И пришел Еммор и Сихем, сын его, к воротам города своего, и стали говорить жителям города своего и сказали: сии люди мирны с нами; пусть они селятся на земле и промышляют на ней; земля же вот пространна пред ними. Станем брать дочерей их себе в жены и наших дочерей выдавать за них. Только на том условии сии люди соглашаются жить с нами и быть одним народом, чтобы и у нас обрезан был весь мужеский пол, как они обрезаны. Не для нас ли стада их, и имение их, и весь скот их? Только [в том] согласимся с ними, и будут жить с нами. И послушались Еммора и Сихема, сына его, все выходящие из ворот города его: и обрезан был весь мужеский пол, – все выходящие из ворот города его. Проникнутые желанием устроить брак Сихема с Диной, Сихем и Еммор (последний по особенно сильной любви к сыну, ст. 19) охотно соглашаются на тяжкое условие союза с семьей Иакова (ст. 18), и особенно пылавший любовью к Дине Сихем готов был немедленно совершить (по тексту Библии – по-видимому, немедленно совершил, ст. 19) обрезание над собой. Но согласно условию (ст. 15) у них должен был быть обрезан весь мужеский пол. И вот они, собрав жителей города на обычное место всяких сходок и сделок (ср. Быт 19:1, 23:10 ), к воротам города, дипломатично ведут с ними переговоры, искусно доказывая им выгоды союза с семьей Иакова – союза, нужного в действительности лишь для личных их целей – для всей сихемской общины: члены фамилии Иакова – люди мирные, дружески настроенные к сихемлянам, они склонны к оседлости и промыслам; к поселению их подле сихемлян препятствий нет – территория Сихема обширна, незаселенна; в смысле заселения ее важное значение могут иметь взаимные браки сихемлян и членов потомства Иакова (ст. 21). Выставив на вид выгоды союза, Еммор и Сихем упоминают, наконец, и об условиях союза – поголовной кровавой операции всего мужского населения. Но и это нелегкое условие они, видимо, стараются представить весьма подходящим, не заключающим в себе ничего позорного уже по тому одному, что все члены фамилии Иакова обрезаны (ст. 22). Притом это единственное условие, продолжают Еммор и Сихем, доставит их народу все выгоды материального довольства, предоставив в руки их все богатство рода Иакова; и еще раз убеждают своих соплеменников согласиться на принятие обрезания (ст. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

То, что брак есть таинство, видно из следующих слов ап. Павла: «Оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:31–32 ). Брак можно рассматривать, как закон природы, положенный Творцом в самом устройстве человека и получивший благословение от Бога. С другой стороны, Брак можно рассматривать как таинство, освящающее в христианстве этот закон. В первом случае разумеется сам супружеский союз, соединяющий мужа и жену в единую плоть. Во втором случае разумеется церковное благословение этого союза, браковенчание. Цель освящения сторон: предохранить брачную любовь от извращений, столь свойственных падшему человеку, а с другой стороны – одухотворить чувственную любовь, внести в чувственную любовь мужа и жены вышечувственное, божественное начало, которое облагораживало бы, возвышало и через это совершенство освящало человека и человечество. Сделать брачный союз духовным, святым, по образу союза Христа с Церковью – вот цель Брака как таинства. Хотя в Откровении нет таких ясных свидетельств об установлении Иисусом Христом таинства Брака, какие имеются о некоторых других таинствах, например, Крещении, Евхаристии, Покаянии, однако в нем имеются твердые основания для заключения о богоустановленности Брака как таинства. Так, в беседе с фарисеями о нерасторжимости брачного союза Иисус Христос говорил: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:6 ). Поставляя брачное сочетание в прямую зависимость от Бога, сообщающего ему характер нерасторжимости, Иисус Христос этим показал, что брачные дела, начиная с заключения брачного союза до расторжения его в исключительных случаях, подлежат власти Церкви. Если к этому прибавить, что Господь Своим личным присутствием почтил и, конечно, благословил брак в Кане Галилейской, то будет ясно, что Божие благословение брачного союза в новозаветной Церкви мыслится как непременное условие брака. Ап. Павел внушает, чтобы вступление в брачный союз совершалось не иначе, как «точию о Господе» ( 1Кор.7:39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

32 ст. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Эта тайна великая и она, как бы так говорить апостол, только несколько может напоминать другую еще более великую тайну, тайну союза Христа с Церковью . 33 ст. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа. Если семья есть в некотором роде малая церковь , где муж является главой и как бы представителем самого Господа, то по образу союза Христа с Церковью, каждый муж должен любить свою жену, как член тела его, как самого себя. А жена да боится своего мужа. Здесь опять нужно иметь в виду образ союза Христа с Церковью. Как в ответ на беспредельную любовь Христа к Церкви, последняя отдает всю себя Христу, отдает в Его волю, и водится по отношению к Нему страхом, опасением как бы и в чем либо не нарушить воли Божией, а чрез то не нарушить союза и единения со Христом, как своим главой, так и жена по отношению к своему мужу должна бояться своего мужа, т. е. бояться как бы в чем не нарушить воли Божией по отношению к мужу, памятуя, что она должна повиноваться мужу своему не по страху, а якоже Господу. Живя так, можно закончить мысль апостола, вы исполните волю Божию. Глава 6-я От наставления мужьям и женам апостол в 6 гл. переходить к детям и кратко выясняет, каковы должны быть отношения детей к родителям и родителей к детям, чтобы исполнить волю Божию. 1 ст. Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Как жена повинуется мужу якоже Господу, так по этому же нравственному основанию и дети должны повиноваться родителям – в Господе, т. е. это угодно Господу, или о Господе, т. е. ради Господа, ибо такова воля Господа, чтобы дети повиновались родителям. Если это воля Господа, то и повиновение детей родителям не должно вставать в противоречие с этой волей Божией. Следовательно, возможно со стороны детей и неповиновение родителям, когда последние принуждают детей к поступкам и действиям, не согласным с волей Божией, (мысли Преосвящ. Феофана стр. 293). Повиновения детей родителям требует и самая справедливость. Отец и мать дают нам жизнь, они поят и кормят нас, они воспитывают нас и всемерно заботятся о нас, пока не выведут нас на самостоятельный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

А когда после этого фарисеи вопросили Его: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею, то Господь сказал им в ответ: «не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? – и сказал, – посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». В последних словах здесь прямо выражается, что Сам Бог соединяет мужа и жену, вступающих в брак. Но в Новом Завете Бог освятил брачный союз еще особым священнодействием, именно таинством брака. О сем в Первом послании к коринфянам (глава 7, стих 39) говорится: «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе». В данном случае особенно важно выражение: в Господе. Из него видно, что христианский брак был делом отличным от других брачных союзов, заключался во имя Господа, то есть освящался священнодействием таинства. Вот почему в другом своем послании сей же апостол прямо называет брак таинством. «Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви», – таковы эти слова апостола. По ним соединение мужа и жены есть таинство, ибо им изображается таинственный союз Христа с Церковью. Но союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины, посему и брачный союз должен быть исполнен благодатью через особенное священнодействие. Итак, верно то, что таинство брака установлено Богом. Что касается видимой стороны таинства брака и невидимого действия его, то эти принадлежности указаны ясно в самом определении таинства. К видимой стороне принадлежат именно: во-первых, свидетельство жениха и невесты пред Церковью и священником о том, что они вступают в союз по добровольному согласию и сохранят до конца жизни супружескую верность, и, во-вторых, благословение их брачного союза священником. К невидимому же благодатному действию его принадлежат: освящение брачного союза во образ союза Христа с Церковью, утверждение брачного союза, в силу чего последний становится нерасторжимым, как нерасторжим союз Христа с Церковью, и дарование благодати чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Апостол предостерегает христиан от пристрастия к вину, дающему ложную эйфорию, но исполняться подлинной радостью в Духе Святом» ( Еф.5:18–20 ): «не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» ( Еф.5:18 ), назидая себя молитвами и духовными песнопениями. Так проводили время первые христиане (в широком смысле под «опьянением вином» можно понимать всякое пристрастие к земному, временному, обманчивому благу). 3. Семейные и гражданские обязанности христиан (Еф.5:22–6, 9) а) Тайна христианского брака ( Еф.5:22–23 ) В Первом послании к Коринфянам (7-я гл.) ап. Павел изложил свое учение о семейной жизни и о девстве. Там он отдает предпочтение девству, если оно избирается ради Господа. Здесь же он излагает учение о высоте христианского брака ( Еф.5:22–23 ). Апостол указывает на Божественное установление брака: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» ( Быт.2:24 ). Глубина единства обеих супругов простирается до того, что они утрачивают ограниченные индивидуальные качества и становятся каждый обладателем обоюдной полноты, – они вдвоем составляют одно тело. Брак также есть таинство, тайна, прообразом которой служит тайна союза Христа и Церкви: «Тайна сия велика; Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:32 ). Ведь каждый член брачного союза до брака уже является членом тела Христова, т. е. Церкви. Конечно, и супруги, как одно новое существо, «едина плоть», прилепляются Христу. Брак как таинство заключается в том, что благодать Христова, которая соединила человека со Христом в крещении, теперь соединяет, благословляет и освящает супругов во образ союза Христа и Церкви. Имея в виду это высокое значение христианского брака, Апостол определяет обязанности супругов. Для реальной практической жизни супругов Апостол заповедует женам – послушание, а мужьям – любовь ( Еф.5:22–28 ). Это и понятно: ведь если супружество есть образ союза Христа и Церкви, то и отношение жены к мужу должно быть подобно отношению Церкви ко Христу. Церковь находится в послушании Богу, а Бог доказал Свою любовь к Церкви тем, что отдал Сына Своего Единородного, Который «предал Себя на нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова» ( Еф.5:25–26 ), т. е. крещением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Святой апостол Павел внушал ефесянам смотреть на христианский брак не только как на Божественное установление, но и как на таинственный образ святейшего союза Христа с церковью, и чрез то побуждал вступающих в брачный союз к сохранению этого союза в чистоте и непорочности. Христианский брак состоит из одного мужа и одной жены. Бог в начале сотворил одного человека Адама, и потом из ребра Адамова создал одну жену в помощницу ему. Сказано в книге Бытия: и сотвори Бог человека, – мужа и жену сотвори их (Быт; 1:27). И буде та два в плоть едину (2:24). При этом христианский брак святым таинством освящается в образ духовного союза Христа с церковью. Потому, как один Христос Глава церкви, так один должен быть в брачном союзе и муж; как одна церковь Христова, так одна должна быть и жена ( Еф. 5:23 и след.). Христианский брак есть союз добровольный. Иисус Христос сказал, повторяя слова книги Бытия: оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию ( Быт. 2:24 ); так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:5–6 ). Такой союз должен быть не по принуждению, а только по доброй воле и любви. Поэтому апостол Павел учит: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь , и предал Себя за нее. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела; любящий свою жену, любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь ( Еф. 5:25, 28, 29 ). Поэтому Церковь от приступающих к таинству брака требует взаимного добровольного согласия, как необходимого условия брачного союза. Брачный союз, быв однажды заключен между мужем и женою, должен оставаться ненарушимым, доколе будут живы оба соединенный браком лица. Такому закону подчинен брак при самом установлении его ( Быт. 2:24 ); и этот закон утвердил Иисус Христос, сказав: что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф. 19:6 ). Также Господь говорит: кто разведемся с женою своею, и женится на другой; тот прелюбодействует от ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Сион или собственно общество спасенных Богом жителей нового Сиона ( Церковь ) будет венцем доброты или славы и диадимой царствия или царской диадемой в руки Господа: как царский венец и диадема (головная повязка, обыкновенно из золота) всегда служили знаками царской чести и славы, неотъемлемой принадлежностью царского сана и звания, а вместе с тем и неразрывного союза царя с его царством; так и спасенный Богом Сион послужит славе Господа перед всеми народами мира, пребудет непременной принадлежностью Его царственной власти и залогом нового и неразрывного союза Церкви с Богом. – При таком отношении Сиона к Богу, его уже не будут называть «оставленным», как называл его даже сам народ во время плена Вавилонского (гл.40:27; гл.49:15), и землю, среди которой был Сион, не будут уже называть «пустыней», как справедливо называли ее после Халдейского нашествия и разорения (гл.64:10): нет, Сион назовется воля Моя или «желанный Мой», «возлюбленный Мой»; так он назовется и Богом, и людьми (ст.2 и 12); а земля, его окружающая, назовется вселенная или населенная, – так потому, что Господь явит к Сиону и земле Своей новое и полное благоволение Свое. – Такое восстановление Сиона и сопредельной ему страны, в их совершенном благоустройстве, будет следствием нового союза Бога с Израилем. А в основании этого союза будет положена любовь самая чистая и сильная, по подобию искренней и пламенной любви жениха-юноши к деве-невесте. И как обыкновенно естественный союз чистой любви выражается в восторженной радости жениха и невесты; так возрадуется и Господь о Своей Церкви, Им оправданной и призванной в вечный союз с Собою. 6–7. На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле. (И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражи весь день и всю нощь, иже до конца не премолкнут поминающе Господа. Несть бо вам подобен: аще исправиши и сотвориши, Иерусалиме, радование на земли).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ст. 6. Ибо когда мы были еще немощными, Христос, с наступлением потребного для сего времени, умер за нечестивых. Ст. 7. Даже за праведника едва ли кто умрет; разве за благодетеля, быть может, кто и решится умереть. Ст. 12. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». Как при «если» греки не ставят соответствующего ему «то»; так и при союзе «как», большею частью, опускают соответствующий ему союз «так». Не приняв этого в соображение и придав слову οτως (κα οτως) значение союза, соответствующего союзу σπερ, переводчик поставил себя в неизбежность, во-первых, сделать некоторую перестановку слов (вместо κα οτως читать οτως κα) и, во-вторых, прибавить причинный союз: потому что. И при этих отступлениях у него все же вышло, что «как одним человеком вошла в мир смерть, так, одним же смерть перешла во всех человеков». Ст. 18. «Ибо и (союза и или κα нет в греческом тексте) до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона». Кроме употребленного в этом стихе союза χρι (до), в греческом языке существовал другой союз ως, которому русские переводчики придавали и придают одинаковое с первым значение; на самом же деле оба эти союза существенно отличаются один от другого. χρι указывает на такое предыдущее действие, которое тянется беспромежуточно в продолжение какого-либо довольно длинного периода времени, и имеет значение: во всё время до самого появления; тогда как ως указывает или на действие, которым определяется только конец предшествовавшего действия или на два современных действия и в последнем случае значит: это началось еще до..... или это продолжалось, пока..... Предлагаемое нами чтение этих двух стихов: Ст. 12. Посему как грех вошел в мир чрез одного человека, так чрез грех и смерть (вошла в мир также чрез одного человека); и таким образом смерть перешла во всех людей чрез того, в ком все согрешили. Ст. 13. Ибо грех был в мире во все время до самого появления закона; но, при отсутствии закона, грех не вменяется.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

2 . Евангелист Матфей начинает так: «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» ( Мф. 1:1 ). Этим своим началом он показал, что он намерен повествовать о рождении Иисуса Христа по плоти. Ведь по ней Христос есть сын человеческий, как и Сам Он весьма часто себя называет ( Мф. 8:20 ; Мф. 9:6 ). А то высшее и вечное рождение, по которому Он есть единородный Сын Божий прежде всякой твари, ибо все сотворено через Него, столь неизреченно, что пророк говорит о нем: «Но род Его кто изъяснит?» ( Ис. 53:8 ). Итак, Матфей исследует человеческое рождение Христа, когда называет предков Его от Авраама, которых и доводит до Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус. Ибо он полагал, что не следует отделять его от супружества с Марией, хотя она и родила Его будучи девой, а не от союза с Иосифом. Этим примером прекрасно явлено всем верующим, находящимся в браке, что супружество может сохраняться и называться таковым даже и при соблюдении телесного воздержания по взаимному согласию, но с сохранением душевной склонности; ведь и у Иосифа и девы Марии родился Сын без всякого плотского соития, каковое должно иметь место только ради рождения детей. Поэтому не должно называть Иосифа отцом Христа, так как он не родил Его от плотского союза, хотя он поистине был и отцом Его, ибо усыновил рожденного от своей жены. 3 . Впрочем, Христа многие действительно считали сыном Иосифа, как будто Он в самом деле родился от его плоти; но это потому, что тогда мало кто знал о девстве Марии. В самом деле, Лука говорит: «Иисус... был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов» ( Лк. 3:23 ). Но и Лука нисколько не колеблясь называл обоих супругов Его родителями, а не одну только Марию, когда говорил: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» ( Лк. 2:41 ). А если кто-либо думает, что здесь идет речь о Марии и ее кровных родственниках, пусть прочтет там же у Луки: «Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем» ( Лк. 2:33 ). Итак, если он сам повествует, что Христос рожден не от союза с Иосифом, а от девы Марии, то почему этого последнего он называет отцом Его, как не потому, что и мужем Марии мы считаем его не по плотскому союзу, а по союзу супружескому. Поэтому и отцом Христа, родившегося от его супруги, он был более подходящим, чем если бы Он был усыновлен Иосифом откуда-то со стороны. Отсюда ясно, что слова «как думали, сын Иосифов» сказаны тем, кто воображал, что Он рожден от Иосифа подобно другим людям. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

31 П родолжая разговор с Моисеем, Господь сказал ему: 2«Знай, Я с целью особой избрал Бецалела, сына Урии, внука Гурова из колена Иуды. 3Духом Божиим исполнил Я его и через то даровал ему высокое мастерство , сообразительность и знание всякого рода искусств, 4чтобы мог он замышлять произведения художественные и работать по золоту, серебру и меди, 5гранить драгоценные камни и вставлять их в оправу, выполнять резьбу по дереву, то есть делать всякого рода искусные вещи. 6Более того, Я дал ему в помощники Оголиава, сына Ахисамаха из колена Дана, а также наделил особым умением всех тех, кто уже был умельцем в своем деле, чтобы они смогли выполнить всё, что Я повелел тебе сделать: 7Шатер Откровения, ковчег, где Свидетельство о воле Моей хранится, златой Покров примирения и все прочие принадлежности Шатра; 8также и стол со всеми принадлежностями его, светильник, коего все части из чистого золота должны быть, жертвенник курения благоуханного 9и жертвенник для всесожжений со всеми принадлежностями его, большой сосуд для омовений и подставку к нему; 10а вместе с тем и искусной работы одежды а – для самого Аарона–священника и для сыновей его одеяния, отличающиеся от обычных б, дабы носили они их при священнодействии; 11 наконец, от умельцев тех потребуется приготовить елей помазания и ароматичное курение для Святилища. Пусть всё, что Я повелел тебе сделать, они выполнят». О соблюдении субботы 12 Продолжая говорить о богослужении, Господь повелел Моисею: 13«Внуши сынам Израилевым: субботы Мои пусть соблюдают непреложно, ибо они – знамение союза между Мной и вами из поколения в поколение, дабы вы знали, что Я – Господь, освящающий вас. 14 Посему соблюдайте субботу, она свята для вас. Кто осквернит святыню эту, тот смерти должен быть предан. Работающему в субботу не место среди народа его — да будет он исторгнут. 15Работой можно заниматься шесть дней, а седьмой день – суббота, день священного покоя , он Господу посвящается. Каждый, кто работает в субботний день, должен быть предан смерти. 16Сынам Израилевым надлежит соблюдать субботу, праздновать ее из поколения в поколение как знак их вечного со Мной Союза–Завета . 17На вечные времена суббота должна оставаться знаком Союза между Мной и сынами Израилевыми. Ибо Я, Господь, за шесть дней создал небо и землю, а в день седьмой ничего не делал а и, как сказали бы вы, люди, отдыхал б».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010