Эклога стремилась теснее скрепить узы семейные и многими постановлениями, и особенно тем способом, который был принят для решения вопроса о наследствах. На основании правил нового законодательства если покойник, умерший без завещания, не оставил наследников по прямой линии, то его отец и мать одни наследуют его имущество, тогда как прежде побочные (collateraux) в этом случае призывались к наследству совокупно с восходящими. В этом можно признать то глубокое чувство приличия, которое имел законодатель реформы. Он хотел избежать всяких поводов к процессу между родителями и их детьми. Он также не хотел уменьшить тех надежд, которые всегда хорошо сохранять детям в отношении родителей. Не менее замечательно постановление Эклоги, находящееся во втором члене II-ro титула; оно предписывает относительно совершения брачного обряда, чтобы брачующиеся были христианами; оно таким образом уничтожает всякое препятствие к браку между лицами различных исповеданий (de communions differentes). Правда, уже Юстиниан ограничился воспрещением брака между христианами и евреями. Но позднее церковь формально воспретила союзы между еретиками и правоверными. Лев воротился к совершенному равенству христиан перед законом гражданским, не смотря на препятствия со стороны канонического права, и тем дал новое доказательство либеральных принципов, его одушевлявших. Мы ограничимся этим кратким анализом постановлений Эклоги... Странная вещь – слава мира сего! Тогда как кодекс и пандекты дали своим авторам бессмертную славу, тогда как самые нападения, целью которых были Юстиниан и Трибониан, содействовали большему их прославлению, – кто говорил до сих пор о Льве, как об отличном законодателе? Кто знал назад тому несколько лет, имена авторов Эклоги – министра юстиции Никиты, консулов Марина и Нонна? Их дело имело только эфемерное существование (une duree ephemere); но теперь, когда их принципы приняты гражданским законодательством наиболее передовых наций, пришел наконец час воздать почтение гению этих людей, которые, назад тому тысячу лет, боролись для того, чтобы освятить доктрины, только в наши дни восторжествовавшие...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Кровавая свалка разыгралась на главной улице города, Средней (Μση) ; там был тоже сделан поджог, от которого сгорел дом префекта претория Варсимы и расположенный в соседстве с ним портик. Огонь дошел до Тетрапила. Схватки и побоища длились двое суток, и только на третий день усилиями комита экскувитов Марина и куропалата Юстина с отрядом войск удалось подавить разбушевавшиеся народные страсти. Префект города Геронтий начал следствие, длившееся 70 дней. Много людей было арестовано и некоторые казнены. В июне месяце того же года борьба партий разразилась большими беспорядками в городе Кизике. Погибло много людей, пострадали также и здания в местностях, где происходил бой. 749 В ноябре 561 года соперничество партий в столице вызвало опять тяжкие бедствия. В день ристаний, еще до выхода императора на ипподром, прасины сделали нападение на венетов. Взойдя на кафизму и увидев свалку, император отдал приказ комиту экскувитов Марину и куратору дворца Кесария разнять бушевавших димотов. В свалке и во время вмешательства военной силы было много убитых и раненых. Венеты проникли в конюшни прасинов и грозили поджечь их. Прасины звали своих на Среднюю улицу на грабеж венетов. На рассвете следующего дня (то было воскресенье) прасины произвели грабеж достояния венетов. Император приказал обуздать виновных мерами строгости, и много людей погибло разными видами казни. Спасаясь от кары, прасины бежали в храм св. Евфимии в Халкидоне, а виновные венеты – в храм Богоматери во Влахернах. Префект города вывел прасинов из убежища и многих из них казнил. Жены арестованных явились толпою к императору и просили о помиловании своих мужей; но их разогнали палками, и до самого дня Рождества Христова император не давал прощения прасинам. 750 В октябре следующего года (562) в партии венетов произошли внутренние раздоры, окончившиеся кровавым побоищем близ Питтакий. Малала, сохранивший краткое свидетельство об этом событии, называет имя одного человека, который потерял в этой схватке обе руки. 751 В отрывках из полного текста Малалы сохранилось известие, к сожалению, без точной даты, о следующем событии, в котором обе партии действовали заодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Через двести лет на местечко Врохдис напали дикари, которые сожгли монастырь и храм Святого Фомы. Святые мощи Олимпиады остались невредимы среди пламени. Узнав об этом, патриарх Константинопольский Сергий повелел перенести святые останки в столицу. При перенесении их из нетленного тела Олимпиады потекла кровь. Церковь приняла это как знак бескровного мученичества святой исповедницы. Рака с нетленными мощами святой Олимпиады была поставлена в основанном ею монастыре. Монастырем святой Олимпиады после ее смерти управляла по ее завещанию Марина. После Марины настоятельницей обители сделалась Елисандия – диаконисса, родственница святой Олимпиады. Она руководила вверенными ей сестрами по правилам, оставленным основательницей обители. Было время, когда монастырь был упразднен, но при Юстиниане (VI век) он был снова восстановлен, после чего в скором времени игуменией обители святой Олимпиады сделалась Сергия. При ней совершилось перенесение мощей святой угодницы Божией (между 610 и 638 годами). Игумения Сергия составила жизнеописание святой основательницы и оставила нам некоторые интересные подробности о ее погребении, прославлении и о судьбе ее монастыря. Здесь мы приведем лишь немногие факты из ее простого и задушевного рассказа, бросающие свет на судьбу обители святой диакониссы Олимпиады после ее славного преставления. Во время мятежа, руководимого неким Никой (532 год), «случился, – как говорит Сергия, – пожар великого собора и тогда сгорел вместе с ним и монастырь святой Олимпиады как прилегающий к нему. Все имущество монастыря при этом пропало, а все жившие в нем спаслись бегством», кто в чем был (так как, по всей вероятности, пожар был ночью). «Монахини нашли приют в соседнем монастыре святого Мины. Они прожили здесь в течение шести лет благодаря тому, что близ монастыря святого Мины находился пустой дом, называемый “домом машин”, и мельницы. Для монахинь было, таким образом, большим утешением проживать неподалеку от своего бывшего монастыря». Затем игумения Сергия рассказывает, как на месте сгоревшей церкви выстроен был Юстинианом новый собор, а на месте старого монастыря им же построен был новый, «так что сбылось, – по мнению игумении Сергии, – обещание святой, сказавшей: “С вами я пребуду все дни жизни вашей…”»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тайные молитвы на литургии: о чем они и почему тайные? 9 мин., 20.01.2020 Лишь немногие прихожане, молящиеся за Божественнои литургиеи, знают, что далеко не все молитвы, возносимые в эти минуты в храме, доступны их слуху. Кроме молитвословии, совершаемых возгласно, то есть вслух, чинопоследование включает еще таиные молитвы, произносимые священником про себя. О смысле и истории появления этих молитв беседует Марина Бирюкова с кандидатом богословия, заведующим библеискои кафедрои Саратовскои православнои духовнои семинарии, автором учебного пособия «Устав православного богослужения» Алексеем Кашкиным. — Алексеи Сергеевич, прежде всего, даваите поясним читателям, что «таиные» в данном случае не означает «секретные». У Православнои Церкви, как известно, есть Таинства, но нет таин. Любои прихожанин при желании может ознакомиться с текстами таиных священнических молитв и получить, наконец, представление о том или ином богослужении в целом. Но почему все же принято произносить эти молитвы про себя? — Процесс ухода части молитвословии из слышимых в неслышимые начался примерно в VI веке и закончился в VIII. Это объяснялось охлаждением религиозного чувства и евхаристического рвения в верующих: люди переставали со вниманием слушать длинные молитвы пресвитеров, поэтому молитвы становились таиными. VI веком датируется новелла императора Юстиниана, в которои он резко критикует зарождающуюся практику таиного чтения молитв Литургии. Тем не менее таиное чтение молитв в Церкви закрепилось и сохраняется. — Значит, таиное произнесение молитв — своего рода икономия, снисхождение к духовнои немощи верующих? Это непривычно: мы ведь уже имели достаточно случаев понять, что Церковь, напротив, сшита нам на вырост. — Да, это уступка. И не единственная. Для примера: молитва Ефрема Сирина за великопостными службами когда-то совершалась с шестнадцатью земными поклонами, а теперь лишь с четырьмя. Все каноны на утрене когда-то принято было петь, теперь же мы поем лишь ирмосы и катавасии. Церковь идет навстречу людям, которым не под силу слишком напряженныи и непрерывныи духовныи труд.

http://foma.ru/taynyie-molitvyi.html

Я очень многому назидался от отца Клеопы, потому что он с детства имел скучание по Богу. И больше всего в монастыре он любил послушание и отсекание своей воли. При коммунистах, когда Румынией правил предшественник Чаушеску Георге Георгиу-Деж, отца Прокла хотели забрать в армию. В военкомате ему сказали, что если он пойдет в армию, то ему сейчас же дадут тысячу лей, и еще пообещали высокооплачиваемую работу после службы. Его спросили, сколько лет он уже в монастыре; отец Прокл ответил, что уже семь. Тогда его поставили на стол, позвали других призывников и попросили, чтобы он сказал им, что Бога нет. Отец Прокл обратился к окружившим его с такими словами: «Меня попросили сказать вам, что Бога нет. Но это не так: Бог есть!» Не успел он произнести это, как очутился лежащим на полу, и был сильно избит за свое исповедование. Когда я поступил в монастырь, то только один год пробыл в Сихастрии. И патриарх Юстиниан (Марина), который тогда был, забрал меня оттуда и отправил в монастырь Слатина. Туда отправили половину братии, чтобы открыть общежительный монастырь. Коммунисты говорили, что нет Бога, а отец Клеопа – что Бог есть. И получалось, что было как будто две партии, и за это коммунисты хотели посадить отца Клеопу. Но благой Господь так управил, что они отошли. Я многим говорил и еще скажу, что отец Клеопа был чудесным батюшкой. Вряд ли когда увижу еще такого старца. Мы все по человеческому естеству можем грешить, но таких, каким был отец Клеопа, вряд ли найдешь. Даже когда к нему приходили очень большие люди или коммунисты, которые делали это тайно, чтобы не потерять свой хлеб, они сразу же менялись, стоило ему только заговорить. Чувствовалось, что Дух Святой, Которого он имел в себе, работал через него. От него я много узнал о сердечной молитве. Тот, кто жаждет сердечной молитвы и хочет ей научиться, должен быть девственником свои умом. Потому преуспевал в духовной жизни отец Клеопа, что имел святое смирение. От него никогда не хотелось уходить. Это не только у меня было такое чувство, но и у многих отцов.

http://pravoslavie.ru/45871.html

  1) Гиерокл, признаваемый за современника имп. Юстиниана (ум. 562 г.) показывает следующие города в Малой Скифии: «в области скифской, подлежащей воеводе, 15 городов: Томис, Дионисополис, Акры, Каллатис, Истр (Дунаец), Константина, Зелдепа, Тропей, Аксиуполь, Капидава, Карс, Тросмис, Новиодун (Новый Дунаец), Эгиссон, Алмирис». Тоже у Константина в Мисс. Porphyrog. ed. Niebur. t. 3. p. 391. 47. 292. 293. 409. 410. Иорнанд (около 552 г.): «славяне (Sclavini) живут от города Новитунского (Novietunense) и озера, называемого музианским (musianus) до Днестра и на север по Висле». Шафарик (прилож. к древ. стр. 35) полагает, что озеро Musianus то же, что озеро Мирис, у города Алмириса, ныне Рамзина, на южном рукаве Дуная; а город новитунский – иначе называется Новиотун, ныне Исакчи. Итак жители Алмириса – славяне. обоего пола. – Блаж. Астион, вышедший на Дунай за водою, встретился с бесноватым и помолившись о нем исцелил его. Исцеленный и родители его также крестились. Воевода Скифии Латровиан (это было при Диоклетиане, 284-305 г.) потребовал к суду Епиктета и Астиона. Кто вы таковы? спросил воевода. Христиане, отвечали блаженные. Из какой страны? Из царства Христова, где не поклоняются бездушным идолам. По приказанию воеводы долго били исповедников, палили огнем, потом бросили в тюрьму. Один из служителей, исполнявших бесчеловечную волю воеводы над страдальцами, уверовал во Христа Иисуса, выслушал наставление в тюрьме у исповедников и здесь же крестился. Целые 30 дней продолжались разные истязания мученикам и наконец они лишены были глав. Родители Астиона, известившиеся о том от очевидца страданий, прибыли в Алмирис после кончины страдальцев. – Блаж. Евангелл епископ томский совершил над ними крещение. В начале гонения скрывался он от гонителей для пользы паствы своей. Наконец Господь призвал и его к мученическому концу. Древняя эпиграмма говорит о нем: Евангелла признавай другим ангелом, Он идет на небо, ссеченный мечом2). В одном западном мартирологе замечено, что св. Эпиктет и Астион пстрадали в 290 г. По мартирологам видно, что во время св. Евангелла в Томах явилось много мучеников, проливших кровь свою за учение Христово. В мартирологе Иеронима и Рабана июля 5 «в Томах мученическая кончина (natalis) Стратона, Марина, Феодота, Родефии, Секунда, Фомы, Макрина»; июля 9 «в Томах – святых Зенона, Мены, Виталия, Руфины, Евангелла, Уриса (Уроша), Агнессы»; июля 10 «в городе Томах страдание Марциала, Домна, Тромеда, Иоанна, Сесина, Емилиана и других 36». Во всех западных мартирологах под 20 ч. июня записано: «в городе Томах» мученически скончались «святые Павел и Кириак, Фома и Феликс,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

Церковь и монастырь св. Мокия (75) - см. Мокия святого храм в Константинополе . Церковь Мухлиотиссы (Марии Монгольской) (76) - см. Панагии Мухлиотиссы монастырь , в К-поле. Церковь свт. Николая Чудотворца во Влахернах (77) - см. ст. Влахерны . Новая церковь (Неа-Экклесия) (78) - см. ст. Большой дворец в Константинополе . Монастырь св. Олимпиады (79) ( Janin. 1969. P. 381), основан св. Олимпиадой , духовной дочерью свт. Иоанна Златоуста и диакониссой Св. Софии, в кон. IV в. в юж. части этого храмового комплекса. После смерти Олимпиады в ссылке монастырем управляли ее родственницы Марина и Елисанфия. Обитель сгорела во время восстания «Ника» (532), затем была восстановлена имп. Юстинианом (537). После разрушения мон-ря св. Фомы во Врохфах, где находились мощи св. Олимпиады, они были перенесены в ее обитель при патриархе Сергии I (610-638). Дальнейшая судьба монастыря неизвестна. В ходе раскопок были обнаружены предположительно его остатки под зданием слева от главного входа в Св. Софию, т. е. у сев. части несохранившегося атриума собора. Церковь св. Павла Исповедника (80) ( Janin. 1969. P. 394-395), была построена соперником К-польского еп. Павла I еп. Македонием I , который и был в этом храме поставлен на К-польскую кафедру (342). После его смерти (360) сторонники Македония продолжали служить в этой церкви до сер. 80-х гг. IV в. Имп. Феодосий I Великий (379-395) перенес сюда мощи еп. Павла, и храм стал называться его именем, хотя, как отмечает Созомен, мн. люди из простых относили посвящение к ап. Павлу ( Sozom. Hist. eccl. VII 10). При свт. Иоанне Златоусте, как известно из гомилии, произнесенной им в этой церкви (CPG, N 4441.9), здесь совершали богослужение для готов с чтением Евангелия и проповедью на их языке. Храм упоминают паломники на рубеже XII и XIII вв., после чего он, по всей видимости, был занят капитулом каноников. Судя по формулировкам Никифора Каллиста (XIV в.), в его время церковь еще действовала. Ее точная локализация ввиду противоречивых сведений источников затруднительна; возможно, она находилась на склоне, ведущем от Базара к Золотому Рогу.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Активное участие в работе конгресса принимала делегация Болгарской Православной Церкви; она была принята председателем Совета министров Румынии; 30 окт. Н. направил Болгарскому экзарху Стефану (Шокову) благодарственную телеграмму (София. Централен държавен архив. Ф. 791к. Оп. 2. Д. 34. Л. 72; Д. 172. Л. 1-6; Д. 173. Л. 1-7). На конгрессе были заслушаны доклады о возвращении на свои приходы священников, уволенных в результате чистки во время войны, об отношениях РумПЦ с др. Церквами, прежде всего с РПЦ, о роли Церкви в восстановлении гос-ва, о положении др. конфессий и вероисповеданий (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 70. Л. 84-85, 89-93; Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 216-220). В янв. 1946 г. РумПЦ отмечала тройной юбилей Н.: 80-летие со дня рождения, 50-летие служения в священном сане и семилетие его Патриаршества. В мае того же года был запланирован визит Румынского патриарха в Москву, который был отложен из-за болезни Н. 27 окт.- 1 нояб. 1946 г. Н. находился с визитом в СССР, в составе делегации были наиболее влиятельные румын. архиереи: еп. Орадянский Николай (Попович), еп. Васлуйский Юстиниан (Марина ; в 1948-1977 Румынский патриарх) и др. Н. провел переговоры с патриархом Алексием I, в ходе к-рых была достигнута договоренность о консолидации усилий обеих Церквей, направленных против Ватикана и экуменического движения. Н. дал интервью Информбюро СССР, в к-ром отметил, что отношения между Церквами имеют более чем 500-летнюю историю, что Киев был центром, из к-рого в румын. княжества доставляли богослужебную и духовную лит-ру на церковнослав. языке, что Москва стала центром по распространению богословской науки; признал позитивный характер реформ нового демократического правительства Румынии ( Шабатин И. Из истории русско-румын. церк. отношений//ЖМП. 1956. 2. С. 64-65). Н. от лица Церкви обещал не принимать участие в экуменическом движении, подписал обращение «К христианам всего мира», выпущенное в февр. 1945 г. Был также решен вопрос о передаче РПЦ храма в Бухаресте для устройства там подворья (рус.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Собор принял без возражений требования монахов, составил текст решения и за подписью всех участников собрания представил его патриарху Иоанну. 13 Патриарх, очевидно, с согласия двора, утвердил это постановление. Верные слуги Анастасия, препозит Амантий и Марин, имевший сан иллюстрия, протестовали против измены патриарха. Их поддержали несколько кубикулариев и племянник Амантия Феокрит. По свидетельству Захария и автора «Тайной истории», дело имело вид резкого протеста против измены патриарха. В кратких заметках хронистов ясно выступает политический характер этого события. Новое правительство отнеслось весьма строго к своим противникам. Заслуженный старый Амантий, друг покойного императора, кубикуларий Андрей Лавсиак были немедленно казнены в самом дворце; Феокрит был заключен в тюрьму, завален камнями и труп его брошен в море; Ардабурий и Мисаил были сосланы в Сардину. 14 Что касается Марина, то он сохранил свое видное положение и в следующем году занимал пост префекта претория. 15 Царский указ, составленный на основании соборного решения, был разослан по всему Востоку с требованием принять изложенные в нем определения. С особенным сочувствием его встретили в Палестине. В Иерусалиме 6 августа при огромном стечении монахов был торжественно обнародован царский указ и «определения четырех соборов были внесены в священные постановления», как выражается Кирилл Скифопольский в Житии св. Саввы. 16 Савва принял на себя поручение отправиться в Кесарию и Скифополь, чтобы объявить там царский указ. Иначе было в Сирии. Монахи провинции Сирии Второй стояли, как и палестинские, за Халкидонский собор, резко враждовали с Севером и обращались с жалобами к папе на обиды, которые от него терпели. 17 Но в Первой Сирии с ее центром Антиохией, столицей Востока, господствовало монофизитство, и Север пользовался там огромным авторитетом. В своих посланиях к единомышленному с ним патриарху Александрии и к другим иерархам он решительно и резко обличал Халкидонский собор. Опираясь на преданную ему паству, Север удержал за собой положение до осени 519 года и только тогда бежал в Египет, опасаясь грозившего ему ареста, который должен был произвести комит Востока Ириней. 18

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   В самой Румынии в последние годы возник «местный экуменизм» между христианами страны, а также «налажены добрые отношения, основанные на взаимном уважении с нехристианскими религиями — иудейской и мусульманской». 12. Борьба за мир    Представители Румынской Церкви вносят вклад в работу общехристианских форумов, посвященных служению человеку. Священный Синод Румынской Православной Церкви постановил, чтобы ежегодно 6 августа во всех храмах Патриархата возносились особые молитвы о ниспослании мира, об избавлении человечества от войн и от страданий, которые приносят войны. Румынская Православная Церковь усердно молится о мире. Ее представители принимали активное участие в работе Всемирного Конгресса миролюбивых сил (Москва, 1973) и Всемирной Конференции «Религиозные деятели за прочный мир, разоружение и справедливые отношения между народами» (Москва, 1977), и др.    Подробная информация об этом содержится в периодических журналах Румынского Патриархата. Митрополии I. Митрополия Унгро-Влахийская (Унгро-Валашская)    Епархии 1. Архиепископия Бухарестская. Кафедра-Бухарест 2. Архиепископия Томисская и Нижнедунайская. Кафедра — Галац 3. Епископия Бузэуская. Кафедра — БyзэyII. Митрополия Молдовы и Сучавы    Епархии 4. Архиепископия Ясская. Кафедра-Яссы 5. Епископия Романийская и Хушская. Кафедра -PoмahIII. Митрополия Ардяльская (Ардеалуйская, Трансильванская)    Епархии 6. Архиепископия Сибиуская. Кафедра-Сибиу 7. Епископия Албы Юлии. Кафедра -Алба Юлия 8. Епископия Вадская, Филиакская и Клужская. Кафедра — Клуж 9. Епископия Орадийская. Кафедра — Орадя (Opaдuя)IV. Митрополия Ольтенийская    Епархии 10. Архиепископия Крайовская. Кафедра — Крайова 11. Епископия Рымникская и Арджешская. Кафедра — Pымhu-ky-BылчaV. Митрополия Банатская    Епархии 12. Архиепископия Тимишоарская и Карансебешская. Кафедра — Тимишоара 13. Епископия Арадская. Кафедра -Арад Предстоятели румынской Православной Церкви I. Сибиуская митрополия 1. Андрей Шагуна 1848 —1864 —1873 2. Прокопий Ивачкович 1873 —1874 3. Мирон Романул 1874 —1898 4. Иоанн Мециану 1898 —1916 5. Василий Мангра 1916 —1918II. Буковинско-Далматская митрополия (1873 —1919) III. Румынская Церковь Митрополиты-Примасы 1. Каллиник Миклеску 1875 —1886 2. Иосиф Георгиан 1886 —1893 3. Геннадий Петреску 1893 —1896 4. Иосиф Георгиан 1896 —1909 5. Афанасий Миронеску 1909 —1911 6. Конон Арэмеску-Донич 1912 —1919 7. Мирон Кристя 1919 —1925Патриархи 1. Мирон Кристя 1925 —1938 2. Никодим Мунтяну 1939 —1948 3. Юстиниан Марина 1948 —1977 4. Иустин Моисеску 1977 —1986 5. Феоктист Арэпашу с 16 ноября 1986 г. (интронизация)Библиография к главе III «Румынская Православная Церковь» На русском языке    Арсений, епископ. Гавриил Банулеску-Бодони. Кишинев, 1894.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010