А общий вывод тот, что надписания 30:1 и 31:1 не могут служить серьезным доказательством происхождения 30:1–33 и 31:1–9 не от Соломона 237 . Но признавая в книге Притчей мудрость Соломона, не можем утверждать, чтобы существуя в каноне книга Притчей получила от свмого Соломона тот вид и состав, в каком она существует ныне в еврейском тексте. В этом отношении книга Притчей отчасти сходна с Псалтирью, и православный богослов имеет право раздельно говорить о происхождении притчей и происхождении «книги» Притчей. Основание для сего заключается в самой книге в 25:1, где читаем: и это Притчи Соломона, которые собрали мужи Езекии, царя иудейского. В греко-славянском переводе это место еще яснее читается: сия Притчи Соломони, бывшия нерасположенны (α ρικριτοι), яже списаша друзи Езекии, царя иудейска. Из этого свидетельства ясно, что притчи Соломона частью, до 25 главы, были собраны и «расположены» в настоящем порядке до царя Езекии, а частью с 25 главы, при этом благочестивом царе его «друзьями». Кем были собраны Притчи 1–24 глав, в книге не говорится, но нет основания отвергать принятого у некоторых отцев ( Кирилла Иерусалимского и Иеронима) мнения, что сам Соломон в старости собрал эти притчи в одну книгу 238 . Замечательно вышеприведенное свидетельство перевода 70: бывшия нерасположенны α ρικριτοι ( Притч.25:1 ). При чтении этого места книги Притчей, читателю невольно предносится параллельное свидетельство книги Царств: изрек он (т.е., Соломон) три тысячи притчей и песней его была тысяча и пять; и говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены; говорил и о животных, и о птицах, и о пресмыкающихся, и о рыбах ( 3Цар.4:32–33 ). Естественно на первый взгляд отождествить упоминаемые в книгах Царств 3000 притчей с известной нам книгой Притчей, но анализ последней этого не позволяет. Прежде всего, во всей книге Притчей насчитывается не 3 тысячи, а не более 800 притчей. Затем, здесь не говорится ни о кедрах, ни об иссопе, ни о рыбах. Отсюда общий у богословов вывод, что в книгу Притчей вошли лишь нарочито «избранные» притчи религиозно-нравственного характера.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В своей торжественной речи к народу он ясно указывает на такие предания: вспомни, говорит он, дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца своего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе: когда Всевышний давал уделы народом и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых ( Втор. 32:7–8 .) Говоря о Нимроде, он указывает на народную пословицу, составившуюся в народном предании, по поводу его звероловства: потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод пред Господом Богом ( Быт. 10:9 ). Имея в виду великую силу и значение предания для народа, он, при прощании с ним, настойчиво убеждает хранить его слова: положите, говорит он, на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего ( Втор. 32:46 ). Со времен Моисея, заключившего древние предания в письменные памятники, у евреев начала развиваться письменность. Цветущим временем её было время от пророка Самуила до плена Вавилонского, когда трудились в ней пророки и ученики пророческие, воспитывавшиеся в пророческих школах. После Пятикнижия Моисея явились книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, книги Царств, Паралипоменон, книги пророческие и книги учительные. Но предания или устные сказания, конечно, продолжали существовать и при письменности, доставляя материал для самих письменных памятников. Кроме указанных книг, вошедших в состав Библии , у евреев было много еще других книг, которые до нас не сохранились, но в свое время пользовались известностью. В книге Чисел (21:14–15; 27–30) Моисей указывает на Книгу браней Господних и Приточники; под книгой браней разумеют победные песни во славу Иеговы по случаю побед еврейского народа над врагами. В книге Иисуса Навина, при рассказе о том, что во время битвы с аммореями, по молитве Иисуса, остановились солнце и луна, указывается на Книгу праведного ( Нав. 10:13 ); на туже книгу Праведного указывается во 2-й книге Царств ( 2Цар. 1:18 ). Предполагают, что это был сборник записок, или сказаний о замечательных лицах и событиях еврейской истории, что название книги Праведного или, как думают другие, праведных, он получил потому, что содержал в себе историю праведных Авраама, Исаака, Иакова и других патриархов и пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В этом отношении третья и четвертая книги Царств частью отличаются от прежде рассмотренных исторических книг, частью сходны с ними. Отличаются обозреваемые книги тем, что упоминают много раз о древних исторических писаниях, имевших общеизвестные во время писателя исторический авторитет и всем легко доступных для чтения. О подобных записях, а тем более обширных «книгах», мало и редко говорилось в ранее нами обозренных исторических писаниях. Писатель 3 и 4 книг Царств упоминает часто о следующих памятниках письменных: 1) «Книга словес Соломона ( 3Цар.11:11 ), в коей описаны были прочие события Соломона (умолчанные или кратко лишь упомянутые свящ. историком) и все, что он делал и мудрость его», 2) «Книга словес дней царей иудейских». Цитируется 15 раз в истории иудейского царства, как такое повествование, в коем заключаются подробные сведения о «прочих событиях и делах Ровоама» ( 3Цар.14:20 ), Авии ( 3Цар.15:7 ), о «делах Асы, всех его подвигах и городах, которые он построил» ( 3Цар.15:23 ); о «прочих делах Иосафата и подвигах его и как он воевал» ( 3Цар.22:45 ); о делах Иорама ( 4Цар.8:23 ), Иоаса, Иоафама, Ахаза, Амасии, Азарии ( 4Цар.12:19;14:18;15:6,36;16:19 ); «прочее о Езекии и о всех подвигах его и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город» (Иерусалим – 4Цар.20:20 ); «прочее о Манасии и обо всем, что он сделал и о грехах его, в чем он согрешил» ( 4Цар.17 ), о делах Аммона и Иосии ( 4Цар.21:25;23:28 ). Последним упоминается Иоаким и его дела ( 4Цар.24:5 ). 3) Аналогичное содержание и третьего обширного письменного памятника: «Книги словес дней царей израильских», цитируемой 18 раз и заключающей «прочие дела» израильских царей: Навата, Ваасы, Охозии, Захарии, Менаима, Факии ( 3Цар.15:31;16:5,14 ; 4Цар.1:18;15:11;21:26 ), и особые подробности в правлении некоторых из них, например, «как воевал и как царствовал Иеровоам, сын Навата» ( 3Цар.14:19 ), заговор Замврия ( 3Цар.16:20 ), «мужество» Амврия, Ииуя и Иохаза, которое они показали (вероятно в войнах и правлении – 3Цар.16:27 ; 4Цар.10:34;13:8 ), построенный Ахавом дом из слоновой кости и города, которые он построил ( 3Цар.22:39 ), «мужество Иоаса и как он воевал с Амасиею, царем иудейским» ( 4Цар.13:12 и 14:15), мужественные подвиги Иеровоама 2-го, «как он воевал и возвратил Израилю Дамаск и Емаф», принадлежавшие Иуде ( 4Цар.14:28 ), заговор Селлума ( 4Цар.15:15 ). Последним упоминается Факий и его дела ( 4Цар.15:31 ). Таковы три, очевидно обширные, письменные памятника, заключающие сведения более пространные и полные о событиях и лицах описываемого свящ. историком времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

«И призвал Ахав Авдия, начальствовавшего над дворцом. Авдий же был человек весьма богобоязненный…» ( 3Цар. 18, 3 ). Известно, что, живя при нечестивом царе, Авдий сохранил живую веру в Бога, благочестие и ревность. Другие толкователи отождествляют пророка Авдия с пятидесятником, которого царь Охозия посылал захватить пророка Илию. Об этом говорится в первой главе четвертой книги Царств. Его также считают мужем сунамитянки, сына которой воскресил пророк Елисей. Об этом также говорится в четвертой книге Царств, в четвертой ее главе. Есть мнение, что пророк Авдий являлся мужем сильным, которого царь Иосафат послал по иудейским городам. Высказывались предположения и относительно рождения и захоронения пророка. Н. Бирюков считает эти предположения основанными на темных еврейских преданиях и не имеющими под собой твердой исторической почвы. «Ни одно из них, – указывает автор книги «Пророк Авдий и его книга», – не имеет за себя чего-нибудь твердо обоснованного, ясно доказанного. Вот почему многие из толковников не решаются определять вопрос о лице пророка Авдия» 44 . Согласно таблице «Библейский и хронологический порядок пророков», опубликованной на сайте: http://seminaria.accanto.ru, деятельность пророка Авдия относится к Вавилонскому периоду (точнее – ок. 586 г. до Р.Х.) 45 . Н. Бирюков говорит похоже: рассмотрев различные гипотезы о времени служения пророка Авдия, он приходит к выводу, что его (время служения) можно с большей вероятностью отнести к 605–583 гг. до Р.Х 46 . Содержание книги – видение пророка о Едоме. По мнению святого преподобного Ефрема Сирина , мессианское значение имеет 1 стих: «Так говорит Господь Бог об Едоме: весть услышали мы от Господа, и посол послан объявить народам: «вставайте, и выступим против него войною!» ( Авд. 1 ). Преподобный считает, что под «послом» автор книги понимает, вероятно, Эммануила. Михалицын П. в труде под названием «Читаем пророческие книги Ветхого Завета» условно делит книгу пророка Авдия на три раздела: 1–9, 10–16, 17–21 стихи. Он указывает, что в третьем разделе ( Авд. 17–21 ) от суда над Едомом пророк возвещает суд на всем языческим миром и предсказывает наступление «царства Господня». Он изображает это царство «чертами, приложимыми к вечной Церкви Христовой. Михалицын П. считает, что стих Авд. 21 : «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» ( Авд. 21 ) имеет мессианское значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Следовательно, пророк предполагает, что филистимляне были подчинены иудеям, но теперь свергли тяготевшее на них иго. Об этом книги Царств не говорят ничего, и только книги Паралипоменон рассказывают, что Озия выступил против филистимлян, разрушил стены важнейших городов и построил в земле их новые города ( 2Пар. 26:6 ). Этим и объясняется жезл, поражавший филистимлян. В 2Пар. 28:18 находится известие, что филистимляне сделали при Ахазе нападение на Иудею и завладели многими городами на юге её. Этим объясняется радость о сокрушённом жезле. Показание, наконец, в надписании речи, что она произнесена в год смерти Ахаза, ручается за справедливость места 2Пар. 29:8–9 , по которому Езекия принял управление царством при самом печальном положении последнего, потому что он при вступлении в это управление со скорбью говорил в присутствии священников и левитов: «и был гнев Господа на Иудею и на Иерусалим, и Он отдал их на позор и на опустошение и на посмеяние, как вы видите глазами своими. И вот пали отцы наши от меча, а сыновья наши и дочери наши и жены наши за это в плену доныне». Ср. также 1Пар. 18:12 и 2Цар. 8:13 = Пс. 60:2 ; 2Пар. 14:8– 9 = Ис. 11:11 и др. После того, как теперь доказано, что писатель Паралипоменон хотя не пользовался каноническими книгами Ветхого Завета, но, тем не менее, имел совершенно достоверные исторические источники, едва ли может оставаться разумное сомнение в том, что исторические произведения, цитируемые им в конце истории почти каждого царя он знал и действительно пользовался ими как источниками. К определению этих-то источников нам и остаётся перейти теперь. 1) Для истории Давида ( 1Пар. 10–29 гл.) цитируются: «записи () Самуила провидца, Нафана пророка и Гада прозорливца» 1Пар. 29:29 Эвальд 244 , Берто 245 Бейр 246 и др. считают их частями цитируемого далее большого исторического произведения – «книги царей израильских и иудейских», тогда как Эйхгорн 247 , Ветте 248 , Шрадер 249 и Грамберг 250 видят в них 1 и 2 книги Царств, в которых, не только излагается история Самуила и Давида, но упоминаются и Гад ( 1Цар. 22:5 ; 2Цар. 24:11 ) и Нафан ( 2Цар. 7:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

ап. - апостол архиеп. - архиепископ - блаженный - Вселенский собор - греческий - доцент - еврейский - латинский - митрополит множ.ч. - множественное число - правило - преподобный - протоиерей - профессор - Рождество Христово - святой - священник, священный - так называемый - то есть - толкование франц. - французский Ветхий Завет (В.З.) - Бытие - Второзаконие - Книга пророка Даниила - Книга Екклизиаста, или Проповедника - Книга пророка Иезекииля - Книга пророка Иеремии - Книга пророка Исаии - Исход - Левит - Первая книга Паралипоменон - Вторая книга Паралипоменон - Книга Премудрости Соломона Притч. - Притчи Соломона - Псалтирь - Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова - Первая книга Царств - Вторая книга Царств - Третья книга Царств - Числа Новый Завет (Н.З.) - Послание к Галатам - Деяния святых апостолов - Послание к Евреям - Послание к Ефесянам - Послание Иакова - от Иоанна святое благовествование - Первое послание Иоанна - Послание к Колоссянам - Первое послание к Коринфянам - Второе послание к Коринфянам - от Луки святое благовествование - от Матфея святое благовествование - Откровение ап. Иоанна Богослова - Первое послание Петра - Послание к Римлянам - Первое послание к Тимофею - Второе послание к Тимофею - Послание к Титу - первое послание к Фессалоникийцам - второе послание к Фессалоникийцам - Послание к Филимону - Послание к Филиппийцам Примечания: 1 См. список сокращений в конце книги. 2 В светских, часто идеологизированных определениях догмата обычно негативно характеризуется то, что содержание его не подлежит критике и принимается на истинное без доказательства, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету [см., напр., статью “Догмат” в “Советском энциклопедическом словаре” (М. 1984), “Философском энциклопедическом словаре” (М., 1989)]. В основе такого представления лежит непонимание того, что содержание догмата, его истина – это истина о Боге, истина, сообщаемая человеку абсолютным, вечным, неизменным, всесовершенным Богом, Который есть сама жизнь и источник жизни всего, в силу чего содержание догмата не может устаревать, окостеневать. Именно поэтому догмат не мертвая схема, а живой смысл, живое знание и в то же время интеллектуальный каркас вероучения.

http://azbyka.ru/osnovy-pravoslavnogo-ve...

Ведь изображения херувимов тоже имели уста и не говорили, имели уши и не слышали, имели руки и не осязали, – имели ноги и не ходили, а их носили священники – «сыны Каафовы» ( Числ. 4:4,15 ; Иис. Нав. 3:6,8,14–15,17–26 ); возили их и на волах ( 2Цар. 6:6–10 ), однако Господь через священные изображения не только творил великие чудеса, но сокрушал и самих идолов. В Библии есть очень вразумительный для иконоборцев рассказ о том, как Сам Господь отличил священные изображения от несвященных, как посредством икон Он сокрушил идола, как наказал язычников и даже Евреев, непочтительно относившихся к иконам и как, напротив, благословил семью человека, в дом которого внесли св. изображения ( 2Цар. 6:10–12 ). Разбив в сражении войска евреев, Филистимляне взяли в плен и сам ковчег Божий с херувимами. Что дальше произошло, прочтем по Библии. «Филистимляне же взяли ковчег Божий и принесли его из Авен–Езера в Азот. И взяли Филистимляне ковчег Божий, и внесли его в храм Дагона (идола), и поставили его подле Дагона. И встали Азотяне рано на другой день, и вот, Дагон лежит лицом своим перед ковчегом Господним. И взяли они Дагона и опять поставили на свое место. И встали они поутру на следующий день, и вот, Дагон лежит ниц на земле, перед ковчегом Господним; голова Дагонова и обе ноги его и обе руки его лежали отсеченные, каждая особо, на пороге, осталось только туловище Дагона». Далее говорится о том, как Господь наказал Азотян за взятие в плен святыни «мучительными наростами» и нашествием мышей, а из жителей Вефсамиса убил «пятьдесят тысяч семьдесят человек» за непочтение к святыне (1 Царств вся 5 глава). Утверждать, после прочтения пятой главы первой книги Царств, что идолы и священные изображения – одно и то же, может только человек несмысленный или сознательно упорствующий в своем заблуждении (Мф. 12:24–30). 5) После приведенного места из 5 гл. 1 кн. Царств можно согласиться, что идолы и св. изображения не одно и то же, но думается, что изображения херувимов и в скинии Давидовой и в храме Соломона были сделаны для украшения, пожалуй, для напоминания о небесных бесплотных херувимах, – и только; перед ними не молились, не кланялись, не кадили, не возжигали свечей, как это у вас делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Вот пока мы не осознаем этой своей вины, то какие бы рецепты ни давались пробные браки, учение о безопасном сексе, всякие другие клонирования – всё это приведёт к страшному растлению и тлену, который уже в детских душах закладывается. Давиду теперь открылся путь к власти, и пока что, на первых порах, открывайте 2-ю Царств. Вот это начало: 17-й стих : «И оплакал Давид Саула и сына его Ионафана сею плачевною песнью» – дальше идёт эта плачевная элегия. История царствования находится во 2-й Царств полностью и в первых двух главах 3-й книги Царств – история царствования Давида. «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих!» (ст. 19). Краса – это сам Саул: не было красивей человека на всей Земле, как Саул; на целую голову он был выше, когда был в толпе народа. Стан мужественный, лик, глаза – ну всем Бог наделил человека. И поэтому Самуил не ошибся, когда увидел, кто из них – раб или этот – должен быть царём. Осанка его царская уже была: «Вот он, вот он, на него вылей рог с елеем». Но когда человек отступает от Бога, не спасает никакое помазание, никакие кресты, никакое причастие, никакие таинства – если человек отступает от Бога. Только одно глубокое искреннее покаяние может человека вернуть на прежние степени. «Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных» (ст. 20). Гефа, Аскалон, Азот – это филистимские города, царские города, и вот, когда по этим городам на копьях несли воины головы Саула и его детей – конечно, это было для них торжество. «Горы Гелвуйские! (да не сойдет) ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем» (ст. 21). И когда вы прочтёте всю эту элегию – а нужно сказать, что это было искренне. В то время как Ренан говорит, он разыграл фарс перед народом; внутри он торжествовал и злорадствовал, а на людях разыграл покаянную такую : дескать, мне искренне жаль. Да ничего ему не жаль, он рад, что его убили, он дорвался, наконец, до власти!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Глава 23 1–11. Воцарение Иоаса, 8-го царя иудейского. 12–15. Гибель Гофолии. 13–21. Первые шаги молодого царя и его религиозность и преданность теократии. 2Пар.23:1 .  Но в седьмой год ободрился Иодай и принял в союз с собою начальников сотен: Азарию, сына Иерохамова, и Исмаила, сына Иегохананова, и Азарию, сына Оведова, и Маасею, сына Адаии, и Елишафата, сына Зихри. При общем и нередко дословном сходстве рассказа в главе ( 2Пар.23 ) о произведенном первосвященником Иодаем политическом перевороте в Иудейском царстве с рассказом в главе ( 4Цар.11 ) об этом же событии (см. «Толковую Библию», т. II, с. 513–515), рассказ 2 Паралипоменон имеет и некоторые особенности в содержании и особенно в изложении по сравнению с 4 Царств. Особенности эти касаются частью отличающей книги Паралипоменон преимущественной документальности, частью столь же характерной для этих книг точки зрения левитского священства. В первом отношении имеет значение то обстоятельство, что в ст. 1 названы по именам все участники заговора Иодая. Что касается хронологической даты события, то в принятом тексте LXX она обозначена 8-м годом царствования Гофолии ( ν τ τει τ γδω), но в кодексах XI, 19, 52, 55, 60, 64, 71, 74, 93, 106, 108, 119, 120, 121, 134, 158, 236, 243 у Гольмеса, в кодексах Александрийском, Альдиноском, Комплютенском, в Вульгате, славянском и русском текстах, согласно с еврейским текстом, назван 7-ой год. 2Пар.23:2 .  И они прошли по Иудее и собрали левитов из всех городов Иудеи и глав поколений Израилевых, и пришли в Иерусалим. Здесь два новых, не отмеченных в 4 Царств, частных обстоятельства предпринятого по инициативе первосвященника Иодая, переворота. Первое: подготовительная агитация в пользу этого переворота со стороны поименованных в ст. 1 глав движение приняли левиты и священники, вместе с главами народных поколений 7 , прибывшие в Иерусалим для указанной им цели. Такое участие священников и левитов в политическом движении, организованном по инициативе первосвященника, вполне естественно и только случайно не упомянуто в 4 Царств. Приглашение всех упомянутых лиц в Иерусалим могло быть приурочено к какому-либо празднику, так что государственная тайна предприятия могла оставаться ненарушенной. В кодексе 240 у Кенникота к словам (ст. 2) «пришли в Иерусалим» прибавлено: «все общество» (kol qahal).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Давида... описаны в записях Самуила провидца... и в записях Гада прозорливца (1Пар.29:29). Деяния Ровоамовы... описаны в записях Самея пророка и Адды прозорливца (2Пар.12:15); деяния Асы - в сказании пророка Адды (2Пар.13:22). Этот факт свидетельствует, что пророкам не чужды были школьные занятия, как писание отечественной истории. Vitringa видит некоторое отражение факта существования пророческих школ в Притчах, где говорится, что Премудрость построила себе дом... и послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских (Притч.9:1,3) Исторические книги заняты изображением напряженной политической жизни при Давиде и Соломоне, а затем разделением царств и учреждением нового культа. Но при всех этих громких внешних делах совершалась, нужно думать, и внутренняя работа религиозного сознания в лице особо расположенных к тому людей, которые и составляли между собою тесные союзы под управлением и руководством пророков. 4-я книга Царств дает нам знать об обществах " сынов пророческих " как об обществах весьма больших по количеству входящих в них членов и имеющих определенную организацию. Это весьма убедительно говорит за существование школ пророческих раннее пророка Илии. Последнее упоминание о пророческих школах можно найти у пророка Амоса. Сказал Амос Амасии: Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы (Ам.7:14). Правда, нигде член пророческих обществ не называется " сын пророка " , как здесь называет себя Амос. В 3-й книге Царств (20:35) мы находим выражение: один человек из сынов пророческих, потому " сын пророка " можно понимать и буквально, в смысле сына по рождению, но допустимо в связи с предшествующими словами Амасии Амосу (Ам.7:12) и другое понимание. Амос доказывает свое право на пророчество ссылкою на повеление Божие и отрицает свою связь с пророками, которые пророчествовали и за то ели хлеб, по выражению Амасии. Ему не было нужды упоминать, что он не сын пророка, так как происхождение от пророка не делало пророком, а потому и можно в словах " не сын пророка " видеть намек на пророческие школы Таким образом, можно определить период процветания пророческих школ временем от Илии до Амоса Конечно, пророческие школы не могли исчезнуть в какой-нибудь определенный момент времени, но необходимо допустить, что в последние годы до разрушения царства Израильского в связи с общим религиозно-нравственным разложением народной жизни, увядали и пророческие школы, которые мы позволим себе назвать цветами религиозно-нравственной жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/219/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010