Тогда он сказал: «Да будут благословлены Иаков и все сыны его Господом, Всевышним, во все века! Да даст тебе Господь семя правды от сынов твоих, которое святило бы Его по всей земле! Да послужат тебе и падут пред семенем твоим все народы! Будь силен пред людьми! И так как ты уподобишься во всем семени Сифа, то да будут пути твои и пути сыновей твоих правыми, чтобы народ твой был свят. Бог , Всевышний, да даст тебе все те благословения, которыми Он благословил меня и которыми благословил Ноя и Адама! Да покоятся они на священном темени (главе) твоего потомства на все роды и до всей вечности! И да сохранит тебя Господь чистым от всякого мерзкого осквернения, чтобы получить тебе прощение во всякой вине, которую ты по неведению совершишь; и да укрепит Он тебя и да благословит тебя, чтобы ты наследовал всю землю. Да восстановит Он завет Свой с тобою, чтобы ты был Ему народом наследия Его во все века! И да будет Он тебе и семени твоему Богом, в действительность и истину, во все дни земли! Помни же, сын мой Иаков, слово мое и храни заповедь Авраама, отца твоего! Не сообщайся с народами, и не ешь с ними, и не поступай по делам их, и не вступай в родство с ними, ибо (всякое) дело их нечисто, и все пути их осквернены и суть мерзость. Свои жертвы они закалают мертвым, и почитают демонов, и едят на могилах; они лишены мудрости, чтобы разуметь, и очи их ничего не видят; как еще погрешать им, если они говорят дереву: «Ты бог мой» и камню: «Ты господь мой и спаситель мой», тогда как они (дерево и камень) не имеют разума? И ты, сын мой Иаков, – Бог, Всевышний, да вспомоществует тебе, и Бог небесный да благословит тебя и да удалит тебя от нечистоты их и от всей греховности их! Берегись, сын мой Иаков, чтобы не брать жены из всего семени дочерей Ханаана; ибо семя его предназначено к истреблению на земле; ибо за вину Хама и за проступок Ханаана будет уничтожено и все семя его, и весь остаток его, и что избегло гибели. И все поклоняющиеся идолам и все упорствующие не имеют надежды в земле живых, но они сойдут в царство мертвых, и пойдут к месту осуждения, и не оставят по себе памяти на земле. Как сыны Содома были истреблены на земле, так будут истреблены все, поклоняющиеся идолам. Не бойся, сын мой Иаков, и не страшись! Бог , Всевышний, будет охранять тебя от погибели, и от всякого пути греховного Он спасет тебя. Здесь в этой стране построишь мне дом, чтобы я положил имя мое на нем, предназначено тебе и семени твоему вовек, и он будет называться домом Авраама. Это предназначено тебе и семени твоему вовек, ибо ты построишь дом мой и имя мое поддержишь пред Богом. Вовек будет пребывать семя твое и имя твое во все роды земли». И он перестал изрекать заповеди и благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Этот закон и свидетельство даны сынам Израилевым как вечный закон для всех родов. III. И в шесть дней второй субботы (седмицы) мы по повелению Господа привели к Адаму всех зверей, и всякий осот, и всех птиц, и все, что движется на земле, и все, что движется в воде, по их родам и видам, именно – зверей в первый день, скот во второй, птиц в третий, все, что движется по земле, в четвертый, все, что движется в воде, в пятый день; и Адам дал им всем имена, и как он назвал их, так и было им имя. И в продолжение этих пяти дней Адам видел все это, самца и самку в каждом роде, что есть на земле, между тем как только он был одинок, и он не мог найти себе никого подобного, кто был бы ему помощником. И Господь сказал мне: «Нехорошо быть человеку одному; создадим ему помощника, подобного ему». И Господь Бог наш навел на него усыпление, чтобы он заснул. И Он взял для жены одно из ребер его, как вещество для жены, и создал плоть вместо него; и Он создал жену и пробудил Адама от сна. И когда Адам пробудился, поднялся в шестой день, и взял ее к себе, и узнал ее, и сказал ей: «Это кость от моей кости, к плоть от моей плоти; она назовется моею женою; ибо от своего мужа она взята. Посему муж и жена да будут одно, и посему он оставит отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей, и будут они одною плотью». И в первую седмицу был создан Адам и его жена 5 , и во вторую седмицу Он (Бог) поставил ее пред ним. И ради сего дана заповедь – семь дней для мальчика, а для девочки дважды семь дней пребывать женщине в ее нечистоте. И после того как Адам пробыл сорок дней в стране, где он был сотворен, мы привели его в сад Едем. Ради сего на небесных скрижалях рожденных предписано: «Если она родила дитя мужеского пола, то должна оставаться в своей нечистоте семь дней, соответственно первой неделе, и тридцать три дня должна оставаться в крови своего очищения, и не должна прикасаться ни к чему святому, ни вступать в святилище, пока она не окончит этих дней, та, которая родила мужеского пола. А родившая младенца женского пола должна две недели, соответственно двум первым неделям, пребывать в своей нечистоте и шестьдесят шесть дней в крови очищения; и будет для нее всего восемьдесят дней. И когда жена (Ева) окончила восемьдесят дней, мы привели ее в сад Едем, ибо он свят во всей земле, и каждое дерево, которое насаждено в нем, свято. Ради сего для рождающей мальчика или девочку установлен закон этих дней, чтобы она не прикасалась ни к чему святому, ни в святилище не входила, пока не окончатся эта дни для мальчика или девочки. Это закон и свидетельство, написанное для израильтян, чтобы они соблюдали это всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

6) «Против апокрифов выступали многие из отцов ранней церкви, например, Ориген , Кирилл Иерусалимский , Афанасий». Здесь пора сказать о том, что Джош Мак-Дауэлл и все вообще протестанты путают «неканонические» книги с апокрифами, в то время как апокрифами называются другие книги, такие как книга Еноха, Юбилеев, евангелия от Петра, от Никодима, от евреев, от Иакова; откровение Седраха, Варуха, Петра, Павла и многие другие, которых никогда не было в Септуагинте и которые Церковь никогда даже не пыталась ввести в библейский канон, которые ни на каком Соборе и ни в каком списке библейских книг никогда не упоминаются, ибо «апокрифы» значит «утаённые» 675 , и они по самой своей сути не могут быть в списке книг, предназначенном для всех, как Библия. Протестанты же совершенно не разделяют «неканонические» книги от апокрифов, и одни и другие книги называют просто «апокрифы». Об утаённых книгах (апокрифах в истинном смысле) ясно говорится в 3Езд.12:37–38; 14:26,44–48 : «Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте; и научи этому мудрых из народа твоего, которых сердца признаешь способными принять и хранить сии тайны. (...) И когда ты совершишь это, то иное объяви, а иное тайно передай мудрым. (...) Написаны же были в сорок дней девяносто четыре книги. И когда исполнилось сорок дней, Всевышний сказал: первые, которые ты написал, положи открыто, чтобы могли читать и достойные и недостойные, но последние семьдесят сбереги, чтобы передать их мудрым из народа; потому что в них проводник разума, источник мудрости и река знания. Так я и сделал». Таким образом, одни ветхозаветные книги предназначались для всех – и достойных, и недостойных, а другие – только для мудрых. Со времен Ездры были написаны и другие тайные книги, в том числе и христианские. Поэтому, как в ветхозаветной Церкви было открытое учение для всех, и учение тайное, лишь для мудрых, для верных и достаточно посвящённых, так это остаётся и в новозаветной Церкви. Именно о тайном учении Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф.7:6 ). О том же говорил и ап. Павел: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными» ( 1Кор.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Безногие, они носятся на плечах, показывая через то людям свою ничтожность; в случае падения их на землю, сами собой они не могут встать; также, если бы кто поставил их прямо, не могут сами собой двигаться, и если бы кто наклонил их, не могут выпрямиться. Как пугало в огороде ничего не сбережет, так и деревянные, оправленные в золото и серебро боги» ( ПослИер. 1: 19–27; 1:69 ). В сопоставлении с этим грубым языческим суеверием богооткровенный закон должен был казаться иудею сиянием небесного света среди всеобщего мрака и служить для него предметом великой гордости. Уже в книге Иисуса сына Сирахова данный Богом закон отожествляется с вечной небесной премудростью, которая «вышла из уст Всевышнего и подобно облаку покрыла землю: она укоренилась в прославленном народе, в наследственном уделе Господа; возвысилась как кедр на Ливане и как кипарис на горах Ермонских. Все это – книга завета Всевышнего, закон, который заповедал Моисей как наследие сонмам Иаковлевым; Он насыщает мудростью, как Фисон, наполняет разумом – как Евфрат и как Иордан во дни жатвы» ( Сир. 24 гл.; ср. Втор. 4:7 ). Такое благоговение к закону поддерживалось даже в иудеях рассеяния, более подчинившихся влиянию эллинизма: «один только наш закон, говорит Филон, остается тверд, непоколебим и неразрушим, как бы он запечатлен печатью самой природы, – остается непрерывно от дня, когда он был записан, доныне, и есть надежда, что он останется бессмертным на всю вечность, пока пребудет солнце, луна, все небо и мир» 404 . А в книге Юбилеев закону по-видимому приписывается домирное и едва ли не вечное существование; по представлению автора этой книги, постановления закона уже существовали и имели практическое применение не только при патриархах и в первые времена человеческого рода, но еще до сотворения людей; в апокрифе делаются постоянные указания, что то или другое постановление закона было написано первоначально па небесных скрижалях и уже потом было сообщено людям, сначала через патриархов, а потом через Моисея 405 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Бог, Всевышний, да даст тебе все те благословения, которыми Он благословил меня, и которыми благословил Ноя и Адама! да покоятся они на священном темени (главе) твоего потомства на все роды и до всей вечности! И да сохранить тебя Господь чистым от всякого мерзкого осквернения, чтобы получить тебе прощение во всякой вине, которую ты по неведению совершишь: и да укрепит Он тебя и да благословит тебя, чтобы ты наследовал всю землю. Да восстановит Он завет Свой с тобою, чтобы ты был Ему народом наследия Его во все века! И да будет Он тебе и семени твоему Богом, в действительность и истину, во все дни земли! Помни же, сын мой Иаков, слово мое, и храни заповедь Авраама, отца твоего! Не сообщайся с народами, и не ешь с ними, и не поступай по делам их, и не вступай в родство с ними, ибо (всякое) дело их нечисто, и все пути их осквернены и суть мерзость. Свои жертвы они закалают мертвым, и почитают демонов, и едят на могилах; они лишены мудрости, чтобы разуметь, и очи их ничего не видят; как еще погрешать им, если они говорят дереву: «ты бог мой» и камню: «ты господь мой и спаситель мой», тогда как они (дерево и камень) не имеют разума? И ты, сын мой Иаков, – Бог, Всевышний, да вспомоществует тебе, и Бог небесный да благословит тебя, и да удалит тебя от нечистоты их и от всей греховности их! Берегись, сын мой Иаков, чтобы не брать жены из всего семени дочерей Ханаана; ибо семя его предназначено к истреблению на земле; ибо за вину Хама и за проступок Ханаана будет уничтожено и все семя его, и весь остаток его, и что избегло гибели. И все покланяющиеся идолам и все упорствующие не имеют надежды в земле живых, но они сойдут в царство мертвых, и пойдут к месту осуждения, и не оставят по себе памяти на земле. Как сыны Содома были истреблены на земле, так будут истреблены все, покланяющиеся идолам. Не бойся, сын мой Иаков, и не страшись! Бога Всевышний будет охранять тебя от погибели, и от всякого пути греховного Он спасет тебя. Здесь в этой стране построить мне дом, чтобы я положил имя мое на нем, предназначено тебе и семени твоему во век 168 , и он будет называться домом Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Владыка и Судья, Промыслитель всего – Адонай Ягве, слышит зов Авраама, слышит зов сердца, в котором непоколебимая вера зазвучала отголосками отчаяния и непонимания... 5.4. Кто будет наследником? Аврам сказал: Владыка Ягве! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Ягве к нему, и сказано: не будет он твоим наследником; но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником ( Быт. 15:2–4 ). Сердце Авраама не сомневалось в обетовании Божием. Ум его трезво осознает наступившую, по природе, невозможность иметь детей. Он – стар. Сарра – бесплодна. Как примирить сердце и ум? Что Ты дашь мне? Чего мне ожидать? Детей уже не жду. По природному естеству, я остаюсь бездетным. Но вот, в знакомом Аврааму хурритском семейном праве наследником может быть и один из домочадцев, как правило, старший. По смирению, по непривязанности к земному, Авраам согласен и на это. Он, как бы, готов закрыть глаза на то, что при этом не происходит буквального исполнения обетования Божия. По смирению согласен, но, верующая каждому слову, явившегося Бога, душа, стонет – где же обетование?.. Наследником своим Авраам видит Елиезера, своего домоправителя. По преданию, Авраам шел в землю Ханаанскую через Дамаск. Некоторое время проведя в Дамаске, Авраам был там признан как пророк и провозглашен Божьим князем. Там, в Дамаске, к Аврааму присоединился Елиезер, став его домоправителем. Распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. В славянском переводе, соответственно с LXX, говорится: Сын же Масек домочадицы моея. Подобно этому, сказано и в «Книге Юбилеев»: «Сын Масек, сын моей рабыни, это – Дамаск, Елиезер» 460 . Равви Берман, кстати, тоже утверждает, что еврейское соответствует, скорее, выражению: «Дамаск Елиезера», чем «Елиезер из Дамаска», хотя большинство переводов дают «Елиезер из Дамаска». Еврейское (бен-Мешек) означает «сын владения». Авраам готов «сына владения» видеть «сыном обетования», но тут же и смущается этим. «Сын владения» означает человека, чем-либо распоряжающегося. Переводчики передают это выражением: распорядитель в доме. Семьдесят толковников же принимали это выражение, как собственное имя: υς Μασχ «сын Масек», что и передано в славянском переводе.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Для национально-политического или рационалистического направления нужно было прежде всего спасение народа, как доказательство силы Иеговы Бога Израилева перед богами других народов, как награда по договору за исполнение тех заповедей, которые и дарованы были в таком большом количестве лишь за тем, чтобы народ имел тем больше прав на награду 24 . При таком взгляде на дело национальные элементы в будущих ожиданиях необходимо должны были выдвинуться на первый план. Вполне естественно и понятно, при чтении пророков лицами этого направления преимущественно были усвоены, в противоположность апокалиптикам, чаяния их, относящиеся к жизненно-практической стороне народа иудейского, как такого. Мессия для них был дорог не как откровение живого Бога, а как носитель великих благ для своего народа. Поэтому не удивительно, что за деревьями будущих благ забывается иногда и Мессия (как, например, в книгах Юбилеев, Вознесении Моисея и др.). – Первым литературным памятником, где дает себя знать рациональное направление, является книга Сираха. В ней именно проводится идея о законе, как главнейшем источнике спасения и не упоминается о Мессии. Сильно себя дает знать национально-политическое направление в книгах Варуха и Товита 25 . В книге Варуха, например, читаем: «Дерзай, народ мой, памятник Израиля. Вы преданы язычникам, не на погибель, но за то, что вы прогневали Бога, вы преданы врагам... Дети! Потерпите постигший вас от Бога гнев: преследовал тебя враг, но ты скоро увидишь погибель его и наступишь ему на шею» (Апок. Варуха.4:5–6, 25, ср. 5:5–9). Β книге Товита будущие чаяния, как и в книге Варуха без Мессии, излагаются в Тов.13 . Наиболее полно, но не в грубо чувственном виде изложены мессианские ожидания в апокрифической книге: «Псалмы Соломона», появившееся около 48 года до Р.Х. 26 и проникнутые мыслью о непреложности правды Божией, карающей нечестивого и милующей праведника. Наиболее богаты мессианскими и эсхатологическими элементами Пс.17 и Пс.18 . В них проводятся две мысли, по-видимому, исключающие друг друга, что Бог Сам есть Царь Израиля 27 и что, с другой стороны, семя Давида будет вечно на престоле 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

е. праздник начатков жатвы, со своим отцем Авраамом. И Авраам обрадовался, что пришли два его сына. Именно, Исаак имел много имущества в Вирсавии (Bersaba), и ходил туда, чтобы осмотреть свое имущество, и возвратился теперь к своему отцу. И в эти дни пришел Измаил, чтобы видеть своего отца; и они пришли оба вместе. Тогда Исаак заколол жертву, во всесожжение, и принес ее на жертвеннике своего отца, устроенном им в Хевроне, и принес жертву, и сделал торжественный пир своему брату Измаилу. И Ревекка приготовила новый хлеб из нового жита; и она дала его Иакову, своему предпочтенному сыну, чтобы он отнес своему отцу Аврааму первый плод земли, дабы он ел и благословил Творца всех вещей, прежде чем умрет. И Исаак также послал чрез Иакова, предпочтенного, Аврааму от благодарственной жертвы, чтобы он ел и пил. И он ел и пил, и благословил всевышнего Бога, Который создал небо и землю, и распростер всю землю, и дал сынам человеческим пищу и питие. И он благословил своего Творца: «и ныне благодарю Тебя, Боже мой, что Ты удостоил меня видеть сей день. Вот я теперь ста семидесяти пяти лет, седой и престарелый. И все мои дни – суд мира: меч ненавистника не победил меня: (...) 167 и во всем, что Ты давал мне и моим детям во все дни жизни моей до сего дня. Боже мой. да будет милость Твоя на рабе Твоем и на семени его сыновей, чтобы оно было для Тебя избранным народом и наследием пред всеми народами земли, отныне до всех дней родов земли, во все века». И он подозвал Иакова и сказал ему: «сын мой Иаков! да благословит тебя Бог всех вещей, и да укрепит тебя – совершать правду и волю Его (...), и изберет тебя и семя твое, чтобы вы были Ему народом, как наследие Его, согласно Его воле! И подойди сюда, сын мой Иаков, и поцелуй меня!» И он подошел и поцеловал его. Тогда он сказал: «да будут благословлены Иаков и все сыны его Господом, Всевышним, во все века! Да даст тебе Господь семя правды от сынов твоих. которое светило бы Его по всей земле! Да послужат тебе и падут пред семенем твоим все народы! Будь силен пред людьми! И так как ты уподобишься во всем семени Сифа, то да будут пути твои и пути сыновей твоих правыми, чтобы народ твой был свят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И в новолуние четвертого месяца Адам и его жена вышли из рая Еден, и жили в земле Елдад, в той земле, где они были созданы. И Адам дал имя жене своей Ева . И у них не было ни одного сына до первого юбилейного года 74 . И после сего он познал ее. Он же обрабатывал свою землю, как был научен в саду Еден. Глава IV И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван 75 . И в первую седмину третьего юбилея Каин убил Авеля, ибо Он (Бог) принял дар от руки его милостиво, а от руки Каина жертву плодов не милостиво. И он убил его на поле, и его кровь вопиет от земли к небу, восклицая, что он убит. И Бог наказал Каина за Авеля, которого он убил, и сделал его проклятием на земле за кровь его брата, и проклял его на земле, ради чего на небесных скрижалях написано так: «да будет проклят, кто убивает своего ближнего по злобе, и все видящие это должны говорить: да будет так 76 ! И человек, который видит и не объявит сего, да будет проклят, как он!» Ради сего мы являемся к Господу, Богу нашему, возвещать все грехи, которые совершаются на небе и на земле, во свете и во тьме, и всюду. И Адам и его жена скорбели об Авеле четыре седмины. И в четвертый год пятой седмины он утешился, и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя – Сиф; ибо он сказал: «Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его». В шестую седмину он родил свою дочь Азуру 77 . И Каин взял себе свою сестру Аван в жену, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох. И Адам познал свою жену Еву, и Она родила еще девять сыновей. И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жену свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса. И он первый начал призывать имя Господне на земле. И в седьмой юбилей в третью седмину Энос взял свою сестру Ноаму (Noamha) 78 в жену, и она родила ему сына в третий год пятой седмины, и он нарек ему имя Каинан. И в восьмой юбилей в конце его Каинан взял свою сестру Муалелиту (Mualelith) 79 в жену, и она родила ему сына в девятый юбилей, в первую седмину, в третий год той седмины, и он нарек ему имя Малалел. И во вторую седмину десятого юбилея Малалел взял себе в жену Дину, дочь Боракиэла (Borakihel), дочь сестры его отца, – себе в жену, – и она родила ему сына в третью седмину в шестой год, и он нарек ему имя Иаред; ибо в его дни сошли на землю 80 ангелы Господни, которые назывались стражами, чтобы научить сынов человеческих совершать на земле правду и справедливость 81 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

И в пятнадцатый день мы связали его, чтобы он не обвинял сынов Израиля, в тот день, когда они требовали у египтян утварь и одежды, утварь серебряную, золотую и медную, чтобы обобрать египтян за то, что когда они служили им, они сильно притесняли их; и мы не допустили, чтобы сыны Израиля вышли из Египта с пустыми руками. Глава XLIX Вспомни заповедь, которую дал тебе Господь относительно пасхи, чтобы ты соблюдал ее в свое время, в четырнадцатый день первого месяца, чтобы ты заколол его (агнца), прежде чем наступит вечер, и чтобы ели его ночью, в вечер пятнадцатого дня, с солнечного захода. Ибо день этот есть первый праздник и первый день пасхи. И вы ели пасху в Египте, в то время, как все силы Мастемы были освобождены, чтобы умерщвлять всякого первенца в стране египетской, от первенца Фараонова до первенца пленной рабыни на мельнице и до скота. И вот знамение, которое дал им Бог . В каждый дом, у которого дверной косяк был обрызган кровию агнца, в этот дом они не должны были входить для избиения находящихся в нем, так что все, бывшие в этом доме, спаслись, потому что на двери был знак крови. И силы Господни сделали все, что только Господь повелел им, и прошли мимо всех сынов Израиля. И на них не простерлось бедствие, чтобы погубить из них чью либо душу, ни на скот, ни на человека, ни даже на собаку. В Египте же бедствие было очень велико, и не было дома, в котором не было бы умершего, и плача, и сетования. И весь Израиль спокойно вкушал пасхальное мясо, и пил вино, и хвалил, и благодарил, и прославлял Господа, Бога отцев своих, и приготовлялся к исходу из под ига рабства и из злого Египта. И ты помни этот день во все дни твоей жизни, раз в год, в свой (определенный) день, согласно со всем законом относительно сего, и не смешивай этого дня с другим и этого месяца с другим. Ибо это вечное установлено, и оно начертано на небесных скрижалях для сынов Израиля, чтобы они каждый год соблюдали праздник, один раз в год, во все свои роды; и нет предела времени сему, но он (праздник) утвержден на век.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010