А что действительно, если бы все зависело от нас, тогда многие возгордились бы и предались бы высокомерию, послушаем, что говорил фарисей, в какую впал он гордость, как превозносился и ставил себя выше всей вселенной (Лк. 18:10-14). Потому Бог сделал, что не все зависит от нас, но предоставил нечто и нам, чтобы иметь благовидный повод справедливо увенчать нас. Тоже Он объяснил и тою притчею, в которой говорит, что господин, нашедши людей в одиннадцатый час, послал их работать в винограднике (Мф.20). Что могли они сделать в одиннадцатом часу? Но для Бога достаточно было и этого краткого времени, чтобы дать им полную награду. А чтобы ты убедился, что пророк говорит истину и не отнимает у нас свободы, но любомудрствует здесь об окон­чании дел, выслушай дальнейшие слова его. Сказав: не в воле человека путь его , он тотчас прибавляет: наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоем . Если бы совершенно ничто не за­висело от нас, то напрасно он говорил бы: наказывай меня, Господи, но по правде .   5. В самом деле, что может быть несправедливее того, чтобы наказывались те, которые не властны в делах своих, и чтобы подвергались осуждению люди, которых путь и жизнь находятся не в их власти? Таким образом, когда он является молящим Бога о том, чтобы наказание их не было слишком жестоко, то выражает не что иное, как то, что они достойны осуждения и наказания; а это показывает не что иное, как свободу их воли. Если бы они не были властны в де­лах своих, то не нужно было бы и просить, чтобы они подверглись более легкому наказанию, и даже совершенно наказы­вать их; или, лучше, не нужна была бы и просьба, потому что Бог не имеет нужды в чьей-нибудь просьбе о том, чтобы Он не наказывал невинных. Но что я говорю: Бог, – когда не делает этого и человек благоразумный? Итак, когда пророк является просящим за иудеев, то очевидно, что он просит за грешников; а грех бывает тогда, когда мы, имея власть не преступать закона, преступаем его. Из всего этого видно, что наши добрые дела зависят и от нас и от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Акила, вместо " дом Нехота " , говорит: " дом курений " ; Симмах: " дом военных вооружений, золота, серебра, стакти, елея и курения и всего того, что было в его сокровищнице " . Почему же ты привязываешь к себе этих друзей, а не Бога, в котором была вся твоя безопасность? Некоторые думают, что он пожелал, показав им сокровища, устрашить их на тот случай, когда ему надлежало пользо­ваться иными вещами для иной цели. Другие же говорят, что послы пришли затем, чтобы узнать причину происшедшего знамения, так как тот день (исцеления Езекии) был продол­жителен, более продолжителен, нежели прочие дни. Был де­сятый час и солнце вновь возвратилось еще на десять часов; вследствие прихода и возвращения его стало много часов; а по­том солнце совершило, сообразно своему течению, еще 12 часов. Вавилоняне, смотря на такую вещь удивленными глазами, пришли спросить о происшедшем знамении, так как в один день солнце должно было совершить течение 32 часов. Поэтому про­рок и говорит: что говорили эти люди? Езекия не стал пока­зывать им великого Бога, сотворившего дивное, а показал им то, что он мог показать из человеческих дел, но он не помыслил о том, что написано: проклят человек, который надеется на человека (Иер.17:5). И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут во дни мои . Но не так говорили те великие и дивные мужи; а как же? Не престаю, говорится, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих (Ефес.1:16). Я согрешил, я пастырь поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? (2Цар.24:17); а также другой праведник: прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32:32). Видя скорби тех, с которыми они жили, они не чув­ствовали своей скорби, а тот Езекия не думал о скорбях дру­гих, сам находясь в благополучии; его нрав был челове­ческим, а нрав тех ангельским; он был суровым и же­стоким относительно родственников, а те были добрыми и благожелательными даже относительно чужеродных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Ам.8:9—10. И будет в тот день, говорит Господь (Бог): закатится солнце в полдень, и омрачу землю среди светлого дня. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу вретище на всякий хребет ваш и плешь на всякую голову, и произведу у нея плач, как о единородном, и конец ея будет, как горестный день. LXX: И будет в тот день, говорит Господь: закатится солнце в полдень, и померкнет на земле свет днем. И обращу праздники ваши в печаль и все песни ваши в плач, и возложу вретище на все чресла и плешь на всякую голову, и произведу у нея плач, как о возлюбленном, и для тех, которые с ним, будет как бы день скорби.    День тот означает день плена, когда будут отведены в Ассирию и Халдею оба народа, для которых, вследствие великой скорби, солнце закатится в полдень и, между тем как у всех будет сиять свет, у них все будет покрыто мраком, когда праздники их и все песни обратятся в сетование и плач, спины или чресла всех будут покрыты власяницею и на головах, по древнему обычаю сетующих, будет плешь, что, как мы читаем, сделал и Иов при смерти сыновей (Иов. гл. 1). Печаль и сетование будут столь велики, что превзойдут скорбь матери о смерти единственного, самого дорогого для нее сына, и все будет полно плача и горести. Можем мы понимать это место и в отношении к страданию Господню, когда солнце в шестой час скрыло свои лучи и не дерзало взирать на висящего на кресте Господа своего (Лук. гл. 23), когда при тьме, все покрывшей, праздники и песни их, при победах Веспасиана и Тита, превратились в плач и сетование, когда все наполнилось слезами, покаянием и власяницами и сделались плешивыми головы, которые прежде украшались волосами назореев, растившимися для Господа. Тогда первородный сын Божий, народ израильский, наложивший руку на единородного и истинного Сына Божия, предан был на вечное сетование, и последние времена его или те, которые были с ним, исполнились горести. Поэтому теперь они, отвергнув солнце правды, имеют тьму, а мы, сидевшие во тьме и тени смертной, увидели великий свет (Исаии гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Был уже ей шестой месяц, и вот Иосиф возвратился от плотничных работ своих, и вшедши в дом свой, заметил ее имеющей во чреве. И ударил себя в лицо и пал на вретище долу и горько плакал, говоря: каким лицом буду я взирать к Господу Богу моему, как буду молиться о сей отроковице, ибо я принял ее из храма Господня девой и не соблюл? Кто уловил меня (коварством), кто сделал это зло в доме моем и опорочил деву? Не повторилось ли со мной то, что было с Адамом ? Ибо как в тот час, когда Адам занимался славословием своим, пришел змий и застал Еву одну и прельстил, так случилось и со мной. И встал Иосиф от вретища и призвал Мариам и сказал ей: удостоенная попечения Божия, что это ты сделала и забыла Господа Бога твоего? Для чего ты уничижила душу твою, ты, которая воспиталась во Святом Святых и принимала пищу от руки Ангела? Она же горько заплакала и сказала, что я чиста и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: откуда же имеющееся во чреве твоем? Она же сказала: жив Господь Бог мой, что я не знаю, откуда это у меня. XIV И весьма убоялся Иосиф, и успокоен был он нее, и размышлял о том, как поступить с ней. И сказал Иосиф: если я скрою грех ее, то окажусь противником закону Господню, а если объявлю о ней сынам Израилевым, боюсь, может быть, обретающееся в ней есть свято, и я сделаюсь предающим неповинную кровь на осуждение смерти. Итак, что мне сделать с ней? Отпущу ее от себя тайно 36 . И застигла его ночь. И вот Ангел Господень является ему во сне и говорит: не страшись за отроковицу сию; ибо находящееся в ней есть от Святого Духа, родит Сына, и ты дашь Ему имя Иисус. Ибо Он спасет народ свой от грехов. И восстал Иосиф от сна и прославил Бога Израилева, давшего ему сию благодать, и сохранял ее. XV Тогда пришел к нему Анна книжник и сказал ему: почему ты не явился в наше собрание? И отвечал ему Иосиф: потому, что я утомился от пути и захотел отдохнуть первый день (в доме своем). И обратился Анна и увидел Мариам беременную. И побежал к священнику 37 и сказал ему: Иосиф, о котором ты свидетельствуешь (что он праведен), поступил весьма беззаконно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Было и надписание над Ним написано письменами Еллинскими, Римскими и Еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. И один из повешенных злодеев хулил Его и говорил: если Ты Христов, спаси Себя и нас. Другой же, отвечая, укорял его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам на то же осужден? и мы в правду, достойное по делам нашим приняли; Сей же ни единого зла не сотворил. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствии Твоем! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, днесь со Мною будешь в раю. Был же час шестой, и тьма стала по всей земле до часа девятого; и померкло солнце, и завеса церковная раздралась по среде. И, возгласив гласом велиим, Иисус рек: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И сие сказав, предал дух. Сотник же, видев бывшее, прославил Бога и сказал: воистину человек сей праведен был. И весь народ, пришедший на позор сей, видя совершавшееся, возвращались, бия себя в грудь. И стояли издалеча и смотрели на все сие все знавшие Его и жены, последовавшия за Ним от Галилеи. И се муж, именем Иосиф, член совета, муж благ и праведен, непричастный совету и делу их, – из Аримафеи, города Иудейского, и сам чаявший Царствия Божия, приступил к Пилату и просил Тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его во гробе, иссеченном в камне, где еще никто никогда положен не был. День тот был пяток, и рассветала суббота. Вслед пришли и жены те, пришедшия с Иисусом от Галилеи, и видели гроб, и как положено было Тело Его. Возвратившись же, уготовали ароматы и миро; и в субботу умолчали по заповеди. Глава 24 В первый же день недели, раным-рано, пришли на гроб, нося уготованные ароматы, и другия с ними; но нашли камень отваленный от гроба, и вшедши не обрели Тело Господа Иисуса. И вот, когда недоумевали о сем, два мужа стали пред ними в ризах блистающих. Пристрашным же им и склонившим лица к земле, сказали: что ищете живого с мертвыми? нет Его здесь – востал Он, как говорил вам, быв еще в Галилее, сказывая, что подобает Сыну человеческому предану быть в руки грешных людей и распяту быть и в третий день воскреснуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В книге пророка Иеремии с Источником «воды живой» отождествляется Сам Господь Бог. «Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева… – восклицал Иеремия от лица Бога, – два зла сделал народ Мой: Меня, Источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» (Иер. 2: 4, 13). «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41: 2); «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – к Тебе, как жаждущая земля» (Пс. 142: 6), – пел царь Давид. Поэтому, когда Иоанн Богослов свидетельствует о Христе как об «Источнике воды живой», он ссылается на сказанное ранее пророками. Принципиальным акцентом является лишь то, что именно Иисус для апостола тот Агнец, кровью Которого было искуплено «великое множество людей… из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7: 9), и именно этот Агнец «будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7: 17). Он есть Альфа и Омега, начало и конец. Жаждущему Он дает «даром от источника воды живой» (Откр. 21: 6). Бог не только дает «даром», но, что наиболее удивительно в сегодняшней евангельской истории, Он приходит к жаждущему человеку первым. Авторы богослужебных стихир подчеркивают это: «Облаки водами одеваяй, жене же предста воды прося» («Он, водами наполняющий облака, женщине предстал, прося у нее воды») 1 , «Воды иский, Иже источники и езера вод изливаяй» («Воды искал источники и озера вод Изливающий»), «Воду прося, Иже на водах землю повесивый» («Воды просил на водах землю Повесивший») 2 . В райском саду средь бела дня Ева взяла запретный плод, за что была изгнана в землю сухую и безводную. И вот в час шестой к страдающей от жажды самарянке приходит Источник чудес, чтобы эту дочь Евы вернуть обратно в полноводный Рай. Для авторов богослужебных текстов Господь словно уловляет женщину словами. Вот приблизилась самарянка, чтобы зачерпнуть воды, и, увидев ее, сказал Спаситель: «Даждь Ми воду пити, и Аз воды текущия насыщу тя» 3 .

http://pravoslavie.ru/70776.html

В «пятницу перед Пасхой, в час шестой» (Ин.19,14) Пилат под давлением толпы выносит смертный приговор. Начинается крестный путь. Бог не может умирать. Человек не должен умирать В Иерусалиме Крестный путь, Via Dolorosa, состоит из нескольких отрезков. Паломники идут от остановки до остановки, отсылающих к Писанию и благочестивым преданиям: падение Христа под Крестом, последняя встреча с Матерью по пути на Голгофу, место встречи с Симоном Киринеянином… Эпизод с Симоном есть во всех синоптических Евангелиях (на службе зачитываются в пятом и шестом фрагменте, от Матфея и от Марка): просто шел человек с поля, а его остановили и заставили нести орудие казни. Интересно, почему вдруг стража сжалилась над Осужденным и передала Его крест другому человеку? Или, может, это было желание поглумиться над кем-то еще? И какие чувства при этом испытывал Симон? Стыд — кто-то увидит, неправильно поймет? Злость — еще для какого-то преступника стараться, да что эти оккупанты себе позволяют? Жалость — у Него совсем, видно, не осталось сил, раз заставили вместо Него нести? Или страх — беспредельщики, сначала крест дали, потом и самого убьют?.. Удивительно, но на богослужении не читается фрагмент из 23 главы Евангелия от Луки о плачущих женщинах, которых предупредил о грядущих бедствиях Сам Христос, измученный судом и предстоящей казнью: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (27:31). А на Крестном пути остановка, посвященная этой встрече, есть. Если вам доведется паломничать в Иерусалим — пройдите Via Dolorosa с Евангелием в руках, и на месте плача дщерей Иерусалимских вам тоже захочется плакать… Это только середина Крестного пути. Ему придется еще очень многое пережить в этот страшный день.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-cht...

В шестой день Бог повелел земле извести четвероногих, и зверей, и скотов. И наполнилась земля множеством новых живых обитателей. Когда Бог украсил землю и наполнил ее и моря многою живою тварью, то ввел в сей благоукрашенный дворец человека. И сотворил Бог человека по образу Божию «и вдунул в лице его дыхание жизни и ввел его в рай» ( Быт. 2:7–8 ). «И благослови Бог день седьмый, и освяти его, яко в той почи от всех дел Своих» ( Быт. 2:3 ). И это творение мира и начало Бытия было в период весны, в месяце марте, за 5508 лет до н.э. Человек был бессмертным, время не имело над ним власти. Но ему дана была заповедь и прещение Божие за непослушание: «смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Значит, жизнь его зависела не от времени, но от жития, от исполнения заповеди Божией. Он должен был, как говорят Отцы «хранить и возделывать рай». По преслушании Адам, согрешив, впал во власть времени, то есть стал тленным и смертным; однако он помнил рай и всю жизнь каялся и плакал, но своими силами сам не мог вновь уподобиться Богу. Господь наш Иисус Христос «смерти жало сокрушил еси, и Адам от клятвы избавлен бысть» /воскр. кондак гл. 5/. Перед крестными страданиями Спаситель молился: «Отче! Пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотию, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:1–3 ). А еще ранее благовествовал: «Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец. Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин. 12:49–50 ). И снова: «Глаголы, яже Аз глаголах вам, Дух суть и живот суть» ( Ин. 6:63 ). Эти Божественные откровения ясно показывают, что через Спасителя жизнь вечная вновь открывается падшему человеку во Христе, в познании Его через исполнение святых Его заповедей. Сама Жизнь явилась и животворит всех верных любовию. После Воскресения Христова наступило это «время исправления» ( Евр. 9:10 ), время обновления благодатию. Бог обновляет человека, но теперь уже вместе с ним, так чтобы воля его через познание истины и исполнение заповедей Божиих, сливаясь с волей Божией, была свята. Апостол Павел научает: «...истина во Иисусе, – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4:21–24 ). Отсюда осознаётся жизненный путь: доброделание во имя Господне – средство «искупления» времени нашей жизни, ведущее к вечности – Богопознанию. И поэтому доброделание становится мерой времени, его ценою, – времени не астрономического, но осознанного – онтологического (бытийного), духовного (в отличие от растительного) времени. Его можно назвать «человеческим».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

В шестой час он вкусил, – потому что таково правило природы; после шестого – сокрылся от Бога. Вечером пришел к нему Бог. Адам захотел стать Богом, но захотел невозможного. Его желание исполнил Христос. Ты хотел сделаться тем, чем не мог быть; я хочу сделаться человеком и могу это сделать. Бог сделал дело прямо противоположное заблуждению Адама. Ты захотел того, что выше тебя; я принимаю то, что ниже Меня; ты хотел равенства с Богом, я становлюсь равным человеку. Потому и Павел говорит: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» ( Фил.2:7 ). Ты захотел стать Богом, и Я не гневаюсь на это, так как Я хочу, чтобы ты стремился к богоравенству, но Я негодую на то, что ты захотел восхитить достоинство вопреки воле Владыки. Ты захотел стать Богом, и не мог; Я делаюсь человеком, и невозможное делаю возможным. А что Господь пришел по желанию дать богоравенство, об этом Он сам свидетельствует. Когда питающий вместе с питаемыми ел пасху, когда Ему, питающему всю вселенную, предлежала трапеза, Он говорит апостолам: «очень желал Я есть с вами сию пасху» ( Лк.22:15 ). Завидовал ли Я твоему богоравенству? Ты хотел похитить Мое, но не мог; Я беру твое, потому что могу. Внимай: Бог пришел вечером и говорит: «Адам, где ты?» ( Быт.3:9 ). 6. Бывшее тогда и настоящее близки одно другому, потому что и первое и последнее было делом единого Бога. Не иной пришел на страдания, а тот же, который снизошел в раю. Адам скрылся, потому что после вкушения почувствовал (грех). «И открылись глаза у них обоих, – говорится, – и узнали они, что наги» ( Быт.3:7 ). Так как диавол сказал: «в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши» ( Быт.3:5 ), то вот, говорят, сатана сказал истину. Справедливо сказал Павел: «нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор.2:11 ). Святые знают козни диавола. Замечай его злобу. Откуда знал диавол, что после вкушения отверзутся очи людей? Разве они были слепы? Писание говорит, прежде чем они вкусили от дерева, что «увидела жена» древо. Следовательно, она была не слепа.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

В этом городке жила родственница Елизаветы юная дева Мария, которая как святой плод многослезных молитв Иоакима и Анны, такой же праведной четы, как и Захария и Елизавета, была посвящена Богу и как девственница по обету была лишь обручена для охранения этой девственности праведному и уже престарелому мужу Иосифу, плот­нику по ремеслу. С детства воспитанная при храме и под благотворным влиянием его постоянных прообразовательных священнодействий, от рождения уготованная послужить чистейшим сосудом великой тайны, юная дева, бывшая в это время уже круглою сиротою, всецело была предана исполнению своего обета и проводила время в неусыпных молитвах. Подобно всем благочестивым людям в избранном народе, она при всяком наступлении утреннего жертвоприношения, часа полуденной молитвы и времени вечернего жертвоприношения удалялась в свое особое, на­значенное ей помещение, и тайно предавалась молитве. В один из таких моментов и совершилось великое событие. В шестой месяц после таинственного откровения Захарии в храме, когда пресв. Дева уединенно предавалась молитве, в ее комнате явился тот же архангел Гавриил и сказал ей: «радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты меж­ду женами»! Появление таинственного для нее незнакомца в ее уединенной девической комнате и притом в самый час молитвы естественно должно было смутить ее, и она стала размышлять в себе, что бы это было за приветствие. «И сказал ей ангел: не бойся, Мария; ибо ты обрела благодать у Бога. И вот, за­чнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царство­вать над домом Иакова во веки и царству Его не будет конца». Славные, великие, радостные, но вместе и непостижимые сло­ва! Ведь она девственница по обету, и слова вестника ока­зываются противными природе и не постижимыми для человеческого разума. «Как будет это, сказала Мария ангелу, когда я мужа не знаю?» Это не было сомнение, к которому неспособно было искренно верующее сердце Марии, а лишь недоумение ее простого, человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010