Не дал Иисус Отцу Своему Лик Свой от людей отвратить, дабы в персть возвратиться ( Пс.103:29 ). Тогда отвратил Отец Лик Свой от Него. В Сыне было благоволение Отца ( Мф.3:17 ), а теперь – Его проклятие ( Гал.3:13 ). Осудил Отец грех во плоти Сына Своего ( Рим.8:3 ). «И отделил Бог свет от тьмы» ( Быт.1:4 ). Вся вселенская тьма и ночь сгустилась на Голгофе, воплотилась в Распятом! И уже не было Отца с Сыном... О, мука богооставленности! Только что боролся Иисус с Отцом за распинателей. Сам этого хотел. И вот... «к злодеям причтён» ( Ис.53:12 ). Отцом оставлен, ибо «что общего у света с тьмою?» ( 2Кор.6:14 ). О, адская мука! О, борьба сверх сил! И, борясь, вопиет: «Боже Мой! Боже Мой! Внемли Мне». Но молчит Отец. «Внемли Мне, для чего Ты оставил Меня? ( Пс.21:2 ). Меня оставили все, все–все. Но ты, Отче, почему Ты оставил Меня?» Вот вечный мрак, и абсолютный. Вот он, ад, вот – тьма кромешная! Где нет Бога, там ад, там ночь. И борется Иисус. «Боже Мой, Я вопию днём – и Ты не внемлешь Мне, Ночью – и нет Мне успокоения... Избавь от меча душу Мою и от псов Одинокую Мою» ( Пс.21:3,21 ). Был вечный мрак, адская ночь, страшно выли псы... Отца не было. Иисус боролся. Здесь смолкает всё. Этого не испытал никто. И когда отступали от Него все, и когда оставил Его Отец, тогда громко возопил: «А Я не оставлю Тебя! Ты оставил Меня, Отче, а Я не отпущу Тебя, пока не благословишь Меня. Тебя нет со Мною, а Я иду к Тебе! Отче! В руки Твои предаю дух Мой!» ( Лк.23:46 ). И сие сказав, испустил дух. Тьма кончилась. Светило солнце. Поражено бедро Иакова... Испустил дух на Голгофском Кресте Иисус. Иаков пошёл, хромая на бедро своё, навстречу восходящему солнцу. Начинался новый день. Приближалось примирение с братом... Христос Распятый, подобно Иакову–праотцу, пошёл навстречу Новому Дню, неся Крест. Восходило Солнце Христианства. Начиналась новая эра! «...и доныне сыны Израилевы не едят жилы, которая на составе бедра, потому что Боровшийся коснулся жилы на составе бедра Иакова» ( Быт.32:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Нет ничего неподвластного Господу нашему. И Своим державным словом Он изгоняет сатану из тех, кто, подчинившись злу, дал ему овладеть собой. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского». Диавол — нечистый дух, его естество абсолютно противно чистейшему и святейшему Богу. Этот нечистый дух действует в сынах человеческих. Оказывается, можно быть одержимым диаволом и находиться в синагоге. И не только в синагоге. Даже бесы знают и веруют, что Иисус Христос — Святый Божий. Они веруют и трепещут (Иак. 2, 11). Этот нечистый дух закричал громким голосом: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» У бесов нет ничего общего с Иисусом Христом, и нет желания иметь что-либо общее с Ним. А у людей, как бы низко они ни пали, какую бы власть ни взял над ними сатана, есть общее со Христом. Потому Он и пришел спасти нас. И Он повелевает сатане со властью: «Замолчи и выйди из него». Он не только велит нечистому духу замолчать, но заграждает ему уста. Христос показывает нам бессильную злобу побежденного врага, царствующего над миром видимым и невидимым. Как победитель, Он являет Свою благодать. Когда мы видим поверженного бесом посреди синагоги человека, то понимаем, что он сделал бы с ним, если бы Господь попустил. Всех людей, если бы только ему позволили, он разорвал бы на куски. И Господь показывает, какую власть Он имеет над сатаной — в том, что Он не только повелевает нечистому духу выйти из человека, но — выйти, нисколько не повредив ему. Когда сатана не может кого-то погубить, он старается причинить ему как можно больше вреда. Но он никогда не может повредить человеку больше, чем позволяет Христос. И тем, кто не отвергает Христа, он не может причинить никакого подлинного вреда. Бес «вышел, нимало не повредив ему». Власть Христа над бесами была очевидной для всех. «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою «Что это значит? Что это за учение, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?». Страх Божий, касаясь этих людей, приводит их к вопрошанию о тайне чудодейственного слова. И мы знаем, что речь идет о Духе, которым помазан Господь.

http://pravoslavie.ru/3657.html

Нет ничего неподвластного Господу нашему. И Своим державным словом Он изгоняет сатану из тех, кто, подчинившись злу, дал ему овладеть собой. «Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского». Диавол – нечистый дух, его естество абсолютно противно чистейшему и святейшему Богу. Этот нечистый дух действует в сынах человеческих. Оказывается, можно быть одержимым диаволом и находиться в синагоге. И не только в синагоге. Даже бесы знают и веруют, что Иисус Христос – Святый Божий. Они веруют и трепещут ( Иак.2:11 ). Этот нечистый дух закричал громким голосом: «Оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин?» У бесов нет ничего общего с Иисусом Христом, и нет желания иметь что-либо общее с Ним. А у людей, как бы низко они ни пали, какую бы власть ни взял над ними сатана, есть общее со Христом. Потому Он и пришел спасти нас. И Он повелевает сатане со властью: «Замолчи и выйди из него». Он не только велит нечистому духу замолчать, но заграждает ему уста. Христос показывает нам бессильную злобу побежденного врага, царствующего над миром видимым и невидимым. Как победитель, Он являет Свою благодать. Когда мы видим поверженного бесом посреди синагоги человека, то понимаем, что он сделал бы с ним, если бы Господь попустил. Всех людей, если бы только ему позволили, он разорвал бы на куски. И Господь показывает, какую власть Он имеет над сатаной – в том, что Он не только повелевает нечистому духу выйти из человека, но – выйти, нисколько не повредив ему. Когда сатана не может кого-то погубить, он старается причинить ему как можно больше вреда. Но он никогда не может повредить человеку больше, чем позволяет Христос. И тем, кто не отвергает Христа, он не может причинить никакого подлинного вреда. Бес «вышел, нимало не повредив ему». Власть Христа над бесами была очевидной для всех. «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою «Что это значит? Что это за учение, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?». Страх Божий, касаясь этих людей, приводит их к вопрошанию о тайне чудодейственного слова. И мы знаем, что речь идет о Духе, которым помазан Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ответ на этот вопрос крайне прост. Свидетели вставляют свое собственное слово «дыхание» в тех случаях, где это возможно, надеясь, что читатель не заметит несоответствия. Тот факт, что Иисус предал Свой дух Отцу, доказывает, что человеческий дух продолжает существовать и за могильной чертой и, как удивительно мудро заметил Соломон, «возвратится прах в землю, чем он и был; а дух (pneuma – LXX) возвратится к Богу, Который дал его» ( Ек. 12:7 ). (4) Филиппийцам 1:21–23: «Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание освободиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (НМ). Подобно другим культам, свидетели Иеговы учат, что после смерти душа пребывает как бы во сне, и подтасовывают те тексты, которые противоречат их точке зрения. Именно так они поступили с Флп. 1:21–23 . Для любого мало-мальски знакомого с древнегреческой грамматикой перевод «имею желание освободиться» говорит либо об абсолютном игнорировании основ языка, либо об осознанном искажении текста ради весьма сомнительных целей. Не случайно это место придает уверенности тем истинным христианам, которые после смерти собираются быть с Господом ( 2Кор. 5:8 ). Свидетели Иеговы понимают: если данный стих не изменить, он полностью разрушит учение расселитов о смерти души вместе со смертью тела. Свидетели не могут усомниться в данном стихе, ведь тогда исчезнет миф об их отношении к Библии как к высшему авторитету, поэтому их комитет переводчиков просто изменяет «сомнительное» для них место, трактует его по-своему и, таким образом, ликвидирует угрозу собственному богословию. Перевод «имею желание освободиться» является грубым нарушением всех норм древнегреческого языка. Я мог бы очень подробно объяснить, какие греческие словоформы здесь использованы, но суть в том, что свидетели «тасуют» терминологию, чтобы доказать, будто Павел имел в виду совсем не то, что он писал филиппийцам. Желая продемонстрировать, как они это делают, процитирую предисловие к «Переводу нового мира христианских греческих Писаний» (The New World Translation of the Christian Greek Scriptures, p. 780–781):

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Постепенно Павел переходит к не менее важной теме – обоснованию единства и уникальности (единственности) Церкви. Обоснование же состоит в том, что Бог «заплатил» за Церковь самую высокую цену, на которую только Он способен: Он выкупил (искупил) 394 всех, и ценой стала Кровь, пролитая Его Сыном на Кресте (опять тема Креста). Забегая вперед, можно привести слова Павла: ... вы куплены дорогою ценою... ( 1Кор. 6, 20 ; ср. Гал. 3, 13 ; 1Петр. 1, 18–19 ) Этим нужно дорожить как самым дорогим на свете, ибо это невероятно много и нигде такого больше не найти, – Бог поступил так один раз и навсегда, для всех. Лишь потому Павел и пишет неоднократно весьма проникновенные призывы к единству и искренности в церковных отношениях: 7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха [ЕК прим.: т.е. пасхальный агнец] наша, Христос, заклан за нас. 8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины ( 1Кор. 5, 7–8 ) 395 . Богу дорог каждый, кто пришел в Церковь , ибо за каждого умер Христос на Кресте. Посему нужно быть очень осторожным, чтобы кто-либо по твоей вине не споткнулся и не отвернулся от Христа: И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос ( 1Кор. 8, 11 ). По приведенным нескольким цитатам, взятым из разных глав 1 Кор., видно, что это сквозная тема всего послания. Отношение к миру сему: абсолютный аскетизм или, наоборот, полная вседозволенность Уверенность в якобы достигнутой духовной зрелости, мудрости заставляла гностицизирующих братьев считать себя уже спасенными, просвещенными, из чего непроизвольно или сознательно делался целый ряд выводов, как нравственно-практического, так и вероучительного характера. Гностицизм был разновидностью дуализма, утверждая, что дух и плоть суть противоположные начала, где дух – это благо, а плоть (тело) – зло и «темница» духа как божественной искры. Парадоксально подобное убеждение могло порождать два прямо противоположных вывода. В первом случае оно оправдывало полную нравственную вседозволенность и, прямо сказать, распущенность (плоть не имеет значения, тем более, если дух уже просвещен и спасен). Во втором случае оно побуждало к чрезмерному аскетизму, «умерщвлявшему» плоть как однозначное зло. Опять же парадоксальным образом и та, и другая позиции многократно усиливались в соседстве с коринфской атмосферой распутства: в первом случае под боком были широчайшие возможности для удовлетворения естественных позывов плоти, а во втором аскетическая идеология получала дополнительную пищу для ожесточенной непримиримости. Ожидание же близкого конца мира также работало на усиление обеих тенденций 396 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

протоиерей Владимир Башкиров Журнал “Ступени” 2006 год Что же касается числа 666, то это шифровка имени императора Нерона. Подробнее об этом можно прочесть в приложении к данной главе. Из всего вышесказанного делаем вывод, что не стоит бояться антихриста, а лучше упражняться в любви к Богу. «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» ( 1Ин.4:18 ). Напомню, что мы исповедуем веру во вновь пришедшего Христа, а не антихриста. Не будем забывать, что антихристом может быть не только конкретный человек, но и какое-то явление. Например, апостол Иоанна Богослов в своем послании пишет: «А всякий дух, который не исповедует. Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире » ( 1Ин.4:3 ). Иоанн Богослов называет антихристом явление, которое наблюдал при жизни, а именно появление многих лжепророков, лжеапостолов, еретиков и т.д. Выходит, что антихрист как явление появился еще при жизни одного из апостолов Христа. В наше время «дух антихриста» тоже можно заметить. Дело в том, что каждому из нас стоит поразмыслить, не повелся ли он за антихристом, то есть за заменителем Христа? Не гонимся ли мы с фанатизмом за чудесами в различные паломничества, забывая, что самое главное чудо совершается в каждом храме, когда Сам Христос являет Себя в Таинстве Причащения? (Подробнее о таинствах будет рассказано в пятой главе) По-прежнему ли в нашей жизни на первом месте находится Христос? Не заменил ли Его культ денежной наживы или стремление к славе и власти? По-прежнему ли мы осознаем, что в Православии главное — это Сам Христос, а никак не какая-нибудь традиция или обряд?… Над этими вопросами должен задуматься абсолютно каждый. Чудеса Из Предания мы знаем, что антихрист прельстит многих, например, ложными чудесами. Чтобы не поддаться на соблазн антихриста, рассмотрим тему чуда отдельно. От Господа Иисуса Христа часто требовали знамения (чуда) для подтверждения истинности Его слов. Бог же ни разу не удовлетворил подобного требования, хоть и совершал неоднократно чудеса за время Своего земного служения. Дело в том, что основанием для веры не может служить чудо как феноменальное явление, потому что в таком случае не произойдет свободного волевого выбора, а будет лишь вынужденное признание.

http://azbyka.ru/katehizacija/vo-chto-il...

Пусть я буду твоей смертью и воскресением. 144 Грешников не бывает. Даже если ты дошел до самого дна в этой жизни, ты божественен, как прежде, ты не можешь потерять эту божественность. Я говорю тебе: спасение не нужно, оно в тебе самом. 145 Неповиновение не грех, но показатель роста. 146 Бог это не «он» и не «она». Если ты скажешь, что Бог – «она», я скажу, что это «он», а если ты скажешь, что Бог – «он», я тебе скажу, что это, «она»... Каковы бы ни были твои убеждения, я разрушу их. (курсив мой – У.М.). 147 Если бы у него [Иисуса] была хоть капля ума и сообразительности, он бы туда не пошел [в Иерусалим и на крест]. Но тогда не было нужды объявлять себя Мессией и Сыном Божиим... Мессиями бывают, как правило, безумные. Он был абсолютно уверен, что распятие докажет его правоту, и именно поэтому я вижу в его действиях просто замаскированную попытку самоубийства. Если кто-то и был повинен в его распятии, так только он сам. Он сам на него напрашивался. И ни один источник – еврейский или исторический – не подтверждает, что он воскрес. Только Новый Завет. Фикция. Не было никакого воскресения (из проповеди Бхагвана Шри Раджниша тридцати ученикам в Раджнишпураме 12 ноября 1984 года). Дьявол соблазнил Еву доводом, будто Бог хочет, чтобы она осталась невежественной... Он завистлив. И это похоже на правду, ибо Бог евреев очень завистлив. Он не хочет, чтобы люди стали равны ему. Он – не любящий отец... Знание – не грех... Я советую вам есть с дерева познания… (там же). Для любого, кто серьезно относится к библейскому учению, приведенные цитаты разоблачают раз и навсегда тот дух, который движет Раджнишем и его «религией» ( 1Тим. 4:1–6 , Мф. 24:2, 4, 5, 23–24; 7:15 ). ...Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин. 4:3 ). Очевидно, что устами Раджниша вещает та же духовная сила, что говорила устами змея в Едемском саду. Он покорно сдался этой силе. Но тысячи искателей истины, с обожанием поющих Раджнишу: «Я вручаю свое сердце в твои руки», 148 – не замечают этого, и здесь требуется настоятельная молитва христиан Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Разорвать абсолютную тождественность между Тем, Кто приобщился навсегда нашей плоти и крови, и несотворенным, Рожденным прежде всех век — значит разорвать неслитное и нераздельное общение между Отцом и Сыном. Посягать на Дух Святой. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына»(1 Ин. 2, 22). Не потому ли святитель Афанасий Великий называет Ария предтечей антихриста? Всякое ложное учение о Слове, ставшем плотию, неизбежно затрагивает тайну Пресвятой Троицы. «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца» (1 Ин. 2, 23). И «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что придет и теперь уже есть в мире» (1 Ин. 4, 3). Что мы без Никейского Символа веры? Только человеческая церковь, без надежды на избавление от греха и смерти. Если Христос не Бог, Он не воскрес. Без Воскресения Христова нет никаких таинств, нет Евхаристии. Одним убийственным ударом этого лжеучения поражается и физическое тело Христа, и тело Его Церкви, и Его евхаристическое тело, и тело каждого из нас. И точно так же — все, что искажает Евхаристию, или Церковь или естество человека, так или иначе приводит к арианской ереси. Все беды, какие есть в мире, — разделение между душой и телом, плотью и духом, истиной и искренностью, разумом и волей — происходят по одной причине, что люди не знают Христа как Бога. Все беды человечества существуют только от того, что люди не смеют веровать в то, чем Бог смеет быть. Они страшатся быть любимыми так, как Бог берет на Себя риск их любить. Они не ждут от Него того, что Он пришел предложить их ожиданиям. «Блажен, кто обладает всяким благом. Наши заповеди блаженства заключаются в том, чтобы участвовать в блаженстве Самого Бога», — говорит святой Григорий Нисский. «Блажен тот, кто полагает свою радость исключительно в той единой славе, которая есть Бог», — говорит святитель Василий Великий. Пока Церковь наша хранит неповрежденной веру во Христа Бога, ничто не может заставить ее уклониться от спасительного пути.

http://moral.ru/symbol/

Свидетельство Луки Согласно Матфею и Марку, Иисус дважды возгласил на кресте. Что Он произнес во второй раз, они не говорят. Возможно, рассказ Луки можно интерпретировать как дополнение к их повествованию: Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух ( Лк.23:44–46 ). Может быть, именно слова, приводимые Лукой, были тем вторым воплем Иисуса, о котором упоминали двое других синоптиков. По содержанию он разительно отличается от первого: в нем слышится совсем иное внутреннее состояние. Если там из уст Иисуса вырвался крик отчаяния, то здесь мы слышим смиренную покорность воле Божией. Два возгласа Иисуса на кресте, если их рассматривать в совокупности, могут напомнить Его обращение к Отцу в Гефсиманском саду. Там горячая, сопровождавшаяся кровавым потом молитва о том, чтобы, если возможно, Бог пронес мимо Него чашу страданий, завершалась словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет ( Лк.22:42 ). Здесь последними словами Иисуса становится исповедание веры в Отца, в руки Которого Он, умирая, вверяет Свой дух. Ни в том, ни в другом случае из уст Иисуса не раздается ни слова упрека. Между Ним и Отцом нет конфликта или противоречия: Его преданность Отцу, покорность воле Отца остается абсолютной и непоколебимой. Уместно здесь вспомнить один из ветхозаветных прообразов крестной жертвы Христа: рассказ о том, как Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына Исаака ( Быт.22:1–14 ). Идя к горе, на которой жертва должна быть принесена, Исаак задает вопросы Аврааму, но в тот момент, когда Авраам заносит над ним нож, он остается безмолвным. В последующем повествовании книги Бытия о жизни Исаака мы не встречаем какого-либо протеста с его стороны в адрес своего отца: он являет всецелую преданность отцу, верность ему, покорность его воле. Возглас Иисуса на кресте, приводимый Лукой, как и тот, что приведен у Матфея и Марка, является почти дословной цитатой из Псалтири. Он заимствован из 30-го псалма, основная тема которого – надежда на Бога в трудных, отчаянных обстоятельствах:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Созерцание давалось людям не в словесных формулах, а в живом опыте. В явлении Нетварного Света – мы Трех видим как Единый Свет. В чистой молитве – Отец, Сын и Дух – видятся в Их единосущном единстве. Евангелие говорит: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Дух Святой возносит нас в область Божественной любви. И не только живем мы эту любовь, но и начинаем постигать, что Бог, «Первый и Последний» (Ис.44:6), есть Любовь, которая не может быть моноипостасной, ибо ипостасность осуществляется в общении ипостасей. Моисей под Именем ЯХВЕ – АЗ ЕСМЬ – разумел единую Персону, и как следствие тому он дал своему народу Закон 9 . «Благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин.1:17). Бог Любви – есть Троица: «Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною» (Митрополит Филарет Московский ). «Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Ин.13:1). Таков наш Бог. И нет иного, кроме Него (ср. Ис.44:6). Тот, кому было дано ощутить дыхание Его любви по дару Духа Святого, знает всем своим существом, что такая любовь есть атрибут Триединого Божества, открытого нам как совершенный образ Абсолютного Бытия. Моно-Ипостасный Бог Ветхого Завета не знает любви. Любить – это значит жить ради возлюбленных, когда их жизнь становится нашей жизнью. Любовь соединяет в бытии. Такова Святая Троица. «Отец любит Сына» (Ин.3:35). Он живет в Сыне и в Духе Святом. Сын «пребывает в любви Отца» (Ин.15:10) и в Духе Святом. И Духа Святого мы знаем как Любовь всесовершенную. Дух Святой вечно исходит от Отца и живет в Нем и пребывает в Сыне. Эта любовь в итоге являет Божественное Бытие как единый вечный Акт. По образу сего Троичного единства человечество призывается стать единым человеком. «Я и Отец – едино есмы» (Ин.10:30). «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин.17:21).

http://predanie.ru/book/220925-az-esm/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010