Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН († после 1214), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский. И. был духовником Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, к-рый после кончины еп. Луки (10 нояб. 1188) послал И. в Киев, «хотящу его поставити служителя своей Церкви и пастуха всеи земли Ростовьскои, и Суждальскои, и Володимерьскои» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). Епископскую хиротонию И. в Киеве 23 янв. 1190 г. возглавил митр. Никифор II . Владимирский летописец отметил, что в Ростов «на свой стол» И. пришел 25 февр., когда вел. князь был там «в полюдьи», из Ростова епископ «вышел» в Суздаль 10 марта, во Владимир «вшел» 16 марта. Данная информация свидетельствует о том, что резиденция архиерея в это время находилась не в Ростове, а в великокняжеской столице - Владимире. В 1192 г. И. присутствовал во время обряда «постригов» и посажения на коня сына кн. Всеволода св. Георгия (Юрия) Всеволодовича , в 1194 г. этот же обряд «при блаженем епископе Иоане» был совершен по отношению к Ярославу (Феодору) Всеволодовичу . В 1200 г. И. благословил кн. Святослава Всеволодовича на княжение в Новгороде. В 1211 г. епископ венчал во владимирском Успенском соборе Георгия Всеволодовича с кнж. св. Агафией Всеволодовной , дочерью киевского кн. Всеволода Святославича Чермного. В авг. 1192 г. во Владимире была заложена ц. Рождества Пресв. Богородицы, освященная И. 27 окт. 1196 г. В авг. 1194 г. по благословению И. был отремонтирован сильно пострадавший от пожара владимирский Успенский собор, в сент. того же года восстановлена ц. Пресв. Богородицы в Суздале, «яже бе опадала старостью и безнарядьем». По благословению И. церковь в Суздале была покрыта «оловом от верху до комар до притворов». Летописец особо ставит в заслугу И. то, что он, «не ища мастеров от Немець», нанял русских строителей: «...иных олово льяти, иных крыти, иных извистью белити; отврзене бо ему беста от Бога очи сердечнеи на церковную вещь, оже пещися церковными вещьми и клирикы ако правому пастуху, а не наимнику» (Там же.

http://pravenc.ru/text/468951.html

Скачать epub pdf 192. Юрий II Всеволодович, великий князь владимирский сын Всеволода III Юрьевича Большое Гнездо, великого князя владимирского, от первого брака с Марией (в иночестве Марфа), дочерью Шварна, князя чешского (богемского), причтенный православною церковью к лику святых. Родился осенью 1189 г.; был с отцом при осаде и взятии Пронска в 1207 г.; разбил наголову у р. Дроздны черниговцев, враждебных великому князю, в 1209 г.; назначен отцом к наследованию великокняжеского стола, мимо старшего брата, Константина, которого и осаждал в Ростове в 1212 г.; вторично осаждал Константина в Ростове и подчинил себе Москву в 1213 г.; учредил из своих Владимира и Суздаля епархию, отдельно от Ростова, в 1215 г.; разбит наголову Мстиславом Удалым (см. 145) и Константином на Липицком поле (Юрьевского уезда Владимирской губернии), вследствие чего уступил Константину Владимир в 1216 г.; по смерти Константина занял стол великокняжеский в 1219 г.; посылал сына Святослава на болгар камских в 1220 г.; заложил Нижний Новгород в 1221 г.; при первом нашествии татар, из презрения к ним, послал в сборную русскую рать только небольшую ростовскую дружину (800 человек), не успевшую дойти до места битвы на р. Калке, а сам со всеми своими дружинами ходил к Новгороду и ограбил Торжок, в 1224 г.; лично ходил в южную Русь на помощь князю Михаилу черниговскому (впоследствии святой), шурину своему, и посылал братьев на мордву, в 1226 г.; лично ходил на мордву, к Нижнему Новгороду, в 1228 г.; съездом суздальским умирился с братом Ярославом (впоследствии великий князь) и племянниками, детьми Константина, в 1229 г.; примирил Ярослава с князем Михаилом черниговским в 1230 г.; оскорбившись криводушием этого князя, лично повел рать к Чернигову, но возвратился с дороги, в 1232 г.; обще с князем Даниилом галицким (см. 67) распоряжал судьбой киевского стола в 1236 г.; отказав князьям рязанским в помощи против татар, тем самым предал Рязань на жертву в 1237 г.; узнав о сожжении Москвы, ушел из Владимира в область Ярославскую и там убит татарами на р. Сити 4 марта 1238 г. Обезглавленное тело его, погребенное сначала в Ростове, перенесено во Владимир и здесь, найденное нетленным 5 января 1645 г., положено в Успенском соборе открытыми мощами в серебряной раке. Святой князь Юрий II был женат дважды: 1) на неизвестной, 2) на Агафии, дочери Всеволода Чермного, князя черниговского. От обоих браков имел четырех сыновей, из которых Всеволод и Мстислав убиты при взятии татарами г. Владимира на Клязьме, и две дочери, в том числе Феодору, погибшую с матерью, великой княгиней Агафией. Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

О характере «пустыни» до превращения ее в более крупный, широко известный авторитетный монастырь можно судить по Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. Оно написано после 1481 г. старцем Паисием Ярославовым, сподвижником преп. Нила Сорского . В 1341 г., как сообщает Сказание, кн. Глеб Борисович, внук ростовского князя Константина Всеволодовича, застигнутый бурей на Кубенском острове, нашел здесь монашескую «пустынь», в которой «жителствоваху иноцы пустынножители, состарев- шеся многими леты в подвизех духовных» – всего 23 человека. В пустыни не было церкви, но лишь деревянный молитвенный храм-часов- ня, где собиравшиеся иноки воссылали молитвы «втаи». Объяснена причина – отсутствие средств на сооружение церкви («скудость име- ниа») и опасность от «неверных человек», язычников, обитавших на берегах Кубенского озера. Кн. Глеб по обету, в благодарность за спасение поставил здесь деревянную церковь во имя Преображения Спаса, украсил ее иконами и книгами, устроил монастырь, вручив старейшинство богобоязненному старцу Феодору, поручив ему «строити монастырь той» и предоставив средства («милостыню»), т. е. назначил старца-строителя. Игумен был назначен позже в. кн. Дмитрием Донским в ответ на просьбу пришедших в Москву монастырских старцев. Первым игуменом был Дионисий Цареградский, постриженик Святой Горы, проживавший до назначения в келье московского Богоявленского монастыря. Он принес в монастырь устав Святой горы и был игуменом достаточно долго, до поставления в епископы ростовские по воле великого князя Василия I 377 . Дионисий Глушицкий, ученик игумена Дионисия, в стремлении к безмолвию, покинув монастырь, создал себе «кельицу», а затем решил «в пустыни съставити общий монастырь» 378 . Термин «пустынь» служил для характеристики природно-географического положения обители, места его основания, для противопоставления городскому монастырю, а также подчеркивал более последовательное осуществление монашеского идеала «отвержения мира». «Пустынью» называл свой скит преп. Нил Сорский ; но так же в актах именуется и Иосифо-Волоколамский монастырь, впрочем, лишь до определенного времени 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уразумевши отсюда, что явление святой иконы даровано Промыслом Божиим не лично для него – князя, но и для всех жителей города Костромы, князь Василий Ярославич поспешно возвращается с охоты в город и здесь о столь дивном событии рассказал соборному протопопу и всему духовенству, также гражданам, усердием и благочестием которых в те времена были построены соборный и приходские храмы, и затем князь повелел тотчас устроить крестный ход с иконами на место явления ему иконы Божией Матери. Немедленно, при звоне колоколов и пении клириков, костромское духовенство во главе с протопопом открыло величественное крестное шествие на Запрудню в сопровождении князя Василия, бояр и множества народа. Вот эта духовная процессия, осеняемая многочисленными хоругвями, наконец, по указанию князя, достигла того места в чаще лесной, где явилась ему икона, и теперь все прибывшие увидели чудную икону на сосновом дереве, держимую невидимой силой. Убедившись, что икона эта необычная, новоявленная, прибывшие все с умилением и слезами коленопреклоненно стали умолять Пресвятую Матерь Божию – оказать им великую милость «пришествием», или принесением, явленной Ее иконы в город Кострому «на сохранение его и на заступление и душам верующим на спасение и болящим на исцеление и бесам на прогнание». Совершено было с особенным усердием молебное пение пред явленной святой иконой, и после того эта великая святыня допустила снять себя лишь священникам. Беспрепятственно на их же руках икона эта с великой честью в крестном ходе принесена в город Кострому и поставлена в соборной деревянной церкви во имя святого великомученика Феодора Стратилата – построение каковой церкви с вероятностью можно приписывать великому князю Ярославу Всеволодовичу в том предположении, что он, при святом крещении названный Феодором, воздвигнул ее в честь своего ангела 1 . Стоустая молва о принесении новоявленной иконы Божией Матери в город Кострому быстро разнеслась по окрестностям, и на другой же день в соборный храм снова стеклись на поклонение святой иконе многочисленные богомольцы не только из самого города, но и из ближайших к нему мест. Увидевши изображение пречистого лика Богоматери, многие из костромских граждан, не бывшие при встрече святой иконы в городе, теперь объявили князю, духовенству и всем богомольцам в храме, что еще накануне, в праздник честного Успения Божией Матери, они были очевидцами того, что эту самую икону пронес по городу Костроме некий воин в преукрашенной воинской одежде, подобный, по изображению, святому великомученику Феодору Стратилату. Это объявившееся важное обстоятельство привело всех к убеждению, что таким чудным воином был святой великомученик Феодор Стратилат, в храме имени коего была поставлена явленная икона Богоматери, и что он принес эту великую святыню в дар городу Костроме как покровитель его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Союзные же отношения с Андреем Александровичем были установлены на княжеском съезде в Дмитрове в 1300 г. после убийства Ногая и устранения двоевластия в Орде. Важным деянием М. Я. (вместе с матерью Ксенией) после смерти владыки Симеона стал выбор нового еп. Андрея , к-рого в 1289 г. рукоположил в Тверские владыки митр. Киевский свт. Максим . Был освящен, а затем расписан кафедральный Спасский собор. Никоновская летопись (20-е гг. XVI в.) под 6805 г. содержит уникальное известие о строительстве и освящении в Твери ц. св. Афанасия (ПСРЛ. Т. 10. С. 171). Закладывается г. Старица. Договорная грамота блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского с новгородцами. 1316–1317 гг. (ГРАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. III. 10) Договорная грамота блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского с новгородцами. 1316–1317 гг. (ГРАДА. Ф. 135. I отд. Рубр. III. 10) Под 6806(1298) г. Лаврентьевская, Симеоновская и Троицкая летописи рассказывают, как на Св. неделе в субботу «на ночь», на рассвете воскресного дня, в Твери загорелся княжеский дворец. М. Я. и кнг. Анна едва успели выбежать из горящего дворца, но спасти имущество не удалось. В эти годы св. блгв. кнг. Анна родила дочь Феодору, сыновей Димитрия (1298) и Александра (1300), впосл. у княжеской четы родились сыновья Константин (1304) и Василий (ок. 1316/17). В 1304 г. умер вел. кн. Андрей Александрович. По свидетельству Жития М. Я., он завещал последнему великое княжение как старшему из рода Ярослава Всеволодовича. Эта информация хорошо согласуется с известием Новгородской I летописи (НПЛ) о том, что после преставления вел. кн. Андрея его бояре «ехаше во Тферь» (НПЛ. С. 92). Поддерживал М. Я. и свт. Максим. Вместе с др. претендентом на великое княжение, Московским кн. Георгием (Юрием) Данииловичем , Михаил отправился в Орду, где от хана Тохты получил ярлык на великое княжение; в кон. 1305 г. М. Я. вернулся на Русь. Проблему составляла и дальнейшая судьба выморочного Переяславского княжества, власть над к-рым стремились установить московские князья. По сложившимся нормам такое княжество должно было войти в состав Великого Владимирского княжения. Однако кн. Иван Дмитриевич Переяславский завещал свои владения Даниилу Александровичу. М. Я. смог обеспечить вхождение Переяславля во Владимирское княжение. Др. конфликт с Москвой был из-за Новгородского княжения. Еще во время пребывания М. Я. в Орде его бояре тщетно пытались посадить в Новгороде его наместников, а новгородцы ждали самого князя. По всей вероятности, в это время М. Я. дважды предпринимал походы на московские территории. 16 июля 1307 г. М. Я. занял новгородский стол. Заключенному в этом году договору вел. князя с Новгородом (ГВНиП. 9-10. С. 19-22) предшествовала серия проектов.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

Сочинение Д. З. оформлено в виде обращения к князю, сочетающего черты послания-просьбы, поучения, обличительного слова и панегирика. В сочинении сильны элементы пародийности, авторская ирония (в последние годы исследователи активно обсуждают проблемы художественных особенностей «Слова» Д. З.: его жанра, композиции, ритмической организации, проблемы отражения в «Слове» античной (или визант.) риторики, типологического сходства «Слова» со средневек. визант. и западноевроп. произведениями). «Слово» адресовано Ярославу Владимировичу (новгородский князь в 1182-1199). Нек-рые исследователи (М. О. Скрипиль и др.) полагают, что адресатом «Слова» был один из сыновей вел. кн. Владимира (Василия) Всеволодовича Мономаха - Юрий (Георгий) Владимирович Долгорукий (до 1157) либо Андрей Добрый (до 1141). «Моление» обращено к Ярославу Всеволодовичу, по-видимому сыну вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо переяславскому кн. Ярославу (Феодору) Всеволодовичу (1213-1238), буд. вел. князю Владимирскому. Д. З., жалуясь на приниженное положение, просит князя вернуть ему свою милость. В качестве альтернативы службе князю Д. З. рассматривает женитьбу на богатой невесте. Автора, однако, пугает то, что большинство жен «злы» (или «злообразны»), а «злая жена» - «кощунница бесовская... мирскии мятежь, ослепление уму, началница всякой злобе, в церкви бесовская мытница, поборница греху... засада от спасениа». В «Молении» изложены 2 др. возможности поправить свое положение - уход в мон-рь и поступление на службу к боярину. Ни тот ни др. вариант Д. З. не устраивает. В «Молении», как и в нек-рых др. произведениях древнерус. лит-ры, присутствует представление о безбедной и неправедной жизни монахов (речь, очевидно, идет об особножительных мон-рях, насельники которых имели собственность). Автор решает, что «луче ми есть тако скончати живот свои, нежели, восприимши аггелскии образ, Богу солгати». Д. З. краток в объяснении, почему он не хочет служить у боярина: «Не холоп в холопех, кто у холопа работает». Возможно, в Сев.-Вост. Руси в кон. XII - 1-й трети XIII в. бояре были уже не старшими дружинниками, но считались представителями княжеского двора, холопами князя. Из всех возможных вариантов благополучной жизни Д. З. считает приемлемым один - службу при дворе князя. При этом князь и в «Слове», и в «Молении» стоит на недосягаемой простым смертным высоте. Почти во всех обращениях Д. З. к своему адресату, имеющих лит. основу, слово «князь» употреблено вместо первоначальных «Господь», «Бог».

http://pravenc.ru/text/171298.html

Закладка полковой церкви состоялась 11 июня 1907 года, а 1 октября 1908 года газета «Псковский голос» известила о следующем событии: «96-й пехотный Омский полк объявляет, что сего года октября 4-го дня, в субботу, его высокопреосвященством Арсением, епископом Псковским и Порховским, будет совершено освящение вновь выстроенной полковой церкви 96-го пехотного Омского полка во имя святого благоверного князя Александра Невского. Всех желающих присутствовать на торжестве уведомляют, что накануне всенощное бдение начнется в 6 часов вечера, а в день освящения церковная служба – в 8 часов утра». Воинский храм во имя благоверного великого князя Александра Невского 96-го Омского полка был выстроен за 14 месяцев и освящен 4 октября 1908 года епископом Псковским и Порховским Арсением (Стадницким; впоследствии митрополит; † 1936). Знаменательно данное храму имя защитника рубежей России и покровителя воинов полководца Святой Руси Александра Невского, славные победы которого вписаны важными вехами в историю Отечества. Псковичи, как известно, имели особые основания для почитания и прославления Александра Невского. Когда немецкие рыцари взяли Изборск и подступили к Пскову, над Новгородом нависла очередная угроза с запада, и новгородцы обратились за помощью к князю Ярославу (Феодору) Всеволодовичу, который направил вооруженный отряд во главе со своим сыном Андреем Ярославичем, младшим братом будущего святого князя Александра. Однако новгородцы не слишком верили в силу молодого князя. Они вновь послали к Ярославу архиепископа Спиридона с боярами, умоляя его отпустить на княжество Александра. Ярослав согласился. Зимой 1241 года Александр, уже прославившейся победой над шведами на Неве, после года отсутствия снова въехал в Новгород. Решающее сражение с немецкими рыцарями, известное как Ледовое побоище, произошло 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера. После этой победы Ливонский орден прекратил свое существование, а Католическая Церковь вынуждена была на долгое время отказаться от притязаний на Русские земли. Не только русские города, но сама вера православная и самобытность Святой Руси были спасены.

http://pravoslavie.ru/28564.html

Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры Шлем Ярослава Всеволодовича , потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году. Корпус шлема покрыт серебряным листом, украшен позолоченными серебряными чеканными накладками. Наверху — образа Вседержителя, святых Георгия, Василия и Феодора. На налобной пластине — образ Архангела Михаила и черневая надпись: «Вьликъи архистратиже ги Михаиле помози рабу свуему Феодору». Феодоровская икона была обретена, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238, память 4 (17) февраля), в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца —позже на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь (Городец, по легенде, считался Малым Китежем, основанным князем Георгием Всеволодовичем в 1164 году). Князь Василий Костромской во время охоты увидел в лесу висящую на сосне икону. Он попытался снять ее, но образ взмыл в воздух. В это самое время костромичи увидели светлого мужа в богатых воинских одеждах, который нес по городу образ Пресвятой Богородицы. По одеянию он был похож на святого Феодора Стратилата. После этого князь, духовенство и народ отправились к той иконе в лес, отслужили перед ней молебен, и только тогда ее удалось снять с сосны. Святыню установили в храме в честь святого Феодора Стратилата, того самого, что видели жители Костромы в чудесном видении. С тех пор икону и стали называть «Феодоровской». Феодоровская икона Богоматери относится к иконографическому типу Елеуса (Умиление). В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса ( греч. Γλυκοφιλοσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Богородица изображается с Младенцем Христом , сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/12/...

Состав: каноны: 1) Иисусу Христу (3–11); 2) на Положение Ризы Иисуса Христа (11–20 об.); 3) Покрову Богородщы (20 об.–30); 4) Владимирской Божией Матери (30–40 об.), 5) за опитемию Господу Богу певаем по вся дни (40 об.–48); 6) Пресвятей Богородице егда оклеветания в печали (48–56); 7) святому Ангелу, грозному воеводе, хранителю всех человек, от Вседержителя Бога посланому по вся душя человеческая, душу бо возвести к Богу, а тело персти отдати; ты же, человече, не забывай часа смертного, пой по вся дни канон сей, творение юродивого Парфения (56 об.–64); Этот канон находится также в нескольких канонниках Троицкой Лавры. Парфений юродивый – псевдоним царя Ивана Грозного; 8) пророку Илии (64 об.–74); 9) апостолам Петру и Павлу (74–83); 10) трем святителям: Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у (83 об.–90 об.); 11) святому Симеону (90 об.– 98); 12) князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (98–108 об.); 13) Клименту папе Римскому, творение Феофаново (108 об.–116); 14) Епифанию Кипрскому (116–125); 15) князьям Василию и Константину Всеволодовичам Ярославским (125 об.–138). 437. Канонник , в четвертку, 49 л.л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–10, 46–49. Состав: каноны: 1) Пресвятей Богородице Одигитрию, молебный, без начала (1–7); 2) Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (7об.–16об.); 3) Сергию Радонежскому (16 об.–23 об.); 4) Варлааму Хутынскому (23 об.–31 об.); 5) на исход души – творение кир-Андрея Критс (32–42 об.); 6) молитва на исхождение души, глаголема иереом (42–43 об.); 7) молитва на исповедание братьи, иже есть от отца в образ афесима, сиречь отпуста, хотящему умирати (43 об.–44); 8) о причащении Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, како подобает причащатися Божественных Таин (выписки из творений святых отцов. (45–49 об.). 438. Канонник , в восьмушку, без начала и конца, 137 л.л., полууставом XVI в., с остатками переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 9, 76, 83–86, 99, 101, 102 и 110.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

156 Собр. лет. 7, 170. Дочь кн. Феодора выдана была за кн. Михаила Глебовича белозерского в 1278 г. (Карамз. 4. пр. 158). В родословной о князе Феодоре (времен. общ. истор. 10:54) сказано: «понял за себя дщерь кн. Васильеву Всеволодовича ярославского, княжну Марью, Ярославль в приданое взял и седе в Ярославле на княжении в лет. 6788 (1280)». Последнее – неверно, если только не разумеется правление, следовавшее за смертью кн. Михаила Феодоровича. 159 По ркп. «подлиннику» св. Феодор «по летам старый, по виду седой, с седою, нераздвоенною, бородою, телом высокий и красивый, со взором умным; на главе схима». Сахаров об иконописании стр. 45. Спб. 1849. По ркп. и печатаному прологу «царь всегда повелеваше ему (кв. Феодору) пред собою стояти у себя и чашу от руку его приимаше и три лета держаше его у себе». Около года (в 1278 г.) провел он в болгарском походе; затем до 1280 г. пробыл в орде. 161 О посольстве епископа Феогноста в 1279 г. Собр. лет. 7. 174. Никон. лет. 3, 68. Карамз. 4. пр. 181. 163 Степен. кн. 1, 395 говорит, что хан дал зятю для содержания его 36 городов – Чернигов, Болгары, Куманы, Корсунь, Арск, Казань. Карамзин хочет считать Анну дочерью Ногая: но, если бы он знал сочинение иером. Антония, которое повторяет степен. кн., то он не стал бы не доверять последней и придумывать предположения произвольные; он считает Менгу-Темира фанатиком магометанства, а тот был язычник, строгий исполнитель Чингисова закона. Григорьев о достоверности ярлыков стр. 46. М. 1643 г. 169 Так по ркп. житию кн. Феодора и в степ. кн. 1, 383. В 1692 г. производилось дело о мощах княгинь Анастасии, Ксении и князя Михаила, обретенных по случаю построения нового Петропавловского храма, – бывшего монастырского, (Румянц. муз. стр. 224). Одни называли тогда Анастасию супругою св. кн. Феодора, а кн. Ксению – тещею его; другие говорили, что у св. кн. Феодора не было супруги Анастасии, (синодал. ркп. 781). Но всего вероятнее, что имя Анастасии было иноческим именем кн. Анны. По этому делу видим в Ярославле храмы: Петропавловский на берегу р. Волга, Димитриев, Николая чудотворца бельского, Леонтьевский, Ильинский, Богословский, св. Духа, Власия, Воздвиженский, Симеонов, Никольский в Кремле, Архангельский и Златоустовский.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003