Николо-Угрешский мужской ставропигиальный монастырь под Москвой (ныне город Дзержинский Московской области), основан в 1380 г. св. князем Дмитрием Донским († 1389 г.), с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1925 г. В советское кремя на территории обители раполагалась детская трудовая колония. В 1991 г. возвращен Русской Православной Церкви и получил статус ставропигии. Абыз — мусульманское духовное лицо, мулла. Происхожденческий (Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня) девичий монастырь в Нижнем Новгороде, основан около 1612 г. В 1715 г. сгорел, после восстановления стал называться Крестовоздвиженским. В начале XIX в. перенесен на новое место из-за пожара. Закрыт в 1917 г. В советское время на его территории располагались склады, жилые помещения, производства. В 2004 г. монастырь возрожден. Имеется в виду вологодский Троицкий Павлов Обнорский монастырь. Покровская Макариева пустынь, основана иноком Макарием на реке Письма в Костромском уезде, на месте, где останавливался прп. Павел Обнорский. В XVII в. приписная пустынь Троицкого Павлова Обнорского монастыря. Спасо-Евфимиев мужской монастырь в Суздале, основан в 1352 г. суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем († 1393 г.), с 1764 г. второклассный, в XIX в. первоклассный. Закрыт в 1918 г. В советское время на территории обители располагался политизолятор. В начале 1990-х гг. монастырь возобновлен. Успенский Космин монастырь (ныне село Небылое Юрьев-Польского района Владимирской области), основан в конце XV в. прп. Козьмой Яхромским († 1420–1460-е гг.). В 1684 г. передан в ведение Патриаршего дома. Закрыт в 1923 г. В 1996 г. возвращен Русской Православной Церкви. Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь, основан в 1-й половине XV в. преподобными Зосимой († 1478 г.) и Савватием († 1435 г.), с 1765 г. ставропигиальный. Закрыт в 1920 г. В советское время на территории обители располагался Соловецкий лагерь особого назначения, с 1967 г. – музей. В 1990 г. возобновлена монашеская жизнь.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

207-214 214-215 КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА Никифорович Петриченко (1869-1937), свящ. , сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 215-216 КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873-1930), иером., прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА (Магда Павел Степанович; 1904-0937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 216-217 КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский 217-221 221-222 КОСМА III (II) († 1736), 3-й патриарх К-польский (1714-1716), 2-й патриарх Александрийский (1712-1714, с 1723) 222-223 223-224 224-225 КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) 225-226 КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 226-250 КОСМА И ДАМИАН бессребреники Аравийские (пам. 17 окт.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Асийские (пам. 1 нояб.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Римские (пам. 1 июля) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) 250-252 252-253 253-261 261-263 263-264 КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ [Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер 264-269 КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме)

http://pravenc.ru/vol/XXXVIII.html

553-558 558-559 559-594 594-595 595-601 АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила 601-605 605-606 АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде 606-607 АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на правом берегу р. Кушты в Закуштской волости Кадниковского у. Вологодской губ. АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря 607-608 608-610 610-611 АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. 611-612 612-613 613-617 617-618 АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. 619-620 620-621 621-622 622-623 АЛЕКСЕЕВ Леонид Васильевич (род. в 1921), историк-археолог, специалист по истории и культуре Зап. Руси, д-р исторических наук 623-624 624-625 625-626 627-628 628-629 629-630 АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны 631-635 АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690–1718), царевич, старший сын царя Петра I Алексеевича от брака с царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. 635-636 АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ был установлен Новгородским архиеп. свт. Алексием в XIV в. на зап. стене собора Св. Софии в Новгороде 636-637 АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

В ходе реконструкции, проводившейся в 1825-1827 годах, в монастыре появились новые каменные храмы, были возведены новые корпуса, благоустроена территория. Неузнаваемо изменился и Георгиевский собор. Архимандрит Фотий не заботился о сохранении древнейших черт храма. С западной стороны он пристроил к нему притвор и паперть, разделённые каменной стеной, с южной - ризничную палату, с северной - придел святителя Феоктиста Новгородского. Внутри храм также претерпел переустройство: Фотий " привел стены и своды в совершенную прочность, кровлю перекрыл, поставив железные стропила " , но в ходе ремонта оказались сбиты древние фрески (за исключением северо-западной башни). Именно это обычно ставят в вину архимандриту искусствоведы, заклеймившие его как " малообразованного церковника " . В 1845 году главы Георгиевского собора были покрыты медными, " через огонь позлащёнными листами " . В 1898-1902 годах проводилось последнее обновление храма. Тогда " фотиевские росписи " сбили и заменили новой живописью по штукатурке. Работы вели мастера из артели М.Н. Сафонова. Росписи Сафоновской артели интересны, прежде всего тем, что в них отразился характерный для рубежа XIX-XX веков взгляд на древнерусское искусство. Живопись эта нравилась современникам. " Новгородские епархиальные ведомости " от 1902 года сообщают об " идейном и эстетическом благолепии " нового внутреннего убранства Георгиевского собора. Первая научная реставрация собора относится к 1933-1935 годам. Она проводилась под руководством М.К. Каргера, принявшего решение " очистить " храм от позднейших элементов (была сломана паперть, ликвидированы южная и западная пристройки, убран иконостас XVIII века, причём сохранением последнего никто не озаботился). Георгиевский собор сильно пострадал во время Великой Отечественной войны - в годы оккупации в Юрьевой обители стояли немецкие и испанские части. К 1952 году его отремонтировали, в 1979 году он исследовался с точки зрения особенностей строительной техники, использовавшейся при его возведении. Подобно многим другим монастырям, Юрьев монастырь вернули Церкви в 1991 году. В то время на его территории находились мастерские художников, профтехучилище, жили несколько семей. Храмы стояли без иконостасов, а Спасский собор - и вовсе без куполов. Монастырский сад практически погиб, территория обители напоминала свалку. В братских корпусах в советские годы произвели перепланировку согласно тогдашним нуждам. В 1992 году Юрьева обитель была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Монашеское служение было возобновлено в ней в 1993 году - одновременно начался масштабный ремонт.

http://sobory.ru/article/?object=05348

1998; Гиппиус. 2010). Начало монашеской жизни в Новгородской епархии Первые прямые сведения о существовании в Новгородской епархии мон-рей относятся к 1-й четв. XII в. В домонг. период было основано большинство наиболее значимых мон-рей в Новгороде и его окрестностях (всего известно о 16 домонг. новгородских и пригородных обителях: Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 9-11). В 1119 г. впервые упоминается Юрьев новгородский монастырь в 3 верстах к югу от Новгорода, на левом берегу р. Волхов, когда «заложи Кюрьяк игумен и князь Всеволод (Мстиславич.- М. П.) церковь камяну манастырь святого Георгия Новегороде» (Георгиевский собор - НПЛ. С. 21). В 1130-1134 гг. монастырь получил ряд княжеских пожалований (ГВНиП. С. 139-141. 79-81), в то время как об участии в его устроении епископии ничего не известно. По благословению свт. Никиты († 1109) прп. Антоний Римлянин основал ктиторский общежительный Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Каменное строительство в нем было начато в 1117 г., однако преподобный был поставлен игуменом только в 1131 г. прибывшим в Новгород новым еп. свт. Нифонтом, что заставляет исследователей предполагать некий конфликт основателя обители с еп. Иоанном Попьяном. Кн. Изяслав (Пантелеимон) Мстиславич при посещении им Новгорода в 1134 г. (по др. мнению, ок. 1148) основал в 3 верстах к югу от Людина конца Новгорода у оз. Мячина новгородский во имя великомученика Пантелеимона мужской монастырь , земля под к-рый была получена по благословению свт. Нифонта от новгородского веча. Первый игумен этой обители Аркадий, буд. Новгородский епископ, в 1153 г. основал также к югу от города Аркаж в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь , а недалеко от последнего в 1170/71 г. архиеп. Илия (свт. Иоанн ) вместе с братом Гавриилом (буд. свт. Григорий) создал Благовещенский мон-рь на оз. Мячине. В 1162 г. в связи с поставлением (очевидно, еп. Новгородским Аркадием) игум. Саввы впервые упоминается новгородский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь на левом берегу Волхова, к северу от Неревского конца Софийской стороны (НПЛ.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Кроме того, она выделила на нужды Киево-Печерской лавры более 50 тыс. р. серебром. По заказу О.-Ч. в 1847 г. в киевский Златоверхий во имя архангела Михаила мужской монастырь С.-Петербургский мастер Андреев изготовил серебряную раку для мощей вмц. Варвары, в том же году над мощами был установлен резной балдахин. В Голосеевскую пуст. О.-Ч. пожертвовала средства на строительство каменной ограды, а также на приобретение церковной утвари. В 1842 г. на средства графини С. Ф. Верховцев изготовил серебряную раку прп. Иова Почаевского. В 1850 г. установлены присланные О.-Ч. серебряные украшения для чудотворной Почаевской иконы мастера Н. Д. Полтавцева. Кроме того, она пожертвовала неугасимые лампады к раке в пещерный Троицкий храм. Ее стараниями сооружался собор Задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря , благоустраивался Перервинский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь , она была попечительницей московского храма прор. Илии на Ильинке. Графиня поддерживала дружеские отношения с архим. Игнатием (Брянчаниновым), настоятелем санкт-петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни (впосл. епископ Кавказский и Черноморский), к-рый в нач. июля 1847 г. посетил Юрьев мон-рь по пути в Бабаевский во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь . Особое внимание графиня уделяла благоустройству Спасо-Иаковлевского мон-ря, к-рому она пожертвовала 107 500 р. ассигнациями, а также внесла 15 тыс. р. на другие монастырские потребности и 17 тыс. р.- на поминовение рода Орловых и «неугасаемое масло». На ее средства (75 тыс. р.) был возведен теплый каменный храм во имя свт. Иакова Ростовского (1824-1836). В память об этом в храме ежедневно служили раннюю литургию с поминовением рода Орловых. В 1839 г. О.-Ч. пожертвовала средства на серебряную раку над мощами свт. Иакова (изготовил в 1843-1844 московский серебряник купец И. М. Лавров). В 40-х гг. XIX в. она внесла 37 тыс. р. на поновление живописи в соборе Зачатия св. Анны, в 1845 г.- 8 тыс. р. на изготовление серебряной одежды для его престола, а также окладов на 4 иконы местного чина, в частности на Толгскую икону Божией Матери, написанную иером.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

Вероятно, еще одним поводом углубить историческую память жителей Юрьев-Польского, особенно верующих, может стать то обстоятельство, что в нем родился преподобный Никон, которого преподобный Сергий Радонежский за шесть месяцев до своего преставления назначил своим преемником – игуменом Троицкого монастыря, впоследствии ставшего духовным сердцем православной России? Действительно, живя здесь, невозможно не проникнуться мыслью, какой это был благодатный край, даровавший Русской земле великого угодника Божия. Согласно преданию, дом родителей будущего преподобного Никона стоял на том месте, где сейчас находится Свято-Введенский Никоновский мужской монастырь. Из века в век благочестивые и христолюбивые представители разных сословий творили в Юрьев-Польском дела милосердия, становились благодетелями, внося свой вклад в созидание храмов и монастырей. Монастыри были и продолжают оставаться хранителями исторической памяти. И просветителями, и созидателями. Монашествующие не стоят в стороне от процесса возрождения Отечества – во многих местах на просторах нашей земли возрождают они сегодня порушенные стены святынь и самое дорогое на земле для Бога – людские души. История должна ожить в сердце каждого, кто любит свой край, свою страну. Поэтому после избрания губернатора Владимирской области я собираюсь пойти к нему на прием, поскольку в душе живет надежда: ознакомившись с ситуацией, глава администрации области, от которого во многом зависит процветание региона, заинтересуется судьбой Петропавловского монастыря и примет решение помочь нам. Хочется донести до губернатора и такую важную мысль: первоверховные апостолы Петр и Павел – домостроители Церкви Божией, их молитвами держится вся Вселенная. В соответствии с древними стихами Псалтири, «во всю землю изыде вещание» святых Петра и Павла «и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18: 5). Так что не может Петропавловская обитель в древнем русском городе оставаться в разрухе! Господь не оставляет тех, кто Ему беззаветно предан Матушка, хорошо, конечно, если на реставрационные работы монастырских памятников истории и архитектуры начнут выделять средства из программы федерального уровня.

http://pravoslavie.ru/116011.html

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь Дата создания: XIII в. Описание: История Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь . Сыном св. Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским. На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору». Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-1497 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче. Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома. Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел. государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889). В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре , известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны. Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г. Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244622...

Александро-Ошевенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Ошевенский мужской монастырь — православный монастырь в селе Погост (Ошевенское) Каргопольского района Архангельской области. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан в 1460-е годы преподобным Александром Ошевенским (1427-1479), в миру - Алексеем. В юношеском возрасте он принял монашеский постриг в Кирилло-Белозерском монастыре. По совету своего отца, переселившегося в каргопольские земли, преподобный Александр Ошевенский пришёл на реку Чурьюгу и здесь в сорока четырёх верстах от Каргополя устроил пустынь на месте дикого леса. Строительство вёл его отец — Никифор Ошевень. Уже при жизни преподобного был возведён первый монастырский храм — Никольский. После кончины преподобного Александра обитель начала приходить в упадок. Монастырь опустел, в нём осталось только 5 пожилых монахов. Положение стало меняться к лучшему с 1488 года, когда в игумены монастыря был возведен сын местного священника Максим, управлявший обителью до 1531 года. При нём возросло число братии, увеличились монастырские земельные владения, была построена ещё одна церковь — в честь Успения Богородицы. В дальнейшем монастырь часто подвергался различным бедам: в середине XVI века обитель хотел «разорити» воевода И.М. Юрьев, родственник жены Ивана IV Анастасии. Инокам пришлось вести земельную тяжбу с крестьянами; не раз в XVI—XVIII веках горели церкви, роптали монахи. В 1707 году выстроено сохранившееся здание Успенского храма. В 1834 году возведён существующий ныне надвратный Никольский храм. К началу 20 века в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница. Управлял обителью игумен. К 1907 г. братии было 8 человек. Монастырь имел тогда 30 коров и 10 лошадей, пахотные и сенокосные земли, лесные наделы, рыбный промысел и капитал 23 тысячи рублей.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

В настоящее время монастырь действующий. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. Для паломников действует трапезная и гостиница. При монастыре действует Духовная семинария. Строения монастыря [ править править код ] Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря, было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр, предположительно построивший также Николо-Дворищенский собор и церковь Благовещения на Городище. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей. Строительство собора продолжалось 11 лет. 12 июля 1130 года он был освящён во имя Георгия Победоносца Новгородским епископом Иоанном. Собор стал усыпальницей настоятелей монастыря, ряда русских князей и новгородских посадников. В 1198 году в нём погребли Изяслава и Ростислава, сыновей новгородского князя Ярослава Владимировича; в 1203 году — принявший в монастыре постриг новгородский посадник Мирошка Несдинич; в 1233 году — князь Фёдор Ярославич, старший брат Александра Невского, а в 1224 году и его мать Феодосия Мстиславна (в монашестве Ефросиния); в 1453 году — Дмитрий Юрьевич Шемяка. В 1820-30-е годы была проведена реставрация собора, в ходе которой практически полностью были уничтожены фрески XII века (оригинальная фресковая живопись (фрагменты святительского чина) сохранилась только на откосах окон и в верхней части лестничной башни, где располагалась небольшая церковь). Собор был полностью расписан заново. В 1898 году новые фрески были сбиты в ходе очередных ремонтных работ. В 1902 году отреставрированный собор был освящён архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием. В 1929 году Юрьев монастырь был закрыт, богослужения в Георгиевском соборе были прекращены. Собор и монастырь были возвращены Русской православной церкви в 1991 году, с этого периода в Георгиевском соборе проходят богослужения. В 2014 году под полом собора были обнаружены сбитые при архимандрите Фотии фрагменты фресковой живописи XII века., в том числе с древними граффити (о смерти архиепископа Антония (Добрыни Ядрейковича) в 1232 году, сыновей князя Ярослава Владимировича в 1198 году и о пожаре Троицкой церкви в 1160 году), начались работы по сбору фрагментов и реконструкции фресок.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Юрьев_му...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010