Сирийский язык Сирийцы, Сирия Сиро-палестинский диалект и литература – см. Сирия Сихем Скит, Скитская пустыня – см. Нитрийская долина Софанена Сук-ал-Ахваз (Ахваз) – см. Хор-миздшер Тагрит (Текрит) Тагритская кафедра Таук – см. Дакук Тахал Текрит – см. Тагрит Тел еда – см. Телл-Адда Телл-Адда (Теледа) Телла (Телла-Маузелат, Константина) Телльская епископия Тивериада Тигр, р. Тирский Собор Тирхан Тур-Берайн (Тур-Берен) Турецкий язык Урмия Филадельфия (США), рукописи Филиппополь Фомы св. мон. в Селевкии на Оронте Хавара Хадьяв (Хедьяв) – см. Адиабена Хазза (Арбела, Ирбил) 51 Хазкиела мон. Халкидонский Собор Халмон Харран Харранская епископия Хатра Хаура Хедатта (аль-Хадита) Хинды мон. в Хире Хира – см. Хирта Хирта (Хира) Хомс (Эмеса) Хони-Шапур – см. Бет-Вазик Шарфа, мон. на Ливане Шахразур – см. Сиарзур Шиггар (Синджар) Шиггарская епископия Шиггарский мон. Шурзак Эвропос (Джерабис) Эдесса (Урхой, Урфа) Эдесская епископия Эдесская школа– см. Персидская школа в Эдессе Эдесский Собор Эдесский способ чтения Эмеса – см. Хомс Эндева, 52 близ Гумьи Эфес Эфесский Собор (III Вселенский, 431 г.) Эфесский Собор II (Разбойничий, 449 г.) Эфиопский язык и литература; переводы Эчмиадзин 1 В связи с тем что книга написана католическим автором, в его изложении и оценках богословского учения сирийских отцов Церкви нередко встречаются высказывания, обусловленные его конфессиональной принадлежностью и не согласующиеся с вероучением Православной Церкви. Это выражается, в частности, в стремлении, во что бы то ни стало, найти у сирийских писателей следы католического учения о римском примате, об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (filioque), или о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и ее «соучастии» в совершенном Христом искуплении людей. 3 Этот труд был завершен и опубликован, см. Ortiz de Vrbina I. Vetus Evangelium syrorum et exinde excerptum Diatessaron Tatiani. Biblia Polyglotta Matritensia 6. Vetus ac Novum Testamentm Syriacum 1. Matriti, 1967. Примеч.пер. 8 Авдишо бар Бриха был также гимнографом и церковным поэтом, его главное поэтическое сочинение – «Рай Эдемский» (Paradisus Edem, ок. 1291) представляет собой сборник из 50 богословских толкований. Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Но вполне возможно, что именно этот пункт на самом деле был первым. Система Феодора Мопсуэстийского может рассматриваться во всей своей холодной стройности как со стороны его герменевтики, так и со стороны аскетики. Одним из любимых вопросов этого богослова был вопрос о свободе воли, обдумывание которого привело его к написанию трактата «Против защитников первородного греха». Феодор утверждал, что человек не наследует вины своих предков и человечество в целом не наследует вины Адама за преслушание воли Божией; у него оставался один выход, позволявший объяснить феномен общей греховности рода человеческого, – назвать причиной греха страх смерти. Взяв эту мысль у апостола Павла 128 , антиохийский богослов положил ее в основу своей антропологии. Но чтобы не допустить реванша манихейства, видевшего в смертной плоти произведение злого начала, Феодор ввел еще одно рискованное предположение: добро и зло были созданы Богом для испытания воли человека (Толкование на Евангелие от Иоанна, предисловие). Антропология Мопсуэстийца была причиной того, что на Западе несторианство считали вариантом пелагианства 129 , хотя сам он и осудил Пелагия. В действительности, образ человека, созданный этим богословом, – человека, побеждающего грех в решительной схватке со страстью, – нуждался для своего обоснования именно в таком образе Христа, который и был выработан в лаборатории антиохийской мысли V в. по Р. Х. – Христа, борющегося со своей человеческой природой, для того чтобы сделать ее «одним поклоняемым лицом» с Божественной. По-видимому, во многих сирийских монастырях, особенно на Востоке, в Иране и Месопотамии, где сильны были традиции дохристианского арамеоязычного аскетизма, это учение преобладало. Вероятно, поэтому Мар-Авдишо бар Бриха, Низибисский митрополит XIII в., говорил: «Не мы пошли за Несторием, но Несторий – за нами» 130 . Примечательно также, что в числе таинств Ассирийской Церкви Востока отсутствует исповедь. Ассирийский аскет лишь себе отдает отчет в своих грехах против Божественного Закона, испрашивая совета у старцев относительно тех вопросов, в которых ему не хватает опыта. В этом плане несторианская сакраментология разительно отличается от православной традиции покаяния и исповеди, включающей откровение помыслов и непримиримую борьбу со страстными поползновениями душ и посредством их постоянного разоблачения. Столь далеко разошлись между собой в V в. по Р. Х. представители не так давно оформившегося монашеского движения на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВДИШО БАР БАХРИЗ Авдишо Бар Бахриз [сир.      , араб.        ], митр. Мосульский (XI в.), несторианский сироязычный писатель и церковный деятель. До избрания на кафедру Мосула (Сев. Ирак) был настоятелем мон-ря св. Илии в этом городе. В 1028 г. выдвигался одним из кандидатов на выборах несторианского патриарха-католикоса, когда был избран Илия I . Известен гл. обр. как канонист, собиратель и систематизатор церковных правил и постановлений Соборов. Ему приписывают также юридический трактат о порядке наследования и литургические комментарии. Его упоминает в своем «Каталоге» Авдишо бар Бриха . Соч.: ‘Abdi š o‘ Bar Bahriz. Ordnung der Ehe und der Erbschaften sowie Entscheidung von Rechtsfällen/Hrsg., übers., komm. W. Selb. W.; Köln; Graz, 1970. Лит.: Parisot J. Abdiésu de Mossul//DTC. T. 1. Col. 27; K ö bert R. Abdisho‘ bar Bahriz Einleitung zu einem Traktat über Ehe und Erbrecht//OCP. 1971. T. 37. S. 437-440; Garon R. A new Nestorian source//Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1972. T. 40. S. 263-276; HChr. P., 1993. T. 4. P. 450. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД [сир.      ], сир. несторианский богослов VIII в. Род. в сел. Бет-Саяде. Будучи от рождения калекой (отсюда прозвание - букв. «хромой»), был принесен своей матерью к Бабаю Младшему Нисибинскому в Кефар-Уззел, где тот основал школу церковного пения. Согласно «Истории монахов» Фомы Маргского , Бабай предсказал отроку великое будущее: «Это будет отец отцов и глава учителей; имя и учительство его будут славны на всем Востоке». А. Д. преподавал экзегетику в Башушской школе в Сафсафе. В числе его учеников были буд. несторианские католикосы Тимофей I и Ишо бар Нон , а также Абу Нух аль-Анбари, секретарь мусульм. правителя Мосула Абу Мусы ибн Мусабы. В «Каталоге» Авдишо бар Брихи А. Д. назван автором «Книги увещания», слов о покаянии (вариант прочтения названия: о желании, об алчности), ряда писем, «Книги о царском пути», прений с иудеями, «Толкований на слова монаха Марка». В рукописях дошли отрывки из «Толкований» (Brit. Mus. Add. 17 270) и «Трактат об отшельничестве» (издан). Соч.: Treatise on Eremitism// Mingana A. Woodbrooke Studies. Camb., 1934. Vol. 7: Early Christian Mystics. P. 185-197, 248-255. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 214; Ortiz de Urbina. PS. P. 142. Е. H. Мещерская Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ассирийская Церковь Востока(Сирия, Ирак, Иран Кавказ и др.) АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ДАДИШО ИЗ БЕТ-АРАМАЕ Дадишо из Бет-Арамае (ок. 529-604), мон.-несторианин, настоятель «Великого монастыря» на горе Изла (близ г. Нисибин, ныне Нусайбин, Турция) ДАДИШО КАТРАЯ (2-я пол. VII в.), восточносир. мон. и аскетический писатель из региона Бет-Катрае (зап. побережье Персидского зал., совр. Катар), автор неск. сочинений аскетико-мистического содержания ИОАНН V [Йоханнан III; бар Ишо бар Авгаре (бар Хгире); араб. Юханна ибн Иса (ибн Марта) ибн аль-Арадж] ( 905), католикос-патриарх Церкви Востока (с 900) ИСРАЭЛЬ (ок. 870 - 961), еп. Кашкарский, впосл. католикос-патриарх Церкви Востока, несторианский богослов и полемист ИШОБОХТ [Бохтишо] (2-я пол. VIII - нач. IX в.?), митр. Рев-Ардашира в Парсе (юрисдикция Церкви Востока), юрист и писатель ИШОДАД МЕРВСКИЙ (IX в.), еп. Хадитты (Хедатты; близ Мосула, Месопотамия) в юрисдикции Церкви Востока, восточносир. экзегет

http://pravenc.ru/rubrics/121974.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБУ НУХ несторианский писатель VIII в., ученик Авраама бар Дашандада и секретарь католикоса Тимофея . Написал апологетическую работу против мусульман и книгу «против еретиков», прежде всего монофизитов. Им также написано Житие Иоанна Дайломайского. Ист.: Thomas de Marga. Liber superiorum seu historia monastica, liber fundatorum monasteriorum in regno Persarum et Arabia/Ed. F. Bedjan. Lipsiae, 1901. Т. 2. Р. 23. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 218; Duval R. La littérature syriaque. P., 1907. Р. 381. В. В. Василик Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62506.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАБАЙ НИСИБИНСКИЙ [Бабай Малый; сир.    ] († 630), сир. христ. монах и писатель кон. VI - 1-й трети VII в. Происходил из г. Нисибина. В юности предавался праздности. После того как Б. Н. однажды во сне явился подвижник мар Авраам и предсказал ему, что он «станет отцом» для мн. людей и целиком посвятит себя Богу, юноша ушел из отчего дома в обитель мар Авраама на горе Изла (см. Авраам Кашкарский ), к-рый и дал ему имя Бабай. По смерти мар Авраама в 588 г. Б. Н. оставил обитель и удалился в горную пещеру в обл. Адиабена вместе с анахоретом Ишозха и буд. несторианским католикосом Савришо. Б. Н. проводил все время в посте и молитве, исцелял больных и изгонял бесов. Впосл. он основал свой мон-рь на горе Изла и учредил в нем устав мар Авраама. Настоятелем мон-ря Б. Н. пробыл в течение 31 года до своей смерти, там же он и был похоронен. «Хроника Сеерта» (не ранее IX в.) упоминает об ожесточенной полемике между Б. Н. и Бабаем Великим , но не раскрывает предмета их разногласий. Б. Н. считают автором ряда проповедей и гимнов (мадрашей и мимр), из к-рых почти ничего не опубликовано. Сохранилась согдийская версия одной из его рифмованных гомилий. Ист.: Histoire nestorienne: (Chronique de Seert). Part. 2/Publ. et trad. par A. Scher//PO. T. 13/4. P., 1919. P. 454-456. Лит.: Sims-Williams N. Babay of Nisibis//EIran. Vol. 3. P. 309. А. И. Колесников Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН БАР ЗОБИ (кон. XII - нач. XIII в.), иером. несторианского мон-ря Савришо в Бет-Кока (Адиабена), восточносир. грамматист и писатель АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/77286.html

Писания. По свидетельству Бар-Хадбшаббы Арбайя, против манихеев Д. написал только 3 книги, а кроме них еще неск. книг против халдеев и самого Манеса ( Barhadb. Hist. eccl. 17), впрочем, как указывает свящ. Н. Фетисов, здесь возможно смешение имен: в III в. против халдеев и Манеса боролся др. Диодор — пресвитер, живший в Персии ( Фетисов. 1915. С. 367). Блж. Феодорит упоминает трактаты Д. «против Фотина, Малхиона, Савеллия и Маркелла Анкирского» ( Theodoret. Haer. fab. II 11). В «Лексиконе Суды» перечисляются следующие названия сочинений Д.: «Περ τον, ες Θες ν Τρδ» (О том, что один Бог в Троице); «Κατ Μελχσεδεκτων» (Против мелхиседекиан); «Κατ ονδαων» (Против иудеев) (Авдишо бар Бриха указывает, что Д. составил против иудеев 2 книги); «Περ νεκρϖν ναστσεως» (О воскресении мертвых); «Περ ψνχς κατ δαφρων περ αντης αρσεων» (О душе, против различных еретических мнений о ней); «Πρς Γρατανν κεφλαα» (К Грациану, главы); «Περ προας» (О промысле); «Κατ Πλτωνος περ Θεου κα Θεων» (Против Платона, о Боге и богах); «Περ φσεως κα λης, ν ω, τ τ δκανστ» (О природе и материи, в каковом сочинении трактуется о том, что справедливо); «Περ Θεου κα λης λληνκς πεπλασμης» (О Боге и выдуманной материи греков); «τ α ορατοι φσεις οκ κ των στιχεων, λλ κ μηδενς μετ των στοιχεων δημιουργθησαν» (О том, что невидимые природы созданы не из элементов, но из ничего вместе с элементами); «Πρς Εφρνιον φιλσοφον κατ πευσιν κα πκρισιν» (К Евфронию философу, в вопросах и ответах); «Περι του πως ε μν δημιυργς, οκ εκ δ τδημιοργματα» (О том, каким образом Создатель пребывает всегда, но созданное не всегда); «Πως τ Θλειν κα τ μ θλειν π θεου δου ντος» (Каким образом в вечном Боге существуют желание и нежелание); «Κατ Πορφυρου περ ζων κα θυσιων » (Против Порфирия, о животных и жертвах). Наконец, свт. Фотий (Phot. Bibl. 102) на основании рецензии Геласия Кесарийского обращает внвмание на работу Д. «О Святом Духе», «в которой он показывает, что уже заражен болезнью несторианской ереси».

http://pravenc.ru/text/178279.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АММАР АЛЬ-БАСРИ [араб.      ], видный несторианский богослов 1-й пол. XI в., получивший известность прежде всего как полемист с исламом. Полемике с мусульм. богословами- мутазилитами А. посвятил «Книгу доказательства» (Китаб аль-бурхан) и «Книгу вопросов и ответов» (Китаб аль-масаил ва-ль-аджвиба), написанные в форме опровержений. В своих произведениях он затрагивает практически все основные вопросы христианско-мусульм. полемики: учение о Св. Троице и Боговоплощении, жизнь буд. века, достоверность Евангелий, опровержение богодухновенности Корана и пророческого достоинства Мухаммада и др. Несмотря на свой апологетический характер, произведения А. представляют собой одну из первых попыток построения целостной системы христ. богословия на араб. языке. Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 106-107, 210-211, 410; Hayek M. ‘Ammar al-Basri, la première somme de théologie chrétienne en langue arabe, ou deux apologies du christianisme//Islamochristiana. 1976. T. 2. Р. 69-133. Свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/114486.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Восточные (нехалкидонские ) Церкви АБУНА почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка» АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII), неизв. правосл. армянин, автор " Повествования о делах армянских " , предст. общины армян-халкидонитов

http://pravenc.ru/rubrics/121942.html

   001    002    003    004   005     006