(722/1) Таинство Миропомазания преподается нанесением мира на лоб и осуществляется возложением рук со словами: «Прими дар Духа Святого». Евхаристия Учение о евхаристии включает в себя учение о святой Мессе, о Причастии и о реальном Присутствии Христа подвидом хлеба и вина. Эти три аспекта неразрывно связаны. Нет Присутствия Христа в Евхаристии, которое не было бы прежде воспринято как пища для народа Божия: «Примите, вкусите; сие есть Тело Мое» [ Мф 26, 26 ]. Нет таинственного союза со Христом, который не вызвал бы мысли о священной трапезе: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» [ 1Кор 11, 26 ]. Евхаристическая трапеза приготовляется только во время Жертвы святой Мессы. Евхаристическое Таинство – центр и вершина евхаристической жизни – резюмирует, таким образом, всю тайну Спасения. Между Христом и нами есть два основных отношения: прежде всего Он наш Посредник и Священник перед Богом, Которому Он приносит ради нас искупительную Жертву за наши грехи. Но Христос – не чужой для нас, не только Примиритель, Который удовлетворился бы тем, что представил нас пред Своим Отцом. Он входит в новые отношения с нами и сообщает нам благодать, ниспосылаемую нам Богом в силу Его Жертвы. Такова тайна нашего союза со Христом, ставшего для нас источником всякой благодати: «...От полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» [ Ин 1, 16 ]. Этот второй вид отношений реализуется лишь в Жертве Креста. В этой Жертве, принесенной ради освящения всех людей, Христос отдает Свою жизнь ради Церкви, которую Ему надлежало искупить. Именно умирая, Христос осуществляет тесный союз с Церковью, в котором Церковь очищена и освящена, тот союз, который, согласно учению св. Павла, может быть прообразом глубочайшего союза мужчины и женщины в браке: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» [ Еф 5, 25–26 ]. Из пронзенного ребра преданного смерти Спасителя родилась Церковь, подобно тому, как Ева была взята из ребра Адама, согласно древнему Преданию.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

7Помни (да не случится того, чтобы ты когда–либо забыл это!), как навлекал ты гнев Господа, Бога твоего, на себя в пустыне! С того дня, как вышли вы из Египта, и до самого прихода сюда вы раз за разом поступали наперекор Ему. 8Уже у Хорива вы столь сильно разгневали Господа, что Он в ярости Своей был готов истребить вас всех. 9 Случилось это, когда я взошел на гору, дабы получить скрижали каменные, скрижали Союза, Завета, что заключил с вами Господь, и пробыл сорок дней и ночей на горе, где мне было ни до еды, ни до питья. 10И Господь дал мне две каменные скрижали, на которых Его перстом были записаны все слова, что сказал Он вам из огня в день, когда собрались вы у горы. 11А когда по прошествии сорока дней и ночей Господь давал мне две каменные скрижали, скрижали Союза, Завета, 12Он сказал мне: «Возвращайся скорее назад, ибо гнусное дело совершил твой народ, который вывел ты из Египта. Эти люди очень скоро свернули с пути, которого Я заповедал им держаться. Сотворили они себе кумира!“ 13 И при этом сказал мне Господь: «Смотрю Я на этот народ, и всё, что Я вижу, это неизменное упрямство строптивцев! 14 Ты не вмешивайся, и Я истреблю их, чтоб о них и памяти никакой не осталось а под небом. От тебя произведу Я народ, который будет и лучше б, и многочисленнее, чем они смогли бы когда–либо стать“. 15Тут же отправился я назад и стал спускаться с горы, которая пылала огнем. В руках моих были две скрижали Союза, Завета. 16И вот я увидел вас: вы и вправду против Господа, Бога вашего, согрешили, сделав себе литого тельца. Быстро свернули с пути, держаться которого повелел вам Господь! 17Я в гневе поднял вверх обе скрижали и, бросив на землю, разбил их у вас на глазах. 18Пал я тогда ниц перед Господом; как и прежде, провел я сорок дней и ночей без еды и питья, и всё это из–за греха, который вы совершили, и того зла, которое вы на виду у Господа сотворили, вызвав на себя Его негодование. 19Ибо устрашился я сильного гнева Господня, угрожавшего вас уничтожить. Однако Господь и на этот раз внял мольбам моим. 20И на Аарона Господь так разгневался, что хотел и его истребить. Но и о нем я тогда молился. 21А ту вещь, что вы во грехе своем сделали а, бога–тельца, я схватил, бросил в огонь б, расплавил, а затем истолок, пока идол не превратился в пыль, которую я и бросил в ручей, бежавший с горы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Schelemah (всех, совершенно) приняли за собственное имя Schelomoh – Соломон. Ам.1:8 .  И истреблю жителей Азота и держащего скипетр в Аскалоне, и обращу руку Мою на Екрон, и по­гибнет остаток Филистимлян, говорит Го­с­по­дь Бог. В числе городов филистимских пророк не упоминает о Гефе, – вероятно, потому, что ко времени Амоса он был завоеван и, может быть, разрушен. – «Погибнет остаток Филистимлян» – т. е. погибнут все до единого. Ам.1:9 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Тира и за четыре не по­щажу его, по­тому что они перед­али всех плен­ных Едому и не вспомнили братского союза. Ам.1:10 .  Пошлю огонь в стены Тира, и по­жрет чертоги его. Тиру и финикиянам поставляется в вину продажа в рабство пленников. О каких пленниках идет речь, как и в ст. 6, пророк не указывает. Некоторые (Новак) полагают, что пророк говорит о пленниках финикийских, которых захватывали Тиряне во время нередких, междоусобных войн финикийских городов (ср. «не вспомнили братского союза»). Большинство толкователей однако же относит слова пророка к продаже пленников иудейских. В этом обвиняет финикиян также пророки Иоиль ( Иоил. 3.6 ) и Иезекииль ( Иез 27.13 ). Вероятно, Тиряне являлись перекупщиками пленников, уводившихся из израильской земли во время нападения на нее могущественных соседей (ср. 4Цар 10.32 ; 3Цар 14.25–26 ). – «И не вспомнили братского союза», если под пленниками разуметь пленников иудейских, то приведенные слова сказаны о братском союзе Едома с Иудой ( Быт 33.3–15 ). Понимают их также и как указание на договоры о мире, заключавшиеся между Хирамом и Давидом и Соломоном ( 2Цар 5.11 ; 3Цар. 5:1–12, 9:12–13 ). Слово Schelemah (всех пленных) LXX-ю, как и в ст. 6, понято в смысле собственного имени; отсюда в слав. «заключиша пленники Соломони». Ам.1:11 .  Так говорит Го­с­по­дь: за три пре­ступле­ния Едома и за четыре не по­щажу его, по­тому что он пре­следовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свиреп­с­т­во­вал по­стоян­но во гневе своем и всегда сохранял ярость свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве, и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих ». Чтобы защитить святость брака от школы Гиллеля, Христос указывает на Эдемское существование первой человеческой четы: Мф.19:4–6 . «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» . Блаженный Иероним пишет: « Это написано в начале книги Бытия; и говоря: мужчину и женщину, Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: мужчину и женщин, что предполагалось для расторжения первого союза, а: мужчину и женщину, чтобы они связывались участью с одной только женой… Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух ». Смысл этих слов более чем очевиден: цельный человек это муж и жена, как бы соединение двух половин в одно целое. При этом союзе в формировании нового плода учувствуют и мужчина и женщина « так что они уже не двое, но одна плоть », то есть от их соития зачинается и рождается новая жизнь, их ребенок. Таким образом, брачный союз мужчины и женщины есть величайшее Таинство Жизни. Посему каждый влюбленный как бы ощущает дыхание Эдемского Сада Сладости (Рая). Сказано: «Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку – безумен и нечестив.]» ( Притч.18:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт.2:23 . И сказал человек: По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова. вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта ( Быт. 29:14 ; Суд. 9:2 ; 2Цар. 5:1 ; 1Пар. 11:1 и др.). она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Еврейское слово «жена» (иша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения. Быт.2:24 . Потому оставит человек отца своего и мать свою Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. В виду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев ( Исх. 21:1–11 ; Втор. 21:11–17, 24:1–5 ) и автору книги Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа ( Мф. 19:5 ) – самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему ему основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой – провозглашает два основных его закона – единство и нерасторжимость, как толкует и само Священное Писание ( Мф. 19:4–5 ; Мал. 2:14–15 ; 1Кор. 6:16 ; Еф. 5:31 и др.). и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. Слово «прилепится» по-еврейски выражено глаголом дабак, означающим «поглощаться», «ассимилироваться», «уподобляться» ( Втор. 10:20 ; 3Цар. 11:2 ), и, следовательно, указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Священном Писании , так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью ( Еф. 5:30–31 ), Иоанн Златоуст , Августин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В благочестивых семьях муж и жена жили как брат с сестрой, когда считали, что количество детей уже достаточно, а под старость лет принимали монашество. Не разжигали страсти и старались себя смирить, так как всегда положено жить смиренно» (Цит. по 149. См. статью «Вопрос – ответ» за 22 октября по новому стилю). «Творец мира первозданных мужа и жену сочетал союзом, по которому муж и жена – одна плоть ( Быт. 2:24 ), и которого человек да не разлучает( Мф. 19:5 ). С установлением брачного союза, Бог установил и способ размножения людей, благословив первозданных мужа и жену, глаголя: плодитесь и размножайтесь, то есть на рождение ими от себя подобных себе. Такой способ происхождения людей является единственным и очевидным собственно по отношению к происхождению каждого человека по еготелесной природе. Но таков ли богоустановленный способ происхождения людей и по их духовной природе? Образ происхождения человеческих душ составляет тайну, относительно которой возможны лишь только предположения…» (23: 337. Книга 1). «Бытописание, описывая происхождение брака, указывает на цель его установления. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ). И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…( Быт. 1:28 ). По этим словам назначение брачного союза мужи и жены состоит: а) в рождении и воспитании детей, как членов царства Божия; во взаимном вспомоществовании при нуждах земной жизни; в) восполнении недостатков в мужской и женской организации; так как дух мужа может сообщать свою твердость и силу слабой женской природе, а нежность и кротость женской природы может умягчать твердый дух мужа. Другое значение брачного союза, который не показал бытописатель, описавший брачный союз невинности, показывает апостол Павел; он пишет: …хорошо человеку не касаться женщины. Но во избежании блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа…. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться ( 1Кор. 7:1,2,9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В устной традиции фарисеев было на тот момент два мнения: школа фарисея Гиллеля разрешала развод по любой – действительной или надуманной – причине, а школа Шаммаи ограничивала произвол мужей. Господь, игнорируя частный вопрос о дозволительных причинах развода (а в Законе было одно условие – если жена «не найдет благоволения в глазах» мужа, см.: Втор. 24: 1 231 ), обращает фарисеев к книге Бытия и описанной там истории установления Богом брачного союза. Ради чего? Чтобы показать, что развод вообще нарушает заложенную Богом идею брака: «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19: 4–6 ; см.: Быт. 2: 24 ). Этот ответ дал возможность фарисеям выложить приготовленный аргумент – прямое разрешение Закона: «…говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» ( Мф. 19: 7 ). Господь повторяет, что нерасторжимость имеет характер заповеди, является изначальной и существенной чертой брачного союза, а постановление о разводе – это не заповедь Божия, что и фарисеям было понятно, это временное дозволение, и дано оно лишь по снисхождению к немощи и во избежание жестокости в обращении; новый брак разведенного или на разведенной – это прелюбодейство (впрочем, Господь оговаривает допустимое основание для развода – прелюбодеяние, когда брак фактически разрушен грехом): «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19: 8–9 ). Ученики Христа отреагировали на эти слова довольно-таки неожиданно: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» ( Мф. 19: 10 ), то есть и для них идея нерасторжимости брачного союза показалась чересчур строгой: «Им казалось, что слишком несносно иметь жену, исполненную всякого зла, и терпеть при себе постоянно неукротимого зверя… Если муж с женою для того соединились, чтобы составлять одно; если муж так этим обязан, что он всякий раз, как скоро оставляет жену, поступает против закона, – то легче сражаться с пожеланием природы и с самим собою, нежели с злою женою» 232 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Вера указала и средства, которые мы должны употреблять для спасения себя и других, живых и умерших. Итак, Основанием нашего союза и отношений с умершими есть Христос, Его благодать и святая вера. Нам нужно только покорить разум в послушании веры Христовой и мы, и наши умершие будем спасены, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»,– учит Иисус Христос ( Ин.3:16 ). Только одной верой можно видеть будущее. Вера есть око, кругозор которого простирается за пределы видимого, и невидимое является перед ним, и будущее как настоящее. Вера требует от нас любви, исканий царства Божьего, ношения тяготы ближнего, готовности к исходу на всякий час. Все эти требования веры отвлекают ум и сердце от временного и устремляют к вечному, устремляют туда, где наша жизнь и спасение, где живут бессмертною жизнью опередившие нас отцы, матери, братья, сестры, супруги, друзья и знакомые. Вот куда вера Христова призывает ум и сердце бедного странника, не расторгая союза и отношений духовного между живыми и умершими. Бессмертная любовь не гаснет; сердце предчувствует встречу с предметом дорогим ему. Она соединяет настоящее с будущим, видимое с невидимым, соединяет человека с Богом и со всеми духовно-нравственными существами. Учитель языков учит так: «Живем ли, живем для Господа; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем – всегда Господни» ( Рим.14:8 ). Следовательно, как живые, так и мертвые – Господни; как первые, так и вторые имеют одного Господа Иисуса Христа, Спасителя человеков, в Него верующих. Естественно заботиться о своем спасении; но оно совершится, если будем иметь в виду и спасение усопших, возлюбленных Господом. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе» ( Флп.2:5 ), – учит ап. Павел. Что же это такое должно быть в нас подражательное Христу? Оно есть вечный Ходатай перед Богом Отцом за каждого грешника. Вот это-то ходатайство должно быть и в нас во Христе за всех и каждого, как за живых, так и за умерших. Этого от нас требовал и требует Христос, говоря: «любите друг друга так, как Я возлюбил вас, и ищите царствия Божия» себе и всем людям. Тяжесть наших грехов взял на Себя Иисус Христос, и мы, как учит Апостол, обязаны также носить тяготы друг друга, и таким образом исполнять закон Христов. Что может быть тягостнее для человека, как не его грех ! Итак, можем и по заповеди должны принять живое, деятельное участие в судьбе почившего, для спасения которого и Христос принял крестные муки.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Все это говорит, что в браке есть что-то особенно серьезно важное, священное и в высшей степени знаменательное, так что всякое уважительное отношение к нему, в чем бы оно ни состояло и от кого бы оно ни исходило, заслуживает особенной чести, похвалы и награды. Во всем этом нельзя не видеть того, что под покровом брака скрывается, что-то таинственное, небесное, вечное, что брак есть образ чего-то божественного, сверхчеловеческого, что начало его – здесь, на земле, а конец, – на небе, в вечности. Так велико значение христианского брака по взгляду Христа! V. Брак – образ союза Христа с Церковью Брак – образ союза Христа с Церковью . Указания на это Крестителя и Христа. Рождающая женщина – образ мук рождения Церкви. Апокалиптическая картина. Красота невесты – образ идеальной красоты Церкви. Действительно, в христианском браке «есть что-то таинственное» 97 . И это таинственное в браке отражает таинственное в союзе Христа с Церковью. Такая параллель между христианским браком и союзом Христа с церковью ясно проводится Самим Христом, Иоанном Крестителем и апостолами. Параллель эта основывается не на внешнем сходстве, а на внутреннем единстве и тесной их связи между собою. Без этой внутренней связи не настаивали бы во всех новозаветных книгах на указанной параллели. Скажем даже более того еще ветхозаветные пророки изображали завет Иеговы с народом Израильским под образом брачного союза мужа и жены 98 . Изображали так пророки Завет Иеговы потому, что проникали в самую тайну этого завета, образом которого служит христианский брак. Ясно, что тайна брака и тайна Завета имеют внутреннюю связь между собою и взаимное соотношение Тайна Завета реализуется в тайне брака. Этим только и объясняется раскрываемое нами отношение Христа к браку. После крещения Христа, когда слава Его стала распространяться в народе, некоторые из учеников Иоанна слепо преданные ему, пришли к нему и сказали: «Равви! Тот, который был с тобою при Иордане и о котором ты свидетельствовал, вот, Он крестит, и все идут к Нему!». В ответ на это Иоанн сказал: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться» 99 . Умилительно-трогательными и нежными чертами изображается здесь сближение Христа с верующими под образом жениха и невесты, которых познакомил между собою друг Жениха – Креститель. Теперь это сближение идет обычным порядком, и вот, друг Жениха, слыша их голос, радуется за них и за себя, что исполнил свое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

Глава XIX Мф.19:1–3 .  Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей; и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Из Галилеи Он пришел в Иудею; и вот партия фарисеев и саддукеев спрашивает Его: позволительно ли мужу давать развод жене своей по какой угодно причине. Это с тем, чтобы поставить Его в затруднение [так называемым] рогатым умозаключением (syllogismo), ибо что бы Он ни отвечал, Он мог быть пойман на словах. Если бы Он сказал, что жену должно отпускать по какой угодно причине и жениться на другой, то Он оказался бы проповедником того, что противоречит стыдливости. А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве, и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и [противником] Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих. Мф.19:4 .  Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? Это написано в начале книги Бытия; и говоря: «мужчину» и «женщину», Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: «мужчину» и «женщин», что предполагалось для расторжения первого союза, а: «мужчину» и «женщину», чтобы они связывались участью с одной только женой. Мф.19:5–6 .  И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть 410 Таким же точно образом Он говорит: «прилепится 411 к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью 412 . Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010