал поджечь город: «Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращением за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обреченных на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения». (Тацит кн 15:44 2,4)

http://predanie.ru/book/220156-pervyy-pa...

Из династии Энея только двенадцатый царь Авентин был причислен к богам. После него не возвели в бога ни одного царя, кроме Ромула, основателя Рима. 204 Преемник Ромула Нума измыслил так много богов, что для него самого не достало места на небе, сам он не причислен был к богам; вообще за время до и после Ромула оставлен был обычай возводить в богов умерших людей, и если возводили, то только из лести, а не вследствие заблуждения. Однако умерших людей, прежде возведенных в богов, не переставали почитать за таковых, даже увеличили соблазн изобретением идолов, которых предки не знали. Так демоны обольщали людей, заставляя их и выдумывать несуществующих богов, и услаждать себя, под видом угождения этим ложным богам, преступным представлением на сцене баснословных злодеяний последних. 205 В период отдельного существования царств Иудейского и Израильского в этих последних славились пророки, у греков мудрецы и сивиллы. Так при Ромуле жили Фалес Милетский и сивилла Эритрейская, предсказавшая пришествие Христа Спасителя. При приемнике Ромула Нуме, жила сивилла Самосская. В это время у евреев, при царе Манассии, пророчествовал Исаия пророк. 206 При царях: еврейском Седекии, у римлян – Тарквинии Древнем, еврейский народ отведен был в плен в Вавилон, Иерусалим и храм Соломонов были разрушены. В это и последующее время плена вавилонского жили мудрецы: Питтак Мителенский, Солон Афинский, Хилон Лакедемонский; физики: Анаксимандр, Анаксимен и другие. По истечении семидесяти лет, при Дарии, царе Персидском кончился вавилонский плен евреев, и они возвратились на родину. В это же время и римляне, по изгнании Тарквиния Гордого, освободились от монархической власти. 207 Таковы цари царства земного. Это не иные кто, как люди, умершие и возведенные в богов людьми же, добровольными почитателями таких богов. Но эти боги – только подставные цари царства земного. Неужели в самом деле мертвые люди, хотя бы и цари, могут управлять жизнью живых людей, как боги? Правда, римляне-язычники представляли себе именно так. Но они находились в обольщении от демонов. Эти последние – вот действительные цари и боги земного царства. Они действительно влияют на жизнь людей, в частности влияли на римлян-язычников, пользуясь для обольщения их именем их же исторических царей, ими же самими возведенных по смерти в богов. 208

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Известностью пользовался Ионадав, сын Рихава. Азарию вместе с его сыном Иоасом и племянником Амасией евангелист Матфей исключил из родословной Господа Спасителя из-за чудовищности их преступлений и потому что ни отца, ни сына он не считал добрыми людьми. 3071 г. (­ 880 г. до Р.Х.) Гофолия, мать Азарии, 6 лет. Видя, что Ииуй, царь Израиля, убил её сына Азарию, она истребила всё царское племя дома Иорамова, за исключением одного только Иоаса, сына Азарии, которого Иосавеф, сестра Азарии, жена первосвященника Иодая, тайно увела из среды умерщвляемых царских сыновей. У 70 толковников сказано, что Гофолия правила семь лет. 3111 г. (­ 840 г. до Р.Х.) Иоас, сын Азарии, 40 лет. Славно начав, но дурно закончив, он в первые годы своего правления обновил Храм, а в последние годы среди прочих своих преступлений велел побить камнями между храмом и жертвенником Захарию, сына своего покровителя и опекуна Иодая. Ввиду заслуг Захарии Господь называет его в Евангелии сыном Варахиина, то есть благословенного Господом. Аремул Сильвий, сын предыдущего царя Агриппы, 12-й латинский царь, правил 19 лет. Он поставил среди холмов, где ныне находится Рим, альбанскую крепость. Его сыном был Юлий, прадед Юлия Прокула, который ушёл вместе с Ромулом в Рим и стал основателем рода Юлиев. 3140 г. (­ 811 г. до Р.Х.) Амасия, сын Иоаса, 29 лет. Пророк Елисей умер и погребён в Самарии. Азаил, царь Сирии, угнетал Израиль. Авентин Сильвий, старший сын предыдущего царя Аремула, 13-й латинский царь, правил 37 лет. Он умер и погребён на том холме, который ныне является частью города, и дал этому месту бессмертное имя. 3192 г. (­ 759 г. до Р.Х.) Азария, он же Озия, сын Амасии, 52 года. Тонос Конколер, 36-й царь Ассирии, которого греки называют Сарданапалом, основал Тарс и Анхиал. Побеждённый в сражении Арбаком Мидянином, он добровольно взошёл на костёр. Вплоть до этого времени были цари Ассирии, как сообщает история, то есть на протяжении 1197 лет. Всего же лет царства Ассирийского от первого года Нина насчитывается 1240.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

Wolf 1980 – Wolf A. Wer war Kuno von Öhningen? Überlegungen zum Herzogtum Konrads von Schwaben (997) und zur Königswahl vom Jahre 1002//DA. 1980. Jg. 36/1. Wolf 1991 – Wolf A. Königskandidatur und Königsverwandtschaft: Hermann von Schwaben als Prüfstein für das «Prinzip der freien Wahl»//DA. 1991. Jg. 47/1. Wolfram 1985 – Wolfram H. Ethnogenesen im frühmittelalterlichen Donau- und Ostalpenraum (6. bis 10. Jahrhundert)//Frühmittelalterliche Ethnogenese im Alpenraum. Sigmaringen, 1985 (Nationes. Bd. 5). Zakrzewski 1917 – Zakrzewski S. Opis grodów i terytoriów z pónocznej strony Dunaju czyli tzw. Geograf Bawarski. Lwów, 1917. Zakrzewski 1925 – Zakrzewski S. Bolesaw Chrobry Wielki. Lwów, 1925. ZBLG – Zs. für bayerische Landesgeschichte. München. Zeissberg 1869 – Zeissberg H. Vincentius Kadubek, Bischof von Krakau (1208–1218; 1223) und seine Chronik Polens: Zur Literaturgeschichte des dreizehnten Jahrhunderts//Archiv zur Kunde österreichischer Geschichtsquellen. Wien, 1869. Bd. 42 (вышло также отдельным изданием в 1870 г.). ZLGA – Zs. des Vereins für Lübeckische Geschichte und Altertumskunde. Lübeck. ZOF – Zs. für Ostforschung: Länder und Völker im östlichen Mitteleuropa. Marburg. Zöllner 1952 – Zöllner E. Rugier oder Russen in der Raffelstettener Zollurkunde//MIÖG. 1952. Bd. 60. Zs. – Zeitschrift. Zuckermann 2000 – Zuckermann C. Deux étapes de la formation de l’ancien état russe//Les centres proto-urbains russes entre Scandinavie, Byzance et Orient/M. Kazanski, A. Nercessian et C. Zuckermann. Paris, 2000 (Réalités Byzantines, 7). Указатель географических и этнических названий 1942 абхазы, см. авасги (абхазы) Аварский каганат, авары 23, 23, 226, 238, 238 Аварские пустоши, см. Пуста (Аварские, Паннонские пустоши) авасги (абхазы), нар. на вост. побережье Черного м. 38, 38 Авентин, р-н Рима 55 Аверса, г. и гр-во в Юж. Италии, на границе между Неаполитанским и Капуанским герц-ми 86, 94 Австрия (Австрийское герц-во) (см. также: Баварская вост, марка) 252, 288, 290, 293–294, 333–334, 338

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

162 Следует отметить, что в мире известны десятки городов, расположенных на семи холмах или по крайней мере претендующих на это. 163 Не забудем, что во главе глобального государства в качестве одного из семи правителей лжемессия мог стоять и раньше, до своего конечного воцарения в качестве зверя (см. 17, 11 и комм.). 165 Например, предательство в угоду Вавилону интересов управляемых ими территорий, ограбление своих народов и т. п. 166 Ср. разрушение в 2001 году башен Всемирного торгового центра – общепризнанного символа Америки и мировой торговли – это событие вполне можно рассматривать как прообраз уничтожения эсхатологического Вавилона ( Апок. 17, 16 ). 167 Этим, кстати, можно объяснить слова тайнозрителя: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» – 17,18. 168 Знаменательно в этой связи, что один из исторических прообразов антихриста, Наполеон, искал союза с Римским папой, с санкции и при участии которого он короновался императором. 169 Названия семи римских холмов: Палатин, Авентин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий. Характерно, что и второй Рим (Константинополь), и третий (Москва) также были расположены на семи холмах. 170 Формально первый римский император – это Октавиан Август, однако многие историки считали, что первым был Юлий Цезарь. Такой взгляд не является новым, он известен с античных времен. Скажем, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония начинается именно с биографии Цезаря, а не Октавиана. Кроме того, само имя «Цезарь» стало титулом для всех последующих римских императоров. Что же касается новой и новейшей историографии, то там даже встречается мнение, что Цезарь является создателем не только Римской империи, но всей вообще западноевропейской цивилизации. 171 О том, на какой основе первоначально будет образовано мировое государство – федеративной, конфедеративной или какой-то принципиально другой, можно высказывать предположения. При восьмом же правителе оно преобразуется в глобальную «теократию» с обожествленным лжемессией во главе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   Это казалось тем более вероятным, что на дороге встречалось все больше людей, покинувших город и направлявшихся к Альбанской горе, чтобы, спасшись от огня, уйти также от дыма. Еще не доехав до Устрина, пришлось замедлить бег коня — дорога была забита людьми. Одни шли пешком, таща свои пожитки на спине, другие вели навьюченных лошадей, мулов, ехали в повозках, груженных всяким добром, встречались и носилки, в которых рабы несли граждан побогаче. Устрин настолько был наводнен бежавшими из Рима, что сквозь толпу трудно было протиснуться. На рынке, в колоннадах храмов и на улицах кишмя кишели спасшиеся от пожара. Тут и там уже разбивали шатры, которые должны были стать приютом для целых семей. Другие располагались под открытым небом, громко кричали, призывая богов или проклиная судьбу. В этой сумятице и разузнать что-нибудь было непросто. Те, к кому обращался Виниций, либо вовсе ему не отвечали, либо глядели на него безумными от ужаса глазами и говорили, что гибнут город и мир. Со стороны Рима ежеминутно прибывали все новые толпы, шли мужчины, женщины, дети, отчего смятение и гам все усиливались. Одни, потеряв своих в толпе, исступленно их искали. Другие дрались за место для привала. Ватаги полудиких пастухов из Кампании нахлынули в городок, надеясь узнать новости да поживиться в суматохе чужим добром. Тут и там разноплеменные толпы рабов и гладиаторов уже начали грабить дома и виллы, вступая в драку с защищавшими жителей солдатами.    Сенатор Юний, которого Виниций увидел возле постоялого двора с целой гурьбой рабов-батавов , первый сообщил подробнее о пожаре. Огонь действительно вспыхнул возле Большого Цирка, между Палатином и Целием, но стал распространяться с непонятной быстротой, и вскоре охватил всю середину города. Еще никогда со времен Бренна не постигало город столь ужасное бедствие.    — Цирк сгорел дотла, а также лавки и дома вокруг него, — рассказывал Юний, — Авентин и Целий в огне. Пламя окружило Палатин и добралось до Карин…    Тут Юний, у которого в Каринах были роскошный дом со множеством дорогих его сердцу произведений искусства, зачерпнул пригоршню дорожной пыли и, посыпав ею голову, в отчаянии застонал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=783...

Ист.: Brant S. Das Narrenschiff/Hrsg. M. Letter. Tüb., 19682 (рус. пер.: Брант С. Корабль дураков. М., 1984); Celtis P. C. Oratio in gimnasio in Ingelstadio publice recitata/Ed. I. Rupprich. Lpz., 1932; idem. IV libri Amorum secundum quattuor latera Germaniae/Ed. F. Pindter. Lpz., 1934; Epistolae obscurorun virorum/Hrsg. A. Bömer. Aalen, 1978 (рус. пер.: Письма темных людей. М.; Л., 1935); Hutten U. , von. Deutsche Schriften/Hrsg. P. Ukena. Münch., 1970; idem. Opera quae reperiri potuerunt omnia/Ed. E. Böcking. Lpz., 1859-1870. Aalen, 1963r. 5 vol.; Reichlin J. Briefwechsel/Hrsg. L. Geiger. Tüb., 1875; idem. De verbo mirifico=Das wundertätige Wort (1494)/Hrsg. W. Ehlers u. a. Stuttg., 1996; Wimpfeling J. Adolescentia/Hrsg. O. Herding. Münch., 1965; Авентин И. Баварская хроника. Введение//Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 212-220; Гуттен У. , фон. Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959; Дюрер А. Дневники. Письма. Трактаты. Л.; М., 1957. 2 т.; Идеи эстетического воспитания: Антология. М., 1973. Т. 1: Античность. Ср. века. Возрождение; История эстетики: Памятники мировой эстет. мысли. М., 1962. Т. 1: Античность. Ср. века. Возрождение; Цельтис К. Стихотворения. М., 1993. Лит.: Гейгер Л. История нем. гуманизма. СПб., 1899; Ritter G. Die geschichtliche Bedeutung des deutschen Humanismus//Hist. Zschr. 1923. Bd. 127. S. 393-453; Die Frühzeit des Humanismus und der Renaissanse in Deutschland. Lpz., 1938. Darmstadt, 1964r; Spitz L. W. The Religious Renaissance of the German Humanists. Camb. (Mass.), 1963; Borchardt F. German Antiquity in Renaissance Myth. Baltimore, 1971; Rid é J. L " image du German dans la pensée et la littérature allemands: De la redécouverte de Tacite а la fin du XVIe siècle. Zille; P., 1977; Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973; Немилов А. Н. Специфика гуманизма Северного Возрождения//Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978; он же. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979; Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978; Володарский В. М. Эрфуртские гуманисты и Реформация//Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л., 1981. С. 151-162; он же. Полит. этика нем. гуманистов//Культура Возрождения и власть. М., 1999; Bernstein E. German Humanism. Boston, 1983; Humanismus im Bildungswesen des XV. und XVI. Jh./Hrsg. W. Reinhard. Weinheim, 1984; Renaissance - Reformation: Gegensätze und Gemeinsamkeit/Hrsg. A. Buck. Wiesbaden, 1984; Humanismus im deutschen Südwesten: Biographische Profile/Hrsg. P. G. schmidt. sigmaringen, 1993; Культура Возрождения и религ. жизнь эпохи. М., 1997; Культура Возрождения XVI в. М., 1997; Нессельштраус Ц. Г. Немецкая первопечатная книга. СПб., 2000; Доронин А. В. Миф и нац. история в культуре Возрождения в Германии//Миф в культуре Возрождения. М., 2003.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Рим I. Город Р. был основан в 753 г. до Р.Х. на берегах р. Тибр. Первонач. поселения располагались на холме Палатин, впоследствии же были заселены и соседние холмы – Капитолий и Квиринал, а затем Целиев холм, Авентин, Эсквилин и Виминал. Поэтому Р. называют городом на семи холмах (ср. Откр. 17:9 ). Он был столицей царства (по 510 г. до Р.Х.), а затем столицей республики (510–27 гг. до Р.Х.), которая в результате многочисл. войн завоевала Аппенинский п-в и все Средиземноморье. С началом единовластия ⇒ Августа Р. стал империей и мировой державой. Под своей властью он объединил все известные земли, а «Римский мир» (Pax Romana) стал символом надежды на политич. освобождение. Возвращаясь из завоеванных стран, римляне приносили в свой город верования в богов покоренных народов и сооружали этим богам храмы. При этом все сильнее проявлялось стремление воздавать правящему императору божеств. почести. В Риме концентрировалась вся политич. и религ. власть. II. ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРИТЯЗАНИЕ РИМА НА МИРОВОЕ ГОСПОДСТВО встретило сопротивление со стороны избранного Богом израил. народа (⇒ Зилоты), который надеялся, что на земле будет установлено Царство Господа и что столицей этого Царства станет Иерусалим. Лишь после кровавого подавления двух восстаний (66–73 гг. и 132–135 гг.) Р. окончат. удалось стать победителем в этом противоборстве. Первые контакты между Р. и иудеями произошли в 161 г. до Р.Х., когда Иуда Маккавей заключил с Р. договор о взаимной помощи (⇒ Маккавеи). В 63 г. до Р.Х. Помпей, покорив Сирию, присоединяет к Римской империи и Иудею. Некоторое время Р. относился лояльно к местным князьям из рода ⇒ Ирода Великого; но в 6 г. по Р.Х. Иудея и Самария становятся рим. провинциями, которыми управляет наместник. Резиденция наместника находилась в Кесарии, на Средиземноморском побережье. Порабощенные евреи были обязаны платить римлянам подати ( Мф. 22:17–21 ). Во время правления имп. Августа родился Иисус ( Лк. 2:1–7 ), на пятнадцатом году царствования Тиберия (⇒ Тиверий) явился Иоанн Креститель ( Лк. 3:1 ); в царствование того же императора состоялось распятие Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«семь голов суть семь гор, на которых сидит жена» – упоминание о семи горах для эпохи апостола Иоанна есть очевидное указание на город Рим. 159 159  Названия семи римских холмов: Палатин, Авентин, Капитолий, Квиринал, Виминал, Эсквилин, Целий. Характерно, что и второй Рим (Константинополь), и третий (Москва) также были расположены на семи холмах.  По мнению толкователей, данные слова прозрачно намекали на Вечный город и были настолько всем понятны, что придавали этому тексту остроту политического памфлета. См. также комм. на 17, 1. Что же касается Вавилона эсхатологического, то этот город тоже будет расположен на семи холмах (комм. на 17, 1). «и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел» – применительно к Древнему Риму можно видеть в этих царях  ряд римских императоров от первого из них, Юлия Цезаря, до Нерона, первого гонителя христиан. 160 160 Формально первый римский император – это Октавиан Август, однако многие историки считали, что первым был Юлий Цезарь. Такой взгляд не является новым, он известен с античных времен. Скажем, «Жизнь двенадцати цезарей» Светония начинается именно с биографии Цезаря, а не Октавиана. Кроме того, само имя «Цезарь» стало титулом для всех последующих римских императоров. Что же касается новой и новейшей историографии, то там даже встречается мнение, что Цезарь является создателем не только Римской империи, но всей вообще западноевропейской цивилизации.  Нерон в этом ряду был шестым, то есть тем, о котором сказано «один есть», после же должен был прийти на короткое время седьмой, а за ним – восьмой из числа семи – возродившийся Нерон (Nero redivivus), который и будет антихристом.  Или если все же считать первым императором Октавиана Августа, то можно предложить другой ряд: пять царей – это первые пять императоров от Октавиана до Нерона, потом, после смуты, Веспасиан – шестой, потом седьмой – Тит, царствовавший только два года, и восьмой – обожествивший себя Домициан, при котором христиан стали преследовать уже за одно исповедание своей веры. Домициан, следовательно, и является антихристом (см. также комм. на 13, 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Рим (лат. и итал. — Roma) – один из старейших городов на территории Европы,  в древности – столица Римской империи; ныне – столица Италии. Временем основания Рима традиционно считается 753й г. До Р.Х.  Первые «римские» поселения находились на холме Палатин, но впоследствии были заселены и другие холмы: Капитолий, Квиринал, Целиев, Авентин, Эсквилин, Виминал. Со временем за Римом закрепилось название: город на семи холмах. Другое, не менее поэтическое, название Рима: вечный город. Долгое время Рим был столичным городом царства, затем – с 510 г. (509 г.) по 27 до Р.Х. – столицей республики. Во время владычества Августа Рим приобрел статус столичного имперского города. В ранний период распространения христианства в Риме была основана одна из Поместных Православных Церквей. Впоследствии она играла одну из ведущих ролей в развитии событий, связанных с внутренней жизнью и деятельностью Земной Церкви. А со временем Римские первосвященники – папы – стали возвышать себя над предстоятелями прочих Поместных Церквей, что впоследствии поспособствовало отколу Римской Церкви от общецерковного единства и искажению христианской веры как теоретически, так и практически. Такому возвышению способствовал ряд исторических обстоятельств и условий, среди которых можно выделить то, что: 1) долгое время Рим был столичным городом; 2) Римская Церковь была основана при непосредственном участии первоверховного апостола Петра (заметим, что апостол Павел также почитается Церковью в  звании первоверховного); 3) Рим был местом мученичества множества раннехристианских святых; 4) во времена богословских споров, охватывавших Восток, иерархи Римской Церкви нередко выступали в качестве своего рода «арбитров». В современном Риме находится множество святынь , в том числе мощи великих христианских святых. Кроме того в Риме находится ряд мест, почитаемых как католиками , так и православными верующими. К их числу относятся катакомбы , где в первые века существования Церкви христиане хоронили своих единоверцев и справляли богослужения. Катакомбы знамениты и наличием множества сохранившихся в них раннехристианских священных изображений: Христа, Божьей Матери, апостолов, других святых, некоторых событий ветхозаветной и евангельской истории; кроме того значительная часть катакомбных изображений глубоко символичны (например, птица феникс, петух как символ воскресения, рыба как символ Христа и мн. др.).

http://azbyka.ru/rim

   001    002   003     004    005