Впервые Н. упоминается в надписи на антиминсе из Николо-Дворищенского собора в Новгороде, к-рый датируется 1 сент. 1148 г. (6657 г.; в лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. нередко приводится ошибочная дата - 1149); в надписи сообщается об освящении свт. Нифонтом Новгородским, впервые упоминаемым здесь с титулом архиепископа, церкви: «повелениемь епискупа ростовьскъго Не(сто)ра» ( Рыбаков. 1964. С. 28. 25). Антиминс, по всей видимости, имеет отношение к поездке свт. Нифонта в 1148 г. в Суздаль к кн. Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому, когда Новгородский владыка, в частности, освятил «великим священием» (вероятно, совместно с Н.) некую церковь Пресв. Богородицы (НПЛ. С. 28, 214). Очевидно, Н., свт. Нифонт и кн. Юрий Долгорукий имели общую позицию по отношению к Клименту Смолятичу. По мнению А. Е. Мусина, поддержавшего версию прот. К. Никольского ( Никольский К., прот. Об антиминсах Правосл. Рус. Церкви. СПб., 1872. С. 29), антиминс был освящен свт. Нифонтом во время пребывания на Ростово-Суздальской земле (поэтому и понадобилась санкция Н.) для некой новгородской ц. св. Георгия на «ростовском подворье», находящемся в юрисдикции не Новгородского, а Ростовского владыки ( Мусин А. Е. О некоторых особенностях древнерус. богослужения XI-XIII вв.: (Церковь Преображения Господня на Нередицком холме в литург. контексте эпохи)//НИС. 2000. Вып. 8(18). С. 217-219). Согласно др. исследователям, храм, освященный по повелению Н., находился на Ростово-Суздальской земле, а антиминс был привезен в Новгород позднее ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1961. Т. 1. С. 64, 66; Рыбаков. 1964. С. 30-32). Как отмечает Б. А. Успенский , выражение «великое освящение церкви» применяется вообще в том случае, когда совершается одновременно освящение храма и антиминса ( Успенский. 1998. С. 277. Примеч. 31; см. также: Никольский. Устав. С. 798). Это позволяет предполагать, что антиминс был освящен для упомянутой в летописи ц. Пресв. Богородицы (по мнению Успенского, придела во имя вмч. Георгия Победоносца суздальского Успенского собора, перестроенного в 1222-1225, когда этот придел мог прекратить существование, а его антиминс был привезен в Новгород, напр., блгв. кн. Александром Ярославичем Невским ).

http://pravenc.ru/text/2565130.html

По предложению Черниговского еп. Онуфрия, сославшегося на поставление у греков императоров рукой св. Иоанна Крестителя (такое представление о поставлении бытовало на Руси, визант. источниками оно не подтверждается), К. был поставлен в митрополиты главой сщмч. Климента , папы Римского,- святыней, вывезенной, по преданию, на Русь из Корсуни (Херсонеса) крестителем Руси равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . К. был возведен в митрополичье достоинство 27 июля 1147 г., «на память святаго Пантелеимана», т. е. в день именин кн. Изяслава, в крещении Пантелеимона (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 315). К. стал вторым после свт. Илариона митрополитом из русских, возведенным на первосвятительский престол Собором рус. епископов. К-польской Патриархией К. признан не был. Избрание К. и поставление его в Киеве, а не в К-поле объясняются, видимо, тем, что Изяслав был в союзных отношениях с венг. кор. Гезой, противником визант. имп. Мануила I Комнина , и, очевидно, опасался прибытия из Византии враждебного такой политике греч. иерарха. К. впосл. писал, что он не искал славы и «власти» («молихся, да бых избавился власти» - Понырко. 1992. С. 125). В 1147 г., когда киевляне на вече приговорили расправиться с бывш. киевским князем, принявшим к тому времени монашество,- св. Игорем (Георгием) Ольговичем , «митрополит же много взбраняше им» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 317), но не был услышан: расправа произошла. С др. стороны, в Ипатьевской летописи, отразившей черниговское летописание этого времени, сообщается: в ц. арх. Михаила над местом, где положили тело кн. Игоря, сами собой зажглись свечи, новгородские купцы поведали об этом К., «митрополит же запрети, да никому же не поведять, но повеле потаити такую благодать, Богу явлешю над ним» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 354). Основным направлением политики Изяслава Мстиславича как киевского князя было противостояние ростово-суздальскому кн. Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому , его родному дяде, который был противником новопоставленного митрополита. Когда в июле 1149 г.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

Издавна святая церковь прославляла этого великого мужа, который мощной рукой воссоздал на севере царство, рассыпавшееся от междоусобий юга, был светильником веры в обширных своих пределах, начиная от удельного Вышгорода до Великого Киева и Владимира и дальнего Новгорода. Если бы святая церковь и не причла его за благочестивую жизнь и страдальческую кончину к лику своих Святых, то уже одно имя Боголюбского вполне бы выразило всю его святость. Кто другой во всей нашей истории может похвалиться таким прозванием, которое невольно исторгнулось из уст современников? И как близок к сердцу этот Боголюбивый Князь Андрей со своей чудотворной иконой Боголюбской Матери Божией, пред которой он сам написан на коленях в великокняжеской одежде, но без княжеского венца, замененного мученическим. Вот очерк истории жизни и кончины Святого Князя Андрея Боголюбского, соединенный с историей тех священных событий, вследствие которых Благоверный Князь Андрей основал монастырь со святыми храмами и город Боголюбов, а во Владимире построил великолепный храм в честь Успения Богоматери, в котором после страдальческой кончины, последовавшей от злодейской руки Кучковичей, похоронено его святое тело. Время и место рождения Князя Андрея Боголюбского, его пребывание в Вышгороде, отправление в Ростов и остановление ему пути чудесным явлением Богоматери Благоверный и Боголюбивый Князь Андрей, второй сын Великого Князя Киевского Георгия Владимировича Долгорукого-Мономаха, родился в городе Суздале в 1110 году; около 1135 года вступил в брак с дочерью богатого Суздальского боярина Кучки, или Кучковича, владельца тех мест, где ныне Москва. В это время Суздальская область занимала обширные пространства по верхнему и среднему течению реки Волги и по её притокам. Отличаясь суровым климатом, населенная бедными финскими племенами (Весь и Меря), она считалась самым последним уделом между волостями Великого Князя Киевского Владимира Мономаха , а потому и досталась младшему сыну его Юрию (Георгию) Долгорукому. Благодаря деятельности Князя Юрия Долгорукого, этот глухой край вскоре оживился.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главной заботой этого Князя было распространение христианской веры, гражданского образования и построения новых городов, которые населялись переселенцами из южной России. Кроме старинных городов Ростова и Суздаля, еще были города Ярославль на Волге, Владимир на Клязьме, Переславль-Залесский на Переславском озере; в княжение свое Князь Юрий Долгорукий основал еще новые города: Москву, Юрьев Польский и Нижний Новгород при впадении Оки в Волгу. Таким образом Славянская народность вместе с христианством начала мало-помалу распространяться на Финском Поволжье. Положив основание сильному Суздальскому Княжеству, Князь Георгий Владимирович все-таки постоянно стремился к Киеву, и после немалой борьбы за Киевское престолонаследие восшел на великокняжеский престол; Князю Андрею, как усердному своему сподвижнику, он дал в удел город Вышгород, не в дальнем расстоянии от Киева, на берегу реки Днепра. С юных лет Князь Андрей отличался не только высокой христианской добродетелью, но и воинской отвагой: он не берег себя в пылу битв, но Господь всегда спасал его. От природы был крепок, силен, мужествен и неустрашим; по сказанию летописцев, был неболышого роста, у него были волосы черные, кудреватые, лоб высокий, глаза большие и светлые. Князь Андрей не любил междоусобных распрей, столько бед наносивших южной России для призраков власти и славы. Рожденный и воспитанный на севере, стране тихой и безмятежной, постоянно стремился туда и не раз просил своего отца отпустить его на место своей родины. Вскоре, как бы по особому Промыслу Божию, желание Князя Андрея исполнилось; но только в последствии суждено быть ему не в Ростове, а остаться во Владимире. Живя в Вышгороде, он, по своему благочестивому настроению, любил разговаривать о таких религиозных предметах, которые услаждали его душу: так однажды ему было рассказано о дивных чудесах иконы Богоматери, которая была в Вышгородском девичьем монастыре. По древнему преданию известно, что эта икона написана Святым Евангелистом Лукой, в 450 году перенесена из Иерусалима в Константинополь при Императоре Феодосии Младшем, в половине XII века была привезена из Константинополя в Киев купцом Пирогощею в дар от Константинопольского патриарха Луки Хризоверха Великому Князю Георгию (Юрию) Владимировичу Долгорукому, который и оставил её в Вышгороде в храме девичьего монастыря; в непродолжительном времени эта икона была ознаменована многими чудесами: так, например, однажды была видима не на том месте, где была поставлена, и стояла среди храма на воздухе; в другой раз обращена была лицевой стороной к алтарю; в третий раз видима была в трапезе и много других было замечено чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Карта и ближайшие объекты Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Преподобный Никита, столпник Переяславский родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском. Когда Ростово-Суздальская земля досталась в удел одному из сыновей Владимира Мономаха великому князю Георгию (Юрию) Долгорукому, то с особой силой засветился в той стране свет Христовой веры. Первой и главной заботой сего князя было построение городов и храмов Божиих. Великий князь, посетив жителей у Клещина озера, нашел на одном из возвышений иноческую обитель и близ нее городок, обнесенный высоким земляным валом. Он возымел желание обстроить его и заложил в нем каменную церковь во славу Преображения Господня. Но потом, с течением времени, по расчетам ли экономическим, или по иным каким-либо соображениям, Георгий Владимирович повелел перенести как городок, так и заложенную в нем церковь на берег небольшой речки, названной Трубежом. «Того же лета (1152), — читаем в летописи, — Юрий Владимирович в Суждальстей земли постави многи церкви каменны… во Переяславль переведе от Клещина (озера) заложение церкви и заложи во имя Всемилостивого Спаса». Внезапная смерть сего князя приостановила как устройство города, так и окончательное возведение белокаменной Преображенской церкви. Только при сыне его, великом князе владимирском Андрее Георгиевиче она окончательно была отстроена и украшена «в Переяславле новом». Все это нелегко было жителям Переяславля. На покрытие издержек князя требовался усиленный сбор податей. Уроженец Переяславля Никита, с молодых лет отличаясь жестоким характером, руководил этими сборами. Он нещадно грабил жителей, причинял много зла, собирая огромные суммы денег для себя. По своей ловкости и умению ладить с властелинами города, он не боялся ни доносов, ни наказаний за неправду. Роскошные пиры, устраиваемые Никитой для властей города, и ценные подарки, делаемые им, давали Никите полную возможность проводить время весело и беззаботно, не обращая внимания на то, что многие от его корыстолюбия, алчности и притеснений проливали горькие слезы. Таких же, подобных себе, он имел друзей. Так длилось много лет. Но Милосердный Господь, желающий всех грешников спасти, и Никиту привел к покаянию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Правление кн. Владимира (1113-1125) и его сына св. кн. Мстислава (Феодора) Великого (1125-1132) было временем внутриполитической стабилизации Древнерусского гос-ва. Владимир Мономах объединил в своих руках господство над большей частью Руси, за исключением Чернигова (здесь княжил св. кн. Давид Святославич), Полоцка (где под властью потомков Всеслава наряду со старым Полоцком выдвинулся новый центр - Минск), Волыни (она была владением кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича ) и южноволынской окраины Ростиславичей. Попытки вооруженного протеста против этого господства - со стороны минского кн. Глеба Всеславича в 1115/16-1119 гг. и Ярослава Святополчича в 1117-1118 гг.- окончились плачевно: оба утратили свои столы и погибли, что еще более укрепило положение Владимира Мономаха, приобретшего Волынь. Тогда же, в начале его княжения, был заранее решен и вопрос о наследовании киевского стола: в 1117 г. сидевшего в Новгороде старшего из Владимировичей, Мстислава, отец перевел в киевский пригород Белгород, а Новгород отдал, что показательно, не кому-то из своих следующих по старшинству сыновей ( Ярополку (Иоанну) , Вячеславу, Юрию (Георгию) Долгорукому, Роману, сидевшим соответственно в Переяславле, в Смоленске, в Ростове и на Волыни, или пока безземельному Андрею Доброму), а старшему из внуков - св. кн. Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу . Цель этой меры стала ясна тогда, когда в 1125 г. Киев после смерти Владимира Мономаха был унаследован сначала Мстиславом Великим, а затем, в 1132 г., следующим по старшинству Мономашичем - Ярополком. Радикально решив «полоцкий вопрос» путем изгнания в 1129 г. практически всего потомства Всеслава в Византию, Мстислав Великий оставил младшему брату, казалось бы, вполне устроенное наследство. 1-м политическим шагом киевского кн. Ярополка Владимировича стал перевод кн. Всеволода Мстиславича из Новгорода в Переяславль. Тем самым план Мономаха, скрепленный договором братьев, Мстислава Великого и Ярополка, сводился к существенной корректировке сеньората: Киев после смерти Ярополка должен был перейти не к кому-либо из братьев последнего, а к старшему племяннику Всеволоду; в дальнейшем он должен был остаться в роду Мстиславичей - иначе уже через поколение неумеренное возрастание числа отчичей Киева неизбежно привело бы к политическому хаосу. Т. о., Владимир Мономах стремился спасти любечский принцип отчинности Киева путем нарушения этого принципа по отношению к своим младшим детям.

http://pravenc.ru/text/180439.html

Молись о нас, паломник юный, Что сохранился Богу чистым, Молящийся Пасхальным утром, Убитый в сердце сатанистом, Склонившийся в траве зелёной К земельке-матери сырой, Душою - к Господу влюблённой, К Нему ушедший, как домой... Молитесь реки и овраги, Всё сотворённое, молись О нас, чтоб мы спасенья ради Пересмотрели нашу жизнь, Чтоб меч Христов разрезал сердце, И мысль, и душу пополам, И там нашлось святыни место, И покаянью, и слезам! (Татьяна Русецкая) Эвели 3 мая 2014, 09:07 Царствие небесное рабу Божьему Юрию. Вадим 1 мая 2014, 20:37 Царство Небесное рабу Божию Георгию(Юрию)! Анна 1 мая 2014, 08:28 Спаси Господи!Царство небесное р.б.Георгию! Мария Кашаевская 30 апреля 2014, 17:17 Вечная память р.Б. Георгию! OLGA 30 апреля 2014, 01:38 ne ubivajushih telo...GOSPODI POMILUJ. Елена 29 апреля 2014, 22:23 Мученическую смерть принял.Вечная память р.Б. Георгию! Иван 29 апреля 2014, 18:57 Эти сатанисты до сих пор живут недалеко от монастыря. Их там многие местные знают. Якобы покаялись... А на самом деле продолжают пить кровь православных если не в прямом, то в переносном смысле. года четыре назад тушили зажженную траву вокруг дачь за монастырем и зашли в армейский кунг. там к стене была прибита истекшая кровью распятая собака... Катерина Аверьянова 29 апреля 2014, 16:25 Тронута судьбой Юрия, Царствие ему Небесное. Светлый человек, хорошо, что среди нас есть такие люди.Они эталон жизни. В мире, где душа мечется, как корабль в бурю, они как маяки, не дают пропасть. Ирина 29 апреля 2014, 16:20 Вечная память рабу Божию Юрию! Даниил Мельников 29 апреля 2014, 14:39 О. Феоктист оговорился, не 10, а 20 лет прошло с тех грустных событий. Но это неважно... Вечная память р.Б. Юрию! р.Божия Ирина 29 апреля 2014, 12:31 Царство Небесное рабу Божию Юрию. Анна 29 апреля 2014, 10:33 Так этих сатанистов в очередной раз не нашли?!Как же так...Почему " им " все можно даже на территории монастыря? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/70283.html

И рыбаки их всегда больше вылавливали рыбы, чем городские рыболовы. Словно бы играя, петровские рыбаки бросят сеть и богатый улов извлекают, а городские рыболовы как ни трудятся, а улова почти нет. И пожаловались они князю: «Князь наш, господин, если петровские рыбаки не перестанут ловить, то озеро наше Ростовское будет пусто. Они всю рыбу выловят». Тогда правнуки старого князя сказали Юрию: «Слышали мы изначала, что дед ваш получил грамоты от прародителей наших на место под монастырь ваш и на земли, рубежи которых обозначены, а озеро наше – грамот на него нет; так пусть ваши рыбаки больше в озере не ловят». Так сбылось предсказание старого князя, побратима Петрова, который говорил, что грамоты нужны, чтобы не нарушили договора внуки. Услышав такое, Юрий, внук Петра, пошел в Орду и объявил, что он правнук ханова брата. Дядья же Юрия приняли его с почетом, одарили многими подарками и ханского посла выхлопотали для него. Вот пришел посол в Ростов и остановился в монастыре Петра и Павла, возле озера. Испугались князья ханского посла, стал он судить их с внуком Петровым. Юрий положил перед послом все грамоты, и посол, рассмотрев те грамоты, говорит князьям: «Не ложны ли эти грамоты на земли? Ваша ли вода в озере и есть ли под ней земля? Можете вы воду снять с земли той?» Ответили князья: «Да, господин, не ложны грамоты эти. А земля под водою есть; озеро – наша вотчина, господин. А снять воду с земли не можем, господин». И сказал посол ханский, судья: «А если не можете снять воду с земли, то почему своей называете? Это сотворено всевышним Богом на благо всем людям». И присудил по земле и воду Юрию, внуку Петрову, ханский посол: «Как куплена земля, так и вода, прилегающая к ней». И дал он Юрию от имени хана грамоту с золотой печатью и ушел. И не смогли князья ростовские никакого зла сотворить Юрию. И установилась мирная жизнь на долгие годы. И славили Бога, как повелось еще от родителей, и чтили память святых апостолов со слезами и с радостью, вспоминали с умилением чудеса их, и каждый год поминали своих родителей, раздавая щедрую милостыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. преподобному Исидору Пелусиоту Тропарь преподобному Исидору Пелусиоту, глас 8 В тебе, отче, известно спасеся, еже по образу:/приим бо крест, последовал еси Христу/и, дея, учил еси презирати убо плоть, преходит бо,/прилежати же о души, вещи безсмертней.//Темже и со Ангелы срадуется, преподобне Исидоре, дух твой. Кондак преподобному Исидору Пелусиоту, глас 4 Денницу другую тя Церковь обретши, преславне,/твоих словес молниями освещаема,/взывает ти://радуйся, всеблаженне Богомудре Исидоре. благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому Тропарь благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8 На высоте великаго княжения седя,/явился еси, благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце;/по Святей Троице ревностию разжегся/и за веру крепко пострадав, кровь твою пролиял еси./Тем и отсеченая твоя за Христа глава свидетельствует яве о тебе,/прилепшая по смерти к телеси твоему,/с неюже и до днесь нетленны пребывают мощи твоя,/от нихже источаеши исцеления душам и телесем нашим./Но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие,/непрестанно моли державу твою и сродник твоих//безвредну сохранити молитвами твоими. Кондак благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому, глас 8 Христове смерти подобяся/и Того испити чашу возжелев, яко Живота,/за Негоже мужески подвизался еси, презрев земное царство,/от безбожных варвар пострадав до смерти,/Георгие Богомудре.//Тем моли, спастися верным людем молитвами твоими. Молитва благоверному князю Георгию (Юрию) Всеволодовичу Владимирскому О, богоизбранный чудотворче, преславный угодниче Христов, Церкве Православныя поборниче, Царства Российскаго защитниче, великий княже Георгие! Преклоньше колена, молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия к твоему заступлению, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли милостиваго Бога, Емуже предстоиши с лики Ангел и со всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкве и утвердит в сердцах наших дух правыя веры и благочестия, и избавит нас от всякаго злаго искушения.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010