В тексте ЕИ нет мысли о бессмертии человеческого духа, которая так ясно выражена в священных новозаветных книгах. «Иуда сказал Иисусу: «умирает ли человеческий дух»? Иисус сказал: «Потому и приказал Бог Михаилу давать духи людей им взаём, чтобы они могли предлагать услуги, но Великий приказал Гавриилу дарить духи великому роду без правителя над ним, что есть дух и душа» (54 с.). Нет необходимости умножать цитаты. ЕИ является от начала до конца чисто гностическим трактатом. Он никакого отношения не имеет ни к историческому Иисусу, ни к реальным событиям евангельской истории. Не нужно доказывать и то, что Иуда (Искариот) никогда не писал ничего подобного. Мысли, термины и имена, которыми изобилует текст, стали появляться в другую эпоху, когда Иуды давно уже не было в живых. Обычно ученые подложность текста определяют по анахронизмам, т. е. по присутствующим в тексте реалиям, которые относятся к другой эпохе. В ЕИ их находить не нужно: весь текст – относится к другому времени. Все произведение представляет собой сплошной анахронизм. Трактат этот по идеям, языку и духу абсолютно чужд библейской традиции. Сказано ли в Библии что-нибудь о жизни на других планетах? иеромонах Иов (Гумеров) Священное Писание ничего не говорит о жизни вне земли. Библейское учение всецело построено на мысли об уникальности земли и жизни на ней. С этого начинается первая священная книга: В начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 . Это же принципиальное различение неба и земли мы встречаем в конце Библии: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет ( Откр. 21:1 . Небо (евр. слово шамайим, как и греч. уранос) в Писании имеет два значения: видимое и невидимое небо. Когда земля берется в сравнении с небом, то последнее понимается в духовном значении: Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах ( Ин. 3:13 . В великих событиях, связанных с Боговоплощением, искупительным Подвигом и Воскресением Иисуса Христа, ясно и однозначно выражено учение об исключительности человека как разумной твари.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В течение своего архипастырского служения Владыка произнес необычайно много, чрезвычайно основательных, богословски полноценных проповедей. Более полутора тысяч из них сохранились в виде текстов и многие изданы в наше время. Их анализ раскрывает нам взгляд святителя Луки на человеческую природу, физическое и духовное здоровье, роль и место болезней и страданий в жизни людей.   Глубокое повреждение человеческой природы, вызвавшее болезнь самого существа человека явилось следствием трагедии произошедшей во времена Ветхозаветные, что достаточно подробно изложено в Книге Бытия. Ущербно распорядившись дарованной от Бога свободой, люди создали невиданный прецедент согласия воли человеческой с волей падших ангелов. Сотворение человека существом свободным предполагало эту возможность отвержения любви в пользу ненависти, жизни в пользу смерти, счастья в пользу страданий и здоровья в пользу болезней. Реализация желаний участников упомянутого сговора в соответствии с их свободным волеизъявлением, повлекла неумолимые последствия и ныне живущие в современном человечестве.   «Дух Божий» , «Дух жизни» , которым пренебрегли наши праотцы, отныне отходил от людей и заменялся прямым воздействием иного духа, которому они поверили – властью «духа нечистого» (Мк. 5,8) .   Наступила эпоха идолопоклонства или язычества. Люди вместо Творца стали поклоняться и служить тварям, так называемым, «богам» (падшим ангелам или бесам). «И омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, …и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим. 1,22-25)   По неизбывной любви Божьей к человеку, эта страшная власть тьмы все же была опосредованно ограничена, и не стала абсолютной. С одной стороны налицо страшная потеря, катастрофа в человеческой природе – изначальное, «светлое», «славное» тело человека, это совершенное и уникальное по своим свойствам творение Божье было утрачено. С другой стороны вследствие наступивших перемен, человек облекался в новое, более плотное, «дебелое» тело, весьма точно охарактеризованное в Писании, как «кожаные одежды» , «ризы кожаные» . Эти «ризы», дарованные как проявление милосердия и заботы Отца о своих неразумных чадах, стали, серьезной преградой для полной тирании над людьми со стороны Сатаны и его воинства. Это новое тело служило людям, по сути, «скафандром», в котором человек направлялся в новую, духовно «агрессивную среду».

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

В Церкви престает противоречие земных противоположностей, и все они выявляют скрытую в них со-органичность и со-гармоничность. Ибо в гармонии Твоего Царства, Господи, нет противоречивой сложности и несогласованной множественности, но все обретает и все носит первичную красоту Твоего мира, возведенного к последнему совершенству Твоей простоты. «Все добро зело» ( Быт.1:12 ) в Тебе, Господи!.. Но «добро» все – только в Тебе, и – когда в Тебе. Духом архангелов Твоих просвети царей! Духом ангелов – начальников и судей. Духом апостолов осоли священников Твоих; духом пророков – певцов и ученых. Духом целителей исцели врачей. Духом преподобных утешь уединенных и убогих. Духом милостивцев освяти всех имеющих избыток… И дух исповедников Твоих да сойдет на всех обитающих в городах и селениях, пред лицом грешных дел и слов... Дух уст Твоих в слове Твоей Церкви. Созерцание пятое «Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение и для имени Моего трудился, и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежния дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» ( Откр.2 ). Именуемые и именующие себя православными христианами не все и не до конца знают, как драгоценно это их наименование в его совершенном значении и завершенном смысле. Соответственно правде Твоей, Господи, православное исповедание веры: «Верую... во Святую Соборную и Апостольскую Церковь ...» – как это чудно! И это догматическое определение не влагает в так легко гордящиеся уста человеческие горделивого уверения: «я принадлежу к Святой, соборной и апостольской Церкви»... Никто из живущих на земле не может сказать про себя, что он уже целиком, – во всем и навсегда – принадлежит к Твоей Церкви. Й по существу, конечно, он к Ней еще «абсолютно принадлежать» не может – на земле. Он лишь спасается в Ней – верою и надеждою. «Надежда же, когда видит, не есть надежда» ( Рим.8:24 )... «Верою ходим, а не видением» ( 2Кор. 5:7 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Возвращаясь к теме ложного свидетельства, отметим, что несмотря на то, что выше мы квалифицировали это как ложь перед людьми (в отличие от нарушения второй заповеди лжи перед Богом), тем не менее, как ложь пред Богом, так и ложь перед людьми оценивается как преступление против Господа, ибо Бог абсолютная субстанция, в которой пребывает не только закон, но и истина, субстанция, которая несет миру истину, пребывающую в Нем: «Закон Твой истина» ( Пс.118. 142 ); «Основание слова Твоего истинно» ( Пс 118:160 ); «Я Господь, открывающий истину» (Исайя 45:19). Столь часто повторяющиеся слова «истинно, истинно говорю вам», которыми Господь предваряет Свои обращения к людям, не есть поэтическая находка авторов ветхозаветных или евангельских книг. Эти слова несут чрезвычайно важную смысловую нагрузку, постоянно напоминая и утверждая, что Бог носитель истины. Но смысл их не только и не столько в этом, сколько в более кардинальном утверждении, что Бог и истина одно и то же. Так, сказано: «Господь Бог есть истина» ( Иер.10:10 ). Псалмопевец называет Творца «Господи Боже истины» ( Пс. 30:6 ). В этом плане примечательны слова Господа, приведенные пророком Захарией: «Так говорит Господь: обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться город Иерусалим городом истины» ( Зах. 8:3 ). В Евангелии, где действует уже Единая Троица (БогОтец, БогСын и БогСвятой Дух), говорится об Отце: «Пославший Меня есть истинен» (Иоанн 8:26); о Сыне: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Иоанн 14:6); о Святом Духе: «Дух есть истина» (1 Иоанн 5:6). На заданный Христу вопрос Понтия Пилата «что есть истина?», ответа не последовало, потому что «вопрос его был всуе. Живой Ответ стоял пред ним» 27 . Посему понятия «быть в вере», «быть в Боге», «быть во Христе» часто заменяются в Священном Писании понятием «быть в истине»: «Нашел из детей твоих, ходящих в истине» (2 Иоанн 1.4); «Он был человекоубийца и не устоял в истине» (Иоанн 8:44). Если Бог есть истина, то быть в повиновении Богу или рабом Божьим означает также быть в подчинении истине. Перенесение Адамом и Евой своей вины и своей ответственности на другого было не только самообманом, но и обманом. Ведь истина заключалась в том, что на самом деле они нарушили Божий запрет не по чьемуто наущению, а по собственному желанию, ибо увидели, «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно » ( Быт. 3.6 ). Попытка представить это иначе была обманом, лжесвидетельством. И единственно в этом была необходимость ограничения свободы слова ограничения, налагаемого на эту свободу и сегодня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

Возник этот вопрос, и церковь его решила: мы о приехавших заботимся так же, как о наших местных. Сегодня мы тоже начинаем иногда это осознавать. Есть люди, которые постоянно проявляют заботу. Вот сейчас мы с вами находимся в помещении, где собираются разные благотворительные организации, в том числе те, которые занимаются помощью беженцам, бездомным, людям, которые приехали в столицу. У первых христиан это не было одноразовой акцией, по-видимому, они просто так жили. Иерусалимский Собор — это действительно попытка сохранить единство между христианами из иудеев и язычников. Да, может быть, она в долгосрочном периоде не сработала. Но разница между христианами из иудеев и христианами из язычников была гораздо больше, чем сегодня разница между католиками и православными, например. Потому, что у них все было другое. У них и жертвы были, и ритуальная чистота, и праздники своеобразные, и обрезание даже. И вместе с тем, они как-то старались находить общий язык. Может быть, не всегда получалось, но они к этому стремились. Откроем Послание апостола Павла к Ефесянам, которое посвящено как раз теме христианского единства. Видим: «Стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». То есть Павел ищет единство. Сегодня откройте учебники по сравнительному богословию, и вы увидите, что нас разделяет с католиками. Во-первых, разговор о том, откуда и как исходит Дух Святой. Во-вторых, чистилище. В-третьих, Вознесение Божьей Матери. В-четвертых, учение о Папе. В-пятых, это индульгенция. В-шестых, непрочное зачатие. Но как изменилось наше мышление: вместо того чтобы, как Павел призывает, искать общее, мы начинаем искать то, что нас разделяет. И это ведь не только у православных так. То же самое мы можем увидеть у таких ревнителей абсолютно во всех христианских конфессиях. Это не значит, что такая разница не важна. Но это говорит о том, к чему мы стремимся, на чем мы делаем акценты.

http://predanie.ru/book/220262-chitaiem-...

Время последнего миновало. В ответ на уничижение «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени», – «Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Флп. 2, 9–11 ). Христос по Вознесении уже прославлен у Отца «славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ). Эта предвечная слава, присущая Логосу, стала свойственна и Богочеловеку в соединении обоих естеств, как Божеского, так и человеческого, и она сопровождает Его в явлении миру. В предварении эта слава была явлена, как осияние светом преображающим, на горе Фаворской. Но это было только явление славы, но не сама Слава. Что же есть Слава? Слава во Св. Троице соответствует откровению Третьей Ипостаси в двоице самооткровения Отца: Слово всех слов – Истина всякого бытия, осуществляемая Духом Святым, на Сыне почивающем. Сын и Дух Святой, как самооткровение Отца, соединены нераздельно и неслиянно. Дух Св., почивающий на Сыне, как ипостасная Слава Божия, и есть именно та слава, о которой они свидетельствует: «прославь Меня Ты, Отче, y Тебя самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ; однозначно и 17, 24; «да видят Славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира»). «Прежде основания мира» есть образное, антропоморфное выражение, которое, конечно, не может быть понято буквально, как определение временного последования: именно прежде бытия мира или после его основания, чем вносилось бы время в недра бытия Божественного. Но оно выражает соотношение между собственной жизнью Бога в Себе, как Абсолютного, и Его откровения в мире, как Творца, Троицы имманентной и икономической. Кенозис Сына в его сошествии с небес предполагает совлечение Славы, конечно, не в «небесах» т. е. в Троице «имманентной», но в мире, явление ему в бесславии, в образе человеческом, причем это Его земное служение становится и прославлением Его, преодолением бесславия и приведением состояния земного в соответствующее славе небесной: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» ( Ин. 17, 4 ), а в ответ на это и Отец прославляет Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

« Грех есть беззаконие » ( 1Ин.3:4 ), – определяет Священное Писание. Грех есть нарушение воли Божией, т.е. нарушение заповедей Божиих и попрание нравственного закона, напечатленного в совести человека. Но Адам, совершив грех, еще и утвердился в нем, отвергнув призыв Бога к покаянию, и тем свободно и сознательно отпал от Бога. Это отпадение воздвигло средостение между человеком и Богом ( Еф.2:14 ), преграду между человеком и полнотой благодати Божией, которой он жил, которая определяла все его бытие. Наконец, сделанный грех рождает смерть ( Иак.1:15 ). « Бог не сотворил смерти, и не радуется погибели живущих… Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистию диавола вошла в мир смерть » ( Прем.1:13; 2, 23-24 ). Смерть же есть не что иное, как разрушение единства и гармонии тела и души, вследствие чего тело умирает и разлагается – « прах есть и в прах вернешься ”, сказал Бог ( Быт.3:19 ), а душа, из-за отпадения от Бога и возникшего средостения между собою и Богом, оказывается вне Бога, т.е. в аду, в месте вечного (т.к. душа по природе бессмертна) мучения. Кроме того, и внешний мир пострадал ради греха человека: « проклята земля за тебя, со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей » ( Быт.3:17 ), – сказал Господь Адаму; и в результате этого проклятия « вся тварь совокупно стенает и мучается доныне » ( Рим.8:22 ). Но главное, что повредилось человеческое естество. В результате греха человек как бы сломался, испортился, исказился, его прекрасная гармоническая цельность раздробилась на множество осколков. Пресеклась непосредственная связь человека с Богом. Жажда Бога перестала живо, непосредственно и реально удовлетворяться. Страх Божий, осознание Его перестали действовать с властной силой. Совесть затуманилась, потеряла принуждающее, абсолютное влияние на человека. Дух оказался оторванным, отделенным от Бога. Но дух – сила творческая, бесконечная; он остался таким, каким создал его Бог – т.е. со стремлением к идеальному, бесконечному.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Долина Смертной Тени. Кости сухие! Слушайте Слово Господа! (Иез. 37). Чудесное видение было открыто Пророку. Рукою Божией пророк Иезекииль был взят в долину смерти, долину отчаяния, мертвенной пустоты. Ничего здесь не имело в себе дыхания жизни. Вокруг только высохшие кости, «весьма» высохшие кости и ничего более. И это все, что осталось от некогда живого. Жизнь ушла. А пророку был предложен вопрос: «Оживут ли кости сии?» (Иез. 37:3). «Может ли вернуться снова жизнь?» Ответ любого был бы вполне очевиден — нет. Жизнь никогда не возвращается назад. Умершее однажды — умерло навсегда. Прах и пепел не могут быть источником жизни. «Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать» (2 Цар. 14:14). Смерть — неизбежный конец, полное крушение всех человеческих чаяний и стремлений. Смерть есть следствие греха, есть результат падения прародителей. Смерть не создана Богом. Смерти не было места в Божественном Замысле устройства мира. Умереть было ненормально и неестественно для человека. Даже физическая смерть, т. е. разделение души и тела, была неестественным удалением от Творца. Человеческая смерть — это «возмездие за грех» (Рим. 6:23). Большинством современных христиан такое библейское понимание смерти утеряно. Смерть воспринимается скорее как освобождение бессмертной души из–под непосильного рабства телу. Однако, это крайне распространенное отношение к смерти совершенно чуждо духу Св. Писания. На самом деле — это греческая (эллинская), языческая точка зрения. Смерть — не освобождение, но катастрофа. «Плачу и рыдаю, когда мыслию объемлю смерть и вижу во гробах лежащую человеческую нашу красоту, по образу Божию сотворенную, безобразной, обесславленной, не имеющей вида! О, таинство дивное, что над нами, людьми совершается! Как предаемся мы тлению? Как сотрясаемся смертию?» (Св. Иоанн Дамаскин на чине погребения, перевод С. Аверинцева, М. 1994). Мертвый человек уже не человек в полном смысле этого слова, потому что человек — не бестелесный дух. Тело и душа сохраняют единое целое, они принадлежат друг другу. Их разделение есть искажение человеческого существа. «Развоплощенная» душа — всего лишь дух. Бездушное тело — всего лишь мертвая плоть. «Ибо в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6) И далее: «Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения — правду Твою?» (Пс. 87:11–13). И псалмопевец был абсолютно уверен, говоря, что мертвые «от руки Твоей отринуты» (Пс. 87:6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Долина Смертной Тени. Кости сухие! Слушайте Слово Господа! ( Иез. 37 ). Чудесное видение было открыто Пророку. Рукою Божией пророк Иезекииль был взят в долину смерти, долину отчаяния, мертвенной пустоты. Ничего здесь не имело в себе дыхания жизни. Вокруг только высохшие кости, “весьма” высохшие кости и ничего более. И это все, что осталось от некогда живого. Жизнь ушла. А пророку был предложен вопрос: “Оживут ли кости сии?” ( Иез. 37:3 ). “Может ли вернуться снова жизнь?” Ответ любого был бы вполне очевиден – нет. Жизнь никогда не возвращается назад. Умершее однажды – умерло навсегда. Прах и пепел не могут быть источником жизни. “Мы умрем и будем как вода, вылитая на землю, которую нельзя собрать” ( 2Цар. 14:14 ). Смерть – неизбежный конец, полное крушение всех человеческих чаяний и стремлений. Смерть есть следствие греха, есть результат падения прародителей. Смерть не создана Богом. Смерти не было места в Божественном Замысле устройства мира. Умереть было ненормально и неестественно для человека. Даже физическая смерть, т.е. разделение души и тела, была неестественным удалением от Творца. Человеческая смерть – это “возмездие за грех” ( Рим. 6:23 ). Большинством современных христиан такое библейское понимание смерти утеряно. Смерть воспринимается скорее как освобождение бессмертной души из-под непосильного рабства телу. Однако, это крайне распространенное отношение к смерти совершенно чуждо духу Св. Писания. На самом деле – это греческая (эллинская), языческая точка зрения. Смерть – не освобождение, но катастрофа. “Плачу и рыдаю, когда мыслию объемлю смерть и вижу во гробах лежащую человеческую нашу красоту, по образу Божию сотворенную, безобразной, обесславленной, не имеющей вида! О, таинство дивное, что над нами, людьми совершается! Как предаемся мы тлению? Как сотрясаемся смертию?” (Св. Иоанн Дамаскин на чине погребения, перевод С. Аверинцева , М. 1994). Мертвый человек уже не человек в полном смысле этого слова, потому что человек – не бестелесный дух. Тело и душа сохраняют единое целое, они принадлежат друг другу. Их разделение есть искажение человеческого существа. “Развоплощенная” душа – всего лишь дух. Бездушное тело – всего лишь мертвая плоть. “Ибо в смерти нет памятования о Тебе, во гробе кто будет славить Тебя?” ( Пс. 6:6 ) И далее: “Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Разве во мраке познают чудеса Твои и в земле забвения – правду Твою?” ( Пс. 87:11–13 ). И псалмопевец был абсолютно уверен, говоря, что мертвые “от руки Твоей отринуты” ( Пс. 87:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Духа на учеников Своих. После этого время в человечестве Христовом совершенно растворяется в вечности, вливается в нее. Однако для нас, для земного Его человечества, время остается, и остаются времена и сроки. Христос воскрес и во Христе воскресло все человечество, которое однако живет еще смертной жизнью Ветхого Адама. Между воскресшим, прославленным человечеством Христовым и нашим человечеством существует онтологическая прерывность (transcensus), которая не может быть заполнена никаким движением от одного к другому. Но вместе остается и внутренняя связь, более того, нерушимое единство Сына Человеческого с родом человеческим, согласно обетованию: «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века», согласно Его пребыванию на земле в течение 40 дней по Воскресении, согласно Его присутствию в евхаристическом теле и крови и Его пребыванию в мире в излившихся из ребра крови и воде. 19 Христос живет в отдельном человеке ( Гал. 2, 20 ) и в человечестве Своем и действует в нем, подавая ему новые силы. И Христос оставляет человечеству Своему, Церкви, в прощальной беседе, в лице Своих учеников, следующий завет и обетование: возводя Свои собственные дела к Отцу, Он призывает к вере в Него по самым делам Его. «И если чего попросите у Отца Моего, то сотворю, да прославится Отец в Сыне» ( Иоан. 14, 11–14 ). «Дух Утешитель, Дух Святый, которого Отец пошлет во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (14, 26). Он «наставил вас на всякую истину, ибо не от себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее (τρχμενα возвестит вам» (16, 13). «И вот Я сказал вам прежде, нежели совершилось, дабы вы поверили, когда будет сбываться» (14, 29). Прощальная беседа содержит не только великие обетования, но она призывает и к великим делам, образ которых дал Спаситель («если бы Я не сотворил между ними дел, которых никто другой не делал, не имели бы греха» Иоан. 15, 23 ). Итак, существует ли какое-либо соотношение между земной жизнью человечества с его делами и его грядущим воскресением, которое совершилось в воскресении Христовом? Мы не можем утверждать непосредственной связи, ибо здесь имеется трансцензус, абсолютное чудо, новый творческий акт Божий, но не может и вовсе устранить такую связь, ибо воскресает не новое, но это же самое земное человечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010