Превосходны по работе и украшениям ружья и пистолеты, принадлежавшие Императрицам Анне Иоанновне, Елисавете Петровне и Екатерине II, которыя езжали с ними на охоту. В числе оружий отличаются чингалища и кинжалы, роскошно убранные драгоценными камнями, два Индейских кинжала, напоенные ядом, булатные сабли Московской выковки XVII века. В собрании доспехов Русских и чужестранных особенно заметим достопамятные по историческому значению, каковы: 1) Булатный шишак, или Ерихонская шапка, с золотою насечкою, приписываемый Великому Князю Александру Невскому. 952 Вокруг его тульи образ на финифти Архангела Михаила, а по бокам две Царские короны, похожие на Грузинские. 2) Шлем с остатком железного носа; по навершью серебряные позолоченные образа: Спасителя, С, Василия Великого , Георгия Победоносца, Феодора стратилата и Архангела Михаила, с словами: «Архистратиже Михаиле помози рабу своему еодору». Кольчуга, покрывавшая уши и затылок шлема, найдена соржавелою комком подле сего шлема, в 1808 году, под кочкою в лесу близь села Лыкова, в 20 верстах от Юрьева-Польского. По месту и по имени Св. Феодора приписывается этот шлем Великому Князю Ярославу-Феодору Всеволодовичу, бежавшему с проигранной битвы Липецкой Апреля 21, 1216 года. 953 3) Булатный шишак В. К. Юрия Всеволодовича, найденный, по убиении его Татарами, в сражении 1237 году, на реке Сити. 4) Шишак Царевича Иоанна, сына Царя Иоанна Васильевича, с след. надписью по венцу шишака: благоврнаго и Цар Великого Государ Ивана Васильевича всеа Самодержца здланъ шеломъ сей благородному сыну его Царевичу Ивану Ивановочу въ четвертое лто отъ его, въ преименитом и царствующемъ град Москв в лто въ и день». 5) Шапка Ерихонская и наручи из красного булата, принадлежавшие Правителю Государства в междоцарствие Князю Ф. И. Мстиславскому. Другие шлемы и шишаки Татарские, Калмыцкие, Немецкие, Литовские и Русские, с. наушниками и носами, заменявшими личину, с длинным шишом, или шпилем ввиде воронки. Верх их назывался вершьем, низ венцом, а средина между венцом и шишом – подвершьем. Некоторые из шишаков с бармицею, или сеткою, которая закрывала щеки, затылок и плечи. Род шлемов составляли железные шапки с бармицею, известные под именем мисюрок; из них одни были прилбицы, у коих тулья доходила до лба, и наплешники, имевшие, вместо тульи, почти плоский круг, защищавший одну маковицу головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Сам великий князь Смоленский Мстислав – Феодор Давидович, принимал участие в этой войне. На Полоцкую землю, кроме литовцев, нападали еще немцы, борьба с которыми вообще была неудачна, так что они отняли Кукейнос и Паралке. Но это опять возвысило протекторат Смоленска, который прежде всего выразился в посредничестве в торговых отношениях в Риге, для которых Полоцкий князь Владимир, по совету Смоленского князя, избрал одного Смоленского немца, а также и в том, что в 1222 г. взят был Полоцк, и там был посажен князем Святослав Мстиславич племянник Смоленского князя. Вот почему торговый договор хотя был от Смоленской и Полоцкой земли, но Полоцкие князья в нем не упоминаются. 1230 г. был тяжелый. Он начался землетрясением, потом был мор. В Смоленске умерло в два года 23 900 чел. Наступил упадок политический. Старейшим в роде Ростиславичей был Владимир Рюрикович, но он не принимал никакого участия в политических делах, управляя Киевом. В 1232 г. взял штурмом Смоленск Плоцкий князь Святослав Мстиславич. Смольяне были недовольны. Они призвали Литовского князя, которого выгнал из Смоленска Ярослав Всеволодович, посадивший на Смоленском столе Всеволода Мстиславича. Ростислав Мстиславич сделал последнюю попытку утвердиться на юге, и потом начинается полный разрыв Смоленска с Киевом. Новгород тоже был утерян Ростиславичами. Там укрепились князья Суздальские. По смерти Ростислава Мстиславича, братья Глеб и Михаил дали брату Феодору только Можайск. Он отправился в 1277 г. в Орду, чтобы там найти защиту. Там он не успел. 371 Но братья его скоро скончались, и он стал княжить в Смоленске с 1280 г., назначивши Андрея Михаиловича наместником. При Феодоре Ростиславиче восстановлены сношения с немцами. 372 Около 1286 г. Роман Глебович стал княжить в Брянске. Потом стало обособляться Вяземское княжество, а равно и Можайское. Около 1293 г. Роман Глебович сделался наместником Смоленским и был оным 7 лет, после чего брат его Александр склонил смольян признать его князем, а Феодора Ростиславича отвергнуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

«Тогда приехали убийцы, — продолжает свой рассказ очевидец, — и сначала схватили Михаила и били его по сердцу руками и ногами, и это продолжалось долго, пока отступник Даман не отрезал ему голову и не бросил ее, но уста мученика продолжали повторять: „Я — христианин! " »  Потом предложили Феодору, за отречение, княжество господина его, и, когда он отказался, так же мучили его и отсекли ему голову. Было это 20 сентября 1246 г. Святые тела их бросили псам, но псы не тронули их, а ночью стал появляться над ними огненный столп. Христиане взяли их и  перенесли в Чернигов, а оттуда в Москву, — при царе Иоанне IV Васильевиче, где они и почивают под спудом в Архангельском соборе в Кремле. •  Св. Михаил стал князем черниговским в 1223 г, после гибели в битве на Калке его дяди, черниговского князя Мстислава. С 1235 г. св. князь занимал киевский великокняжеский престол.  •  Бегство св. князя в Угру (Венгрию) связано с родственными узами его с венгерским королем Белом, выдавшим свою дочь за его сына Ростислава. Св. князь желал объединения христианской Европы против татаро-монголов, в 1245 г. на Лионский Собор во Франции был послан митрополит Петр, призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Потому исповеднический подвиг православного князя и его болярина имеет общехристианское, вселенское значение. Св. Михаил был первомучеником, пострадавшим в Орде.  •  14 февр. 1572 г, по желанию Иоанна IV, мощи свв. мучеников Михаила и Феодора были перенесены в Москву в храм, посвященный их имени, а в ноябре 1774 г. мощи были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. Благоверные князья Василий (+ 1249) и Константин (+ 1257) Ярославские Память их празднуется 3 июля в день гибели князя Константина и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Свв. князья Василий и Константин были сыновьями ярославского князя Всеволода Константиновича, убитого в битве на реке Сити вместе с дядей своим вел. князем владимирским Георгием Всеволодовичем (память его 4 февр.). По смерти отца ярославский престол занял старший его сын Василий. Он много потрудился, облегчая участь своих подданных, разоренных татарами, не раз ездил для этого в Орду и сооружал новые храмы. Ни разу он не принял участия в междоусобиях князей. Ему пришлось перенести тяжкое горе — смерть единственного сына. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Умный и добрый князь Можайский сумел так устроить городок свой, что он скоро стал и людным и небедным. Скоро область влияния князя Феодора расширилась. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя св. Василия Всеволодовича Марией, единственною наследницей Ярославского княжества, и сам стал Ярославским князем. Брак был счастливым, обстоятельства жизни были бы вполне благоприятными, если бы его постоянно не огорчала теща. Мать Марии княгиня Ксения обладала характером твердым, любила непременно первенствовать во всех случаях. Зятю приходилось уступать, и участие тещи давало себя чувствовать не только в делах семейных, но и в делах общественных. Только неурядицы в родном Смоленском княжестве вынуждали князя Феодора жить в Ярославле. Здесь родились у него дочь и сын Михаил. Эта дочь впоследствии была выдана замуж за князя Белозерского. Пришлось после этого князю Феодору по делам прибыть в татарскую орду, и там его приняли с прежней благожелательностью. Так как он овдовел, то он свободен был для вступления в новый брак. Для брака с дочерью хана было одно препятствие: это разность их в вере. Но ханша не прочь была от того, чтобы дочь ее стала христианкой ради этого брака. Поэтому хан согласился принять на себя – представить все дело на разрешение Константинопольского патриарха. Сарайский епископ Феогност посему случаю отправляется послом от Менгу-Темира в Константинополь. Патриарх разрешил брак князя Феодора с дочерью хана, но с тем, чтобы она приняла христианство. И дочь Менгу-Темира сначала приняла св. крещение с именем Анны, а затем была обвенчана с князем Феодором. Хан устроил в Сарае дворец для новобрачных и назначил на содержание их несколько городов. Здесь князь Феодор прожил три года, здесь родились у него два сына Давид и Константин, которые впоследствии, как и отец, были, прославлены Господом. Во все самые счастливые времена своей жизни князь Феодор не ослабевал в своем усердии ко Господу. Во время своего пребывания в Сарае они, с разрешения хана, устроил в разных татарских улусах несколько святых храмов, чем оказал благодеяние для тысячей христиан, по разным причинам пребывавших в орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Умный и добрый князь Можайской сумел так устроить городок свой, что он скоро стал и людным, и небедным. Скоро область влияния князя Феодора расширилась. Он вступил в брак с дочерью Ярославского князя св. Василия Всеволодовича Марией, единственной наследницей Ярославского княжества, и сам стал Ярославским князем. Брак был счастливым, обстоятельства жизни были бы вполне благоприятными, если бы его постоянно не огорчала теща. Мать Марии княгиня Ксения обладала, характером твёрдым, любила непременно первенствовать во всех случаях. Зятю приходилось уступать, и участие тещи давало себя чувствовать не только в делах семейных, но и в делах общественных. Только неурядицы в родном Смоленском княжестве вынуждали князя Феодора жить в Ярославле. Здесь родились у него дочь и сын Михаил. Эта дочь впоследствии была выдана замуж за князя Белозерского. Пришлось после этого князю Феодору по делам прибыть в татарскую орду, и там его приняли с прежней благожелательности. Так как он овдовел, то он свободен был для вступления в новый брак. Для брака с дочерью хана было одно препятствие: это – разность их в вере. Но ханша не прочь была от того, чтобы дочь ее стала христианкой ради этого брака. Поэтому хан согласился принять на себя – представить все дело на разрешение Константинопольского патриарха. Сарайский епископ Феогност посему случаю отправляется послом от Менгу –Темира в Константинополь. Патриарх разрешил брак князя Феодора с дочерью хана, но с тем, чтобы она приняла христианство . И дочь Менгу – Темира сначала приняла св. крещение с именем Анны, а затем была обвенчана с князем Феодором. Хан устроил в Сарае дворец для новобрачных и назначил на содержание их нисколько городов. Здесь князь Феодор прожил три года, здесь родились у него два сына Давид и Константин, которые впоследствии, как и отец, были прославлены Господом. Во все самые счастливые времена своей жизни князь Феодор не ослабевал в своем усердии ко Господу. Во время своего пребывания в Сарае он, с разрешения хана, устроил в разных татарских улусах нисколько святых храмов, чем оказал благодеяние для тысячей христиан, по разным причинам пребывавших в орде.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Монахи Каргопольского Ошевенского монастыря после чудесного явления одному из старцев преп. Александра, основавшего обитель, также пожелали иметь икону своего пустыноначальника, но, к сожалению, иконописец Симон, к которому они обратились, недоумевал, как по образу подобна написати его: много лет прошло со смерти святого, никто из живших в монастыре не помнил лица его, и нигде не нашлось иконы его. К счастью, пришел в это время от Онеги, из местечка Псала, некто Никифор Филиппов, лично знавший св. Александра, и сообщил иконописцу, что святой был среднего роста, лицом сух, образом умилен; очи влущенные, борода небольшая, не очень густая, волосы русые, седой вполовину. Отголоском этих первоначальных портретных изображений русских святых остались описания их внешнего вида в наших толковых иконописных подлинниках. Эти описания, при всей их бледности, отправляются от действительных черт известного лица и воспроизводят его индивидуальные особенности; но на практике мы напрасно стали бы искать оправдания этой портретности. Довольно взять в расчет беспомощное состояние тогдашнего живописного искусства, чтобы отказаться от подобной надежды и прийти к заключениям на этот счет более скромным. Подлинные черты наружности передавались схематически, иконным пошибом, и вскоре теряли ту типичность, индивидуальность, которая делает известное изображение портретом. Даже лицевые изображения наших князей и царей, сохранившиеся от древнего времени, исполнены в этом иконном пошибе и лишены индивидуальности. Например, в Изборнике Святос-лавовом на заглавном листе представлен князь Святослав Яросла-вич, внук Владимира, со своим семейством; но достаточно взглянуть на эту семейную картину, чтобы заметить, что все лица, за исключением известных внешних примет, изображены на один манер и отличаются друг от друга ростом, одеждой, бородой и волосами. Таким образом, более или менее достоверные изображения русских святых послужили первым основанием для внесения их в лицевые подлинники; но этот путь не был единственным и не исчерпывает полного состава русских лицевых святцев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

«Ты — мама?» Ярослав теряет память и почти перестал есть В 9 лет он весит всего 20 килограммов 5 октября, 2021 В 9 лет он весит всего 20 килограммов Самое страшное для матери — задавать своему ребенку вопрос: «Кто я?» И знать, что ответа можно и не дождаться. Он просто ее забыл. Пока на время. Но кто знает, что будет дальше.  Девятилетний Ярослав замер в прихожей. «Замерли» и его веселые веснушки на носу и щеках. Взгляд «стеклянный» — в никуда. «Опять!» — Анна едва сдерживается, чтобы не закричать. — Ярик! Яросла-а-ав! Ты слышишь мой голос?! Посмотри на меня! — она теребит сына за рукав куртки. — Малыш, ответь мне! Как тебя зовут? Сколько тебе лет? А я? Кто я? Ярослав Мушенко Анна задает ребенку вопросы, чтобы вывести из эпилептического ступора, но реакции нет. Никакой. Две минуты тишины кажутся ей вечностью. А потом чуть слышное: — Ты — мама? Анна вздрагивает. Уже через секунду она шепчет сыну самые ласковые слова и предлагает разуться — с прогулки пришли. И вдруг цепенеет от его ответа: — Разуться? А я думал, мы уходим…   Приступы Впервые услышав странные хрипы у полуторагодовалого сына, Анна не сразу поняла, что с ним. Заглянула в детскую кроватку: малыш лежал на спине и не реагировал ни на что. Было видно, что его только что вырвало. «Подавился? — подумала она тогда. — Но почему он еле дышит?» Тут же вызвала скорую. Врачей не было больше 20 минут. Тогда она взяла ребенка на руки и вместе с мужем рванула в ЦКБ. Врачи проверили дыхательные пути, пищевод Ярослава — все чисто. Обследовали головной мозг. На КТ обнаружили небольшую кисту в районе затылка. Предположили, что она давила на участок мозга и вызвала эпилептический приступ. — Мне психологически тяжело было осознать и принять: у ребенка эпилепсия, с этим придется жить. Я внутренне сопротивлялась, обращалась ко многим врачам: вдруг ошибка? Потом поняла: без лечения не обойтись. Ярослав с мамой Анна видела, что сын заметно отставал в развитии от своих сверстников. Особенно речевом. До четырех лет мычал, произносил отдельные звуки и жестикулировал. Она водила его на развивающие занятия, потом на подготовительные — к школе. Надеялась, что ребенок подтянется. Отдала Ярослава в обычный класс. Правда, занимался он по облегченной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

http://pravmir.ru/ty-mama-yaroslav-terya...

В Ярославской митрополии молитвенно почтили память новомучеников и исповедников Ярославских 17 октября 2018 г. 11:14 16 октября 2018 года, в день памяти святителя Агафангела, митрополита Ярославского, и новомучеников и исповедников Ярославских, митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон  возглавил Божественную литургию в Казанском женском монастыре г. Ярославля, где пребывают мощи святителя. Его Высокопреосвященству сослужили представители духовенства Ярославской епархии . За богослужением молились настоятельница Введенского Толгского женского монастыря игумения Варвара (Третьяк), сестры Казанского женского монастыря, воспитанники Ярославской духовной семинарии и учащиеся епархиальной классической гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова). Богослужебные песнопения исполнил хор регентского отделения при Яросла духовной семинарии. Святитель Агафангел (Преображенский) родился в 1854 году в селе Мочилы Тульской губернии в семье священника. Духовное образование получил в Венёвском духовном училище и Тульской духовной семинарии. Был назначен на Тобольскую кафедру, затем переведен на Рижскую, далее на Литовскую. В 1913 году архиепископ Литовский и Виленский Агафангел был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру и вскоре возведен в сан митрополита. С 1918 года он являлся членом Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Тихоне. В 1922 году находившийся в заточении Святейший Патриарх Тихон передал митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения Первосвятительского престола. После выхода «Меморандума трех», в котором обновленцы претендовали на церковное управление, митрополит Агафангел выпустил послание о своем вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, призывавшее верующих хранить в чистоте устои Церкви. За сопротивление обновленцам святитель был арестован и отправлен в ссылку на три года в Томскую губернию. В своем завещании от 25 декабря 1925 года Святейший Патриарх Тихон назвал митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего престола. Вернувшись из ссылки в Ярославскую епархию, митрополит отошел ко Господу в 1928 году. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви святитель Агафангел был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Ярославская епархия /Патриархия.ru     Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002   003