14 августа День прошел в большой тревоге. Бой идет со страшной силой; масса японцев обрушилась на 10-й корпус; ему на подмогу пошел и наш, 17-й корпус; потери наших значительные, у японцев — громадные. Наши отступают к Ляояну, где и будет самый ожесточенный бой. Утром я ездил к главному полевому священнику, докладывал ему о погребенных мною солдатах. Принял меня очень любезно, подарил много брошюр для раздачи солдатам. В 4 часа утра пошел в штаб корпуса, где на чистом Дворе выбрали место для богослужения. Поставили стол, убрали его цветами так, что икона Божией Матери утопала в цветах. Собрались офицеры, чиновники и солдаты штаба 17-го корпуса, и мы очень торжественно отслужили всенощную, первую за все время после выезда из Орла. Пели прекрасно чиновники. Не могу выразить, как отрадно было на душе! В конце всенощной приехал с позиции генерал Бильдерлинг. 1-й и половина 2-го эскадрона просили завтра в 9 часов утра здесь же отслужить обедницу. Вернулся в свою палатку с облегченным сердцем. Во время ужина приехали наши офицеры Голдчаар и Свидерский, бывшие в бою. Они передали, что 3-й корпус разбил японцев; особенно отличился Зарайский пехотный полк; у японцев наши отбили тридцать пушек, из которых шесть увезли, а двадцать четыре уничтожили. 10-й корпус держался два дня, а на третий должен был отступать: у японцев оказалось четыре дивизии против наших двух. Теперь неприятель стоит уже в пятнадцати верстах от Ляояна. Наступила тихая ночь. 15 августа Среди ночи раздались дикие вопли из фанзы нашего хозяина. Я быстро вышел из палатки и увидел, что ярко пылает огонь: там приносили жертву по случаю смерти родственника хозяина, пожилого китайца. Утром начались следующие церемонии: один китаец с фонарем и чайником в руке впереди, за ним три молодых китайца один за одним шли покупать материю белую на саван и на траур себе (белый цвет — траур). На обратном пути дико завывали, выражая скорбь, вошли в фанзу и усопшему сделали по три земных поклона. На воротах вывесили белый флаг в знак траура. Родные облеклись в белые балахоны, туфли и головы обернули белыми платками со спускающимися до земли концами в знак того, что слезы их по усопшему текут до земли. Привезли огромный гроб (колоду), поставили посреди двора. Мы ходили в фанзу смотреть тело: умерший лежит среди комнаты, очень прилично одет, на ногах белые туфли, на голове шапка, лицо закрыто белым платком, руки вытянуты, на груди чашечка с рисом, сбоку курится жертва.

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

Все Средневековье постепенно разменивает умственные конструкции александрийцев на мелкую монету общедоступного назидания. Но у экзегезы александрийского типа был аналог и собственно в бытовой сфере церковной жизни: речь идет о неуклонно развивающейся от века к веку системе годовых праздников. «Единожды умер Христос», – восклицал Августин; но каждый год в неизменной череде Пасха сменяла Страстную Пятницу. Космическое круговращение времен года было поставлено где-то рядом с неповторимостью событий «священной истории», разумеется, как подобие этой неповторимости, как ее «икона», но психологически – как ее возможная нейтрализация. Снова человек мог ощущать себя внутри замкнутого священного круга, а не только на конечном, прямом, узком пути, имеющем цель. Вернемся к александрийской школе – и одновременно перейдем к следующему, третьему пункту наших рассуждений. У александрийской школы был соперник и оппонент – антиохийская школа. В противоположность александрийскому аллегоризму антиохийцы культивировали интерес к буквально-историческому смыслу Библии, в противоположность платонизирующему александрийскому онтологизму и космологизму – юридически окрашенную этику свободной воли, восточную идеологию священной державы и восточно-эллинистический тип историографических занятий. Здесь не место рассматривать, как тенденции антиохийской и александрийской школ в наиболее крайнем своем выражении дали две «христологические» ереси – соответственно несторианство и монофизитство, открывшие выход центробежным силам культурно-этнического сепаратизма; как антиохийская этика свободной воли с ее правовым уклоном повлияла на западную, латинскую теологию; как умеренные формы александрийства и антиохийства вошли в синтез византийского богословия. Сейчас нас занимает иное: почему выразившаяся в деятельности антиохийцев и вообще присущая сирийско-палестинским кругам заинтересованность в историографическом оформлении идеологии священной державы тоже могла быть путем – еще одним путем, – уводившим от новозаветного, раннехристианского историзма.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Святость — это и есть принципиально новое Церковное искусство не может оставить форму, не может даже слишком менять ее — есть канон! Получается, прогресса здесь быть не может? Поясняет Галина ФАЙНГОЛЬД, искусствовед, сотрудник частной художественной галереи. 5 августа, 2010 Церковное искусство не может оставить форму, не может даже слишком менять ее — есть канон! Получается, прогресса здесь быть не может? Поясняет Галина ФАЙНГОЛЬД, искусствовед, сотрудник частной художественной галереи. Чем светское искусство отличается от церковного? Светское искусство в смысле формы зашло в тупик и теперь пытается говорить смыслами, как у Свифта обитатели острова Лапута. Называется это прогрессом. Церковное искусство не только не может оставить форму, но и не может даже слишком менять ее — есть канон! Получается, прогресса здесь быть не может? Поясняет Галина ФАЙНГОЛЬД, искусствовед, сотрудник частной художественной галереи. Это не иконы, это - софринские открытки Соотносить развитие православного церковного искусства с идеей прогресса само по себе странно, поскольку православная икона является в первую очередь предметом православного Богословия, идея прогресса — продукт секуляризации, идея глубоко светская, идущая от интеллектуальной традиции Европы Средних веков. Идея прогресса — главное, что унаследовано из философской мысли XVII-XIX веков современными общественными науками, идея, представлявшая собой новую могущественную и всеобъемлющую сверхтеорию, согласно которой все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является наука. Это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию, что давало этой благой вести нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Идея прогресса, предполагающая лишь линейное развитие человечества, находится в глубоком противоречии со словами Господа в Апокалипсисе: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 1: 8). Идея же прогресса не предполагает эсхатологического исхода для человеческой истории, а видит впереди в качестве благой вести лишь развитие человеческого разума.

http://pravmir.ru/svyatost-eto-i-est-pri...

Когда хочешь отделывать одежду, какой угодно краскою, то сперва возьми немного этой самой краски да белила, приготовь из них беловатый колер, какой требуется для первой работы, и покрой им одежду, где надобно. Потом эту же самую краску изготовь темнее и ею вырисуй складки, утончая ее там, где лежат тени. Наконец сделай колер белее того, которым ты прокладывал одежду, и им ярко освети ее там, где падает свет. Так одежда отделывается естественно. 25. Как рисовать на перламутре Перламутр покрой яичным белком, дабы лучше приставали к нему краски; потом иголкою очерти кругом то место, где будешь рисовать образ, и проложи оное белилами один раз; после этого сделай очерк святого жидковатою краскою и прочерти его иголкою; наконец тонко клади краски, но давай им просыхать, дабы они не потрескались и не прошли сквозь лак. А венец отделывай золотом или на мурденте, или на чесночном составе 11 . 26. Как рисовать на полотне яичными красками Сперва сделай рамку и туго натяни на нее полотно, потом возьми клея, мыла, меда и гипса сколько надобно, смешай все это в теплой воде и этим составом пропитай полотно однажды или дважды, так чтобы оно стало ровно и, дав ему просохнуть, выгладь его костью. Потом сделай очертание св. образа и пиши его яичными красками. А венцы золоти на мурденте. Если хочешь, покрой их слегка лаком один раз. Так будет хорошо. 27. О клейком чесночном составе, или как приготовлять чесночный сок для позолоты Возьми больших головок чеснока, сколько хочешь, в месяце июле или в августе, очисти их и истолки в ступе, а сок процеди сквозь чистое полотенце в какой-либо сосуд и поставь против солнца, пока он хорошо сгустится; но наблюдай, чтобы не попали в него волосы или насекомые. Прежде нежели будешь наводить золото, подмешай этот сок к какой угодно краске и рисуй, но смотри, бери менее краски и более клейкого соку, дабы лучше приставало золото. После этой работы дай краске немного просохнуть, и тогда пиши золотом, слегка нагревая его дыханием своим и выглаживая заячьей лапкой. А перед тем, как будешь покрывать икону лаком, выставь ее против солнца, дабы она нагрелась: иначе чесночный состав отсыреет или отпадет. 28. Как варить льняное масло

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

…Я задумал сделаться святым и стал молиться Богу. За сарайчиком, где начинался наш огород, высокий тын отделял двор от улицы — уютное место, никто не видит. И здесь я подолгу молился, глядя на небо…».   (И.Е. Репин. «Далекое близкое».) Центром Репинских торжеств в Чугуеве 5 августа традиционно является мемориальный  дом-музей в центре города, в котором уже знаменитый художник Илья Ефимович Репин жил вместе с семьей в 1876-1877 годах. Светлый «аракчеевский» домик, вымощенный двор, сад, обнесенный украинским плетнем. По плетню вьются декоративная фасоль и «крученый паныч», в саду и под окнами – любимые художником разноцветные мальвы, желто-оранжевые бархатцы, розовые и пунцовые пионы. — Наш музей, прежде всего, мемориальный, он располагается в здании, единственно сохранившемся среди домов, где жил Репин. И дом в Пенатах, и дом в Здравнево были сначала разрушены, а затем восстановлены, и только чугуевский музейный дом — аутентичный. Поэтому главной темой для нас стало изучение той исторической среды, в которой пребывал художник и в детстве, и в юности, и во время своих приездов, — рассказывает директор Художественно-мемориального музея И. Е. Репина Светлана Бучастая. В экспозиции музея есть несколько подлинников репинских картин и икон, в том числе — икона юного Репина «Христос в терновом венце», предположительно датируемая 1858 годом. «Репин приглашает!» — так называется ежегодная праздничная встреча в мемориальной усадьбе художника. Скульптура художника во дворе мемориальной усадьбы Программа «репинских именин» всегда обширная и разнообразная — митинги, праздничные концерты, представления, чаепития… Фото из архива Художественно-мемориального музея И. Е. Репина, г. Чугуев Фото из архива Художественно-мемориального музея И.Е. Репина, г. Чугуев Фото из архива Художественно-мемориального музея И.Е. Репина, г. Чугуев — Илья Ефимович был очень гостеприимным человеком, и мы хотим сохранить эту традицию, — говорит директор музея Светлана Бучастая. Фото из архива Художественно-мемориального музея И. Е. Репина, г. Чугуев

http://pravmir.ru/repinskie-torzhestva-n...

Зачем иеродиакон О. уволен в Соловецкий? На богомолье? Я вам писал, как он худо молится, и как бесславит Вифанию. Болезненно мне было узнать неблагоприятное о Петре безмолвном. Теперь уже не надобно отпускать его в Москву. И что с ним теперь делать? Надлежало с сильным одобрением писать о нем к генерал-губернатору, чтоб иметь успех. Как теперь это сделать, и с какою надеждою доброго плода? Надоумьте меня. Если теперь не приемлет епитимии, – какая надежда, чтобы принял ее после? Желаю, чтобы Господь помог вам привести его в разум послушания и смирения. Ректор академии просит квартиры протоиерею Голубинскому, который достоин сострадания. Просит в новой больнице, но это едва ли возможно. Если бы скоро перешла богадельня в новое помещение, то нельзя ли было бы поместить его в старом помещении богадельни? Бывают ли у вас дожди? – Говорят, что бывают. – Здесь бездождие продолжительно. Поля, говорят, еще не терпят от сего, а огороды и скот терпят. Вечером находят облака; утром на темном небе выходит фиолетовое солнце, но ветер разносит облака и сухость продолжается. Господу помолимся, да послушает небо земли жаждущей. Прошу себе молитв ваших и братии. Москва Августа 25-го 1841. Рисунок для посоха не кажется приличным. Костыль очень груб; и под костылем икона не уместна. Надобно сделать костыль без иконы, и немножко украсить его резьбою не ломкою, и на нем же не ломко вырезать крест. Новомлинский понимает, что и ему повредить может неправильность контракта, и потому соглашается переписать его на 12 лет, с ущербом времени, которое взял себе прежде. Пред составлением описи надобно, по возможности, исправлять вещи, в которых есть повреждения. Письмо 299 Простите меня, о. наместник, что долго не пишу. Упорная простуда не оставляет меня, и заставляет сидеть с положенными горизонтально ногами, чрез которые вошла во время стояния. В таком положении писать не удобно; и потому только необходимое пишу. Напоминания ваши о полезном всегда принимаю с благодарностию: так и размышления во время бездождия. Обыкновенным молитвам быть приказал я еще в Августе, а в начале Сентября, посоветовавшись с консисториею, дал предписание, которое и вам сообщено. Только исполнить оное досталось мне одному, совершением полного молебного пения 4 Сентября. 5 и 6 дня был дождь; и консистория подала мне совет остаться при прежнем обыкновенном распоряжении. Между тем земля здесь и доныне не напоена. Дождь и снег бывает в небольшом количестве, и влага большею частию разносится ветром.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

«Отправить в Москву», «дать десять лет без права переписки» эти почти тотемические обозначения исполненных смертных приговоров изобретались работниками советского «правопорядка», потому что страх смерти в них самих был сильнее революционного сознания... § 2. После расстрела начали делить вещи расстрелянных новомучеников... «Распявшие же Его делили ризы Его, бросая жребий»... Эти евангельские слова почти буквально повторились в Петрограде, в 1922 году. «1922 г. Ноября 3 дня. Я, комендант Петрогубревтрибунала Кандаков, в присутствии помощника коменданта и представителя Александро-Невской Лавры на основании предписания помощника губернского прокурора от 2 ноября за 261 произвел изъятие из комнат бывшего митрополита Вениамина... Из упомянутых комнат взято следующее: 1 комната. Семь стульев столовых, один стол обеденный, одна кушетка, один полубуфет, один зеркальный шкаф, один шкаф с этажеркой и две этажерки. 2 комната. Одно зеркало, один письменный стол, две этажерки, один ночной столик, одни настольные часы, четыре стула, два кожаных кресла, один кожаный диван, настольная лампа, одна металлическая кровать с двумя матрасами, три ковра» 127 . «1922 г. Августа 21 дня. Я, комендант Петрогубревтрибунала Кандаков, в присутствии сотрудника того же трибунала и управдома на основании предписания члена президиума Степанова, прибыв на квартиру осужденного Шеина, изъяли: одну картину в золоченой раме – Иисус и Марфа, и Мария. Одну икону. Одни столовые часы и две вышитые ручной работы Богомазовой картины в золоченых рамах, а также из ящиков письменного стола бумаги, бланки, конверты и тетради. Всего около трех стоп» 128 . «Опись вещей, произведенная у гражданина Ковшарова Ивана. Комната 1. Одна этажерка с книгами, один письменный стол с канцелярскими принадлежностями, открытый библиотечный шкаф с книгами, два кожаных стула, одно кресло деревянное, настольная лампа, одна люстра. Комната 2. Три портрета, одна икона, одна люстра, один термометр, один ламберный столик. Два кожаных стула, два кресла кожаных, один диван кожаный, один стол столовый, три стула столовых, один полубуфет с посудой, одна керосиновая печка, один столик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

д. В руках они держали свитки. Лица их были постнические. Глаза чудные, голубые. Настолько вид их был дивный и божественный, что, кажется, глаз бы от них не отвел. Они смотрели внимательно на братию, как бы следя и наблюдая за ними. Я глядел на них, у меня слезы лились из глаз, а душа как-то неизреченно радовалась и утешалась и горела любовью ко Господу и угодникам Его. От избытка своей радости, желая поделиться ею со стоящим рядом со мною иноком, я хотел показать ему видимое мною. Но только что успел я это подумать, как видение кончилось и преподобные стали невидимы. По-прежнему висела на колонне только икона Царицы Небесной. После этого видения у меня все помыслы и сомнения о местонахождении наших преподобных совершенно исчезли и я твердо уверовал, что именно здесь, а не в ином месте находятся угодники Сергий и Герман. Здесь они почивают своими нетленными и многоцелебными мощами, духом будучи вне всего видимого и земного. Уверовал я, что они молятся за братию и помогают всем с верою и любовью припадающим к их честной раке, облегчая их скорби и нужды и врачуя немощи и неисцелимые болезни 16 . Помощь благочестивой портнихе В Петрограде в 1914–1916 годах жила одна благочестивая скромная труженица, некто М. П. Она была портниха, девица, глубоко верующая. На ее попечении находились старушка мать и младшая сестра, также нуждавшаяся в ее помощи. Усиленными трудами, с раннего утра до позднего вечера сидя за швейной машинкой, М. зарабатывала все необходимое для существования. В течение десяти лет М. имела пламенное стремление побывать на Валааме, но из-за недостатка в денежных средствах никак не могла осуществить своего желания. Наконец прошлым летом она решилась на такой шаг: продала один из своих костюмов и поспешила исполнить свое благочестивое стремление. Валаам произвел на нее такое отрадно-неизгладимое впечатление, что она и потом, возвратясь домой, часто мысленно уносилась туда и каждый день, совершая вечернюю молитву, воображала, что находится на Валааме, в соборном храме, за вечерним монашеским правилом. Но вот вдруг началась война. Работа у М. сразу прекратилась. Никому не до обнов. Источник дохода иссяк, а расходы вследствие вздорожания всего умножились. Тяжеленько приходилось М. Пришлось помаленьку кое-что продавать. К тому же, как почти и всегда, беда не бывает одна, за ней следует и другая. Заболела сестра, одна комната, сдаваемая жильцам, опустела. Чтоб не задолжать за квартиру, пришлось переехать в уголок. Прошел август, наступил сентябрь, работы ни на грош. Все, что можно было назвать лишним, уже распродано, осталась одна кормилица – это швейная машинка. Но и при таких тяжелых обстоятельствах М. не падала совершенно духом, не предавалась отчаянию. Она глубоко верила, что наконец Господь смилуется над ней и пошлет ей работу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Все смелые действия генерал-губернатора были по душе императору – развитие восточных окраин, освоение побережья морей Тихого океана. Но оставался вопрос, как защищать эти российские владения в случае интервенции? Из Кронштадта? И император, и Муравьев, и единомышленники Муравьева понимали, что ключом к разрешению этой проблемы является Амур. 4 октября 1853 Турция, поддерживаемая Великобританией и Францией, объявила России войну. Для защиты восточных рубежей империи было решено провести сплав войск и техники по Амуру. 14 мая 1854 года, после долгих лет потери судоходного пути по Амуру, генерал-губернатор Муравьев отплыл с флотилией из военных судов, баркасов, лодок, барж и плотов к устью формально принадлежавшей Китаю реки. Для сибиряков, понимавших важность амурского речного пути, это событие стало воплощением их чаяний, огромной победой, открывавшей надежды на возвращение Амура. Сплав сопровождала глубоко почитаемая сибиряками чудотворная Албазинская икона Божией Матери, не раз спасавшая жителей приамурской земли от нападения маньчжуров. Флотилия из 77 барж и плотов, загруженных пушками, порохом, солдатами, прошла по Амуру, на берегах которого были установлены форт-посты, преобразованные позже в города Хабаровск, Николаев-на-Амуре, Благовещенск и другие. Укрепление наших портов, и в частности Петропавловского, о котором больше всего заботился Муравьев, было как нельзя вовремя. Уже в августе в Охотское море вошли военные корабли англо-французской коалиции. Попытка занять Петропавловский порт окончилась для противников полной неудачей: после обстрела порта, который продолжался с 20 по 27 августа, а затем десанта, вражеские корабли с существенными потерями покинули наши морские воды. Возглавлял героическую оборону порта военный губернатор Камчатки В.С. Завойко, не посрамивший высокого мнения о нем преосвященного Иннокентия. Позор, с которым покинули вражеские корабли наши воды, оставив свое боевое знамя, требовал от них взять реванш в следующей схватке. Поэтому в России не сомневались, что англо-французская коалиция вернется нанести ответный удар нашему еще слабому дальневосточному флоту и уничтожить Петропавловский порт.

http://pravoslavie.ru/1399.html

Деревянных церквей, Цвет российской деревни, Все крестьянских кровей. На синодике дата: Август, тридцать седьмой... Лето солнцем богато, А дохнуло зимой. Рассказ «Тайна» – воспоминания и размышления о своих родных, чья жизнь началась еще в XIX веке, и которым также пришлось столкнуться в веке XX с репрессиями 30-х годов. Удивительно, но и этот рассказ о временах нелёгких и драматичных, оставляет светлое впечатление. И немудрено, ведь заканчивается рассказ словами: «И Свет во тьме светит, и тьма не объяла его»... Всё как будто просто в этих рассказах, но каким-то неведомым образом, ложится на сердце, запоминается и оставляет ощущение чистоты и тихой радости. Простые слова, простые сюжеты, но живые, просветляющие и утешающие. Это, наверное и есть то, что Сергей Поликарпов назвал в одном из своих стихотворений «тайнодействием светлых сил»... А хочется добавить еще и – тайнодействием слова. Как слово человеческое получает возможность передать и движение души, и мудрость мысли, и глубину созерцания, и правду жизни и природы? Как слово человеческое наполняется светом и получает возможность воздействовать на наши сердца? – это ведь тоже тайна Божия. Вот как сказал об этом сам Сергей Поликарпов в стихотворении «Свеча»: Свеча – Её Светличество. Пред ней робею я. Не нужно электричества Для творчества, друзья. А нужно одиночество, Икона на стене И полночь, как пророчество В распахнутом окне. Кудряшова Лариса Пахомьевна , русский православный поэт и публицист Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине В Екатеринбурге кто-то изнасиловал кошку и подкинул ее в подъезд Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Жуткие привычки из СССР, которые портят жизнь сейчас многим Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2021/09/22/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010