Для раввинистической традиции, фиксация которой началась только с III в. по Р. Х., характерно критическое отношение к фигуре Е., который называется лицемером (Брешит Рабба 25. 1 на Быт 5. 24), что, видимо, связано с иудеохрист. полемикой. Его «взятие» на небо считается просто смертью (на основании Иез 24. 16-18). В раннем христианстве Влияние енохической традиции на христианство оценивается исследователями по-разному. С одной стороны, Е. праведник, угодивший Богу. И в книгах НЗ, и у христ. писателей цитируются его писания. С др. стороны, образ Е. занимает место в ряду ветхозаветных праотцов и пророков и воспринимается как один из прообразов Иисуса Христа. При этом в итоге енохическая лит-ра не признается канонической (за исключением Эфиопской Церкви). В НЗ о Е. говорится в Послании к Евреям: «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр 11. 5). В Послании Иуды приводится цитата из 1 Енох 1. 9: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники»» (Иуд 14-15). Упоминание в Иуд 6 «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище», вероятно, является отражением предания о восстании исполинов, описанного в енохической лит-ре. Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Праотец Еноха. Роспись ц. Спасо-Преображения на Ильине ул. в Вел. Новгороде. 1378 г. Мастер Феофан Грек Неск. мест в НЗ, связанных с именем ап. Петра, также содержат аллюзии на книги Е. (видение ап. Петра в Деян 10 напоминает 2-е сновидение Е.; в 2 Петр 2. 4-5 упом. та же история, что и в Иуд 6; в 1-м Послании ап. Петра есть ряд мест, созвучных Посланию Еноха). В раннехрист. толкованиях слов из Откровения Иоанна Богослова о не названных по имени 2 свидетелях Господа, к-рые будут пророчествовать в конце времен, общим стало мнение, что речь идет о прор. Илии и Е.: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их… И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города…» (Откр 11. 3, 6-8).

http://pravenc.ru/text/189985.html

Другой важной особенностью этого дара в истории Церкви является то, что он не носил всеобщего характера. Этим дар «иных языков» в Писании существенно отличается от того, как о нем учат лидеры современного харизматического сектантства. У самозваного «пророка» неопятидесятничества Кеннета Е. Хейгина мы найдем такое спорное утверждение: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через «дверь», чтобы попасть туда». 30 На самом деле в Священном Писании подобного всеобщего говорения на иных языках мы не наблюдаем. Например, после сошествия Святого Духа на Апостолов и проповеди Апостола Петра крестилось три тысячи человек, но о говорении их на языках Писание ничего не сообщает. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме» ( Деян.2:41–43 ). Можно упомянуть крещение самарян ( Деян.8:14–20 ), крещение Эфиопского евнуха ( Деян. 8:38–39 ), крещении Лидии ( Деян.16:15 ) и темничного стража со всеми домашними городе Филиппы ( Деян.16:33 ), а также крещение начальника синагоги Криспа со всею семьей и многих других в Коринфе ( Деян.18:8 ). Апостол Павел в своем послании к Коринфянам вполне определенно говорит, что глоссолалия не является всеобщим даром, наоборот, дары Святого Духа различны ( 1Кор.12:4–10 ) и подаются Богом «каждому особо, как Ему угодно» ( 1Кор.12:11 . Ср.: 1Кор.12:28–30 ). Именно так это место понимает святитель Кирилл Иерусалимский : «Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. … Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия». 31 Кроме всего перечисленного, последним важным свойством апостольского дара говорения на «иных языках» был не экстатический характер глоссолалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Другой важной особенностью этого дара в истории Церкви является то, что он не носил всеобщего характера. Этим дар «иных языков» в Писании существенно отличается от того, как о нём учат лидеры современного харизматического сектантства. У самозваного «пророка» неопятидесятничества Кеннета Е. Хейгина мы находим такое спорное утверждение: «Говорение на языках является дверью во все остальные духовные дары. Некоторых людей интересуют только другие дары Духа, но мы должны пройти через „дверь“, чтобы попасть туда» 30 . На самом деле в Священном Писании подобного всеобщего говорения на «иных языках» мы не наблюдаем. Например, после сошествия Святого Духа на апостолов и проповеди апостола Петра крестилось три тысячи человек, но о говорении их на языках Писание ничего не сообщает. И так охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трёх тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме ( Деян.2:41–43 ). Можно упомянуть крещение самарян (см.: Деян.8:14–20 ), крещение эфиопского евнуха (см.: Деян.8:38–39 ), крещение Лидии (см.: Деян.16:15 ) и темничного стража со всеми домашними в городе Филиппы (см.: Деян.16:33 ), а также крещение начальника синагоги Криспа со всей семьёй и многих других в Коринфе (см.: Деян.18:8 ). Апостол Павел в своём Послании к Коринфянам вполне определённо говорит, что глоссолалия не является всеобщим даром, наоборот, дары Святого Духа различны (см.: 1Кор.12:4–10 ) и подаются Богом каждому особо, как Ему угодно ( 1Кор.12:11 ; ср.: 1Кор.12:28–30 ). Именно так это место понимает святитель Кирилл Иерусалимский : «Так и Дух Святой, будучи един и одинаков и неразделим, каждому разделяет благодать, как Ему угодно. Ибо Он, будучи одинаков, по воле Бога Отца, именем Христа различные производит действия» 31 . Кроме всего перечисленного, последним важным свойством апостольского дара говорения на «иных языках» был не экстатический характер глоссолалии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Знамением» названа также икона Богородицы, относящаяся к иконографическому типу «Оранта» (Молящаяся). На этой иконе Дева Мария изображается с воздетыми в молитве руками (это древний молитвенный жест – так в самые важные моменты Литургии простирает ввысь руки священник). И на лоне Богородицы изображен Младенец Эммануил – Бог, еще прежде сотворения мира благоволивший стать человеком. Пресвятая жила любовью к Богу, а Бог открывал Себя в Писании. Конечно, Марии было знакомо пророчество Исайи о Деве, и на Ней оно исполнилось – так же, как исполнилось на Ней всё обетование Ветхого Завета о пришествии Христа. Пророческое имя «Эммануил», означающее «с нами Бог», говорит о том, что мы не одиноки, что в Личности Господа Иисуса Христа к нам пришел Бог, чтобы разделить с нами нашу жизнь и призвать нас к Себе. Бог стал человеком неизменно и навсегда, и Воплощение, которое началось в день Благовещения, доныне открывается в Церкви и Ее Таинствах. Тогда Дух Святой сошел на Деву Марию, и Она зачала и родила Сына – Бога и человека; теперь, во время Божественной литургии, Дух Святой сходит на расположенные на престоле хлеб и вино и претворяет их в истинные Тело и Кровь Христовы. Таким образом Господь, сказавший ученикам: «Я с вами во все дни до скончания века» [ Мф.28:20 ], пребывает с нами в Таинстве Причащения, где происходит встреча человека и Бога. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем» [ Ин. 6:56 ], – так говорит об этом Сам Господь. А один из священных сосудов, который используют при причащении, – это лжица (по-гречески λáβις (лабис) – то есть «клещи»), и это возвращает нас к видению Исайи: Серафиму, который берет клещами горящий уголь, очищающий пророка. И о самом нашем участии в Таинстве Причащения святитель Иоанн Златоуст молитвенно говорит так: « Да будет мне угль Пресвятаго Твоего Тела и Честныя Твоея Крови во освящение, и просвещение, и здравие смиренней моей души и телу… » 11 И раз Господь именуется Огнем и Светом – и символически углем, то Деву Марию Церковь в своих песнопениях называет «Приятным молитвы кадилом» 12 , а в Эфиопской литургии есть такие слова: «Дева Мария, Богородица, Ты – кадило золотое, носящее Угль незжигаемый».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот избрал тебя Бог коснуться плоти моей и костям моим. Теперь вставь и удиви чад моих всех. Пусть они соберутся из ближних и дальних мест к 12 генботу – празднику Воскресения Господа нашего и празднику Михаила возлюбленного моего. Вы устройте праздник духовный в славословии и молитве, в священнодействии, ибо в день успения моего радуются и славословят Ангелы небесные Господа всех; в день смерти меня грешного, они радуются и говорят: „слава Господу всех на небесах, и на земли мир, в человецех благоволение“. Да будет и для вас, чада мои, как день радости, успение мое, и всякий, кто говорит мне в день сей: „отче, отче мой Такла-Хайманоте“, пусть придет в день перенесения моего и устроит праздник духовный. Я же вместе с Михаилом и Филиппом, сыном моим и возлюбленным моим приду благословить народ, собравшийся ради любви ко мне“. И он говорил затем много, чего мы не могли записать. „И затем был благословлен отец наш Езекия и сказал „да будет воля твоя, отче“. И продолжал отец наш Такла-Хайманот: „знай, что когда я приду, останки мои принеси трижды перед престолом ковчега, и когда засияет светильник погасший, по сему узнаешь время пришествия моего и знамение, которое будет до века. И когда я захочу прийти, зажжется светильник погасший, и по сему узнаешь время пришествия моего в роды родов и прославят творящего чудеса во веки веков. Аминь“. И сие сказав, он скрылся от него. И тогда отправил авва Езекия слуг во все страны, чтобы собрались чада его, рассеянные, во едино. И послал он, говоря: „собирайтесь все, именуемые Такла-Хайманотовцы переносить тело отца вашего из пещеры в великий мартирий по воле Отца и Сына и Св. Духа и по воле отца нашего Такла-Хайманота, ибо тот, кто не придет сегодня на праздник перенесения, не достоин говорить ему: „отче, отче и отче мой Такла-Хайманоте“, а отец наш не скажет ему: „сын мой“. И услыхав сие, собрались чада славного отца нашего Такла-Хайманот от востока и запада, от севера и юга, издалека и из близи; так что не хватало места; 12 мамхеров: Гонорий из земли Вараб, Матфий из Фатагара, Иосиф из Энарэг, Андрей из Мората; эти собравшиеся и те, которые были поставлены с отцом нашим Филиппом, и прибыли они в радости, обняли святого Езекию.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнёт. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие трудились, а вы вошли в труд их» ( Ин.4:35–38 ) Кто же трудились и содействовали распоряжениям Божиим? Очевидно: патриархи и пророки, которые предизобразили нашу веру и рассеяли по земле пришествие Сына Божия, что и каково оно будет, чтобы последующие люди имели страх Божий и, наученные пророками, легко встретили пришествие Христа. И поэтому, когда Иосиф заметил, что Мария непраздна, и думал тайно отпустить её, то Ангел во сне сказал ему: «Не бойся принять Марию, жену твою; ибо то, что имеет Она во чреве, есть от Духа Святого. Родит же сына и наречёшь имя ему Иисус; ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». И прибавил, внушая ему: «Всё сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» ( Мф.1:20–23 ; Ис.7:14 ), словами пророка убеждая его и оправдывая Марию тем, что указывал, что Мария есть предвозвещённая Исайею Дева, Которая должна родить Эммануила. Посему Иосиф, несомненно убедившись, и принял Марию и во всём остальном воспитании Христа с радостью оказывал повиновение, пока отправился в Египет, возвратился оттуда и поселился в Назарете. И не знавшие Писаний и обетования Божия и распоряжения Христова называли его отцом отрока. Поэтому же Сам Господь в Капернауме читал пророчества Исаии: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня; благовествовать бедным послал Меня, исцелять сокрушённых сердцем, возвещать свободу пленным и прозрение слепым» ( Лк.4:18 ; Ис.61:1 ). И Он, указывая на Себя Самого, как на предвозвещённого пророчеством Исаии, говорил им: «Ныне исполнилось писание это в ушах ваших» ( Лк.4:21 ). 2 . Поэтому также Филипп, когда нашёл, что евнух царицы Эфиопской читал слова Писания: «Как овца Он был ведён на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих, во смирении Его суд Его был отнят» ( Ис.53:7 ; Деян.8:27 ) и прочее, что пророк сказал о Его страдании и пришествии во плоти, и как Он был обесчещен неверующими, – то легко убедил его веровать, что это есть Иисус Христос, распятый при Понтии Пилате и претерпевший предсказанное пророком, и что Он есть Сын Божий, дарующий людям вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Из других пророков, имеющих явиться во времена Мессии, Талмуд называет пророка Моисея. «В четвертую ночь, говорится здесь, когда мир закончит определенное для него время, чтобы пришло избавление, выйдет из пустыни Моисей, а из Рима царь Мессия»; «подобно тому (сказал Господь Моисею), как ты отдавал свою жизнь за народ в этом мире, так должно случиться и в будущем мире; когда Я пошлю им пророка Илию, то вы оба должны прийти вместе». Весьма вероятно, что ожидание пришествия Моисея стоит в связи с крайним развитием законнического направления: из благоговения к закону иудеи не могли лишить великого законодателя Моисея участия в устроении грядущего блаженного царства. Но так как с именем предтеч Мессии в сознании иудеев соединялось представление о том, что они подобно Илии и Еноху не должны были во время земной жизни подлежать смерти, то и о пророке Моисее в последующее время составилось сказание, что он был взят на небо живым. 553 Далее, 3 книга Ездры дает довольно прозрачные намеки на то, что и пророк Ездра был восхищен Богом от живущих на земле и что перед открытием блаженного царства он явится вместе с Мессией. «Ты будешь взят от людей, говорить Господь Ездре, и будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе, доколе не окончатся времена; и так ныне устрой дом твой, отрекись тления, отпусти от себя смертные помышления, отбрось тягости людские, сними с себя немощи естества и отложи в сторону тягостные для тебя помыслы, – и готовься переселиться от времен сих» ( 3Ездр. 14:9; 14:13–14 ). Если присоединить сюда слова 3Ездр. 8:19 («начало слов Ездры, прежде нежели он был взят»), если принять затем во внимание заключительные слова к книге Ездры в восточных переводах (сирском, эфиопском, арабском и армянском): «и был восхищен Ездра и вознесен в место, где были подобные ему» 554 , то трудно будет сомневаться в том, что автор названной неканонической книги допускал взятие Ездры живым на небо: а отсюда прямой переход к мнению, что и пророк Ездра будет, предтечей или сопутником Мессии наравне с другими величайшими праведниками ветхозаветной церкви. 555 О таком мнении можно догадываться из сопоставления слов: «ты будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе» ( 3Ездр. 14:9 ), и: «откроется Сын Мой с теми, которые с ним» ( 3Ездр. 7:28 ). Мысль об участии Ездры в деле устроения мессианского царства могла естественно возникнуть в среде иудеев благодаря тому высокому взгляду на деятельность и великие заслуги пророка, какой составился в позднейшем законническом иудействе ( 3Ездр. 5:17; 6:32; 10:38–39; 12:42; 13:54–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

Иной подобен господина Феодора, глас тот же: О сила Твоего Креста!/Он произрастил для Церкви воздержание,/древнее невоздержание Адама во Эдеме исторгнув с корнем:/ибо оно смерть людям принесло,/а сей нетленно источает миру бессмертие/как из иного источника райскаго/излиянием Твоей животворной крови и вместе воды,/от которых все оживотворилось./ И для нас роскошь поста им услади, Боже Израилев,/имеющий великую милость! И из Минеи 3. Слава и ныне, Крестобогородичен. Прокимен, глас 4 Благословлю Господа,/вразумившего меня. Стих: Сохрани меня, Господи, ибо я на Тебя уповаю. Пс 15:7а, 1 1. Бытия чтение Это – книга происхождения неба и земли. Когда был день, в который сотворил Бог небо и землю, и всякую зелень полевую, прежде появления ее на земле, и всякую траву полевую, прежде, чем та взошла, – ибо еще не пролил (Господь) Бог дождя на землю, и человека не было, чтобы возделывать ее, но источник восходил из земли и орошал всё лицо земли. И создал Бог человека, [взяв] прах от земли, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. И насадил (Господь) Бог рай в Эдеме, к востоку, и поместил там человека, которого создал. И произрастил еще Бог из земли всякое дерево, красивое на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево знания смысла добра и зла. И река выходила из Эдема, чтобы орошать рай; оттуда она разделяется на четыре истока. Имя одному Фисон: он окружает всю землю Эвилат, именно там есть золото; золото же той земли хорошее; там есть и карбункул, и камень зеленый. И имя второй реки Геон: она окружает всю землю Эфиопскую. И река третья – Тигр: она проходит напротив Ассирийцев. А река четвертая – Евфрат. И взял Господь Бог человека, которого создал, и поместил его в раю услады, чтобы возделывать его и хранить. И заповедал Господь Бог Адаму, говоря: «От всякого дерева, что в раю, ты будешь свободно есть, а от дерева познания добра и зла не будете есть от него, но в день, в который вкусите от него, смертью умрете». И сказал Господь Бог: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему». И создал еще Бог из земли всех птиц небесных и зверей полевых и привел их к Адаму, чтобы увидеть, как он назовет их. И как бы ни назвал Адам всякую душу живую – таково имя их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Когда апостол Матфей нес жезл к храму, то встретил на пути жену и сына правителя этой страны Фулвиана, одержимых нечистым духом. Они, едва завидев апостола, начали кричать: – Кто послал тебя сюда с этим жезлом на нашу пагубу? Тогда апостол Матфей изгнал нечистых духов из одержимых, и они стали свободны. Исцеленные благодарили апостола. Узнав о приходе своего наставника, епископ Платон встретил его вместе с клиром, и апостол Матфей вошел в город, и, приблизившись к церкви, сделал, как ему было сказано. Вскоре в жезле начали пробиваться ветки. Об этих чудесах узнал весь город – люди приходили к христианскому храму, возле которого проповедовал апостол Матфей. Язычники были растроганы, что апостол, будучи чужеземцем, обращается к ним на их языке. Многие из них покаялись от проповеди апостола Матфея и обратились ко Христу. Мученичество Несмотря на то, что жена и сын правителя Эфиопии получили исцеление, Фулви-ан не хотел, чтобы его подданные массово принимали христианство. Он решил избавить свою страну от чужеземного проповедника. Самому же апостолу в это время явился Спаситель, повелевая ему мужаться и обещая пребывать с ним в наступающей скорби. А на следующее утро к храму, где апостол служил литургию, пришли воины, посланные Фулвианом, дабы арестовать апостола. Но они не смогли войти в храм, так как вокруг сгустилась тьма – они слышали проповедь апостола, но не могли подойти к нему. Фулвиан послал других воинов, но и они не смогли ничего сделать – когда они приблизились к храму, небесный свет осиял апостола, и воины, будучи не в состоянии смотреть на него, перепугались, побросали оружие и разбежались. Придя в себя, они доложили обо всем Фулвиану. Тогда Фулвиан решил лично арестовать апостола Матфея. Взяв с собой множество воинов, он направился к храму. У храма Фулвиан с воинами встретили апостола Матфея, но не успели они приблизиться к апостолу, как Фулвиан чудесным образом ослеп. В страхе он умолял Матфея простить его и помочь. Апостол перекрестил эфиопского князя, и он прозрел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Павел был уважаем настолько, что ему дозволено было пребывать отдельно; так как если до сих пор сотник относился к нему благосклонно, то теперь стал еще благосклонней. «С воином, стерегущим его», чтобы предотвратить возможность новых козней против Павла так что воин не за ним наблюдал, а за тем, чтобы не было с ним какой-либо неприятности. Деян.28:19–20 .  Но так как Иудеи противоречили, то я принужден был потребовать суда у кесаря, впрочем не с тем, чтобы обвинить в чем-либо мой народ. По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами. Так как Павел знал, что совершенно неуместно было оказаться под судом, особенно у человека неверующего, то защищает себя с той и другой стороны, именно: что он поступил не против закона, а, напротив, сам заведомо несправедливо осужден иудеями и что не по своей воле назвал кесаря, а потому, что сами иудеи дали ему к тому повод, так как не заблагорассудили ни судить его по закону Церкви, ни подчиниться законному мнению властей. Власти хотели отпустить его; не отпустили же потому, что иудеи воспротивились этому. Итак, что же? Чтобы обвинить иудеев, ты сделал то, что назвал кесаря? Нет, говорит, чтобы избежать опасности. «За надежду Израилеву обложен я этими узами». То есть Писаниями предоставлена иудеям одна надежда – Христос, проповедуя которую, Павел и очутился в этом состоянии узника. Деян.28:21–22 .  Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого. Впрочем желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь. Еще до прибытия Павла в Рим было внушено иудеям не принимать проповеди о Христе, и не только римским иудеям, но и всем иудеям по всей земле. Но откуда известно это? В сочинениях древних писателей мы находим, что обитавшие в Иерусалиме священники, книжники и старцы, написав послания, разослали их по всем странам к живущим в них иудеям; в этих посланиях они поносили учение Христово как учение, чуждое Богу, и убеждали не принимать его. То же самое, по-видимому, означает следующее пророчество Исайи: «Горе земле, осеняющей крыльями по ту сторону рек Ефиопских, посылающей послов по морю, и в папировых суднах по водам!» (18, 1–2). Этим означается, что нечестивый голос людей, населявших Иудею, разнесся на быстролетных кораблях за пределы земли эфиопской и до последних концов земли и что «послы» их, плавая по водам и переплывая море, проникали во все страны, разнося послания и понося учение о нашем Спасителе. У иудеев и до сих пор в обычае называть послами, вестниками, – лиц, разносящих окружные грамоты от их начальников.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010