Этим косвенно признавалась законность реформации. Основываясь на этом, князья и вольные города начали в своих владениях устраивать церковные дела на началах лютеранства. Прежде всего, оно было введено в Саксонии, а потом и в других местах. Меланхтон организовал, при помощи инспекторов, надзор за лютеранскими общинами, а Лютер издал для народа большой и малый катехизис. В Германии резко обозначились две партии — католическая и протестантская. Император Карл V, по политическим соображениям, не желая религиозного разделения, принадлежал к католической партии. Он признавал необходимость улучшений в церкви, почему по временам царило примирительное настроение. Временами же мир нарушался насильственными действиями. Все же взрыв был неизбежен. На сейме в Шпейре в 1529 г. католическая партия составляла большинство. Ею было проведено предложение императора о выполнении постановления вормского сейма об изгнании Лютера и об отмене шпейрского сейма в пользу реформации. Приверженцы реформации подали протест против этого решения, в котором провозглашалось, что в делах религии решение должно принадлежать совести каждого, а не большинству голосов. С этого времени реформаторскую партию стали называть протестантской . В 1530 г. на сейме в Аугсбурге, с согласия императора, который на нем присутствовал, протестантские князья представили свое исповедание веры, составленное Меланхтоном. Оно потом стало известно, как аугсбургское исповедание. На это исповедание католические богословы представили свое опровержение. Император с ними согласился, и сейм снова подтвердил вормское постановление, а протестантам было запрещено распространять свое учение, ввиду ожидавшегося собора. Но, вследствие нежелания папы Климента VII (1523-34), собор не был созван. Протестанты же заключили в Шмалькальдене в 1531 г. новый союз для защиты реформации силой оружия. Император, не подготовленный к войне, вынужден был заключить с протестантами мир в Нюрнберге (1532 г.). Обе партии обязывались до собора или сейма не притеснять друг друга в делах веры. Это так называемый первый религиозный мир. Но положение оставалось напряженным. Старания императора при помощи совещаний привести к миру не имели успеха, так же, как и Тридентский собор 1545 г. Лютеранство все более распространялось. Император опасался силы протестантских князей. Карл V решил перейти в наступление, и в так называемой шмалькальденской войне нанес им жестокое поражение. Лютер не дожил до междоусобной войны, скончавшись в 1546 г., за год до победы католиков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГНЕЗИО-ЛЮТЕРАНЕ религ. партия в Германии в 1547-1552 гг., объединявшая тех лютеран (гл. обр. приходских пасторов), кто принципиально отвергали Аугсбургский Интерим и Лейпцигский Интерим. 4 июля 1546 г. папа Римский Павел III по предварительной договоренности с имп. Карлом V объявил Шмалькальденскому союзу германских протестантов войну с целью «искоренить сорняки безбожных доктрин». Имперская католич. армия нанесла поражение лютеран. князьям Германии при Мюльберге 24 апр. 1547 г., их вождь Иоганн Фридрих, курфюрст Саксонии, был захвачен в плен. Вся Юж. Германия, а частично и северогерм. гос-ва оказались под контролем католиков. 23 мая Карл V во главе католич. армии занял Виттенберг - столицу лютеран. Реформации. Он не позволил осквернить останки М. Лютера, заявив, что воюет «не с мертвыми, а с живыми». Цель католиков в Шмалькальденской войне официально заключалась в том, чтобы заставить лютеран подчиниться решениям Тридентского Собора, чья работа (начатая в 1545) была еще далека от завершения. Поэтому 15 мая 1548 г. Карл V утвердил Аугсбургский Интерим - документ, составленный Иоганном Агриколой и определявший церковный порядок в областях Германской империи, ранее охваченных Реформацией, впредь до окончательных решений Тридентского Собора. Аугсбургский Интерим дозволял лютеран. священникам вступление в брак и преподание Причастия под 2 видами для мирян, но восстанавливал совершение всех 7 таинств Римско-католической Церкви и обязывал пасторов признать верховенство Римского папы по Божественному праву (лат. jure divino) и истинность католич. учения о транссубстанциации причастных элементов. Повсеместное и единодушное сопротивление Аугсбургскому Интериму (в т. ч. и пассивное со стороны прихожан, к-рые не ходили в церкви) побудило Морица, нового курфюрста Саксонии, перешедшего из лютеранства в католичество, выступить с инициативой разработки нового, компромиссного канонического документа.

http://pravenc.ru/text/165183.html

Всю эту грязь, замешенную на нескольких правдивых фактах и клевете, светские либеральные СМИ разносят, как вентилятором, во все стороны. Возмущаясь коварной тактикой советских спецслужб, поставивших в 1970-х годах цель разрушить Церковь изнутри, нынешние диссиденты гораздо более успешно решают эту дьявольскую задачу. Средневековое церковное диссидентство, после продолжительных войн с официальным Римом, вылилось в итоге в Реформацию, разделившую Запад на католицизм и протестантство. Любопытно, что протестантизм, поначалу декларировавший строгие моральные принципы в своей доктрине, в современном мире выродился в издевательскую насмешку над первоначальным самим собой. Если бы Лютер восстал из гроба, то непременно предал бы анафеме нынешних геев-священников, лесбиянок-епископов, однополые браки и прочую либеральную мерзость, стремительно проникающую именно в протестантские деноминации. За что, собственно, так яростно в течение ста лет (считая от начала шмалькальденской войны в 1546 г. до вестфальского мира в 1648 г.) боролись «чистые» протестанты с «падшими» католиками, чтобы через 350 лет ввести доктринально в свое вероучение все те соблазны и нравственные пороки, которые католики все-таки старались совершать тайно (если не считать совсем уж одиозных личностей типа папы Александра VI Борджия)? Давно известно, что для воинствующей Церкви гораздо большим испытанием является продолжительный мир, чем времена гонений. Именно в мирное время, о котором в церквах молятся за каждым богослужением и которое милосердный Господь дарует просящим, превращает христиан в расслабленных и теплохладных. Еще древнегреческий философ Платон в своей «Республике» высказал верную мысль, ставшую афоризмом: «Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают трудные времена». Мы сейчас живем в мирное время, и только безумец может желать войны и гонений, чтобы очистить церковный организм от нравственной проказы, наиболее заразной и опасной в тепличных условиях.

http://pravoslavie.ru/120728.html

При них во мн. городах Венгрии были воздвигнуты храмы, посвященные Е. (или Е. Венгерской). Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан Св. Елизавета Тюрингская помогает бедным. Фрагмент реликвария св. Елизаветы. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан В 1539 г. ландгр. Гессена Филипп I Великодушный, перейдя в протестант. веру, решил прекратить паломничество к мощам Е., изъяв их. После поражения протестант. коалиции в Шмалькальденской войне (1546-1547) святыня (из мощей сохр. череп и неск. костей) была передана эрцгерц. Максимилиану (впосл. имп. Максимилиан II). В 1548 г. мощи поместили в резиденции магистра Тевтонского ордена в г. Мергентхайм (ныне Бад-Мергентхайм), а впосл. передали дочери имп. Максимилиана Елизавете, вдове франц. кор. Карла IX , к-рая жила в основанном ею мон-ре кларисс в Вене. В 1782 г. после упразднения мон-ря мощи были освидетельствованы и переданы в обитель Сестер св. Елизаветы (Госпиталь св. Елизаветы), где хранятся до наст. времени. Повторное освидетельствование мощей, включавшее анатомическое исследование, было проведено по указу кард. Фридриха Пиффля, архиеп. Венского (1913-1932). Несмотря на события, связанные с Реформацией, почитание Е. не прерывалось. В 1622 г. в Ахене был основан госпиталь, положивший начало конгрегации Сестер св. Елизаветы в составе Третьего ордена св. Франциска. В 1671 г. папа Климент X объявил 19 нояб., день погребения Е., общим празднованием памяти святой для всей Римско-католической Церкви. С сер. XIX в. в Германии, Италии и др. странах создается ряд орг-ций каритативного характера, носящих имя Е. В 1916 г. был создан англикан. монашеский орден св. Елизаветы Венгерской. Одна из дочерей Е., София, жена Генриха II, герц. Брабантского, была матерью Генриха I, родоначальника Гессенского ландграфского дома. Вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , принадлежавшая к дому герцогов Гессен-Дармштадтских, являлась, т. о., прямым потомком Е.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Примерная чета. Римско-католической святой Елисавете Венгерской Господь послал под стать ей примерного супруга, с которым она жила в пламенной любви, но не в ущерб любви обоих к Богу. Она искала молитвы и подвигов, он же не только не препятствовал ее порывам, но сам часто принимал участие в святых упражнениях, нежно отклоняя супругу только от крайностей подвижничества, могущих вредно отозваться на ее здоровье. В этих видах он разнообразил супружескую жизнь и развлечениями, только всегда скромными и мирными. Год от году любовь их не охладевала, как друг к другу, так и к Богу. Для них необходимо было быть вместе и самая краткая разлука причиняла им глубокую скорбь. Случалось супругу иногда делать такие поездки, в которых Елисавета не могла принять участие. В таких случаях Елисавета, тотчас по отезде мужа, снимала с себя светлые одежды, одевалась вдовою и по-вдовьи окутывала свою голову. Все время разлуки она проводила в молитве, бдении и строгом посте. Зато, при первой весточке о приближении мужа, она преображалась, ликовала, как ребенок, наряжалась в роскошные княжеские одежды и так встречала его. Во время обедов она не могла усидеть не рядом с мужем. Так эта чета прожила свою жизнь, полная святого согласия, смиренная и чистая пред Богом, ласковая к людям, милостивая к нуждающимся. Супружеская верность. Фридрих Великодушный, герцог Гота и курфюрст Саксонский, в Шмалькальденской войне лишен был курфюршества Саксонского. Унаследовававший ему сын Иоанн Фридрих не мог переварить этого лишения. Он охотно слушал советов силою меча возвратить родовое владение. Наконец, он в союзе с рыцарем Грумбахом нарушил мирный договор и решился отвоевать потерянное отцом. Но он вскоре потерпел решительное поражение. Его союзник Грумбах был казнен, а сам герцог в 1566 году подвергнут был пожизненному заключению в Нейштадте около Вены. Горько было это заключение его супруге Елисавете Поральцской. Ей пришлось терпеть материальную нужду. Первоначально она ради воспитания детей жила в Эйзенахе в Тюрингии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Препятствием для деятельности иезуитов в Кёльне было негативное отношение к новому ордену католич. архиеп. Кёльнского Германа фон Вида (1477-1552), к-рый к нач. 40-х гг. XVI в. стал сторонником Реформации. Он поддерживал переписку и лично встречался с Мартином Буцером (1491-1551) и Филиппом Меланхтоном (1497-1560), при участии которых стремился реформировать в протестант. духе церковную жизнь в архиеп-стве. Желая воспрепятствовать деятельности иезуитов, архиепископ убедил городской совет ликвидировать организованный К. общинный дом; иезуитам было разрешено присоединиться к картузианцам, к-рые приняли их в своем мон-ре и оказывали им покровительство (см.: PCEA. Vol. 1. P. 103-113). Столкновение с архиеп. Г. фон Видом принесло К. известность среди противников Реформации; постепенно о К. как о защитнике католицизма стали узнавать церковные и светские власти за пределами Кёльна. По поручению местного духовенства он ездил на заседание рейхстага в Вормсе (1545), где вручил имп. Карлу V петицию с просьбой защитить католич. веру в Кёльне от посягательств Г. фон Вида. Впосл. К. еще неск. раз встречался с императором и обращался к нему и к влиятельным князьям (в т. ч. к Георгу Австрийскому, кн. и архиеп. Льежа) с ходатайствами о низложении Г. фон Вида. С началом Шмалькальденской войны (1546-1547) Карл V смог открыто выступить против архиепископа и обратился к папе Римскому Павлу III с требованием положить конец его протестант. деятельности. 3 июля 1546 г. папа Павел III низложил Г. фон Вида с кафедры и отлучил его от католич. Церкви, однако тот еще почти год управлял архиепископством; лишь 25 февр. 1547 г. Карл V вынудил его отказаться от княжеской власти. Кёльнскую кафедру занял ревностный католик Адольф фон Шаумбург, запретивший протестант. проповедникам появляться в пределах архиеп-ства. Осенью 1544 г. К. читал в коллегии Монтанум курс лекций по Евангелию от Матфея. В 1546 г. он подготовил и издал в Кёльне 2 собрания святоотеческих творений: 3-томное собрание сочинений и писем свт.

http://pravenc.ru/text/1470217.html

Как логически необходимое следствие из высказанного Иоанном Златоустом понятия о существе брака следует учение его о неразрывности и нерасторжимости брачного союза. Чтобы брак был полным и самым тесным союзом супругов, которые должны представлять плоть едину, то есть как бы одну целостную, нераздельную личность, необходимо, чтобы он был нерасторжим, связывал одних и тех же личностей на всю жизнь. Бог соединил в браке неразрывно мужа и жену не только тем, что каждый из них находит восполнение своего «я» другим существом, но и естественной нуждой, обложив их как бы нерасторжимой цепью, союзом любви 576 . Доказательством неразрывности брачного союза служит и догматическое сравнение, указываемое Св. Отцом, союза мужа и жены с союзом Христа-Жениха с Невестою-Церковью 577 . Если брак есть образ союза Иисуса Христа с Церковью, то мыслимо ли расторжение этого союза? Союз Господа с Церковью вечен; никакие силы ада не могут прекратить бытие ее, потому что глава Церкви есть тот же Христос Спаситель. Во образ этого вечного союза и брачный союз, с главенством мужа, не должен быть разрываем в течение земного существования. С особенной ясностью и глубиной Златоуст изъясняет закон о нерасторжимости брака в одной из бесед на Евангелие от Матфея. Выходя из того основного положения, что Творец изначала создал два различных пола и этим самым положил основание браку, – тесному жизненному общению мужа и жены, при котором, по мысли Божией, они должны стать одною плотью, Иисус Христос, рассуждает он, настаивает на той мысли, что такое общение полов в браке, в силу способа происхождения супругов, общности их жизненной цели и совершенной их необходимости друг для друга, стало и коренным законом человечества. Как закон, Самим Творцом вложенный в природу человека, он не допускает никаких нарушений со стороны человеческого произвола; иначе говоря, раз заключенный, брак не должен разрываться человеком 578 . На вопрос фарисеев: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? ( Мф. 19:3 ) – Иисус Христос отвечал: «Не должно!» Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

24. Авраам ответствовал: я клянусь. 25. При сем Авраам жаловался Авимелеху о кладезе вод, который отняли рабы Авимелеховы. 26. Авимелех же сказал: я не знал, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. 27. Тогда Авраам взял мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили завет. 28. И поставил Авраам семь агниц из стада особо. 29. Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? 30. Он сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне во свидетельство, что я выкопал этот колодезь. 31. По сему и назвал он сие место Беэр-шава; ибо тут оба они клялись. 32. Таким образом они заключили союз в Беэр-шаве. И встал Авимелех и Фихол, военачальник его, и возвратились в землю Филистимскую. 33. И насадил (Авраам) при Беэр-шаве рощу, и призвал там имя Господа, Бога вечности. 34. И жил Авраам в земле Филистимской, как иностранец, дни многие. В порядке сего сказания должны быть примечены: случай союза (22), предмет союза (23–26), обряды союза (27–32) и последовавшие за сим обстоятельства жизни Авраама (33. 34). С тобою Бог во всем. Вообще, сии слова означают то, что Авимелех видит Авраама под особенным покровительством Божия Промысла. По связи с последующими они должны заключать в себе случай или причину, почему Авимелех ищет союза с Авраамом. В сем особенном отношении они могут быть изъясняемы из особенного знамения Божия о Аврааме благоволения, явленного в Исааке. Авимелех мог знать, сколь чудесным образом и с какими обетованиями Бог даровал Аврааму наследника, и, покорствуя воле Промысла, поспешал утвердиться в благоволении предопределенного обладателя земли Ханаанской. Потому-то и желал он союза потомственного (23). Что ты не обидишь и проч. Буквально с еврейского: если ты солжешь мне, или сыну моему, или внуку моему и проч. Речь сия, по свойству еврейского языка, не окончена. По некоторой благородной скромности здесь умолчена угроза или призывание Божия мщения. То же благорасположение, которое я оказал тебе (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Божественное установление его . Брак, как союз мужа и жены, установлен Богом еще в раю при сотворении первых людей. Создав Адама, Господь потом создал из ребра его и жену – Еву и привел ее к Адаму, чтобы она была помощницей своему мужу ( Быт.2:724 ). Бог благословил супружеский союз первых людей и сказал им: Раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт.1:28 ). Как таинство, брак установлен в Новом Завете. Показывая высокое достоинство брака, как союза, Богом установленного, Спаситель почтил Своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и здесь совершил Свое первое чудо ( Ин.2:111 ). Затем, в беседе с фарисеями Господь Иисус Христос привел слова, которыми Бог в раю установил брак, и при этом прибавил: еже Бог сочета, человек да не разлучает – что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:36 ). Что брак есть таинство, это видно из слов ап. Павла, который, указывая на супружеский союз, как на образ союза Христа с Церковью, называет христианский брак великой тайной, или великим таинством: Оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину. Тайна сия Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (то есть как бы одним велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь ( Еф.5:3132 ). существом по мыслям, чувствам и действиям). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви 132 . Видимая сторона таинства брака . Самыми важными видимыми действиями в таинстве брака служат: возложение венцов на жениха и невесту и троекратное торжественное благословение их брачного союза священником с произнесением краткой молитвы к Богу 133 . Во время этих священнодействий Сам Господь невидимо благословляет вступающих в брак, и жених и невеста становятся мужем и женой, неразрывно соединяясь на всю жизнь 134 . Благодать, подаваемая в этом таинстве . Невидимое действие благодати, сообщаемой в таинстве брака, состоит в освящении брачного союза двух лиц в образе духовного союза Христа с Церковью и в содействии супругам свято исполнять их взаимные обязанности. Благодатная сила таинства помогает мужу и жене достигать высоких целей христианского брака, а такими целями являются: благословенное рождение и христианское воспитание детей – членов Церкви Христовой и наследников Царства небесного, взаимное содействие супругов друг другу во всем добром, и предохранение их от чувственных движений в теле, противных христианскому целомудрию.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

За годы войны взнос Русской Православной Церкви в Фонд обороны составил более 300 млн. рублей. Построенные на деньги православных христиан танковые колонны им. Дмитрия Донского и авиационная эскадрилья им. Александра Невского стали видимым благословением Церкви на ратный подвиг. Всегда во все самые тяжкие для судеб России времена Русская Православная Церковь была вместе с ее народом. Сегодня, как и столетие назад, создавать Союз Русского Народа без православной веры, без соединения в своей работе с Церковью все равно, что создавать вместо Союза Русского Народа русский этнический клуб ради возрождения языческой обрядности и игры на балалайке. Это слишком разные вещи, чтобы их не понимать. Эта мысль важна нам вот еще с какой точки зрения. Погоня за увеличением количества членов Союза без учета того, какую жизнь православного христианина ведет предполагаемым кандидат, приведет к превращению Союза из верных долгу перед Отечеством и Русской Православной Церковью русских по национальности христиан в союз маргиналов, объединенных этнической принадлежностью, для которых понятие родины ассоциируется с удачно найденным мусорным баком с импортными объедками. Такой печальный опыт Союз уже имел, когда избавлялся от назаровской камарильи и дискутировал по поводу христоненавистнического " соборного проекта Государства единой нации " , подброшенного Союзникам в качестве предложения пойти им по стопам Иуды Искариотского. Церковь учит нас, Союзников, совершенно иному. Она учит служению Богу, Отечеству, народу и друг другу. Для этого каждому дается особый дар для служения всем. " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4. 10). " Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчества, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно " (1 Кор. 12. 8-11). Дары многоразличной благодати Божией даются каждому отдельно, но для совместного служения народа Божия (в том числе и для служения миру). И это есть общее служение Церкви, совершаемое на основе не одного, а разных даров. Различие же даров создает и различие служений, но " служения различны, а Господь один и тот же, производящий все во всех " (1 Кор. 12. 5-6). Как Сам Господь говорил: " Я посреди вас, как служащий " (Лк. 22:27) и " не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих " Мк. 10:45), так и нам, Союзникам следует поступать при исполнении устава Союза(25).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010