Это довело ярость присутствующих до последней степени. Они увидели в этом Богохульство, и, затыкая уши свои, чтобы не слушать его, устремились на исповедника и, выведя за город, стали побивать его камнями.    Убийство архидиакона Стефана было своеволием возмущенных фанатиков, так как мы не видим, чтобы синедрионом формально был произнесен смертный приговор, на который требовалось к тому же утверждение римских властей. Синедрион, однако, несомненно сочувствовал этому и наверное даже подстрекал фанатиков. Римский гарнизон, обычно небольшой в Иерусалиме, вероятно не мог справиться с внезапно вспыхнувшим сильным возмущением, прокураторы же, как правило, жили в Кесарии, и нужно было время, чтобы известить их и получить подкрепление для усмирения возмущения.     «Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла» — свидетели, по закону, должны были первыми бросить камни в обвиненного ими в преступлении, а чтобы широкие восточные одежды не мешали, их снимали. Савл впоследствии стал великим Апостолом языков — Павлом.     «И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего». — Побиваемый Стефан вознес Богу двоякую молитву — о себе и о своих убийцах. Это — те же молитвы, которые принес Своему Небесному Отцу и Распятый Христос на кресте.     «И, сказав сие, почил» — кончину первомученика Дееписатель сравнивает с отходом ко сну. Глава восьмая Великое гонение на Церковь после убиения Стефана (ст. 1—4). Насаждение Церкви в Самарии диаконом Филиппом и крещение Симона Волхва (5—13). Апостолы Петр и Иоанн в Самарии и Симон Волхв (14—25). Благовестие Филиппа евнуху эфиопской царицы (26—40). Гонение на Церковь (Деян. 8:1—4) Деян.8:1. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Деян.8:2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

“Черна я, но красива, дщери Иерусалимские”. И ты, член Церкви, обрати речь свою к дщерям Иерусалимским и скажи: меня более любит Жених и более почитает, чем вас, многочисленные дщери Иерусалимские; вы стоите снаружи и видите, как Невеста входит в покои. [Несомненно, мы, хоть и зовемся черными, станем черными, но красивыми, если познаем Бога, если воспоем Песнь песней, если от границ Эфиопии, от края земли придем поучаться мудрости праведного Соломона.] 68 И когда ты слышишь громкий голос Спасителя: “Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона” 69 , вслушайся в тайну, заключенную в этих словах. “Царица Южная, пришедшая от пределов земли”, — Церковь, а “род сей”, с которым она вступает в суд — иудеи, предавшиеся плоти и крови. “Приходила от пределов земли послушать мудрости” не самого Соломона, о котором речь в Ветхом Завете, но Того, Кто, по Евангелию, “больше Соломона”. “Черна я, но красива, дщери Иерусалимские, черна, как шатры Кидарские, красива, как завесы Соломоновы”. Сами эти слова подходят к красоте Невесты. “Кидар” означает по-еврейски “темные”. Итак, “черна я, как шатры Кидарские”, как эфиопы, как палатки эфиопские, “красива, как завесы Соломоновы”, сделанные для украшения скинии в то время, когда с огромным трудом и усердием строился Храм. Ибо богат был Соломон, и в мудрости его никто не превзошел его 70 . “Черна я, но красива, дщери Иерусалимские, как шатры Кидарские, как завесы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я смугла”. Невеста просит прощения за свою черноту и, раскаявшись и изменившись к лучшему, возвещает о себе дщерям Иерусалимским, что черна, но красива — это мы уже объяснили — и говорит: “Не смотрите на меня, что я смугла”. Не удивляйтесь этому отвратительному цвету, говорит она: “Солнце опалило меня”. Лучом Своим, исполненным света, опалило меня Солнце, и от зноя я почернела, ибо не так, как подобало и как требовало достоинство Солнца, приняла я на себя Его свет. “От их падения спасение язычникам” 71 , и далее: “От неверия язычников придет знание к Израилю” 72 . То и другое найдешь у апостола.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Ангелы с нами невидимо служат литургию. Общение с ангелами возможно. Есть такая книга в Ветхом Завете, которая называется «Товит» по имени главного героя. Там рассказывается довольно сложная семейная история, я вам ее пересказывать не буду, сами можете прочитать, и там говорится о том, что в конце концов этот Товит встречается со своим ангелом лицом к лицу, и ангел ему говорит такие слова: «Не скрою от вас ничего; я сказал уже: тайну цареву прилично хранить, а о делах Божиих объявлять похвально. Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» ( Тов. 12:11-15 ). Главное, о чем здесь ангел сообщает человеку – «я был с тобой, когда ты молился; когда ты благотворил, я был с тобой». Мы ангелов не видим в силу того, что наше зрение ограничено, но они соприсутствуют с нами, они не так далеки от нас, как это может показаться. Мы можем прочесть в Книге Деяний множество историй о том, как первые христиане общались с ангелами: ангелы приходят в день Вознесения и говорят: «Мужи израильские, что вы стоите и смотрите на небо?», ангел освобождает Петра и братьев его из темницы, ангел велит Филиппу идти и крестить эфиопского вельможу. Очень возможно, что общение с ангелами было повседневной реальностью для древней Церкви. К миру невидимому принадлежат не только ангелы святые, но и падшие ангелы, духи зла или бесы, как хотите, скажите. О них мы много говорить не будем, поскольку ни Священное Писание, ни Символ веры этого не делают. И последнее: считается, что видимый мир сотворен был после невидимого. В то время, когда творится видимый мир, духовный мир уже есть. Теперь перейдем, может быть, к самому для нас актуальному вопросу о сотворении человека и о его положении в мироздании. Как мы есть люди, нам очень важно знать, откуда мы пришли, каково наше происхождение, генезис. Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Один из них мы с вами уже прочли. Человек создан на шестой день творения. После того как Господь создал животных, животный мир, Он говорит:

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

– Благодарю, что я не такой, как прочие люди! – и начинает перечислять, кто они: блудники, прелюбодеи, воры, преступники, или как этот мытарь, что сзади стоит (см. Лк. 18:11–12 ). Как можно так обращаться к Богу? А этот глаз не смог поднять к Небу. И его молитва стала молитвой Вселенской Церкви. Ведь, если хотите, это эквивалент Иисусовой молитвы: одни упражнялись в Иисусовой молитве, другие молитву мытаря практиковали: Боже, буди милостив мне, грешному ( Лк. 18:13 ). Теперь. Какую основную вину приписывали Христу? Вот она и указывается в Евангелии от Иоанна, в 10-й главе. Открывайте 29-й стих: «Отец Мой, Который дал Мне их [речь идёт об Апостолах], больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец – одно. Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». Вот под этим углом мы и должны принимать всю Евангельскую историю. Никак они не могут принять до сих пор тайну Троичности, никак они не могут проникнуть в эту тайну и её исповедовать. Что мусульманский что иудейский. Отдельные только есть случаи – на пальцах можно перечесть. До каких пор такое ожесточение будет в том и другом – трудно сказать. Апостол в 11-й главе Послания к Римлянам скажет, что такое ожесточение – до времени. Какое-то должно наступить время, что они должны прозреть и принять это учение о Троице, сокрытое . «Что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом». А посмотрите, какую фразу сказал евнух – хранитель всех сокровищ Кандакии, эфиопской царицы, – когда его стал крестить Филипп! Откройте книгу Деяний и найдите 8-ю главу. Читаем 34-й стих: «Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания [а это 53-я глава книги пророка Исаии], благовествовал ему об Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Быт. 9:23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной, как мы уже имели случай упоминать в наших примечаниях, жил в памяти всех народов под различными именами. Но история Сатурна и его сыновей так близко напоминает библейское сказание, что сомневаться в тождестве Ноя и Сатурна невозможно. «Очень легко, – говорил Роллен, – усмотреть основание истории Сатурна, оскорблённого одним из сыновей своих, отсюда понятно нам и бесчинство сатурналий, которое было воспоминанием опьянения Ноя. У язычников сохранилось даже воспоминание о наказании, постигшем того, который видел наготу Ноя. Сатурн, говорит Каллимах, в негодовании своём постановил непреложным законом, что человек, увидевший наготу богов, должен лишиться зрения (Traité des études 4-me partie – ссылка Nicolà). Древние весьма часто смешивали порядок происхождения полубогов своих, и в некоторых рассказах Иапетос, один из титанов, назывался братом Сатурна, почему и полагали некоторые, что под именем Сатурна надо разуметь Хама, но общая связь мифологических преданий не позволяет сомневаться, что Ной был обожаем под именем Сатурна, как нет сомнения, что он же был Янусом древних с двумя лицами, ибо он видел два мира – до потопа и после него. Есть медаль, известная по весьма глубокой языческой древности: она представляла с одной стороны двойное лицо Януса, а с другой – корабль, плывущий по водам (Ср. Ovid: Fast: I v. 229–241). Быт. 9:24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, Быт. 9:25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Ной проклинает первенца Хамова, провидя будущее значение хананитов для истории Церкви Божией. Впрочем, как племя Хамово было в рабстве гражданском, религиозном и нравственном в эфиопском царстве Мерое, в Египте, в Финикии и Карфагене. Быт. 9:26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; Быт. 9:27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В книге Деяний описан еще один похожий случай. В десятой главе повествуется о том, как через апостола Петра уверовал сотник Корнилий из Италийского полка. Во время молитвы сотник видел ангела Божия, который повелел ему призвать в свой дом «Симона, называемого Петром» (Деян.10:5). При этом Симон Петр получил откровение, через которое Бог призвал его к проповеди язычникам (Деян 10:10-16). Корнилий не был иудеем, но он молился, как это видно из слов ангела «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян 10:4). Какому Богу молился Корнилий, это отдельный вопрос, и он остается открытым. Ясно одно: Корнилий был религиозным человеком, и эта религиозность по духу оказалась близкой христианству. Выслушав Корнилия, апостол Петр сказал такие слова: «истино познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10:34-35). Во время этой речи Дух Святой сошел на всех слушавших слово апостола, и он «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян 10:48). Приведенные выше истории с эфиопским евнухом и сотником Корнилием являются примерами положительного промысла Божия в миссии. И в том и в другом случае слово Божие находит положительный отклик у язычников, и они принимают Таинство Крещения. Эти факты также перекликаются со следующими словами Спасителя: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин 6: 44-45). Из этих слов видно, что не каждому человеку дано быть христианином, а только тем, кого Сам Бог приводит к вере. Бог в течение жизни посредством различных обстоятельств и людей приводит человека к вере, и обретение веры таким человеком становится как бы логическим следствием всей жизни. Но в книге Деяний есть описание и отрицательного промысла Божия по отношению к миссионерским трудам апостола Павла. Так, в шестнадцатой главе об апостолах Павле и Силе говорится: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян 16:6, 7). Это говорит о том, что в Православной Церкви миссия есть дело особого промысла Божия, и для того чтобы начать миссионерские труды в той или иной стране. нужно испытывать, есть ли на то воля Божия.

http://bogoslov.ru/article/2368082

В некоторых случаях перед крещением мы слышим вопрос, подобный евангельскому: “ Что мне делать , чтобы наследовать жизнь вечную?” В ответах на этот вопрос и следует искать сердце апостольского катехизиса. Так, например, люди, пораженные проповедью Петра в день Пятидесятницы, спрашивают, обратившись к апостолам: “ Что нам делать , мужи братия?” Петр отвечает: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа” (Деян.2:37–38). В другом случае темничный страж, потрясенный верой Павла и Силы, задает им один-единственный вопрос: “ Что мне делать , чтобы спастись?” И получает ответ: “Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой” (Деян.16:31). В обоих случаях быстрота, с которой принимается решение креститься, связана с прямым свидетельством Духа: люди, окружавшие апостолов в Пятидесятницу, поражаются тому, как эти иудеи могут проповедовать на разных языках; темничный страж потрясен и испуган тем, что двери темницы сами собою растворились. По свидетельству ап. Павла: “И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией” (1Кор.2:4–5). Таким образом апостольская катехизация была не только в слове, но и в силе изливающегося Духа 30) . Можно ли из ответов на вопрос “что делать?” составить представление об основном содержании той веры, которую принимали крестившиеся в апостольский век? Эфиопский евнух прямо задает вопрос ап. Филиппу: “Вот вода; что препятствует мне креститься?” Филипп отвечает, что ничего не требуется, кроме искренней веры. Тогда из уст евнуха звучат слова, которые многие исследователи считают одной из первых вероисповедательных формул: “Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий” (Деян.8:36–37). Впрочем, древнейший христианский катехизис не сводился к признанию и заучиванию одной только формулы, точно так же как и современный катехизис не сводится к одному символу веры или даже его толкованию. Ведь принять Иисуса как Мессию и Спасителя означало одновременно и постепенно войти в провозглашенное Им Царствие. Принять Учителя значило признать Его учение во всей его полноте и радикальности. Процесс приобщения к жизни в христианской общине лишь начинался с крещения. Не случайно св. евангелист Лука упоминает о том, что крестившиеся на Пятидесятницу “постоянно пребывали в учении апостолов” (Деян.2:42). Сами апостолы “всякий день пребывали в [иерусалимском] храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе” (Деян.5:42). Крестившиеся в Кесарии просили Петра пробыть у них несколько дней, на что он, надо полагать, согласился (Деян.10:48).

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Вскоре за тем последовало новое обращение иудеев. Апостол Петр с Иоанном пришел в храм иерусалимский на молитву в 9 часу дня. В эту пору у дверей храма сидел хромой отрождения и просил милостыни. Он попросил её и у Апостолов. «Серебра и золота нет у меня, – сказал ему Петр, – а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи». И хромой тотчас же встал и вошел за Апостолами в храм. Это внезапное исцеление привело в изумление бывших там людей. Петр объяснил им, что не они своею силою совершили это чудо, а имя Иисуса Христа, распятого иудеями, и, указав на пророчества о Христе, призвал их к покаянию испасению верою во Христа. Эта проповедь обратила ко Христу до пяти тысяч человек. Из Иерусалима христианство стало проникать в другие места Палестины. Так в Самарии первый начал проповедовать о Христе апостол Филипп. Его проповедь , сопровождаемая многими чудесами, обратила ко Христу многих, в числе которых был и Симон, известный в то время волхв. Филипп крестил самарян, а апостол Петр и Иоанн, для сообщения крещенным даров Св. Духа возлагали на них руки. Симон волхв, заметив, что через возложение рук апостольских дается Дух Святой, хотел купить у Апостолов этот дар, и, предложив им деньги, сказал: «Дайте мне такуюсилу, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Св. Духа». Апостол Петр с негодованием отверг его просьбу. – После того апостол Филипп, по повелению Ангела, отправился в южные пределы Самарии, именно в город Газу, и на этом пути обратил ко Христу вельможу Эфиопской царицы Кандакии. Вельможа этот, едучи в коляске, читал книгу пророка Исаии. Филипп спросил его: «Понимаешь ли то, что читаешь?». Нет, отвечал вельможа и попросил Филиппа к себе в коляску и объяснить непонятное для него место (Исаии 53, 7–8). Филипп охотно исполнил его просьбу, огласил его благовестием о Христе, и, по вере, крестил. Расставшись с вельможей, – он проповедовал потом в Азоте и Кесарии. Обращение Савла Жил в Иерусалиме некто Савл, – молодой, одаренный пылким и отважным характером и непоколебимою силою воли, фарисей из колена Вениаминова, ученик знаменитого учителя иудейского Гамалиила.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Вспомни и рассказ Деяний апостольских об эфиопском евнухе. Тот читал книгу пророка Исаии и на вопрос апостола Филиппа, понимает он читаемое, ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян.8:31 ). Что же до приведенных тобою слов апостола, то поостерегись, как бы они не были вам в осуждение. Ибо помазание означает излияние Святого Духа в таинстве миропомазания, которое вы отрицаете, а слова знаете всё означают, что христианам известно всё относящееся к спасению, а значит, и к учению об антихристе и его сеятелях, о которых апостол Иоанн говорит далее (см.: и Ин.2:22; 4:2–3 ). Посему нельзя любому, кто пожелает, ходить по ветру главы своея, толкуя Писание вкривь и вкось, ибо он обречен впадать из заблуждения в заблуждение. Сектант : У каждого христианина есть право и даже долг самому толковать Священное Писание, ибо это заповедано Спасителем: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Священник : И снова поостерегись, человече, ибо многие зачинатели древних ересей Арий, Несторий, Евтихий, Аполлинарий, Ориген и другие дерзнули погрузиться в море Писания и потонули, погубив себя и всех своих последователей. Священное Писание имеет троякий смысл: – телесный, или буквальный; – душевный, или аллегорический; – духовный, или мистический. Посему, как говорят древние отцы Церкви, люди простого разумения да довольствуются смыслом буквальным; более преуспевшие могут проникать разумением в душу Писания; тем же, кто совершенен в деянии и разумении, доступно и самое глубокое в нем. О том, что совершенное разумение Писаний возможно лишь для совершенных, свидетельствует великий апостол Павел: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:6–7 ). Сектант : Чтобы постичь Священное Писание, не нужна особая мудрость, ибо глубина его открывается и простецам, по слову Господа: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Второй раз мы читаем о крещении Савла в его выступлении перед иудеями в Иерусалиме. Говоря о том же событии, он несколько по-иному расставляет акценты, чем это сделал автор Деяний: Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян. 22:12–16 ). Автор Деяний, очевидно, описывает происходившее со слов Анании, тогда как Павел излагает свой собственный опыт. В речи Анании Павел отметил то, что считал главным: Бог предызбрал его, чтобы он стал апостолом, вот для чего необходимо было крещение. В раннехристианской Церкви крещению непременно предшествовало оглашение – научение истинам веры. Когда апостол Филипп пристал к колеснице евнуха царицы Эфиопской, он сначала «благовествовал ему об Иисусе», а потом крестил ( Деян. 8:35–38 ). В случае с Павлом, учитывая экстраординарный характер его обращения, Анания мог ограничиться лишь кратким наставлением, а мог и вообще оставить его на период после крещения. Несомненно, несколько дней, которые Савл провел с учениками в Дамаске, были для него временем, когда он слушал рассказы об Иисусе – те самые рассказы, которые впоследствии будут записаны и войдут в Евангелия. Пока они существуют лишь в устной традиции, передаваясь от одного ученика к другому, от одной общины к другой. И Савл, знавший об Иисусе только от Его врагов, теперь имеет счастливую возможность услышать о Нем от учеников. Можно представить, с каким вниманием он слушал эти рассказы, впитывая, как губка, сведения о Том, Чьим лютым гонителем он был еще несколько дней назад. Деяния апостольские ничего не сообщают об Анании, кроме того, что это был «один ученик» ( Деян. 9:10 ) и что он был «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске» ( Деян. 22:12 ). Что стоит за этими словами? Нигде более в Новом Завете – ни в Евангелиях, ни в других книгах – Анания не упоминается. Может сложиться впечатление, что его роль в раннехристианской общине свелась к крещению Павла. Между тем церковное Предание свидетельствует о том, что он был апостолом от семидесяти и епископом Дамасским, а жизнь закончил мучеником. 91 3. Павел и первохристианская община

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010