Петропавловский женский монастырь (Юрьев-Польский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря . По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами. Содержание История [ править править код ] На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами. В ведомости о состоянии Петропавловского женского монастыря за 1916 г. отмечается, «что этот монастырь штатный, третьеклассный, основание получил в 1874 г. при бесприходной загородной ружной Петропавловской церкви на пожертвованной купцом Курбатовым земле ( 6 га земельных угодий и 2 га фруктовый сад), по Указу Святейшего Синода от 26 января 1874 г. В Петропавловском монастыре три отдельных храма: холодный пятиглавый — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла с пределами: апостолов Петра и Павла; свт.Николая; царицы Александры. Теплый двухглавый — в честь Успения Божией Матери с пределами: Успения Божией Матери; Рождества Христова. Пятиярусная колокольня — в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, большой колокол, который весил 540 пудов, и 9 малых колоколов весили 240 пудов и были отлиты из чистой демидовской меди. А также Вознесенский храм с пределами: Вознесения Господня; прп.Сергия Радонежского; апостолов Петра и Павла. Кроме храмов в монастыре имеются следующие здания: каменный двухэтажный для настоятельницы дом, крыт железом; двухэтажный корпус для сестер; 28 деревянных домов под железом (келий), построенных на средства проживающих в них сестер; деревянная под железом баня и три колодца. Ограда вокруг монастыря каменная с четырьмя по углам оной башнями, простирается на 310 сажень кругом. Вне монастыря с дозволения Епархиального начальства на средства монастыря построены три деревянных под железом дома для двоих священников и дьякона. При монастыре имелась богадельня для престарелых монахинь, приют для девочек и приходская школа».

http://azbyka.ru/palomnik/Петропавловски...

В 1992 г. Никольский храм Косминой обители после законченной, но не завершённой из-за прекращения финансирования реставрации первым был передан РПЦ. В то время на храме ещё не было главы с крестом, а в других монастырских зданиях праздновали новоселье Небыловская детская музыкальная школа и библиотека. В 1995 г. обитель получила статус монастыря, утверждённый постановлением Священного Синода от 27 декабря 1996 г. Распоряжением Министерства культуры от 9 июня 1997 г. весь монастырский комплекс был возвращён Владимирской епархии Московского патриархата РПЦ. В 2004-2005 гг. были проведены основные восстановительные работы. Выстроена новая колокольня Успенского собора, на которую, благодаря благотворителям, поднялись новые колокола. Сегодня в монастыре 12 насельников, из них 2 иеромонаха, 1 иеродиакон. Есть небольшое подсобное хохяйство, гостиница для паломников. С сайта: www.lubovbezusl.ucoz.ru/Каталог статей/История/Юрьев-Польский район/Свято-Успенский Косьмо-Яхромский монастырь с. Небылое Во Владимиро-Суздальской земле, в далёком XV веке возникла небольшая монашеская обитель, прославленная Господом деяниями двух Его святых угодников - преподобного Космы Яхромского и игумена Митрофана, знаменитого епископа Воронежского. Небольшой, малоизвестный мужской монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы находится в 40 км от областного города Владимира, недалеко от шоссейной дороги, ведущей из Владимира в древний Юрьев-Польский. Временем основания монастыря, согласно позднему списку Жития преподобного Космы, приянято считать конец XV века. Однако в первом, среди сохранившихся, историческом документе, относящемся к Косминой обители, сообщается, что между 1464 и 1473 годами великий Московский князь Иван Васильевич выменял у митрополита Филиппа " его сельцо у Кузьмина монастыря Небылую деревеньку " . В грамоте 1477 года назван игумен Пахомий (а не Косма), в грамоте 1500 года - игумен Протасий. Из этого следует, что в 1477 году преподобный Косма, если он был тогда ещё жив, не являлся настоятелем основанной им обители. Возможно, ища безмолвия и молитвы, он либо переселился в пустынную лесную келью, либо остался в монастыре простым монахом. Подобные примеры в жизни основателей монастырей не единичны. Однако не исключено и другое предположение: Косма, ставший первым игуменом своего монастыря, преставился до 1477 года. Преподобного, видимо, уже не было в живых в тот период, когда великий князь выменивал у митрополита его " Небылую деревеньку у Кузьмина монастыря " . Обитель, возникшая на земле Московского митрополита, первоначально могла быть митрополичьей, а затем находилась под покровительством великого Московского князя.

http://sobory.ru/article/?object=00205

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме) КРУПИЦКИЙ (Крупецкий) БАТУРИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Крупецкий) Батуринский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь (Нежинской и Прилукской епархии УПЦ) КРУТИЦКАЯ КАФЕДРА РПЦ, исторически восходит к Сарайской и Подонской епархии Киевской (со 2-й пол. XV в. Московской) митрополии, а также к Коломенской епархии (сер. XIV в. - 1799) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАКАРИЙ (1539 (?) - 22.01. 1623 или 1622), прп. (пам. 22 янв. и 22 сент.-в Соборе Тульских святых), Жабынский, основатель (?) и настоятель Макариева Жабынского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы мужского монастыря МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ (Сокорин (Сокирин) Марк; не ранее 1630 - 1683), основатель Макариевой Высокоезерской пустыни, прп. (пам. 21 мая - в Соборе Карельских святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ I (Чёрт; † 1.05.1497), митр. Киевский, сщмч. (пам. 1 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МАКАРИЙ II († февр. 1556), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555) МАКАРИЙ II († 12.09.1626), архиеп. Вологодский и Великопермский (1617-1619), митр. Новгородский и Великолукский (1619-1626)) МАНЯВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ СКИТ находился близ современного села Манява Богородчанского района Ивано-Франковской области (Украина) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря

http://pravenc.ru/rubrics/121748_10.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КОСМИН ЯХРЕНСКИЙ (ЯХРОМСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) Космин Яхренский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь на р. Яхреме. Фрагмент иконы «Прп. Косма Яхренский». 2-я пол. XVII в. (ГВСМЗ) (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), находится близ с. Небылого Юрьев-Польского р-на Владимирской обл., при р. Яхрене (Яхроме). В документах именовался по-разному: в XV в.- «Кузмин» мон-рь, в XVI в.- «Пречистые Богородицы Кузмин», в XVII-XVIII вв.- «Успения Пречистые Богородицы Кузмин» или «Козмин», «Козмы Яхренского чудотворца, домовый Козмин», в XIX-XX вв.- «Космин Яхромский» и т. д. По преданию, основан прп. Космой Яхренским . Скудные сведения об обстоятельствах устроения обители содержатся в Житии преподобного, к-рое составил в 50-60-х гг. XVI в. инок Григорий Суздальский , насельник Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря . Уроженец г. Владимира, в юности прп. Косма служил у некоего «богобоязнива» господина, который обучил «его книгам и прочим премудростям» ( Усачев. 2011. С. 96). Во время болезни господина преподобному явился образ Божией Матери «при источнице Яхрень зовомы и Шахматица нарицаемо» ( Щенникова. 2001. С. 56). Согласно Житию, некоторое время прп. Косма пребывал в Киево-Печерском мон-ре, затем вернулся на родину и основал мон-рь с храмом в честь Успения Пресв. Богородицы. Был похоронен в обители. В «Сказании об образе Богородицы Яхромской» из сборника, составленного в 1714-1716 гг., указывается без ссылки на источники точная дата явления иконы - 14 окт. 1482 г. В Житии дата явления не уточняется. В источнике, известном в списках XVII-XVIII вв., приводится дата кончины прп. Космы - 18 февр. 1492 г. и уточняется, что «преставися... в глубокой старости» (Книга глаголемая. С. 214).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Небылое. Успенский Косьмин мужской монастырь. Космин Яхромский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1494. Ссылки:   Адрес: 601810, Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Небылое Координаты: 56.3629, 39.997 Проезд:Автодорога А74 Владимир-Юрьев-Польский, 35км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Существующие доныне каменные храмы и братский корпус, взамен ветхих, деревянных, построил в XVII веке игумен Митрофан, впоследствии епископ Воронежский, причисленный Церковью к лику святых. В ансамбль монастыря входят Успенская церковь, Спасская церковь, Никольская церковь, и др. постройки. Вновь открыт 27.12.1996 г. Косьмин Успенский монастырь находился во Владимирском уезде, ныне это пос. Небылое. Обитель расположена в 40 верстах от г. Владимира на р. Яхроме, в урочище, называемом Хвахматица. Основана обитель в 1494 г. преподобным Косьмой, который стал и первым её игуменом. Сначала он был иноком в Киево-Печерском монастыре. Но однажды ему последовало видение, при котором велено отправиться на родину и там насадить общину монахов. Косьма внял голосу откровения и, придя во владимирский край, поселился в необитаемом месте, где находится теперь его обитель. Но отшельник недолго наслаждался уединением. Слава о нём влекла почитателей подвижника, которые нередко выражали желание навсегда остаться жить около него. Скоро уединённое место подвигов Косьмы превратилось в иноческое поселение. Братия умолила отшельника принять игуменство, и основалась обитель. Косьма соорудил в ней храм Успения Богородицы. Установив порядок иноческого жития, преподобный почил 14 октября 1513 г. Честные мощи его почивают под спудом в соборном храме. Главную святыню Косьминской обители составляет Яхромский образ Божией Матери, чудесно явленный преподобному основателю монастыря. Из числа преемников Косьмы особенно известны инок Иларион и святитель Митрофан, бывший затем епископом в Воронеже. Этому святителю посвящён в Косьминском монастыре и особый придел в зимней церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00205

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря в г. Юрьев Польский Владимирской области для возрождения в нем монашеской жизни. 2. Назначить иеромонаха Сергия (Горского) настоятелем Свято-Введенского Никоновского мужского монастыря г. Юрьев Польский Владимирской области. СЛУШАЛИ: 2. Рапорт Преосвященного Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Иулиании (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Иулианию (Подолянко) настоятельницей Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома. СЛУШАЛИ: 3. Рапорт Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об утверждении монахини Елены (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Елену (Богдан) настоятельницей Свято-Воскресенского женского монастыря г. Мурома, освободив ее от обязанностей настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. СЛУШАЛИ: 4. Рапорт Преосвященного митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа о благословении на преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь и о назначении игумена Тихона (Меркушева) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Спасо-Преображенского прихода с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области в Спасо-Преображенский Никольский мужской монастырь. 2. Назначить игумена Тихона (Меркушева) наместником Свято-Преображенского Никольского мужского монастыря с. Великорецкое Юрьянского района Кировской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1470090.ht...

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Георгия Победоносца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Георгиевский собор был заложен в 1119 г. по приказу князя Всеволода (в крещении Гавриила). Это удивительное по красоте, простоте силуэта и гармоничности форм сооружение. Оно кажется высеченным из единого куска белого камня. Сорор шестистолпный, трехнефный. Фасады расчленены мощными лопатками и имеют два пояса двухступенчатых ниш, чередующихся с поясами окон. Три барабана, несущих три мощные шлемовидные главы, украшены аркатурными поясками. К северо-западному углу собора в одну линию с западным фасадом, примыкает башня, составляющая с ним единое целое. В ней находится спиральная каменная лестница, ведущая на хоры, устроенные для пребывания князя и его семьи. Здесь же, на хорах, располагалось два придела - Благовещения Пречистой Богородицы и святых страстотерпцев Бориса и Глеба.  Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному - все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931-1935 гг. Но в 1130 г. храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов - позакомарное, в нишах написаны были большие настенные иконы. Фрески 12 века, покрывавшие стены, своды и арки, были сбиты, новая штукатурка покрыта поздней живописью, сохранились только небольшие фрагменты орнаментальных украшений оконных откосов в основном объеме собора и роспись маленького храма, находящегося в северо-западной башне. Строил собор мастер Пётр, строитель Никольского собора на Ярославовом дворище и Рождественского собора Антониева монастыря. В древние времена собор служил усыпальницей. В южной его части под плитами древнего пола находились каменные княжеские гробницы 12 и 13 веков. Тут были похоронены мать Александра Невского Феодосия Мстиславовна, претендент на великокняжеский престол Дмитрий Шемяка и другие. В западной части собора в деревянных колодах были обнаружены погребения посадников: Мирошки и его сына Дмитра Мирошкинича и внука Дмитра – посадника Семена Борисовича, убитого во время восстания 1230 года.

http://sobory.ru/article/?object=05348

58 . ИАКИНФ Карпинский. С 1774 года. В 1792 году переведён в Новгородский Юрьев монастырь. 59 . АРСЕНИЙ. С 1792 года. В 1796 году переведён в Новгородский Юрьев монастырь, и в том же году хиротонисан в Вологду Епископом. 60 . КАЛЛИСТ. С 1796 года. В 1800 году уволен на покой с пенсионом в Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. 61 . НАЗАРИЙ. С 1800 года. В 1802 году переведён в Казанский Свияжский Богородицкий монастырь, где в 1804 году и скончался. 62 . ВЕНИАМИН Жуков. Св. Анны 2 класса Кавалер. С 1802 года. В 1809 году определён Ректором Кирилловского уездного училища и в том же году, Августа 9, переведён в Иверский Богородицкий монастырь. 63 . ПОРФИРИЙ Кириллов. В 1809 году, Августа 9, переведён из Сергиевой пустыни, что по Петергофской дороге, и в том же году, Августа 31, определён Ректором уездного Кирилловского училища. В 1809 году, Ноября 10 от Ректорства уволен по своей просьбе. Он находится и доныне. Кириллов Новгородский монастырь 3 класса мужской, Новгородской Епархии. Находится расстоянием от Новгорода к юго-востоку в 3 вёрстах, на острове, именуемом Селезнев, а по летописцу Новгородскому – Нелезен, сооружённом реками с правой стороны Волховцом, а с левой Левошней. Вид сего монастыря по возвышенному местоположению оного и ничем не заграждённому, со всех сторон представляется приятнейшим. Окружающие оный долины и вода обтекающая, в весеннее же время отовсюду разливающаяся на нарочитое пространство подобно озеру, и к самым стенам монастыря подходящая, соделывает местопребывание в оном монастыре сколько весёлым, столько по обилию всякого рода рыбы выгодным. О первоначальном построении монастыря сего сведений не имеется. В Новгородском летописце, изданном в 1781 году в Москве в 4 долю листа, а под годом 6704/1106 записано, что два брата Константин и Дмитрий (Коровайковичи) в месяце Апреле заложили церковь каменную Св. Кирилла в монастыре на Нелезене острове на улице Лубянице. Церковь сия каменной работой окончена Июля 8, а 19 Января следующего, а по тогдашнему летосчислению того же года, освящена Архиепископом Мартирием при Игумене Онисиме, которого включил он в число Степенных Новгородской Епархии монастырских Начальников, степенью шестым.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 1761 и 1762. Адрес: Новгородская область, г.Великий Новгород, Юрьево Координаты: 58.487733, 31.28603 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Крестовоздвиженский собор возведён в конце 18 в. и перестроен в 1823 г. при Фотии. Завершают храм пять массивных световых барабанов, несущих голубые купола, украшенные золотыми звёздами. Наружная отделка храма проста и безыскусна. Своими чуть выступающими из плоскости стен дорическими пилястрами, большими оконными проёмами собор напоминает добротный провинциальный купеческий особняк.  Новгород. Путеводитель. Лениздат, 1972. Сайт http://svetlitsa.spb.ru Храм в честь Воздвижения Креста Господня находится на северо-восточном углу обители, в составе Северного корпуса, и сторонами северной и восточной выдаётся за черту монастырских зданий. В 1760 году здесь была построена каменная церковь с деревянным осмериком. Она оставалась неосвященной до 1810 года, когда пожар уничтожил все деревянные строения. На оставшемся основании церкви усердием архимандрита Фотия в 1823 году был сооружен, а в 1826 году - освящен новый Воздвиженский храм. До захвата власти большевиками собор, как и другие храмы обители, имел богатое убранство с крашеными стенами и сюжетной росписью. Можно отметить крест над царскими вратами из самшита, обделанный перламутром. Этот крест был пожалован императором Александром I, которому он был прислан со Святой Горы Афон. На стенах висели иконы, замечательные по древности. В советское время в храме был устроен клуб, затем почта. В 1970-е и 1980-е годы здесь располагался музей, а в подцерковном помещении – картинная галерея. С начала 1990-х годов в храме возобновилось Богослужение и в начале XXI века он был основным монастырским храмом. Каменный пятиглавый храм квадратный в плане с просторными нижними помещениями и купольным объёмом посередине. Покрытие куполов со времени постройки до настоящего времени сохраняет " золотые " звезды на синем фоне. Размеры храма в длину и ширину ок. 20 м, в высоту – ок. 30 м.

http://sobory.ru/article/?object=05349

Для них тогда был выстроен прекрасный дворец… длинными галереями. — Императорский путевой дворец был построен в 1763 г. по проекту архитектора М. Ф. Казакова и первоначально служил местом пребывания проезжающих царских особ. Перед войной 1812 г. дворец был несколько перестроен архитектором К- И. Росси. В это же время (с 1809 г.) он стал резиденцией тверского генерал-губернатора принца Петра Фридриха Георга Ольденбургского и его супруги вел. княжны Екатерины Павловны, сестры Александра I. Она вышла за принца в 1809 г. и овдовела в 1812 г. В 1816 г. Екатерина Павловна вышла замуж за наследного принца Вюртембергского, с этого же года ставшего королем Вюртемберга. … рядом с собором, очень древним. — Тверской мужской Отрочь-Успенский монастырь был основан в 1265 г. … в заточении Филипп митрополит… мученический конец… — В 1569 г. в монастыре находился в заточении московский митрополит Филипп (в миру боярин Федор Степанович Колычев; 1507–1569), противник опричнины. Здесь же он был задушен Малютой Скуратовым по приказу царя Ивана IV. … тут же некоторое время был настоятелем преосвященный Тихон Задонский , прежде своего епископства. — В 1759–1761 гг. Тихон Задонский был архимандритом Отроча монастыря (о нем см. примеч. 52 к Главе первой). … Желтков монастырь, где мощи святителя Арсения. — Тверской епископ Арсений (ум. 1409) был основателем тверского Желтикова монастыря. … Мощи его на вскрытии и под спудом мощи келейника его… — Т. е. мощи, наглухо заделанные в раке (гробнице); сверху, в открытой раке, могли находиться открытые мощи. Так, в Архангельском соборе московского Кремля под открытыми мощами царевича Дмитрия («под спудом») были положены мощи черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Федора. В Новгороде… побывали в соборе… — Т. е. в Софийском соборе (1045–1050 гг.) Новгородского кремля. …в Юрьеве монастыре… графиня Орлова стала ему благотворить… угодить отцу Фотию, которого тогда там еще не было. — Юрьев монастырь был основан в начале XII в. «При поступлении Фотия в Юрьев монастырь, — читаем у М. И. Пыляева, — эта обитель была самая бедная, пришедшая в совершенную ветхость. Фотий выпросил у императора Александра I для поддержания монастыря ежегодно по 4000 руб. Но монастырь обогатился не этим вкладом — несколько миллионов было пожертвовано графиней Орловой для возобновления его . Серебро, золото, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, жемчуг и разные драгоценные в художественном отношении вещи напоминают как о несметных богатствах Орловой, так и о безграничности ее пожертвований…» (Пыляев, Старая Москва, с. 204); об этом же писал Д. Д. Благово (см. с. 375).

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010