Даже перед лицом смертельной опасности этот человек дал волю той неуемной гордости, которая всегда в нем присутствовала. Опасаясь надругательства над собственным телом, он просил своего оруженосца, чтобы тот убил его, пресек жизнь. Оруженосец отказался это сделать. Отказался, во-первых, избегая прямого нарушения шестой заповеди, и во-вторых, избегая пролития царской крови. Смерть Иудейского царя означала полное торжество Филистимлян, отныне они чувствовали себя хозяевами во всей стране. Тела Саула и его сыновей были повешены на стене крепости Беф-Сана, как трофеи. Ночью жители Иависа, некогда спасенного Саулом, сняли трупы и предали их погребению. Давида глубоко поразило известие о смерти Саула и Ионафана, и хотя были вражда и соперничество с царским домом, он невольно выражал эту скорбь и написал по смерти Ионафана прекрасную лирическую поэму: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем… Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» ( 2Цар. 1:19–27 ). h9 Вторая Книга Царств История царствования Давида и его сына и преемника Соломона излагается во 2 книге Царств и 1 и 2 книгах Паралипоменон. 2 книга Царств может быть условно разделена на 3 части. Первые четыре главы объемлют предварительное царствование Давида над коленом Иудиным, когда столица его была расположена в Хевроне и когда Иерусалим не был еще в руках народа Божия. Главы с 5 по 10 рассказывают о царствовании Давида над всем народом израильским от взятия Иерусалима до основного грехопадения Давида. Третья часть с 11 по 18 главы, т.е. до конца книги Царств говорит о тех обстояниях, которые явились духовными последствиями угасания духа в самой личности Давида и явились духовными последствиями его греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Даниил начал соображать «число лет», – прошло ли 70 лет «над опустошением Иерусалима». – В таком случае пророк Даниил был таким же непосредственным продолжателем Исаии в пророчестве о судьбе иудейского народа под игом царств языческих, каким был Исаия в отношении к пророчествам Моисея о плене народа Израильского (хотя отрицательная критика утверждает обыкновенно, что пр. Даниил жил во времена Маккавейские). Что пророк Даниил имел пред собою книгу Исаии, когда «соображал по книгам число лет» и размышлял о судьбе царств, это видно из следующего за молитвою Даниила видения о 70 седьминах. В конце 9-й главы пр. Даниил употребляет выражение, заимствованное именно из Исаии 28:22: «окончательная определенная гибель»; о зависимости Даниила 9:27 от Ис.28:22 свидетельствует еще то, что пр. Даниил употребляет, как образ неразрушаемого со стороны царств мира царства Божия «камень» ( Дан.2:44 ), – образ пророка Исаии в той же 28 главе 16 ст. 319 Но можно думать, что книга пророка Исаии была пред Даниилом именно в теперешнем ее виде. Так, слова пр. Даниила: «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная» – не есть ли раскрытие смысла пророчества (в Ис.53 гл.) о Рабе Господнем «Праведнике», Который «оправдает многих» (ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»), Который «понесет грехи многих и за преступников сделается Ходатаем»; Который «предан на смерть», но «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (ср. Дан. «предан будет смерти Христос, но не ради себя» 320 ), Который будет «заветом народа» ( Ис.49:8; 42:6; 55:3 ; ср. Дан.9:27 : «утвердит завет для многих»). Название – «Христос Владыка» соответствует Исаии 55:4 и 61:1. Название «Сын Человеческий» также, по-видимому, стоит у Даниила (7:13) не без отношения к словам Исаии в 52:14: «обезображен был паче всякого человека лик Его, и вид Его паче сынов человеческих» 321 . Если же у пророка Даниила оказывается сходство с 28, 29, 25, 26 главами, теперь помещенными рядом в книге пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Завет Господа с Давидом по книгам Царств Первое по времени происхождения упоминание о заключении завета между Господом и Давидом встречается во 2-й книге Царств (2 Цар. 7:12-16). После того как Давид сообщил Нафану о своем желании построить храм для ковчега Божия, ночью пророку было откровение, что не Давид, а его потомок построит Господу «дом» (ст. 13). Затем последовало обещание, что царство потомков Давида «устоит во веки» (ст. 16). Даже если потомок Давида согрешит и за это будет наказан «ударами сынов человеческих», Господь не отнимет от него Своих милостей (ст. 14). Последние слова умирающего «сладкого певца Израилева» передают уверенность в непреложности завета: «Завет вечный ( ) положил Он со мною [Давидом], твердый и непреложный» (2 Цар. 23:1,5). Несмотря на процветание государства в период правления Соломона, его деспотизм по отношению к угнетаемым согражданам подал повод для Девтерономиста (D) стать на сторону оппозиции с антимонархическими настроениями (ср. Втор. 17:14-20 и 1 Цар. 8:5-20) . Ответ Господа пророку Самуилу на просьбу народа поставить царя «как у прочих народов» лишен всякой симпатии к царской власти: «…отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними» (1 Цар. 8:7). Посему, несмотря на идеализацию Давида как «народного героя», вряд ли можно сделать вывод, что книги Самуила сакрализируют царскую власть как таковую. Саул, скорее всего, тоже рассчитывал на «всегдашнее» царствование над Израилем, но потерял это право за непокорность Господу (1 Цар. 13:13-14). Несколько иную картину мы находим в 3-й книге Царств (3 Цар. 2:4). Лежа на смертном одре, Давид наставляет своего сына Соломона хранить завет Господа Бога, соблюдать уставы и постановления по написанному в законе Моисеевом, чтобы Господь исполнил обещание: «Если сыны твои будут наблюдать за путями своими, чтобы ходить предо Мною в истине от всего сердца своего и от всей души своей, то не прекратится муж от тебя на престоле Израилевом» (ст. 4). На устах умирающего отца в данном тексте нет никаких упоминаний о грехе сына, за совершение которого Бог может побить его палкой (см. 2 Цар. 7:14).

http://bogoslov.ru/article/6177151

Здесь пророк соединяет со словом двойное значение – как собственного имени Египта и как прилагательного: «храбрый». – Заметно единство по всей книге отчасти и в представлении о других народах и судьбах царств. Так разрушителями Вавилона по 13 главе являются Мидяне, «которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту» (17 ст.); по 21 гл., 2 – Елам и Мид; по 45-й главе – Кир, который еще не называется царем персидским (как в послепленных книгах Ездры, Даниила, 2 Паралином.; и это вполне согласно с тем обстоятельством, что во времена Исаии персы еще не имели такого значения, как мидяне), а скорее царем как бы одного мидоперсидского царства; о Кире, как и о Мидянах (13:17), говорится, что он отпустит пленников Израиля «не за выкуп и не за дары» (45:17). – Равным образом о Вавилоне говорится, что он представлял себя «госпожою царств» (47:7), что Господь «иссушит бездну» и «реки» Вавилона (44:27); также и в 14:6, что он «господствует над племенами с неудержимым преследованием», – в 21:2, что от него были «все стенания царств» (21:2); а в 21:1 Вавилон называется «пустыней приморской» (ср. 14:22; 13:19–22; ср. 23:13). Во всех трех пророчествах о Вавилоне образ погибели Вавилона представляется в одинаковой форме: «пал (на землю) Вавилон, и идолы его разбиты» (14:12; 13:19; 21:9; 46:1–2; 47:1). 295 Ср. 33:11, где о народах употребляется тот же образ выражения, как в 40:6–8: «вы беременны сеном, разродитесь соломою, дыхание ваше огонь, который пожрет вас». 298 «Встал Рабсак и возгласил громким голосом» и сказал: «слушайте слово царя великого, царя Ассирийского». 299 «Жители сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали, как трава на поле и нежная зелень, как опаленный хлеб, прежде нежели он выколосился»... Образ же «трости надломленной» встречается в 36:6 в приложении к фараону, на помощь которого надеялись жители Иерусалима. 300 В виду сказанного нет необходимости останавливаться на разборе того мнения ученых, что «действительное настоящее Исаии, историческое положение времени Езекии нигде не обнаруживается» в отделе 40–66 гл.; что пророк «нигде не делает различия между своим идеальным настоящим и действительным», что он «всецело живет и парит (schwebt) в плену» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Лeb.XXVI:20 . И будет вотще крепость ваша, и земля ваша не даст семене своего, и древа села вашего не дадут плода своего. И будет вотще крепость ваша тщетны будут все усилия ваши восстановить плодородие земли. И земля ваша не даст семене своего не возвратит посеянного, так что вам придется искать пищи из древесных плодов, но и древа селя вашего (полевые) не дадут плода своего. Угроза голодом сбылась при Ахааве по слову пророка Илии (3 Царств XVII, 1; X40;III, 1). Был также семилетний голод при сыне Ахаава Иораме, по слову Елисея (4 Царств VIII, 1). Лeb.XXVI:22 . И послю на вы звери лютые земные (полевых), и поядят вас, и потребят скоты ваша, и умалены сотворю вы. Предрекаемое в сем стихе бедствие должно постигнуть нечестивых не в одно время с предсказанным в рассмотренных предшествующих двух стихах, а после него, когда оно не вразумит их, – как видно из 21 стиха, опущенного в паримии. – И послю на вы звери лютыя. После всемирного потопа Господь, утверждая Своим благословением господство людей над всеми животными, сказал «да страшатся и да трепещут вас все звери земные» ( Быm IX, 2 ). Но у людей нечестивых Господь грозит отнять это благословение. Дикие звери вместо того, чтобы бояться их, сами будут наводить на них страх они бесстрашно будут нападать не только на домашний скот их и пожирать его, но и люди будут делаться их добычею и вследствие того народонаселение страны должно будет значительно уменьшиться умалены сотворю вы. Не можем указать на факты в подтверждение того, как сбылись эти угрозы над Евреями, но об инородцах, которые, по отведении в Ассирийский плен Израильтян, переселены были на их место и смешались с остатками туземцев, известно, что в наказание за то, что они не чтили Господа сей земли, не знали закона Его, Господь посылал на них львов, которые умерщвляли их (4 Царств. XVII, 25–26). Подобное могло быть когда-либо с природными Израильтянами. Лeb.XXVI:33 . И потребит вы находяй меч. И будет земля ваша пуста, и грады ваши пусты. И потребит вы находяй меч.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Отсюда с достоверностью можно заключить, что библейские источники и не имеют своей задачей дать подробные сведения о числе пленников, так как в пунктах, согласных между собою, различаются в указаниях числа пленников, а в пунктах различных не дают точного обозначения количества уведенных в плен, за исключением Иеремии ( Иер. 52:28,30 ). Поэтому и цифру 14600 мы не можем признать общим итогом всего народа, отведенного в плен; даже с уверенностью можно сказать, что и свидетельство 4 книги Царств ( 4Цар. 24:11–16 ) при внимательном его анализе дает повод к мнению о большем количестве взятых в плен в это время, чем только 8000–10000. Для доказательства высказанной мысли следует обратить лишь внимание на текст указанного свидетельства: «и вышел Иехония, царь иудейский, к царю вавилонскому, он и матерь его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, и взял его царь вавилонский... ( 4Цар. 24:12 )... И выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, 10000 было переселенных, и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли ( 4Цар. 24:14 ). И переселил он Иехонию в Вавилон, и мать царя и жен царя, и евнухов его и сильных земли отвел на поселение из Иерусалима в Вавилон ( 4Цар. 24:15 ). И все войско числом 7000, и художников и строителей 1000, и всех храбрых, ходящих на войну, отвел царь Вавилонский на поселение в Вавилон ( 4Цар. 24:16 )». Справедливо говорит один из западных ученых ортодоксального направления, что указанный текст книги Царств «ist nicht ohne Bedenken» 217 . Здесь прежде всего бросается в глаза повторение одной и той же мысли в разных стихах: 4Цар. 24:12 говорит о переселении Иехонии, о том же говорит и 4Цар. 24:14–15 говорит о переселении войска, плотников и др. в числе 10000 человек, 4Цар. 24:16 говорит о том же, но указывает цифру переселенных 8000. Некоторые ученые прибегают здесь к допущению интерполяции, дублетов; но, оставляя в стороне такие смелые догадки, мы можем настаивать на той мысли, что текст 4 книги Царств ( 4Цар. 24:11–16 ) дает основание к предположению большего количества пленных в это время, чем только 8000 или 10000.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лейтон Фредерик, " Давид " , фрагмент Кто такой Давид в Библии? 2 мин., 15.08.2015 Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов  «Библейские персонажи» . Сегодня мы говорим о том, кто такой царь Давид. Давид (имя в переводе с древнееврейского значит «возлюбленный») - второй царь Израиля, победитель великана Голиафа, отец мудрого царя Соломона, автор библейской книги псалмов. О Давиде можно прочитать в Первой книге Царств (1 Цар. 16-30), Второй книге Царств, Третьей книге Царств (3 Цар. 1-2), Первой книге Паралипоменон (1 Пар. 11-23, 28-29). Также он упоминается еще в 10 книгах Ветхого Завета, Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, Деяниях святых апостолов, посланиях апостола Павла к Римлянам и Евреям и в Откровении апостола Иоанна Богослова. Давид родился в Вифлееме, его отца звали Иессей. Белокурый мальчик с красивыми глазами и приятным лицом (1 Цар. 16:12) искусно играл на гуслях и стал при дворе первого израильского царя Саула музыкантом и оруженосцем. Он победил великана-филистимлянина Голиафа, убив его камнем из пращи (1Цар. 17), за что стал военачальником и снискал большую славу в народе. Саул стал преследовать Давида, но тот спасся, успешно воевал с соседним народом - амаликитянами - и мужи из колена Иудина в Хевроне  «помазали Давида на царство над домом Иудиным» (2 Цар. 2:4). Когда умерли Саул и его наследник Иевосфей, старейшины Израиля пришли в Хеврон, заключили с Давидом завет и помазали его в царя над всем Израилем (2 Цар. 5:3). В итоге Давид «царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою» (2 Царю 5:5). При нем Иерусалим стал столицей, и Давид перенес туда главную святыню Израиля – ковчег завета. Когда несли ковчег, «Давид и все сыны Израилевы играли на всяких музыкальных орудиях, и Давид скакал из всей силы пред господом» (2 Цар. 6:5,14).

http://foma.ru/kto-takoy-david-v-biblii....

Итак, при свете божественной истины нам не трудно будет постигнуть истинный смысл рассказа об Аэндорской волшебнице. И я советую освещать этим светом все вообще библейские рассказы, которые, в буквальном их значении, могут показаться странными. Приступая к обсуждению этого рассказа, мы прежде всего должны узнать, кто именно записал его. В еврейском списке Библии первая и вторая Книги Царств названы книгами Самуила пророка; но так как в главе 25-й первой книги говорится о смерти Самуила, а затем и о событиях, последовавших после его смерти, то понятно, что как вся вторая Книга Царств, так и главы 25-я и последующие первой книги, не могли быть написаны пророком Самуилом. В 29-й главе первой Книги Паралипоменон ( 1Пар.29:29–30 ) сказано: Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца, равно и все царствование его, и мужество его, и происшествия, случившиеся с ним и с Израилем и со всеми земными царствами. Эти слова летописца доказывают, что царствование Давида описано пророками Нафаном и Гадом; но кем описаны последние дни царствования Саула, остается неизвестным. Из самого рассказа о посещении Саулом Аэндорской волшебницы видно, что свидетелями вызывания духа Самуила были, кроме самой волшебницы, царь Саул и двое слуг его. Следовательно, кто бы ни записывал происшедшее у волшебницы, мог записать только со слов этих свидетелей или словами их; а в словах их должно было отражаться то невольное волнение, которое они испытывали, переступая порог волшебницы. Если, при виде многочисленного стана филистимского, Саул испугался, и крепко дрогнуло сердце его; если он, желая знать исход предстоявшей битвы, прибег к Господу с молитвою открыть ему будущее, во сне ли или при бросании палочек, урим и пурим, и не получил никакого ответа; если, наконец, он вспомнил предсказания умершего уже Самуила о предстоящей ему гибели, – то понятно, с каким страхом входил он к волшебнице, желая хотя бы через нее узнать, что будет с ним. И те слуги его, которым он решился довериться, испытывали, несомненно, то же чувство страха, которое овладело их повелителем. Словом, все трое находились тогда в таком нервном состоянии, когда люди бывают склонны видеть не то, что в действительности происходит пред ними, а то, что рисует им их расстроенное воображение, и слышать те слова, какие они сами себе внушают. Поэтому, к рассказу таких свидетелей надо относиться с большою осторожностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Больше почвы для своих возражений находят противники подлинности книги в историческом содержании её. В этом содержании они стараются отыскать или взаимные противоречия одного повествования другому в самой книге, или противоречия между сказаниями книги и повествованиями других книг священных, равно как и вне библейскими сказаниями о Халдейском и Мидо-Персидском царствах, или, наконец, просто нечто неестественное, невероятное; и на основании всего это построевается ими заключение о недостоверности повествуемого и, значит, о позднейшем, на основании устных сказочных преданий, составлении содержания книги. Для большего удобства мы будем рассматривать эти возражения по порядку повествований книги. а) Повествование первой главы В повествовании 1 гл. сказание 1 и 2 ст. даёт повод защитникам маккав. происхождения книги к самым усиленным указаниям на противоречие книги, как самой себе, так и другим книгам писания. В этих стихах о походе Навуходоносора на Иерусалим мы читаем: «в третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришёл Навуходоносор, царь вавилонский, к Иерусалиму и осадил его. И предал Господь в руку его Иоакима, царя Иудейского, и часть сосудов дома Божия, и он отправил их в землю Сеннаар, в дом бога своего, и внёс эти сосуды в сокровищницу бога своего». О том же походе в 4 кн. Цар. (24:1) сообщается: «во дни его (Иоакима) выступил Навуходоносор царь вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него», и в 2 кн. Парал. (36:6–7): «против него (Иоакима) вышел Навуходоносор, царь Вавилонский, и оковал его оковами, чтобы отвести его в Вавилон, и часть сосудов дома Господня перенёс Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своём в Вавилоне». Но ни в книге царств, ни в книге Паралип. не указывается год первого взятия Иерусалима Навуходоносором. Между тем сопоставляя эти сказания со сказаниями книги прор. Иеремии в гл. 46:2; гл. 25 и 36, мы должны прийти к тому твёрдому заключению, что первое взятие Иерусалима Навуходоносором было не в 3-й г.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

   В этом отношении третья и четвертая книги Царств частью отличаются от прежде рассмотренных исторических книг, частью сходны с ними. Отличаются обозреваемые книги тем, что упоминают много раз о древних исторических писаниях, имевших общеизвестный во время писателя исторический авторитет и всем легко доступных для чтения. О подобных записях, а тем более обширных «книгах,» мало и редко говорилось в ранее нами обозренных исторических писаниях. Писатель 3 и 4 книг Царств упоминает часто о следующих памятниках письменных: 1) «Книга словес Соломона (3Цар.11:41), в коей описаны были прочил события Соломона (умолчанные или кратко лишь упомянутые священным историком) и все, что он делал и мудрость его.» 2) «Книга словес дней царей иудейских.» Цитируется 15 раз в истории иудейского царства, как такое повествование, в коем заключаются подробные сведения о «прочих событиях и делах Ровоама» (3Цар.14:29), Авии (3Цар.15:7), о «делах Асы, всех его подвигах и городах, которые он построил» (3Цар.15:23); о «прочих делах Иосафата и подвигах его и как он воевал» (3Цар.22:45); о делах Иорама (4Цар.8:23), Иоаса, Иоафама, Ахаза, Амасии, Азарии (4Цар.12:19; 14:18; 15:6, 36; 16:19); «прочее о Езекии и о всех подвигах его и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (т. е. в Иерусалим — 4Цар.20:20); «прочее о Манассии и обо всем, что он сделал и о грехах его, в чем он согрешил» (4Цар.21:17), о делах Аммона и Иосии (4Цар.21:25; 23:28). Последним упоминается Иоаким и его дела (4Цар.24:5). 3) Аналогично содержание и третьего обширного письменного памятника — «Книги словес дней царей израильских,» цитируемой 18 раз и заключающей «прочил дела» израильских царей: Навата, Ваасы, Охозии, Захарии, Менаима, Факии (3Цар.15:31; 16:5, 14; 4Цар.1:18; 15:11, 21, 26), — и особые подробности в правлении некоторых из них, например, «как воевал и как царствовал Иеровоам, сын Навата» (3Цар.14:19), заговор Замврия (3Цар.16:20), «мужество» Амврия, Ииуя и Иохаза, которое они показали (вероятно в войнах и правлении — 3Цар.16:27; 4Цар.10:34; 13:8), построенный Ахавом дом из слоновой кости и города, которые он построил (3Цар.22:39), «мужество Иоаса и как он воевал с Амасиею царем иудейским» (4Цар.13и 14:15), мужественные подвиги Иеровоама 2-го, «как он воевал и возвратил Израилю Дамаск и Емаф,» принадлежавшие Иуде (4Цар.14:28), заговор Селлума (4Цар.15:15). Последним упоминается Факий и его дела (4Цар.15:31). Таковы три, очевидно обширные, письменные памятники, заключающие сведения более пространные и полные о событиях и лицах описываемого священным историком времени.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010