18. Рассказывали об одном старце, что он прожил пятьдесят лет, не евши хлеба, и не пивши вина, и говорил: я умертвил в себе блуд, сребролюбие и тщеславие. - Авва Авраам, услышав, что он говорит, пришел к нему и спросил: ты говорил такое слово? - Да, отвечал старец. - Авва Авраам сказал ему: вот ты входишь в келию свою, и находишь на рогоже женщину: можешь ли не думать, что это женщина? - Нет, отвечал старец, - но я борюсь с помыслом, чтобы не прикоснуться к ней. - Авва Авраам говорит ему: и такты не умертвил страсть, но она живет в тебе, и только обуздана! Далее, идешь ты по дороге и видишь камни и черепки, а среди их золото: можешь ли ты в уме твоем то и другое представлять одинаково? - Нет, отвечал старец, - но я борюсь с помыслом, чтобы не брать золота. - Старец говорит: и так страсть живет, но только обуздана! Наконец сказал авва Авраам: вот ты слышишь о двух братиях, что один любит тебя, а другой ненавидит и злословит: если они придут к тебе, равно ли ты примешь их обоих? Нет, отвечал он; - но я борюсь с помыслом, чтобы ненавидящему меня оказывать такую же благость, как и любящему. - Авва Авраам говорит ему: и так страсти живут в тебе, - только они обузданы. 19. Один из отцев рассказывал: в Келиях был трудолюбивый старец, одевавшийся только в рогожу. Пришел он однажды к авве Амону, - и сей увидев его одетым в рогожу, сказал ему: не принесет она тебе никакой пользы. Старец спрашивал его, говоря: три помысла возмущают меня, чтобы я - или блуждал по пустыням, - или ушел бы в чужую страну, где никто меня не знает, - или заключился в келью, ни с кем не видался, и ел через два дня. - Авва Амон отвечал ему: ни в одном из сих помыслов нет пользы, чтобы исполнять его. А лучше сиди ты в келье своей, ешь по немногу каждый день, и имей всегда в сердце своем слово мытаря, - и можешь спастись. 20. Говорили об авве Данииле в Скиту: когда пришли варвары, и братия убежали, старец сказал: если Бог не печется о мне, для чего мне и жить? - И он прошел среди варваров, а они не видали его. - Тогда сказал он: вот Бог хранил меня, - и я не погиб! Теперь и я должен сделать по-человечески, и бежать как и отцы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

22 . Авва Аммун из Раифа пришел однажды в Клисму посетить авву Сисоя и, видя, что старец скорбит об удалении из пустыни, сказал ему: «Что ты скорбишь, авва? И что ты в такой старости мог бы сделать теперь в пустыне?» – Старец, устремив на него печальный взор, сказал: «Что ты говоришь мне, Аммун? Разве не довольно для меня было бы в пустыне и одной свободы ума моего?» 23 . Брат спросил авву Сисоя: «Почему ты, когда жил с аввой Ором, оставив скит пришел и поселился здесь?» Старец отвечал: «Когда скит начал делаться многолюднее, и я услышал, что авва Антоний почил, встал я и пошел в эту гору; нашедши это место спокойным, я поселился здесь на несколько времени». – «А давно ли, авва, живешь здесь?» – спросил брат. «Семьдесят два года», – отвечал старец. 24 . Авва Сисой говорил: «Если кто печется о тебе, ты уже не должен сам распоряжаться». 25 . Брат спросил авву Сисоя: «Если во время путешествия проводник наш собьется с пути, нужно ли сказать ему об этом?» – «Нет», – отвечал старец. – «Так оставить его водить нас туда и сюда?» – сказал брат. – «Что же? – отвечал старец, – неужели взять палку и бить его? Я знаю братий, которые блуждали, потому что проводник их ночью сбился с дороги. Их было двенадцать, и все они знали, что заблудились; но каждый старался не говорить об этом. С наступлением дня проводник их, приметив, что они сбились с дороги, сказал им: «Простите меня, братия, я заблудился». Они все говорили ему: «И мы знали это, но молчали». Услышав это, он удивился и сказал: «Братия не дадут воли языку, хотя бы пришлось умереть», – и прославил Бога. Расстояние же от пути, с которого они сбились, было на двенадцать миль. 26 . Рассказывали об авве Сисое Фивейском: когда жил он в Каламоне Арсеноитском, в другой лавре сделался болен один старец. Услышав об этом, авва Сисой опечалился. Постился он по два дня, и в день поста своего услышал о болезни старца. Потому рассуждал он сам с собою: «Что мне делать? Если пойду, как бы братия не заставили меня есть; а если не пойду до завтра, то как бы старец не умер. Но вот что я сделаю: пойду, а есть не буду». Так он пошел и не ел; исполнил и заповедь Божию, и не нарушил правила своей богоугодной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

29 . Авва Даниил рассказывал об авве Арсении: «Пришел некогда к нему чиновник и принес ему завещание одного сенатора, родственника Арсения, который оставил ему очень большое наследство. Арсений, взяв завещание, хотел разодрать его. Но чиновник пал к ногам его и говорил: «Прошу тебя, не раздирай завещания; иначе с меня голову снимут». Тогда авва Арсений сказал ему: «Он умер только теперь, а я умер еще прежде него». И отослал завещание, не приняв ничего». 30 . Сказывали еще об авве Арсении, что по вечерам в субботу на воскресный день он становился спиною к солнцу и, подняв руки свои к небу, молился до того времени, как солнце начинало светить ему в лицо: после чего он садился. 31 . Говорили об авве Арсении и авве Феодоре Фремейском, что они более всего ненавидели славу человеческую. Почему авва Арсений редко показывался кому-либо, а авва Феодор, хотя и показывался людям, но был для них мечем. 32 . Когда авва Арсений жил в Нижнем Египте и народ беспокоил его, – вздумалось ему оставить келью. Ничего не взяв из нее, он пришел к своим ученикам Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: «Ступай на корабль и плыви вверх». Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: «Пойдем со мною до реки; там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату твоему». Зоил, смущенный этими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собою: «Не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас?» Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: «Пойду к моим отцам»; и таким образом, отплыв вверх, пришел в Петру, где были его прислужники. Когда он находился близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подошедши, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: «Если ты монах, то иди в гору». Старец, пораженный этим словом, говорил сам в себе: «Арсений! Если ты монах, то иди в гору». Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: «Неужели вы не слышали, что я был болен?» Они отвечали: «Слышали». – «Что же вы не пришли навестить меня?» – сказал старец. Авва Александр отвечал: «Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: «Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них«». Старец сказал им: «Теперь опять будут говорить люди: «Не нашла голубица покоя ногам своим и возвратилась к Ною в ковчег» ( Быт.8:9 )». Таким образом они примирились и старец пребыл с ними до смерти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

6. Говорил один из братии, что когда сидели мы и разговаривали о любви, авва Иосиф сказал нам: нам ли знать, что есть любовь? И сказал об авве Агафоне, что имел он небольшое долото и пришел к нему брат, и сказал ему: хорошее у долотце имеешь ты. И не отпускал его старец уйти, если не возьмет его. 7. Авва Агафон сказал: по воле моей никогда не ложился я спать, имея в сердце гнев на кого-либо, и по силе моей не отпускал спать другого, имеющего против меня что-либо. 8. Сказал авва Исаия: любовь есть размышление о Боге с непрестанным благодарением; благодарению же радуется Бог, оно есть знак успокоения. 9. Однажды, когда авва Иоанн вместе с другими братьями шел из Скита, проводник их сбился с дороги, потому что была ночь. Сказали братья авве Иоанну: что нам делать, авва? Брат этот сбился с дороги, как нам не умереть заблудившись? И сказал им старец: если скажем ему, он опечалится и будет стыдиться, но вот я покажу себя занемогшим, скажу, что не могу идти и останусь здесь до утра. И сделал так. И прочие сказали: и мы не пойдем, но посидим с тобою; и просидели до утра, и не обличили брата. 10. Старец некоторый был в Египте до прихода туда аввы Пимена с учениками. Старец этот имел большую известность и почет у людей. Когда пришел авва Пимен с учениками из Скита, старца оставили люди и приходили к авве Пимену. Старец стал завидовать и худо говорил о них. Услышал о сем Пимен и стал скорбеть и говорит братиям своим: что нам делать с этим великим старцем, ибо в скорбь повергли нас люди, оставившие старца и приходящие к нам, людям ничтожным? Как бы нам уврачевать его? Сказал же им: приготовьте немного снедей и возьмите сосуд с вином, и пойдем к нему, и вкусим вместе, может быть сим возможем уврачевать его. Итак взяли они снеди и пошли к нему и когда толкнули в дверь, ученик его спросил, говоря: кто вы? Они же сказали: скажи авве, что это Пимен, желающий получить благословение от тебя. Когда ученик известил старцу об этом, он объявил им, говоря: уйдите, мне некогда. Они же оставались на жаре, говоря: не уйдем, если не удостоимся благословения старца. Старец, видя терпение их и смирение, умилился, отворил им, и, войдя, они вкусили с ним. Когда они ели, сказал старец: поистине говорю: в вас не одно то, что слышал я о вас; но во сто крат более увидал я в деле вашем. И сделался другом их с этого дня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/16/f...

Авва Даниил рассказывал: " Когда авва Арсений жил в Скиту, был там монах, который воровал у старцев корзины. Авва Арсений взял его к себе в келию, желая исправить его и успокоить старцев. Говорит он монаху: " Чего ты ни захочешь, я все тебе дам; только не воруй " . И дал ему золота, денег, одежду и все, что нужно было для него. Но монах ушел от него и опять начал воровать. Старцы, видя, что он не перестал воровать, выгнали его. Они говорили: " Если найдется брат, который имеет грехи слабости, такого должно терпеть. Но если он будет воровать, то изгоните его, ибо он и душу свою губит, и беспокоит всех живущих с ним " " . Плати за зло добром так, что если кто тебя ударит в правую твою щеку, обрати ему и другую. Осрамит тебя или унизит кто-либо, ты, настроенный мыслью быть полезным ближнему, обращать грешника от заблуждения пути его, подай новый добрый пример смирения и унижения себя словом или делом. Авва Иоанн сидел однажды против церкви; братия окружили его и спрашивали о своих помыслах. Один из старцев увидел это и, искушаемый завистью, говорит ему: " Сосуд у тебя, Иоанн, полон яда " .– " Да, авва,– отвечает ему Иоанн,– и ты сказал это, видя одну только наружность, а что бы сказал ты, если бы увидел внутренность " .Авва Даниил рассказывал: " В Вавилоне у одного знатного человека была дочь, одержимая бесом. Отец ее любил одного монаха. Тот сказал ему: " Никто не может исцелить дочь твою, кроме пустынников, которых я знаю; но если ты будешь просить их, они не захотят этого сделать по своему смирению. А вот что мы сделаем: когда они придут на рынок, вы притворитесь, будто хотите купить у них корзины; и как придут получать деньги за них, то мы скажем им, чтобы они сотворили молитву, и надеюсь, что дочь твоя выздоровеет " . И так они пошли на рынок и нашли одного из учеников сих старцев, который сидел и продавал их корзины. Взяли его с корзинами к себе, будто для того, чтобы отдать ему деньги за них. Когда монах вошел в дом, пришла бесноватая и дала ему пощечину. Монах, по заповеди Господа, обратил и другую ланиту.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Авва Иаков, как человек простой, находился в затруднении, слушая, что говорили ему с обеих сторон. Наконец овладело им беспокойство, и он пошел молиться Богу. Заключился в келии, которая была в уединении вне Лавры, и надел на себя погребальные одежды, как бы перед смертью. Ибо отцы египетские имеют обыкновение до смерти сберегать свой левитон и куколь, в которых принимают монашеский образ, и в них погребаться; в продолжение жизни надевают их только по воскресным дням для приобщения Святых Таин и тотчас же после снимают. Итак, авва Иаков, удалившись в помянутую келию и стоя на молитве пред Богом, столько изнурил себя постом, что наконец пал на землю и лежал распростертым. Сказывал он, что в эти дни много пострадал от демонов, особенно в уме. По прошествии сорока дней Иаков видит, что к нему входит Отрок с веселым лицом и говорит ему: " Авва Иаков! Что здесь ты делаешь? " . Иаков вдруг осиян был светом и, почувствовав в себе силу от видения Отрока, отвечал Ему: " Господи, ты знаешь что со мною делается! Одни говорят мне: не оставляй Церкви (православных); другие говорят: дифизиты тебя прельщают. Недоумевая и не зная что делать, я решился на такой подвиг " . Господь отвечает ему: " Хорошо там, где ты " , и тотчас при сем слове авва Иаков увидел себя пред дверьми святой Церкви православных последователей Халкидонского Собора " .Авва Антоний, проникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: " Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? " . Тогда пришел к нему глас: " Антоний! Себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их " .Некоторые братия пришли к авве Антонию и предложили ему слова из книги Левит. Старец пошел в пустыню, а за ним тайно последовал авва Аммон, знавший его обыкновение. Старец отошел на далекое расстояние, стал на молитву и громким голосом воззвал: " Боже, пошли Моисея, и он изъяснит мне слова сии! " . И пришел к нему голос, говоривший с ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Авва Моисей однажды был искушаем от блудного помысла. Не имея сил сидеть в келии, он пошел и рассказал о своем искушении авве Исидору. Старец убеждал его возвратиться в свою келию. Но он не соглашался и говорил: “Не могу.” Авва Исидор взял его с собой, возвел на крышу и говорит ему: “Смотри на запад.” Моисей взглянул и увидел там бесчисленное множество демонов: они были в смятении и с шумом стремились на брань. Авва Исидор опять говорит ему: “Посмотри и на восток.” Авва Моисей взглянул и увидел бесчисленное множество святых Ангелов, облеченных славой. Затем сказал ему авва Исидор: “Вот те, которых посылает Господь на помощь святым. А те, которые на западе, воздвигают брань против нас. Но помощников наших гораздо больше.” Тогда авва Моисей, возблагодаря Бога, ободрился и возвратился в свою келию. (Достопамятные сказания. С. 156). 789. Преподобный Макарий был чудесно перенесен к месту, куда шел Говорили об авве Макарий, что, идя из скита и неся корзины, он утомился, сел и начал молиться: “Боже, Ты знаешь, что у меня уже нет сил.” И тотчас очутился он при реке, вблизи того места, куда шел. (Древний патерик. 1874. С. 439). 790. Больному старцу, оставленному всеми, в течение семи дней служили Ангелы См. также: Ангелы ; Надежды . Старец-отшельник заболел. Он не имел при себе никого, кто бы послужил ему, и потому вставал с одра и употреблял в пищу то, что мог найти в своей келии. Так прошло много дней, и никто не пришел посетить его. Когда исполнилось тридцать дней и никто не приходил к нему, Господь послал Своего Ангела для служения ему. Так протекли еще семь дней. Тогда вспомнили о нем отцы и сказали: “Пойдем навестим старца, может быть, он болен.” Когда они пришли и постучали в дверь, Ангел отступил от него. Старец же из келии закричал им: “Братия, уйдите отсюда.” Они сняли двери с крючьев, вошли и спрашивают, отчего он кричал. Он отвечал: “Тридцать дней я томился в болезни, и никто не посетил меня. Вот уже семь дней, как прислуживает мне Ангел, посланный Господом, а когда вы пришли, он отступил от меня.” Сказав это, он почил в мире. Братия удивились и прославили Бога, говоря: “Господь не оставляет уповающих на Него.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 496. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Авва Петр отвечал: «Авва Лот говаривал: ключ твой отпирает дверь мою». Брат спросил старца: «Что значат эти слова?» Старец отвечал: «Если кто приходит к тебе, ты спрашиваешь его: «Здоров ли? Откуда пришел? Здоровы ли братия? Хорошо ли приняли тебя или нет?» И тогда ты отпираешь дверь брата, и слушаешь то, чего бы не хотел». – «Правда, – говорит брат, – что же должен делать человек, если придет к нему брат?» Старец отвечает: «Плач всему научает; а где нет плача, там нельзя уберечься от искушения». Брат говорит: «Когда бываю в келье, плач всегда со мною; но если приходит кто ко мне, или я сам выхожу из кельи, то уже не нахожу слез». Старец говорит: «Это еще не в твоей власти, но на опыте так бывает. В Законе написано: если купишь раба еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром; ...если же господин его дал ему жену, и она родила ему сынов, или дочерей, то... пусть... он выйдет один; но если раб скажет: люблю господина моего, жену мою и детей моих; не пойду на волю, – то пусть господин... поставит его к двери... и проколет ему... ухо шилом, и он останется рабом его вечно ( Исх.21:2–6 )». – «Что же это значит?» – спрашивает брат. Старец отвечает: «Если человек приложит посильный труд к известному делу, он найдет, чего, ищет для своей пользы». Брат говорит ему: «Сделай милость, объясни мне слова эти!» – «Неверный слуга – сын незаконный, – отвечал старец, – истинный сын не оставляет своего отца». 3 . Рассказывали об авве Петре и авве Епимахе. Они были друзьями в Раифе. Однажды, когда за обедом в собрании их принуждали идти к столу старцев, – с большим принуждением пошел туда один авва Петр. Когда встали из-за стола, авва Епимах сказал ему: «Как ты осмелился идти за стол старцев?» Авва Петр отвечал: «Если бы я сидел с вами, то братия стали бы просить меня, чтобы я, как старец, благословлял первый и был бы я между вами как старший; а когда пришел я к старцам, то стал меньше всех и помышлял о себе смиреннее». 4 . Авва Петр говорил: «Не должно превозноситься, если Господь что-либо сделает чрез нас, но лучше – благодарить Его за то, что мы удостоились призвания Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Блаженный апостол придерживался той же манеры выражения, когда писал галатам, говоря: «Но ведь вы, не зная Бога, служили тем, которые не являются богами по природе». Но теперь, когда вы познали Бога, вы известны Богу (Гал. 4:8, 9). Здесь, конечно, не было ложью то, что сказал апостол, потому что они уже знали Бога, и это он как бы хотел убрать в следующем предложении: но чтобы не приписали самое познание не Божественному служению, а самим себе; впоследствии апостол, в том выражении, о котором мы говорили, в котором посредством действия показано то, что делается, он сказал, что они познаны Богом: показывая то, что было сделано Богом, чтобы они могли познать Бога. Тогда ты не сможешь отрицать, что Апостол сказал: Но как вы дети, Бог послал Духа Сына Своего в сердца наши, вопиющего: Авва, Отче (Там же, 6). Как же Сей Дух, Который не есть Сын, но тем не менее есть Дух истины, взывает «Авва, Отче», если, конечно, не так, как Он заставляет взывать нас? На это ясно намекает блаженный Апостол и в другом месте, говоря: «Ибо все, движимые Духом Божиим, суть дети Божии». Ибо не в страхе вы снова приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, которым мы взываем: Авва, Отче (Рим. 8:15). Видишь, это крик Духа: Авва Отче, который заставляет нас плакать. Поэтому сказано, что Святой Дух стенает и требует, потому что Он заставляет нас стонать и требовать. Ибо как Апостол изъяснял то, что говорил о Духе, взывающем: Авва, Отче, так и яснее и яснее говоря, в чем мы взываем: Авва, Отче; поэтому то, что он сказал о необходимости Духа, он также объяснил и в другом месте, сказав: «Всегда молитесь духом и бодрствуйте в Нем, во всякой просьбе и прошении» (Еф. 6:18). Вот, как Дух умоляет за нас, когда мы молимся в Духе: вот, как Он ходатайствует за нас, в то время как мы бодрствуем во всякой просьбе и прошении в Самом Духе, через Которого благодать Божия распространяется в наших сердцах и заставляет нас стенать и умолять о наших беззакониях. Но Он заставляет нас стонать, заставляет нас оплакивать свое беззаконие, просить прощения, жаждать справедливости. Эту тоску и стон он принял даром Святого Духа, Который сказал: Я ревел от стенания сердца моего; и: пред Тобою все желание мое, и стон мой не сокрыт от Тебя (Пс. 37, 9 10).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Глава 26. О тех, которые без повеления аввы вступают в общение с подъепитийными Если какой брат позволит себе без разрешения аввы вступать в какое-либо общение с подъепитийным братом, или говорить с ним, или приказать ему что, – пусть равное и ним разделит наказание. Глава 27. Какое попечение должен иметь авва о подъепитийных? Авва со всей заботой должен пещись о провиняющихся братиях: ибо « «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» « (Мф. 9:12). Потому, как искусный врач должен употреблять все способы к врачеванию немощного душой, – подсылать к нему мудрых старших братий, чтобы они, будто тайком пробравшись к нему из сострадания, благонастроили его, если он обуревается помышлениями, и расположили к смиренному несению епитимии; и утешили его, чтобы не был » «поглощен чрезмерной печалью» « таковой, но как говорит тот же Апостол: «чтобы «оказать ему любовь» , и чтобы все молились о нем» (2 Кор. 2). Авва всевозможно должен стараться и со всем усердием заботится о том, чтобы не погибла одна из вверенных ему овец. Да ведает, что он взял на себя врачевание немощных душ, а не панство над здоровыми; да боится обличения, которое Бог изрекает через Пророка: « «откормленных овец закалали, а стада не пасли... слабых не укрепляли, а больной овце не врачевали» ... « (Иезек. 34:3—4). Авва да подражает примеру доброго и любящего Пастыря, который, оставляя девяносто девять овец в горах, пошел искать одной заблудшей, и такое явил сострадание к ее немощи, что взял ее на плечи свои и принес в стадо (Лк. 19). Глава 28. О тех, которые после частых епитимий не исправляются Если брат после частых увещаний и после епитимий не исправляется в своей вине, подвергнуть его строжайшему, т.е. телесному наказанию. Если и после этого останется неисправным, или еще (чего да не будет) в гордости начнет защищать свои дела, тогда авва должен поступить с ним, как мудрый врач. Если и после тог, как употребит и обязания, и масти увещаний, и врачевство Божественных писаний, и прижигание эпитимией и, наконец, и раны телесного наказания, если после всего этого он увидит, что его старания об исправлении остаются безуспешными, пусть приложит еще самое высшее средство, – свою и всех братий молитву, да Господь, Коему все возможно Сам соделает спасение немощного брата. Если же и таким образом немощный не поддастся врачеванию, тогда уже пусть авва употребит орудие отсечения, как говорит Апостол: «извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:13), чтобы одна больная овца не заразила всего стада.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2920...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010