Но если даже учесть чисто восточно-сирийскую традицию, где помимо селевкидской эры использовалась и «эра от Вознесения», то и тогда расхождение с византийской эрой такое летоисчисление будет иметь всего в тридцать с небольшим лет. «Вознесение – 5540 г. мира=342 г. эры Селевкидов=31 г. н.э. 1 г. от Вознесения=31/32г. н.э.» . Также можно взять во внимание ещё одно бытовавшее в Сирии летоисчисление – от Адама до Александра Македонского. Об этом летоисчислении свидетельствует мусульманский ученый Абу Райхан Мухаммад Бируни. «Некоторые исчисляют период между Адамом и Александром в пять тысяч шестьдесят лет, а другие – в пять тысяч сто восемьдесят лет. Последней цифрой оперирует большинство христиан, и она [наиболее] известна среди исследователей». Кузенков поясняет, что «данный синхронизм – 1 г. эры Селевкидов=311 г. до н.э.=5181 г. от Адама – предполагает эру, начало которой помещено на начало пасхального цикла Эаса, 5491 г. до н.э. Такая эра на год запаздывает относительно александрийской. Этот тип эры используют восточносирийские писатели Симеон Шанклавайя (XII в.) и Авдишо бар Бриха, митрополит Нисибийский (+1318). Таким образом, в восточносирийской эре, основанной на пасхалии Эаса: начало сотворения мира – воскресенье 24 марта 1. г. цикла=5491 г. до н.э. Воплощение – с воскресенья 24 на понедельник 25 марта 5500 г. мира» . Итак, как мы видим, прочтение в мелькитских (православных) рукописях VIII в. «пять тысяч и более» обозначает дату Боговоплощения, т.е. 5500 год. Трудно сказать по какой причине эти две даты не привлекали к себе внимания ученых, хотя греческие составители краткого жития, а за ними и славянские, использовали дату «шесть тысяч лет» как хронологическую опору на конец V в.: «О времени, в нем же живяше святый Исаак, мнения нелико несогласна, обаче достовернейшее есть сие, яко он бяше в конце пятаго века, еже явствует от тридесятаго его слова (по греч. книге 55), идеже Святый о лютости бесов духовной брани глаголет тако: “сопротив бо сих имущих шесть тысящ лет вводиши себе узаконити.” Явно убо яко святый Исаак писаше сие в начале седьмой тысящи лет от создания мира, сиречь около 500 года по Рождестве Христове» .

http://pravoslavie.ru/107684.html

Муравьев А. В., 2010 b=А. В. Муравьев. Иоанн Саба//Православная энциклопедия. – Том XXIV: «Иоанн Воин – Иоанна Богослова Откровение». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. С. 601–604. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных Отцов, 2011=Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – 2-е изд. – СТСЛ, 2011. – 336 с. Зайцев Д. В., Панфилов Ф. М., 2011=Зайцев Д. В., Панфилов Ф. М. Исаак Сирин //Православная энциклопедия. – Том XXVII: «Исаак Сирин – Исторические книги». – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2011. С. 8–9. Муравьев А. В., 2011=Муравьев А. В. Исхак Ниневийский в каталоге книг мар Авдишо бар Бриха//Scripta antiqua. Вопросы истории, филологии, искусства и материальной культуры. Альманах. – Т. I. – М., 2011. С. 405–414. Кьяла С., 2011=Кьяла С. Исаак Ниневийский и его учение: между уединением и общением// Церковь и время. – 54. – 2011. С. 247–262. Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Herimagy, 2011=Gorgias Encyclopedic Dictionary of the Syriac Heritage. – Piscataway, NJ: Gorgias Press, 2011. – 539 p. Petersen W. L., 2011=Petersen W. L. Patristic and text-critical studies: The collected essays of William L. Petersen. – Leiden, Boston: Brill, 2011. – 620 p. Zelazny J. W., 2011=Zelazny J. W. The mystery in the community. Isaac of Nineveh and his instructions//Orientalia Christiana Cracoviensia. – 3. – 2011. P. 157–163. Cambraia C. N., 2011=Cambraia C. N. Diálogo entre tradição direta e indireta: variantes da tradução latina da obra de Isaac de Nínive no Tractatus Pauperis de John Pecham//Letras Clássicas. – 15. – 2011. P. 9–37. Kessel G. M., Pinggera K. A., 2011=Kessel G., Pinggera K. A. Bibliography of Syriac Ascetic and Mystical Literature (Eastern Christian studies, 11). – Leuven: Peeters, 2011. – 224 p. Transfiguration Monastery (Boston), 2011=[Transfiguration Monastery]. Translator’s Introduction. A Historical Account of the Life and Writings of Saint Isaac the Syrian//The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian. – Boston: Holy Transfiguration Monastery, 2011. P. 51–110.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/zh...

113-114 114-115 АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ историческое название католического монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV 115-117 АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО административная единица католической Церкви, созданная на польско-литовском пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ монастырь в Константинополе, основан императором Юстином I (518-527) и его супругой Августой Евфимией - см. Константинополь АВДА († 420), еп. г. Хормизд-Ардашир, сщмч. Персидский (пам. 31, 11, 12 или 30 марта, 5 сент., 17 окт.) 117-118 118-119 АВДИЕС мч. Персидский (пам. 9 апр.) - см. Илиодор и Доса, священномученики, и др. мученики Персидские АВДИЙ 4-й в ряду 12 малых пророков (пам. 19 нояб., в Неделю праотец, в 1-ю неделю Великого поста) 119-120 АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока 121-122 АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ название рукописного сборника из собрания монастыря святого Креста в Фонте-Авеллана (Италия) 123-125 АВЕЛЬ (Поплавский Андрей Константинович; род. в 1958), еп. Люблинский и Холмский Польской автокефальной Православной Церкви 125-126 122-123 АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт 126-127 127-128 128-129 АВЕРКИЙ († после 1632), сербский монах, каллиграф-книгописец, автор послесловий (в т. ч. стихотворных) к рукописям 129-130 АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) 130-131 131-132 132-133 133-134 АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)

http://pravenc.ru/vol/i.html

Сирийская историография. На сирийском языке дошел весьма важный комплекс церковно–исторической литературы. Епископ Марута Майферкатский оставил историю мучеников и Никейского собора, однако первым собственно церковным историком был в Сирии епископ Иоанн Эфесский (529–586), современник Юстиниана. Иоанн был монофизитом и с этих позиций оригинально осветил правление Юстиниана. Первые две части этой «Истории» (от Юлия Цезаря до 570 г.) утрачены, сохранилась лишь часть третья, охватывающая 572–585 гг. В качестве одного из основных источников Иоанн использовал хронику Псевдо–Захарии. У сирийцев–несториан чаще других упоминаются живший в 9 в. Фома, епископ Маргский (близ Мосула), и мар Авдишо (или Эбед–Йешу) бар Бриха, митрополит Нисибинский и Армянский, – «Иероним сирийской церковной литературы» (ум. 1318), который составил «Каталог писателей» 167 , где учтена и классифицирована вся известная ему сирийская литература (оригинальная и переводная): Библия , творения отцов Церкви, богословские и иные сочинения греческих и сирийских авторов. Агапий сын Константина (Махбуб ибн Кустантин ал–Манбиджи), или Агапий Манбиджский, жил в середине и 2–й пол. 10 в. О нем известно мало: он был мелькитским епископом в Манбидже (Иераполе на Евфрате) и современником Саида ибн ал–Батрика – Евтихия, которого пережил. Агапий создал всемирную историю человечества, названную им «Китаб аль–‘Унван» («Книга заглавий»). Первая часть сочинения начинается от сотворения мира и доходит до Вознесения Христа. Вторая часть посвящена событиям от Вознесения до второй половины 8 в. Изложение прерывается на втором годе правления халифа ал–Махди (776–777 гг.); последние листы рукописи потеряны, поэтому полагают, что Агапий доводил свою историю до современных ему событий. Вторая часть сочинения дошла до нас в единственной флорентийской рукописи. Как указывает крупнейший знаток христианской арабской литературы Георг Граф, для первой части своего труда Агапий черпал сведения из апокрифической и легендарной литературы, а для второй привлекал сирийские источники, в том числе хронику Феофила Эдесского (ум. 785).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВРААМ КАШКАРСКИЙ [Великий; сир.    , Аврахам д-Кашкар] (ок. 503, Кашкар (Васит, Юж. Месопотамия) - 8.01.588), восточносир. несторианский аскет и богослов. Подвизался при католикосе Мар Абе , известен как реформатор восточносир. монашества. Учился в Нисибинской школе в период, когда ее возглавляли Авраам Бет-Раббанский и Иоханнан. Затем совершил миссионерскую поездку в Хиру , где обратил в христианство нек-рых арабов, и паломничество на Синай. Став отшельником, обосновался в пещере на г. Изла в обл. Тур-Абдин, где позже им был основан «Великий монастырь». Ученики А. К. носили особое одеяние, отличавшее их от монофизитов, и выстригали тонзуру. Для них А. К. составил более строгий сравнительно с общежительными мон-рями устав, переработанный позднее его учеником и преемником Дадишо из Бет-Арамае († 604). Один из биографов А. К. называет 24 его учеников, каждый из к-рых впосл. основал собственную обитель. Возможно, учеников было больше, поскольку ко времени араб. завоевания (сер. VII в.) в Персии насчитывалось до 60 мон-рей, реформированных в соответствии с уставом А. К., на века определившим особый облик несторианского монашества. Известна приписываемая А. К. молитва в «Халдейском часослове». Несториане чтут память «отца монахов» А. К. в шестую пятницу после Богоявления. Соч.: Regulae monasticae saec. VI ab Abrahamo fundatore et Dadjesu rectore conventus Syrorum in Monte Izla conditae/Ed. J.-B. Chabot//Rendiconti della Reale Academia dei Lincei. Ser. 5. R., 1898. T. 7. P. 33-59, 77-102; Syriac and Arabic Documents Relative to Syrian Ascetism/Ed. A. Vööbus. Stockholm, 1960. P. 150-175; Budge E. A. W. The Book of Governors: The Historia Monastica of Thomas Bishop of Margâ A. D. 840. L., 1893. T. 1. P. CXXXIV sq. [англ. пер.]; Braun O. Ausgewählte Akten persischer Märtyrer. Anhang: Ostsyrisches Mönchsleben. Kempten, 1915. (BKV; 22). S. 318-331, 287f. [нем. пер.]. Лит.: Nau F. Histoires d " Abraham de Kaskar et de Balai de Nisibe//ROC. 3 sér. P., 1918-1919. T. 1 (21). P. 161-172; Райт. Очерк. С. 82-83; Baumstark. Geschichte. S. 130-131; Hermann Th. Bemerkungen zu den Regeln des Mar Abraham und Mar Dadischo vom Berge Izla "http://ZNtW. 1923. Bd. 22. S. 286-299; Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 28, Anm. 5; Van den Ploeg J. Oude-syrisch monniksleven. Leiden, 1942. А. В. Муравьев Рубрики: Ключевые слова: АВДИШО БАР БРИХА († 1318), митр. Нисибинский, восточносир. богослов, ученый и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока

http://pravenc.ru/text/62882.html

2006. Т. 2. С. 264-265). 8. Экзегетические фрагменты. По мнению Тиймона ( Tillemont. Mémoires. T. 14. P. 209) и Х. Рингсхаузена ( Ringshausen. 1967. S. 24), Н. А. составил комментарий на псалмы, ныне утерянный (CPG, N 6052). Ученые ссылаются на начало трактата «К Агафию монаху», где автор говорит, что взялся писать трактат, оставив «занятие Псалмами» (ες τος Ψαλμος σχολαν - PG. 79. Col. 812-813). Однако слово σχολα, вероятно, означает здесь не письменный комментарий, а процесс молитвенного чтения Псалтири, размышление над псалмами и заучивание их наизусть. Немногочисленные краткие схолии на псалмы, содержащиеся в ряде катен (CPG. C. 14, 17, 21, 32), по-видимому, не являются фрагментами утраченного комментария Н. А. на псалмы, а были заимствованы из др. сочинений. Под именем Н. А. в рукописной традиции сохранилось несколько экзегетических фрагментов (CPG, N 6054); они содержатся: в катене на Восьмикнижие рукописи Vat. Barber. gr. 569 (CPG, N 7433=CPG. С. 1), на Книгу Иова (CPG. C. 51), в катенах Никиты Ираклийского на Евангелие от Матфея (CPG. C. 113), на Евангелие от Луки (CPG. C. 135), на Евангелие от Иоанна (CPG. C. 144) и на Послание к Евреям (CPG. C. 163). Выдержки из сочинений Н. А. вошли в состав: «Богословских глав», приписываемых прп. Максиму Исповеднику (см.: Heussi. 1917. S. 32. Not. 4), «Священных параллелей» прп. Иоанна Дамаскина, Apophthegmatia Patrum (см.: Guy J.-C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. (SH; 36). P. 245 (индекс)), сир. комментария Дадишо Катрая на «Аскетикон» аввы Исаии (см.: Dadi š o Qatraya. Commentaire du livre d " abba Isaïe. Louvain, 1972. Vol. 2. P. 257 (индекс). (CSCO; 327. Syr.; 145)). Большинство этих фрагментов идентифицированы как части аскетических сочинений Н. А. и Евагрия Понтийского. Происхождение нек-рых фрагментов остается неясным. 9. Неидентифицированные сочинения. В ряде вост. и слав. рукописей под именем Н. А. сохранились фрагменты сочинений, а также компиляции, к-рые в наст. время остаются неизученными. Некоторые сочинения считаются утраченными. Так, Никифор Каллист называет среди сочинений Н. А. трактат «Против язычников» ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54). Текст этого произведения неизвестен. Не исключено, что Никифор имел в виду к.-л. письмо Н. А. или его часть. Восточносир. богослов Авдишо бар Бриха , митр. Нисибинский († 1318), упоминает в «Каталоге писателей» о том, что Н. А. составил «два удивительных тома (  )» сочинений ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 48), однако неясно, какие именно сочинения имеются в виду. В ряде синайских араб. рукописей содержатся выдержки из каких-то сочинений Н. А. или, возможно, Евагрия в составе аскетических флорилегиев: Sinait. arab. 549, X в.; 509, XI в.; 547, XII в.; 439, 1279 г.; 352, XIII в. Изучения этих отрывков не проводилось. Неподлинные

http://pravenc.ru/text/2577633.html

31 Goshen-Gottstein Μ. H. Syriac Manuscripts in the Harvard College Library: A Catalogue. Missoula, 1979. P. 61. 32 Vosté J.-M. Recueil d’auteurs ascétiques nestoriens du VII е et VIII е siècle//Angelicum. 1929. Vol. 6. P. 143–206. 34 Факсимильное издание: Strothmann W. Codex syriacus secundus. Bibel- Palimpsest aus dem 6/7. Jh. Wiesbaden, 1978. (Katalog Hiersemann, 500/3; GOF. S., 13). 35 Chialà S. Isacco di Ninive. Terza Collezione. Leuven, 2011. (CSCO, 637/638; Scr. Syri, 246/247). 36 Zotenberg H. Catalogues des manuscrits syriaques et sabeens (mandaïtes) de la Bibliothèque Nationale. P., 1874. P. 124–126. Здесь необходимо сделать небольшое отступление и подчеркнуть тот факт, что в сирийских рукописях действительно достаточно часто встречаются молитвы, приписываемые Исааку, и, как то было показано на примере некоторых из них, они зачастую оказываются выдержками из определенных трактатов Исаака Сирина . Однако этот тип рукописей пока не был тщательно исследован, и поэтому я не включил рукописи, содержащие молитвы, в свой обзор. 37 Здесь еще раз необходимо отметить, что в случае 1-го собрания я оставил в стороне так называемые монашеские сборники, содержащие выборочные трактаты или выдержки трактатов – счет этих антологий идет на десятки. 38 Большую роль сыграло также неудовлетворительное состояние уровня развития сирийской филологии. 40 Маг Isaacus Niniυita. De perfectione religiosa P. IV-V; The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian/Tr. D. Miller. Boston, 1984. P. LXXVII–LXXIX; Chialà S. Dall’ascesi eremitica alla misericordia infinita. P. 67; Кессель Г. Рукописная традиция Первого собрания... (в печати). 41 См. Муравьев А. В. Исхак Ниневийский в каталоге книг Авдишо бар Бриха//Scripta antiqua. Вопросы древней истории, филологии, искусства и материальной культуры. М., 2011. Т. 1. С. 405–414. Читать далее Источник: Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие=Saint Isaac the Syrian and his spiritual legacy: Материалы Первой Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, Москва, 10-11 октября 2013 г./Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия ; [отв. ред. А. Р. Фокин] ; Под общ. ред. митр. Волоколамского Илариона. - Москва: Общецерковная аспирантура и докторантура имени свв. Кирилла и Мефодия, 2014. - 420, с., л. цв. ил., портр.: табл. (Книжная серия " Патристические исследования и переводы "=Book series " Patrisic studies and translations " ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ru...

22 мая 337 г. умер имп. Константин, «внешний епископ» Церкви. Е. отозвался на его смерть панегириком «Жизнь Константина», в к-ром изложил множество важных подробностей жизни императора, записанных со слов самого Константина. Самым поздним произведением Е. является трактат «О Богоявлении», в к-ром он уделил внимание вопросам, связанным с догматом Воплощения . Он продолжал писать до самой смерти, точная дата к-рой не установлена. Известно только, что он умер между возвращением на кафедру свт. Афанасия Великого (337) и смертью имп. Константина II (340). Арианский Антиохийский Собор 341 г. утвердил на место скончавшегося Е. его ученика и преемника Акакия. Сочинения Полный перечень трудов Е. не сохранился. Существует несколько списков, где более или менее полно перечислены его работы: блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 81. 2), свт. Фотия , патриарха К-польского ( Phot. Bibl. Cod. 9-13, 27, 118, 127) и Авдишо Бар Бриха ( Assemani. BO. III 1. 18 -произведения, переведенные на сир. язык), на основании к-рых исследователи восстанавливают полный перечень трудов Е. В вопросе хронологии произведений возможны лишь предположения. Исследование затрудняется тем, что трактаты писались в течение долгого времени, претерпевали различные изменения в процессе редактуры, отдельные работы могли быть включены в другие, более крупные, и т. д. Предположительная хронология написания произведений выглядит следующим образом. К 303-312 гг. относятся «Хроника» (др. т. зр., согласно к-рой выделяют 2 этапа в написании «Хроники», см.: Barnes. 1981. P. 113, 174-175), первые 7 книг«Церковной истории», «Избранные места из пророков», а также утраченные сочинения «Общее введение в Евангелие» и «Против Порфирия»; в 307-309 гг. была написана не сохранившаяся «Апология Оригена»; после 309 г.- «Толкование на Евангелие от Луки»; в 311 г.- 8-я кн. «Церковной истории» и «О палестинских мучениках»; в 311-313 гг.- не сохранившаяся «Жизнь Памфила»; до 312 г.- «О разногласиях Евангелий»; в 312-318 гг.- «Евангельское приготовление» и «Евангельское доказательство»; до 313 г.- «Собрание мученических актов», а также не дошедшие до нас сочинения «О многоженстве и плодовитости патриархов», «Церковное приготовление» и «Церковное доказательство»; после 313 г.- «Против Иерокла»; к 315-316 гг.

http://pravenc.ru/text/187357.html

В Византии Исихием Милетским (VI в.) был составлен биобиблиографический словарь «Ономатологос», впосл. многократно перерабатывавшийся (утрачен до IX в.). Его преемником является словарь «Суда» (ок. 1000), к-рый послужил основой для ряда сочинений в ср. века и эпоху Возрождения и неоднократно переиздавался в Европе начиная с 1499 г., не потеряв своей актуальности до наст. времени. Для ознакомления с богословской лит-рой составлялись сборники выдержек из святоотеческих творений (первые «реферативные сборники»). Самым известным из них является «Библиотека» (Μυριοββλιον) (ок. 855) Патриарха К-польского Фотия (ок. 820-891), включающая 280 отзывов и извлечений из святоотеческих книг, соборных постановлений, а также трудов античных и визант. грамматиков, риторов, историков и натуралистов (изд.: Photius. Bibliothèque/Ed. R. Henry. P., 1959-1977. 8 t.). В Зап. Европе «Библиотека» получила распространение в кон. XV в. На Востоке в XIV в. митр. Нисибинский и Армянский Церкви Востока Авдишо бар Бриха составил «Каталог писателей» (The Book of Marganitha (the Pearl) on the Truth of Christianity. Chicago, 1988), в к-ром была учтена и классифицирована вся известная в то время сир. лит-ра, как оригинальная, так и переводная: книги ВЗ, НЗ, творения отцов Церкви, богословские и др. сочинения греч. и сир. авторов. После значительного перерыва библиографические работы появляются в Зап. Европе в XI в.: «О церковных писателях» мон. Сигеберта из Жамблу ( Sigebertus Gemblacensis. De scriptoribus ecclesiasticis//PL. 160. Col. 545-588; переизд.: Catalogus... de viris illustribus. Bern, 1974), справочник о писателях-монахах бенедиктинского мон-ря в Монте-Кассино, составленный библиотекарем обители ( Petrus Diaconus Monachus. De viris illustribus Casinensibus//PL. 173. Col. 1009-1050; переизд.: Cassino, 1995), в нач. XII в.- труд Гонория Отёнского ( Honorius Augustodunensis. De luminaribus Ecclesiae//PL. 172. Col. 197-234) и др. После начала книгопечатания первым подобным справочником явилось соч. аббата бенедиктинского мон-ря в Шпонхайме Иоанна Тритемия (1462-1516) «De scriptoribus ecclesiasticis» (Basileae, 1494; доп. и испр.: Colonia, 1546), в к-ром было учтено ок. 9 тыс. произведений 963 авторов. Каталоги-инвентари монастырских библиотек

http://pravenc.ru/text/149151.html

   У сирийцев-несториан чаще других упоминаются два лица, наиболее заявившие себя литературно на поприще церковно-историческом произведениями монографического характера: Эбед-Йешу [Авдишо по несторианскому произношениюбар-Бриха, митрополит собский (насивинский), t 1318 г., и Фома (Таума), епископ маргский (около Мосуля) в начале IX века.     Эбед-Йешу, Иероним сирийской церковной литературы, составил стихотворный каталог, в который вошли 197 писателей, и, в заключение 198), как и у Иеронима, сам автор, исчисливший свои сочинения. [Каталог был издаваем в Риме Авраамом эккельским (Ecchellensis) в 1653 и Ассеманием в 1-ой половине III тома Bibliotheca orientalis в 1725; переведен на английский язык Бэджером, Badger, The Nestorians and their Rituals. II. London 1852].     Фома маргский, живший в начале IX в., написал «ktaba d-ri-sane» — «Книгу начальников», или «Книгу глав» в 6 отделах, где он представил историю несторианского монастыря «Бет-Аве». Это сочинение содержит ценные сведения по истории монашества. [Издано Беджем с английским переводом: The Book of Go-verners. The Historia Monastica of Thomas Bishop of Margä Ed. by E. W. Budge. I-II. London 1893].    В начале XII в. (ок. 1135 г.) несторианин Мари-ибн-Сулей-ман [Марэ бар Шлемоноставил потомству очерк церковно-исторических событий на арабском языке, в сочинении под названием «Мадждал» («Башня»). Около 1340 года другой несторианин, по имени Амру-бну-Матта, написал церковно-исторический труд под тем же названием. [В настоящее время эти труды имеются в издании Джисмонди, который перевел их на латинский язык. Maris Amri et Slibae de patriarchis Nestorianorum commentaria. Ed. etlatine reddidit H. Gismondi. Romae 1890—1899]. Эти произведения доставили Ассеманию (в Bibliotheca Orientalis t. III) возможность познакомить нас с историей нестори-анства. Указанные сочинения страдают неполнотою.     Церковная историография в Египте    Христианский Египет не заявил себя на церковно-историческом поле ничем особенным: писались там жития святых и монографии, но цельной истории не было представлено. Объяснение такого печального факта нужно искать в приниженном положении коптов. Что среди этой нации просвещение не процветало, явствует из того, что на епископские кафедры восходили лица, вовсе незнакомые с греческим языком. Записи о минувших и текущих событиях, какие остались от коптов, носят четьи-минейный характер. Остатки коптской церковной письменности исторической и патристической почти все содержатся в паре разбитых четий-миней двух монастырей, одного — св. Макария в Ските, другого — неизвестного южноегипетского. Остались, между прочим, отрывки довольно фантастического сборника под названием «церковной истории»; в отрывке содержатся легендарные сообщения об александрийских патриархах (от Александра до Кирилла).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

   001    002    003   004     005    006