«Opus Dei»[«Onyc Деи»; лат.- дело Божие], персональная прелатура Римско-католической Церкви (офиц. название: Персональная прелатура Св. Креста и дела Божия; лат. Praelatura Personalis Sanctae Crucis et Operis Dei). Орг-ция «О. D.» основана в Мадриде 2 окт. 1928 г. католич. пресв. Хосемарией Эскривой де Балагером (1902-1975). С 1927 г. Эскрива де Балагер занимался благотворительной деятельностью среди бедных жителей городских окраин Мадрида, а также среди неизлечимо больных в больницах и приютах; стал капелланом фонда помощи больным при обители апостольских жен Свящ. Сердца Иисусова. Во время духовных упражнений он принял решение о создании орг-ции «О. D.»; выбранное название должно было подчеркнуть главную задачу новой орг-ции - помощь в деле Божием по спасению людей. Эскрива де Балагер руководствовался идеей всеобщего призвания к святости (Мф 5. 48), к-рую он интерпретировал в свете традиц. представлений об апостольском служении и образе жизни первых христиан. Как правило, с первохрист. идеалом связывали служение клириков и монашескую аскезу, однако Эскрива де Балагер сформулировал учение о «личном апостольстве» в повседневной реальности, т. е. в том месте и в том социальном положении, в к-рых каждый христианин оказывается в силу возраста, семейного положения и рода занятий. Вместо аскезы, связанной с отречением от мира, Эскрива де Балагер предложил иной способ следования за Христом (Лк 14. 26-27) - через «освящение труда и освящение себя благодаря труду». Т. о., для всех христиан универсальный путь к достижению святости состоит в занятиях профессиональной деятельностью и выполнении повседневных дел в обычной жизни. При этом христианин должен был соблюдать традиц. благочестивые практики, обязательные для мирян-католиков (регулярные молитва и медитация, испытание совести, исповедь, участие в мессе). Для объединения христиан, желавших посвятить жизнь служению Богу и ближнему, Эскрива де Балагер организовал общины «O. D.». Сначала их членами могли быть только мужчины, но с февр. 1930 г. стали допускать и женщин.

http://pravenc.ru/text/2581453.html

Хавьер Эчеваррия возглавлял организацию с 1994 года 13 декабря. ПРАВМИР. Глава религиозной организации Opus Dei епископ Хавьер Эчеваррия скончался в больнице в Риме в возрасте 84 лет. Епископ скончался от легочной инфекции, сообщается в официальном заявлении организации в Twitter. Епископ Хавьер Эчеваррия родился в 1932 году в Мадриде, там же он встретился встретил с католическим священником святым Хосемарией Эскрива де Балагер, основателем организации. С 1953 по 1975 годы он был его секретарем, затем был назначен Генеральным секретарем Opus Dei и в 1994 году был избран главой организации. Opus Dei (Прелатура Святого Креста и Дела Божия ) — Персональная прелатура Католической Церкви. Была основана в Мадриде 2 октября 1928 года католическим священником святым Хосемарией Эскрива де Балагер. Организация занимается помощью верующим обрести святость в повседневной жизни, занимаясь обычными земными делами, в частности — профессиональной деятельностью. «Суть деятельности Opus Dei состоит в предоставлении своим членам и всем желающим средства духовного воспитания, чтобы они могли жить в миру как подобает добрым христианам», — говорил святой Хосемария. К этим средствам относятся занятия по углублению понимания истин веры, регулярные духовные упражнения, личное духовное руководство и т. д. Кроме того, члены Opus Dei организуют, как правило, в развивающихся странах различные воспитательно-образовательные, социальные и культурные инициативы, направленные на помощь местному населению. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 ноября, 2016 30 ноября, 2016 2 декабря, 2016 25 декабря, 2023 13 августа, 2021 9 августа, 2021 31 мая, 2018 23 апреля, 2018 17 ноября, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-rime-skonchalsya-gla...

Идеология «O. D.» была востребована в годы гражданской войны в Испании (1936-1939) - тяжелого периода для Римско-католической Церкви в стране, когда гонениям подверглись все религ. орг-ции, а для мн. мирян вопрос веры оказался сопряжен с непростым выбором жизненной позиции и политических взглядов. В эти годы Эскрива де Балагер вел священническую работу и на территориях, подконтрольных республиканцам, находясь там на нелегальном положении. Установившийся в 1939 г. режим во главе с каудильо Ф. Франко благоволил Римско-католической Церкви и, в частности, орг-ции «O. D.»; позднее, в 50-х гг. XX в., неск. членов «O. D.» входили в состав высшего руководства Испании. В 1941 г. Леопольдо Эйхо-и-Гарай, еп. Мадрида (1922-1963), одобрил деятельность «O. D.» в границах своего диоцеза. 14 февр. 1943 г. в «O. D.» было основано священническое об-во Св. Креста. Это позволило диоцезальным священникам состоять в «O. D.», имея там особую структуру. 25 июня 1944 г. еп. Л. Эйхо-и-Гарай рукоположил 3 членов «O. D.» во пресвитеров, они стали первыми членами нового священнического об-ва. По окончании второй мировой войны деятельность «O. D.» начала развиваться и в др. странах: в Португалии (с 1945), в Италии и Великобритании (с 1946), в США и Мексике (с 1949), в странах Юж. Америки (с 1950). В 1946 г. штаб-квартира «O. D.» была перенесена в Рим с целью освободить орг-цию от политического влияния режима Франко. 24 февр. 1947 г. орг-ция «O. D.» получила временную апробацию со стороны Папского престола, став т. о. первым в истории секулярным институтом папского права (см. Секулярные институты ). Эскрива де Балагер возглавил «O. D.» в должности генерального президента; генеральным прокуратором, представлявшим «O. D.» перед Папским престолом, стал Альваро дель Портильо, один из 3 пресвитеров, рукоположенных в 1944 г. 16 июня 1950 г. папа Римский Пий XII окончательно утвердил орг-цию в структуре католич. Церкви (An. Pont. 1951. P. 793). Перед членами «O. D.» Папский престол поставил офиц. задачу: «распространение жизни согласно евангельским добродетелям среди всех классов гражданского общества, особенно, среди интеллектуалов» (Ibidem). Офиц. центром деятельности «O. D.» по-прежнему считался Мадрид (ул. Диего де Леон, 14), в Риме (просп. Бруно Буоцци, 73) находились резиденция генерального прокуратора «O. D.» при Папском престоле и главное управление «O. D.», а впоследствии и прелатуры (Ibid. 1957. P. 940-941).

http://pravenc.ru/text/2581453.html

  Момент смерти Синоптики лаконично, но точно сообщают нам одну очень важную деталь: Иисус же, возгласив громко, испустил дух ( Мк. 15:37 ). Я привел только Марка, потому что Матфей и Лука практически повторяют его. Здесь нужно обратить внимание на слово «испустил». Греческое ексепнеусен указывает на активное собственное действие. Марк подчеркивает (и Матфей, и Лука согласны с ним), что Иисуса не настигла смерть, а Он Сам решил, в какой момент Ему умирать, то есть, Он – владыка над жизнью и смертью! Было это в три часа дня.   Кровь и вода Когда-то в семинарии я прочитал у одного католического мыслителя необычное толкование прободения сердца Христова, которое запало мне в душу: «Есть ложное представление о Господе на Кресте как о разгневанном, непокорном. Извивающееся тело, словно угрожающее людям: вы Меня сокрушили, но Я брошу в вас Мои гвозди, Мой крест и Мои тернии. Те, кто так мыслит, не познали дух Христа. Он вынес все, что только возможно, и смог столько потому, что был Богом! Но любил Он еще больше, чем терпел… И даже после смерти дозволил копьем открыть еще одну рану, чтобы ты и я нашли убежище рядом с Его вселюбящим сердцем» (Хосе-Мария Эскрива де Балагер). Здесь есть над чем подумать… Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух… Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода… ( Ин. 19:30,34 ) Это свидетельство Евангелиста Иоанна сегодня в христианской апологетической литературе толкуют в медицинском смысле. Итак, Иисус умер – «предал дух». Затем, через какое-то время, ко Христу подходит римский воин и, чтобы убедиться в Его смерти, наносит удар копьем. Копье римского воина пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца – это профессиональный удар солдата, который целится в не загражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Лезвие копья узкое и длинное. Каким образом в сердце оказались кровь и вода, ведь из мертвого тела кровь истекать не будет? Это значит, что Иисус умер от разрыва сердца.

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

католич. учение о 3 основных действиях в таинстве Покаяния (сокрушения о грехе, исповедания грехов, удовлетворения за грехи) является свидетельством личностного аспекта этого таинства, подразумевающего конкретные действия со стороны кающегося перед совершителем таинства (епископом или пресвитером). Важным изменением, внесенным И. П. в молитвенную практику Римско-католической Церкви, стало реформирование молитвы Розария . Для сохранения этой практики зап. благочестия, испытавшей определенный упадок после соборных реформ, папа издал апостольское послание «Rosarium Virginis Mariae» от 16 окт. 2002 г., к-рым внес в цикл Розария т. н. светлые тайны (размышления о Крещении Христа, брачном пире в Кане Галилейской, проповеди Христа, Преображении на горе Фавор и Тайной вечери), и провозгласил проведение «года Розария» (окт. 2002 - окт. 2003). 30 апр. 2000 г. папа установил праздник Божественного милосердия, отмечаемый во 2-е воскресенье после Пасхи. Апостольской конституцией «Divinus magister perfectionis» от 25 янв. 1983 г. И. П. реформировал процессы беатификации и канонизации в католич. Церкви, изменив юридический характер расследования дел, упразднив участие в них т. н. блюстителя веры (promotor fidei, «адвокат диавола») и передав 1-ю стадию расследования в ведение местных правящих епископов (ординариев). Во многом из-за упрощения норм проведения расследований и процессов, а также по причине большого числа исповедников и мучеников, пострадавших за веру в ХХ в., в понтификат И. П. состоялось наибольшее количество беатификаций и канонизаций. Папой были проведены 51 церемония канонизации (к лику католич. святых были причислены 482 чел., в т. ч. францисканец пресв. Максимилиан Кольбе , Адам Хмелевский, польск. кор. Ядвига, Тереза Бенедикта Креста (см. Штайн Эдит), польск. кор. Кунигунда , Фаустина Ковальская, Пио из Пьетрельчины (падре Пио), кард. Алоизий Степинац , пресв. Хосемария Эскрива де Балагер и др.) и 147 церемоний беатификации (к лику блаженных Римско-католической Церкви были причислены 1338 чел., в т.

http://pravenc.ru/text/Иоанн Павел ...

Можно сказать, что Теравифия (Нарния, Швамбрания и Синегория, Средиземье и множество других " малых творений " ) лежит на дальних подступах к Небесному Иерусалиму. И, как и Небесный Иерусалим, она не может оставаться радостью одиночки-ревнивца, не разделённой ни с кем. Поэтому Джесс совершает свой первый маленький акт " подражания Христу " — строит мост через овраг, а потом ведёт по нему сестру, чтобы короновать её венком и разделить Теравифию с ней. А после она должна будет ввести во владение самую младшую сестрёнку... Делясь любовью, красотой, милосердием. " Что до ужасов — он понимал, что будут они и дальше — надо выдерживать страх, не поддаваться. А, Лесли? " Ольга Брилёва Сноски Джесси — полное имя, библейское Иессей. Джесс — укороченная фамильярная форма. Сноски (послесловие) Строка из песни Сергея Калугина " Радость моя " . 2 Митрополит Сурожский Антоний (Блюм) — православный митрополит, автор многих книг, рассказывающих о различных аспектах христианской веры. Многие его книги и сборники бесед были опубликованы, в том числе и в Интернете. 3 Св. Хосемария Эскрива де Балагер (канонизирован 6 октября 2002 года) — католический священник, основатель организации Opus Dei (Дело Божье), очень много внимания уделявший духовности мирян и проповедовавший освящение обыденной, мирской жизни и труда. Автор книг: " Путь " , " Борозда " , " Христос проходит рядом " и др. 4 Авалон — в кельтской мифологии страна бессмертных и эльфов, " сидов " , вечно юных и прекрасных. 5 Кондла Прекрасный — герой ирландской легенды, юноша, в которого влюбилась дочь короля сидов и дала ему отведать волшебного яблока, которое не заканчивалось, сколько бы его ни ели. Кондла не мог есть ничего, кроме этого яблока, и думать ни о ком, кроме девы, его подарившей. В конце концов он ушел за возлюбленной в край вечно юных. 6 Из песни С. Калугина " Радость моя " . 7 Евкатастрофа — термин, введенный Дж. Р. Р. Толкиеном, — некая " благая катастрофа " , переменяющая весь сюжет сказки от крайне безнадежного к хорошему. Например, воскрешение Чудища в " Аленьком Цветочке " или вызволение Катигорошка из подземного царства — типичная сказочная евкатастрофа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

Что касается внутреннего вероучительного состояния католичества, то политика Иоанна Павла II может расцениваться более как консервативная, нежели либеральная, доказательством чего могут служить события, произошедшие еще в начале его понтификата, связанные с леворадикальной «теологией освобождения», получившей распространение в странах Латинской Америки. Тогда был сменен генерал ордена иезуитов, так как внутри ордена получили широкое распространение реформаторские тенденции. Труды отдельных либеральных теологов были подвергнуты критике, а наиболее известный из них, Ганс Кюнг, был уволен из католического университета. Вместе с критикой латиноамериканских реформаторских тенденций резко выросло влияние «Опус Деи» – консервативной католической организации, основанной в 1928 году испанским священником Хосе-Марией Эскрива де Балагером, который был причислен к лику святых Иоанном Павлом II. «Опус Деи» обвиняли и в связях с франкизмом (впрочем, «опусдеисты» способствовали модернизации Испании и ее постепенному отходу от жесткой диктатуры и самоизоляции), и в слишком жесткой покаянной дисциплине вплоть до самобичевания. Однако внимание Ватикана эта организация привлекла в связи с попыткой синтеза духовной и светской жизни и связанным с этим «освящением» любого труда (исключая, конечно, криминальную деятельность). Такой подход привлек в организацию многих успешных мирян из числа «столпов общества» – бизнесменов, политиков, интеллектуалов. Такой подход сочетается с подчеркиванием необходимости широкого участия членов организации в благотворительных проектах. «Опусдеистская» составляющая церковной политики является признаком того, что Ватикан был намерен действовать в рамках традиционалистской парадигмы. Повышение авторитета церкви должно осуществляться без радикализма, который, с точки зрения покойного папы и его ближайшего окружения, мог привести к серьезному обострению внутрицерковных конфликтов (литургическая реформа II Ватиканского собора привела к выходу из подчинения папе группы верующих во главе с двумя епископами).

http://pravoslavie.ru/644.html

D.» неоднократно становились объектами критики. Не только противники Римско-католической Церкви, но и представители католич. духовенства, прежде всего иезуиты , обвиняли орг-цию в чрезмерной секретности и «сектантстве», а также в близости к политическим режимам правого толка, гл. обр. в Испании (режим Франко) и в странах Лат. Америки. Так, по мнению Х. У. фон Бальтазара , «O. D.» - фундаменталистская орг-ция, основанная на «примитивном» учении Эскривы де Балагера. Однако Т. Мёртон хвалил идеи, лежащие в основе деятельности «O. D.», за простоту, а кард. Франц Кёниг рассматривал их как новаторскую разновидность «мирянской духовности», важную для пастырского служения католической Церкви. Одобрение и поддержку «O. D.» неоднократно выражали Римские понтифики, прежде всего папа Иоанн Павел II, который причислил Эскриву де Балагера к лику блаженных Римско-католической Церкви (декрет «Munere perfungens instaurandi» от 17 мая 1992 - AAS. 1992. Vol. 84. P. 1058-1060). На консистории 26 февр. 2002 г. было принято решение о его канонизации (AAS. 2002. Vol. 94. P. 313-314), официально утвержденное буллой папы Иоанна Павла II «Domine, ut videam!» от 6 окт. 2002 г. (AAS. 2003. Vol. 95. N 10. P. 745-747). В этот же день папа Римский возглавил церемонию канонизации на площади св. Петра в Риме в присутствии 42 кардиналов, ок. 500 епископов и глав мн. религ. орденов и конгрегаций. Первый прелат «О. D.» еп. А. дель Портильо беатифицирован по решению папы Франциска 27 сент. 2014 г., церемонию беатификации возглавил в Мадриде префект Конгрегации по канонизации кард. Анджело Амато. Лит.: Le Tourneau D. L " Opus Dei. P., 19852; West W. J. Opus Dei: Exploding a Myth. Crows Nest, 1988; Fuenmayor A., G ó mez-Iglesias V., Illanes Maestre J. L. El Itinerario jurídico del Opus Dei. Pamplona, 19904; Rodr í guez P., Oc á riz F., Illanes Maestre J. L. El Opus Dei en la Iglesia: Introd. eclesiológica a la vida y el apostolado del Opus Dei. Madrid, 19933, 20146; Messori V. Opus Dei: Un " indagine. Mil., 1999; Berglar P. Opus Dei: Life and Work of Its Founder Josemaría Escrivá. Princeton, 2000; Urbano P. El Hombre de Villa Tevere: Los años romanos de Josemaría Escrivá. Barcelona, 2004; Пазухин Е. Св. Хосемария Эскрива: Основатель Opus Dei. СПб., 2009; Allen J. L. Opus Dei: Mythos und Realität: Ein Blick hinter die Kulissen. Augsburg, 2009; Лаоз К. Священническое об-во Св. Креста. Алматы, 2010; Medina Bayo J. Álvaro del Portillo: Un hombre fiel. Madrid; Quito, 2012; Bernal S. Recuerdo de Álvaro del Portillo, prelado del Opus Dei. Madrid, 2014. А. Г. Крысов Рубрики: Ключевые слова: AD GENTES DIVINITUS декрет II Ватиканского Собора о миссионерской деятельности Церкви, утвержден 7 дек. 1965 г. папой Павлом VI

http://pravenc.ru/text/2581453.html

Патерсон беспощадна. Эгоизм, детская ревность, любопытство — " Ты её видел? В гробу, да? " , обида, мелкая торговлишка — " Учителя ругать не станут. Мать даже девочек приструнит " — словом, весь букет обычных человеческих эмоций. Но в этом неприглядном букетике вдруг распускается нечто... ...Нечто, источающее запах Теравифии. " Войдя поглубже, в тёмную сердцевину, Джесс встал на колени и положил венок на ковёр золотистых игл. — Отец, в руки Твои предаю дух её. Он знал, что Лесли бы эти слова понравились. Они подходили к их священной роще " . Вот почему в главе " Пасха " не говорят о Воскресении — Теравифия есть его прообраз. Именно оттуда исходит то, что Джесс делает правильно, — милосердие по отношению к старой учительнице, отвага перед лицом опасности, грозящей сестре, и в конечном счете — введение Мэй Белл в Теравифию. И не только то, что делает Джесс. Люди словно просыпаются и начинают видеть друг друга. Царство иллюзий разрушается, и там, внутри, люди оказываются прекрасными. Даже толстая Дженис Эйвери, " кит-убийца " . Ни одна смерть не напрасна. Ни одна смерть не случайна. Ни одна смерть не бессмысленна. Каждая — соприкосновение с вечностью, и НИКОГДА становится точкой входа во ВСЕГДА. Лесли Бёрк ВСЕГДА будет королевой Теравифии и самой быстрой бегуньей пятого класса. Самое удивительное различие между языческим и христианским мужеством — в том, что язычник может презирать смерть, но не может назвать её своей сестрой. " Радуйся, апостольская душа! Каждый новый день приближает тебя к Жизни! " — пишет Св. Эскрива. И в этом нет манихейского отвращения к жизни, к плоти — просто прикосновение смерти делает и саму жизнь причастной Вечности. Митрополит Антоний Сурожский указывает, что заупокойная служба в православном храме начинается словами " Благословен Господь Бог наш! " . И это не просто вызов, который душа в союзе с Богом бросают унынию, — это искренняя благодарность. За что? За обретённую полноту жизни. Жизнь становится цельной только будучи завершённой, и христианин своей жизнью пишет — он сам не знает, роман, повесть или рассказ, но знает, что точка в конце последней строки станет началом произведения как ЦЕЛОГО. Книга, сюжет которой только плетётся в своём роде не так хороша, как книга уже написанная. А почему Бог определил жизни Лесли стать рассказом, а жизни Джесса — повестью или романом, — Ему судить. Он — великий сказочник. Он знает, где лучше всего поставить точку. А наша задача — сделаться достойными участниками Его повествования. И... сделать других. То, что наша жизнь не броуновское движение, а Путь — тоже важная часть Благой Вести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=167...

В XVI - нач. XVII в. появились объединения регулярных (уставных) клириков, совмещающих монашескую жизнь со священническим и миссионерским служением (напр., театинцы , варнавиты , иезуиты и др.). Одновременно с об-вами регулярных клириков в католич. Церкви возникают конгрегации монашествующих клириков, т. е. пресвитеров, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания. В наст. время к ним принадлежат конгрегации редемптористов , ассумпционистов , воскресенцев , лазаристов , салезианцев и др. Конгрегации монашествующих мирян объединяют членов, приносящих простые публичные обеты целомудрия, бедности и послушания, совместно осуществляющих к.-л. определенную основателем конгрегации задачу, не связанную со священнослужением (CIC. 588 § 3). Конгрегации монашествующих мирян могут быть как муж., так и жен. (каковые составляют большинство). Секулярным институтом является община, члены к-рой приносят частные обеты целомудрия, бедности и послушания и живут в миру. Секулярные институты могут быть клерикальными и мирскими, муж. и жен. Одним из первых секулярных институтов стало основанное в 1791 г. бывш. иезуитом пресв. Пьером Жозефом Пико де Клоривьером Об-во священников Сердца Иисуса, однако правовое положение секулярных институтов было определено только в конституции папы Римского Пия XII «Provida Mater Ecclesia» (1947). Согласно принятому Ватиканским II Собором декрету об обновлении монашеской жизни «Perfectae caritatis» , секулярные институты не являются институтами монашествующих, но обязаны соблюдать евангельские советы (обеты) в миру (CVatII. РС. 11). Согласно Кодексу канонического права 1983 г., клирики или миряне, являющиеся членами секулярного института, живут в миру, не меняя своего канонического положения, имея целью содействие освящению этого мира. Способ наложения священных уз, посредством которых принимается в институте следование евангельским советам, определяется уставом института (CIC. 710-712). К числу секулярных институтов относилось Священническое братство св. Креста, составлявшее часть основанной Х. М. Эскрива де Балагером орг-ции «Opus Dei» (до возведения ее в ранг личной папской прелатуры с особым уставом).

http://pravenc.ru/text/468829.html

  001     002