В XVI - нач. XVII в. появились объединения регулярных (уставных) клириков, совмещающих монашескую жизнь со священническим и миссионерским служением (напр., театинцы , варнавиты , иезуиты и др.). Одновременно с об-вами регулярных клириков в католич. Церкви возникают конгрегации монашествующих клириков, т. е. пресвитеров, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания. В наст. время к ним принадлежат конгрегации редемптористов , ассумпционистов , воскресенцев , лазаристов , салезианцев и др. Конгрегации монашествующих мирян объединяют членов, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания, совместно осуществляющих к.-л. определенную основателем конгрегации задачу, не связанную со священнослужением (CIC. 588 § 3). Конгрегации монашествующих мирян могут быть как муж., так и жен. (каковые составляют большинство). Секулярным институтом является община, члены к-рой приносят частные обеты целомудрия, бедности и послушания и живут в миру. Секулярные институты могут быть клерикальными и мирскими, муж. и жен. Одним из первых секулярных институтов стало основанное в 1791 г. бывш. иезуитом пресв. Пьером Жозефом Пико де Клоривьером Об-во священников Сердца Иисуса, однако правовое положение секулярных институтов было определено только в конституции папы Римского Пия XII «Provida Mater Ecclesia» (1947). Согласно принятому Ватиканским II Собором декрету об обновлении монашеской жизни «Perfectae caritatis» , секулярные институты не являются институтами монашествующих, но обязаны соблюдать евангельские советы (обеты) в миру (CVatII. РС. 11). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., клирики или миряне, являющиеся членами секулярного института, живут в миру, не меняя своего канонического положения, имея целью содействие освящению этого мира. Способ наложения священных уз, посредством которых принимается в институте следование евангельским советам, определяется уставом института (CIC. 710-712). К числу секулярных институтов относилось Священническое братство св. Креста, составлявшее часть основанной Х. М. Эскрива де Балагером орг-ции «Opus Dei» (до возведения ее в ранг личной папской прелатуры с особым уставом).

http://pravenc.ru/text/468829.html

Подобный комментарий свидетельствует о том, что католические церковные власти и другие христианские лидеры имеют серьезные основания опасаться, что читатели " Кода да Винчи " примут все сказанное в книге за чистую монету. Замечание хозяина магазина относилось к персонажу по имени Сайлас, " монаху " -альбиносу аббатства Opus Dei, чья ревностная религиозность выражается в склонности к садомазохизму и в стремлении убивать (даже монахинь) во имя Бога. Именно на примере Сайласа Браун знакомит читателя с практикой коллективных самоистязаний (причиняемые себе страдания есть путь к высшей духовности) и с используемыми для этого " техническими средствами " : ремешком, утыканным заостренными металлическими шипами, которые врезались в плоть при каждом движении и напоминали о страданиях Иисуса, и канатом с узелками. В одной сцене Сайлас, подготавливаясь к исполнению грязной работы во имя Бога, сперва истязает себя ремешком, добиваясь того, чтобы шипы как можно глубже впились в плоть, а затем раздевается догола и хлещет себя через плечо канатом в узелках, пока наконец не чувствует, как по его спине потекла кровь. После этого он выходит из дома, совершает акт вандализма в церкви, а затем и убийство – и все это во имя Бога. Браун использует образ Сайласа, чтобы создать впечатление об Opus Dei как о фанатичной невидимой руке Католической церкви; такое представление разделяют многие верующие и неверующие. На самом же деле Opus Dei был уникальным орденом, основанным испанским священником по имени Хосемария Эскрива, который стремился сделать этот мир лучше путем воспитания глубоко благочестивых праведников, которые подтверждали бы свою веру самоотверженной повседневной работой в миру. Согласно убеждениям Эскривы, это было истинно Божьим делом – Opus Dei. Члены этого ордена, или прелатуры, получали серьезное теологическое образование (зачастую не уступавшее тому, которое давалось священникам в духовных академиях) и строгое духовное воспитание; примерно четверть членов прелатуры придерживалась целибата, эти люди жили коммуной в разделенных по гендерному признаку центрах Opus Dei, таких как вышеупомянутое здание на Тридцать четвертой улице Нью-Йорка. (Женский контингент прелатуры входит в здание отдельно, со стороны Лексингтон-авеню). В Opus Dei состоят на сегодняшний день по всему миру восемьдесят семь тысяч человек, из них около трех тысяч проживают в Соединенных Штатах. (Традиционный соперник Opus Dei, орден иезуитов, насчитывает, по собственному признанию, лишь около двадцати тысяч членов). Чуть больше половины членов Opus Dei – женщины, из них подавляющее большинство замужем; они отличаются повышенной набожностью, но ведут в миру обычную жизнь.

http://religare.ru/2_29834.html

Глухая неприязнь, разделяющая дома Эронсов и Бёрков, глубже оврага, через который дети прыгают на канате, привязанном к ветке старой яблони. Бёрки интеллигентны, умны, воспитанны и наделены хорошим вкусом, и Джесс, поначалу ревновавший Лесли к родителям, потом с детской беспощадностью думает: вот было бы хорошо, если бы моя мать сочиняла истории, вместо того чтобы пялиться в телевизор! Но кто читает истории миссис Бёрк? Кэтрин Патерсон не уточняет, что это за истории, но мне почему-то кажется, что это женские романы, в которых находят отдохновение женщины вроде Джессиной мамы и подростки вроде его сестёр — не столь загнанные унылой жизнью, но так же тяготящиеся ею. И так совершается круговорот иллюзий в природе. Взрослым их возраст и быт не менее досаден, чем детям, но взрослые слишком горды, чтобы на канате перемахнуть через овраг и открыть Теравифию. Вера в повести Кэтрин Патерсон занимает то же самое место, что и в жизни среднего россиянина, украинца и, рискну предположить, американца. Она функциональна, и первая её функция — культурный фон. Глядя на бурный поток дождевой воды, Джесс вспоминает о поглотивших войско фараона волнах Красного Моря по той же причине, по которой наш школьник вспомнил бы о старике и золотой рыбке, — когда-то читал. Мэй Белл просит брата и Лесли перекреститься, давая клятву, точно так же, как Гаврик — Петю: " Перехрестись на церкву... А теперь ешь землю, что не скажешь " , — гарантом клятвы выступает даже не вера, а ритуал. Ссора со священником — достаточный повод, чтобы появляться на службе раз в год, на Пасху, и показывать новые платья. Реальность повседневной веры, о которой пишет Св. Эскрива, — личного общения с Богом, личного служения — бесконечно далека. Но она проглядывает через всё ту же дверь, через ворота в Теравифию. Именно там дети впервые открывают для себя чувство — пока ещё смутное чувство — священного. " Лесли глубоко вдохнула. — Это необычное место, — прошептала она. — Даже правители Теравифии приходят сюда только в великом горе или великой радости. Мы будем бороться за то, чтобы оно осталось священным. Нехорошо тревожить Духов " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

поиск:   разделы   рассылка Пол Фортунато " The New York Times " : Кассовый успех " Опус Деи " Источник:  InoPressa.ru Как член организации " Опус Деи " , я хотел бы выразить признательность Дэну Брауну и Рону Говарду за " Код да Винчи " . Почему я не возмущаюсь, как многие другие верующие католики? Потому что я думаю, что о лучшем результате мы не могли и мечтать. Критики ругают фильм (и заодно книгу), называя его скучным и карикатурным. А поскольку его в любом случае увидят все, многие люди, которые в другом случае никогда не заинтересовались бы " Опус Деи " , проявляют любопытство, позволяя нам объяснить, что к чему. Официально заявляю, что я действительно ношу металлическую цепочку на бедре по паре часов в день – в точности как злодей из фильма, нумерарий Сайлас (обычно этот вопрос звучит первым). Но вот рясу я не ношу, разве что для церемоний. Я преподаю английский в государственном университете и работаю над завершением книги " Современная эстетика и потребительская культура в работах Оскара Уайльда " . На этом закончим со стереотипами. Я вступил в " Опус Деи " в качестве нумерария, члена организации, давшего обет безбрачия и проживающего в специальном центре " Опус Деи " , в возрасте 18 лет. Мой отец – супернумерарий (один из женатых членов организации, которых у нас 80%). Он никогда не призывал меня присоединиться, хотя они с матерью учили меня молиться и любить идеи Хосемарии Эскрива, основателя нашего ордена. Я рано понял, что хочу посвятить себя Господу – только так я мог познать истинное счастье. Одновременно с этим я хотел наслаждаться всеми радостями светской жизни. (Ну, хорошо, всеми, кроме секса, одной из самых больших радостей.) Тут и начинается поиск. Разве можно полностью посвятить себя Господу, молиться по несколько часов в день и в то же время оставаться в мире людей – зарабатывать деньги, участвовать в конкурентной борьбе, сотрудничать с коллегами, выпивать с друзьями? Для меня ответ: да. В первый день моей работы в университете, когда я сказал, что вхожу в " Опус Деи " , один человек воскликнул: " О, вам придется объяснить, что это значит " . Я объяснил, и в последние два месяца мне пришлось еще немного объяснить.

http://religare.ru/2_30226.html

Как член организации " Опус Деи " , я хотел бы выразить признательность Дэну Брауну и Рону Говарду за " Код да Винчи " . Почему я не возмущаюсь, как многие другие верующие католики? Потому что я думаю, что о лучшем результате мы не могли и мечтать. Критики ругают фильм (и заодно книгу), называя его скучным и карикатурным. А поскольку его в любом случае увидят все, многие люди, которые в другом случае никогда не заинтересовались бы " Опус Деи " , проявляют любопытство, позволяя нам объяснить, что к чему. Официально заявляю, что я действительно ношу металлическую цепочку на бедре по паре часов в день – в точности как злодей из фильма, нумерарий Сайлас (обычно этот вопрос звучит первым). Но вот рясу я не ношу, разве что для церемоний. Я преподаю английский в государственном университете и работаю над завершением книги " Современная эстетика и потребительская культура в работах Оскара Уайльда " . На этом закончим со стереотипами. Я вступил в " Опус Деи " в качестве нумерария, члена организации, давшего обет безбрачия и проживающего в специальном центре " Опус Деи " , в возрасте 18 лет. Мой отец – супернумерарий (один из женатых членов организации, которых у нас 80%). Он никогда не призывал меня присоединиться, хотя они с матерью учили меня молиться и любить идеи Хосемарии Эскрива, основателя нашего ордена. Я рано понял, что хочу посвятить себя Господу – только так я мог познать истинное счастье. Одновременно с этим я хотел наслаждаться всеми радостями светской жизни. (Ну, хорошо, всеми, кроме секса, одной из самых больших радостей.) Тут и начинается поиск. Разве можно полностью посвятить себя Господу, молиться по несколько часов в день и в то же время оставаться в мире людей – зарабатывать деньги, участвовать в конкурентной борьбе, сотрудничать с коллегами, выпивать с друзьями? Для меня ответ: да. В первый день моей работы в университете, когда я сказал, что вхожу в " Опус Деи " , один человек воскликнул: " О, вам придется объяснить, что это значит " . Я объяснил, и в последние два месяца мне пришлось еще немного объяснить. Я даже начал носить шорты, чтобы окружающие убедились, что металлическая цепь не оставляет никаких жутких шрамов на бедре. Я отвечал на вопросы о том, что такое медитативная молитва, почему " Опус Деи " устанавливает связи с правыми группами и что такое на самом деле " умерщвление плоти " . Одна из ключевых идей в обряде умерщвления плоти – ощутить солидарность с неимущими и страждущими, отказывая себе в некотором комфорте, будь то путем поста или ношения цепи на бедре. Без этого моя жизнь в Америке – невыносимо комфортабельна. Так что спасибо вам, Рон Ховард, за то, что благодаря вам стало практически невозможно не поговорить об " Опус Деи " с моими коллегами и друзьями. Вы облегчили мне работу. Единственное, о чем я прошу: в следующий раз не трогайте Иисуса Христа и Марию Магдалину. РЕКЛАМА

http://religare.ru/2_30226_1_21.html

В России открылось представительство католической организации Opus Dei 10 декабря 2007 г. 11:32 В России открыто представительство католической организации Opus Dei («Дело Божье») — наследницы монашеского ордена, за свою недолгую историю оказавшегося героем множества реальных детективных историй и шпионских романов. Московская штаб-квартира организации, с 1950 года получившей статус светской, разместилась в частной квартире на углу Садового кольца и Старой Басманной. Opus Dei основана в Испании в 1928 году священником Хосемарией Эскрива, энузиастом религиозного обновления общества и его реорганизации в соответствии с положениями папских энциклик. Для воплощения этих целей члены организации практиковали в том числе и методы из арсенала спецслужб — проникновение в структуры государственной власти и восхождение к вершинам политического и экономического влияния. В 1946 году Opus Dei, основательно преуспев во всем этом в пределах франкистской Испании, выходит в «большую Европу» и переносит штаб-квартиру в Рим. В 1982 году Папа Иоанн Павел II присвоил организации Opus Dei статус «персональной прелатуры», выводя ее таким образом из-под юрисдикции епархиальных управлений, что сделало еще более закрытой ее работу, в том числе и от коллег в Ватикане. В штате московского представительства пять человек, приехавших из разных стран. Там же проходят собрания, на которые приглашают всех желающих «для духовных бесед». «Решение об открытии представительства в Москве принималось руководителем Opus Dei епископом Хавьером Эчеваррией и с ведома Папы Римского», — сообщил в интервью ИТАР-ТАСС руководитель российского отделения Opus Dei священник Хосе-Антонио Сеновилья. «Для нас Россия — очень привлекательная страна, не только потому, что она самая большая в мире, но и потому, что она может влиять на весь мир, и в частности, помогать Западу в духовном смысле. Мы приехали сюда учиться», — сказал Сеновилья. По его словам, практика состоит из размышлений над Евангелием и молитв. Он также сообщил, что женщины собираются в Москве на отдельной квартире, где занятия ведут активистки из стран Европы и Латинской Америки.

http://patriarchia.ru/db/text/335828.htm...

«Опус Деи» выступает против экранизации «Кода да Винчи» 16 февраля 2006 г. 19:16 Религиозный орден «Опус Деи» («Дело Божье») , имеющий в настоящее время большое влияние на политику Ватикана, выступил против экранизации романа Дэна Брауна «Код да Винчи». Пресс-секретарь ордена Мануэль Санчес огласил специальное коммюнике, в котором руководством «Опус Деи» призывает американскую компанию «Сони-Коламбия» опустить в фильме те места, которые могут «ранить чувства католиков», дав понять, что в обратном случае может обратиться в суд. «Опус Деи», который был создан по образу и подобию ордена иезуитов в 1928 году испанским священником Эскрива де Балагером, канонизированным позже в лике святых Католической Церкви, насчитывает 85 тысяч членов во всем мире, но имеет наиболее глубокие корни в Испании. «Опус Деи» фигурирует в бестселлере Брауна как мракобесная тайная секта, защищающая самые консервативные позиции католицизма. Главный злодей романа — монах-альбинос, за которым тянется череда убийств, - является членом «Опус Деи». Не останавливаясь перед пролитием крови, он выполняет указание руководства ордена: воспрепятствовать тому, чтобы герои романа узнали, что Иисус Христом якобы жил в грехе с Марией Магдалиной. В таком подходе Брауна к «Опус Деи», как считают некоторые критики, сказалось то, что орден имеет давнюю зловещую славу. Всегда действуя в тени, он оказывал решающую поддержку кровавым диктатурам Франко в Испании, Пиночета в Чили, Виделы в Аргентине и других испаноязычных странах, помогал диктаторам манипулировать людьми, оправдывал репрессии «во имя Бога», стоял на защите самых антидемократических канонов. В эпоху Иоанна Павла II Католическая Церковь упорно выступала против романа Брауна, обвиняя его в том, что он содержит «сплошную ложь, искажения, абсурдную и вульгарную фальсификацию» внутренней жизни и истории Церкви. Однако эти замечания делали только дополнительную рекламу этому произведению, которое многие специалисты считают крайне слабым с художественной точкой зрения. Специалисты уверены, что новые критические высказывания «Опус Деи», теперь уже в отношении экранизации романа, лишь будут способствовать успеху фильма.

http://patriarchia.ru/db/text/83516.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Трауберг Наталья Леонидовна (1928-2009) — выдающаяся переводчица и деятель русской христианской культуры и общественности советских и постсоветских лет. Трауберг была знакома (работала, дружила, общалась) с такими великими христианами тех лет как отец Александр Мень, отец Георгий Чистяков, Сергей Аверинцев, Владимир Бибихин. Наталье Трауберг мы обязаны переводами с английского (Пэлем Гренвил Вудхауз, Гилберт Кийт Честертон, Клайв Степлз Льюис, Дороти Сэйерс, Грэм Грин, Фрэнсис Бернетт, Пол Гэллико), испанского (Федерико Гарсиа Лорка, Хулио Кортасар, Марио Варгас Льоса, Мигель Анхель Астуриас, Хосемария Эскрива), португальского (Эса де Кейрош), французского (Эжен Ионеско), итальянского (Луиджи Пиранделло). Главные из этих переводов — это Честертон и Льюис. Трауберг не только их перевела, но своими вдумчивыми комментариями, статями помогла понять русскому читателю послание великих западных апологетов. Но главное что сделала Наталья Трауберг для русского христианского сознание это «ретрансляция тех западных проявлений христианской культуры, с которыми действительно было важно познакомиться русскому обществу конца XX века» как формулирует Андрей Десницкий. В этом Трауберг помог её неординарный церковный путь. Трауберг родилась в православной семье и всегда глубоко любила Православие, но большую часть своей жизни провела в Католической церкви (и была доминиканкой). Во второй половине своей жизни она вернулась в Православие. Это, как кажется, помогло Трауберг смотреть на вещи под неожиданным углом, шире чем «природные» православные. Андрей Десницкий писал о Наталье Трауберг: «Ни в какие рамки не вписывается Наталья Леонидовна, ни одна партия не может записать ее в свои ряды. И при этом для всех она – своя. На отпевании было множество людей, как на Пасху, разных людей, настолько разных, что в прочих обстоятельствах шансы на встречу у них практически равны нулю. Но все они с огромной благодарностью, любовью и… тихой молитвенной радостью стояли у ее гроба. Радостью, потому что благополучно завершился очень длинный и тяжелый труд инокини Иоанны, и ни у кого не было сомнения в его итоге. Еще в Честертоновском обществе у них было выработано некое понятие, его условно назвали «алеф». Она определяла его так: «сочетается в алефе многое: радость, несерьезность, легкость, истинность, свобода, а противостоит он фальши, тяжести, важности…» Легким, светлым и радостным было ее лицо на отпевании. […] И всем нам порой достаточно было просто посмотреть на нее, чтобы заново ощутить смысл, вкус и радость жизни. Сама жизнь – лучше о ней и не скажешь.»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/tra...

Протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал открытие в Москве представительства католического ордена Opus Dei 17 декабря 2007 г. 17:11 В Московском Патриархате надеются, что представители католической организации Opus Dei , штаб-квартира которой недавно открылась в Москве , не будут заниматься миссионерской деятельностью среди православных верующих. «Opus Dei стремится утвердить христианские ценности в жизни современного общества, и этим вызывает симпатию. Хотелось бы только надеяться, что эта организация не будет заниматься прозелитизмом, то есть переманиванием в католичество людей, крещенных в Православной Церкви и связанных с ней исторической традицией», — сказал в понедельник «Интерфаксу» замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин . Он также выразил надежду, что представители российского отделения организации «всегда будут действовать открыто и честно во взаимоотношениях как с Православной Церковью, так и со светским обществом». «Не все из наследия Opus Dei может быть воспринято православными христианами. Но энергии этих людей и их преданности христианским идеалам нужно отдать дань уважения», — отметил отец Всеволод. По его словам, в Московском Патриархате были извещены о том, что Opus Dei ведет определенную работу среди католиков, проживающих в России, и ищет контактов с православными мирянами. Представители Русской Православной Церкви неоднократно встречались как с руководством Opus Dei, так и с ее членами, живущими в России, отметил собеседник агентства. Представитель московского отделения Opus Dei, в свою очередь, заявил «Интерфаксу», что в задачи его организации никогда не входило миссионерство в России. «Прозелитизм — это когда ты заставляешь человека стать католиком, а мы этим не занимаемся, это не наше дело. Хосе Мария (Эскрива, основатель Opus Dei — Ред. ) — это святой для всех. Его призыв направлен прежде всего на освящение своих повседневных дел, профессиональной жизни. Для нас хорошо, если православный становится святым в Православии», — подчеркнул А. Хавард. Он также добавил, что сотрудники Opus Dei работают на территории России в течение уже 15 лет, однако официальное представительство организации открылось только в декабре этого года. Всего же численность российского отделения «Opus Dei» насчитывает, по словам А. Хаварда, 20 человек. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/339598.htm...

Т.Р. Руди Виды современной святости Томмазо Калио Посвящённый явлению святости в XX веке майский семинар Римского университета «Tor Vergata» (1996 г.) отталкивался от положений книги Кеннета Л. Вудварда (Woodward) «Making Saints» («Производство святых»), выпущенной в Соединённых Штатах в 1990 г., и вскоре переведённой на итальянский язык, и изданной Риццоли (Rizzoli) под названием «Фабрика святых» («La fabbrica dei santi») 1949 . На основе тщательного журналистского расследования и скрупулёзной проверки исторических сведений, её автор проливает свет на некоторые сопутствовавшие канонизациям закулисные события, пытаясь взглянуть изнутри на функционирование и доводы Конгрегации по делам святых, и документально доказать решающую роль особых «групп давления» в руководстве процессом. Произведение католика, эта книга не скрывала своего воинственного и обличительного характера по отношению к событиям, в которых, как в рассмотрении быстрого дела Хосемарии Ескрива де Балагер (Escrivà de Balaguer) 1950 , на взгляд автора, основой становилась церковная политика, да и просто политика. При этом книга выявляла наличие растущей «потребности в святости», которую поддерживали и питали канонизации при понтификате Иоанна Павла II 1951 . Таково было смысловое наполнение введения Франческо Скорца Барчеллона к материалам упомянутого семинара, собранным в 1998 г. в томе «Santi nel Novecento» («Святые XX века»). Очерчивая границы социальной и медийной роли института католической святости в XX в., он писал: «Конечно, это уже не та эпоха, когда причисление к лику блаженных, и более того, к лику святых, по крайней мере, в Риме, вызывало заголовки на первых полосах местной прессы. Но даже если подобным новостям посвящаются простые колонки или несколько строк на второстепенных страницах ежедневных газет, все же существовали различные группы людей, которые разбирались в святых и продолжали устанавливать с ними отношения зависимости и поклонения, не слишком отличавшиеся от сходных явлений более или менее отдалённого прошлого» 1952 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003