К.А. Панченко Приложения Годы правления восточных патриархов и османских султанов XVI – начало XIX века 2339 Иерусалимские патриархи: Дорофей II/Аталла (1491–1534); Герман (1534–3.05.1579); Софроний (3.05. 1579–1608); Феофан (1608–15.12.1644); Паисий (23.03.1645–2.12.1660); Нектарий (7.04.1661–19.01.1669); Досифей II Нотара (23.01.1669–7.02.1707); Хрисанф Нотара (8.02.1707–7.02.1731); Мелетий (23.02.1731–1737); Парфений (1737–17.10.1766); Ефрем (12.1766–04.1770/1); Софроний (04.1770/1–24.12.1774); Авраамий (06.1775–1.11.1787); Прокопий (2.11.1787–23.10.1788); Анфим (24.10.1788–10.11.1808); Поликарп (10.11.1808–3.01.1827); Афанасий IV (15.01.1827–16.12.1844). Антиохийские патриархи: Дорофей II ибн ас-Сабуни (09.1497(?)–1522/3); Михаил V ибн аль-Маварди (до 1522(?)–6.07.1540); Дорофей III (ок. 09.1540– кон. 1543); Иоаким IV ибн Джума (кон. 1543–20.01.1576); Макарий II ибн Хиляль (ок. 1543– ок. 1550); Михаил VI аль-Хамави (1576–1583/1592(?)); Иоаким V Дау (25.05.1581–7.10.1592); Иоаким VI ибн Зияде (1593–11.1603); Дорофей IV ибн аль-Ахмар (11.1603–1611); Афанасий II Даббас (1612– февр./март 1619); Игнатий III Атыйя (2.05.1619– кон. 1633/нач. 1634); Кирилл IV Даббас (2.05.1619–1.06.1628); Евфимий II Карма (1.05.1634–1.01.1635); Евфимий III ас-Сакизи (нач. 1635–11.11.1647); Макарий III аз-За‘им (12.12.1647–12.06.1672); Кирилл V аз-За‘им (2.07.1672–6.01.1720); Неофит ас-Сакизи (11.1672–1681/2); Афанасий III Даббас (25.06.1686–10.1694; 01.1720–12.07.1724); Сильвестр (17.09.1724–13.03.1766); Филимон (28.04.1766–5.07.1767); Даниил (6.08.1767–15.12.1791); Анфим (кон. 1791–20.07.1813); Серафим (08.1813–19.02.1823); Мефодий (13.05.1823–24.06.1850). Александрийские патриархи: Иоаким I Пани (1486/6.08.1487–1565/7); Филофей II (?) (упом. 1523); Сильвестр (12.04.1569–07.1590); Мелетий I Пигас (5.08.1590–13.09.1601); Кирилл III Лукарис (1601/2–4.11.1620); Герасим I Спарталиот (30.11.1620–30.07.1636); Митрофан Критопул (09.1636–20.05.1639); Никифон Кларонцан (кон. 05.1639–04.1654); Иоанникий (9.06.1645–15.09.1657); Паисий (15.10.1657–1677/8, с перерывом); Иоаким II (1666–04.1668); Парфений I (1678–30.06.1688); Герасим II Паллада (25.07.1688–20.01.1710); Самуил Ка-пасулис (22.01.1710–1712); Косма II (1712–1714); Самуил Капасулис (вторично) (1714–нач. 09.1723); Косма II (вторично) (12.09.1723–28.11.1736); Косма III (5.03.1737–3.07.1746); Матфей Псалт (26.09.1746–1.05.1766); Киприан (22.07.1766–1783); Герасим III Гимарис (20.06.1783–6.08.1788); Парфений II Панкостас (13.09.1788–9.09.1805); Феофил II (9.11.1805–14.10.1825).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ал-Аш‘аса, вождя киндитов, поручив ему набрать 6000 воинов. Узнав о переменах в руководстве Мадаином, Шабиб, подошедший уже к Сабату, повернул к Багдаду и через Дакук ушел в Шахразур. Ибн ал-Аш‘ас преследовал его до границы мосульского наместничества. Затем остановился, опасаясь вторгнуться в сферу ведения другого наместника, когда ал-Хаджжадж разрешил его сомнения, объяснив, что все подчиняется халифу. Когда Ибн ал-Аш‘ас все-таки настиг Шабиба, тот попробовал применить свой излюбленный прием – ночное нападение, но Ибн ал-Аш‘ас был настороже, и нападение было отбито. Тогда Шабиб, пользуясь большей подвижностью своего отряда, стал уходить от преследования, держась на дистанции в два-три дня пути, изматывая своих противников, вынужденных на каждой стоянке предпринимать меры предосторожности. Все это разыгрывалось на обширной предгорной полосе от границ мосульского наместничества до верховьев Диялы, подрывая хозяйство района. В начале марта 696 г., когда Шабиб вновь ушел на мосульскую территорию, Абдаррахман остановился на левом берегу речки Хавлайа. Усман б. Катан сообщил, что Ибн ал-Аш‘ас, бесплодно гонясь за Шабибом, изрыл рвами всю подвластную ему территорию и разорил ее. Ал-Хаджжадж тут же поставил Усмана во главе карательной экспедиции, а губернатором Мадаина сделал Мутаррифа б. Мугиру б. Шу‘бу. Приближался праздник жертвоприношения, и Шабиб обратился к Ибн ал-Аш‘асу с предложением перемирия на дни общего для обеих сторон праздника. Ибн ал-Аш‘ас охотно согласился. Вечером зу-л-хиджжа/18 марта 696 г. 21 к войску прибыл Усман б. Катан. С перемирием он согласился, но распорядился сразу после праздников напасть на Шабиба. Войско явно не горело желанием сражаться и упросило отложить сражение на день, а на следующий день поднялся ветер, мешавший стрельбе, и сражение пришлось перенести еще на день. Примечательно, что жители селения ал-Бутт, в котором расположился Шабиб, попросило его выйти из селения, чтобы избегнуть репрессий из подозрения в содействии, и Шабиб выполнил их просьбу. Видимо, для местного немусульманского населения (упоминается церковь ) Шабиб представлялся меньшим злом, чем правительственное войско.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Суннизм – наиболее крупное течение в исламе, к которому относятся 85–90% всех мусульман. Основными признаками принадлежности к суннизму считаются признание достоверными сборников хадисов, составленных Мухаммадом Бухари, Мухаммадом ибн Иса ат-Тирмизи, Абу Даудом, Ахмадом ибн Шуайб ан-Насаи и Ибн Маджи, что определяет отличие суннитской сунны от шиитской, а также принадлежность к маликитскому, шафиитскому, ханафитскому или ханбалитскому мазхабам. Сунниты признают законность правления всех четырех «праведных» халифов: Абу Бакра, Омара, Усмана и Али. В отличие от шиитов, сунниты не разделяют идею об особой природе халифа Али ибн Абу Талиба и праве его потомков на имамат. В рамках суннизма действует большинство суфийских орденов. «Мазхаб» – это мусульманская богословско-доктринальная школа. Таких школ всего четыре. Кроме того, слово «мазхаб» имеет значение «метод», «путь», «основа». Как видно, смыслы этих слов в своей основе восходят именно к значению доктрины. Известный ученый, профессор, специалист по Среднему Востоку Гордон Ньюби раскрывает смысл термина следующим образом: «Мазхаб (мн. ч. мазахиб) – учение, школа, доктрина, толк, жизненная философия, способ прохождения мистического пути». К ним относят мазхаб имама Абу Ханифы, имама ин-Шафии, имама Малика, имама Ахмада». Богословская школа «Великого Имама» или мазхаб имама Абу Ханифы Основоположник школы: Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ибн Зувата аль-Куфи (сокращенно имам Абу Ханифа). Годы жизни: 699–767. Почетное имя: аль-Имам аль-Азам (Величайший имам). Источники школы: 1. Священный Коран. 2. Пречистая Сунна (все хадисы тщательно анализируются, систематизируются). 3. Высказывания, деяния, поступки сподвижников пророка. 4. Суждение по аналогии, сопоставление аналогий (кыяс). 5. Причины предпочтения (истихсан). 6. Единое мнение богословов (иджма). 7. Апелляция к местному обычному праву, не противоречащему основополагающим источникам ислама. География распространения школы: Ирак, Сирия, Египет, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, страны Центральной Азии, Россия, Турция.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Преп. Анастасий в Οδηγς, XV, PG.89, 257А, упоминает о шестом пасхальном послании феодосианского патриарха в Александрии Иоанна. Это, конечно, не какой-либо павлитский епископ (предполагаемый антипапа монофис. патриарху Вениамину янв. 626–665 г.]) из эпохи до нашествия арабов, 636–641г., как думает A. v. Gutschmid, Kleine Schriften (Verzeichniss der Patriarchea von Alexandrien), B. II (Leipzig 1890), S.497–498, [- относить пребывание Анастасия Синаита в Александрии к эпохе до 641 г. на основании упоминания у него об августалии (Οδηγς, X, 185C-D) нет теперь нужды, когда известно, что августалии существовали в Александрии и при халифах (A. Buttler, The Arab Conquest of Egypt. Oxford 1902, p.549. Amélineau. Histoire du Patriarche Copte Isaac, p.73) -], a известный монофиситский патриарх Александрии Иоанн III (Саманудский). Хронологию его можно бесспорно установить в связи с хронологией ближайших патриархов, пользуясь точными показаниями Ибн–Рахиба (Petrus ibn Rahib, Chronicon Orientale в Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, Scriptores Arabicш, ser. III, t. I, versio [L. Cheikho], Paris, 1903), опирающегося на более древнего Севира ибну–льМукаффа. Даты ибн–Рахиба могут быть проверяемы по приводимым им (вычисленным) дням седьмицы. Иоанн III † 1 хойяк (Ибн–Рахиб, pag. 130:«сумма: 6181 г. 91 д.«по александрийской эре и египетскому календарю) в субботу (по варианту Ибн–Рахиба у Bummler, р.551), т. е. 27 ноября 689 г. Он правил 8 л. 55 дн.; значит, начало его правления (с включением предшествующей вакансии) или, вернее, смерть его предшественника Агафона, [второго патриарха под арабским владычеством], относится к 3 октября 681 г. (приблизительно те же даты у Gutschmid II 499–501: 13 окт. 680 г. — 2 мая 689 г.; Buttler, р.552: окт. 680 г. — 27 ноября 689 г.). Хронология Иоанна подтверждается точными датами, известными для его преемника Исаака. Последний, после некоторых разногласий и споров, о которых говорится в его житии, по утверждении арабским наместником, был посвящен в патриархи 8 хойяк в воскресенье (Amélineau, op. cit, р.50; Витт1ег, р.548–549), т. е. 4 декабря 690 г. Скончался он 9 афир (Amélineau; Ибн–Рахиб) во вторник, т. е. 5 ноября 692 г. (так Gutschmid; Buttler: 693 г.). Ибн–Рахиб (р.131) исчисляет время его правления (очевидно, включая по своему обычаю и вакансию) в 2 г. 336 д., что приводит к тому же результату, если считать от смерти Иоанна. Итак, для Иоанна можно, думается, считать бесспорной следующую дату: 3 окт. (†Агафона) 681 — 27 ноября 689 г. Первое пасхальное послание этого патриарха относится к 682 г.; шестое — к 687 г. Это — terminus a quo для Путеводителя Анастасия Синаита. 934

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Златоструй –/Великие Минеи-Четьи: Ноябрь. 13–15. 1899. Стб. 1180–1579. Иаков Мних – Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку/Краткие сообщения Ин-та славяноведения АН СССР. 1963. 37. С. 66–75. Ибн Фадлан – Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадла-на о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956. Иероним Стридонский , блж. – Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus. Leipzig, 1924 (Bibliotheca scriptorum graecorum et romanorum Teubneriana). Русский перевод: Иероним Стридонский . Книга о знаменитых мужах/ Иероним Стридонский . Творения. Киев, 1879. Ч. 5 (Б-ка творений святых отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии). Изборник 1073 г. – Изборник Святослава 1073 г.: Факсимильное издание. М., 1983. Иларион, митр. Киевский – Молдаван А. М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984; Идейно-философское наследие Илариона Киевского . М., 1986. Ч. 1. (Факсимильное воспроизведение и русский перевод Т. И. Сумниковой). Иоакимова летопись – Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1963. Т. 2. Иоанн, экзарх Болгарский. Шестоднев – Шестоднев, составленный Иоанном, экзархом Болгарским/Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1879. Кн. 3; Aiizetmuller R. Das Hexaemeron des Exarchen Johannes. Graz, 1957–1975. Bd. 1–7. Иоанн II, митр. Киевский – Церковное правило митр. Uoahha II /Памятники древнерусского канонического права. СПб., 1908. Ч. 1. С. 1–20; То же/Русская историческая б-ка. Т. 6. Иоанн VIII, папа. Буллы св. Мефодию и чешскому кн. Святополку/Magnae Moraviae Fontes Historici. Brno, 1967. Т. 2. Иоанн Дамаскин . Богословие в переводе Иоанна, экзарха Болгарского – Der hi. Johannes von Damaskus in der Ubersetzung des Exarchen Johannes/Hrsg. L. Sadnik, LJ. W. Weiher. Wiesbaden-Freiburg-Br., 1967–1983. Т. 1–4. Иорнанд – lordanis Romana et Getica/Rec. Th. Mommsen/Monumenta Germaniae Historicä Auctores antiquissimi. Berlin, 1882. Т. 5, 1. Русский перевод фрагментов о славянах см. в кн. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. Т. 1. С. 98–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Маниак, господствовавший только над восточным берегом Сицилии, имея пред собою укрепленный город, осада которого затянулась, а позади – неприятельскую армию, устремился против последней. Он остановился лагерем на восток от Траины, там, где с XII века находились аббатство и земля, сохранившие его имя (Maniace) до нашего времени (Amari II, 387). Готовясь вступить в сражение и нанести решительный удар врагу, Маниак приказал начальнику византийского флота, то есть, патрицию Стефану, зятю императора Михаила IV, внимательно оберегать и стеречь морские берега Сицилии, чтобы разбитый неприятель не имел более никакой возможности ускользнуть и снова тревожить византийские завоевания и армию. Карфагенянин, сын Тунисского султана, был разбит; 50.000 Африканцев, по словам Кедрина, покрывали поле сражения (II, 522). Но вследствие небрежности патриция Стефана, Абдалла успел спастись, посадиться на суда (в Каронии или Чефалу, то есть, на северо-восточном берегу Сицилии, по мнению Амари), и потом явился в Палермо, откуда он мог возобновить борьбу. Кедрин, утверждающий, что Абдалла-ибн-Моэзз уже теперь бежал в Африку, противоречит арабским историкам, и очевидно – либо ошибается, либо упускает посредствующие факты (Amari II, 391). Следствием победы при Траине была сдача Сиракуз, где Георгий Маниак восстановил христианское богослужение, а равно и военные укрепления; замок на крайней оконечности древней Ортигии до сих пор носит его имя (Amari II, 391). В Сиракузах отысканы были мощи св. Лучии, указанные каким то старцем, украшенным почтенной сединою (Aimé, Ystoire de li Normant, II, 9, p. 60 éd. Delarc), и в серебряной раке отправлены в Константинополь. Подобно Сиракузам, заняты были греческими гарнизонами и другие вновь завоеванные укрепленные арабские пункты. В первой половине 1040 года почти вся Сицилия была в руках Греков. В это самое время Маниак был отозван из Сицилии, в оковах ввезен в Константинополь и брошен в темницу. Раздраженный неисправностью адмирала Стефана после сражения при Траине, Маниак, известный своим неукротимым характером, назвал царского зятя трусом и предателем, мало того, поднял на него свой бич (Cedren.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

аль – Атгас Сейид Мухаммад Накыб. Концепция образования в исламе: основы построения исламской философии образования: пер. с англ. Сейид Мухаммад Накыб аль – Атгас. Международный институт исламской мысли и цивилизации. аль – Газали Мухаммад. Нравственность мусульманина: пер. с араб. Шейх Мухаммад аль – Газали. Киев: Ансар фаундейшн. Аль – Маудуди, Абу Аль – Аля. Ислам сегодня. Аль – Хашими, Мухаммад Али. Личность мусульманина, в том виде, который стремится ей ислам с помощью Корана и сунны./Проф. Мухаммад Али Аль – Хашими. Пер. на рус Владимир Абдалла Нирша. Армур Роллин. Христианство и ислам: непростая история. Пер. с англ.: Анна Гумерова, Юрий Маслов. М. Библейско – богословский инсг. св. ап. Андрея. ал – Маудуди, Абу ал – Аала. Принципы ислама. Аль – Газали Мухаммад (1917 – 1996) Права человека в исламе: Перев. с сокр./Мухаммад Аль – Газали. аль – Калъюби Ш. Комментарий составленный Махалли на книгу Навови «Минхадж – ат – Талибин» [в 4 – х т.]/Маргиналии сост. III. альКальюби. Киев: МППП благотв. фонд. «Милосердие». ал – Кутб Мухаммад Али. Основатели четырех мазхабов: Абу Ханифа, Малик ибн Анас, Абу’Абд Аллах Мухаммад ибн Идрис аш – Шафии, Ахмад ибн Ханбал:/Мухаммад Али Алкудб [Пер. с араб. С.Жданов и Н.Романов]. ан – Навави, Мухйи – Д – Дин Абу Закарийа Бин Шариф. Сады праведных: из слов пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует: наиболее популярный сборник хадисов. Пер. и ком. Владимир (Абдулла) Нирша. Ан – Наим, Абдулл ахи Ахмед. На пути к исламской реформации: (гражданские свободы, права человека и международное право). Пер. с англ. Ольга Фадина. Отв. ред. и авт. послесл. Дмитрий Фурман. ас – Садр Мухаммад Бакир. История Илм Аль – Усул. Мухаммад Ба – кир ас – Садр. Пер. А.Ежовой. Астафьев И.А. Жизнь и описание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует//материал подготовлен научной комиссией института имамов и проповедников м – ва по делам ислама, вакфов, призыва и ориентации Королевства Саудовской Аравии. Пер. на рус. яз. Астафьев И.А.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

44 См., напр.: Полохов Д., прот. Моногамия или многожёнство: Анализ мусульманских высказываний о семенной жизни//Труды Саратовской православной духовной семинарии. Саратов, 2009. Вып. 3. С. 40–52. 46 Хадисы пророка/Пер. и коммент. Иман Валерии Пороховой//http://hadith200.narod.ru/pagel97.html 47 Об этом см.: Крымский А.Е. Указ. соч. С. 106. Кроме этого, Мухаммад иногда забывал и ниспосланные ему «откровения» (Бухари 1120. Сахих аль-Бухари. С. 432). 54 См.: Мухаммад ибн Джамиль Зину. О достоинствах Пророка Мухаммада, мусульманской нравственности и праведном 56 О допустимости лжи в отношении не мусульман мы можем прочитать у Ибн Хишама. В «Сире» есть рассказ о том, как аль-Хаджжаж ибн Итлас ас-Сулами, для того чтобы спасти свои сбережения в Мекке, получает разрешение Мухаммада говорить неправду (см.: Ибн Хишам. Указ. соч. С. 457). Известны слова Мухаммада: «Ведь война – это обман» (Там же. С. 391). 58 См.: Мухаммад ибн Джамиль Зину. О достоинствах Пророка Мухаммада, мусульманской нравственности и праведном поведении. Сахих аль-Бухари. С. 769. 68 Более того, глубина веры зависит у мусульман от проявления любви к самому Мухаммаду: «Пророк, мир ему и благословение, сказал: „Не уверует из вас до конца ни один, пока не буду я для него любимее его детей и отца, и всех людей“« (ср.: К. 33:6). См.: Иман и любовь к Пророку, мир ему и благословение//http://www.islam.ru/hutba/iman/. Поэтому, как пишет Джон Гилкрист, за многие века существования ислама облик Мухаммада поднялся «до положения Мессии, и, несмотря на то, что все мусульмане безапелляционно заявляют, что они поклоняются только одному Аллаху, а их пророк только правдивый вестник, совершенно очевидно, что он имеет статус обязательного посредника между Богом и людьми» (Гилкрист Д. Указ. соч. С. 134. См. также: Кныш АД. ал-Писан ал-Камил// Ислам : Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 101). 70 В исламском праве военная добыча, а именно недвижимая собственность побеждённых, является общей собственностью мусульман, но при жизни Мухаммада распоряжение ею было исключительно во власти «посланника Аллаха», (см.: К. 59, 6–9) (Большаков О.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 121).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Действительно, из христианского Египта дошли жития, монографические исследования, но цельной церковной истории здесь составлено не было, за исключением разве что сохранившейся только в эфиопском переводе (геэз) хроники Иоанна, епископа Никиуского (Никопольского; 7 в.) в 122 главах, охватывающей время от сотворения мира до завоевания Египта арабами и существенно зависимой (особенно для времени от начала творения до Константина Великого ) от Малалы. Наиболее интересен Иоанн тогда, когда повествует о делах собственно египетских. Для Египта изредка использованы местные легенды, например рассказ о покорении Египта Камбизом, приближающийся к дошедшим до нас отрывкам так называемого исторического романа о Камбизе. В то же время следует сказать, что Иоанн весьма тенденциозен, история его написана в национально–патриотическом духе с восхвалением храбрости египтян, с презрением к их врагам, в духе древних победных надписей египетских фараонов. С источниковедческой точки зрения любопытна история александрийских коптских патриархов («Жизнеописания отцов патриархов»), составленная выдающимся коптским писателем Севиром ибн аль–Мукаффа, епископом Ашмунейна (10 в.). Краткую всеобщую историю на арабском языке от Адама до 937 г. («Назм–ал–Джавахири» – «Нить драгоценных камней» или «Нанизанные драгоценности»), во многом – легендарную, написал александрийский православный (мелькитский) патриарх (933–940) Евтихий II (известный до патриаршества как врач и историк Саид ибн аль–Батрик). Его продолжателем стал в 11 в. Яхья Антиохийский (Яхья ибн Саид ибн Батрик), писавший на основании документов, найденных им в Антиохии, куда он прибыл из Египта в 1012 г. В своем повествовании он касается Византийской империи, Аббасидов и Фатимидов, а также Александрийского, Иерусалимского, Антиохийского и Константинопольского патриархатов. Как пишет оксфордский, а затем гарвардский профессор–арабист сэр Гамильтон Александр Росскин Гибб (1895–1971), «курьезом» арабской средневековой исторической литературы «является история христианских монастырей в Египте и Западной Азии, составленная мусульманским автором Абу–ль–Хасаном " Али ибн Мухаммадом аш–Шабушти (ум. около 988/989 г.)» 171 , в которой описаны 40 христианских монастырей, включая монастырь Св. Екатерины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из писавших на греческом языке наиболее крупными полемистами были прп. Иоанн Дамаскин (†749), император Лев III Исавр (или автор его письма к халифу), прп. Феофан Исповедник (†817), Георгий Амартол (†867), св. Константин Философ (IX), Никита Византийский (†912), Евфимий Зигабен (XI), Варфоломей Эдесский (XII), в XIV в. свт. Григорий Палама, императоры Иоанн VI Кантакузин и Мануил II Палеолог, в XV в. патриарх Геннадий Схоларий и философ Георгий Трапезундский. На латинском языке особо примечательны Евлогий Кордубский (IX), уделивший много места полемике в своей " Liber Apologeticus Martyrum " , Энрико из Маинца (†1077), составивший по византийским источникам первое полемическое жизнеописание Мухаммеда на латыни, Петр Достопочтенный (†1157), по просьбе которого Робертом Кеттонским был переведен на латынь Коран, миссионер-мученик Раймонд Луллус (XIII), полемист Риккальд де Монте Кроче (XIII), один из антимусульманских трактатов которого был переведен на греческий и получил известность в Византии, Алан Инсулийский, Фома Аквинат, Савонарола и др. Литература этого рода существовала и на национальных языках. Так, на старофранцузском в сер. XIII в. были написаны сочинение Александра ДюПона и анонимный трактат " Вознесение Магомета " , на староанглийском в 1438 Джон Лиджат написал " О лжепророке Магомете " , на славянском языке прп. Максим Грек в XVI в. составил три антимусульманских сочинения. Апологетическая противомусульманская письменность существовала также на армянском, грузинском, коптском и эфиопском языках, но по своим объемам значительно уступала произведениям на основных литературных языках того времени и во многом зависела от них. Эта полемическая и апологетическая литература на арабском и сирийском была вызвана критикой христианства со стороны мусульманских авторов, таких как аль-Гашими (ум. 820), Касим ибн Ибрахим ал-Гасани (ум. 860), Ибн Бахр аль-Джахиз (ум. 869), Хасан ибн Айуб (ум. 988) и др. вплоть до Ибн Тамийи (ум. 1358). На латыни и греческом она была вызвана военным противостоянием и соблазном перехода в ислам - так, совратившийся в ислам арабский христианин Али ибн Раббан ат-Табари (ум. 855), написал обширный трактат против христианства, в Испании в IX веке епископ Самуэль из Эльвиры, лишенный сана из-за того, что погряз в грехах, перешел в ислам, в 907 г. византийский военачальник Андроник перешел на сторону арабов и принял ислам - все это было проблемами не только арабо- и сироязычных христиан.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/eu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010